в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 24.09.2002 N 158/1396-3 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ"
действует Редакция от 24.09.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 24.09.2002 N 158/1396-3 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ"

2. КОНТРОЛЬ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ

2.1. Особенности формирования избирательных фондов

Избирательные фонды формируются только за счет денежных средств. Жертвователи не вправе вносить средства в виде материальных ценностей, иного имущества и имущественных прав.

Пожертвования граждан и юридических лиц вносятся в избирательные фонды добровольно. Пожертвования граждан и юридических лиц в избирательные фонды в счет погашения задолженности за других граждан и юридических лиц не допускаются и в случае их выявления признаются неправомерными.

При исчислении допустимых законом размеров пожертвований (перечислений) в избирательные фонды и предельных расходов средств фондов при проведении региональных избирательных кампаний следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и разъяснениями Минтруда России от 11 августа 2000 г. N 5836-ВЯ. Однако при изменении регионального законодательства целесообразно отказываться от исчисления размеров пожертвований и расходов исходя из минимального размера оплаты труда, устанавливая в этом случае предельный размер расходов избирательных фондов в абсолютных величинах, а размер пожертвований и перечислений в избирательный фонд - соответственно в долях или в процентах от этих величин.

2.2. Специальный избирательный счет, порядок его открытия и ведения

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны создать собственный избирательный фонд, денежные средства которого аккумулируются на специальном избирательном счете.

Специальный избирательный счет открывается в филиале Сбербанка России, а при его отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.

Кандидат открывает специальный избирательный счет своего избирательного фонда в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении до его регистрации этой избирательной комиссией, а избирательное объединение, избирательный блок - в период после заверения списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам до регистрации списка кандидатов. Положения пункта 1 статьи 49 Федерального закона, в силу которого агитационный период начинается не ранее создания избирательного фонда, ориентируют кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки на открытие специального избирательного счета на ранних стадиях их избирательных кампаний.

Для открытия специального избирательного счета кандидат, избирательное объединение, избирательный блок представляют в филиал Сбербанка России следующие документы:

- обращение по форме, предусмотренной Порядком;

- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;

- паспорт или заменяющий его документ кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам);

- карточка с образцами подписей уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и оттиском печати;

- нотариально удостоверенная доверенность (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока).

Разрешение на открытие специального избирательного счета дает избирательная комиссия либо этим правом наделяется ее председатель. В разрешении указывается конкретный филиал Сбербанка России и его адрес.

Карточка с образцами подписей и оттиском печати заверяется избирательной комиссией в соответствии с Порядком.

Уполномоченный представитель по финансовым вопросам действует в пределах полномочий, предоставленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и оформленных нотариально удостоверенной доверенностью (примерная форма - в Приложении 3). Избирательной комиссии целесообразно иметь копию этой доверенности.

Нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока оформляется до момента открытия специального избирательного счета, и ее оплата не включается в расходы средств избирательного фонда.

При открытии счета между кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и банком заключается договор о специальном избирательном счете (примерные формы - в Приложениях 4, 5).

В случае открытия счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока договор заключается от имени кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Банк незамедлительно (в день представления документов) открывает специальный избирательный счет.

Реквизиты открытого специального избирательного счета представляются кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию в установленный ею срок.

В рамках конкретной избирательной кампании кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе. Если кандидат одновременно участвует в выборах различного уровня в пределах одной и той же территории, он создает избирательный фонд при выдвижении в каждом округе. При этом предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует обобщать сведения о расходовании средств избирательных фондов такого кандидата и информировать соответствующие избирательные комиссии.

После регистрации кандидата, списка кандидатов продолжается ведение ранее открытого специального избирательного счета.

Если кандидат в нарушение положения пункта 9 статьи 32 Федерального закона одновременно выдвинут в нескольких избирательных округах на одних и тех же выборах, он может быть зарегистрирован только по одному из этих округов. В этом случае избирательные комиссии избирательных округов, где этот кандидат не был зарегистрирован, осуществляют контроль за тем, чтобы он представил итоговый финансовый отчет.

При изменении кандидатом, зарегистрированным кандидатом избирательного округа в случае, предусмотренном законодательством, избирательная комиссия осуществляет контроль за:

- возвратом бюджетных средств, выделенных зарегистрированному кандидату избирательной комиссией;

- закрытием специального избирательного счета;

- представлением итогового финансового отчета.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в Порядке также регламентирует:

- прекращение расходных операций банком, а также их возобновление в случаях, предусмотренных законодательством;

- зачисление на специальный избирательный счет только средств, направленных до дня голосования;

- прекращение (возобновление) финансовых операций банком только по письменному указанию избирательной комиссии.

Целесообразно одновременно закрывать специальные избирательные счета кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков по истечении установленных законами сроков представления итоговых финансовых отчетов.

2.3. Получение и проверка сведений по избирательным фондам, передача их в средства массовой информации для опубликования

Банк - держатель специального избирательного счета обязан предоставлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (в электронном виде либо на бумажном носителе). Для передачи в электронном виде используется система "Клиент - Сбербанк".

Периодичность представления банком сведений по избирательным фондам устанавливается на региональных выборах законодательством субъекта Российской Федерации, а форма (формат) представления сведений - нормативным актом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по согласованию с банком.

Полученные от банка сведения о движении средств на специальных избирательных счетах избирательная комиссия проверяет в несколько этапов.

На первом этапе проверяется соответствие формы (формата) полученных сведений формам (формату), установленным нормативными актами, договором о передаче сведений по системе "Клиент - Сбербанк".

Далее каждый платеж подлежит проверке на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии либо о наличии государственной или муниципальной доли с указанием ее размера, отметки об отсутствии либо о наличии иностранного участия в уставном (складочном) капитале, сведений об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также российских юридических лиц с иностранным участием, доля иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год), а также юридических лиц, имеющих государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов; для гражданина - фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, информации о гражданстве.

Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, обязательные для граждан-жертвователей.

В случае отсутствия одного из следующих обязательных реквизитов: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, банковских реквизитов, а для гражданина - фамилии, имени, отчества и адреса места жительства, пожертвование признается поступившим от анонимного жертвователя. В соответствии с Федеральным законом пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя, не может быть использовано на оплату расходов по проведению избирательной кампании и подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. В случае отсутствия любого другого из обязательных реквизитов пожертвования в соответствии с законом подлежат возврату жертвователю. При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение требования закона в части перечня жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. Если запрет нарушен, то избирательная комиссия уведомляет об этом кандидата, избирательное объединение, избирательный блок, которые возвращают средства.

Сведения о каждом юридическом лице-жертвователе направляются в государственные органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, для проверки их достоверности (в настоящее время таким органом является Министерство по налогам и сборам Российской Федерации) (примерная форма представления - в Приложении 6).

В случае необходимости проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования избирательная комиссия направляет сведения о гражданине-жертвователе в соответствующие государственные органы (примерная форма - в Приложении 7).

Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования подлежит возврату жертвователю кандидатом, избирательным объединением (избирательным блоком).

Внесение (перечисление) в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения (избирательного блока) установленных законом средств, не относящихся к добровольным пожертвованиям, характеризуется следующими особенностями:

- при внесении собственных средств в избирательный фонд кандидатом в платежном документе указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и делается запись "Собственные средства кандидата";

- при внесении собственных средств кандидата его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в платежном документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного лица и делается запись "Собственные средства кандидата";

- при внесении собственных средств избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения, избирательного блока и делается запись "Средства избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата";

- при перечислении средств избирательной комиссией в платежном документе делается запись "Средства избирательной комиссии";

- при внесении собственных средств избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения, избирательного блока и делается запись "Собственные средства избирательного объединения, избирательного блока".

