в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 04.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ИСКАМ И ЖАЛОБАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
действует Редакция от 27.10.2004 Подробная информация
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ИСКАМ И ЖАЛОБАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Жилищные вопросы

Военнослужащий не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями до получения государственного жилищного сертификата при наличии права на его получение.

Выдача военнослужащим жилищных сертификатов является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.

Эти нормы не были соблюдены Архангельским гарнизонным военным судом при разрешении гражданского дела по заявлению С.

С. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить приказ военного комиссара города Котласа Архангельской области от 15 декабря 2002 года N 144 об исключении его из списков личного состава военного комиссариата в связи с увольнением с военной службы.

Кроме того, он просил возложить на военного комиссара Архангельской области обязанность включить его в список кандидатов на участие в программе "Государственные жилищные сертификаты", как нуждающегося в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.

Отказывая С. в удовлетворении требований, гарнизонный суд исходил из того, что государственный жилищный сертификат не может быть выдан заявителю, поскольку он в избранном после увольнения с военной службы месте жительства не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а из списков личного состава военного комиссариата исключен обоснованно, так как срок контракта о прохождении военной службы у него истек и имелся приказ Командующего войсками Ленинградского военного округа об увольнении его с военной службы, который подлежал исполнению и не был оспорен заявителем.

Между тем, С. в соответствии с приказом Командующего войсками Ленинградского военного округа был уволен с военной службы на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, но не истечении срока контракта, как ошибочно указано в решении.

В установленном порядке перед увольнением с военной службы С. обратился к военному комиссару о включении его в состав кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в городе Белгороде, который избрал для постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Соответствующие документы и обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения были направлены в Архангельский областной военный комиссариат, однако по решению облвоенкома С. не был включен в число кандидатов на получение сертификата ввиду того, что имел в пользовании жилье в городе Котласе.

Однако эти действия воинского должностного лица не были основаны на требованиях закона.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

Статьей 15 того же Федерального закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе предусмотрена возможность по ходатайству командиров воинских частей включения органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений.

При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности для постоянного проживания по месту военной службы.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, усомнившись в том, что С. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Белгороде, надлежащим образом данное обстоятельство не проверил и имеющиеся в деле материалы оставил без внимания. Вместе с тем в деле имеются данные о том, что С. перед увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе был принят администрацией города Белгорода на жилищный учет и зачислен в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, что подтверждено соответствующим извещением.

Следовательно, по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства С. являлся нуждающимися в получении жилья, в связи с чем обоснованно просил обеспечить его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения. Однако это законное требование С. со стороны органов военного управления выполнено не было, а сам он незаконно исключен из списков личного состава военного комиссариата без предоставления государственного жилищного сертификата.

Соглашаясь с изложенным подходом, Военная коллегия считает необходимым еще раз обратить внимание на то, что выдача военнослужащим государственных жилищных сертификатов является одной из гарантий их права на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.

Поэтому при рассмотрении указанных вопросов необходимо руководствоваться не только специальными (пункт 1 статьи 23 Федерального закона), но и общими нормами законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. Такие нормы содержатся в Жилищном кодексе РСФСР (далее - ЖК).

Согласно статье 28 ЖК жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и постоянно (если иное не установлено действующим законодательством) проживающим в данном населенном пункте.

Таким образом, по смыслу ЖК и Федерального закона, право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет (в календарном исчислении) 10 лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному ими постоянному месту жительства (а не только те, которые не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами).

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительстве, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

Этими правилами, как и пунктом 13 статьи 15 Федерального закона, предусмотрена возможность постановки таких военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства до увольнения с военной службы и фактического прибытия к указанному месту. При этом постановка на учет, как об этом правильно указал суд округа, осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны).

Только при наличии указанных условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

Отказ в выдаче таким военнослужащим государственных жилищных сертификатов только лишь на том основании, что они обеспечены жилыми помещениями (служебными или предоставляемыми для постоянного проживания) по месту службы, как и увольнение их с военной службы без предоставления сертификата, является неправомерным.

Отсутствие данных о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилья в избранном после увольнения постоянном месте жительства само по себе не всегда должно влечь отказ в выдаче государственного жилищного сертификата

Г. в связи с сокращением занимаемой им воинской должности обратился к командиру части с рапортом об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и заявил о намерении избрать место постоянного жительства в г. Чебоксары, что подтверждается записями в листе его беседы с командиром части.

Для реализации своих жилищных прав он просил включить его в список кандидатов на участие в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты".

Правомерно признавая за Г. право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, суд, тем не менее, отказал в удовлетворении этого его требования на том основании, что он не обращался с соответствующим заявлением к командиру части и нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства признан не был.

Однако суд не учел, что о своем желании проживать после увольнения в г. Чебоксары Г. заявил до издания приказа об исключения из списков части, в связи с чем на командование возлагалась обязанность направить в соответствующий орган местного самоуправления ходатайство о включении Г. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также выполнить иные предписания пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих " и постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

Поскольку этого командованием части сделано не было, Ленинградский окружной военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что право Г. осталось нереализованным по вине командования, а поэтому отсутствие сведений о постановке его на соответствующий учет по избранному месту жительства не могло служить поводом к отказу в иске.

Как правильно отмечено в определении окружного суда, существенное значение при разрешении дел данной категории имеет факт обращения военнослужащего в установленном порядке к надлежащему должностному лицу с заявлением об избрании иного постоянного места жительства до увольнения с военной службы, поскольку оно предполагает обязанность командира (начальника) разъяснить подчиненному его законные права и гарантии, обеспечить их выполнение, оказать содействие в оформлении необходимых документов для направления в орган самоуправления.

Обязанность по подбору для военнослужащего жилого помещения и заключение на него договора аренды возложена на воинские части.

Капитан Б. заключил с командиром воинской части жилищный договор, согласно которому командир части гарантировал Б. предоставление в течение 3 месяцев служебного жилого помещения. Поскольку это условие договора выполнено не было, Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира части заключить предложенный им, Б., договор аренды комнаты по указанному им адресу, с ежемесячной арендной платой 7200 руб.

Балашихинский гарнизонный военный суд, сославшись на пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", заявление Б. удовлетворил.

Отменяя данное решение 4-й окружной суд указал, что в соответствии с названной правовой нормой при отсутствии служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей.

Однако это положение не свидетельствует о том, что военнослужащий вправе сам выбирать себе жилое помещение, которое воинская часть должна для него арендовать. Обязанность по подбору жилого помещения и заключения на него договора аренды возложена на воинские части.

В соответствии с действующим законодательством военнослужащий, изъявивший желание уволиться с военной службы без предоставления жилья, но с включением его органами самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в получении жилых помещений, может быть уволен с учетом этого желания.

Изменение намерений военнослужащего относительно способа обеспечения жильем после издания приказа о его увольнении не влечет приостановление процедуры увольнения и восстановление на военной службе.

Б. обратился к командованию с рапортом об увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. После этого по его просьбе и ходатайству командования органами местного самоуправления избранного им постоянного места жительства в г. Зарайске Московской обл. Б. был включен в списки нуждающихся в получении жилых помещений и впоследствии приказом Командующего Северным флотом уволен в запас.

Однако после издания приказа об увольнении Б. изменил свою позицию относительно порядка обеспечения жильем и попросил обеспечить его жилищным сертификатом до исключения из списков личного состава части.

Несмотря на это, Б. был исключен из списков личного состава части, но при этом оставлен в очереди офицеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Североморского гарнизонного военного суда Б. был восстановлен в списках личного состава части до дня получения им жилищного сертификата.

Северный флотский военный суд такое решение отменил и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Б., приведя в обоснование следующие доводы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным действующим законодательством, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Поскольку Б. обратился к командованию с рапортом об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, у командования не было законных оснований для отказа в удовлетворении этой просьбы.

Последующее изменение заявителем намерения относительно способа обеспечения жильем по смыслу закона не могло повлечь приостановления процедуры его увольнения и восстановления на военной службы. Поскольку незаконным и необоснованным такое увольнение признано быть не может, основания для восстановления Б. в списках личного состава части, то есть на военной службе, также отсутствуют.

Согласно пункту 13 статьи 15 того же Федерального закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании указанной правовой нормы Б. обоснованно был оставлен в списках очередников части.

Определенные трудности возникали у судов и при определении права военнослужащего на жилую площадь при изменении договора найма жилого помещения.

При рассмотрении Видяевским гарнизонным военным судом заявления капитана 2 ранга запаса З., просившего суд обязать командование признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры и выдать государственный жилищный сертификат, суд отказал в удовлетворении требований заявителя, сославшись на его право самостоятельно занять вторую комнату, оставшуюся после выезда из нее бывшей супруги.

Однако суду следовало учесть, что изменение З. и его бывшей супругой в судебном порядке договора найма жилого помещения в соответствии со статьями 85 и 86 Жилищного кодекса повлекло раздел лицевых счетов, в результате чего бывшая супруга заявителя З. приобрела право на пользование одной комнатой размером 11,18 кв.м, а сам З. - другой комнатой размером 16,16 кв. м.

Таким образом, изменив договор найма жилого помещения, З. лишился права на вторую комнату квартиры.

Однако суд это обстоятельство во внимание не принял и ошибочно пришел к выводу, что после сдачи бывшей супругой З. принадлежащей ей комнаты, та автоматически перешла в пользование заявителя.

Такой вывод не только не основан на законе, но и прямо противоречит ему.

В соответствии со статьей 43 Жилищного кодекса жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом Совета народных депутатов.

Аналогичная норма содержится и в статьей 37 Инструкции к приказу Министра обороны от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", согласно которой распределение жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, а согласно статье 40 Инструкции заселение жилых помещений производится по соответствующим ордерам.

Следовательно, суду в судебном заседании необходимо было выяснить, распределялась ли заявителю жилищной комиссией комната после сдачи ее бывшей супругой З. квартирным органам, выдавался ли на эту комнату ордер и заселялся ли фактически З. в эту комнату после регистрации на его жилой площади новой супруги и ее дочери.

Выяснение всех этих обстоятельств связано с установлением нуждаемости З. в улучшении жилищных условий и его правом на получение жилищного сертификата. Однако судом ничего этого сделано не было.

Следовало суду учесть и то обстоятельство, что в ноябре 2001 года заявитель обратился по команде с рапортом о включении его в список кандидатов на получение жилищного сертификата, где помимо прочего указал, что жилья для постоянного проживания не имеет. Данное обстоятельство также подлежало проверке.

Рассмотрев дело в порядке надзора, президиум Северного флотского военного суда решение отменил, а дело направил на новое рассмотрение в тот же суд.

  • Главная
  • ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ИСКАМ И ЖАЛОБАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