в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 04.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 25.04.2000 N 56 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
отменен/утратил силу Редакция от 25.04.2000 Подробная информация
ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 25.04.2000 N 56 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Приказ

В целях организации надлежащего надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Главному военному прокурору и его заместителям, начальникам управлений и отделов, их заместителям, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним транспортным, военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить действенный надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

2. Во исполнение требований закона заместителю Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорову В.В. приказом определить в аппарате Генеральной прокуратуры, а заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору Демину Ю.Г. - в аппарате Главной военной прокуратуры уполномоченных прокуроров, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций.

Установить, что прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. Указанным прокурорам своими приказами назначить из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных для осуществления надзора прокуроров.

В каждой прокуратуре определить лиц, на которых возложить ведение делопроизводства по документам оперативно - розыскной деятельности.

Уполномоченным прокурорам, а также лицам, на которых возложено ведение делопроизводства по документам оперативно - розыскной деятельности, оформить допуск для работы с документами в соответствии с Инструкцией "О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050.

Копию приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно - розыскной деятельности, или выписку из него направить для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.

3. При организации и осуществлении надзора исходить из того, что его предметом является обеспечение: гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; законности выполнения оперативно - розыскных мероприятий, а также соответствие закону решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно - розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

4. Проверки законности проведения оперативно - розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений осуществлять:

а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Оперативно - служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ и СВР России истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.

В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации изучать только те оперативно - служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

5. Уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание:

а) на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно - розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно - розыскной деятельности.

Строго следовать требованиям Федерального закона о том, что оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно - розыскной деятельности или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

б) на обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно - розыскные мероприятия;

в) на соответствие оперативно - розыскных мероприятий целям и задачам оперативно - розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

г) на наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;

д) на возможность осуществления только тех оперативно - розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом;

е) на наличие оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости срок может быть продлен на основании вновь представленных материалов;

ж) на соблюдение условий и порядка проведения оперативно - розыскных мероприятий;

з) на своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

и) на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

При осуществлении надзора иметь в виду, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

6. При проверках выполнения оперативно - розыскных мероприятий по поручениям следователя, данным в порядке ст. 127 УПК РСФСР, органа дознания, указаниям прокурора и решениям суда не ограничиваться изучением обоснованности их проведения. Каждый раз рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно - розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

С учетом обстоятельств уголовного дела уполномоченному прокурору вместе со следователем устанавливать срок исполнения поручения, а также определять порядок и пределы использования результатов оперативно - розыскной деятельности.

Полученные результаты оперативно - розыскной деятельности использовать в соответствии с принципами законности и неотвратимости наказания.

7. Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, должен:

а) знакомиться с подлинными оперативно - служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно - розыскных мероприятий с использованием оперативно - технических средств, учетно - регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также иные оперативно - служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности";

б) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона;

в) давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно - розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;

г) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно - розыскной деятельности следователю (органу дознания, в суд);

д) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оперативно - розыскной деятельности;

е) опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;

ж) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;

з) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

и) при обнаружении признаков преступления проводить проверку в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РСФСР;

к) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При обнаружении пассивности в проведении оперативно - розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам направлять руководителю органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

8. В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

9. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно - розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

10. Руководителям прокуратуры обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставленных документах и материалах об оперативно - розыскной деятельности поднадзорных органов.

Возложить на уполномоченных прокуроров персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

11. Ввести в действие с 1 января 2000 года отчет о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно - розыскной деятельности (ОРД) (Приложение 1). Утвердить Инструктивные указания о порядке формирования этого отчета (Приложение 2) и Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно - розыскной деятельности (Приложение 3).

12. Прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить составление отчета о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно - розыскной деятельности (ОРД) и информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах надзора за законностью в оперативно - розыскной деятельности.

13. Начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно - розыскной деятельностью, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить контроль за организацией надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно - розыскной деятельности, анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно проверять постановку делопроизводства, учета и сохранности документов оперативно - розыскной деятельности в подразделениях органов прокуратуры.

14. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В. и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Демина Ю.Г.

15. Приказ объявить прокурорским работникам центрального аппарата, направить его прокурорам субъектов Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, в Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу налоговой полиции, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, Государственный таможенный комитет, Службу внешней разведки, Министерство юстиции, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

16. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" от 09.08.96 N 48 и приложения к нему считать утратившими силу.

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
В.В.УСТИНОВ

  • Главная
  • ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 25.04.2000 N 56 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"