Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ЗАКОН РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 02.06.93) "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
Раздел II ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ
1. Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) расторжения договора и возмещения убытков. В отношении товаров, реализуемых через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя, указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 1 настоящей статьи, подлежат удовлетворению с согласия продавца.
2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, предъявляются по выбору потребителя по месту покупки товара или по месту нахождения потребителя.
Указанные требования по месту нахождения потребителя выполняют созданные продавцом торговые предприятия, осуществляющие продажу товаров, аналогичных приобретенному потребителем, либо торговые предприятия, на которые такие функции возложены на основании договора.
Продавец и изготовитель обязаны информировать потребителя о предприятиях, которые выполняют требования, установленные пунктами 1 и 3 настоящей статьи по месту нахождения потребителя (далее - предприятия, выполняющие их функции). В случае непредоставления указанной информации они несут ответственность, установленную статьей 10 настоящего Закона.
Изготовитель товара обязан возместить торговому предприятию, не являющемуся продавцом товара, в полном объеме расходы, понесенные в связи с удовлетворением требований потребителя, предусмотренных настоящей статьей, а также дополнительно уплатить этому торговому предприятию сумму в размере 10 процентов от произведенных им расходов.
Взаимоотношения изготовителя с торговым предприятием - продавцом, установленные настоящей статьей, регулируются законодательством.
3. Потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению, либо о замене товара изготовителю товара или предприятиям, созданным им для этих целей, или предприятиям, выполняющим указанные требования на основании договора с изготовителем (предприятием, выполняющим его функции).
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар с недостатками и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
4. В случае приобретения потребителем продовольственных товаров с недостатками продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.
5. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного (кассового) чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.
По требованию потребителя продавец обязан выдать ему товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
В случае утраты потребителем технического паспорта или иного заменяющего его документа их восстановление осуществляется в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны принять товар у потребителя и удовлетворить его требования, если не докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
6. Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются безвозмездно силами продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) в месте нахождения потребителя доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны возместить ему необходимые расходы, связанные с доставкой и возвратом товара.
Статья 18. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара1. Потребитель вправе предъявить требования, установленные статьей 17 настоящего Закона, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока, установленного изготовителем.
По товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить изготовителю указанные требования, если недостатки были обнаружены в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества - не позднее двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором.
2. На товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени или могут представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды по истечении определенного периода времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии и прочие), устанавливаются сроки годности.
Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. В отношении указанных товаров требования потребителя, установленные статьей 17 настоящего Закона, подлежат удовлетворению, если их недостатки были обнаружены в течение срока годности.
3. Сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также срок службы товара исчисляются со дня его продажи потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления.
Для сезонных товаров (обувь, одежда и прочие) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого исходя из климатических условий места нахождения потребителей Правительством Российской Федерации м Советами Министров республик в составе Российской Федерации.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке - со дня их производства. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, а также передачи недвижимого имущества установить невозможно или если оно находилось у потребителя до заключения договора купли - продажи - со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления. Срок годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
4. Гарантийные сроки могут устанавливаться на отдельные самостоятельные комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части исчисляется в том же порядке, что и гарантийный срок на основное изделие.
5. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой ему в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
6. Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийных сроков. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, предусмотренные статьей 19 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 17 настоящего Закона.
7. Требования потребителя, установленные статьей 17 настоящего Закона, должны быть предъявлены продавцу, изготовителю (предприятию, выполняющему их функции) не позднее десяти дней по истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей.
Статья 19. Устранение недостатков товараНедостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (предприятием, выполняющим его функции) в течение десяти дней, а продавцом (предприятием, выполняющим его функции) - в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем.
По товарам длительного пользования продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны по предъявлении требования потребителем немедленно безвозмездно предоставить ему на время ремонта аналогичный товар с доставкой за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков.
При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется со дня выдачи потребителю товара из ремонта.
Статья 20. Замена товара с недостаткамиВ случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны заменить его немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) - в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем.
При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) на момент предъявления соответствующего требования, необходимого для замены товара, он должен заменить его в течение месяца. По требованию потребителя продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны безвозмездно предоставить ему с доставкой во временное пользование до замены аналогичный товар длительного пользования за исключением товаров, перечень которых устанавливается в соответствии с частью второй статьи 19 настоящего Закона.
Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.
Статья 21. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителяЗа каждый день просрочки указанных в статьях 19 и 20 настоящего Закона сроков, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции), допустившие такие нарушения, выплачивают потребителю неустойку в размере одного процента стоимости товара в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 19 и 20 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 17 настоящего Закона.
Статья 22. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара с недостаткамиПри замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости не производится.
При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на момент покупки.
При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула) в случае повышения его цены перерасчет стоимости производится исходя из цены, действующей на момент замены.
Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли-продажи денежная сумма возвращается в размере погашенного к моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата за его предоставление.
Статья 23. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть им использован по назначению.
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации и Советами Министров республик в составе Российской Федерации.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в момент обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы либо обменять товар на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу.
Статья 24. Форма и порядок оплаты приобретаемых товаровФорма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в безналичном порядке) определяется по соглашению между потребителем и продавцом.
Продажа товаров в кредит осуществляется в порядке, устанавливаемом правилами продажи товаров в кредит, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При покупке товаров в кредит право собственности у потребителя возникает с момента передачи ему товара, если иное не предусмотрено договором.
Статья 25. Правила об отдельных видах договоров купли-продажиПравила об отдельных видах договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации.
- Главная
- ЗАКОН РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 02.06.93) "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"