Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО ЦБ РФ от 01.10.91 N 4 (ред. от 18.12.92) "О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ"
ПИСЬМО
(дополнение к Методическим указаниям "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР")
(в ред. - Телеграммы ЦБ РФ от 18.12.92 N 274-92)
1. В целях упрощения порядка образования коммерческих банков Центральный банк РСФСР поручает осуществлять регистрацию коммерческих банков с уставным капиталом до 200 млн.рублей, не имеющих иностранных участников, Главным управлениям Центрального банка РСФСР на местах.
2. Для регистрации коммерческий банк представляет в региональное Главное управление Центрального банка РСФСР документы, перечисленные в п.6 Методических указаний "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" (далее: Методуказания) с учетом следующих особенностей, уточняющих пп. 6.2, 6.5, 6.6 и 6.11;
2.1. Четыре экземпляра Устава за подписью председателя Совета банка или иного лица, уполномоченного Советом банка, удостоверенной нотариально;
2.2. Список пайщиков (акционеров) коммерческого банка по форме п.6.5 Методуказаний (см. приложение N2 письма Центрального банка РСФСР от 17.09.91, N 15-3-01/1356) в двух экземплярах;
2.3. Сведения о руководителях банка (председателе/директоре), главном бухгалтере, их заместителях за подписью председателя Совета банка по форме приложения N 1 к настоящему письму;
2.4. Аудиторские заключения на участников коммерческого банка требуются в том случае, если до момента регистрации банка ими не перечислены паевые взносы в полном объеме. (Аудиторы должны подтвердить способность этих лиц своевременно и в полном объеме оплатить взнос в уставный капитал коммерческого банка). В случае, если новый участник банка полностью оплатил свой взнос в уставный капитал коммерческого банка, аудиторское заключение на него, как правило, не требуется. (В порядке надзора Центральный банк РСФСР запрашивает аудиторские заключения, если существует вероятность формирования в дальнейшем паевого взноса за счет кредитов этого же банка. Например, паевой взнос оплачен за счет краткосрочного кредита, а в дальнейшем будет замещен ссудой учрежденного банка).
С выходом настоящего письма действие телеграммы Центрального банка РСФСР N 15-3/155 от 15.04.91, разрешавшей заменять аудиторские заключения о платежеспособности участников организуемых коммерческих банков информацией из коммерческих банков, в которых они находятся на обслуживании, отменяется.
3. Каждый из указанных, а также иные документы, предусмотренные п.6 Методуказаний, в том случае, если содержат более одного листа, должны быть прошиты и скреплены печатью. Подпись каждого должностного лица, а также копии с документов удостоверяются в установленном порядке.
4. В том случае, если Главное управление принимает решение о регистрации коммерческого банка, оно направляется в адрес Управления лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков Центрального банка РСФСР срочную телеграмму с запросом для этого банка регистрационного номера. При этом в телеграмме указываются:
4.1. дата регистрации (число, месяц, год);
4.2. полное наименование нового банка;
4.3. размер уставного фонда, в том числе его оплаченная часть на момент регистрации;
4.4. ф.и.о. председателя правления;
5. Управление лицензирования в трехдневный срок вносит новый коммерческий банк в реестр коммерческих банков и направляет в адрес регионального Управления, осуществившего его регистрацию, ответную срочную телеграмму с указанием присвоенного номера. Это служит основанием для оформления региональным Главным управлением данному коммерческому банку временной лицензии и выдачи ему соответствующих документов, свидетельствующих о его регистрации.
5.1. В соответствии с п. 12 Методуказаний временная лицензия предоставляет коммерческому банку право на открытие корреспондентского счета в учреждении Центрального банка РСФСР, а также на сбор взносов его участников для формирования уставного капитала. До формирования 50 процентов уставного капитала осуществление банком каких-либо других операций не допускается. (См. приложение N 2).
5.2. Сведения о зарегистрированном коммерческом банке заносятся в регистрационный журнал (реестр кредитных учреждений), который региональное Главное управление составляет по своей территории.
Данный журнал должен быть пронумерован и прошнурован.
6. Одновременно региональное Главное управление направляет в адрес Управления лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков Центрального банка РСФСР:
6.1. Копию зарегистрированного им устава коммерческого банка;
6.2. Список пайщиков (акционеров) коммерческого банка по форме п.6.5. Методуказаний, удостоверенный региональным Главным управлением (см. приложение N 2 к письму Центрального банка РСФСР от 17.09.91 N 15-3-01/1356);
6.3. Справку, содержащую информацию о почтовых реквизитах коммерческого банка, его номерах телефонов, телетайпов, телефаксов и телексов, удостоверенную региональным Главным управлением Центрального банка РСФСР (в соответствии с приказом Центрального банка РСФСР N 02-92 от 25.09.91);
6.4. Заключение регионального Главного управления (см. п. 7 Методуказаний), в котором обосновывается необходимость регистрации данного коммерческого банка;
6.5. Заключение аудитора или акт ревизии коммерческого банка по телеграмме Центрального банка РСФСР от 28.02.91 N 33 - 91. (В случае, если коммерческий банк проходит перерегистрацию в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР " О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР").
7. В соответствии с действующим законодательством документы о регистрации и выдаче лицензии на банковскую деятельность не должны рассматриваться более трех месяцев с момента их поступления в Центральный банк РСФСР. Основания для отказа в регистрации коммерческих банков, в том числе их филиалов и представительств, изложены в п.17 Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
8. Вопрос о выдаче кредитным учреждениям (в том числе и коммерческим банкам) лицензий, дающих право осуществлять операции, предусмотренные ст.5 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", рассматривается Управлением лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков и решается руководством Центрального банка РСФСР.
8.1. Порядок получения коммерческим банком лицензии, дающей право осуществлять операции в рублях, изложен в телеграмме Центрального банка РСФСР от 30.04.91 N 15-3/166.
В том случае, если документы (см. п. 6 настоящего письма), поступившие в Управление лицензирования банковской деятельности, свидетельствуют об оплате участниками коммерческого банка не менее 50 процентов уставного капитала и доля каждого участника в оплаченной его части не превышает 35 процентов, коммерческому банку выдается лицензия, дающая право осуществлять банковские операции в рублях.
9. Для получения лицензии, в которой предусмотрено право коммерческого банка осуществлять операции в иностранной валюте, в Управление лицензирования банковской деятельности дополнительно представляются следующие документы:
9.1. Мотивированное ходатайство коммерческого банка, в котором анализируется:
а) его деятельность с момента регистрации, но не менее чем за один операционный год (документы от коммерческих банков, проработавших менее года, не принимаются). Приводятся фактические данные о соблюдении коммерческим банком нормативов ликвидности в соответствии с инструкцией Центрального банка РСФСР N 1, а также сведения о доходах, расходах и прибыли банка за отчетный период;
б) коммерческие банки представляют документы о теоретической подготовленности специалистов по валютным операциям, выданные образовательными учреждениями, созданными в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (имеющими государственную регистрацию и соответствующие лицензии на указанную подготовку);
(в ред. Телеграммы ЦБ РФ от 18.12.92 N 274-92)
в) техническая оснащенность (компьютеры, линии связи и т.д.) и подготовленность помещений (касса, хранилище);
г) сведения о клиентах, изъявивших желание осуществлять расчеты через данный коммерческий банк в валюте;
д) сведения о коммерческих банках, имеющих генеральную лицензию и готовых установить корреспондентские отношения;
9.2. Акт ревизии или аудиторское заключение о деятельности коммерческого банка за последний год, в котором должны быть освещены вопросы, указанные в телеграмме Центрального банка РСФСР от 28.02.91 N 33 - 91, а также приведены сведения о занимаемых банком помещениях и его технической оснащенности;
9.3. Справки-объективки на специалистов, имеющих опыт работы с международными операциями, по форме приложения N 1 к настоящему письму (копии документов, подтверждающие их квалификацию, прилагаются);
9.4. Перечень клиентов, готовых осуществлять операции в валюте через данный коммерческий банк (прилагаются копии разрешений МВЭС на потенциальных клиентов банка);
9.5. Заключение регионального Главного управления Центрального банка РСФСР по месту нахождения коммерческого банка о целесообразности предоставления ему валютной лицензии. (Указываются конкретные виды банковских операций в валюте, которые по мнению регионального Главного управления целесообразно осуществлять данному коммерческому банку).
Заключение регионального Главного управления должно содержать анализ представленных коммерческим банком сведений и подтверждать их достоверность. (Главное управление по месту нахождения коммерческого банка несет ответственность за полноту и объективность представленных в Управление лицензирования банковской деятельности сведений).
10. Внесение изменений в учредительные документы осуществляется региональными Главными управлениями Центрального банка РСФСР в соответствии с Методуказаниями; в том числе - в величину уставного капитала - в соответствии с письмом Центрального банка РСФСР от 17.09.91 N 15-3-01/1356 с учетом следующей особенности. Право осуществлять регистрацию уменьшений и увеличений уставных капиталов в уставах коммерческих банков также передается в компетенцию региональных Главных управлений Центрального банка РСФСР.
11. В этом случае региональные Главные управления направляют в адрес Управления лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков Центрального банка РСФСР:
11.1. Копию принятых региональным Главным управлением изменений и дополнений к учредительным документам (см. приложение N 3);
11.2. Заключение регионального Главного управления, мотивирующее обоснованность данных изменений;
11.3. Изменения к списку пайщиков (акционеров) коммерческого банка по форме N 6.5 Методуказаний (в случае, если вносятся изменения в уставный капитал или состав участников коммерческого банка; см. приложение N 2 к письму Центрального банка РСФСР от 17.09.91 N 15-3-01/1356).
12. Главные управления Центрального банка РСФСР на местах обязаны обеспечивать надлежащий учет и хранение учредительных документов, на основе которых произведена регистрация коммерческих банков.
13. Департамент по регулированию деятельности банков осуществляет методическое руководство по вопросам регистрации и лицензирования кредитных учреждений. Он может в порядке контроля запросить у региональных Главных управлений весь пакет представленных коммерческими банками документов, подтверждающих правомерность регистрации коммерческих банков или изменений, вносимых в их учредительные документы. В случае выявленных нарушений Центральный банк РСФСР по представлению Департамента по регулированию деятельности банков может отменить решение регионального Главного управления о регистрации коммерческого банка.
В целях реализации указанных требований региональным Главным управлением необходимо усилить работу по созданию и укреплению входящих в их состав Управлений по регулированию и надзору за деятельностью коммерческих банков.
Председатель правления
Центрального банка РСФСР
Г.Г.МАТЮХИН
- Главная
- ПИСЬМО ЦБ РФ от 01.10.91 N 4 (ред. от 18.12.92) "О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ"