в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ"
действует Редакция от 22.12.2010 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ"

III. Мероприятия Программы

Реализация задач Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование нормативной правовой базы и проведение мероприятий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны субъектов Российской Федерации - участников Программы. С целью минимизации указанного риска в Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, приведенных в приложении N 3, предусмотрено ограничение на предоставление нового транша бюджетных ассигнований из федерального бюджета при наличии объектов незавершенного строительства, строительство (модернизация) которых осуществлялось в рамках ранее предоставленного объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

1. Совершенствование нормативной правовой базы

Существующая нормативная правовая база не позволяет применять в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод наиболее эффективные формы управления и добиться исполнения обязательств по обеспечению населения водой необходимого качества. В связи с этим совершенствование нормативной правовой базы будет осуществляться по следующим основным направлениям:

создание правовых, организационных и экономических условий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

внедрение современных целевых показателей развития и оценки качества деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе с использованием международного опыта.

План мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации Программы приведен в приложении N 4.

Мероприятия, направленные на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод

Для эффективного развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России необходимо привлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктуры и стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию.

Согласно результатам исследования, проведенного Всемирным банком, наибольший экономический эффект от передачи систем коммунальной инфраструктуры частным операторам заключается в снижении операционных расходов и достигается за счет снижения потерь ресурсов и повышения производительности труда. Так, согласно статистическим данным по Латинской Америке, средний рост производительности труда при передаче объектов водоснабжения частным операторам составил около 40 процентов.

В России в 2008 году капитальные затраты в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили лишь 13 процентов выручки организаций. В среднем в мире это соотношение, по данным компании Глобал Ватер Интеледжен, составляет 43 процента. В результате повышения инвестиционной активности частных инвесторов за счет реализации Программы ожидается увеличение отношения капитальных затрат к выручке сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и приближение значения этого показателя к мировому.

Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод частным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Действующая система регулирования, основанная на применении метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений.

Помимо этого необходимо обеспечить установление долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на срок от 3 до 5 лет.

В случае применения этого метода тариф формируется из следующих составляющих:

доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими рисками;

возврат капитала;

операционные расходы, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования и индексируемые с учетом роста цен в экономике.

В отличие от действующей системы тарифного регулирования применение метода доходности инвестированного капитала позволяет создать стимул для повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, в том числе на основе внедрения современных энергоэффективных технологий, организаций.

Метод доходности инвестированного капитала позволяет привлечь частные инвестиции путем гарантии возврата инвестиций. При этом возврат инвестиций осуществляется в течение долгосрочного периода, что значительно снижает рост тарифа на первоначальном этапе.

Вместе с тем при переходе на метод доходности инвестированного капитала компания будет нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, рост надежности и качества услуг.

Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.

Изменения, содержащиеся в Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", упрощают порядок заключения концессионных соглашений, в том числе соглашений, объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также обеспечивают баланс интересов концессионера и концедента. Эти изменения будут способствовать росту количества проектов государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений и привлечению частных инвестиций, в том числе в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Вместе с тем указанные механизмы в ближайшей перспективе позволят привлечь частные инвестиции в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод только в крупных городах. С целью активизации процессов по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения и неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения необходимо предоставление государственной финансовой поддержки для реализации региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации.

Совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Одним из основных методов обеспечения населения чистой водой является установление требований к качеству поставляемой воды и используемой для этого технологической системе и производственным процессам.

Одним из основных мероприятий Программы по созданию и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области улучшения качества водообеспечения населения Российской Федерации является подготовка проекта федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод, в котором предполагается предусмотреть:

совершенствование разграничений полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере;

систему договорных отношений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

основы регулирования качества воды;

разработку форм и механизмов государственной финансовой поддержки обеспечения населения чистой водой;

внедрение современных целевых показателей эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

создание стимулов для энергосбережения и механизмов регулирования инвестиций с учетом сокращения удельного потребления ресурсов;

участие саморегулируемых организаций в деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

совершенствование экологического регулирования, в том числе установление порядка определения платы за сбросы сточных вод для организаций коммунального комплекса.

Действующая система регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не координирует решения в области тарифного регулирования с показателями надежности и качества оказываемых услуг. В этих условиях организации не имеют экономической заинтересованности в обеспечении установленного качества услуг.

