в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 31.10.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ МВД РФ от 23.10.95 N 393 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 23.10.1995 Подробная информация

ПРИКАЗ МВД РФ от 23.10.95 N 393 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 1995 г. N 980


Приказ

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <*> (Приложение 1).

<*> Далее - "Инструкция".

2. Министрам внутренних дел республик, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов, подразделений Восьмого главного управления МВД России:

2.1. Организовать изучение и обеспечить исполнение сотрудниками паспортно-визовой службы и других подразделений органов внутренних дел Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <*>, а также утвержденной настоящим Приказом Инструкции.

<*> Далее - "Правила".

2.2. Активно использовать возможности регистрационного учета населения в целях выявления лиц, совершивших преступления, находящихся в розыске, и осуществления мер профилактического характера в отношении граждан, допускающих правонарушения в сфере быта.

2.3. В месячный срок выйти с предложениями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации об организации работы заинтересованных органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению Правил и Инструкции, в том числе изготовлению форм бланков, книг учета и штампов в соответствии с Приложениями 1 - 30 к Инструкции, а также обеспечить паспортно-визовую службу органов внутренних дел удобными для работы и обслуживания населения помещениями, оборудованными необходимой мебелью, оргтехникой (включая средства вычислительной техники), централизованной охранной и пожарной сигнализацией, внутренней и городской (районной) телефонной связью, а республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро - и телеграфной (телефаксной) связью.

2.4. Обеспечить широкое информирование населения, а также министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций об утверждении Правил.

2.5. Доложить к 31 декабря 1995 г. в МВД России об исполнении мероприятий по переходу на регистрационный учет граждан.

3. ГУМТиВС МВД России (Негодову В.П.) обеспечить по заявкам МВД, ГУВД, УВД размещение и оплату заказов на изготовление материально-технических средств и спецпродукции для нужд паспортно-визовой службы органов внутренних дел.

4. ГУК МВД России (Астапкину И.В.), ГУКВВ (Гафарову В.С.) в учебных планах подготовки личного состава, паспортно-визовой службы органов внутренних дел предусмотреть изучение нормативных правовых актов о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

5. ПВС МВД России (Колесникову В.В.), Восьмому главному управлению МВД России (Терехову А.А.) в первом полугодии 1996 г. провести с руководителями паспортно-визовой службы МВД, ГУВД, УВД кустовые семинары - совещания по вопросам практического применения Правил и Инструкции.

6. ПХУ МВД России (Нелезину П.В.) изготовить необходимое количество экземпляров Инструкций для центрального аппарата МВД России, МВД, ГУВД, УВД, горрайорганов внутренних дел, а также учебных заведений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

7. Внести изменения в приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно Перечню (Приложение 2).

8. Установить, что ведомственные нормативные акты МВД СССР в части, касающейся регламентации вопросов прописки и выписки граждан, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации не применяются.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра генерал-полковника милиции Куликова А.Н.

Министр
генерал-полковник
А.КУЛИКОВ

Приложения

Приложение 1
к Приказу МВД России
от 23 октября 1995 г. N 393

ИНСТРУКЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее именуются - Правила) и определяет порядок оформления органами внутренних дел регистрационного учета регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет).

1.2. Согласно пункту 2 Правил органами регистрационного учета являются:

1.2.1. В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, - органы внутренних дел.

Примечание. В системе органов внутренних дел функции регистрационного учета граждан осуществляет паспортно-визовая служба.

1.2.2. В остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления <*>.

<*> Рекомендации органам местного самоуправления по применению Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации приведены в Приложении 32 к настоящей Инструкции.

1.3. В соответствии с пунктом 3 Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

1.4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, согласно пункту 4 Правил, являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распределительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями социального назначения.

Лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица:

- жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;

- жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

- гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений социального назначения;

- акционерных обществ и других коммерческих организаций;

- других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

1.5. Документами, удостоверяющими личность граждан (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, согласно пункту 5 Правил являются:

- паспорт;

- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 16-летнего возраста;

- заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

- удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

- военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

- справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

1.6. Органы внутренних дел при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета выполняют следующие основные функции:

1.6.1. Оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.

1.6.2. Ведение адресно-справочной работы.

1.6.3. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.6.4. Осуществление контроля за соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицами Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил.

1.6.5. Информирование населения о принятых законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся регистрационного учета граждан.

1.6.6. Решение правоохранительных задач при осуществлении регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.

1.6.7. Учет при регистрации лиц, имеющих судимость к лишению свободы.

1.6.8. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами законодательных и нормативных правовых актов о регистрационном учете населения.

1.7. Руководство паспортно-визовой службой в Российской Федерации и ее организация осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах федерального значения - соответственно министерствами, главными управлениями, управлениями внутренних дел.

Функции головного подразделения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации регистрационного учета граждан выполняет Паспортно-визовая служба МВД России.

1.8. Подразделения паспортно-визовой службы органов внутренних дел размещаются в удобных для работы и обслуживания населения помещениях, по возможности, в одном здании с органами внутренних дел и должны иметь отдельный вход для граждан. Эти помещения оборудуются средствами централизованной охранной и пожарной сигнализации, обеспечиваются внутренней и городской (районной) телефонной связью и необходимой оргтехникой.

Помещения паспортно-визовой службы, в зависимости от штатной численности работающих, должны иметь отдельные кабинеты для сотрудников, хранилища для действующего и архивного материалов, а также для адресно-справочного бюро. Для приема посетителей выделяется специальная комната, оборудованная необходимой мебелью, образцами заполнения соответствующих бланков документов и справочными материалами.

1.9. Работа паспортно-визовой службы органов внутренних дел организуется таким образом, чтобы граждане имели возможность решать свои вопросы в свободное от работы время. В этих целях прием населения и должностных лиц, ответственных за регистрацию, должен производиться не менее четырех дней в неделю в дневное и в вечернее время с учетом режима работы общественного транспорта, органов местного самоуправления, жилищных, военно-учетных и других организаций и учреждений, а также в один из общеустановленных выходных дней.

1.10. Начальники паспортно-визовой службы органов внутренних дел организуют работу по осуществлению регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, определяют должностные обязанности сотрудников, осуществляют контроль за их выполнением, принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучению подчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности.

