в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ИСКАМ И ЖАЛОБАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
действует Редакция от 27.10.2004 Подробная информация
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ИСКАМ И ЖАЛОБАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Возмещение военнослужащим материального ущерба, причиненного несвоевременным обеспечением причитающимися видами довольствия

Решением Краснодарского гарнизонного военного суда удовлетворены требования майора В. о выплате задолженности по денежным компенсациям взамен продовольственного пайка и за поднаем жилья.

Вместе с тем, вопреки просьбе заявителя о выплате указанных компенсаций с учетом сводного индекса потребительских цен на привлеченное к делу должностное лицо судом возложена обязанность сделать это по ценам, установленным на момент фактической выплаты.

Аналогичные решения, оставленные кассационной инстанцией в силе, были приняты тем же гарнизонным судом по гражданским делам С., Б. и другим.

По протестам заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации решения судов первой и кассационной инстанций отменены и по указанным делам вынесены новые решения о выплате заявителям причитающихся денежных компенсаций с учетом сводного индекса потребительских цен.

В обоснование таких решений президиум окружного суда указал, что в соответствии со статьей 7 Закона от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" убытки, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

В соответствии со статьями 15, 1064 и 1069 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, причиненных ему действиями государственных органов либо должностных лиц.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Указанным пунктом постановления Пленума также определено, что убытки, вызванные задержкой выплаты причитающихся военнослужащему денежных средств, возмещаются судом с учетом требований заявителя в зависимости от доказанности их размера и наличия к тому оснований, предусмотренных законом.

При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен.

Принимая во внимание, что В., С., Б., другими военнослужащими такой механизм был предложен, у суда не имелось оснований для его изменения.

Эта позиция, изложенная в протестах заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации и нашедшая свое отражение в постановлениях президиума Северо-Кавказского окружного военного суда, является правильной.

Полковник Д. - доцент, а в последствии профессор кафедры тактики Казанского филиала военного артиллерийского университета (КФВАУ) обжаловал в Казанский гарнизонный военный суд действия начальника КФВАУ, связанные с несвоевременной и неполной выплатой надбавок за должность доцента, профессора, а также компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и просил обязать начальника университета произвести указанные выплаты в полном объеме с учетом убытков, возникших в связи с их несвоевременным предоставлением: в части компенсации на приобретение книгоиздательской продукции - с учетом сводного индекса потребительских цен, а в части надбавок за должность профессора и доцента - исходя из должностных окладов, установленных на момент выплаты.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и обязал начальника КФВАУ выплатить Д. 48 932 рубля в качестве надбавок за должность профессора и доцента, исходя из должностных окладов, установленных на момент выплаты, и 3 893 рубля 98 копеек - задолженность по компенсации на приобретение книгоиздательской продукции с учетом индекса потребительских цен.

Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда изменила решение гарнизонного суда в части выплаты Д. надбавок за должность профессора и доцента, посчитав, что возмещение убытков, возникших в связи с несвоевременным производством этих выплат должно также производиться с учетом сводного индекса потребительских цен, а не из окладов, установленных на момент выплаты, как это требовал заявитель. В результате размер возмещения в этой части был снижен до 30 311 рублей 46 коп.

Свое решение Приволжский окружной суд мотивировал тем, что в законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие возмещать задолженность по выплате должностного оклада, исходя из его размера на момент выплаты, а, следовательно, размер задолженности необходимо рассчитывать, исходя из окладов, установленных на момент ее возникновения.

Убытки же, возникшие вследствие несвоевременной выплаты причитающихся сумм, полностью компенсируются путем применения сводного индекса потребительских цен, на что прямо указано в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 14 февраля 2000 года "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Д., не согласившись с таким решением кассационной инстанции, обжаловал его в порядке надзора в Приволжский окружной военный суд, а затем - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, полагая, что индексация денежных сумм согласно решению кассационной инстанции не полностью возместит ему вред, причиненный несвоевременной выплатой повышенных окладов денежного содержания.

В этой связи возник вопрос о том, какой из упомянутых выше способов возмещения убытков, возникающих в связи с несвоевременной выплатой военнослужащим денежного содержания, соответствует требованиям закона и применим по данному делу.

В судебной практике встречались случаи применения обоих перечисленных способов, а также их применения в совокупности. При этом правильными признавались те решения, где суды исходили из требований заявителей, поскольку, по общему правилу, суд должен разрешать дело в пределах заявленных истцом требований, но может выйти за эти пределы в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Повышение размеров должностных окладов, а также производимых военнослужащим других денежных выплат в большинстве случаев производилось государством в целях сохранения их покупательной способности в условиях инфляции, учитывая рост потребительских цен, официальным отражением которого является сводный индекс потребительских цен, рассчитываемый государственными органами статистики Российской Федерации.

Поэтому оба этих способа имеют сходное экономическое содержание и могут применяться для расчета убытков, возникающих в связи с несвоевременной выплатой военнослужащим денежного содержания.

Однако, такое утверждение справедливо лишь для случаев повышения окладов и других выплат военнослужащим, периодически производимым военнослужащим в целях социальной защиты в условиях инфляции. В части окладов денежного содержания, с учетом содержания и обстоятельств издания соответствующих нормативных актов, к таким случаям можно отнести повышения окладов денежного содержания, произведенные, например, согласно следующим нормативным актам:

Указу Президента РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 257 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, окладов и тарифных ставок работникам предприятий и организаций Министерства обороны СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1786),

Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 1992 года N 382 "О повышении денежного содержания военнослужащих и лиц начальствующего состава",

Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 783 "О дополнительном повышении денежного содержания военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава"

Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1995 года N 311повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации"

Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 1995 года N 1052 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации",

Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции",

Указу Президента Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 1520 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции",

Указу Президента Российской Федерации от 23 сентября 2003 года N 1118 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности".

Вместе с тем, помимо данных случаев повышения окладов, производившихся в процентах или кратно к предыдущим окладам, имелись случаи коренного реформирования денежного довольствия военнослужащих.

В этих случаях денежное довольствие не просто пропорционально увеличивалось у всех категорий военнослужащих, а изменялась сама система производимых выплат.

Так в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1992 года N 154 устанавливались новые минимальные оклады по первичным офицерским должностям, а также размеры должностных окладов лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы по основным типовым должностям, исходя из установленных настоящим Указом минимальных должностных окладов. Помимо изменения величины и соотношения должностных окладов, этим Указом вводились новые льготы для военнослужащих, в частности, по уплате подоходного налога.

Еще более существенное реформирование порядка материального обеспечения военнослужащих было произведено в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот".

Согласно этому закону размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были приравнены к должностным окладам и надбавкам к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, и денежное довольствие значительно возросло, однако военнослужащие были лишены части льгот.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 5 июня 2003 года N 275-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Покладова Сергея Игоревича на нарушение его конституционных прав положениями подпунктов 2, 3 и 4 пункта 4 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" прямо указал, что с принятием Федерального закона от 7 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" и изданием в его развитие Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования данных отношений - на основе принципа приравнивания размеров денежного довольствия военнослужащих к денежному вознаграждению соответствующих категорий федеральных государственных служащих, что привело к существенному повышению денежного довольствия военнослужащих. В связи с этим суд не признал нарушением Конституции лишение военнослужащих ряда льгот при таком переходе.

Представляется, что учитывать указанные случаи повышения денежных выплат в при расчете убытков, возникших в связи с несвоевременным их производством, нет оснований, поскольку здесь целью законодателя являлась не индексация выплачиваемых военнослужащим денежных сумм в связи с инфляцией, а переход к новой системе регулирования отношений в этой сфере.

Поскольку Д. просил возместить ему убытки, причиненные несвоевременной выплатой повышенных окладов денежного содержания, путем взыскания задолженности исходя из оклада, установленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих", согласно которому он не индексировался в связи с инфляцией, а был приравнен к денежному вознаграждению соответствующих категорий государственных служащих, Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда обоснованно отказала ему в этом и рассчитала убытки с применением сводного индекса потребительских цен.

Из-за неправильного применения норм материального права президиумом Московского окружного военного суда было изменено решение Курского гарнизонного военного суда по заявлению старшины Л.

Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий командира воинской части, указав, что последний выплатил ей денежную компенсацию взамен положенного продовольственного пайка за период с апреля по декабрь 1998 года и с июля по декабрь 1999 года лишь в августе, сентябре и декабре 2000 года и без учета инфляции.

В этой связи она просила обязать должностное лицо возместить ей убытки от инфляции по состоянию на апрель 2003 года, а также судебные расходы.

Суд заявление Л. удовлетворил частично.

В соответствии со статьями 15, 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Взыскивая в пользу Л. убытки, суд обоснованно исходил из того, что вследствие несвоевременной выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка ей причинены воинской частью убытки, выразившиеся в обесценивании денежных сумм в связи с инфляционными процессами.

Вместе с тем суд безосновательно увеличил указанную сумму убытков на индекс роста потребительских цен по состоянию на апрель 2003 года, поскольку после погашения в августе, сентябре и декабре 2000 года задолженности по денежной компенсации командование не совершало в отношении Л. каких-либо виновных действий, что является одним из условий наступления ответственности за причинение вреда по статьями 15, 1064 ГК.

Учитывая изложенное президиум Московского окружного военного суда снизил причитающуюся к взысканию в пользу Л. денежную сумму в возмещение убытков.

  • Главная
  • ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ИСКАМ И ЖАЛОБАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