в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02" (утв. МПС РФ от 20.11.2002)
действует Редакция от 20.11.2002 Подробная информация
"ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02" (утв. МПС РФ от 20.11.2002)

VI. Требования безопасности при осмотре, техническом обслуживании и ремонте вагонов

6.1. Требования безопасности при выполнении работ на ПТО

6.1.1. Осмотр, техническое обслуживание и ремонт вагонов на ПТО следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002, типового технологического процесса осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки вагонов и технологическими процессами предприятия, учитывающими местные условия.

Осмотр, техническое обслуживание и ремонт вагонов следует производить только после их ограждения.

К месту работы и обратно работники должны следовать только в составе бригады.

6.1.2. К осмотру, техническому обслуживанию и ремонту вагонов следует приступать только после получения разрешения оператора (диспетчера) ПТО или дежурного по станции (маневрового диспетчера), которое он должен дать по двухсторонней парковой связи после включения системы централизованного ограждения состава или получения информации об ограждении переносными сигналами.

Осмотрщики головной или хвостовой частей состава вагонов по двухсторонней парковой связи или переносной радиосвязи обязаны повторить полученное разрешение, подтвердив этим, что сообщение оператора понято правильно.

6.1.3. При пользовании двухсторонней парковой связью следует соблюдать регламент переговоров, не допуская излишнего воздействия шума на работников и жителей близлежащих жилых районов.

6.1.4. На электрифицированных участках работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту вагонов работникам следует выполнять в соответствии с Правилами злектробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах и инструкцией по охране труда предприятия.

6.1.5. На электрифицированных участках пути техническое обслуживание крыш вагонов и расположенного на них оборудования допускается производить только после снятия напряжения в контактной сети и установки заземляющих устройств.

6.1.6. При подходе и прицепке локомотива к вагону, а также при соединении вагонов в состав поезда все работники должны быть удалены на безопасное расстояние из зоны производства маневров.

6.1.7. Вагоны с крупным объемом ремонта (смена колесной пары, надрессорной балки тележки, ремонт подвагонного оборудования) необходимо подавать на специализированные пути текущего отцепочного ремонта ПТО или депо.

6.1.8. Работникам запрещается производить осмотр и ремонт вагонов в составе поезда или в отдельной группе вагонов, находящихся на огражденных путях при ширине междупутья менее 4800 мм, если по соседнему пути движется поезд или локомотив.

6.1.9. При отцепочном и безотцепочном ремонте следует проверить надежность закрепления откидных фартуков переходных площадок в поднятом положении у хвостовых и одиночных вагонов.

6.1.10. Осмотр и ремонт высоковольтного и низковольтного электрооборудования вагона следует производить при отключенных цепях и оборудовании, разъединенных низковольтных и высоковольтных межвагонных соединителях, опущенном пантографе электровоза и вагонах, отсоединенных от колонки стационарного пункта электроснабжения.

6.1.11. При ремонте автосцепного устройства головного вагона поезда (смена автосцепки, деталей механизма сцепления, маятниковых подвесок, центрирующей балочки) локомотив должен находиться на расстоянии не менее 5 м от головного вагона.

Постановка автосцепки на место при помощи соударения вагонов запрещается.

6.1.12. Замену колесной пары, надрессорной балки, поглощающего аппарата или тягового хомута и других узлов вагона следует производить только на железнодорожных путях текущего отцепочного ремонта (далее - пути текущего отцепочного ремонта).

При отцепочном и безотцепочном ремонте одиночных и концевых вагонов необходимо убедиться в надежности закрепления откидных фартуков переходных площадок в поднятом положении.

6.1.13. При открытии концевого крана работнику следует удерживать одной рукой соединительный тормозной рукав.

6.1.14. Для осмотра вагонов у высоких платформ должна быть предусмотрена специальная смотровая канава, расположенная вдоль железнодорожного пути. Она должна быть оборудована лестницами, трапами, уложенными на дне канавы. Работы в смотровой канаве следует производить в защитной каске.

6.1.15. Запрещается производить на открытых площадках осмотр и ремонт кровли, другие работы на крышах вагонов во время грозы, густого тумана, сильного снегопада или ливня, при скорости ветра 12 м/с и выше.

6.1.16. Для осмотра поезда "сходу" (до остановки) должно быть оборудовано специальное рабочее место (островок безопасности), расположенное по оси междупутья.

6.1.17. Об окончании технического обслуживания и ремонта работник, ответственный за производство работ, должен поставить в известность оператора (диспетчера) ПТО или дежурного по станции (маневрового диспетчера), который объявляет по двухсторонней парковой связи о снятии ограждения.

6.1.18. К работе на крыше следует приступать только при отсутствии на ней снега, льда и воды.

Запрещается пользоваться мокрой, обледенелой, свежевыкрашенной лестницей.

6.1.19. Специальные установки, воздухоразборные колонки для опробования автотормозов и других целей должны быть оборудованы соединительными головками.

При опробовании автотормозов запрещается производить работы по ремонту ходовых частей, автотормозного оборудования вагонов.

6.1.20. Отцепку поездного локомотива от состава поезда следует выполнять только после разъединения высоковольтных междувагонных электрических соединителей.

6.1.21. При техническом обслуживании и текущем отцепочном ремонте вагонов на ПТО необходимо соблюдать требования безопасности при подъеме и опускании вагонов, ремонте ходовых частей, рамы, кузова, автосцепных устройств и тормозного оборудования, установленные настоящими Правилами.

6.2. Требования безопасности при подготовке вагонов к ремонту, вводе их в депо и постановке на позицию ремонта

6.2.1. Вагоны, подаваемые в депо для ремонта, должны быть тщательно очищены от снега, льда, грязи, мусора и, при необходимости, промыты и продезинфицированы. С вагонов должно быть снято съемное оборудование, инвентарь.

6.2.2. Вагоны, требующие проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации должны проходить санитарную обработку в дезинфекционных отделениях (пунктах, ангарах).

6.2.3. Очистка, обмывка вагонов должна производиться на специально выделенном железнодорожном пути или в специальных ангарах вне вагоноремонтного участка. Выделенные для очистки и обмывки железнодорожные пути должны иметь с обеих сторон дорожки (площадки) с твердым покрытием.

6.2.4. Расстановка вагонов на вагоноремонтном участке, железнодорожных путях, путях отцепочного ремонта и специализированных железнодорожных путях должна производиться с соблюдением следующих требований:

расстояние между торцевой стеной вагоноремонтного участка и автосцепками крайних вагонов должно быть при наличии поперечной транспортной дороги узкой колеи не менее 3 м, а дороги широкой колеи для транспортировки тележек и колесных пар - не менее 5 м;

расстояние между автосцепками вагонов, ремонтируемых без выкатки тележек, должно быть не менее 1 м;

при ремонте вагонов с выкаткой тележек при стационарном методе ремонта расстояние между вагонами устанавливается в зависимости от длины тележек и применительно к местным условиям, чтобы проходы с каждой стороны выкаченной тележки были не менее 1 м.

6.2.5. Маневровая работа на деповских железнодорожных путях должна производиться дежурным по депо, а при его отсутствии - мастером вагоноремонтного участка.

Подача неисправных вагонов в депо и вывод отремонтированных вагонов должны производиться по графику, согласованному депо и станцией, под контролем работника, ответственного за маневры.

Вагоны снаружи вагоноремонтного участка должны устанавливаться от ворот на расстоянии не менее 10 м.

6.2.6. После выполнения маневровых работ железнодорожные пути, ведущие на вагоноремонтный участок, должны быть ограждены тормозными башмаками (не менее двух на каждый путь) или стационарными устройствами для закрепления вагонов. Пути текущего ремонта должны быть ограждены тормозными башмаками, не менее двух на каждый железнодорожный путь напротив предельного столбика.

Ограждение путей, ведущих на вагоноремонтный участок, производится работниками депо и ПТО, назначаемыми начальником депо.

6.2.7. Ответственными за ограждение железнодорожных путей являются соответственно сменный мастер депо или бригадир участка текущего ремонта вагонов.

При обнаружении в передвигаемом составе вагонов неисправностей в ходовых частях, создающих угрозу схода вагонов с рельс, перекосов кузова или излома его деталей, неисправности автосцепного устройства и тормозного оборудования составитель поездов должен доложить об этом старшему или сменному мастеру. Старший или сменный мастер должен на месте определить безопасный способ передвижения вагона на ремонтные позиции. Такие вагоны должны передвигаться локомотивом одиночно при отсутствии людей на соседних междупутьях со скоростью не более 3 км/ч по команде составителя поездов и в присутствии мастера участка или бригадира участка текущего ремонта вагонов.

6.2.8. Все работы на вагонах во время их перемещения должны быть прекращены, а работники удалены на безопасное расстояние.

6.3. Требования безопасности при подъеме и опускании вагонов

6.3.1. Подъем вагонов разрешается при условии, что нагрузка от вагона на грузоподъемные механизмы не превышает их грузоподъемности.

6.3.2. Производство ремонтных работ на крыше вагона, а также нахождение людей под вагоном и в вагоне при его подъеме и опускании не допускаются.

На поднятом домкратами вагоне производство работ, вызывающих раскачивание вагона или передачу ударных нагрузок на домкраты, не разрешается.

6.3.3. Подъем и опускание вагона двумя или четырьмя электродомкратами должны производиться одновременно под руководством мастера (бригадира) участка. Опережение подъема и опускания одного домкрата по отношению к другим не допускается.

При случайной остановке одного из домкратов или при перерыве подачи электроэнергии во время подъема и опускания вагона все работы необходимо прекратить, выключить все домкраты и рубильник на распределительном щите.

По окончании устранения неисправности необходимо убедиться в отсутствии перекоса вагона на домкратах и только после этого производить подъем или опускание вагона.

6.3.4. При подъеме вагона домкрат должен занимать вертикальное положение. Конечный выход винта электродомкрата не должен превышать 3/4 его длины. Домкраты должны быть оборудованы автоматическими ограничителями подъема (выключателями-концевиками).

Перед подъемом вагона на опорную поверхность домкрата должна быть положена деревянная прокладка, не имеющая трещин, размером 200 x 250 мм и толщиной не менее 20 мм, изготовленная из твердых пород дерева.

6.3.5. Подъем одного конца вагона должен производиться после закрепления колесной пары тележки противоположного конца вагона с двух сторон тормозными башмаками. Вагон следует поднимать на высоту, достаточную для освобождения снимаемых деталей от нагрузки.

Подъем одного конца вагона необходимо производить грузоподъемным краном с использованием фальшавтосцепки или двумя домкратами. Грузоподъемность грузоподъемного крана должна превышать половину веса тары вагона.

Перед началом работы необходимо убедиться в исправном состоянии ограничителей подъема груза на домкратах.

6.3.6. Передвижные домкраты должны устанавливаться в вертикальном положении на прочные деревянные подкладки, являющиеся неотъемлемой принадлежностью домкрата. На путях текущего ремонта не допускается устанавливать домкрат с частичным опиранием на шпалу.

Установка передвижного домкрата на железобетонные шпалы должна производиться в соответствии со схемами установки подкладок и домкрата, изложенными в проекте Т 833 ПКБ ЦВ.

6.3.7. Гидравлический домкрат для смены деталей рессорного комплекта после окончания подъема вагона должен фиксироваться предохранительной гайкой.

При подъеме одного конца вагона гидравлические домкраты со вставкой должны устанавливаться на головку рельса выемкой, имеющейся в основании домкрата. На опорную поверхность вставки должна быть положена деревянная прокладка толщиной 15 - 20 мм.

6.3.8. Установка передвижных домкратов при подъеме, опускании вагонов должна осуществляться только в местах, где на вагоне нанесены специальные условные обозначения.

6.3.9. Допускается на перестановочных пунктах и пунктах технического обслуживания подъем вагонов стационарными электрическими домкратами без высадки пассажиров под личным наблюдением мастера (старшего осмотрщика вагонов). При этом запрещается производить подъем вагонов за один конец. Вход в вагон и выход пассажиров до окончания перестановки вагона или его ремонта в поднятом положении не допускается.

6.4. Требования безопасности при ремонте ходовых частей и рамы вагона

6.4.1. Транспортирование и ремонт тележек вагонов (далее - тележки) должны быть механизированы. Разборка, сборка и перемещение тяжелых деталей тележек, переходных площадок, снятие и постановка наружных дверей, узлов редукторно-карданного привода должны производиться с помощью грузоподъемных механизмов или специальных приспособлений. Работу следует производить в защитной каске.

6.4.2. Выкатку (подкатку) тележек следует производить только после окончания подъема вагона и выключения электрических домкратов под руководством мастера (бригадира) участка.

6.4.3. При поднятом вагоне расстояние между наиболее выступающими частями оборудования рамы и тележкой должно обеспечивать свободную выкатку (подкатку) тележки.

При выкатке (подкатке) тележки работникам запрещается находиться на тележке и на пути ее движения, а также размещать детали с вагона в непосредственной близости от передвигаемой тележки.

6.4.4. При удалении неисправных деталей работникам следует использовать соответствующий инструмент, обеспечивая при этом безопасность проходящих или работающих рядом людей.

6.4.5. Ремонт деталей и узлов со снятием с вагона следует производить на специально выделенных местах.

6.4.6. При строповке одного конца тележки и подводке крючьев за поперечную концевую балку рамы тележки работнику следует направлять крюки, держась за траверсу грузозахватного приспособления.

6.4.7. Замену надбуксовых пружин должны выполнять двое работников, не допуская сбрасывания пружин с буксы. При замене пружин и рессор тележек необходимо применять приспособления, удерживающие их в сжатом состоянии.

6.4.8. Для сохранения устойчивости надбуксовых пружин во время подъема необходимо соблюдать осторожность, поддерживая буксу за крылья, не давая ей поворачиваться и не допуская попадания пальцев в межвитковое пространство и над пружиной.

6.4.9. При смене колесной пары необходимо производить закрепление остающейся под тележкой колесной пары, следя за тем, чтобы деревянные клинья установленного размера плотно прилегали к колесам.

6.4.10. После установки тележек (колесных пар) на путях в специально отведенном месте их следует с двух сторон закрепить деревянными клиньями.

6.4.11. Во время замены колесных пар работникам следует соблюдать следующие требования безопасности:

не перемещать тележку на себя;

не допускать строповку поперечной концевой балки рамы тележки с оттяжкой;

не поддерживать примерзшие пружины снизу и не допускать попадание руки в пространство над стаканом.

6.5. Требования безопасности при ремонте кузовов вагонов

6.5.1. При ремонте кузова вагона необходимо немедленно убирать снимаемые части на специальные близлежащие площадки у места разборки.

6.5.2. При ремонте торцевой части кузова вагона необходимо пользоваться только специальными (откидными) площадками или вспомогательными лестницами. Становиться на автосцепку запрещается.

6.5.3. При установке двери на вагон необходимо предусматривать временное крепление, удерживающее дверь от падения. Оставлять на вагоне неукрепленную дверь запрещается.

6.5.4. Отвинчивание гаек, требующее применения больших усилий, следует производить с помощью гайковертов или ключей, имеющих удлиненную рукоятку. Не допускается наращивание ключей и заполнение зазора между губками ключа и гайкой прокладками.

6.5.5. Осмотр и ремонт крыши вагона следует производить с передвижных (стационарных) площадок или на специальном рабочем месте, оборудованном тросом для крепления предохранительного пояса.

6.5.6. Производство работ на крыше вагона должно производиться двумя работниками под наблюдением мастера участка. Один работник непосредственно выполняет ремонтные работы, а другой - вспомогательные и подстраховывает первого.

6.5.7. Подниматься на крышу вагона следует только по исправной вагонной лестнице. Ступени вагонной лестницы должны быть строго в горизонтальном положении, на тетиве не должно быть погнутости и изломов.

6.5.8. Сбрасывание с крыши вагона деталей может производиться только при условии ограждения мест их падения и под наблюдением выделенного из бригады работника.

6.5.9. При работе на вагоне нельзя оставлять инструмент на краю крыши или на выступах рамы и кузова.

6.5.10. Продувку вентиляционных каналов и других узлов вагонов непосредственно в помещении вагоноремонтного участка допускается производить только при наличии установок для отсоса пыли.

6.5.11. Техническое обслуживание и ремонт электрических машин, вентиляционных установок и аппаратов, расположенных в отсеках крыши, должны производиться двумя электрослесарями.

6.6. Требования безопасности при ремонте тормозного оборудования вагонов

6.6.1. Техническое обслуживание и ремонт тормозного оборудования состава вагонов допускается производить только после перекрытия разобщительного крана и выпуска сжатого воздуха из запасного резервуара и тормозного цилиндра.

6.6.2. Перед сменой стоп-крана, разобщительного крана и подводящей трубки от магистрали до разобщительного крана магистраль вагона надо разобщать с источником питания перекрытием концевых кранов.

6.6.3. Перед сменой концевого крана необходимо разъединить магистраль с источником питания. Перед разъединением соединительных рукавов концевые краны смежных вагонов должны быть перекрыты.

6.6.4. При регулировке тормозной рычажной передачи для совмещения отверстий в головках тяг и рычагах следует пользоваться бородком и молотком. Контролировать совпадение отверстий пальцами не допускается. Стягивание тормозной рычажной передачи при ее регулировке должно производиться при помощи специального приспособления.

6.6.5. При продувке магистрали во избежание удара соединительным тормозным рукавом использовать кронштейн для подвески соединительного рукава или придерживать его рукой у соединительной головки. Кран следует открывать плавно.

6.6.6. Для разборки поршня после извлечения его из тормозного цилиндра необходимо крышкой цилиндра сжать пружину настолько, чтобы можно было выбить штифт головки штока и снять крышку, постепенно отпуская ее до полного разжатия пружины.

6.6.7. На путях текущего ремонта перед разъединением головки штока поршня тормозного цилиндра и горизонтального рычага воздухораспределитель должен быть выключен, а воздух из запасного резервуара выпущен.

Выемка и установка поршня тормозного цилиндра должна производиться при помощи специального приспособления.

6.6.8. При техническом обслуживании и ремонте тормозного оборудования под вагоном запрещается находиться у головки штока поршня тормозного цилиндра со стороны выхода штока и прикасаться к головке штока.

6.6.9. Запрещается отворачивать заглушки тормозных приборов и резервуаров, находящихся под давлением.

6.6.10. До начала ремонта или замены оборудования электропневматического тормоза (междувагонных соединений, подвесок, клеммных коробок, трубопроводов, электровоздухораспределителя) необходимо убедиться в том, что цепи электрического питания обесточены.

6.6.11. Перед включением переносного прибора для проверки действия электропневматических тормозов в пункте формирования и оборота составов в электрическую цепь вагонной аккумуляторной батареи следует временно отключить ее от других потребителей, а при централизованном электроснабжении - разъединить междувагонные соединения проверяемого вагона.

6.6.12. Ремонт тормозного оборудования необходимо производить в защитной каске.

6.7. Требования безопасности при ремонте автосцепных устройств вагонов

6.7.1. Для замены автосцепного устройства в составе на путях отцепочного ремонта вагоны следует развести на расстояние не менее 10 м. Колеса вагонов необходимо закрепить тормозными башмаками.

6.7.2. Снятие автосцепки, поглощающего аппарата с тяговым хомутом и упорной плитой с вагона и их постановку следует производить с помощью специальных подъемников или грузоподъемного крана.

6.7.3. Разборку и сборку поглощающего аппарата, снятие гайки стяжного болта следует производить на специальном разборочном стенде.

6.7.4. Обстукивание корпуса поглощающего аппарата с заклинившимися деталями следует производить, только если аппарат находится в тяговом хомуте с упорной плитой.

6.7.5. Перед снятием двух последних (расположенных по диагонали) гаек с болтов нижней поддерживающей планки для опускания поглощающего аппарата под планку необходимо подставить специальный подъемник или другие грузоподъемные механизмы.

6.7.6. При сборке деталей механизма автосцепки установку замка на место следует производить нажатием на нижнее плечо предохранителя бородком или специальным ломиком для поднятия и направления верхнего плеча предохранителя.

6.7.7. Становиться на автосцепку, как на опору, запрещается.

6.7.8. Ремонт автосцепных устройств необходимо производить в защитной каске.

6.8. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте внутреннего оборудования вагона, систем отопления и водоснабжения

6.8.1. При снятии сливных труб систем водоснабжения и отопления под вагоном необходимо убедиться в том, что трубы находятся без жидкости. При этом необходимо находиться сбоку от снимаемых труб.

6.8.2. При обнаружении признаков замораживания трубопроводов, унитазов, сливных труб, умывальных чаш, кранов и вентилей их отогревание следует производить только горячей водой. Запрещается производить отогревание оборудования систем отопления и водоснабжения факелом или горячим углем. При пользовании грелкой следует надевать рукавицы. Сливные трубы вагона разрешается отогревать только внутри вагона.

6.8.3. Промывать кипятильник следует раствором установленной рецептуры. При работе с агрессивными растворами необходимо пользоваться резиновым фартуком, резиновыми перчатками, защитными очками.

6.8.4. Испытывать на функционирование кипятильники, котлы отопления, титаны, водяные баки и трубы следует только в наполненном водой состоянии и с ненарушенной герметичностью.

6.8.5. Перед проверкой работы кипятильника и котла отопления, работающих на твердом топливе, работникам необходимо убедиться:

в исправности и правильной установке колосников;

в исправности водяного насоса;

в открытии вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления;

в отсутствии в топках посторонних предметов.

В качестве топлива следует использовать только древесный уголь, дрова или торф.

6.8.6. Во время испытания котла отопления необходимо постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия водопробного крана, не допуская кипения воды в расширителе.

6.8.7. При ремонте котла наружный кожух следует поднять не менее чем на 300 мм и зафиксировать его исправным тросиком к потолочному кронштейну. При этом ржавые болты и гайки при необходимости следует срезать газовым резаком или срубить зубилом, длина которого должна быть не менее 300 мм.

6.8.8. Ремонт туалета следует производить только после его обмывки и дезинфекции.

6.8.9. При осмотре, ремонте и замене отдельных элементов вентиляционных устройств, дымовых труб флюгарок, чистке дымовых труб необходимо пользоваться исправными лестницами-стремянками. Запрещается вставать на откидные столики, дверные ручки, на ребра багажных рундуков, упираться ногами в стенки и перегородки вагона.

6.8.10. Для местного освещения необходимо пользоваться переносными электрическими светильниками напряжением не более 42 В.

6.9. Требования безопасности при техническом обслуживании, ремонте и испытании электрооборудования вагонов

6.9.1. Все виды работ по техническому обслуживанию, ремонту и испытаниям электрооборудования вагонов должны производиться в соответствии с требованиями Правил эксплуатации электроустановок потребителей, Правил устройств электроустановок и Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

Требования безопасности при соединении и разъединении высоковольтных электрических цепей отопления вагонов приведены в подпунктах 3.6.5 - 3.6.8, 4.10 - 4.16 настоящих Правил.

6.9.2. Прежде чем приступить к ремонту электрооборудования, необходимо соответствующим прибором (вольтметром, индикатором, нагрузочной вилкой) убедиться в отсутствии напряжения.

Все плавкие предохранители ремонтируемого оборудования необходимо изъять, а автоматические - отключить. На ремонтные узлы должна быть повешена табличка "Не включать. Работают люди".

6.9.3. Прежде чем приступить к проверке технического состояния электрических приборов и аппаратов, расположенных под кузовом вагона, необходимо убедиться в том, что цепи высокого и низкого напряжения обесточены.

6.9.4. При осмотре вагонов на ПТО следует проверять надежное заземление ящиков подвагонной высоковольтной аппаратуры, котла отопления.

6.9.5. Измерение сопротивления изоляции электроустановки независимо от величины рабочего напряжения должно производиться только тогда, когда эта часть электроустановки полностью обесточена. Работник, производящий измерение мегомметром, должен сам убедиться в выполнении этого требования и подготовке рабочего места.

Провода, служащие для подключения прибора к токоведущим частям, должны иметь исправную изоляцию и изолирующие рукоятки.

6.9.6. При осмотре подвагонного генератора в зимнее время генератор и узел подвески следует очистить от снега. Осмотру подлежат элементы крепления, корпуса, защитные кожухи на наличие трещин и следов от ударов посторонними предметами. Обнаруженные дефекты устраняются работниками ПТО и электромехаником. Подсоединение выводов генератора необходимо производить в соответствии со схемой и принятой маркировкой обмоток.

6.9.7. Подзарядка аккумуляторных батарей должна производиться только при открытых крышках аккумуляторных ящиков.

6.9.8. Заряд аккумуляторных батарей должен выполняться после их отключения от схемы вагона путем снятия предохранителей. Подсоединение проводов от зарядной линии к батарее должно производиться сначала с минуса, а затем с плюса при отсутствии напряжения и в диэлектрических перчатках. Провода от зарядной линии должны быть надежно соединены с выводами аккумуляторной батареи.

Отсоединение провода от заряжаемой аккумуляторной батареи следует производить только после снятия напряжения.

6.9.9. Притирку щеток электрических машин и чистку их коллекторов необходимо производить с использованием специальных деревянных колодок с профилем, соответствующим коллектору, обеспечивающих безопасность проведения работ.

6.9.10. При контрольной проверке электрооборудования вагона производство работ, связанных с обслуживанием и ремонтом электрооборудования, не допускается.

6.9.11. Вскрывать компрессоры, аппараты, трубопроводы холодильной установки разрешается только в защитных очках после того, как давление хладона будет понижено до атмосферного и останется постоянным в течение не менее 20 мин.

6.9.12. При сборке компрессора протирать его детали разрешается только салфетками из безворсовой ткани с подшитыми краями. Не разрешается применять обтирочные концы или рваную ветошь.

Запрещается обтирать компрессор и другие аппараты маслянистыми тряпками.

6.9.13. Замену сальниковой набивки запорной арматуры разрешается производить только после понижения давления хладона до атмосферного и отключения этого участка от системы.

6.9.14. Перед сваркой и пайкой теплообменных аппаратов или трубопроводов следует удалить из них хладон и отсоединить от магистрали.

6.9.15. Сварка и пайка должны производиться с соблюдением противопожарных правил.

6.9.16. В процессе заполнения хладагентом холодильной установки участвует не менее двух работников, одетых в защитные очки, резиновые или хлопчатобумажные перчатки.

6.9.17. Перед заполнением системы хладагентом необходимо удостовериться по паспорту баллона в том, что в нем содержится тот же хладагент, что и в холодильной установке.

6.9.18. Открывать колпачковую гайку на вентиле баллона разрешается только в защитных очках. При этом выходное отверстие вентиля баллона следует направлять в противоположную сторону от работающих.

6.9.19. Перед соединением баллона с заправочным вентилем холодильной установки необходимо проверить исправность запорного вентиля баллона. Баллоны с неисправными запорными вентилями использовать запрещается.

Соединение баллона с заправочным вентилем холодильной установки следует производить посредством медной трубки или маслобензостойкого шланга, испытанного на прочность и плотность давлением 1,6 - 2,0 МПа. Баллон должен иметь неистекший срок годности.

6.9.20. Перед пуском холодильной установки необходимо удостовериться в отсутствии утечки хладагента во всех элементах установки с помощью течеискателя типа ГТИ или галоидной лампы.

6.9.21. При обслуживании холодильного оборудования работникам запрещается:

нагревать баллоны с хладагентом;

производить заполнение системы хладагентом при закрытом выходном вентиле на ресивере.

Баллоны с хладагентом присоединять к системе холодильной установки следует только на время, необходимое для заполнения или удаления хладагента из системы.

6.10. Требования безопасности при испытаниях оборудования вагона

6.10.1. Испытания оборудования вагона должны производиться руководителем работ, назначенным начальником депо.

6.10.2. Руководитель работ должен знать электрическую схему испытываемого вагона, устройство и принцип действия испытательной установки, а также порядок и последовательность проведения испытаний, которые он должен сообщить участникам испытаний при инструктаже перед началом работ.

6.10.3. Руководителем работ по испытанию электрической прочности изоляции цепей должен быть назначен работник, имеющий группу по электробезопасности не ниже IV.

6.10.4. На испытательном участке у руководителя работ должен быть утвержденный технологический процесс, а также паспорт на испытательную установку.

6.10.5. Перед началом испытаний на испытательных стендах необходимо проверить:

крепление всех узлов и деталей стенда;

наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов;

исправность подъемных механизмов и захватных приспособлений;

работу сигнализации при испытании.

6.10.6. Испытание высоковольтного оборудования вагона должно производиться только на специально оборудованной позиции.

Позиция для проведения испытаний должна быть оборудована автоматической звуковой, световой сигнализацией, а при проведении испытаний в отдельном помещении входные двери должны быть оборудованы блокировкой.

6.10.7. Установка по испытанию высоковольтного оборудования вагона должна быть ограждена со всех сторон сеткой высотой не менее 1,7 м. Входная дверь в помещение должна иметь блокирующее устройство, обеспечивающее снятие напряжения при ее открывании.

6.10.8. Испытание оборудования электропневматического тормоза вагонов должно производиться в соответствии с Инструкцией по ремонту тормозного оборудования вагонов.

6.10.9. Испытание котлов отопления, плит, кипятильников в депо должно производиться на специально выделенном месте.

6.10.10. На всех испытательных участках во время испытаний запрещается присутствие посторонних лиц.

6.11. Требования безопасности при выполнении окрасочных работ

6.11.1. Все производственные процессы, связанные с окраской вагонов и их деталей, должны выполняться с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах, Правил техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и ГОСТ 12.3.005.

6.11.2. Окраска вагонов должна производиться на специализированных участках, а в случае их отсутствия окрасочные работы могут выполняться на позициях вагоноремонтного участка, оборудованного приточно-вытяжной вентиляцией и противопожарными устройствами, или на открытом воздухе при температуре не ниже плюс 5 градусов Цельсия.

6.11.3. Окраску вагонов на вагоноремонтном участке следует выполнять в период, когда другие работы на участке не производятся. По окончании окраски необходимо проветрить помещение.

6.11.4. Окраска распылителем должна производиться в малярном участке или отделении, изолированных от соседних помещений сплошными несгораемыми перегородками и оборудованных вентиляцией, обеспечивающей на рабочих местах допустимые концентрации паров растворителей и красочной пыли в воздухе, а при отсутствии малярного участка - на открытом воздухе.

6.11.5. Очистку кузова вагонов ручным механизированным инструментом следует производить в местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

6.11.6. Для очистки и окраски вагонов должны применяться специальные подмости (площадки) передвижного или стационарного типа. Подмости (площадки) должны быть жесткими, устойчивыми, иметь с внешней стороны поручни, лестницу и приспособления для подвешивания сосудов с краской. Применение в качестве подмостей (площадок) стремянок с укрепленными на них досками, служащими как настил, запрещается.

Нанесение трафаретов на кузов вагона допускается производить с приставных лестниц.

6.11.7. При отсутствии специальных подмостей (площадок) очистку и окраску крыши и верхней части кузова вагона работникам допускается производить с использованием предохранительных поясов и страховочных канатов, которые должны крепиться к тросу, специально протянутому над рабочим местом, или к ограждению передвижной площадки.

6.11.8. При окраске распылителем применять материалы, содержащие в качестве пигмента свинцовые соединения, разрешается только в том случае, если вентиляционные установки удаляют содержание свинца в воздухе в зоне рабочих мест до предельно допустимой концентрации 0,01 мг/куб. м.

Окрасочные работы следует производить с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.

6.11.9. Окраска внутренней поверхности вагона должна производиться с использованием установки приточной-вытяжной вентиляции окрашиваемого вагона.

6.11.10. Естественная сушка вагонов, окрашенных нитроэмалями, перхлорвиниловыми эмалями и другими быстросохнущими материалами, должна проводиться в камерах либо отдельных помещениях, где нет рабочих мест. Помещения должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией и оснащены средствами пожарной автоматики. Сушильные камеры (участки) площадью до 500 кв. м должны оснащаться пожарной сигнализацией, при площади 500 кв. м и более - автоматическими средствами пожаротушения.

6.11.11. Все операции, связанные с подготовкой смеси растворителей, приготовлением составов лаков и красок, а также разбавлением их растворителями, должны выполняться в специальном помещении.

6.11.12. Подготовка сухих красок должна производиться в специальном месте, оборудованном вытяжным зонтом таким образом, чтобы можно было удалять образующиеся при этой операции пыль и вредные пары непосредственно от места их образования.

6.11.13. Разведение сухих красок олифой, хранение красок, переработанных на краскотерочной машине, а также других разведенных красок, масел, скипидара должно производиться в металлических банках с плотно закрываемыми крышками в закрытых шкафах с вытяжкой.

6.11.14. Запас красок, масел, лаков, скипидара в помещении для приготовления красок должен быть не более суточной потребности.

6.11.15. При окраске вагонов не допускается:

приготавливать нитрокраску, нитролаки на участках, где производится ремонт вагонов (для этой цели должно быть выделено отдельное помещение, отвечающее требованиям пожарной безопасности);

работать при выключенной или неисправной вентиляции и неисправном электроосвещении;

обжигать старую краску, сушить и подогревать загустевшие краски открытым огнем.

6.11.16. На участках, где производится окраска вагонов, запрещается применение открытого огня.

6.11.17. Распылители, шланги, рукоятки кистей, шпателей, ножей и другого малярного инструмента следует в конце смены очищать и промывать от остатков лакокрасочных материалов и сдавать в кладовую или иное специально оборудованное место.

6.12. Требования безопасности при выполнении сварочных работ

6.12.1. Сварочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.019, ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.3.003, Межотраслевых правил по охране труда при электро- и газосварочных работах, Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Эксплуатация, транспортирование и хранение баллонов со сжатыми газами должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

6.12.2. Площади специально выделенных помещений для выполнения

сварочных работ должны соответствовать требованиям СНиП 2.09.04.

6.12.3. Сварочные работы должны выполняться сварщиками, прошедшими аттестацию в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, имеющими удостоверение установленного образца.

6.12.4. При выполнении сварочных работ сварщики и работники, производящие с ними работы, должны быть в спецодежде, спецобуви и применять другие средства индивидуальной защиты и предохранительные приспособления (защитные очки, щитки) в зависимости от вида сварки и условий ее применения.

6.12.5. Перед производством сварочных работ на высоте, с лесов или подмостей необходимо принять меры против загорания деревянных элементов и попадания брызг расплавленного металла на работников, а также установить вблизи производства работ первичные средства пожаротушения (огнетушитель, емкость с водой, ящик с песком).

6.12.6. Не допускается производить сварочные работы вблизи легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов, а также на расстоянии менее 5 м от свежеокрашенных мест на вагонах. При нахождении вагонов на железнодорожных путях, загрязненных нефтепродуктами, запрещается проводить сварочные работы.

6.12.7. Не допускается хранить на сварочном участке керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся материалы.

6.12.8. Сварочные провода от источника тока до рабочего места сварщика должны быть защищены от механических повреждений. Сварочные провода при троллейной проводке должны подвешиваться на высоте, обеспечивающей безопасность работников, или пропускаться под рельсами в промежутках между шпалами.

Запрещается использовать в качестве обратного провода рельс.

6.12.9. Во время дождя сварочные работы должны производиться под навесами или прикрытиями, обеспечивающими безопасность работ.

6.12.10. Производство сварочных работ на емкостях, находящихся под давлением, не допускается.

6.12.11. Корпус стационарной или передвижной сварочной машины или трансформатора, а также свариваемая деталь должны быть надежно заземлены во все время выполнения сварочных работ.

6.12.12. Наличие жирных или масляных пятен на газосварочном оборудовании и инструменте не допускается. Замерзшие газогенераторы и редукторы должны отогреваться в теплом помещении или горячей водой. Применять для отогревания открытое пламя не допускается.

6.12.13. Для предупреждения воздействия сварочной дуги на другие рабочие места места выполнения сварки должны быть ограждены переносными ширмами, щитками или специальными шторами высотой не менее 1,8 м.

6.12.14. Временные рабочие места электросварщиков, находящиеся в помещении или на открытом воздухе, должны быть ограждены переносными щитами или ширмами.

6.12.15. Навесы, прикрытия, переносные щиты, ширмы, шторы, применяемые при выполнении сварочных работ, должны быть изготовлены из несгораемых материалов.

  • Главная
  • "ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02" (утв. МПС РФ от 20.11.2002)