"ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 125-ст)



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предисловие

Цели и принципы стандартизации, а также правила разработки и утверждения российских национальных стандартов установлены Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

1. ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

2. ВНЕСЕН Управлением стандартизации Госстандарта России

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. N 125-СТ

4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 36 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции" (Uniform provisions concerning the approval of large passenger vehicles with regard to their general construction) с поправками серии 03. В него не включены разделы 10-12, которые нецелесообразно применять в национальной стандартизации в связи с особенностями процедур проведения сертификации, установленных в Российской Федерации. Дополнительные слова (фразы, раздел 1а, приложение А), включенные в текст стандарта для учета особенностей национальной стандартизации, выделены курсивом

5. ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.36-99

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные транспортные средства - одиночные и сочлененные - сконструированные и изготовленные для перевозки пассажиров, вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров, помимо водителя, и имеющие общую ширину свыше 2,3 м. По просьбе изготовителя сертификат соответствия может предоставляться транспортным средствам, имеющим общую ширину 2,3 м или менее, если они удовлетворяют требованиям настоящего стандарта. Технические положения в отношении перевозки пассажиров с ограниченной способностью к передвижению не охватываются областью применения настоящего стандарта.

1a. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.66-99 (Правила ЕЭК ООН N 66) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения крупногабаритных пассажирских транспортных средств в отношении прочности верхней части конструкции

ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1. транспортное средство: Одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов. Допускается использование транспортного средства более чем в одном классе. В этом случае ему может предоставляться сертификат соответствия согласно каждому классу транспортного средства, которому оно удовлетворяет.

2.1..1 транспортные средства класса I, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

2.1.2. транспортные средства класса II, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

2.1.3. транспортные средства класса III, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

2.1.4. троллейбус: Транспортное средство классов I, II или III с питанием электроэнергией от внешних проводов.

2.1.5. сочлененное транспортное средство: Транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных относительно друг друга; пассажирские салоны каждой секции взаимно соединены таким образом, что пассажиры могут свободно перемещаться; жесткие секции стационарно соединены и могут быть разъединены только с помощью приспособлений, обычно имеющихся только в мастерской.

2.1.6. транспортное средство с низким расположением пола: Транспортное средство, в котором по меньшей мере 35% площади, отводимой для стоящих пассажиров (или его передняя секция - в случае сочлененных транспортных средств), образуют сплошную поверхность без ступенек, на которую можно подняться через, по крайней мере, одну служебную дверь, сделав при этом всего один шаг с опорной поверхности.

2.2. тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении конструктивных особенностей, указанных в настоящем стандарте.

2.3. сертификация типа транспортного средства: Процедура подтверждения соответствия типа транспортного средства в отношении конструктивных особенностей требованиям, установленным в настоящем стандарте.

2.4. служебная дверь: Дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на рабочем месте.

2.5. сдвоенная дверь: Дверь, имеющая два прохода или один проход, эквивалентный по площади двум проходам.

2.6. запасная дверь: Дверь, предусмотренная как дополнительная к служебной двери(ям) и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и, в частности, в случае аварии, дорожно-транспортном происшествии.

2.7. запасное окно: Окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.8. двойное окно: Запасное окно, при делении которого воображаемой вертикальной линией (или плоскостью) получаются такие две части, отвечающие требованиям в отношении размеров и доступа, предъявляемым к обычному запасному окну.

2.9. аварийный люк: Отверстие в крыше или полу, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.10. запасной выход: Запасные двери, окно или аварийный люк.

2.11. выход: Служебная дверь или запасной выход.

2.12. пол или площадка: Часть кузова, на которой располагаются стоящие пассажиры, на которую опираются ноги сидящих пассажиров и водителя и служащая также для крепления сидений.

2.13. проход: Пространство, обеспечивающее доступ пассажиров от любого сиденья (ряда сидений) к любому другому сиденью (ряду сидений), или к любому входному проходу от любой служебной двери и любой площадки для стоящих пассажиров либо к ним. К проходу не относятся:

2.13.1. пространство шириной 30 см перед любым сиденьем;

2.13.2. пространство над поверхностью любой подножки или ступеньки около дверей, или

2.13.3. любое пространство, которое предназначается для доступа только к одному сиденью (ряду сидений).

2.14. входной проход: Пространство внутри транспортного средства от служебной двери до наиболее выступающей кромки верхней ступеньки (край прохода). Если дверной проем не имеет подножки, то входным проходом должно считаться пространство, измеренное в соответствии с 5.7.1.1 на расстоянии 300 мм от исходного положения внутренней стороны двойного шаблона.

2.15. отделение для водителя: Пространство, предназначенное исключительно для водителя, в котором расположены сиденье водителя, рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления транспортным средством.

2.16. порожняя масса: (МК): Масса транспортного средства без пассажиров и груза, но с учетом веса водителя 75 кг, массы топлива, соответствующей 90 % емкости топливного бака, указанной предприятием-изготовителем, и охлаждающей жидкости, смазки, инструментов и запасного колеса в случае его наличия.

2.16.1. масса снаряженного транспортного средства (MV): Порожняя масса транспортного средства с учетом веса члена экипажа 75 кг на одно сиденье, специально предназначенное для этой цели, если оно предусматривается, согласно 5.7.1.8. Все дополнительные баки транспортного средства, предназначенные для жидкостей, должны быть заполнены на 90 % своей емкости (например, топливо для обогревателей, омыватели ветрового стекла и т.д.). При наличии в транспортном средстве кухни или туалета емкости для чистой воды должны быть заполнены полностью, а емкости для отходов должны быть порожними,

2.17. максимальная масса (РТ): Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием - изготовителем транспортного средства. (Эта масса может превышать "разрешенную максимальную массу", предписываемую национальными компетентными органами).

2.18. максимальная масса, приходящаяся на ось: Часть технически допустимой максимальной массы транспортного средства, объявленная предприятием-изготовителем, которая проявляется в вертикальной нагрузке в зоне соприкосновения колеса/колес оси с поверхностью дороги. Эта масса может превышать максимально допустимую массу, приходящуюся на ось, разрешенную национальными компетентными органами. Сумма всех технических допустимых максимальных масс, приходящихся на оси транспортного средства, может превышать технически допустимую максимальную массу данного транспортного средства.

2.19. пассажир: Любое лицо, кроме водителя или члена экипажа.

2.19.1. пассажиры с ограниченной способностью к передвижению: Пассажиры, испытывающие особые трудности при пользовании общественным транспортом, в частности лица пожилого возраста и инвалиды. Ограниченная способность к передвижению необязательно связана с какой-либо формой заболевания.

2.20. пассажирский салон: Пространство, предназначенное для пассажиров, за исключением любого пространства, в котором расположены закрепленные элементы оборудования, такие как буфеты, кухни или туалеты.

2.21. автоматическая служебная дверь: Служебная дверь с механическим приводом, которая может открываться (без использования аварийных средств управления) только после того, как орган управления включен пассажиром или водителем, и закрываться автоматически,

2.22. устройство, препятствующее началу движения: Устройство, предотвращающее начало движения транспортного средства при неполностью закрытой двери.

2.23. служебная дверь, приводимая в движение водителем: Служебная дверь, обычно открываемая и закрываемая водителем.

2.24. Если не указано иное, то все измерения проводят на транспортном средстве с порожней массой, когда оно находится на ровной горизонтальной поверхности. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.

2.25. В случаях, когда в настоящем стандарте приведено требование о том, что какая-либо поверхность транспортного средства должна быть горизонтальной либо наклоненной под конкретным углом - если речь идет о порожней массе транспортного средства и если оно оснащено механической подвеской - эта поверхность может быть наклонена под более значительным углом или иметь наклон, когда речь идет о порожней массе транспортного средства, при условии соблюдения требования к транспортному средству, находящемуся в нагруженном состоянии, указанном предприятием-изготовителем. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.

3. Заявка на сертификацию

3.1. Заявка на получение сертификата соответствия типа транспортного средства в отношении его конструктивных особенностей представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его уполномоченным представителем.

3.2. К заявке прилагается документ в трех экземплярах по форме, приведенной в приложении А.

3.3. Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, указанные в разделе 5, должно быть представлено транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего сертификации.

4. Предоставление сертификата соответствия

4.1. Если транспортное средство, представленное на сертификацию в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип транспортного средства считают сертифицированным.

4.2. На каждый сертифицированный тип транспортного средства выдают сертификат соответствия, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, удовлетворяющих самым последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 36 на дату сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).

4.3. В рамках одного органа по сертификации один и тот же номер сертификата соответствия не может быть присвоен другому типу транспортного средства, определенному в 2.2.

4.4. Сертификат соответствия в виде приложения должен включать в себя информацию по образцу, приведенному в приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию.

4.5. На каждом сертифицированном транспортном средстве должна быть проставлена на видном и легко доступном месте, указанном в сертификате соответствия и приложении к нему, маркировка, содержащая:

- знак соответствия по ГОСТ Р 50460;

- обозначение настоящего стандарта с учетом поправок;

- дополнительное обозначение, отделенное от обозначения настоящего стандарта вертикальной линией и содержащее римскую цифру(ы), соответствующую(ие) классу(ам), в котором(ых) транспортное средство было сертифицировано.

4.6. Если транспортное средство соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то дополнительные обозначения всех стандартов, согласно которым было сертифицировано это транспортное средство, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.

4.7. Все элементы маркировки должны быть четкими и нестираемыми.

4.8. Маркировку помещают рядом с табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или наносят на эту табличку.

4.9. На рисунках В.1 и В.2 приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.

5. Технические требования

В качестве альтернативы требованиям, изложенным в настоящем разделе, предприятия - изготовители транспортных средств, выпускающие в обращение на рынок Российской Федерации не более 20 000 транспортных средств в год, могут получать сертификат соответствия на основании соответствующих технических требований, указанных в Директиве ЕС 2001/85 "Специальные предписания для транспортных средств для перевозки пассажиров и имеющих более восьми мест помимо места водителя" <1>


<1> Опубликовано в Official Journal N L 42 от 13.02.2002.

5.1. Распределение нагрузки по осям и условия нагрузки

5.1.1. Распределение нагрузки неподвижно стоящего на ровной дороге транспортного средства должно определяться в двух положениях:

5.1.1.1. без нагрузки по 5.1.3;

5.1.1.2. с нагрузкой по 5.1.4.

5.1.2. На переднюю ось (оси) должно приходиться не менее указанной в таблице 5.1 доли массы (%).

Таблица 5.1

Условия Доля массы, %, для транспортных средств классов
I II, III
Одиночный Сочлененный Одиночный Сочлененный
Без нагрузки 20 20 25 20
С нагрузкой 25

5.1.3. Под транспортным средством без нагрузки для 5.1 и 5.3 подразумевают транспортное средство в состоянии, определенном в 2.15.1.

5.1.4. Под транспортным средством с нагрузкой для 5.1 подразумевают транспортное средство без нагрузки по 5.1.3 с дополнительной массой Q на каждое пассажирское сиденье, массой Q в соответствии с разрешенным количеством стоящих пассажиров, равномерно распределенной по зоне S_1, массой В, равномерно распределенной по багажным отделениям, и в соответствующих случаях массой ВХ, равномерно распределенной по поверхности крыши, оборудованной для перевозки багажа.

5.1.5. Значения Q для транспортных средств различных классов приведены в 5.3.

5.1.6. Числовое значение В (кг) должно быть не менее 100 V (м3).

5.1.7. Значение ВХ должно соответствовать удельной нагрузке не менее 75 кг/м2 на поверхности крыши, предназначенной для размещения багажа.

5.2. Площадь, предназначенная для пассажиров

5.2.1. Общую площадь S_0, предназначенную для пассажиров, рассчитывают путем вычитания из общей площади пола транспортного средства:

5.2.1.1. площади отделения водителя;

5.2.1.2. площади ступенек у дверей и площади любой ступеньки глубиной менее 30 см;

5.2.1.3. площади любой части, находящейся на высоте над уровнем пола менее 135 см (без учета выступов, допускаемых в соответствии с 5.7.8.6.2);

5.2.1.4. площади любой части поворотной секции (секций) сочлененного транспортного средства, которая ограждена поручнями и/или перегородками.

5.2.2. Площадь S_1, предназначенную для стоящих пассажиров (только в транспортных средствах классов I и II, в которых допускается перевозка стоящих пассажиров), рассчитывают путем вычитания из S_0:

5.2.2.1. для транспортных средств классов I и II:

5.2.2.1.1. площади всех частей пола, наклон которых превышает 8 %;

5.2.2.1.2. площади всех частей, которые не являются доступными для стоящего пассажира, при всех занятых сиденьях, за исключением складных сидений;

5.2.2.1.3. площади всех частей, находящихся на высоте над уровнем пола менее 190 см или 180 см для участка прохода, расположенного над задней осью и позади нее, и относящихся к ней частей (при этом жесткие или ременные поручни во внимание не принимают);

5.2.2.1.4. площади, расположенной перед вертикальной плоскостью, проходящей через центр поверхности подушки сиденья водителя (когда оно находится в своем крайнем заднем положении) и центр наружного зеркала заднего вида, расположенного на противоположной стороне транспортного средства;

5.2.2.1.5. площади в пределах 30 см перед каждым сиденьем, за исключением складных сидений;

5.2.2.1.6. любой поверхности, не исключаемой на основании положений 5.2.2.1.1-5.2.2.1.5, на которой нельзя разместить прямоугольник размером 400 х 300 мм;

5.2.2.1.7. для транспортных средств класса II - площади, не предназначенной для стоящих пассажиров.

5.3. Пассажировместимость

5.3.1. В транспортном средстве должно быть указано определенное число (P_s) мест для сидения, не считая складных сидений, соответствующих требованиям 5.7.8. Спальные и другие места, предназначенные для временного использования вместо мест для сидения, не учитывают в качестве мест для сидения. Если транспортное средство относится к классу I или II, число P_s должно быть, по меньшей мере, равно числу квадратных метров пола, доступного для пассажиров и экипажа (если таковой имеется) S_0, округленному до ближайшего меньшего целого числа; в случае транспортных средств класса I требуемое число может быть уменьшено на 10 % (0,9 S_0),

5.3.2. Общее число N сидячих и стоячих мест в транспортных средствах рассчитывают таким образом, чтобы соблюдались следующие условия:

N <= P_s + S_1 (1)
S_sp

и

N <= MT - MV - L x V - R x VX ,(2)
Q

Где P_s- число мест для сидения (см. 5.3.1);

S_1- площадь для размещения стоящих пассажиров, м2 (см. 5.2.2);

S_sp - площадь, необходимая для одного стоящего пассажира, м2 (см. 5.3.2.2);

МТ- максимальная масса, кг (см. 2.17);

MV- снаряженная масса, кг (см. 2.16.1);

L- удельная нагрузка багажа в багажном отделении (отделениях), кг/м3;

V- общий объем багажных отделений, м3;

R- удельная масса багажа на крыше, кг/м2;

VX - общая площадь крыши, предназначенная для размещения багажа, м2;

Q- предполагаемая масса груза, приходящаяся на каждое сидячее и стоячее место, в случае наличия, кг (см. 5.3.2.2).

5.3.2.1. В случае транспортных средств класса III площадь, S_1 = 0.

5.3.2.2. Для транспортных средств каждого класса используют значения, приведенные в таблице 5.2

Таблица 5.2

Класс транспортного средства Q, кг S_sp, м2 L, кг/м3 R, кг/м2
I 68 0,125 100 75
II 71 <1> 0,150
III -
<1> С учетом ручной клади (3 кг).

5.3.2.3. Если транспортное средство класса II или III сертифицируют в качестве транспортного средства класса I, массу багажа, перевозимого в багажных отделениях, доступных только снаружи транспортного средства, не принимают во внимание.

5.3.3. При проведении расчетов согласно 5.3.2 масса, приходящаяся на каждую ось транспортного средства, не должна превышать соответствующих технически допустимых максимальных значений.

5.3.4. Внутри транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть нанесена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм и цифры высотой не менее 25 мм, указывающие:

5.3.4.1. число мест для сидения, на которое рассчитано транспортное средство (P_s);

5.3.4.2. общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство (N).

5.4. (Неопределен)
5.5. Противопожарная защита

5.5.1.1. В моторном отделении не должен использоваться никакой легко воспламеняющийся либо абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом.

5.5.1.2. Следует, по мере возможности, принимать меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения либо путем специальной конструкции моторного отделения, либо путем устройства дренажных отверстий.

5.5.1.3. Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким, как устройство, предназначенное для поглощения энергии, освобождаемой при движении транспортного средства по длинному спуску, например замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением любых устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.

5.6. Выходы

5.6.1.1. Минимальное число служебных дверей должно соответствовать указанному в таблице 5.3.