Для решения этой проблемы необходимо разработать (установить) показатели надежности и качества оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также установить их значения. Указанные показатели можно разбить на следующие основные группы:

показатели качества водоснабжения (в том числе удельный вес проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам);

показатели качества водоотведения и очистки сточных вод (в том числе доля сточных вод, прошедших очистку до установленных нормативов, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения);

показатели эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, в том числе доля потерь воды, количество аварий, удельный расход электроэнергии на единицу объема забранной воды.

С целью повышения ответственности и мотивации организаций требуется предусмотреть дифференциацию тарифов по уровню надежности и качества, а также ввести систему, обеспечивающую снижение платы за оказанные услуги организации коммунального хозяйства в случае отклонения показателей по надежности и качеству оказанных услуг от целевых показателей, если указанные показатели были утверждены в привязке к инвестиционным программам этих организаций.

Реализация механизма дифференциации тарифов в зависимости от показателей надежности и качества оказанных услуг будет осуществлена в развитие федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод и постановления Правительства Российской Федерации, призванного определить показатели надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг организациями, разработка проектов которых предусмотрена планом мероприятий согласно приложению N 4.

Указанное постановление Правительства Российской Федерации должно в том числе предусматривать разработку методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также разработку методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.

Внедрение механизма достижения целевых показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг даст возможность организациям осуществить постепенный переход к оказанию более качественных услуг, соответствующих установленным техническим, санитарным и экологическим нормативам. Указанный переход должен осуществляться посредством реализации долгосрочных инвестиционных программ с использованием методов долгосрочного тарифного регулирования (метод доходности инвестированного капитала) в рамках концессионных соглашений или долгосрочных договоров аренды.

Особенностью такого механизма является то, что он в основном не требует бюджетного финансирования и может применяться после окончания срока действия Программы.

Совершенствование механизмов регулирования сброса сточных вод в централизованные системы коммунального водоотведения и в водные объекты через централизованные системы коммунального водоотведения

Требования, предъявляемые к качеству сточных вод, должны стимулировать сокращение производства загрязняющих веществ и развитие систем очистки сточных вод. Указанные задачи должны достигаться за счет внедрения системы экономических стимулов, при этом рост платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод должен происходить поэтапно.

В действующей системе регулирования плата за негативное воздействие на водные объекты, осуществляемое с использованием централизованных систем коммунального водоотведения, лежит на организациях. Такой подход не стимулирует иные организации, осуществляющие сброс стоков в сети водоотведения, к сокращению сброса загрязняющих веществ. В связи с этим требуется внедрение механизма, стимулирующего производителей загрязнений к переходу на более экологически чистые способы производства товаров и оказания услуг.

Кроме того, требуется внедрение механизма, позволяющего осуществлять зачет в счет платы за негативное воздействие на водные объекты затрат хозяйствующих субъектов на осуществление эффективных мер по охране окружающей среды, в том числе на инвестирование соответствующих средств в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение систем коммунального водоотведения в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой и на основе технологий, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений.

2. Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод будет обеспечиваться путем осуществления капитальных вложений и реформирования сложившихся в отрасли отношений посредством реализации мероприятий региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы).

Поддержку региональных программ предполагается осуществлять путем предоставления средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, представивших для реализации на условиях софинансирования мероприятия по строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, используемых в деятельности организаций.

Отбор региональных программ, на поддержку мероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета, будет осуществляться ежегодно (в 2011-2013 годах) государственным заказчиком Программы по следующим основным критериям:

реализация мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения;

реализация мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек;

эффективность вложения средств, определяемая как улучшение целевых показателей на 1 рубль вложенных средств, предусмотренных региональной программой в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

реализация мероприятий с использованием инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

закупка российского оборудования, материалов и услуг;

выполнение требований, установленных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

финансирование мероприятий региональной программы из бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в части, относящейся к этим муниципальным образованиям;

софинансирование мероприятий региональной программы за счет средств частных инвесторов;

наличие в региональной программе мероприятий по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения (или заключение) концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе;

отсутствие в программе мероприятий, реализуемых за счет бюджетного финансирования в рамках иных утвержденных федеральных или ведомственных программ (в том числе мероприятий по оснащению приборами учета энергетических ресурсов в рамках реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Мероприятия региональных программ должны учитывать динамику объема потребления коммунальных ресурсов в результате повышения энергосбережения и энергетической эффективности и роста уровня тарифов.

Региональные программы должны содержать целевые индикаторы и показатели их реализации, предусмотренные в приложении N 2 к Программе. Помимо указанных показателей региональные программы должны включать показатели, характеризующие уровень заболеваемости населения по специфичным для региона заболеваниям и хроническим болезням, связанным с низким качеством питьевой воды.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ"