Последнее обновление: 08.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минрегиона РФ от 25.10.2010 N 461 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ПОЛНОТОЙ И КАЧЕСТВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ИМ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, А ТАКЖЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЕРЕДАННЫХ ИМ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ"
III. Административные процедуры
19. Мероприятия по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в области государственной экспертизы документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также надзора за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, могут проводиться в следующих формах:
плановые и внеплановые проверки деятельности органов, уполномоченных на организацию и (или) проведение государственной экспертизы;
анализ представляемых отчетов об исполнении переданных полномочий, а также о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления;
выборочные проверки качества подготавливаемых уполномоченными органами (организациями) экспертных заключений;
рассмотрение обращений лиц о нарушениях законодательства, а также иной информации о нарушениях;
проверки исполнения нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий на предмет их соответствия законодательству о градостроительной деятельности.
20. Проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на организацию и (или) проведение государственной экспертизы, в том числе подведомственных государственных учреждений, осуществляющих проведение государственной экспертизы, проводятся по месту нахождения таких органов (организаций) должностными лицами Минрегиона России.
Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, даты начала и окончания проверки, персональный состав должностных лиц Минрегиона России (в количестве не менее трех человек), наименование органов (организаций), чья деятельность подлежит проверке, указываются в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации, который служит основанием для проведения проверки.
Копия такого приказа письмом Минрегиона России направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем за четырнадцать дней до начала плановой проверки или не менее чем за семь дней до начала внеплановой проверки.
При проведении проверки должностные лица Минрегиона России могут запрашивать необходимые документы, материалы и сведения, а также разъяснения должностных лиц проверяемого органа (организации) по возникшим вопросам.
По результатам проверки составляется акт. В акте указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в области государственной экспертизы, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений. К акту могут прилагаться документы, материалы или их копии, связанные с результатами проверки.
Акт подписывается должностными лицами Минрегиона России, участвовавшими в проведении проверки, в двух экземплярах по месту проведения проверки. В случае несогласия с содержанием акта руководитель (заместитель руководителя) проверяемого органа (организации) вправе представить письменные возражения, которые прилагаются к акту.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю (заместителю руководителя) проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации под расписку, при невозможности передачи акта (в том числе при отказе от подписи) - направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, о чем в акте делается соответствующая запись.
21. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок, утверждаемым Министром.
Орган исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области государственной экспертизы документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, подлежит плановой проверке не чаще одного раза в год.
22. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях:
а) проверки исполнения предписаний, выданных Минрегионом России;
б) установления фактов представления уполномоченным органом (организацией) недостоверной информации об осуществляемых полномочиях;
в) систематического нарушения сроков представления отчетности или требований к форме и (или) содержанию такой отчетности;
д) обращений лиц о нарушениях законодательства, а также получения иной информации о нарушениях.
: В электронном документе нумерация подпунктов соответствует официальному источнику.
23. Анализ представляемых отчетов об исполнении переданных полномочий, а также о достижении целевых прогнозных показателей (в случае их установления) проводится уполномоченным подразделением Минрегиона России.
24. Выборочные проверки качества подготавливаемых уполномоченными органами (организациями) заключений государственной экспертизы могут проводиться в рамках проверок по месту уполномоченных органов (организаций), а также по месту нахождения Минрегиона России и включают в себя:
проверку соответствия конкретного заключения или заключений государственной экспертизы установленным требованиям к составу и содержанию заключения государственной экспертизы;
проверку (при необходимости) соответствия документации, представляемой для проведения государственной экспертизы, в том числе отдельных разделов такой документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, и оценку соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
25. Выборочные проверки качества подготавливаемых уполномоченными органами (организациями) заключений государственной экспертизы могут осуществляться Минрегионом России в следующих случаях:
при проведении проверок;
при рассмотрении обращений лиц о нарушениях законодательства, иной информации о нарушениях.
26. Обращения лиц о нарушениях законодательства Российской Федерации в области государственной экспертизы рассматриваются должностными лицами уполномоченного подразделения Минрегиона России в срок, не превышающий тридцати дней со дня регистрации соответствующего обращения.
При необходимости проведения проверки или предусмотренной абзацем 3 пункта 25 настоящего Административного регламента выборочной проверки качества конкретного заключения государственной экспертизы срок такого рассмотрения может быть продлен, но не должен превышать тридцати дней.
По результатам рассмотрения заявителю направляется письменный ответ. В случае подтверждения достоверности содержащихся в обращении сведений в письме в обязательном порядке сообщается о принятых Минрегионом России мерах по фактам нарушения законодательства Российской Федерации в области государственной экспертизы.
27. Для получения документов, материалов и сведений, которые необходимы для рассмотрения обращений заинтересованных лиц о нарушениях законодательства Российской Федерации в области государственной экспертизы, иной информации о нарушениях, Минрегионом России могут направляться соответствующие запросы в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области государственной экспертизы, подведомственных указанным органам государственных учреждений.
28. Проверки исполнения нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий на предмет их соответствия законодательству о градостроительной деятельности, могут проводиться одновременно с проверками деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по месту нахождения Минрегиона России.
Предметом проверки является оценка соответствия принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий на предмет их соответствия законодательству о градостроительной деятельности, а также практика их применения.
В случае осуществления проверки исполнения нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий на предмет их соответствия законодательству о градостроительной деятельности, одновременно с проверками деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то такая проверка проводится по процедуре, применяемой для проведения проверок деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае проведения проверки исполнения нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий на предмет их соответствия законодательству о градостроительной деятельности по месту нахождения Минрегиона России, такая проверка осуществляется должностными лицами Минрегиона России на основании поручения Министра.
Планирование контрольных мероприятий29. План мероприятий по контролю за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий по государственной экспертизе документов территориального планирования, проектной документации и исполнением результатов инженерных изысканий, а также в области надзора за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, на соответствующий год (далее - План) утверждается приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
30. Запрещается проведение повторных проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев поступления информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на организацию и (или) проведение государственной экспертизы, в том числе подведомственных государственных учреждений, осуществляющих проведение государственной экспертизы (по вновь открывшимся обстоятельствам).
31. План формируется уполномоченным подразделением Минрегиона России.
32. План формируется на основании анализа отчетов об осуществлении переданных полномочий в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также поручений Министра.
33. При подготовке Плана следует учитывать следующие критерии отбора проверок:
- законность, своевременность и периодичность проведения проверок;
- конкретность, актуальность и обоснованность планируемых проверок;
- степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, техническими, материальными и финансовыми);
- реальность сроков выполнения проверки, определяемых с учетом всех возможных временных затрат;
- реальность, оптимальность планируемых мероприятий, равномерность распределения нагрузки (по временным и трудовым ресурсам);
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых проверок.
34. Уполномоченное подразделение Минрегиона России не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, представляет на согласование заместителю Министра, курирующему данное структурное подразделение, проект Плана.
35. Проект Плана после его согласования с заместителем Министра не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому, представляется на утверждение Министру.
36. Уполномоченное подразделение Минрегиона России осуществляет контроль за выполнением Плана.
Порядок оформления результатов проверки37. По результатам проводимых проверок, рассмотрения обращений и анализа материалов в случае установления фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области государственной экспертизы Минрегионом России могут быть приняты решения о вынесении предписания:
о необходимости признания не подлежащим применению отрицательного или положительного заключения государственной экспертизы и установления повторных сроков проведения государственной экспертизы;
о необходимости отмены решения, связанного с отказом в принятии документов для проведения государственной экспертизы и установлении повторных сроков для проведения проверки на предмет возможности проведения государственной экспертизы;
об установлении сроков выдачи заключения государственной экспертизы (в случае превышения установленных сроков);
об отмене нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, или о внесении в них изменений (в случае противоречия федеральному законодательству);
о необходимости привлечения к ответственности должностных лиц.
38. В случае установления фактов нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности Минрегионом России направляется предписание об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных им полномочий.
В предписании должны содержаться сведения о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации (описание нарушений, ссылка на нормативный правовой акт и его статью (пункт), требования которой нарушены), а также определяться конкретные действия в целях устранения выявленных нарушений и срок их исполнения.
39. Предписание подписывается Министром (лицом, его заменяющим) или уполномоченным заместителем Министра.
Предписание направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается лично под расписку высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или уполномоченному им лицу.
Описание последовательности действий при контроле за исполнением выданных Минрегионом России предписаний40. Минрегион России рассматривает извещение об исполнении предписания, подписанного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и направленного в установленный срок после устранения указанных в предписании нарушений.
41. Юридическим фактом для начала осуществления контроля за исполнением выданного Минрегионом России предписания является наступление срока представления в Минрегион России извещения о выполнении предписания.
42. Должностное лицо уполномоченного подразделения Минрегиона России контролирует наступление срока исполнения предписания, а также срока поступления в Минрегион России извещения о выполнении предписания по Журналу учета с занесением в него необходимых записей.
43. Должностное лицо уполномоченного подразделения Минрегиона России при поступлении в установленный срок в Минрегион России извещения о выполнении предписания заносит в Журнал учета дату поступления извещения о выполнении предписания и осуществляет анализ прилагаемых сопроводительных материалов.
44. В случае непредставления в установленный срок извещения о выполнении предписания должностное лицо уполномоченного подразделения Минрегиона России делает в Журнале учета соответствующую запись и в месячный срок обеспечивает подготовку и направление необходимых материалов полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе, в органы прокуратуры и суда.
45. Минрегион России вносит в Правительство Российской Федерации предложение о временном изъятии переданных полномочий в области государственной экспертизы у органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - предложение о временном изъятии переданных полномочий) при установлении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных полномочий.
В предложении о временном изъятии переданных полномочий должна содержаться информация о конкретных выявленных фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий, а также сведения о ранее принятых Минрегионом России мерах по указанным фактам нарушений (включая проведенные инспекционные проверки, направленные предписания).
46. Предложение о временном изъятии переданных полномочий оформляется письмом Минрегиона России, подписывается Министром (или лицом, его замещающим) и направляется в Правительство Российской Федерации.
О направлении предложения о временном изъятии переданных полномочий в Правительство Российской Федерации Минрегион России уведомляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в письменной форме в течение десяти дней с момента отправки предложения о временном изъятии переданных полномочий.
47. Блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также надзора за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, представлена в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.
- Главная
- ПРИКАЗ Минрегиона РФ от 25.10.2010 N 461 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ПОЛНОТОЙ И КАЧЕСТВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ИМ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, А ТАКЖЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЕРЕДАННЫХ ИМ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ"
