в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.06.2022

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СВОДНЫХ КАРТОЧЕК УЧЕТА СУММ НАЧИСЛЕННЫХ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, СУММ НАЧИСЛЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ (НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА) И ПОРЯДКА ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ"
действует Редакция от 27.07.2004 Подробная информация
ПРИКАЗ МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СВОДНЫХ КАРТОЧЕК УЧЕТА СУММ НАЧИСЛЕННЫХ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, СУММ НАЧИСЛЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ (НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА) И ПОРЯДКА ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ"

Порядок заполнения индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (Приложения 1 и 2)

В приложении 1 при заполнении графы 2 учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, авторскому договору, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе пособия (расходы) на цели государственного социального страхования в соответствии с действующим законодательством, выплаты, которые не облагаются в соответствии со статьями 236, 238, 239 Кодекса и т.д.

Не включаются в графу 2 выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых российскими фондами поддержки образования и науки учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений, в карточках не отражаются.

По графе 3 показываются выплаты и вознаграждения в пользу физического лица, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций и по налогу на доходы физических лиц, и которые в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Кодекса не признаются объектом налогообложения.

По графе 4 отражаются выплаты, не облагаемые во все фонды и в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 238 Кодекса.

Выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, не облагаемые только в ФСС РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса, выделены отдельно в графе 5 индивидуальной карточки.

По графе 6 отражаются суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, не включаемые федеральными судами и органами прокуратуры в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 3 статьи 245 Кодекса.

По графам 7, 9, 11 отражаются налоговые базы по ЕСН в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования, исчисляемые по приведенным в данных графах формулам.

Если по физическому лицу в каком-либо месяце года налоговая база, начисленная с начала года, превысила 100 000 руб., то для отражения ее в графах 7, 9, 11 по шкале, предусмотренной статьей 241 Кодекса, а также показателей в последующих графах индивидуальную карточку, начиная с указанного месяца после строк "с начала года", рекомендуется дополнять еще двумя строками.

Например, физическое лицо выполняет работы по трудовому и гражданско-правовому договорам. Налоговая база по ЕСН составила:

(в рублях и копейках)

Месяцы Федеральный бюджет и фонды ОМС ФСС РФ
январь 40 000,00 35 000,00
февраль 40 000,00 35 000,00
Март 50 000,00 40 000,00
Итого 130 000,00 110 000,00

Начиная с марта и в последующие месяцы показатели в графах 1, 7-31 индивидуальной карточки рекомендуется представлять в порядке, предусмотренном статьей 241 Кодекса для налоговой базы от 100 001 до 300 000 руб., от 300 001 до 600 000 руб., свыше 600 000 руб. соответственно.

В данном примере за март индивидуальная карточка в графах 1, 7-11 заполняется следующим образом:

графа 1 графа 7 графа 9 графа 11
Март за месяц 50 000,00 40 000,00 50 000,00
с начала года 130 000,00 110 000,00 130 000,00
в том числе 100 000 100 000 100 000 100 000
свыше 100 000 30 000,00 10 000,00 30 000,00

В графах 2 - 6, 32 показатели нарастающим итогом с начала года отражаются только по строкам "с начала года".

В случае, если работник в течение налогового периода переходит из одного обособленного подразделения организации в другое, то обособленное подразделение, в которое перешел работник, открывает на него новую индивидуальную карточку.

При этом из обособленного подразделения, в котором работник работал ранее, в обособленное подразделение, в которое он перешел, передается копия индивидуальной карточки, которая велась по данному работнику в предыдущем обособленном подразделении, для того чтобы имелась возможность применения регрессивных ставок налога в зависимости от налоговой базы, накопленной за время его работы в организации с начала года, если организация выполняет условие, установленное пунктом 2 статьи 241 Кодекса.

Копия индивидуальной карточки, которая велась в предыдущем обособленном подразделении, должна быть заверена подписями руководителя, главного бухгалтера или представителя организации и скреплена печатью организации.

Для налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения организации она является документом, подтверждающим, в том числе, право на применение регрессивных ставок при исчислении налога с выплат и вознаграждений, начисленных работнику по месту работы в новом обособленном подразделении.

В графах 8, 10, 12 проставляются ставки ЕСН в соответствии со статьей 241 Кодекса с учетом наличия у налогоплательщика права на применение регрессии.

В условиях действия нормы пункта 2 статьи 241 Кодекса, если налогоплательщик не имеет права на применение регрессивных ставок налога, то независимо от величины налоговой базы по конкретному физическому лицу исчисление налога производится по ставкам, предусмотренным для налоговой базы нарастающим итогом с начала года до 100 000 руб. В этом случае ставки налога проставляются по строке "с начала года".

Если налогоплательщик имеет право на применение регрессии, то ставки налога проставляются в рублях и % с учетом регрессии, соответствующие определенной величине налоговой базы. При этом в строке "с начала года" они не указываются.

В графах 13 - 16 отражаются исчисленные суммы налога (авансовых платежей по налогу) в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

Исчисление сумм авансовых платежей по налогу в индивидуальной карточке по итогам каждого календарного месяца производится в следующем порядке.

Сначала определяется сумма авансовых платежей по ЕСН по федеральному бюджету и каждому фонду (по графам 13-16) за весь истекший период с начала года путем умножения соответствующих ставок налога, подлежащих применению в зависимости от соблюдения условия на их применение (максимальных или регрессивных), указанных в графах 8, 10, 12, на налоговую базу (графы 7, 9, 11).

Затем из полученной суммы следует исключить сумму авансовых платежей по налогу, исчисленную по федеральному бюджету и каждому внебюджетному фонду за период с начала года по месяц, предшествующий истекшему календарному месяцу.

При таком механизме, в случае потери налогоплательщиком в истекшем календарном месяце права на применение регрессии, корректировка налога за весь период с начала года происходит автоматически в этом месяце.

Если индивидуальная карточка открыта на иностранное физическое лицо или лицо без гражданства, не являющееся застрахованным в целях применения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), то графы 17-22 не заполняются, так как с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу таких физических лиц, страховые взносы на ОПС не начисляются.

В отношении физических лиц, являющихся застрахованными согласно Федерального закона N 167-ФЗ, по графе 17 отражается база для начисления страховых взносов на ОПС, которая соответствует налоговой базе по ЕСН, отраженной по графе 7 индивидуальной карточки.

По графам 18, 19 проставляются тарифы страховых взносов в соответствии со статьями 22 (33) Федерального закона N 167-ФЗ, дифференцированные в зависимости от категории страхователя, пола и возраста физического лица.

При достижении страхователем базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года свыше 600 000 рублей применяется тариф страховых взносов в виде фиксированной ставки в рублях. Исчисление страховых взносов по процентной ставке с суммы, превышающей 600 000 рублей, как это предусмотрено для единого социального налога статьей 241 Кодекса, статьями 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ не установлено.

Регрессивная шкала тарифов страховых взносов применяется страхователем при условии соблюдения требований, установленных пунктом 2 статьи 241 Кодекса.

По графе 20 отражаются начисленные авансовые платежи по страховым взносам на ОПС по сумме взносов на страховую (графа 21) и накопительную (графа 22) части трудовой пенсии, которые учитываются в качестве налогового вычета при исчислении авансовых платежей по ЕСН за соответствующий месяц (период).

По графе 23 отражаются суммы налоговых льгот, применяемых налогоплательщиками в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.

По графам 24 - 27 отражаются суммы авансовых платежей по налогу, не подлежащие уплате в федеральный бюджет, фонды социального и обязательного медицинского страхования в связи с применением налоговых льгот в соответствии со статьей 239 Кодекса.

Расчет указанных сумм производится следующим образом.

Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых,

семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:

Гр. 24 = гр. 23 х 28% /100% - гр. 23 х 14 % / 100%

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:

Гр. 24 = гр. 23 х 20,6% /100% - гр. 23 х 10,3 % / 100%

Для адвокатских образований, исчисляющих авансовые платежи по налогу с доходов адвокатов:

Гр. 24 = гр. 23 х 7% / 100%.

Соответственно в графах 25, 26, 27 показатели исчисляются умножением сумм налоговых льгот, отраженных по графе 23, на ставки, установленные для исчисления налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом применяются ставки налога, установленные статьей 241 Кодекса, к налоговой базе на каждого отдельного работника, нарастающим итогом с начала года не превышающей 100 000 рублей.

По графе 28 сумма начисленных авансовых платежей по ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как:

гр. 28 = гр. 13 - гр. 20 - гр. 24;

По графам 29, 30, 31 отражаются суммы начисленных авансовых платежей по ЕСН во внебюджетные фонды, определяемые как:

гр. 29 = гр. 14 - гр. 25

гр. 30 = гр. 15 - гр. 26

гр. 31 = гр. 16 - гр. 27

По графе 32 отражаются данные о начисленных налогоплательщиком в отношении конкретного физического лица пособий (произведенных расходах на цели государственного социального страхования).

Суммы возмещений расходов налогоплательщика на цели государственного социального страхования работников в части, превышающей начисленные суммы ЕСН (авансовых платежей по ЕСН) в Фонд социального страхования Российской Федерации, производятся подразделениями указанного Фонда на банковский счет страхователя единой суммой без разбивки по конкретным физическим лицам.

Поэтому данные суммы в индивидуальной карточке отражению не подлежат, а учитываются только в сводной карточке.

По гр. 33 отражаются суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат физических лиц, освобождаемых от уплаты налога во все фонды и федеральный бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Кодекса.

Налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы и одновременно осуществляющим виды деятельности, облагаемые по общепринятой системе, по физическим лицам, занятым одновременно и в тех и в других видах деятельности, рекомендуется вести отдельно индивидуальные карточки по ЕСН (приложение 1) и страховым взносам на ОПС (приложение 2).

При этом в индивидуальной карточке по ЕСН все показатели отражаются в отношении такого физического лица только в части видов деятельности, облагаемых по общепринятой системе налогообложения. Налоговый вычет при расчете ЕСН в федеральный бюджет принимается в сумме начисленных страховых взносов на ОПС с выплат, произведенных по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе.

Для таких налогоплательщиков в индивидуальной карточке (приложение 1) из граф 17-22, отражающих показатели по страховым взносам на ОПС, целесообразно заполнять только графы 17 и 20.

В графе 17 подлежит отражению база для начисления страховых взносов на ОПС по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе, которая соответствует налоговой базе по этим же видам деятельности, исчисляемой в графе 7.

Заполняется графа 17 в порядке контроля правильности определения базы, от которой исчислен налоговый вычет.

В графе 20 подлежит отражению налоговый вычет, на который уменьшается ЕСН в федеральный бюджет (графа 13). Он применяется в сумме начисленных страховых взносов на ОПС от базы, отраженной в графе 17.

В целях реализации положений главы 24 Кодекса, Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, для физических лиц, одновременно занятых на выполнении работ (оказании услуг) по видам деятельности, облагаемым по различным системам налогообложения (специальные налоговые режимы и общепринятая система налогообложения), индивидуальные карточки по страховым взносам на ОПС рекомендуется вести по форме согласно приложению 2, когда все показатели отражаются отдельно по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе, по видам деятельности, облагаемым по специальным налоговым режимам, и в целом по всем видам деятельности налогоплательщика.

При этом в индивидуальных карточках по ЕСН (приложение 1) в отношении указанных физических лиц по графе 17 подлежат отражению показатели из графы 5 Раздела 1 индивидуальной карточки по страховым взносам на ОПС (приложение 2), а по графе 20 (приложение 1) - налоговый вычет, применяемый при исчислении ЕСН, в сумме начисленных авансовых платежей по страховым взносам на ОПС из графы 8 Раздела 1 индивидуальной карточки по страховым взносам на ОПС (приложение 2).

Налогоплательщики, осуществляющие только (или в том числе) виды деятельности, облагаемые по специальным налоговым режимам, расчет условия на право применения регрессивных тарифов страховых взносов производят в порядке, установленным пунктом 2 статьи 241 Кодекса, исходя из общей суммы базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, применяющие только специальные налоговые режимы, приложение 2 заполняют в объеме Раздела 2. Разделы 1 и 3 ими не заполняются.

Таким образом, по конкретному физическому лицу необходимость ведения двух индивидуальных карточек (приложение 1 и приложение 2) возникает в том случае, если оно занято на выполнении работ (оказании услуг) по видам деятельности, облагаемым по специальным налоговым режимам, а также по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе.

По физическим лицам, занятым только в видах деятельности, облагаемых по общепринятой системе налогообложения, возможно вести учет показателей по ЕСН и страховым взносам на ОПС в единой форме индивидуальной карточки (приложение 1).

По физическим лицам, занятым только в видах деятельности, облагаемых по специальным налоговым режимам, индивидуальные карточки ведутся только по страховым взносам на ОПС, исчисляемым по этим видам деятельности (Раздел 2 приложения 2).

В этой связи, для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, облагаемые как по общепринятой системе налогообложения, так и по специальным налоговым режимам, для целей автоматизации обработки данных в адресной части индивидуальных карточек рекомендуется ввести признак, квалифицирующий вид деятельности, которым занимается соответствующее физическое лицо: облагаемый по специальным налоговым режимам, облагаемый по общепринятой системе налогообложения, смешанный.

Порядок заполнения сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (приложения 1.1 и 2.1)

В сводных карточках (приложения 1.1 и 2.1) налогоплательщиками по строкам "за месяц" и "с начала года" суммируются данные первичного учета начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН и страховых взносов на ОПС (налоговый вычет), других показателей из соответствующих граф и строк всех индивидуальных карточек, открытых на физических лиц, в пользу которых осуществлялись выплаты по трудовым, гражданско-правовым и (или) авторским договорам за выполнение работ, оказание услуг.

Кроме этого, правильность суммирования в сводных карточках соответствующих показателей из всех индивидуальных карточек должно проверяться по приведенным в графах сводных карточек формулам.

При заполнении приложения 1.1 обращается внимание на следующее.

В графах 10-13 отражаются суммы исчисленных авансовых платежей по ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды за каждый месяц календарного года и за период с начала года.

Согласно пункту 1 статьи 243 Кодекса, указанные суммы представляют собой соответствующие процентные доли налоговой базы, подлежащие уплате налогоплательщиком в федеральный бюджет и каждый внебюджетный фонд.

Они определяются сложением сумм исчисленных авансовых платежей по ЕСН по строкам "за месяц" и "с начала года" из всех индивидуальных карточек (приложение 1), отраженных в них соответственно в графах 13-16.

При этом применять для проверки расчета суммы авансовых платежей по строкам "с начала года" в приложении 1.1 формулу графа 7 (8,9) х на ставку соответствующей доли налога можно при отсутствии у налогоплательщика права на применение регрессии, а при наличии такого права - лишь до тех пор, пока по каждому работнику налоговая база нарастающим итогом с начала года облагается по одинаковым ставкам без применения регрессии.

Если налоговые базы в федеральный бюджет и внебюджетные фонды у налогоплательщика по строкам "с начала года" в графах 7, 8, 9 приложения 1.1 будут складываться из налоговых баз работников, в отношении которых необходимо применять различные ставки налога, то в этом случае для проверки правильности расчетов необходимо разделить налоговые базы в этих графах по интервалам, в отношении которых должны применяться различные налоговые ставки, и произвести расчет авансовых платежей по налогу раздельно по составляющим налоговых баз с применением соответствующих ставок. В графы 10-13 приложения 1.1 следует записать суммарные результаты этих расчетов по ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

Такой расчет налогоплательщику целесообразно производить в отдельной таблице в виде сводной карточки распределения налоговой базы и численности работников по интервалам шкалы регрессии в электронном виде, что даст возможность в автоматизированном режиме формировать раздел 2.1 расчета по авансовым платежам по ЕСН.

Показатели по строкам "за месяц" в графах 10-13 приложения 1.1 также определяются как показатели этих граф за период с начала года по истекший календарный месяц включительно минус показатели этих граф за период с начала года по предшествующий месяц.

В графах 19-22 приложения 1.1 отражаются суммы авансовых платежей по ЕСН, не подлежащие уплате в связи с применением налоговых льгот.

Они могут быть рассчитаны путем умножения суммы налоговых льгот по ЕСН, отражаемых в графе 18, на максимальные ставки ЕСН в части долей налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Полученные суммы по каждой из граф 19-22 должны быть равны результату суммирования соответствующих показателей в графах 24-27 всех индивидуальных карточек.

Показатели граф 28 и 29 приложения 1.1 рассчитываются только в целом по налогоплательщику и в индивидуальных карточках не отражаются, так как исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации перечисление средств в счет возмещения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования работников, осуществляется на счет страхователя единой суммой без ее распределения по конкретным физическим лицам.

По графе 28 отражаются полученные налогоплательщиком в конкретном месяце, а также нарастающим итогом с начала года, суммы денежных средств от исполнительного органа ФСС РФ.

Суммы возмещений отражаются в том месяце, в котором они были получены от исполнительного органа ФСС РФ на счет налогоплательщика, независимо от месяца, в котором произошел перерасход средств на цели государственного социального страхования работников над суммой начисленных авансовых платежей по ЕСН в доле, подлежащей перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.

По графе 29 отражается сумма ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), подлежащая начислению в ФСС РФ.

Она исчисляется по приведенной в данной графе формуле, учитывающей в целом по налогоплательщику суммы произведенных в конкретном месяце, а также нарастающим итогом с начала года, расходов на цели государственного социального страхования всех работников и полученные в этом же месяц (периоде) от исполнительного органа ФСС РФ денежные средства в счет возмещения перерасхода начисленных социальных пособий над суммой начисленного в этот Фонд налога (авансовых платежей по налогу).

Общий подход к формированию соответствующих показателей приложения 2.1 аналогичен вышеизложенному.

На основании предлагаемых форм сводных карточек налогоплательщиками могут быть заполнены показатели разделов 2 расчетов по авансовым платежам и деклараций по ЕСН и страховым взносам на ОПС за соответствующие отчетные и налоговый (расчетный) периоды.

Данные из граф сводных карточек за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год, а также по месяцам последнего квартала отчетного или налогового (расчетного) периода подлежат переносу в указанные в них строки и графы расчетов по авансовым платежам и деклараций по ЕСН и страховым взносам на ОПС, формируемых налогоплательщиками за соответствующие отчетные и налоговый (расчетный) периоды.

Налогоплательщики исходя из практических целей и задач дополнительно могут разработать иные формы сводных карточек, в которых с помощью программных средств сводить и обрабатывать показатели, необходимые для автоматизированного формирования всех разделов расчетов по авансовым платежам и деклараций по ЕСН и страховым взносам на ОПС.

Данные сводных карточек о начисленных суммах ЕСН и страховых взносов на ОПС должны соответствовать у организаций данным аналитического бухгалтерского учета, который ведется по долям ЕСН, причитающимся федеральному бюджету, Фонду социального страхования Российской Федерации и фондам обязательного медицинского страхования, и страховым взносам на ОПС, формирующим страховую и накопительную части трудовой пенсии и зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СВОДНЫХ КАРТОЧЕК УЧЕТА СУММ НАЧИСЛЕННЫХ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, СУММ НАЧИСЛЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ (НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА) И ПОРЯДКА ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ"