в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 81 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"
отменен/утратил силу Редакция от 17.12.1999 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 81 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Разработаны Центральным научно - исследовательским институтом экономики и управления строительством Госстроя России, Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России и Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России при участии: корпорации Трансстрой, региональных центров по ценообразованию в строительстве, ЛЭУ Московской области.

Рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

Внесены Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России.

Приняты и введены в действие с 01.01.2000 Постановлением Госстроя России от 17.12.1999 N 81.

1. Общие положения

1.1. "Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств" разработаны во исполнение Постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно - нормативную базу ценообразования в строительстве" и устанавливают порядок пересмотра действующих и разработки новых сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, механизированного инструмента, инвентарных приспособлений и технологических автотранспортных средств <*> с целью соблюдения организациями - разработчиками единого порядка их разработки и подготовки к обработке на машинных носителях (в дальнейшем изложении: "Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин").


<*> Под технологическими автотранспортными средствами имеются в виду автомобили, прицепы, полуприцепы и пр., используемые для доставки строительных материалов и конструкций на строительную площадку, для перевозки грунта и отвозки строительного мусора, а также для перебазировки строительных машин.

Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин комплектуются в сборники, которые утверждаются в установленном порядке. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации, и применяются в обязательном порядке на строительстве, осуществляемом за счет средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Порядок разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, установленный настоящими Методическими указаниями, является обязательным для всех организаций - разработчиков сметных нормативов.

1.2. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин подразделяются на:

федеральный,

территориальные,

отраслевые.

Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разрабатываемый в уровне цен для базового района страны (Московской области), утверждается и вводится в действие Госстроем России с включением в Перечень действующих нормативных документов в строительстве и является основой для разработки сборников федеральных единичных расценок (сборников ФЕР).

Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, применяемых в соответствующем регионе, и разрабатываемые для административно - территориальных единиц Российской Федерации (регионов), утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно - территориальных регионах страны.

Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, используемых для специализированных видов строительства (водохозяйственное, горнокапитальное, транспортное, энергетическое, строительство газо-, нефтепроводов, объектов связи и т.п.), утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры), представляются на заключение (согласование) в Госстрой России в соответствии с РДС 10-201-94 и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами, после согласования с Госстроем России могут быть включены в Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию машин.

Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам.

1.3. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин предназначаются для разработки единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные работы, работы по монтажу технологического оборудования и пусконаладочные работы; для определения сметной стоимости строительства ресурсным методом; для использования непосредственно в сметах, когда продолжительность эксплуатации машин на объекте определяется по проекту производства работ или проекту организации строительства; для организации взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации. В тех случаях, когда по договору (контракту) подрядная строительная организация и подразделения строймеханизации выполняют работы на объектах, финансируемых из бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, взаиморасчеты между ними осуществляются по сметным нормам и расценкам эксплуатации машин, разработанным по данным Методическим указаниям. В случае финансирования строительства из других источников применение указанных сметных норм и расценок на эксплуатацию машин носит рекомендательный характер.

1.4. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, устанавливаемым по основному техническому параметру для данного вида машин (для экскаваторов - вместимость ковша, для бульдозеров - мощность, для кранов - грузоподъемность и т.д.). При этом сметные нормы и расценки формируются как средневзвешенная величина по маркам (моделям) машин, входящим в типоразмерную группу. Отбор машин - представителей по маркам (моделям) производится с учетом выполняемых с их применением объемов работ и уровня производительности с прогнозом на период действия сметных нормативов.

Номенклатура машин, сгруппированная по видам и типоразмерным группам и рекомендуемая для включения в Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, приведена в приложении 1.

1.5. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин содержат прямые затраты. При определении сметной стоимости строительства и осуществлении взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации накладные расходы и сметная прибыль учитываются дополнительно в порядке, установленном п. п. 3.1.6 и 3.1.7 МДС 81-1.99.

При разработке норм и расценок на эксплуатацию машин не учитывается налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.

1.6. Нормативные показатели сметных норм и расценок исчисляются в расчете на 1 машино - час среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает:

- время участия машин в выполнении технологических операций, в т.ч. для автотранспортных средств - время их перемещения с базы механизации (строительной площадки) на строительную площадку (базу механизации);

- время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной рабочей оснастки;

- время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;

- время технологических перерывов в работе машин при выполнении строительно - монтажных работ;

- время подготовки машин к работе и их сдачи по окончании работы;

- время на ежесменное техническое обслуживание машин;

- перерывы в работе машиниста (машинистов экипажа), регламентируемые законодательством о труде.

1.7. Структура сметных расценок на эксплуатацию машин (С.Р.) имеет следующий вид:

С.Р. = А + Зр + Збч + Зп + Зэ + Зсм + Зг + Зт, (1)

где:

А - амортизационные отчисления на полное восстановление, руб./маш.-ч;

Зр - затраты на выполнение всех видов ремонтов, диагностирование и техническое обслуживание, руб./маш.-ч;

Збч - затраты на замену быстроизнашивающихся частей, руб./маш.-ч;

Зп - оплата труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей), руб./маш.-ч;

Зэ - затраты на энергоносители, руб./маш.-ч;

Зсм - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;

Зг - затраты на гидравлическую и охлаждающую жидкость, руб./маш.-ч;

Зт - затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), включая монтаж машин с выполнением пусконаладочных операций, демонтаж, транспортировку с погрузочно - разгрузочными операциями, руб./маш.-ч. По особо сложным и мощным машинам на операции, связанные с их перебазировкой, разрабатываются отдельные расценки и соответствующие затраты учитываются в сметах по отдельным строкам.

1.8. Сметные нормы и расценки имеют шестизначный отраслевой код: 2 первых знака обозначают код раздела, 3-й и 4-й знаки - код подраздела, 5-й и 6-й знаки - код типоразмерной группы машин.

1.9. Наименования и единицы измерения физических величин, учитываемых при разработке сметных норм и расценок, принимаются в расчетах по системе СИ в соответствии с "Перечнем единиц физических величин, подлежащих применению в строительстве" (СН 528-80).

1.10. Наименования машин устанавливаются в соответствии с действующими стандартами Российской Федерации (по классификатору продукции ОКП), а при отсутствии информации - по паспортным данным.

1.11. Числовые показатели приводятся с точностью до трех значащих цифр, при этом после запятой указывается не более 2 значащих цифр. Округление показателей производится в соответствии с требованиями СН 528-80.