2. Регистрация граждан по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся их местом жительства

2.1. Граждане, прибывшие к месту пребывания (временного проживания) в жилое помещение, не являющееся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обязаны представить должностным лицам, ответственным за регистрацию:

2.1.1. Документ, удостоверяющий личность.

2.1.2. Заявление о регистрации по месту пребывания в жилом помещении по форме N 1 (Приложение 1).

2.1.3. Документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения или заявления лиц, предоставивших гражданам жилое помещение).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

2.2. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, заполняют в трех экземплярах адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2) и в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 2.1 настоящей Инструкции, вместе с адресными листками прибытия в паспортно-визовую службу органов внутренних дел. В городах, где расположены республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро, адресные листки прибытия составляются в двух экземплярах.

2.3. Оформляя регистрацию граждан, сотрудниками паспортно-визовой службы органов внутренних дел должны тщательно проверяться представленные документы. При этом обращается внимание на полноту и правильность заполнения заявлений по форме N 1, визуально выясняется, не содержат ли поступившие документы внешних признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, переклейки фотографических карточек, вставки листов из других аналогичных документов и т.д.).

2.4. В 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации по месту пребывания соответствующие должностные лица паспортно-визовой службы органов внутренних дел обязаны зарегистрировать граждан по месту пребывания или письменно уведомить их о причинах отказа. О принятом решении производится запись в графе "принятое решение" заявлений по форме N 1. При этом указываются основания регистрации или отказа со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2.5. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства, как правило, на срок до 3 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с серьезным заболеванием зарегистрированных по месту пребывания граждан или их родственников, а также при возникновении иных обстоятельств, не позволяющих гражданам покинуть место пребывания, срок пребывания может быть продлен начальником (заместителем начальника) паспортно-визовой службы или начальником (заместителем начальника) соответствующего органа внутренних дел на необходимое для этого время. Решения о продлении срока регистрации по месту пребывания принимаются на основании документов, выданных гражданам соответствующими органами, учреждениями и организациями.

Продление регистрации по месту пребывания осуществляется в порядке, определенном настоящей Инструкцией.

2.6. При регистрации граждан по месту пребывания сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел:

2.6.1. Оформляют и выдают зарегистрированным гражданам свидетельства о регистрации по месту пребывания по форме N 3 (Приложение 3) с одновременным проставлением в соответствующей графе заявлений по форме N 1 порядкового номера выданного в текущем году свидетельства. Начиная с 1 января нумерация свидетельств производится с единицы.

Свидетельства о регистрации граждан по месту пребывания по форме N 3 заполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров электронно-вычислительных машин. Сокращения и исправления записей не допускаются.

Оформленные свидетельства о регистрации по месту пребывания подписываются начальниками паспортно-визовой службы органов внутренних дел или их заместителями (а в их отсутствие - начальниками органов внутренних дел или их заместителями) и скрепляются печатями, применяемыми для оформления паспортов.

Свидетельства о регистрации по месту пребывания учитываются в журнале по форме N 4 (Приложение 4).

2.6.2. Возвращают должностным лицам, ответственным за регистрацию, а также гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, все сданные документы (за исключением заявлений по форме N 1 и адресных листков прибытия по форме N 2) вместе со свидетельствами о регистрации по месту пребывания по форме N 3 для последующей передачи их зарегистрированным лицам.

2.6.3. Первый экземпляр адресных листков прибытия по форме N 2 в 2-дневный срок со дня получения направляют в республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочное бюро, второй экземпляр - помещают в адресно-справочные картотеки горрайорганов внутренних дел, третий - в специальные картотеки для контроля за сроками пребывания зарегистрированных граждан, которые ведутся по датам окончания регистрации.

2.7. После оформления регистрации граждан по месту пребывания или поступления из органов местного самоуправления адресных листков прибытия по форме N 2 сотрудники паспортно-визовой службы в течение суток посредством телефонной, телеграфной, факсимильной (в зависимости от местных условий) связи проверяют зарегистрированных граждан по учетам республиканских, краевых, областных, окружных адресно-справочных бюро, на чьей территории обслуживания были зарегистрированы прибывшие граждане.

Если на зарегистрированных по месту пребывания лиц имеются сторожевые листки, сотрудники паспортно-визовой службы немедленно докладывают об этом своим руководителям, которые обязаны доложить руководству или дежурному по органу внутренних дел и затем действуют по их указанию.

2.8. Заявления по форме N 1 на зарегистрированных по месту пребывания граждан подшиваются в дела. Количество томов дела формируется в зависимости от объема (за год, полугодие, квартал, месяц).

2.9. При отказе в регистрации все документы, за исключением адресных листков прибытия по форме N 2, возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а также гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

Один экземпляр адресного листка прибытия по форме N 2 остается в паспортно-визовой службе для осуществления контроля за выездом гражданина, которому отказано в регистрации по месту пребывания, а остальные 2 экземпляра уничтожаются.

3. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также иных подобных организациях

3.1. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, а также иных подобных организациях производится по их прибытии администрацией этих организаций не более, чем на 3-месячный срок.

3.2. Для регистрации в организациях, указанных в пункте 3.1 настоящей Инструкции, прибывающие граждане представляют документы, удостоверяющие личность.

Судьи, сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, прокуратуры, органов юстиции, таможни, налоговой полиции, внешней разведки, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, находящиеся в командировке, регистрируются в гостиницах по служебному и командировочному удостоверениям с указанием фамилии, имени, отчества и данных служебного удостоверения.

3.3. Прибывающие граждане составляют анкеты по форме N 5 (Приложение 5) в двух экземплярах.

3.4. Дежурные администраторы проверяют принятые документы и правильность составления анкет.

3.5. Первые экземпляры анкет по форме N 5 дежурными администраторами помещаются в картотеку пребывающих лиц.

При выбытии граждан из указанных организаций анкеты по форме N 5 из действующей картотеки изымаются и помещаются в архивную картотеку, где хранятся в алфавитном порядке в течение года, а затем уничтожаются.

3.6. Вторые экземпляры анкет по форме N 5 дежурные администраторы в течение суток после их заполнения пересылают в паспортно-визовую службу территориальных органов внутренних дел, которая направляет их в 2-дневный срок в республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро, предварительно проверив зарегистрированных граждан в порядке, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей Инструкции, по учетам соответствующих адресно-справочных бюро.

3.7. Регистрация граждан по месту пребывания в психиатрических, туберкулезных и других больницах при длительном стационарном лечении осуществляется администрацией этих организаций в случаях, когда установить место жительства больных не представляется возможным или оно отсутствует.

3.8. Оформление регистрации граждан, указанных в пункте 3.7 настоящей Инструкции, осуществляется по их прибытии должностными лицами больниц, ответственными за регистрацию, в журналах, в которых на основании имеющихся у регистрируемого лица документов указываются номер истории болезни, фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, даты поступления и выписки из лечебного учреждения.

Если у больных отсутствуют документы, хотя бы косвенно подтверждающие их личность, записи в журналах производятся со слов больных.

3.9. Должностные лица больниц, ответственные за регистрацию, заполняют на зарегистрированных граждан в двух экземплярах адресные листки прибытия по форме N 2 (при регистрации в городах, где расположены республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро, листки прибытия составляются в одном экземпляре). В графе 9 адресного листка прибытия указывается "на срок лечения", а в графе 10 - почтовый адрес лечебной организации. Если зарегистрированные граждане не имеют документов, удостоверяющих личность, в графе "документ, удостоверяющий личность" проставляется запись "документов не имеет".

Заполненные листки прибытия по форме N 2 в 7-дневный срок направляются должностными лицами больниц, ответственными за регистрацию, в паспортно-визовую службу соответствующего органа внутренних дел для направления первых экземпляров листков прибытия в республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро. Вторые экземпляры этих листков раскладываются в адресно-справочные картотеки горрайорганов внутренних дел.

Свидетельства о регистрации по месту пребывания по форме N 3 гражданам, находящимся на излечении в больницах, не выдаются.

3.10. По истечении 3-месячного срока со дня поступления в больницу, когда состояние здоровья больных требует продолжения курса стационарного лечения, их регистрация продлевается по журналам, указанным в пункте 3.8 настоящей Инструкции, на необходимое для этого время. При этом адресные листки прибытия на них не составляются.

4. Регистрация граждан по месту жительства

4.1. Граждане, изменившие место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обязаны обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

4.1.1. Документ, удостоверяющий личность.

4.1.2. Военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства - для лиц, обязанных состоять на воинском учете.

4.1.3. Заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (Приложение 6).

4.1.4. Документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

4.2. Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по последнему месту жительства, представляют, кроме документов, указанных в пункте 4.1 настоящей Инструкции, адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7), выданный органом регистрационного учета по месту последнего жительства.

Лица, которые по последнему месту жительства были зарегистрированы по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, представляют также свидетельство о регистрации по месту жительства по форме N 8 (Приложение 8), выданное им соответствующим органом регистрационного учета по последнему месту жительства.

4.3. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения к ним прибывших граждан заполняют карточки регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирные карточки по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним по форме N 12 (Приложение 12) - на лиц, подлежащих статистическому наблюдению.

Карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 оформляются при регистрации граждан в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно - строительных и жилищных кооперативов, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых и других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Домовые (поквартирные) книги по форме N 11 оформляются при регистрации граждан в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, которые хранятся у владельцев домов (квартир). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое домовладение, а по просьбе совладельцев домов (квартир) - на каждую из долей дома (квартиры).

Примечание. Карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 могут оформляться на жилые помещения, находящиеся у граждан на праве собственности, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Адресные листки прибытия по форме N 2 при регистрации граждан в городах, где находятся республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро, составляются в одном экземпляре, а в остальных местностях - в двух экземплярах.

Листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним по форме N 12 составляются при регистрации граждан по новому месту жительства в одном экземпляре на всех граждан, прибывших к новому месту жительства, за исключением граждан, переменивших место жительства в одном сельском населенном пункте на другой сельский населенный пункт в пределах одного административного района, переменивших место жительства в пределах одного города (не имеющего районного (окружного) деления), одного района (округа) в городе, одного поселка городского типа. Данные листки также составляются на граждан, прибывших на территорию Российской Федерации к новому месту жительства из государств - членов СНГ. Отрывные талоны к листкам статистического учета мигрантов по форме N 12 при этом не заполняются.

4.4. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, представляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения в порядке, установленном Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 292, оформляют в 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации постановку военнообязанных на воинский учет и передают документы, указанные в пунктах 4.1 - 4.3 настоящей Инструкции, в паспортно-визовую службу органов внутренних дел.

4.5. Работники паспортно-визовой службы проверяют представленные документы, правильность и полноту составления адресных листков прибытия по форме N 2, листков статистического учета мигрантов по форме N 12 и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме N 9, поквартирных карточках по форме N 10 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 сведениям, указанным в представленных документах, наличие в учетно-воинских документах и карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 в отношении лиц, обязанных состоять на воинском учете, - отметок о постановке на воинский учет. Одновременно выясняется наличие обстоятельств, указанных в пунктах 12 и 21 Правил, или иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при наличии которых гражданам отказывается в регистрации по месту жительства.

4.6. В 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации соответствующие должностные лица паспортно-визовой службы органов внутренних дел регистрируют граждан по месту жительства или письменно уведомляют их о причинах отказа. О принятом решении они производят необходимую запись в графе "принятое решение" заявлений по форме N 6 с указанием оснований, согласно которым производится регистрация, или причин отказа в регистрации с обязательной ссылкой на соответствующий пункт (подпункт) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.7. В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства по форме N 13 (Приложение 13). При регистрации граждан по месту жительства в населенных пунктах, расположенных на территории пограничной зоны, проставляются оттиски штампа по форме N 14 (Приложение 14).

В подразделениях паспортно-визовой службы органов внутренних дел оттиски штампов проставляются с помощью специальной мастики.

Реквизиты штампов о регистрации по месту жительства по формам N N 13 или 14 в паспортно-визовых службах органов внутренних дел заполняются специальными чернилами и подписываются сотрудниками, оформившими регистрацию.

Штампы регистрации по месту жительства по формам N N 13 или 14 проставляются также в графе "отметки о регистрации по месту жительства" карточек регистрации по форме N 9 или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг по форме N 11, но с указанием только даты регистрации.

В случаях, когда регистрация граждан по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства по форме N 8, которые оформляются в порядке, предусмотренном подпунктом 2.6.1 настоящей Инструкции.

Свидетельства о регистрации по месту жительства учитываются в журналах по форме N 15 (Приложение 15).

4.8. Явка граждан в паспортно-визовую службу органов внутренних дел для оформления регистрации не обязательна, за исключением лиц, имеющих судимость, или в паспортах которых проставлены отметки об обязанности к уплате алиментов. Регистрация таких граждан осуществляется паспортно-визовой службой территориальных органов внутренних дел.

Если граждане прибыли к новому месту жительства с недействительными или подлежащими обмену паспортами, органы регистрационного учета регистрируют таких лиц независимо от указанных обстоятельств.

Одновременно сотрудниками паспортно-визовой службы принимаются меры по вклеиванию в паспорта таких граждан фотографических карточек или в установленном порядке им обмениваются паспорта.

4.9. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".

Уплата государственной пошлины производится гражданами через учреждения сберегательного банка, после чего квитанции о ее уплате предъявляются сотрудникам паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые в графе "отметки о регистрации по месту жительства" карточек регистрации по форме N 9 или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг по форме N 11 рядом с оттисками штампов регистрации по формам N N 13 или 14 указывают серии и номера квитанций.

Квитанции приобщаются к заявлениям о регистрации по месту жительства по форме N 6 и хранятся вместе с ними.

К заявлениям о регистрации по месту жительства также приобщаются адресные листки убытия по форме N 7 граждан, самостоятельно снявшихся с регистрационного учета по последнему месту жительства, а также свидетельства о регистрации по месту жительства по форме N 8 граждан, которые по последнему месту жительства были зарегистрированы по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность.

4.10. Первые экземпляры адресных листков прибытия по форме N 2 при регистрации по месту жительства в республиканских, краевых, областных, окружных центрах, а также в городах республиканского, краевого, областного, окружного подчинения направляются в республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро не позднее следующего дня после оформления регистрации, а в других населенных пунктах - не реже двух раз в неделю.

Вторые экземпляры адресных листков прибытия по форме N 2 помещаются в адресно-справочные картотеки паспортно-визовой службы.

Листки статистического учета мигрантов по форме N 12 передаются в установленном порядке паспортно-визовой службой территориальных органов внутренних дел в соответствующие органы государственной статистики не реже одного раза в месяц.

4.11. Если зарегистрированные по новому месту жительства граждане, самостоятельно снялись с регистрационного учета по последнему месту жительства (за исключением перемены места жительства внутри республики, края, области, округа) и в их адресных листках убытия по форме N 7 было указано, что они выбывают в иную республику, край, область, округ, а не в тот регион, куда они фактически прибыли, в адресно-справочное бюро республики, края, области, округа по последнему месту жительства граждан направляются сообщения произвольной формы, где указывается точный адрес регистрации этих лиц по новому месту жительства.

Работники адресно-справочного бюро по получении таких сообщений вносят соответствующие изменения в хранящиеся у них адресные листки убытия по форме N 7 таким образом, чтобы прежний текст, указанный в листке убытия, читался.

4.12. В случае отказа в регистрации по месту жительства все поступившие документы (за исключением адресных листков прибытия по форме N 2) в срок, указанный в пункте 4.6 настоящей Инструкции, возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а также гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для передачи их владельцам.

Адресные листки прибытия по форме N 2 остаются в паспортно-визовой службе для осуществления контроля за выездом граждан, которым отказано в регистрации.

5. Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства

5.1. Регистрация военнослужащих (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) по месту их жительства осуществляется в соответствии с Правилами и настоящей Инструкцией по удостоверениям личности.

При этом в графе "отметки о постановке на воинский учет" карточек регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и должностными лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, производятся отметки "военнослужащий".

5.2. Регистрация военнослужащих по месту пребывания осуществляется в соответствии с Правилами и настоящей Инструкцией при наличии у них отпускного билета или командировочного удостоверения.

5.3. Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений могут быть зарегистрированы по месту дислокации воинских частей в соответствии с настоящей Инструкцией.

При этом в графе "зарегистрирован по месту жительства" свидетельств о регистрации по месту жительства по форме N 8 и соответствующей графе адресных листков прибытия по форме N 2 вместо адреса регистрации указываются номера войсковых частей, по которым зарегистрированы военнослужащие. В пункте 9 листков статистического учета мигрантов по форме N 12 и пункте 11 отрывных талонов к ним указывается почтовый адрес органа регистрационного учета, осуществившего регистрацию.

5.4. Регистрация по месту жительства граждан, уволенных в запас после прохождения военной службы по призыву, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами и настоящей Инструкцией.

На этих граждан листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним по форме N 12 составляются лишь в случае, если они прибывают на жительство в населенные пункты, где до призыва на военную службу не проживали.

5.5. Регистрация военнообязанных из числа офицеров запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляется при наличии в их учетно-воинских документах отметок соответствующих органов федеральных служб безопасности о приеме на особый учет. При изменении ими места жительства в пределах обслуживания органов федеральной службы безопасности, где они состоят на учете, регистрация осуществляется по представлении справок соответствующих органов федеральной службы безопасности о внесении в учеты изменений о месте жительства.

При осуществлении регистрации по месту жительства таких граждан в графе "отметки о постановке на воинский учет" карточек регистрации по форме N 9 или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг по форме N 11 должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, проставляются отметки "воинский учет ФСБ" без представления военных билетов и карточек регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книг по форме N 11 в военные комиссариаты.

5.6. Регистрация граждан, находящихся на службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ФСБ России, СВР России и ФАПСИ и состоящих на особом учете МВД, ФСБ, СВР и ФАПСИ, осуществляется по представлении об этом соответствующих справок с проставлением в графе "отметки о постановке на воинский учет" карточек регистрации по форме N 9 или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг по форме N 11 должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, отметок "учет МВД" или "учет ФСБ". Представления в этих случаях в военные комиссариаты карточек регистрации или домовых (поквартирных) книг не требуется.

5.7. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном Правилами и настоящей Инструкцией.

В графе "откуда прибыл" адресного листка прибытия по форме N 2, составляемого на такое лицо, проставляется запись "места жительства не имеет".

5.8. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном Правилами и настоящей Инструкцией, на основании заявлений о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документов, удостоверяющих личность.

5.9. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), прибывшие к месту работы на срок свыше 3 месяцев или на временные (сезонные) работы на срок до 3 месяцев, регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений в порядке, предусмотренном Правилами настоящей Инструкции.

При этом в соответствующих графах, предусматривающих записи о месте жительства или пребывания, заявлений о регистрации по месту пребывания по форме N 1, адресных листков прибытия по форме N 2, свидетельств о регистрации по месту пребывания по форме N 3, карточек регистрации по форме N 9, а также штампов о регистрации по месту жительства в паспортах, указываются названия пароходств, флотилий, организаций, учреждений, по которым осуществлена регистрация (например: "Северное морское пароходство", "Передвижная механизированная колонна N 5" и т.д.).

5.10. Граждане, обратившиеся в Федеральную миграционную службу России или ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, регистрируются по месту пребывания в местах их временного поселения в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, на основании выдаваемых указанными органами направлений на временное поселение.

Вынужденные переселенцы регистрируются по месту избранного ими жительства или по месту жительства, определенному органами ФМС России, в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, на основании документов, удостоверяющих личность, а также удостоверений о признании их вынужденными переселенцами, выданными в установленном порядке органами ФМС России.

5.11. Несовершеннолетние граждане, не достигшие 14-летнего возраста, прибывшие с родителями (усыновителями, опекунами) или родственниками к месту пребывания, регистрируются путем внесения сведений о них в свидетельства о регистрации по месту пребывания по форме N 3 и адресные листки прибытия по форме N 2 одного из родителей (усыновителей, опекунов) или родственников на основании свидетельств о рождении и документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей, опекунов) или родственников.

В случае прибытия этих граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства, регистрация их осуществляется на основании указанных в абзаце первом настоящего пункта документов путем внесения сведений в карточки регистрации по форме N 9, адресные листки прибытия по форме N 2, листки статистического учета мигранта по форме N 12 одного из родителей (усыновителей, опекунов), а также в поквартирные карточки по форме N 10 или домовые (поквартирные) книги по форме N 11. При этом записи, внесенные в поквартирные карточки или домовые (поквартирные) книги о несовершеннолетних гражданах, не достигших 14-летнего возраста, скрепляются штампами по форме N 16 (Приложение 16).

Сведения о родившихся или вновь прибывших к родителям (усыновителям, опекунам) несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, вносятся в карточки регистрации по форме N 9 одного из родителей и поквартирные карточки по форме N 10 или домовые (поквартирные) книги по форме N 11 на основании свидетельств о рождении этих несовершеннолетних и, в случае прибытия к опекунам, - на основании документов, подтверждающих установление опеки. Эти записи скрепляются штампами по форме N 16.

При выезде одного из родителей (усыновителей, опекунов), в учетные документы которого были внесены сведения о несовершеннолетних гражданах, не достигших 14-летнего возраста, эти сведения вносятся в порядке, установленном настоящим пунктом, в учетные документы о регистрации другого родителя (усыновителя, опекуна), с которым они остаются проживать.

Если несовершеннолетние граждане, не достигшие 14-летнего возраста, прибывают к новому месту жительства от одного родителя (усыновителя, опекуна) к другому родителю (усыновителю, опекуну), регистрация этих граждан осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

5.12. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 16 лет, проживающие или прибывшие вместе с родителями (усыновителями, опекунами), или прибывшие от одного родителя (усыновителя, опекуна) к другому родителю (усыновителю, опекуну), регистрируются по их месту пребывания или по их месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 5.11 настоящей Инструкции.

Регистрация несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет по месту пребывания и по месту жительства отдельно от родителей (усыновителей, опекунов) осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

5.13. Регистрация граждан, имеющих судимость, по месту пребывания и по месту жительства осуществляется паспортно-визовой службой органов внутренних дел в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

На граждан, имеющих судимость, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним по форме N 12 составляются в случаях, когда эти лица прибыли к месту жительства в населенные пункты, где они до осуждения не проживали.

Лица, имеющие судимость, учитываются в паспортно-визовой службе по карточкам формы N 17 (Приложение 17) при представлении документов на регистрацию по месту жительства. Реквизиты карточек заполняются на основании справок об освобождении из мест лишения свободы, а в случаях их утраты (отсутствия) - со слов граждан с последующим запросом дубликатов таких справок из соответствующих учреждений, исполняющих наказание, либо сведений из информационных центров соответствующих МВД, ГУВД, УВД.

Одновременно с этим работниками паспортно-визовой службы составляются рапорты по форме N 18 (Приложение 18), которые не позднее следующего дня после постановки на учет лиц, имеющих судимость, докладываются начальникам соответствующих органов внутренних дел или их заместителям.

Карточки по форме N 17 хранятся в паспортно-визовых службах органов внутренних дел в картотеках в алфавитном порядке по фамилиям, именам, отчествам.

При оформлении регистрации лиц, имеющих судимость, в правом верхнем углу всех экземпляров адресных листков прибытия по форме N 2 специальными чернилами проставляется цифра "17", а также один из символов, обозначающих группу крови, в зависимости от записей в справках об освобождении из мест лишения свободы.

О лицах, имеющих задолженность по исполнительным листам (справки об освобождении из мест лишения свободы по форме "Б-ИЛ"), работники паспортно-визовой службы не позднее 3-дневного срока после их регистрации направляют извещения по форме N 19 (Приложение 19) в суды, в адрес которых согласно справкам об освобождении из мест лишения свободы направлены исполнительные листы, и в копии - физическим и (или) юридическим лицам, в пользу которых взыскиваются задолженности. В случае отсутствия в справках об освобождении из мест лишения свободы по форме "Б-ИЛ" сведений о взыскателе или суде, куда направлены исполнительные листы, запрашиваются соответствующие учреждения, исполняющие наказание, и после поступления ответов направляются извещения по форме N 19 по соответствующим адресам.

При погашении или снятии с граждан в установленном порядке судимости паспортно-визовая служба направляет в соответствующие республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро сообщения по форме N 20 (Приложение 20), на основании которых отметки "17" и символы, обозначающие группу крови граждан, исключаются из адресных листков прибытия путем их зачеркивания. Одновременно с этим исключаются указанные отметки из адресных листков прибытия, находящихся в адресно-справочных бюро горрайорганов внутренних дел.

Карточки по форме N 17 на граждан с погашенной или снятой судимостью работниками паспортно-визовых служб докладываются начальникам органов внутренних дел или его заместителям, которые принимают решения о сроках их дальнейшего хранения.

5.14. Регистрация граждан по месту жительства, в паспортах которых проставлены (имеются) штампы об обязанности уплаты алиментов, осуществляется паспортно-визовой службой органов внутренних дел в соответствии с Правилами и настоящей Инструкцией.

При этом такие лица учитываются в паспортно-визовой службе в журналах по форме N 21 (Приложение 21). На них составляются извещения по форме N 22 (Приложение 22), которые направляются:

юридическим лицам по месту работы должников для взыскания алиментов в установленном порядке;

взыскателям для направления исполнительных листов в суды по месту работы должников;

в суды по месту нахождения исполнительных листов;

в суды по месту работы должников;

в органы внутренних дел по месту выдачи должникам паспортов для записи в заявлениях на выдачу паспорта сведений о проставлении штампов об обязанности уплаты алиментов.

6. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

6.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении сроков пребывания, установленных пунктом 10 Правил, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных организациях - по их выбытии.

Заявлений от граждан о снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и составления на них адресных листков убытия не требуется.

6.2. При выписке граждан, зарегистрированных в лечебных организациях, должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их выписки заполняют адресные листки убытия по форме N 7 (Приложение 7), которые в установленном порядке передаются в паспортно-визовую службу территориальных органов внутренних дел для последующего их направления в республиканское, краевое, областное, окружное адресно-справочные бюро и адресно-справочную картотеку горрайоргана внутренних дел, на территории обслуживания которого находится лечебное учреждение.

6.3. В случае отказа органами ФМС России гражданам в признании их вынужденными переселенцами паспортно-визовая служба органов внутренних дел на основании уведомлений органов ФМС России по истечении 3-месячного срока со дня осуществления регистрации этих граждан по месту пребывания в местах временного поселения снимает их с регистрационного учета в порядке, установленном Правилами и настоящей Инструкцией.

6.4. Работники паспортно-визовой службы органов внутренних дел при оформлении регистрации граждан по новому месту жительства отрезают от заявлений по форме N 6 заявления (отрывные талоны) о снятии граждан с регистрационного учета по последнему месту жительства, которые не позднее 3-дневного срока со дня оформления регистрации вместе с заполненными отрывными талонами к листкам статистического учета мигранта по форме N 12 направляют в органы регистрационного учета по последнему месту жительства этих граждан. При этом заявления по форме N 6 в дела не подшиваются, а ставятся на контроль до получения соответствующих уведомлений о снятии граждан с регистрационного учета по последнему месту жительства из соответствующих органов регистрационного учета.

Если граждане меняют место жительства в пределах территории обслуживания одной паспортно-визовой службы, заполненные заявления (отрывные талоны) о снятии с регистрационного учета отрезаются от заявлений по форме N 6 и приобщаются к материалам, послужившим основанием для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства. В этом случае отрывные талоны к листкам статистического учета мигранта по форме N 12 составляются только на граждан, подлежащих статистическому наблюдению.

При снятии с регистрационного учета граждан, выезжающих к новому месту жительства за пределы Российской Федерации в государства - члены СНГ, заполняются только отрывные талоны к листкам статистического учета мигранта по форме N 12.

Если граждане прибыли к месту жительства на территорию Российской Федерации из государств - членов СНГ без снятия с регистрационного учета (выписки) по последнему месту жительства, отрывные талоны заявления по форме N 6 направляются в соответствующие органы регистрационного учета того государства, где эти граждане были зарегистрированы (прописаны). Отрывные талоны к листкам статистического учета мигранта по форме N 12 при этом не направляются.

При наличии у граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из государств - членов СНГ, в документах, удостоверяющих личность, отметок о снятии с регистрационного учета (выписке) с последнего места жительства, их регистрация по новому месту жительства производится без направления в органы регистрационного учета государства, где они были зарегистрированы (прописаны), заявлений (отрывных талонов) по форме N 6 и отрывных талонов к листкам статистического учета мигрантов по форме N 12.

6.5. Работники паспортно-визовой службы органов внутренних дел при получении заявлений (отрывных талонов) о снятии с регистрационного учета по форме N 6 и отрывных талонов к листкам статистического учета мигранта по форме N 12 извещают об этом должностных лиц, ответственных за регистрацию, а также граждан и юридических лиц, предоставляющих для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, которые представляют в паспортно-визовую службу карточки регистрации по форме N 9 с отметками о снятии соответствующих лиц с воинского учета поквартирные карточки по форме N 10 или домовые (поквартирные) книги по форме N 11, а также заполненные адресные листки убытия по форме N 7. Снятие граждан с регистрационного учета оформляется в течение 3 дней путем проставления штампов по форме N 23 (Приложение 23) в карточках регистрации или домовых (поквартирных) книгах.

Когда в силу каких-либо причин проставить штампы о снятии с регистрационного учета по форме N 23 в карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 не представилось возможным, оформление снятия с регистрационного учета производится без проставления штампов в указанных документах.

6.6. При поступлении из органов местного самоуправления адресных листков выбытия по форме N 7 и отрывных талонов к листкам статистического учета мигрантов по форме N 12 в течение 3 дней со дня получения указанных документов сотрудники паспортно-визовой службы обязаны проверить выбывших граждан по учетам органов внутренних дел, после чего адресные листки убытия на снимаемых с регистрационного учета граждан в порядке, установленном настоящей Инструкцией, направляются в соответствующие республиканские, краевые, областные, окружные, районные (городские) адресно-справочные бюро, а отрывные талоны к листкам статистического учета мигрантов не реже одного раза в месяц - в соответствующие органы государственной статистики.

6.7. Сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел при получении заявлений (отрывных талонов) о снятии с регистрационного учета по форме N 6 и листков статистического учета мигрантов по форме N 12 в течение 3 дней также обязаны проверить выбывших граждан по учетам органов внутренних дел. При этом адресные листки убытия по форме N 7 направляются в соответствующие республиканские, краевые, областные, окружные, районные (городские) адресно-справочные бюро, отрывные талоны к листкам статистического учета мигрантов - в соответствующие органы государственной статистики, а уведомления о снятии с регистрационного учета по форме N 24 (Приложение 24) - в органы регистрационного учета по новому месту жительства граждан.

6.8. В случаях, когда в результате проверки убывших граждан по учетам органов внутренних дел будет установлено, что они имеют непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость, в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых зарегистрированы граждане, вместе с уведомлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства по форме N 25 (Приложение 25) высылаются карточки учета лиц, имеющих судимость, по форме N 17. Если лицо, зарегистрированное по новому месту жительства, объявлено в розыск или отбывает наказание, не связанное с лишением свободы, в органы внутренних дел по новому месту жительства таких граждан безотлагательно по телеграфу направляется сообщение для принятия предусмотренных действующим законодательством мер.

Поступившие карточки учета лиц, имеющих судимость, по форме N 17 работниками паспортно-визовой службы органов внутренних дел помещаются в картотеку лиц, имеющих судимость. Извещения о зарегистрированных лицах, имеющих судимость и задолженность по исполнительным листам, в порядке, установленном абзацем седьмым пункта 5.13. настоящей Инструкции направляются взыскателям и в суды. В адресных листках прибытия по форме N 2 на этих граждан проставляются условные отметки в виде цифры "17" и символы о группе крови, о чем сообщается в соответствующие республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро.

6.9. В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены сняться перед выездом с регистрационного учета по последнему месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию с заявлениями произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста, с указанием точного адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие личность.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

6.10. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня получения документов заполняют в трех экземплярах адресные листки убытия по форме N 7. На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, заполняются отрывные талоны к листкам статистического учета мигрантов по форме N 12. Адресные листки выбытия и отрывные талоны к листкам статистического учета мигрантов вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета лицами, ответственными за регистрацию, передаются в паспортно-визовую службу органов внутренних дел.

6.11. Сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел при получении указанных в пункте 6.10 настоящей Инструкции документов в 3-дневный срок проверяют, снялись ли граждане, состоящие на воинском учете, с воинского учета и снимают граждан с регистрационного учета путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампов о снятии с регистрационного учета по месту жительства по форме N 23. Штампы о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, также проставляются на оборотной стороне свидетельств о регистрации по месту жительства по форме N 8 и третьих экземплярах листков убытия по форме N 7.

Если снимающиеся с регистрационного учета граждане имеют не погашенную или не снятую в установленном порядке судимость, в правом верхнем углу листков убытия проставляется условная отметка "17".

6.12. Получив из органов местного самоуправления адресные листки выбытия по форме N 7 и отрывные талоны к листкам статистического учета мигрантов по форме N 12, работники паспортно-визовой службы направляют указанные документы в адресно-справочные бюро и в соответствующие органы государственной статистики в порядке, указанном в пункте 6.6 настоящей Инструкции.

6.13. Граждане, призываемые на военную службу, при получении повесток из военных комиссариатов обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а также гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, которым передаются заявления произвольной формы о снятии их с регистрационного учета по месту жительства в связи с призывом на военную службу и паспорта.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают указанные документы вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также адресными листками выбытия по форме N 7 в органы регистрационного учета.

Сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел оформляют снятие призываемых на военную службу граждан с регистрационного учета по месту жительства, после чего возвращают их паспорта лицам, ответственным за регистрацию, для последующего вручения владельцам.

По окончании установленных действующим законодательством сроков призыва на военную службу запрашиваются в соответствующих военных комиссариатах списки граждан, призванных на военную службу. Полученные из военных комиссариатов списки сверяются с учетами адресно-справочных бюро горрайорганов внутренних дел или с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, хранящимися у лиц, ответственных за регистрацию.

При выявлении граждан, призванных на военную службу, но не снятых с регистрационного учета по месту жительства, работниками паспортно-визовой службы органов внутренних дел извещаются должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, которые представляют в органы регистрационного учета карточки регистрации по форме N 9, поквартирные карточки по форме N 10 или домовые (поквартирные) книги по форме N 11, а также адресные листки выбытия по форме N 7 для снятия этих граждан с регистрационного учета.

6.14. Снятие с регистрационного учета по месту жительства граждан, осужденных к лишению свободы, если они содержатся под стражей, производится на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Для снятия таких граждан с регистрационного учета по месту жительства администрацией следственных изоляторов представляются в паспортно-визовую службу органов внутренних дел, на территории обслуживания которых они расположены, сообщения по форме N 26 (Приложение 26) и паспорта осужденных. В случае отсутствия паспортов у осужденных сообщения и адресные листки убытия составляются по имеющимся в их личных делах сведениям или со слов осужденных. При этом в сообщениях по форме N 26 указывается, что паспорта у осужденных не изымались.

Сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел, получив паспорта осужденных, проставляют в них штампы по форме N 23 о снятии с регистрационного учета по месту жительства, а также штампы об обязанности к уплате алиментов (лицам, осужденным за злостное уклонение от уплаты алиментов), и возвращают паспорта работникам следственных изоляторов для приобщения их к делам осужденных.

Для снятия осужденных с регистрационного учета по месту жительства сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел извещают должностных лиц, ответственных за регистрацию, а также граждан и юридических лиц, предоставляющих для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, о необходимости снятия осужденных граждан с регистрационного учета. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, представляют в паспортно-визовую службу на снимаемых с регистрационного учета осужденных карточки регистрации по форме N 9, поквартирные карточки по форме N 10 или домовые (поквартирные) книги по форме N 11, а также адресные листки убытия по форме N 7.

Поступившие из следственных изоляторов сообщения по форме N 26 сотрудниками паспортно-визовой службы ставятся на контроль до снятия осужденных с регистрационного учета по месту жительства.

Если осужденные были зарегистрированы по месту жительства другими органами регистрационного учета, сообщения по форме N 26 следственными изоляторами направляются в паспортно-визовую службу соответствующих органов внутренних дел для снятия их с регистрационного учета.

В случаях, когда о снятии с регистрационного учета по месту жительства осужденных к лишению свободы, ходатайствуют заинтересованные физические или юридические лица, снятие указанных лиц с регистрационного учета производится на основании заверенных в установленном порядке копий вступивших в законную силу приговоров судов.

6.15. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в случаях признания их безвестно отсутствующими, выселения из занимаемых жилых помещений или признания утратившими право пользования жилыми помещениями, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, производится на основании представленных заинтересованными физическими и юридическими лицами надлежаще заверенных копий вступивших в законную силу решений судов.

6.16. Снятие с регистрационного учета умерших или объявленных решением суда умершими производится на основании поступивших в паспортно-визовую службу из загсов или органов местного самоуправления описей по форме N 27 (Приложение 27) и паспортов умерших или объявленных умершими.

Если при регистрации смерти паспорта сданы не были и изъять их не представилось возможным, снятие с регистрационного учета умерших или объявленных умершими производится на основании описей загсов.

Когда о снятии с регистрационного учета умерших или объявленных умершими заявляют заинтересованные физические или юридические лица, снятие с регистрационного учета умерших или объявленных умершими производится на основании предъявленных свидетельств о смерти.

6.17. Документы (заявления граждан, сообщения по форме N 26, описи по форме N 27, копии решений или приговоров судов, свидетельств о смерти), на основании которых граждане были сняты с регистрационного учета по месту жительства, формируются в единое дело. Количество томов дела заводится в зависимости от объема (за год, полугодие, квартал, месяц).

7. Организация контроля за соблюдением Правил

7.1. Организацию работы по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил осуществляют начальники органов внутренних дел. Они обязаны организовать взаимодействие между службами и подразделениями органов внутренних дел, а также обеспечить координацию работы с другими правоохранительными органами, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями, юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а в пограничной зоне - с подразделениями и частями органов пограничной службы.

7.2. Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением Правил организуют начальники паспортно-визовой службы органов внутренних дел. В этих целях они анализируют практику применения Правил, обеспечивают планирование, сбор и обобщение информации о регистрационном учете граждан, готовят предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере. Кроме того, начальники паспортно-визовой службы органов внутренних дел обязаны в установленном порядке контролировать выполнение участковыми инспекторами милиции своих функциональных обязанностей по этой линии работы, проводить инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел, лицами, ответственными за регистрацию, поддерживать в установленном порядке доверительные отношения с гражданами, вести разъяснительную работу среди населения, используя при этом возможности средств массовой информации.

7.3. Сотрудники криминальной милиции, следственных аппаратов, органов внутренних дел на транспорте и других служб и подразделений органов внутренних дел обязаны информировать паспортно-визовую службу о лицах, проживающих без документов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также о физических и юридических лицах, предоставляющих жилые помещения для пребывания или проживания без оформления регистрации.

Сотрудники паспортно-визовой службы в установленном порядке направляют информации в заинтересованные службы и подразделения органов внутренних дел о лицах, представляющих для них интерес, которые установлены в процессе осуществления регистрационного учета населения.

7.4. Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил осуществляются всеми подразделениями органов внутренних дел в повседневной работе и проведении целевых мероприятий. Они включаются в планы работы органов внутренних дел в зависимости от складывающейся криминогенной ситуации и должны предусматривать силы и средства их реализации, наименование и местонахождение проверяемых объектов, ответственных лиц и сроки исполнения.

В планах мероприятий предусматриваются:

- проверки помещений, в соответствии с пунктом 17 статьи 10 Закона РСФСР "О милиции", где могут проживать граждане без документов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, в том числе, которым в соответствии с действующим законодательством отказано в регистрации по месту пребывания или по месту жительства, или у которых истек срок регистрации по месту пребывания, соблюдения Правил должностными лицами, ответственными за регистрацию, и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также обеспечения ими сохранности карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10;

- изучение характера, причин и условий, правонарушений в жилищной сфере и выработка мер по их устранению;

- проведение контрольных проверок работы участковых инспекторов милиции по обеспечению выполнения Правил на обслуживаемых ими участках;

- подготовка информаций в органы местного самоуправления и правоохранительные органы о выявленных нарушениях и недостатках с предложениями по их устранению.

7.5. Ответственность за соблюдение Правил на обслуживаемых участках несут участковые инспектора милиции, которые в пределах возложенных на них соответствующими нормативными актами обязанностей обеспечивают выполнение этих Правил гражданами и должностными лицами.

Сведения о проделанной работе по контролю за соблюдением правил регистрационного учета по форме N 28 (Приложение 28) участковыми инспекторами милиции докладываются не реже одного раза в месяц руководителям органов внутренних дел.

7.6. Входить в жилые помещения с разрешения граждан для проверки соблюдения Правил разрешается в период с 6 до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных об их нарушении.

7.7. Адресные листки прибытия по форме N 2 на граждан, которым в соответствии с действующим законодательством отказано в регистрации по месту пребывания или по месту жительства, по истечении 7-дневного срока со дня отказа в регистрации работниками паспортно-визовых служб передаются участковым инспекторам милиции по книге заданий формы N 27 (Приложение 27) для осуществления контроля за выездом этих граждан. О результатах проверки и принятых мерах участковые инспектора милиции составляют рапорта и докладывают их в установленном порядке руководителям паспортно - визовой службы.

7.8. При обнаружении нарушений Правил, за которые в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, на виновных лиц составляются протоколы об административных правонарушениях.

Учет протоколов ведется в паспортно-визовой службе в книге по форме N 30 (Приложение 30).

7.9. По фактам нарушений Правил, допущенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, сотрудниками органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации, налоговой полиции, имеющими специальное звание, направляются информации командирам соответствующих воинских частей или руководителям соответствующих органов для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности согласно действующему законодательству.

Паспортно-визовая служба
МВД России

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ МВД РФ от 23.10.95 N 393 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ МВД РФ от 23.10.95 N 393 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ МВД РФ от 23.10.95 N 393 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПРИКАЗ МВД РФ от 23.10.95 N 393 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"