| II. Совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами |
17. | Разработка основных элементов комплексной системы научного мониторинга и прогнозирования природных, техногенных и природно-техногенных рисков чрезвычайных ситуаций - всего | Российская академия наук | 11,64 | 3 | 3,2 | 2 | 1,44 | 2 | технико-экономическое обоснование построения и функционирования интегральной системы научного мониторинга и прогнозирования природных, техногенных и природно-техногенных рисков чрезвычайных ситуаций. Снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 11,64 | 3 | 3,2 | 2 | 1,44 | 2 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - | |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - | |
18. | Развитие сети сейсмологических наблюдений и средств обработки и передачи данных в целях предупреждения о цунами - всего | Росгидромет, Российская академия наук | 108,55 | 6 | 6,5 | 7 | 36,55 | 52,5 | обоснование и разработка оптимальной структуры наблюдений для обеспечения устойчивого функционирования сейсмологической и гидрометеорологических служб в целях предупреждения о цунами на Дальнем Востоке России. Создание программно-аппаратных комплексов для обеспечения приема и обработки в режиме реального времени сейсмических данных, а также для оценки вероятности возникновения цунами |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 10,7 | 2 | 2,5 | 2,5 | 1,7 | 2 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | 97,85 | 4 | 4 | 4,5 | 34,85 | 50,5 |
| | | | | | | | |
19. | Модернизация и развитие необходимых элементов сети наблюдений за уровнем моря (гидрофизическая сеть) в целях обеспечения достоверной и оперативной информацией об угрозах цунами - всего | Росгидромет | 264,983 | 7 | 7,5 | 19 | 84,383 | 147,1 | создание и внедрение в опытную эксплуатацию донных автоматических регистраторов цунами. Повышение надежности и оперативности работы системы по сбору и обработке данных об основных параметрах волн цунами в режиме, близком к реальному времени. Расширение технических возможностей гидрометеостанций, задействованных в системе предупреждения о цунами. Расширение возможностей по информационному обмену с зарубежными службами предупреждения о цунами Тихоокеанского региона |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 16,05 | 3 | 3,5 | 3 | 2,55 | 4 |
| капитальные вложения | | 185,833 | - | - | 12 | 76,733 | 97,1 |
| прочие нужды | | 63,1 | 4 | 4 | 4 | 5,1 | 46 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
20. | Модернизация региональных систем оперативного ситуационного анализа сейсмологических и гидрофизических данных в целях предупреждения о цунами в гг. Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке - всего | Росгидромет, Российская академия наук | 148,25 | 4 | 4 | 26,12 | 87,13 | 27 | типовой технический проект по модернизации системы предупреждения о цунами на региональном уровне. Расширение технических возможностей системы предупреждения о цунами, повышение достоверности и оперативности оценки обстановки. Строительство и оборудование в г. Петропавловске-Камчатском межрегионального центра сбора, обработки и передачи мониторинговой и прогнозной информации о сейсмических событиях Дальнего Востока и цунами (2500 кв. метров). Повышение достоверности и оперативности представления информации о землетрясениях, вызывающих цунами |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | - | - | - | - | - | - |
| капитальные вложения | | 127 | - | - | 22,12 | 82,88 | 22 |
| прочие нужды | | 21,25 | 4 | 4 | 4 | 4,25 | 5 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
21. | Создание высокоскоростного сегмента связи между региональными центрами системы предупреждения о цунами и централизованной системой оповещения - всего | Росгидромет, Росинформтехнологии, МЧС России | 53 | 11 | 11,5 | 11 | 8,5 | 11 | разработка требований к основным элементам системы связи и передачи экстренной информации о цунами. Обеспечение устойчивой оперативной связи региональных центров системы предупреждения о цунами с пунктами наблюдательной сети и передачи сигналов автоматизированной информационно-управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в централизованную систему оповещения. Развитие и модернизация системы оперативной передачи данных и информирования об угрозах цунами с использованием базовых элементов ведомственных систем, спутниковых систем связи и выделенных каналов связи |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 31,75 | 7 | 7,5 | 7 | 4,25 | 6 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | 21,25 | 4 | 4 | 4 | 4,25 | 5 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
22. | Создание высокоскоростного и надежного спутникового сегмента связи между опорными сейсмостанциями и информационно-обрабатывающими центрами системы сейсмологических наблюдений - всего | Российская академия наук, Росинформтехнологии, МЧС России | 22 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 50 каналов высокоскоростной (в режиме реального времени) спутниковой связи между опорными сейсмостанциями, информационно-обрабатывающими центрами, информационными сейсмологическими центрами в гг. Обнинске и Москве и национальным центром управления в кризисных ситуациях. Повышение оперативности, надежности и объемов прохождения информации. Обеспечение оперативного оповещения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | - | - | - | - | - | - |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | 22 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
| | | | | | | | |
23. | Разработка оперативной автоматизированной системы информационного взаимодействия между службой предупреждения о цунами, органами государственной власти и органами местного самоуправления - всего | Росгидромет | 20,9 | 4 | 4,5 | 4 | 3,4 | 5 | автоматизированная система информационного взаимодействия между службой предупреждения о цунами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Алгоритмы и планы действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при угрозе землетрясений и цунами. Повышение эффективности системы реагирования на угрозы землетрясений и цунами |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 20,9 | 4 | 4,5 | 4 | 3,4 | 5 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - |
24. | Модернизация и развитие системы сейсмологических наблюдений, анализа сейсмической обстановки и прогноза землетрясений - всего | Российская академия наук | 219,745 | 4 | 51,64 | 58 | 32,745 | 73,36 | создание сети сейсмостанций на Северном Кавказе для мониторинга геодинамических процессов в зоне возникновения ожидаемых разрушительных и катастрофических землетрясений. Создание Камчатского комплексного прогностического полигона для отработки новых технологий среднесрочного и краткосрочного прогнозирования землетрясений. Создание и оснащение мобильных сейсмических групп для экстренного развертывания временных наблюдений в эпицентральных областях крупных землетрясений. Строительство и оснащение координационного прогностического центра в г. Москве на базе Института физики Земли Российской академии наук. Повышение обоснованности и достоверности прогнозов и заключений об изменениях сейсмической и геодинамической обстановки в сейсмоопасных регионах Российской Федерации. Обеспечение оперативного представления информации о землетрясениях, прогнозной информации о всех изменениях сейсмической обстановки на территории Российской Федерации в национальный центр управления в кризисных ситуациях и оповещения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | - | - | - | - | - | - |
| капитальные вложения | | 200,515 | - | 47,64 | 54 | 30,515 | 68,36 |
| прочие нужды | | 19,23 | 4 | 4 | 4 | 2,23 | 5 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
25. | Разработка и внедрение полевой сейсмологической обсерватории, оснащенной средствами спутниковой связи с опорными сейсмостанциями, информационно-обрабатывающими центрами системы сейсмологических наблюдений и централизованной системой оповещения - всего | МЧС России, Российская академия наук | 25,275 | - | - | - | 9,775 | 15,5 | полевая сейсмологическая обсерватория, оснащенная средствами высокоскоростной спутниковой связи с опорными сейсмостанциями, информационно-обрабатывающими центрами системы сейсмологических наблюдений и централизованной системой оповещения |
| из них: | | | | | | | | |
| НИОКР | | - | - | - | - | - | - | |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - | |
| прочие нужды | | 25,275 | - | - | - | 9,775 | 15,5 | |
26. | Проведение комплекса первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание принципиально нового аппаратурного, методического и программного обеспечения функционирования системы сейсмологических наблюдений и прогнозирования землетрясений - всего | Российская академия наук | 17,67 | 4 | 4,5 | 4 | 2,17 | 3 | создание отечественных сейсмических датчиков нового поколения, в том числе донных (с широким частотным диапазоном и высокой чувствительностью). Разработка эффективных алгоритмов и программ прогнозирования сейсмической обстановки по данным комплексных (сейсмических, геофизических, геодинамических, геохимических и аэрокосмических) мониторинговых наблюдений. Повышение эффективности функционирования системы сейсмологических наблюдений, в том числе для предупреждения о цунами. Уменьшение на 15 процентов количества "ложных тревог" и на 10 процентов количества ошибок при прогнозировании землетрясений |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 17,67 | 4 | 4,5 | 4 | 2,17 | 3 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - |
| | | | | | | | |
27. | Совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего | МЧС России | 194,72 | 84,6 | 6,6 | 6,5 | 25,52 | 71,5 | состав и структура показателей информационного обмена центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с национальным центром управления в кризисных ситуациях и его структурными элементами в федеральных округах. Основные направления развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом разграничений функций на региональном и местном уровнях. Завершение реконструкции Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (г. Москва). Оснащение центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций средствами связи (в том числе космическими) и средствами визуального отображения информации. Создание и модернизация основных и мобильных элементов Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (г. Москва) |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 15,52 | 3,5 | 3,5 | 3 | 2,52 | 3 |
| капитальные вложения | | 78,1 | 78,1 | - | - | - | - |
| прочие нужды | | 101,1 | 3 | 3,1 | 3,5 | 23 | 68,5 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
28. | Разработка технологических схем и автоматизированных технологий оценки текущей обстановки в целях оперативного прогноза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего | МЧС России | 16,7 | 3,5 | 4 | 3 | 2,7 | 3,5 | технологические схемы для оперативного прогноза чрезвычайных ситуаций. Автоматизация процессов прогноза чрезвычайных ситуаций. Разработка специального программного обеспечения. Повышение оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 16,7 | 3,5 | 4 | 3 | 2,7 | 3,5 | |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - | |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - | |
29. | Разработка и внедрение пилотных проектов региональных систем мониторинга и прогнозирования состояния критически важных объектов, являющихся потенциально опасными, как источников аварий и техногенных катастроф - всего | МЧС России | 29,15 | 5 | 6 | 6 | 6,15 | 6 | пилотный проект региональной системы мониторинга и прогнозирования состояния критически важных объектов в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, включающей: состав и структуру информации, подлежащей мониторингу; нормативные документы, определяющие порядок и режим мониторинга за объектами; структуру и состав средств мониторинга; методы, технологии и технические средства мониторинга и контроля состояния объектов техносферы; методы, технологии, специальное программное обеспечение и технические средства обработки и представления формализованной информации о состоянии объектов; специальное программное обеспечение для прогнозирования катастроф и состояния объектов в техносфере |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 14,2 | 2,5 | 3 | 3 | 2,7 | 3 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | 14,95 | 2,5 | 3 | 3 | 3,45 | 3 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
30. | Создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов по проблемам мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего | МЧС России | 15,75 | 4 | 4 | 2 | 2,25 | 3,5 | система подготовки и повышения квалификации специалистов для региональных и муниципальных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на базе центра "Антистихия" МЧС России, включающая: методы, технологии и тренажерные технические средства обучения в области мониторинга источников природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; методы, технологии и тренажерные технические средства обучения в области лабораторного контроля и оперативного (краткосрочного) прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; методы и технологии обучения в области разработки и составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; методы и технологии обучения в области мониторинга состояния критически важных объектов техносферы; методы и технологии обучения в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера; методы и технологии обучения в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 4 | 2 | 2 | - | - | - |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | 11,75 | 2 | 2 | 2 | 2,25 | 3,5 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
31. | Разработка и создание комплекса автономных специализированных средств поиска и мониторинга состояния подводных потенциально опасных объектов и единой информационной системы оперативного контроля состояния подводных потенциально опасных объектов - всего | МЧС России, Росинформтехнологии | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | автономные средства поиска и долговременного подводного мониторинга подводных потенциально опасных объектов. Средства картирования подводных потенциально опасных объектов. Единая информационная система оперативного контроля состояния подводных потенциально опасных объектов с использованием спутниковых и наземных каналов передачи данных |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - | |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - | |
32. | Анализ эффективности существующих систем радиационного мониторинга на объектах использования атомной энергии и разработка методик прогнозирования радиационных аварий для обеспечения безопасности населения, проживающего вблизи ядерно и радиационно опасных объектов, - всего | Ростехнадзор | 15,4 | 4 | 4 | 4 | 3,4 | - | предложение по совершенствованию систем радиационного мониторинга на объектах использования атомной энергии. Рекомендации по оптимизации систем радиационного мониторинга окружающей среды. Методики прогнозирования чрезвычайных ситуаций, связанных с выходом радионуклидов во внешнюю среду. Реализация разработанных методик оценки уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды и дозовых нагрузок на население. Внедрение на объектах использования атомной энергии разработанных методик и программ |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 15,4 | 4 | 4 | 4 | 3,4 | - |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - |
33. | Разработка системы мониторинга и прогнозирования типовых и редко повторяющихся сценариев развития аварийных и катастрофических явлений на гидротехнических сооружениях - всего | Росводресурсы | 14,55 | 3 | 3 | 3 | 2,55 | 3 | организационные и функционально-технические параметры системы. Система оценок технического и технологического состояния гидротехнических сооружений для паводков различной интенсивности. Методология и методики прогнозирования типовых сценариев развития аварийных и катастрофических ситуаций на гидротехнических сооружениях. Методология прогнозирования редко повторяющихся сценариев возникновения аварийных и катастрофических ситуаций на гидротехнических сооружениях |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 14,55 | 3 | 3 | 3 | 2,55 | 3 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - |
| | | | | | | | |
34. | Разработка методов мониторинга и прогнозирования природных пожаров и их последствий с использованием геоинформационных технологий - всего | Рослесхоз | 13,55 | 3 | 3 | 3 | 2,55 | 2 | методы и принципы мониторинга и прогнозирования природных пожаров и их последствий (в вероятностном виде с различной заблаговременностью) с использованием различных источников информации |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 13,55 | 3 | 3 | 3 | 2,55 | 2 | |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - | |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - | |
35. | Разработка методов и способов аэрокосмического мониторинга чрезвычайных ситуаций - всего | МЧС России | 10,53 | 2,5 | 2,5 | 2 | 1,53 | 2 | методы, способы и технологии аэрокосмического мониторинга чрезвычайных ситуаций. Независимый контроль развития чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Системный проект по оптимальному использованию аэрокосмической группировки |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 10,53 | 2,5 | 2,5 | 2 | 1,53 | 2 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - |
36. | Мониторинг проблемных территорий с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их обследование и разработка практических мероприятий по приведению этих территорий в безопасное состояние - всего | МЧС России, Ростехнадзор | 35,8 | 6 | 6 | 6 | 6,8 | 11 | перечень проблемных территорий с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их обследование. Практические мероприятия по приведению проблемных территорий в безопасное состояние |
| из них: | | | | | | | | |
| НИОКР | | - | - | - | - | - | - | |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - | |
| прочие нужды | | 35,8 | 6 | 6 | 6 | 6,8 | 11 | |
37. | Мониторинг эффективности региональных целевых программ и отдельных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций - всего | МЧС России | 6 | 1,5 | 1,5 | 1 | 0,5 | 1,5 | методика мониторинга эффективности региональных целевых программ и отдельных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Рекомендации по повышению результативности региональных целевых программ. Прогноз риска чрезвычайных ситуаций в регионе. Повышение результативности региональных целевых программ |
| из них: | | | | | | | |
| НИОКР | | 6 | 1,5 | 1,5 | 1 | 0,5 | 1,5 |
| капитальные вложения | | - | - | - | - | - | - |
| прочие нужды | | - | - | - | - | - | - |
| Итого по направлению | | 1264,163 | 168,1 | 141,94 | 175,62 | 329,043 | 449,46 | |
| в том числе: | | | | | | | | |
| НИОКР | | 239,16 | 52,5 | 56,2 | 48,5 | 37,96 | 44 | |
| капитальные вложения | | 591,448 | 78,1 | 47,64 | 88,12 | 190,128 | 187,46 | |
| прочие нужды | | 433,555 | 37,5 | 38,1 | 39 | 100,955 | 218 | |