1.12. Форма сметных норм и расценок представлена в приложении 2.

2. Организация разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин

2.1. Методическое руководство разработкой федерального, территориальных и отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, координацию работ и контроль за их разработкой осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).

2.2. Разработка Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования. В техническом задании указываются основания для разработки сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, этапы и сроки выполнения работ, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при подготовке сметных норм и расценок, стоимость работ.

Разработанный проект сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходит экспертизу в организациях, рекомендуемых Управлением ценообразования. Экспертные заключения рассматриваются Межведомственной комиссией (МВК) по разработке документов по ценообразованию в строительстве Госстроя России.

На основе экспертных заключений и результатов рассмотрений на МВК организации - разработчики вносят в проект сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин соответствующие коррективы. Откорректированный сборник передается в Управление ценообразования, которое представляет его на утверждение в установленном порядке.

2.3. Разработка территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин осуществляется организациями - разработчиками под руководством региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), прошедших аккредитацию в Госстрое России. В тех регионах, где РЦЦС не созданы или не прошли аккредитацию, руководство разработкой сборников осуществляется региональными МВК, создаваемыми соответствующими решениями органов исполнительной власти. Организации - разработчики территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин назначаются решением администрации соответствующего субъекта Российской Федерации из числа ведущих региональных проектных и строительных организаций.

Разработанные проекты территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходят соответствующую территориальную экспертизу. На основе экспертных заключений организации - разработчики вносят в сборники необходимые коррективы. Откорректированные материалы передаются в РЦЦС для рассмотрения и утверждения администрацией субъекта Российской Федерации.

Утвержденные территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин направляются на регистрацию в Госстрой России и после регистрации включаются в состав действующей сметно - нормативной базы.

Разногласия, возникающие в ходе работ, связанных с разработкой территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, передаются на рассмотрение в Межведомственные комиссии (МВК) при администрациях субъектов Российской Федерации.

Для включения в состав МВК рекомендуются представители администрации субъекта Российской Федерации, регионального органа по ценообразованию (РЦЦС), территориального органа экспертизы документации по строительству, ведущих строительных организаций и институтов по разработке сметных цен для данного района, транспортных предприятий и хозяйств, территориальных сбытовых организаций, ведущих организаций - заказчиков, представителей строительных и монтажных организаций.

2.4. Разработка отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин осуществляется ведущими отраслевыми проектными институтами, намечаемыми федеральным органом или отраслевой структурой, на основе договоров.

Разработанные проекты отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходят экспертизу в отраслевых экспертных органах. Откорректированные материалы представляются на заключение (согласование) в Госстрой России и после согласования утверждаются и вводятся в действие соответствующими федеральными органами или отраслевыми структурами.

2.5. Финансирование разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин всех уровней осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, заинтересованными министерствами Российской Федерации, другими отраслевыми структурами с учетом отчислений заказчиков на создание сметно - нормативной базы согласно письму Госстроя России от 15.04.98 N БЕ-19-10/12, а также на договорной основе, предусматривающей возврат средств, затраченных на разработку и издание нормативов, за счет их реализации в качестве печатной продукции.

2.6. Разработка сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин всех назначений осуществляется по следующим этапам:

составление макета сборника;

сбор и анализ исходных данных в соответствии с полученным заданием на разработку сборника;

разработка сметных норм и расценок на эксплуатацию машин на основе исходных данных;

компоновка и оформление проекта сборника;

рассмотрение (экспертиза) проекта сборника;

корректировка проекта сборника по экспертным замечаниям и представление на утверждение.

Оформление обложки, титульных листов и первой страницы сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин осуществляется в соответствии с приложением 3.

Утвержденные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин поддерживаются на машинных носителях с периодической корректировкой и дополнением по вновь внедряемым в строительство машинам.

3. Формирование номенклатуры сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин

3.1. Номенклатура сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин должна обеспечивать разработку единичных расценок по всей совокупности сборников сметных расценок на строительные конструкции и работы, на монтаж технологического оборудования и пусконаладочные работы для всех регионов страны, включая районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним. Вместе с тем она должна быть шире указанных рамок, обеспечивая своевременную возможность разработки дополнительных единичных расценок на строительные конструкции и работы, а также на монтаж технологического оборудования.

3.2. Исходной номенклатурой вновь разрабатываемых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин является номенклатура пересматриваемых (действующих) сборников данного вида сметных нормативов.

3.3. При формировании номенклатуры сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин в типоразмерные группы должны включаться марки (модели), определяющие с учетом перспективы в целом по строительному комплексу страны, по данному региону, по виду строительства объемы выполняемых строительных, монтажных, специальных строительных работ, работ по монтажу технологического оборудования и пусконаладочных работ и обеспечивающие внедрение ресурсосберегающих технологий производства работ.

3.4. При наличии технологических комплексов машин или отдельных машин, различающихся по конструктивно - техническим решениям, но аналогичных по конечной продукции (по достижимому потребительскому эффекту), в номенклатуру сборника федеральных сметных норм и расценок включаются комплексы машин или отдельные машины, обладающие наибольшей эффективностью и реальной перспективой расширения сферы их применения в строительном производстве.

3.5. Сметные нормы и расценки, дифференцированные по типоразмерным группам, объединяются в следующие разделы, соответствующие видам строительных, монтажных, специальных строительных работ, работ по монтажу технологического оборудования и пусконаладочных работ, а также видам машин:

- машины для земляных работ;

- тракторы;

- краны, подъемники, трубоукладчики;

- погрузчики, автогидроподъемники, домкраты, лебедки;

- машины для дорожного и аэродромного строительства;

- машины для приготовления, транспортировки и укладки бетона и строительных растворов;

- машины для свайных работ;

- машины для прокладки и ремонта инженерных коммуникаций;

- машины для буровых работ;

- машины для горнопроходческих работ;

- машины для гидротехнического строительства;

- машины для озеленения и благоустройства;

- компрессоры;

- насосы и установки водопонижения;

- передвижные электростанции и оборудование для сварочных работ;

- машины для отделочных работ;

- технологические автотранспортные средства;

- механизированный инструмент и приспособления.

Разделы сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин должны дополняться и уточняться в установленном Госстроем России порядке по мере внедрения в практику строительного производства новых средств механизации строительных, монтажных, специальных строительных работ, работ по монтажу технологического оборудования и пусконаладочных работ.

3.6. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию импортных машин включаются в отдельный раздел сборников с дифференциацией по видам строительных, монтажных, специальных строительных работ, работ по монтажу технологического оборудования и пусконаладочных работ и типоразмерным группам. Порядок применения сметных норм и расценок на эксплуатацию импортных строительных машин для определения сметной стоимости строительства и осуществления взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации устанавливается в технической части сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин и принимается по согласованию заказчиком (подрядной строительной организацией) и подразделением строймеханизации, что должно подтверждаться договором (контрактом) на строительство.

4. Формула расчета постатейных показателей затрат4.1. Амортизационные отчисления на полное восстановление

4.1.1. Нормативный показатель амортизационных отчислений на полное восстановление для строительных машин (Асм) определяется по формуле:

Асм =Вс х На х Ка, (2)
Т х 100

где:

Вс - средневзвешенная восстановительная стоимость машин данной типоразмерной группы, учитывающая структуру парка по их маркам (моделям), на дату введения в действие сметной расценки, руб. Показатель Вс определяется по формуле:

Вс = Ц + Зд, (3)

где:

Ц - средневзвешенная цена франко - завод - изготовитель (продавец) по маркам (моделям) машин данной типоразмерной группы (или цена марки (модели) машины при определении затрат на эксплуатацию для машины конкретной марки), определяемая на основе анализа рыночных цен производителей машин данной типоразмерной группы (или конкретной марки (модели) машины), на дату введения в действие сметной расценки (без учета НДС), руб.

Показатель Ц для универсальных машин должен учитывать приобретение 2 - 3-х видов сменного рабочего оборудования (например, для экскаваторов - это прямая лопата, обратная лопата, грейфер и т.д.);

Зд - затраты на первоначальную доставку машины от продавца к потребителю с учетом транспортных расходов, затрат на прогрузо - разгрузочные работы, затрат на тару, упаковку, заготовительно - складских расходов, стоимости страховки на дату введения в действие сметной расценки, руб. Показатель Зд определяется на основе анализа транспортных схем доставки всех марок (моделей) машин данной типоразмерной группы к потребителю;

Показатель Вс может определяться также по формуле:

Вс = Ц х Кз.д., (4)

где вновь введенное обозначение:

Кз.д. - коэффициент затрат на первоначальную доставку. При отсутствии при разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию машин данных по затратам на первоначальную доставку машин коэффициент Кз.д. для европейской части страны принимается в размере 1,15 независимо от вида машин, для восточных районов - 1,3. При разработке проектно - сметной документации сметные расценки на эксплуатацию машин корректируются по этому элементу затрат по фактически сложившемуся уровню, характерному для данного региона;

На - норма амортизационных отчислений, процент/год. Показатели На принимаются по установленным государственным нормам амортизационных отчислений на машины данного вида и данной типоразмерной группы и в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств;

Ка - поправочный коэффициент (или произведение коэффициентов) к норме амортизационных отчислений, регулирующий метод начисления амортизации в зависимости от конкретных групп машин, условий эксплуатации и региональных особенностей.

Показатель Ка устанавливается в соответствии с положениями сборника Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, принятыми нормативными актами по совершенствованию амортизационной политики, экономической целесообразностью.

При выборе поправочного коэффициента, учитывающего интенсивность использования машины, следует руководствоваться приложением 4;

Т - годовой режим эксплуатации машины, маш.-ч/год. Показатель Т устанавливается на основе анализа фактических данных по использованию строительных машин в течение года (в машино - часах) на основании сменных рапортов. Потери времени использования машин, связанные с отсутствием фронта работ, низким уровнем организации производства работ и т.п., при определении нормативного показателя годового режима работы машины учитываться не должны.

Нормативный показатель годового режима работы машины (Т) определяется по формуле:

Т = [365 - (52 х 2 + Пд + М + Р + П)] х Крс х Кс, (5)

где:

365 - количество дней <*> в году;


<*> В данном случае и в последующем изложении под словом "день" следует понимать "сутки".

52 - количество недель в году;

2 - количество нерабочих дней в неделе;

Пд - количество праздничных дней в году, установленное органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

М, Р, П - количество целодневных перерывов в работе машины в течение года или рабочего сезона - для сезонно занятых машин, связанных соответственно с природно - климатическими условиями - ветер, дождь, отрицательная температура, промерзание грунта - (М), ремонтом, техническим обслуживанием, включая перевозку машин до ремонтных баз и обратно - (Р), ее перебазировкой с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации) - (П). Показатели М, Р, П устанавливаются на основе среднегодовых статистических данных о работе машин;

Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;

Кс - коэффициент сменности работы машины в течение года, смена/день. Кс исчисляется как отношение времени, отрабатываемого машиной за сутки в среднем в течение года (маш.-ч/день), к нормативной продолжительности рабочей смены (маш.-ч/смена).

Рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин (Т) по основной номенклатуре машин приведены в приложении 6.

Показатель восстановительной стоимости для импортных машин (Вси) определяется по формуле:

Вси = Цк + Зд + Зс + Тп + Тпр, (6)

где:

Цк - контрактная цена машин данной типоразмерной группы независимо от фирмы (страны) - изготовителя без учета стоимости комплекта запасных и быстроизнашивающихся частей, руб. Показатель Цк в валютном эквиваленте принимается по контрактам или по данным фирм - изготовителей машин, входящих в данную типоразмерную группу.

Зд - затраты на доставку машин данной типоразмерной группы к потребителям, руб. Показатель Зд устанавливается по контрактам на транспортирование машин данной типоразмерной группы и не включает стоимость доставки запасных и быстроизнашивающихся частей;

Зс - затраты на страхование машин при их доставке потребителю, руб. Показатель Зс принимается по контракту;

Тп - затраты на оплату ввозной таможенной пошлины, руб.;

Тпр - затраты на оформление таможенных процедур, руб.

Затраты, связанные с оплатой ввозной таможенной пошлины и стоимости оформления таможенных процедур, определяются на основе таможенного законодательства и грузовых таможенных деклараций.

Показатели, входящие в формулу 6 и имеющие в исходном виде валютную стоимость, пересчитываются в рублевый эквивалент в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.98 N 33н, по состоянию на дату введения в действие сметных норм и расценок на эксплуатацию машин.

Индексация показателя Вси в последующем временном периоде должна производиться с учетом изменения цены приобретения машины данной типоразмерной группы в валютном эквиваленте с пересчетом по текущему курсу рубля.

4.1.2. Нормативный показатель амортизационных отчислений на полное восстановление для автотранспортных средств (Аас) определяется по формуле:

Аас =Вс х На х Ка х Гп , (7)
Т х 100

где вновь введенное обозначение сравнительно с формулой 2, рекомендованной для строительных машин:

Гп - годовой пробег автотранспортного средства, тыс. км. Этот показатель устанавливается на основе расчетных показателей пробега автотранспортных средств в среднем за год (без учета их неоправданных простоев).

Порядок определения показателей Вс, На, Ка и Т, учитываемых формулой 7, аналогичен порядку, изложенному в отношении этих показателей для формулы 2 (для строительных машин).

4.2. Затраты на выполнение всех видов ремонтов, диагностирование и техническое обслуживание

Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин <*> определяется по формуле:


<*> В дальнейшем изложении: ремонт и техническое обслуживание.

Зр =Вс х Нр , (8)
Т х 100

где:

Вс - восстановительная стоимость машины, руб., определяемая в порядке, изложенном в п. 4.1.1:

Нр - годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от балансовой стоимости машин соответствующей типоразмерной группы определяется по формуле:

Нр =SUM (Зр х ТО) х 100, (9)
SUM Вс

где:

SUM (Зр + ТО) - сумма среднегодовых затрат на ремонт (Зр) и техническое обслуживание (ТО) машин данной типоразмерной группы, типа или вида машин, руб./год, которые включают:

- затраты на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузо - разгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д. Эти затраты рекомендуется определять по нормам расхода запасных частей продукции Минстройдормаша, утвержденным в 1987 - 1988 гг. При их отсутствии соответствующие затраты устанавливаются по фактическим данным;

- стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю;

- заработную плату ремонтных рабочих <*>;


<*> Трудоемкость выполнения всех видов технического обслуживания и ремонта строительных машин рекомендуется определять по Рекомендациям по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, разработанным институтом ЦНИИОМТП и согласованным с Госстроем России в 1993 году.

- амортизацию и затраты по эксплуатации ремонтных баз, амортизацию и эксплуатацию ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских;

- накладные расходы базы механизации, у которой на балансе числится техника.

SUM Bc - сумма показателей восстановительной стоимости машин данной модели (марки), типоразмерной группы, типа или вида в среднем за год, затраты на ремонт и техническое обслуживание которых учитываются в числителе формулы 9, руб. Показатели восстановительной стоимости машин принимаются по бухгалтерской отчетности подразделений строймеханизации;

Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.

При возникновении трудностей определения региональных или отраслевых годовых норм затрат на ремонт и техническое обслуживание следует применять нормативные показатели, рекомендуемые для машин отечественного производства, приведенные в таблице 1.

При исчислении нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание для импортных машин (Зри) используется формула:

Зри =SUM Зч х Кр , (10)
Тк

где:

SUM Зч - стоимость комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, а также изготавливаемых (восстанавливаемых) эксплуатирующими организациями, руб. Показатель SUM Зч в валютном эквиваленте принимается по контрактам на машины данной типоразмерной группы с начислением в соответствующей доле затрат на первоначальную доставку машин к потребителю с учетом страховых платежей при доставке машин к потребителю, ввозной таможенной пошлины и стоимости таможенных процедур. Перевод в рублевый эквивалент осуществляется по курсу, установленному на дату введения в действие сметной расценки;

Кр - коэффициент, учитывающий оплату труда ремонтных рабочих, стоимость ремонтных материалов, а также амортизацию и затраты по эксплуатации ремонтных баз, амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования. Показатель Кр устанавливается по данным подразделений строймеханизации, эксплуатирующих импортные машины данного вида, типа, типоразмерной группы, модели (марки). Рекомендуемая величина показателя Кр составляет 1,15 - 1,3;

Тк - время использования комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, предусмотренного контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы, маш.-ч.

Если контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы закупка запасных частей и заменяемых агрегатов не предусматривается, для определения нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных строительных машин используются фактические данные по этим затратам подразделений строймеханизации. При отсутствии таких данных применяется следующая формула:

Зри =Вси х Нр х Кк , (11)
Т х 100

где:

Вси - показатель восстановительной стоимости для импортных машин, руб.;

Нр - годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, принимаемая по табл. 1, процент/год;

Кк - коэффициент корректировки годовой нормы затрат на ремонт и техническое обслуживание машины, учитывающий относительно более высокий качественный уровень импортных машин. Коэффициент корректировки Кк принимается в интервале 0,5 - 0,7.

Норма затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных машин, принятая в расчет сметной расценки (произведение Нр х Кк в формуле 11) в дальнейшем подтверждается или корректируется по фактическим затратам подразделений строймеханизации по этой статье.

К показателю Нр, входящему в формулы 8 и 11, применяются коэффициенты, учитывающие фактическую интенсивность работы машин (использование машин по времени и по мощности в рамках мены). При выборе коэффициентов, учитывающих интенсивность использования машин, следует руководствоваться приложением 4.

НОРМЫ ГОДОВЫХ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН

(в процентах к балансовой стоимости машин)

Таблица 1

N п/п Наименование машин Для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним Для остальной территории Российской Федерации
1 2 3 4
1 Автогрейдеры 33 25
2 Башенные краны, козловые краны 24 18
3 Бульдозеры 51 38
4 Краны на автомобильном ходу 30 23
5 Краны на гусеничном ходу 26 20
6 Краны на пневмоколесном ходу 26 20
7 Погрузчики 35 26
8 Прицепные машины с двигателями внутреннего сгорания (компрессоры, передвижные электростанции, водоотливные агрегаты и т.д.) 20 15
9 Ручные машины (лебедки, домкраты, тали и т.д.) 13 9
10 Самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания (буровая и сваебойная техника, автогудронаторы, автотранспортные средства и т.д.) 26 20
11 Скреперы 50 38
12 Стационарные машины с электроприводом (бетоно- и растворосмесители, штукатурные станции, окрасочные агрегаты и т.д.) 15 11
13 Экскаваторы 33 25
4.3. Затраты на замену быстроизнашивающихся частей

4.3.1. Нормативный показатель затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по формуле:

Збч =(Цбч + Зд.бч + Зп.бч) х Кбч , (12)
Тр

где:

Цбч - цена быстроизнашивающейся части данного вида франко - продавец, руб./единица. Показатель Цбч принимается на основе текущих (рыночных) цен на дату введения в действие сметной расценки на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы;

Зд.бч - затраты на доставку быстроизнашивающихся частей данного вида к потребителю с учетом транспортных расходов, включающих погрузо - разгрузочные работы, стоимость тары, реквизита и т.д., руб./единица. Показатель Зд.бч устанавливается по транспортной схеме, характерной для данного региона (данной совокупности подразделений строймеханизации), применительно к заводам - изготовителям или поставщикам - дилерским фирмам быстроизнашивающихся частей данного вида для машин данной типоразмерной группы;

Зп.бч - оплата труда ремонтных рабочих, включая машиниста (машинистов) машин данной типоразмерной группы, занятых на замене быстроизнашивающихся частей, руб./ед.;

Кбч - количество быстроизнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине, ед. Показатель Кбч устанавливается по рекомендациям, приводимым в инструкции на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы. При отсутствии рекомендаций изготовителя показатель Кбч устанавливается на основе фактических данных по данному элементу затрат;

Тр - нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающейся части данного вида, маш.-ч. Показатель Тр принимается на основе (в порядке очередности применения):

- рекомендаций изготовителя;

- данных, приводимых в нормативной литературе;

- фактически достигнутых показателей времени использования быстроизнашивающихся частей данного вида.

В таблице 2 приводятся рекомендуемые показатели нормативного ресурса (срока службы) по некоторым видам быстроизнашивающихся частей.

При отсутствии данных по затратам на доставку быстроизнашивающихся частей и по оплате труда ремонтных рабочих может применяться следующая формула исчисления нормативного показателя на замену быстроизнашивающихся частей:

Збч =Цбч х Зд.бч х Кбч , (13)
Тр

где:

Кд.бч - коэффициент, учитывающий затраты на доставку быстроизнашивающихся частей и оплату труда ремонтных рабочих. Коэффициент Кд.бч для европейской части страны принимается в размере 1,15 независимо от вида машин, для восточных районов - 1,35. При разработке проектно - сметной документации сметные расценки на эксплуатацию машин корректируются по фактически сложившемуся уровню по данным элементам затрат, характерному для данного региона.

НОРМАТИВНЫЙ РЕСУРС (СРОК СЛУЖБЫ) БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ЧАСТЕЙ

Таблица 2

N п/п Виды быстроизнашивающихся частей Сроки службы, маш.-ч
1 Гибкий кабель
башенные краны 5000
электрические экскаваторы 9000
2 Канаты стальные (тросы) бульдозеров 3500
3 Канаты стальные (тросы) грузоподъемных машин при грузоподъемности:
вантовые 2000
подъемные 1000
стрелоподъемные 2000
4 Канаты стальные (тросы) одноковшовых экскаваторов
опрокидные и оттяжные для ковша 700
подъемные 500
стрелоподъемные 1800
тяговые 700
5 Канаты стальные (тросы) скреперов 500
6 Лента транспортеров 2800
7 Приводные ремни
клиновидные 7000
плоские 1000
8 Рукава насосов 1400
9 Шины на машинах:
автобетоносмесители, автогрейдеры, автогудронаторы, автоцистерны, катки, поливочные машины, скреперы, фрезы дорожные, краны 8000
краны, погрузчики, экскаваторы 5000
передвижные компрессоры, передвижные электростанции 1000
10 Шланги:
краскопультов и растворонасосов 1900
пескоструйных аппаратов и пневмоинструментов 1200
бульдозеров, скреперов и других прицепных машин с гидравлическим управлением 2300

4.3.2. Нормативные показатели затрат на замену шин определяются по формулам:

для строительных машин, для которых норма амортизационных отчислений установлена в процентах в год:

Збч.см =Цш х Кд.ш х Кш х Наш х Гп х [1 - Сш х (На х Ка) ], (14)
Т х 100Гп х 100

для автотранспортных средств, для которых норма амортизационных отчислений установлена в процентах на 1000 км пробега:

Збч.ас =Цш х Кд.ш х Кш х Наш х Гп х [1 - Сш х (На х Ка) ], (15)
Т х 100100

где:

Цш - рыночная текущая цена 1 шины в установленной комплектации (покрышка, камера, ободная лента), франко - склад продавца, руб./комплект;

Кд - коэффициент затрат на доставку шин на базу механизации и на работы по их замене. Коэффициент Кд для европейской части страны принимается в размере 1,15 независимо от вида машин, для восточных районов - 1,35. При разработке проектно - сметной документации сметные расценки на эксплуатацию машин корректируются по фактически сложившемуся уровню по данным элементам затрат, характерному для данного региона;

Кш - количество одновременно заменяемых шин на машинах данной типоразмерной группы, шт.;

Наш - норма затрат на восстановление износа и ремонт шин, процент/1000 км пробега;

Гп - среднегодовой пробег машин данной типоразмерной группы, 1000 км/год;

Сш - нормативный пробег шины, тыс. км. Показатель Сш принимается по данным завода - изготовителя;

На - норма амортизационных отчислении на полное восстановление для машин данной типоразмерной группы, определяемая в порядке, изложенном в п. 4.1.1, процент/год (1000 км);

Ка - коэффициент к норме амортизационных отчислений;

Т - годовой режим работы машины, маш.-ч/год.

4.4. Оплата труда рабочих, управляющих машинами

Количество и квалификационные разряды рабочих, управляющих машинами, устанавливаются с учетом и на основе следующих нормативных источников (в порядке очередности применения):

- инструкции по эксплуатации машины;

- Единого тарифно - квалификационного справочника;

- действующих производственных норм;

- рекомендаций заводов и фирм - изготовителей.

При отсутствии необходимых данных в перечисленных документах и нормативах количество и квалификационные разряды рабочих определяются по фактическим условиям эксплуатации машины.

Показатель затрат труда рабочих в чел.-ч устанавливается в расчете на 1 маш.-ч работы машины.

Нормативный показатель оплаты труда рабочих, управляющих машинами (Зп), определяется по формуле:

Зп = SUM Зр х Кр, (16) где:

где:

Зр - оплата труда рабочего данного квалификационного разряда, определяемая по отраслевым тарифным соглашениям или, при их отсутствии, по региональным тарифным соглашениям, руб./чел.-ч;

Кр - затраты труда рабочих данного квалификационного разряда чел.-ч/маш.-ч.

4.5. Затраты на энергоносители

Нормативные показатели затрат на энергоноситель исчисляются по следующим основным видам: бензин, кг/руб.; дизельное топливо, кг/руб.; электроэнергия, кВт.ч/руб.; сжатый воздух, м3/руб.

4.5.1. Нормативный показатель затрат на бензин для строительных машин (Зб) определяется по формуле:

Зб = Нр х Кз х (Цб + Зд.б), (17)

где:

Нр - норма расхода бензина при работе машины в технологическом режиме в летнее время (при положительной температуре наружного воздуха) с учетом внутригаражного расхода, кг/маш.-ч. Показатель Нр устанавливается на основе следующих источников (в рекомендуемом порядке очередности применения): по паспортным данным, по нормативам, приводимым в технической литературе, или по фактически сложившемуся среднему уровню, характерному для данного региона;

Кз - коэффициент, учитывающий повышенный расход бензина при работе машины в зимнее время. Коэффициент Кз принимается по нижеприведенной таблице 3. В том случае, если показатель Нр учитывает и зимние условия производства строительно - монтажных работ, то коэффициент Кз в расчетную формулу 17 не включается.

Коэффициент Кз применяется в зависимости от того, на какой временной период рассчитано применение сметной расценки. Если в конкретной ситуации принят раздельный учет в сметах зимних удорожаний, то для "летних" расценок применение коэффициента Кз исключается. При этом для зимних условий применяется среднезимнее значение коэффициента Кз. Для сметных расценок федерального уровня применяется, как правило, среднегодовое значение коэффициента Кз;

Цб - текущая рыночная цена приобретения франко - нефтеналивная база (автозаправочная станция) на дату введения сметной расценки в действие, руб./кг;

Зд.б - затраты на доставку бензина до заправляемой машины, руб./кг. Показатель Зд.б определяется по конкретным условиям обеспечения машин данной типоразмерной группы энергоносителем данного вида. Этот показатель отражает затраты, связанные с эксплуатацией автотопливозаправщиков, а также с амортизацией и эксплуатацией промежуточного склада энергоносителей.

СРЕДНЕГОДОВЫЕ И СРЕДНЕЗИМНИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ПОВЫШЕННЫЕ ЗАТРАТЫ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ РАБОТЕ МАШИН В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

Таблица 3

Температурная зона Среднегодовой коэффициент Среднезимний коэффициент
1 2 3
1 1,01 1,04
2 1,02 1,06
3 1,04 1,1
4 1,06 1,13
5 1,08 1,15
6 1,12 1,2
7,8 1,13 1,2

Для автотранспортных средств формула определения нормативного показателя затрат на бензин (Зб) имеет следующий вид:

Зб = Нл х Дб х Гп х Кз х (Ц + Зд.б), (18)
Т

где вновь введенные (по сравнению с формулой 17) обозначения:

Нл - линейная норма расхода бензина при эксплуатации автотранспортных средств в летнее время, л/100 км. Показатель Нл устанавливается на основе следующих источников (в рекомендуемом порядке очередности применения): по паспортным данным, по нормативам, приводимым в технической литературе, или по фактически сложившемуся среднему уровню. В случае, если показатель Нл отражает среднегодовые условия эксплуатации автотранспортных средств, коэффициент Кз не применяется;

Дб - плотность бензина, кг/л. Показатель Дб в зависимости от сорта бензина варьирует в интервале: 0,72 - 0,75 кг/л;

Гп - годовой пробег автотранспортного средства, 100 км;

Т - годовой режим работы автотранспортного средства, маш.-ч/год.

4.5.2. Нормативный показатель затрат на дизельное топливо для строительных машин (Зд) определяется по формуле:

Зд = Нд х Кз х Кп х (Цд + Зд.д), (19)

где:

Нр - норма расхода дизельного топлива при работе машины в технологическом режиме в летнее время (при положительной температуре наружного воздуха) с учетом внутригаражного расхода, кг/маш.-ч. Показатель Нр устанавливается на основе следующих источников (в рекомендуемом порядке очередности их применения): по паспортным данным, по нормативам, приводимым в технической литературе, или по фактически сложившемуся среднему уровню;

Кз - коэффициент, учитывающий повышенный расход дизельного топлива при работе машины в зимнее время. Коэффициент Кз принимается по таблице 3. В том случае, если показатель Нр учитывает и зимние условия производства строительно - монтажных работ, то коэффициент Кз в расчетную формулу 19 не включается;

Кп - коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя. При отсутствии пускового двигателя коэффициент Кп не применяется. Коэффициент Кп устанавливается на основе рекомендаций завода - изготовителя или по фактическим затратам;

Цд - цена приобретения дизельного топлива франко - наливная база (автозаправочная станция), руб./кг;

Зд.д - затраты на доставку дизельного топлива до заправляемой машины, руб./кг. Показатель Зд.д определяется по конкретным условиям обеспечения машин данной типоразмерной группы энергоносителем данного вида. По своему содержанию этот показатель отражает затраты, связанные с эксплуатацией автотопливозаправщиков, а также с амортизацией и эксплуатацией промежуточного склада энергоносителей.

Для автотранспортных средств нормативный показатель затрат на дизельное топливо (Зд) определяется по формуле:

Зд =Нл х Дд х Гп х Кз х Кп х (Цд + Зд.д), (20)
Т

где вновь введенные обозначения:

Нл - линейная норма расхода дизельного топлива при эксплуатации автотранспортных средств данной типоразмерной группы в летнее время, л/100 км. Показатель Нл устанавливается на основе следующих источников (в рекомендуемом порядке очередности их применения): по паспортным данным, по нормативам, приводимым в технической литературе, или по фактически сложившемуся среднему уровню. В случае, если показатель Нл отражает среднегодовые условия эксплуатации автотранспортных средств, коэффициент Кз в формуле 20 не применяется;

Дд - плотность дизельного топлива, кг/л. Показатель Дд в зависимости от сорта дизельного топлива варьирует в интервале: 0,82 - 0,85 кг/л;

Гп - годовой пробег автотранспортного средства, 100 км;

Т - годовой режим работы автотранспортного средства, маш.-ч/год.

4.5.3. Нормативный показатель затрат на жидкое топливо (Зт) определяется по формуле:

Зт = Ру х Мд х (Цт + Зт), (21)

где:

Ру - удельный расход энергоносителя на единицу мощности двигателя, устанавливаемый и гарантируемый изготовителем, кг/кВт (л.с.);

Мд - паспортная мощность двигателя, кВт (л.с.);

(Цт + Зт) - цена приобретения топлива данного вида и затраты на его доставку до заправляемой машины.

4.5.4. При отсутствии данных по затратам на доставку жидкого топлива до заправляемой машины эти затраты в формулах 17, 18, 19, 20, 21 учитываются посредством применения к цене приобретения бензина или дизельного топлива следующих коэффициентов:

для линейного и сельского строительства: для европейской части страны - 1,2 независимо от вида машин, для восточных районов - 1,25;

для остальных видов строительства: для европейской части страны - 1,1 независимо от вида машин, для восточных районов - 1,15.

При разработке проектно - сметной документации сметные расценки на эксплуатацию машин корректируются по этому элементу затрат по фактически сложившемуся уровню, характерному для данного региона.

4.5.5. Для машин с электроприводом нормативный показатель затрат на электроэнергию (Зэ) определяется по формуле:

Зэ = 1,1 х Мп х Км х Кв, (22)

где:

1,1 - коэффициент, учитывающий пусковой момент электродвигателя;

Мп - суммарная паспортная мощность электродвигателей, установленных на машине, кВт;

Км - коэффициент использования электродвигателей по мощности (отношение используемой мощности к суммарной паспортной мощности электродвигателей);

Кв - коэффициент использования электродвигателей по времени (отношение времени фактической работы электродвигателей в смену к нормативной продолжительности рабочей смены).

Показатели Км и Кв устанавливаются (в рекомендуемом порядке очередности их применения):

- по фактическим данным с учетом установленных технологических схем производства строительно - монтажных работ (по счетчикам расхода);

- по рекомендациям, приводимым в нормативных (технических) источниках.

4.5.6. Нормативный показатель затрат на сжатый воздух (Зв) определяется по формуле:

Зв = Рв х Цв, (23)

где:

Рв - расход сжатого воздуха, м3/маш.-ч. Нормативный показатель расхода сжатого воздуха определяется (в рекомендуемом порядке очередности их применения):

- по инструкции завода - изготовителя на эксплуатацию машины;

- по данным, приводимым в нормативной технической литературе;

- по фактическим данным.

Цв - сметная расценка на сжатый воздух, руб./м3. Сметная расценка на сжатый воздух (Цв) исчисляется по формуле:

Цв = Ср : Пк, (24)

где:

Ср - сметная расценка на эксплуатацию компрессорной установки данной производительности, руб./маш.-ч;

Пк - паспортная производительность компрессорной установки, м3/маш.-ч.

В случае, если достоверное определение расхода сжатого воздуха для данной строительной машины или механизированного пневматического инструмента сопряжено со значительными трудностями, рекомендуется не включать эту статью затрат в состав сметной расценки на эксплуатацию строительной машины (механизированного пневматического инструмента). При этом затраты, связанные с потреблением сжатого воздуха, учитываются в смете отдельной строкой посредством учета в ней затрат, связанных с эксплуатацией компрессорной установки, предусмотренной проектом. Время эксплуатации компрессорной установки принимается по времени эксплуатации машины, потребляющей сжатый воздух.

4.6. Затраты на смазочные материалы

4.6.1. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для карбюраторных машин (машин, работающих на бензине) (Зсм.к.) определяется по формуле:

Зсм.к. = (0,035 х Цмм + 0,004 х Цпс + 0,015 х Цтм) х Нб, (25)

где:

0,035; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;

Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены соответственно на моторные масла, пластические смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;

Нб - норма расхода бензина для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год с учетом повышенного расхода в зимнее время, кг/маш.-ч.

4.6.2. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для дизельных машин определяется по формуле:

Зсм.д = (0,044 х Цмм + 0,004 х Цпс + 0,015 х Цтм) х Нд х Кп, (26)

где:

0,044; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;

Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены соответственно на моторные масла, пластические смазки и трансмиссионные масла на дату введения в действие сметной расценки с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;

Нд - норма расхода дизельного топлива для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год с учетом повышенного расхода в зимнее время, кг/маш.-ч;

Кп - коэффициент, учитывающий затраты на дизельное топливо при работе пускового двигателя. При отсутствии пускового двигателя коэффициент Кп не применяется. Коэффициент Кп устанавливается (в рекомендуемом порядке очередности применения) на основе рекомендаций завода - изготовителя или по фактическим затратам.

4.6.3. Нормативные показатели затрат на смазочные материалы для машин с электроприводом или работающих на сжатом воздухе определяются (в рекомендуемом порядке очередности применения):

- по паспортным данным;

- по инструкциям на эксплуатацию машин;

- по рекомендациям, приводимым в технической литературе.

4.7. Затраты на гидравлическую жидкость

Нормативный показатель затрат на гидравлическую (рабочую) жидкость (Зг) определяется по формуле:

Зг = О х Дг х Кд х Пг х (Цг + Зд.г) , (27)
Т

где:

О - средневзвешенный показатель вместимости (емкости) гидравлической системы машин данной типоразмерной группы, л. Показатель О устанавливается по паспортным данным на машины;

Дг - плотность гидравлической жидкости. Показатель Дг равен 0,87 кг/л;

Кд - коэффициент доливок гидравлической жидкости, восполняющих систематические ее утечки при работе машины. Для машин отечественного производства показатель Кд принимается на основе замеров объемов фактических утечек гидравлической жидкости. При отсутствии необходимых данных показатель Кд принимается равным 1,5.

Для импортных машин показатель Кд принимается по рекомендациям фирм - изготовителей или на основе замеров объемов фактических утечек гидравлической жидкости;

Пг - периодичность полной замены гидравлической жидкости для машин данной типоразмерной группы, раз/год. Показатель Пг принимается (в порядке очередности применения):

- по паспортным данным;

- по инструкциям на эксплуатацию машин;

- по рекомендациям, приводимым в технической литературе.

Если иное не предусмотрено инструкцией по эксплуатации машины, показатель Пг принимается равным 2, что означает переход в течение года с летнего сорта гидравлической жидкости на зимний сорт и наоборот;

Цг - цена приобретения гидравлической жидкости франко - наливная база (автозаправочная станция), руб./кг;

Зд.г - затраты на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины, руб./кг. Показатель Зд.г определяется с учетом транспортных расходов, включая погрузо - разгрузочные работы, стоимость тары и т.д.;

Т - годовой режим работы машины, маш.-ч/год.

4.7.2. Если периодичность замены гидравлической жидкости инструкцией по эксплуатации машины данной типоразмерной группы установлена в маш.-ч, формула расчета нормативного показатель Зг принимает следующий вид:

Зг = О х Дг х Кд х (Ц + Зд)г , (28)
Пг.ж

где вновь введенное обозначение:

Пг.ж - периодичность замены гидравлической жидкости, маш.-ч.

В аналогичном порядке определяются затраты на охлаждающую жидкость.

4.7.3. При отсутствии при разработке сметных норм и расценок данных по затратам на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины эти затраты в формулах 27 и 28 учитываются посредством применения к цене приобретения гидравлической жидкости следующих коэффициентов:

для линейного и сельского строительства: для европейской части страны - 1,2 независимо от вида машин, для восточных районов - 1,25;

для остальных видов строительства: для европейской части страны - 1,1 независимо от вида машин, для восточных районов - 1,15.

При разработке проектно - сметной документации сметные расценки на эксплуатацию машин корректируются по этому элементу затрат по фактически сложившемуся уровню, характерному для данного региона.

4.8. Затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации)

Нормативные показатели затрат на перебазировку определяются по следующим схемам:

4.8.1. Перебазировка своим ходом, в которой занята машина, подлежащая перебазировке (кран на автомобильном ходу, автогудронатор, автобетононасос и т.п.). Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин своим ходом (Зт.см) имеет следующий вид:

Зт.см =(Зп + Зэ.тр + Зсм) х В , (29)
Тп

где:

Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);

Зэ.тр - затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч. Величина этого показателя может отличаться от показателя Зэ, отражающего затраты на энергоноситель при работе машины в технологическом режиме, порядок определения которого приведен в разделе 4.5. Показатель Зэ.тр. определяется по формуле:

Зэ.тр. =Нл х Дэ х Гп х (Цэ + Здэ) , (30)
Т

где:

Нл - среднегодовая линейная норма расхода энергоносителя для машины данной типоразмерной группы (марки машины), л/100 км пробега. Показатель Нл принимается (в порядке очередности применения) по паспортным данным, по установленным нормативам или, при их отсутствии, - по среднему фактически сложившемуся расходу;

Дэ - плотность энергоносителя данного вида, кг/л;

Гп - годовой пробег строительной машины данной типоразмерной группы, 100 км/год;

Цэ - цена приобретения энергоносителя данного вида (бензина или дизельного топлива), руб./кг;

Здэ - затраты на доставку энергоносителя данного вида до заправляемой машины, руб./кг;

Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;

Зсм - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.6);

В - время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки). Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации. Как правило, перечисленные выше машины каждый день (сутки) возвращаются на базу механизации;

Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Для машин, которые перемещаются своим ходом, показатель Тп ограничивается рамками одного дня (суток) и определяется по формуле:

Тп = Крс х Кс, (31)

где:

Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;

Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/день (сутки).

4.8.2. Перебазировка на буксире (передвижная компрессорная станция, передвижная электростанция, кран на пневмоколесном ходу и т.п.) с использованием тягача и, в случае необходимости, машины сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.б) имеет следующий вид:

Зт.б =(Рт + Рмс + Зп) х В , (32)
Тп

где:

Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;

Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;

Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);

В - время перебазировки машины, маш.-ч. Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации или с одной строительной площадки на другую строительную площадку;

Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле:

Тп = Т : Кпер., (33)

где:

Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;

Кпер - количество перебазировок машин данной типоразмерной группы в год, раз/год. Принимается по фактически сложившейся частоте перебазировок.

4.8.3. Перебазировка строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) без ее демонтажа и последующего монтажа, с погрузкой на прицеп своим ходом или с помощью лебедки (или иного приспособления, оборудованного на транспортном средстве). По этому варианту в перебазировке заняты: машина, подлежащая перебазировке (бульдозеры, трубоукладчики, экскаваторы на гусеничном ходу и т.п.), тягач, прицеп (полуприцеп, прицеп - тяжеловес и т.п.) и автомобиль сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.т) имеет следующий вид:

Зт.т =(Рт + Рмс + Рпр + Зп) х В , (34)
Тп

где:

Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;

Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;

Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;

Зп - оплата труда машиниста (машинистов) перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);

В - время перебазировки машины, маш.-ч. Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации или с одной строительной площадки на другую строительную площадку. Принимается по средней фактически сложившейся продолжительности перебазировок;

Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле 33.

4.8.4. Перебазировка строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) с ее демонтажем и последующим монтажом, с погрузкой (и последующей разгрузкой) на транспортное средство с применением погрузо - разгрузочного оборудования (как правило, кранов на автомобильном ходу или кранов на спецшасси автомобильного типа). По этому варианту в перебазировке заняты: машина, подлежащая перебазировке (краны башенные, краны на гусеничном ходу, сваебойная техника и т.п.), погрузо - разгрузочное оборудование, тягач, прицеп (полуприцеп, прицеп - тяжеловес и т.п.) и автомобиль сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.к) имеет следующий вид:

Зт.к = (Рт + Рмс + Рпр) х Втр + Ркр х Вр + Ззв х Взв , (35)
Тп

где:

Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;

Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;

Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;

Втр - время эксплуатации транспортных средств, обеспечивающих перебазировку строительной машины данной типоразмерной группы, маш.-ч. Показатель Втр отражает затраты времени на погрузку, перемещение и разгрузку машины;

Ркр - сметная расценка на эксплуатацию погрузо - разгрузочного оборудования, руб./маш.-ч;

Вкр - время эксплуатации погрузо - разгрузочного оборудования в процессе монтажа, демонтажа и перевозки строительной машины, маш.-ч;

Ззв - оплата труда звена рабочих, занятых на монтаже, демонтаже и перевозке строительной машины, включая ее машиниста (машинистов), руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);

Взв - календарное время работы звена рабочих по перебазировке (монтажу, демонтажу и перевозке) машины данной типоразмерной группы, маш.-ч;

Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле 33.

4.9. В приложении 6 приведен перечень машин, затраты на перебазировку которых в сметные расценки не включаются и учитываются в сметах отдельной строкой в соответствии с фактическими условиями выполнения соответствующих работ, связанных с их перебазировкой.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 81 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"