Избирательная комиссия незамедлительно информирует кандидата, избирательное объединение (избирательный блок) обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета с нарушением установленного порядка. В случае необходимости избирательная комиссия вправе обращаться в банк для уточнения полученных сведений.

Избирательная комиссия до дня голосования на выборах периодически (желательно не реже 1 раза в две недели) направляет в средства массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, подлежащих опубликованию в соответствии с законом. При определении объема этих сведений целесообразно учитывать: общий объем поступлений в соответствующий избирательный фонд; количество жертвователей; пожертвования, превышающие определенную величину; пожертвования, поступившие с нарушением установленного порядка; а также расходы, включая общую сумму расходов; расходы, превышающие определенную величину; сумму расходов на залог и различные виды предвыборной агитации (примерные формы - в Приложениях 8, 9).

2.4. Расчеты кандидатов, избирательных объединений (избирательных блоков) с гражданами и юридическими лицами

В целях обеспечения проведения предвыборных мероприятий для выполнения соответствующих работ и оказания услуг могут привлекаться граждане и юридические лица. Запрещается без письменного согласия кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнять оплачиваемые работы, реализовывать товары, оказывать платные услуги, прямо или косвенно связанные с выборами и направленные на достижение определенного результата на выборах.

Основанием произведенных из избирательного фонда расходов является договор, заключенный между кандидатом (или от имени кандидата - его уполномоченным по финансовым вопросам), уполномоченным по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и гражданином или юридическим лицом. Федеральный закон не предоставляет возможность другим лицам заключать подобные договоры. Экземпляр договора представляется в избирательную комиссию вместе с итоговым финансовым отчетом. Договоры возмездного выполнения работ (оказания услуг) гражданином либо юридическим лицом заключаются только в письменной форме.

Избирательной комиссии целесообразно ознакомить кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока с примерными формами договоров о выполнении работ (оказании услуг) гражданином, юридическим лицом (Приложения 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).

Обязательства граждан и юридических лиц по договорам возмездного выполнения работ (оказания услуг) в отношении кандидата, избирательного объединения (избирательного блока) прекращаются с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ. Следует обращать внимание на соответствие конкретного вида работ (услуг), предусмотренных заключенным договором, выполненным работам (оказанным услугам), указанным в акте (примерная форма - в Приложении 18).

2.5. Отчетность по средствам избирательных фондов

Форма финансового отчета и требования к оформлению прилагаемых к нему документов устанавливаются избирательной комиссией.

Целесообразно, чтобы избирательная комиссия, принимая финансовый отчет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зафиксировала факт представления каждого финансового отчета документом по форме, определяемой избирательной комиссией, копия которого выдается лицу, представившему отчет. Представление первого финансового отчета фиксируется в справке при приеме документов (примерные формы - в Приложениях 19, 20).

Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.

Первичные финансовые документы должны быть сброшюрованы в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом к выпискам банка со специального избирательного счета прилагаются документы, подтверждающие расходование денежных средств.

Финансовый отчет подписывается кандидатом (зарегистрированным кандидатом), уполномоченными представителями по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока.

2.6. Взыскание задолженности кандидата, избирательного объединения, избирательного блока по бюджетным средствам

В случае непогашения задолженности избирательная комиссия взыскивает причитающиеся ей средства в судебном порядке, направляя в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании бюджетных средств, перечисленных в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (примерная форма - в Приложении 21). К исковому заявлению прилагаются копии следующих документов:

- решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;

- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;

- решение избирательной комиссии об установлении размера средств, выделяемых избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку на формирование избирательного фонда;

- копии платежных документов, подтверждающих перечисление бюджетных средств;

- протокол о результатах выборов;

- уведомление избирательной комиссии о сумме имеющейся задолженности и необходимости ее погашения, направленное ранее кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку (гражданину, общественному объединению, политической партии, выступавшим в качестве кандидата, избирательного объединения, в том числе и в составе избирательного блока).

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 24.09.2002 N 158/1396-3 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ"