Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.12.2002)
Ответы на вопросы
Вопрос 1: Вправе ли суд обязать квалификационную коллегию, решение которой в отношении кандидата на должность судьи признанно незаконным, дать рекомендацию этому кандидату?
Ответ: В силу п. 8 ст. 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря 2001 г.) решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный этим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
Согласно статье 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР суд при рассмотрении жалобы проверяет соответствие обжалуемых действий закону. То есть суд проверяет законность действий обжалуемого органа по принятию решения, а также соблюдение им установленной законом процедуры.
Следовательно, при рассмотрении дел указанной категории суду предоставлено законом право проверять как процедурные вопросы, так и правильность применения норм материального права.
Однако, давая оценку применению квалификационной коллегией норм материального права при проведении процедуры отбора кандидатов на должность судьи, суд полномочен в своем решении лишь констатировать правильность или неправильность их применения этим органом, не вторгаясь в сферу оценочной деятельности квалификационной коллегии, которая заключается в даче конечной рекомендации конкретной кандидатуре.
Таким образом, признавая решение квалификационной коллегии в отношении кандидата на должность судьи незаконным по основаниям, изложенным выше, суд не вправе обязывать этот орган дать рекомендацию данному лицу.
Вопрос 2: Подлежит ли удовлетворению ходатайство лица, обжалующего решение суда, о приобщении к кассационной жалобе дополнительной жалобы, содержащей более подробные выводы о незаконности обжалуемого судебного решения, если дополнительная жалоба подана за пределами срока на кассационное обжалование?
Ответ: 1. Требования, которым должно отвечать содержание подаваемой лицом кассационной жалобы, изложены в ст.ст. 286, 287 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
В качестве одного из таких требований в статье 286 Гражданского процессуального кодекса РСФСР указывается необходимость изложения в кассационной жалобе мотивов, по которым лицо, подающее жалобу, считает обжалуемое решение неправильным.
В том случае, если первоначально поданная кассационная жалоба является немотивированной или не отвечает иным требованиям, установленным в указанных выше нормах, судья на основании ч. 1 ст. 288 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, выносит определение, которым эту жалобу оставляет без движения, назначая лицу срок для исправления недостатков.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.4 постановления от 24 августа 1982 г. (в редакции от 21 декабря 1993 г.) "О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции" N 3, срок исправления недостатков кассационной жалобы, установленный судьей, должен быть назначен с учетом реальной возможности получения заявителем справок, копий документов и иных материалов, необходимых для приобщения к жалобе.
Если лицо, подавшее жалобу, в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении, жалоба считается поданной в день первоначального представления в суд. В противном случае жалоба считается неподанной и возвращается лицу, подавшему жалобу (ч.2 ст. 288 ГПК РСФСР).
Аналогичные правовые последствия наступают и в случае подачи кассационной жалобы с устраненными недостатками по истечении установленного в определении срока. В данном случае суду следует разъяснить лицу, обжалующему решение, его право обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока.
Заявление о восстановлении пропущенного срока кассационного обжалования рассматривается судом, вынесшим решения, по правилам ст. 105 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.
2. В случае, когда лицом, оспаривающим судебное решение, кассационная жалоба подана с соблюдением требований, установленных ст.ст. 286, 287 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и в установленный статьей 284 Гражданского процессуального кодекса РСФСР срок, при решении вопроса о приобщении к ней дополнительной жалобы, поданной за пределами срока на кассационное обжалование, необходимо исходить из следующего.
Если дополнительная жалоба содержит в себе ссылку на дополнительные доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, или же в такой жалобе приводятся дополнительные суждения к уже изложенным в ранее поданной кассационной жалобе доводам, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 302 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, которая предоставляет участвующим в деле лицам такое право, рассматривает дополнительную жалобу как составную часть первоначальной жалобы.
В том случае, если дополнительная жалоба включает в себя доводы, по которым лицо не согласно с вынесенным судом решением, отличающиеся от доводов, изложенных им в первоначальной жалобе, то подачей такой жалобы нарушается конституционный принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, закрепленный в ст. 123 Конституции Российской Федерации. Это нарушение выражается в том, что заявитель наделяется дополнительными возможностями в отстаивании своей позиции, ограничивая время на ознакомление с доводами дополнительной жалобы других участвующих в деле лиц.
При подаче такой жалобы судьей выносится определение об отказе в ее принятии, а законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется, на основании ч. 1 ст. 294 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, в пределах кассационной жалобы, поданной с соблюдением установленного ст. 284 Гражданского процессуального кодекса РСФСР срока на кассационное обжалование.
Вопрос 3: Вправе ли профсоюз обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта несоответствующим закону в защиту неопределенного круга лиц?
Ответ: Пункт 3 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РСФСР предусматривает, что суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению профсоюзов в случаях, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в случаях, предусмотренных законом, организации или граждане вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с вышеуказанной статьей профсоюз может возбуждать гражданское дело от своего имени в интересах неопределенного круга лиц и выступать процессуальным истцом (заявителем) только на основании специального закона, предоставляющего такое право (например, ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предоставляет право федеральному антимонопольному органу предъявлять иски в суды о признании действий продавцов противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий).
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.) "Об общественных объединениях" и Федеральный закон от 12 января 1996 г. (в редакции от 25 июля 2002 г.) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" регулируют участие профсоюзов в защите прав и охраняемых законом интересов конкретных лиц. В указанных нормативных актах не предусмотрено право профсоюза на обращение в суд в порядке ст. 42 Гражданского процессуального кодекса РСФСР с заявлением о признании нормативного акта не соответствующим закону в защиту неопределенного круга лиц, чьи права нарушены данным нормативным актом.
Таким образом, профсоюз не может обратиться в суд с заявлением от своего имени о признании нормативного акта не соответствующим закону в защиту прав неопределенного круга лиц.
Однако профсоюз может обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта недействительным как представитель тех лиц, которые вправе обратиться в суд с таким требованием. Такое обращение возможно, только если уставом профсоюза предусмотрено право представлять интересы его членов или при наличии надлежаще оформленной доверенности от представляемых лиц.
Вопрос 4: Возможно ли рассмотрение мировым судьей дела по имущественным спорам, объединенным в одно производство, если общая сумма по объединенным исковым требованиям превышает 500 минимальных размеров оплаты труда?
Ответ: В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" и пунктом 5 ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РСФСР мировой судья рассматривает дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи искового заявления.
В части 2 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РСФСР содержится норма о том, что если при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные - мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.
Следовательно, дела, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РСФСР при увеличении по ним размера исковых требований до суммы, превышающей пятьсот минимальных размеров оплаты труда, становятся подсудными районному суду.
Вопрос 5: Возможно ли дальнейшее обжалование решений мирового судьи, если ч. 2 ст. 318.10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР содержит положение об исключении возможности обжалования постановлений судьи апелляционной инстанции в кассационном порядке?
Ответ: Часть 2 статьи 318.10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР содержит положение об исключении возможности обжалования постановлений суда апелляционной инстанции в кассационном порядке.
Эта норма обусловлена тем, что апелляционная инстанция, по существу, является инстанцией по пересмотру решений и определений мировых судей, которая повторно рассматривает дело по существу.
Вместе с тем запрет на кассационное обжалование постановлений апелляционной инстанции, установленный ч. 2 статьи 318.10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, не означает исключение дальнейшего обжалования этих судебных актов.
Согласно ст. 319 Гражданского процессуального кодекса РСФСР вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех судов Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора.
Вопрос 6: Вправе ли апелляционная инстанция вернуть по подсудности дело, решение по которому вынесено мировым судьей, которому оно неподсудно?
Ответ: Гражданским процессуальным кодексом РСФСР не предусмотрена передача апелляционной инстанцией дела мировому судье.
Однако согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в случае, когда при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции обнаруживает, что решение по делу вынесено мировым судьей, которому оно неподсудно, решение должно быть отменено, а дело направлено по подсудности мировому судье.
Вопрос 7: Может ли апелляционная инстанция оставить без рассмотрения жалобу надлежаще извещенного лица, подавшего апелляционную жалобу, в случае его повторной неявки в заседание либо, руководствуясь ч. 2 ст. 299 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, рассмотреть дело по существу в отсутствие заявителя?
Ответ: В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 318.8 Гражданского процессуального кодекса РСФСР рассмотрение дела в апелляционном порядке осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции.
Поэтому в случае неявки в заседание апелляционной инстанции надлежаще извещенного заявителя применению подлежит правило п. 6 ст. 221 Гражданского процессуального кодекса РСФСР - оставление заявления без рассмотрения.
Вопрос 8: Как должен поступить судья районного суда, если при проверке законности решения мирового судьи в апелляционной инстанции установлено, что исковое заявление было принято мировым судьей к производству без учета требований ст. 126 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, а также не было оплачено государственной пошлиной?
Ответ: Поскольку названные нарушения выявлены после принятия жалобы к производству судом, то они подлежат устранению уже в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, а вопрос о взыскании государственной пошлины может быть решен при распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
Вопрос 9: Допустим ли на основании п. 1 ст. 129 Гражданского процессуального кодекса РСФСР отказ в принятии искового заявления, в котором истец просит судебным решением установить несоответствие действительности сведений, сообщенных свидетелем при рассмотрении иного гражданского дела?
Ответ: Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.3 постановления от 18 августа 1992 г. (с изменениями от 25 апреля 1995 г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", в порядке, определенном статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут рассматриваться требования об опровержении сведений, содержащихся, в частности, в судебных решениях, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законами порядок.
То есть судебное постановление, вынесенное по конкретному делу, в соответствии с процессуальным законодательством обжалуется в вышестоящий суд.
Учитывая данное обстоятельство, в принятии искового заявления, в котором истец просит судебным решением установить несоответствие действительности сведений, сообщенных свидетелем при рассмотрении иного гражданского дела, следует отказать на основании п. 1 ст. 129 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
Вопрос 10: Правомерны ли действия судебных приставов-исполнителей, которые, руководствуясь Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143, возвращают в суды исполнительные листы о взыскании с комитетов по социальной защите населения в пользу пенсионеров сумм индексации несвоевременно выплаченных пенсий, разъясняя взыскателям право обратиться за исполнением этих документов в орган федерального казначейства?
Ответ: Согласно п. 1 вышеуказанных Правил, эти Правила устанавливают порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (далее именуется "должник") с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника (п.2 Правил).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий, определяются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве", а также нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
В статье 26 этого Закона дан исчерпывающий перечень случаев, когда исполнительный лист может быть возвращен взыскателю.
Аналогичные же нормы содержатся в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что взыскатель по своему усмотрению может сам направить исполнительный лист в кредитную организацию или судебному приставу-исполнителю, а возвращен он может быть ему только в случаях, перечисленных в статье 26 Закона.
Кроме того, согласно статье 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. (в редакции от 27 ноября 2001 г.) "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу 30 декабря 2001 г., а также в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсионное обеспечение осуществляется органами социальной защиты населения.
Обязанность по исполнению судебных актов лежит на судебных приставах-исполнителях, и возлагать на граждан эту обязанность является неправомерным. Так как граждане вступают в правоотношения с органом, выплачивающим им пенсию, то есть с территориальным органом социальной защиты, то именно ему должны направляться исполнительные листы о взыскании невыплаченных сумм пенсий.
Следовательно, действия судебных приставов-исполнителей, которые на основании указанных Правил возвращают в суды исполнительные листы о взыскании с комитетов по социальной защите населения в пользу пенсионеров сумм индексации несвоевременно выплаченных пенсий, разъясняя взыскателям право обратиться за исполнением этих документов в орган федерального казначейства, являются неправомерными.
Вопрос 11: Подлежат ли включению в состав совместной собственности супругов акции, приобретенные одним из супругов при приватизации предприятия по льготной подписке?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Таким образом, если эти ценные бумаги были получены супругом в результате его трудового участия на приватизированном предприятии в период брака, то они являются совместным имуществом супругов. Если же они были приобретены хотя и во время брака, но на личные средства супруга или причитаются ему за трудовое участие в работе предприятия до вступления в брак, они не должны включаться в общее имущество супругов, т.к. не были нажиты ими в период брака.
Вопрос 12: Кто является надлежащим ответчиком по делам по искам неработающих пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно?
Ответ: Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года (в редакции от 30 декабря 2001 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В силу ст. 4 Закона источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, для лиц, получающих государственные пенсии, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако, ни названный Закон, ни иной нормативный правовой акт не устанавливает, какой орган непосредственно должен производить выплату указанных компенсационных расходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные правоотношения, а при отсутствии такого закона исходит из общих начал и смысла действующего законодательства.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" полномочия по выплате государственных пенсий закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 25 июля 2002 г.) назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Как следует из статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. (в редакции от 29 мая 2002 г.) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон от 15 декабря 2001 г.), Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком, который осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что по делам по искам неработающих пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно надлежащими ответчиками являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вопрос 13: Кто является надлежащим ответчиком по иску судей районного, городского, областного судов о предоставлении жилья в соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. (в редакции от 15 декабря 2001 г.) "О статусе судей в Российской Федерации"?
Ответ: Согласно ч.3 ст. 19 указанного выше закона местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели.
Из смысла данной нормы следует, что вопрос о том, кто должен предоставлять жилье судье, ставится в прямую зависимость от места работы судьи и эта обязанность возлагается на местную администрацию соответствующей территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда.
Таким образом, если судья работает в районном суде, ответчиком по его иску о предоставлении жилья является администрация района, если местом его работы является городской суд.
Вопрос 14: С какого момента подлежит перерасчету пенсия с применением северного коэффициента в соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" бывшим военнослужащим, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет?
Ответ: Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" была дополнена ч.3 следующего содержания:
"Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5".
Таким образом, пенсионерам - бывшим военнослужащим, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 лет и переехавшим в другую местность, где им была назначена пенсия с учетом коэффициента данной местности либо без него, предоставлено право обратиться за перерасчетом пенсии с учетом коэффициента, который был им установлен по последнему месту работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ, которым была дополнена ст. 48 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", указанная норма вступает в силу с 1 января 2003 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что пенсия, в соответствии с ч.3 ст. 48 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", может быть пересчитана с применением северного коэффициента с 1 января 2003 г.
Вопрос 15: Распространяется ли ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. (в редакции от 30 декабря 2001 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 31 вышеназванного закона лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
В соответствии с ч.2 ст. 1 того же Закона установленные им государственные гарантии и компенсации предоставляются, в частности, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
В ч. 1 ст. 31 Закона ссылка на распространение ее норм на военнослужащих отсутствует.
Таким образом, ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. (в редакции от 30 декабря 2001 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, не распространяется.
- Главная
- "ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.12.2002)