в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02" (утв. МПС РФ от 20.11.2002)
действует Редакция от 20.11.2002 Подробная информация
"ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02" (утв. МПС РФ от 20.11.2002)

VII. Требования к территориям, помещениям и зданиям предприятий, организации рабочих мест

7.1. Требования к территории предприятия

7.1.1. Территория предприятия должна постоянно содержаться в чистоте, иметь твердое, ровное покрытие, обеспечивающее безопасную работу машин и механизмов. В зимнее время железнодорожные пути, проезды и проходы на территории предприятия необходимо очищать от снега и наледи. Проходы и проезды при необходимости должны посыпаться песком (мелким шлаком). Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками и изолированные от попадания влаги.

7.1.2. На территории предприятия все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а траншеи, ямы, канавы - надежно ограждены и иметь переходные мостки с перилами.

7.1.3. Территория предприятия должна иметь подъезды, обеспечивающие безопасную транспортировку грузов, удобный ввод и вывод подвижного состава. Железнодорожные переезды должны быть оборудованы шлагбаумами, звуковой и световой сигнализацией.

Деповские пути и пути текущего отцепочного ремонта не должны иметь уклонов.

7.1.4. Для проезда автомашин, электро- и автокаров и других транспортных средств, а также для прохода людей на территории предприятия должны быть оборудованы проезды и проходы с твердым покрытием.

Утвержденные схемы маршрутов проездов и проходов по территории предприятия должны быть вывешены на видных местах. Маршруты прохода следует обозначать указательными знаками.

Транспортные дорожки должны быть обозначены габаритными линиями.

Ширина прохода для людей должна быть не менее 1,5 м, а для проезда транспортных средств - 3,5 м.

В местах пересечения проездов и пешеходных переходов с железнодорожными путями должны устраиваться твердые настилы на уровне головок рельсов шириной не менее 3,0 м для перемещения транспортных средств, не менее 2,0 м - для прохода рабочих с грузом и не менее 1,5 м - для прохода рабочих без груза.

Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.

На пассажирских платформах, грузовых рампах должны быть нанесены ограничительные линии на расстоянии не менее 0,5 м от края платформы.

7.1.5. В конце тупиковых автодорог должна быть предусмотрена площадка размером не менее 15 x 15 м для разворота автомашин.

7.1.6. Территория предприятия должна быть освещена и ограждена.

Установка и конструкция осветительных приборов должны обеспечивать защиту глаз работников, особенно локомотивных бригад, от слепящего действия источников света.

Зеленые насаждения на территории предприятия размещают таким образом, чтобы не нарушилась видимость сигналов при движении по железнодорожным путям подвижного состава.

7.1.7. Вокруг территории депо должна быть стометровая санитарно-защитная зона до границы жилой застройки. В санитарно-защитной зоне могут располагаться только вспомогательные здания, по согласованию с ЦГСЭН.

7.1.8. Все сооружения и устройства, расположенные на территории предприятия, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного ГОСТ 9238.

С обеих сторон негабаритных мест, в том числе на воротах, устанавливаются предупреждающие знаки "Осторожно! Негабаритное место" и наносится предупреждающая окраска в виде чередующихся желтых и черных полос в соответствии с ГОСТ 12.4.026.

7.2. Требования к помещениям и зданиям предприятий

7.2.1. Помещения и здания предприятия должны содержаться в исправном состоянии и чистоте. Для каждого подразделения предприятия должен быть установлен порядок уборки помещений и график осмотра несущих конструкций перекрытий, а также очистки от пыли и загрязнений оконных проемов и фонарей.

В зимнее время крыши и карнизы зданий необходимо своевременно очищать от снега и наледи.

7.2.2. Проходы внутри производственных помещений должны иметь ширину не менее 1 м. Ширина проездов для авто- и электрокаров вдоль боковых стен должна быть не менее 1,8 м, а вдоль торцовых стен - 3 м. Границы проходов и проездов необходимо разметить белыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными материалами.

Полы помещений должны содержаться в исправном состоянии и иметь ровную, удобную для очистки поверхность.

Все углубления (канавы, приямки) в помещении должны закрываться на уровне пола специальными плитами, металлическими рифлеными листами или же иметь ограждения.

7.2.3. Ворота вагоноремонтного участка депо должны плотно закрываться. Открытие (поднятие) и закрытие (опускание) ворот должно быть механизировано. Механизм открытия ворот должен быть сблокирован с устройством включения тепловых завес. Калитки ворот и зданий должны быть утеплены и плотно закрываться.

При реконструкции депо вагоноремонтные участки проходного типа должны оборудоваться блокировкой противостоящих торцовых ворот, исключающей возможность их одновременного открытия с противоположных сторон.

Ворота подъемного типа должны быть оборудованы устройствами, фиксирующими подъемные части ворот в верхнем положении, а также удерживающими их от падения при аварийных ситуациях (обрыв троса, поломка электропривода лебедки, обрыв направляющих роликов).

7.2.4. При централизованном отоплении должна быть обеспечена возможность регулирования степени нагрева помещения, а также возможность независимого включения отопительных секций.

Система отопления должна обеспечивать поддержание и восстановление температуры в помещении до нормальной (при открывании ворот для пропуска состава) за время не более 10 мин.

Для северной строительно-климатической зоны ворота для постановки вагонов должны быть оборудованы тамбурами с двойными тепловыми завесами, расстояние между которыми должно быть не менее 3,5 м.

7.2.5. Рамы, окна, форточки, фрамуги, световые фонари, двери и тамбуры к ним и устройства тепловых завес должны находиться в исправном состоянии. Открывающиеся окна, форточки и фрамуги должны быть оборудованы ветровыми крючками.

В местах образования пыли, газа и пара должны быть устроены местные отсосы.

7.2.6. Очистка светильников в производственных помещениях должна производиться в зависимости от состояния воздушной среды и эксплуатационной группы светильников.

В помещениях с воздушной средой, содержащей в рабочей зоне пыль, дым, копоть в концентрации:

от 1 до 5 мг/куб. м (кузнечные, сварочные отделения) - количество чисток составляет 2, 4 или 6 раз в год;

менее 1 мг/куб. м (участки: ремонта, колесные, тележечные, механические, инструментальные) - количество чисток составляет 1, 2 или 4 раза в год.

Остекление световых проемов (окна, крышевые фонари) должно очищаться не реже 2-х раз в год.

В помещениях депо и ПТО должно быть предусмотрено аварийное освещение.

Вышедшие из строя газоразрядные лампы должны собираться, упаковываться и храниться до их вывоза на утилизацию в специальном помещении.

7.2.7. В производственных и вспомогательных помещениях независимо от наличия вредных выделений и вентиляционных устройств должны предусматриваться открывающиеся фрамуги и другие открывающиеся устройства в окнах площадью не менее 20% общей площади световых проемов.

7.2.8. Для защиты рабочих мест от прямых и отраженных солнечных лучей должны применяться солнцезащитные устройства типа жалюзи, изменяющие распределение световых потоков, или затемняющего типа (козырьки, экраны, ставни, карнизы, шторы и другие устройства).

7.2.9. Оконные проемы зданий, расположенных в северной строительно-климатической зоне, должны иметь двойные рамы. Устройство внутренних рам должно позволять производить протирку внутренних поверхностей стекол.

7.2.10. Малярное и краскозаготовительное отделения депо должны быть оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с ГОСТ 12.3.005 и Правилами техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта.

7.2.11. В малярных и краскозаготовительных отделениях депо температура на поверхности отопительных приборов не должна превышать плюс 55 градусов Цельсия. Отопительные приборы должны быть легкодоступны для очистки и иметь гладкую окрашенную поверхность. Применение ребристых труб для отопления не допускается.

7.2.12. Краскозаготовительное отделение депо следует располагать в отдельном помещении с перегородками из несгораемого материала.

Малярное отделение депо должно иметь устройство для естественного проветривания независимо от наличия искусственной вентиляции.

7.2.13. В помещениях малярного и краскозаготовительного отделений внутренние поверхности стен должны быть облицованы плиткой не менее чем на 2/3 высоты стен. Верхние части могут быть покрашены или побелены. Полы должны быть гладкими, водонепроницаемыми, легко очищаемыми, нескользкими и иметь уклоны для стока воды. Стены и окна этих помещений должны не реже одного раза в месяц очищаться и промываться. Полы должны очищаться ежедневно.

7.2.14. Аккумуляторное отделение должно предусматривать три сообщающихся между собой отдельных помещения, изолированных от других цехов и отделений: одно - для ремонта, другое - для зарядки, третье - для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита.

7.2.15. При одновременном заряде не более 10 аккумуляторных батарей допускается иметь только два помещения аккумуляторного отделения: для ремонта и приготовления электролита. Зарядку аккумуляторных батарей следует производить в вытяжных шкафах при включенной вентиляции в помещении для ремонта аккумуляторных батарей.

7.2.16. Аккумуляторное отделение должно иметь вход, оборудованный тамбуром с дверями, открывающимися наружу. Все помещения отделения должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией. Наряду с общеобменной вентиляцией в помещении зарядной станции должны быть встроенные местные отсосы от отсеков для заряда аккумуляторных батарей.

Вытяжные вентиляционные устройства в помещениях для зарядки аккумуляторных батарей должны иметь блокировку, обеспечивающую отключение тока зарядки аккумуляторных батарей при прекращении работы вентиляции. Вентиляторы и другое электрооборудование должны иметь взрывозащитное исполнение.

Высота помещений аккумуляторного отделения должна обеспечивать необходимый объем воздуха для работающих, исключающий возможность образования повышенной концентрации паров серной кислоты, свинца, содержащихся в воздухе при ремонте и зарядке батарей.

Полы и стены на высоте до 2 м от пола в аккумуляторном отделении должны иметь в зависимости от типа аккумуляторов кислото- или щелочестойкое покрытие.

В зарядном и щелочном помещениях аккумуляторного отделения для освещения должна применяться арматура повышенной надежности против взрыва. В ремонтных помещениях должно предусматриваться местное освещение с напряжением в сети не выше 42 В с соответствующей арматурой.

7.2.17. Аккумуляторное отделение должно быть оборудовано водопроводом и изолированной канализацией для отвода промывочной воды и негодного электролита с выходом в наружный отстойник, позволяющий нейтрализовать сточные воды.

7.2.18. Площади помещений для заряда аккумуляторных батарей транспортных средств должны обеспечивать свободную установку батарей под зарядку и снятие их с зарядки. На небольших предприятиях при односменной работе транспортных средств допускается заряжать и подзаряжать аккумуляторные батареи без снятия с транспортных средств. При этом расстояние между транспортными средствами должно быть таким, чтобы была обеспечена необходимая маневренность транспортных средств при въезде в помещение, постановке их под зарядку и выезде.

7.2.19. В помещениях для зарядки кислотных аккумуляторных батарей должны быть: умывальник, постоянно наполненный водой, мыло, вата, полотенце, флаконы с 5 - 10% водным раствором питьевой соды для нейтрализации пораженных участков кожного покрова и флаконы с 2 - 3% водным раствором питьевой соды для промывки глаз.

7.2.20. В помещениях для зарядки щелочных аккумуляторных батарей должны быть: умывальник, постоянно наполненный водой, мыло, полотенце и в качестве нейтрализующего раствора должны применяться 5 - 10% водный раствор борной кислоты для обработки пораженных участков кожного покрова и 2 - 3% водный раствор борной кислоты для промывки глаз.

7.2.21. В моечно-разборочном и сборочном отделениях должны быть устроены трапы-сборники, позволяющие производить уборку полов водой из шланга.

7.2.22. В гальваническом отделении должны быть изолированные помещения для травления и обезжиривания, полировки гальванических покрытий и приготовления электролита. Эти помещения должны иметь уклон к трапу для сточных вод. Стены на высоте до 2 м от пола должны иметь покрытие из влагостойких материалов. Помещения гальванического отделения должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию.

7.2.23. Сварочное отделение должно размещаться у наружных стен зданий вагонных депо. Сварочные отделения с большими площадями должны располагаться в зданиях, имеющих над основными пролетами световые фонари, оборудованные открывающимися фрамугами.

7.2.24. Помещение сварочного отделения должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Постоянные рабочие места должны быть ограждены стенами или щитами. Каждое рабочее место должно иметь местную вытяжную вентиляцию.

В сварочной кабине должно свободно размещаться сварочное оборудование, а также стеллажи для ремонтируемых деталей. Площадь для работы сварщика в сварочной кабине должна быть не менее 4,5 кв. м.

Стены и потолки помещения сварочного отделения, а также ширмы и щиты, ограждающие рабочее место сварщика, должны быть окрашены в серый, желтый или голубой тона с диффузным (рассеянным) отражением света.

7.2.25. Помещения для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

7.2.26. Помещения для изготовления и ремонта полимерных деталей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

7.2.27. Вентиляционные установки должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021.

Включение встроенных в оборудование местных отсосов должно быть сблокировано с органами управления этого оборудования.

В холодный и переходный периоды года во все помещения, оборудованные местной вытяжной вентиляцией, должен подаваться подогретый приточный воздух.

Для рециркуляции допускается использовать воздух помещений, в которых отсутствует выделение вредных веществ, или если выделяющиеся вещества относятся к IV классу опасности и концентрация этих веществ в подаваемом в помещение воздухе не превышает 30% предельно допустимых концентраций.

7.2.28. Помещения для стоянки транспортных средств должны иметь непосредственный выезд через ворота, открывающиеся наружу. Въездные ворота и калитки должны оборудоваться устройствами тепловой завесы. Проезд должен быть постоянно свободным. Въезд в помещение не должен иметь порогов и выступов.

Высота помещений для стоянки транспортных средств от пола до выступающих элементов перекрытий, покрытий и т.п. должна быть не менее чем на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, но не менее 2,2 м.

Полы должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств. Расстояние между двумя рядом стоящими транспортными средствами должно быть достаточным для свободного открытия дверей кабины.

Помещения для стоянки транспортных средств и топливозаправочные площадки должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения и системами пожарной безопасности в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

Топливозаправочные площадки должны быть ограждены.

7.2.29. Помещения для стирки и химической чистки специальной одежды, постельных белья и принадлежностей, мягкого инвентаря, складские помещения для их хранения должны соответствовать требованиям Межотраслевых правил по охране труда при химической чистке, стирке.

Помещения прачечной и химической чистки должны размещаться в отдельно стоящих зданиях.

Складские помещения должны быть оборудованы стеллажами, полками, ларями и баками в соответствии с требованиями СНиП 2.11.01. Все деревянные конструкции должны быть обработаны огнезащитным составом.

Ширина рабочего места у стиральных машин, центрифуг, сушильных и сушильно-гладильных машин и гладильных столов должна быть не менее 0,8 м.

7.2.30. Специально выделенные помещения для хранения продукции чайной торговли должны содержаться в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

7.2.31. Помещения, расположенные в междупутье, должны иметь двери для входа или выхода, направленные вдоль пути. Около двери параллельно пути должен быть установлен барьер длиной 3 - 5 м и высотой 1 - 1,2 м. Аналогичный барьер должен быть установлен около помещения, расположенного на расстоянии от 3 до 5 м от железнодорожного пути. Около выходов из таких помещений устанавливается сигнализация о приближении поезда или предупреждающие знаки "Берегись поезда".

Помещения, расположенные в междупутьях, снаружи должны иметь предупреждающую окраску.

7.2.32. Багажные отделения вокзала должны располагаться в отдельном здании. В его состав должны входить: кладовая, оснащенная механизмами для погрузки, выгрузки и взвешивания багажа, комната для приемосдатчика багажа с рабочим столом.

Склады багажного отделения и прилегающая к ним территория должны иметь достаточное искусственное освещение, твердое, ровное покрытие, обеспечивающее безопасную работу машин и механизмов. Это покрытие должно своевременно очищаться от снега, а также посыпаться при гололеде песком или мелким шлаком.

7.2.33. Помещения для работников диспетчерско-операторских профессий, в том числе эксплуатирующих ПЭВМ и ВДТ, должны соответствовать СанПиН 2.2.2.542.

Площадь помещения (кабины) на одного работающего должна составлять не менее 6 кв. м и объем - не менее 18 - 20 куб. м.

7.2.34. Билетные кассы дальнего следования и пригородного сообщения, расположенные на вокзалах, должны устраиваться в виде индивидуальных кабин, изолированных от пассажирского зала.

Внутренние перегородки кассовых кабин должны быть остеклены. Кассовые кабины, оборудованные ВДТ, следует изолировать друг от друга непрозрачными перегородками на всю высоту кабин.

7.2.35. Рабочее место диспетчерско-операторского персонала, в том числе работающего с ВДТ, должно быть организовано в соответствии с современными эргономическими требованиями СанПиН 2.2.2.542, ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 21889.

7.2.36. Организацию рабочих мест билетных кассиров, в том числе использующих автоматизированную дистанционную систему типа "Экспресс", следует осуществлять в соответствии с Санитарными правилами для билетных кассиров железнодорожного транспорта.

7.2.37. Помещения для уборщиц на вокзалах должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией, кранами горячей и холодной воды, ванной для мытья ветоши и инвентаря, трапом для слива воды, сушильным шкафом для уборочного материала. Трап должен иметь решетку, песколовку и гидравлический затвор.

  • Главная
  • "ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02" (утв. МПС РФ от 20.11.2002)