Таблица 5.3

Число пассажиров Число служебных дверей для транспортного средства класса
I II III
23-45 1 1 1
46-70 2
71-100 3 2
Св. 100 4 3

5.6.1.2. Минимальное число служебных дверей в каждой жесткой секции сочлененного транспортного средства должно равняться одному; исключение составляет передняя секция сочлененного транс портного средства класса I, минимальное число дверей которого должно равняться двум.

5.6.1.3. Минимальное число дверей транспортного средства должно равняться двум.

5.6.1.4. В целях настоящих предписаний служебные двери, оборудованные механизированной системой привода, рассматривают в данном контексте как выходы только в том случае, если они могут легко открываться вручную после приведения в действие, при необходимости, органа управления, указанного в 5.6.5.1.

5.6.1.5. Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанному в таблице 5.4.

Таблица 5.4

Число пассажиров Минимальное общее число выходов Число пассажиров Минимальное общее число выходов
23-30 4 61-75 7
31-45 5 76-90 8
46-60 6 Св.90 9

Примечание - Аварийные люки считают только одним из указанного выше числа запасных выходов.

5.6.1.6. При определении минимального числа выходов каждую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство. Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции, причем соединяющий их проход не рассматривают в качестве выхода.

5.6.1.7. Если кабина водителя или специальное отделение для экипажа не сообщается с внутренней частью транспортного средства, они должны иметь два выхода, которые не должны располагаться с одной и той же боковой стороны; когда одним из этих выходов является окно, то оно должно соответствовать требованиям в отношении запасных окон, содержащимся в 5.6.8.

5.6.1.8. Сдвоенную служебную дверь считают как две двери, а двойное окно - как два запасных окна.

5.6.1.9. Кроме запасных дверей и окон, транспортные средства классов II и III должны иметь аварийные люки. Ими также могут оборудоваться транспортные средства класса I. В крыше троллейбусов любых типов не должно быть никаких аварийных люков. Минимальное число люков должно быть в соответствии с таблицей 5.5.

Таблица 5.5

Число пассажиров Число люков
До 50 1
Св.50 2
5.7. Внутренняя планировка

5.7.1.1. Через свободное пространство внутри транспортного средства у боковой стенки, в которой расположена дверь, должен свободно проходить в вертикальном положении шаблон толщиной 10 см , шириной 40 см и высотой 70 см от уровня пола, над которым симметрично расположен другой шаблон шириной 55 см, высота которого должна удовлетворять предписанной для транспортного средства соответствующего класса. Этот двойной шаблон должен оставаться параллельно дверному проему по мере его перемещения из исходного положения, в котором плоскость стороны, обращенной внутрь транспортного средства, направлена по касательной к внешнему краю дверного проема, в положение, при котором он касается первой ступеньки, после чего его следует расположить перпендикулярно к вероятному направлению движения пассажира, использующего этот вход.

5.7.1.2. Высота верхнего шаблона должна быть 10, 95 и 85 см для транспортных средств классов I, II и III соответственно.

В качестве альтернативы может быть использована трапециевидная секция высотой 50 см, образующая переход между шириной верхнего и нижнего шаблонов. В этом случае общая высота прямоугольной и трапециевидной секций должна составлять 110 см д транспортных средств всех классов.

5.7.1.3. Когда средняя линия этого двойного шаблона прошла расстояние 30 см от исходного положения и шаблон касается поверхности подножки, его следует удерживать в этом положении.

5.7.1.4. Затем цилиндрический шаблон (рисунок Г.3), используемый для измерения свободного прохода, перемещают от прохода вероятном направлении движения пассажира, выходящего из транспортного средства, до того момента, когда средняя линия цилиндрического шаблона достигнет вертикальной плоскости, проходящей через верхний край верхней ступеньки, или когда плоскость, проходящая по касательной к верхней части цилиндрического шаблона, коснется двойного шаблона, в зависимости от того, что происходит раньше и удерживается в этом положении (рисунок Г.9).

5.7.1.5. Между цилиндрическим шаблоном находящимся в положении, указанном в 5.7.1.4, и двойным шаблоном, пребывающим в положении согласно 5.7.1.3, должно быть свободное пространство, верхние и нижние границы которого показаны на рисунке Г.9. Это пространство должно обеспечивать свободное прохождение вертикального шаблона, форма и размеры которого аналогичны центральному сечению цилиндра (5.7.5.1) и толщина не превышает 2 см. Шаблон перемещают из положения касания цилиндрического шаблона до той точки, где его внешняя сторона касается внутренней стороны двойного шаблона, а также плоскости или плоскостей, проходящей(их) через верхние края ступенек в вероятном направлении движения пассажира, использующего данный вход (рисунок Г.9).

5.7.1.6. Свободный проход для цилиндрического шаблона не должен включать в себя никакое пространство в пределах 30 см перед несжатой подушкой любого сиденья на высоту до верха этой подушки.

5.7.1.7. В случае складных сидений это пространство должно определяться по отношению к сиденью в рабочем положении.

5.7.1.8. Однако складное сиденье предназначенное для члена экипажа, в рабочем положении может препятствовать свободному доступу к служебной двери, если:

5.7.1.8.1. четко указано как в самом транспортно средстве, так и в приложении к сертификату соответствия (приложение Б), что сиденье предназначено только для членов экипажа;

5.7.1.8.2. неиспользуемое сиденье автоматически складывается, что необходимо для выполнения требований 5.7.1.1 (или 5.7.1.2)-5.7.1.5;

5.7.1.8.3. в соответствии с 5.6.1.5 дверь необязательно рассматривают в качестве выхода;

5.7.1.8.4. сиденье оборудовано убирающимся пристяжным ремнем и

5.7.1.8.5. в рабочем и сложенном положении ни одна из частей сиденья не выступает за вертикальную плоскость, проходящую через центр поверхности подушки сиденья водителя, когда оно находится в своем крайнем заднем положении, и через центр наружного зеркала заднего вида, размещенного на противоположно стороне транспортного средства.

5.7.1.9. Максимальный наклон пола в входном проходе не должен превышать 5 %, когда снаряженное транспортное средство находится на ровной и горизонтальной поверхности при обычных условия движения (в частности, любое наклоняющее устройство должно быть отключено).

5.7.1.10. Проходы, в том числе входные, должны быть покрыты материалом, препятствующим скольжению.

5.8. Искусственное внутреннее освещение

5.8.1. Электрический свет внутри салона должен обеспечивать освещение:

5.8.1.1. всех пассажирских делений и поворотной секции сочлененного городского и междугородного автобуса;

5.8.1.2. ступенек;

5.8.1.3. подходов ко всем выходам;

5.8.1.4. внутренних обозначений и надписей и внутренних органов управления всеми выходами;

5.8.1.5. всех мест, где имеются препятствия.

5.9. Поворотная секция сочлененных транспортных средств

5.9.1. Поворотная секция, которая соединяет жесткие секции транспортного средства, должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы позволять вращательное движение вокруг горизонтальной и вертикальной оси.

5.9.2. Если сочлененное порожнее транспортное средство остановлено на ровной горизонтальной поверхности, то между полом любой из его жестких секций и полом вращающейся площадки или элемента, который ее заменяет, не должно быть неприкрытого зазора шириной более:

5.9.2.1. когда колеса транспортного средства расположены на одном уровне - 1 см;

5.9.2.2. когда колеса смежной поворотной секцией оси находятся на поверхности, расположенной на 15 см выше поверхности, на которую опираются колеса остальных осей, - 2 см.

5.9.3. Разность между уровнем пола жестких секций и уровнем пола вращающей площадки, измеренная в месте соединения, не должна превышать:

5.9.3.1. при условиях, описанных в 9.2.1, - 2 см;

5.9.3.2. при условиях, описанных в 9.2.2, - 3 см.

5.9.4. На сочлененных транспортных средствах должны быть предусмотрены поручни и/или перегородки, препятствующие доступу пассажиров в любой участок поворотной секции, где:

- в полу имеется неприкрытый зазор, размер которого не соответствует требованиям 5.9.2;

- пол не выдерживает массы пассажиров;

- передвижение стенок представляет опасность для пассажиров.

5.10. Маневренность

5.10.1. При движении на поворотах транспортное средство должно полностью вписываться по наиболее выступающей точке в круг радиусом 12,5 м.

5.10.2. Если наиболее выступающие точки транспортного средства находятся в пределах круга поворота радиусом 12,5 м, транспортное средство должно вписываться на поворотах в полосу движения шириной 7,2 м (рисунки Д.1 и Д.2).

5.10.3. Когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии, на земле прочерчивается след вертикально плоскости, касающейся внешней по отношению к кругу поворота стороны транспортного средства. В случае сочлененного транспортного средства след этой плоскости прочерчивается, когда обе жесткие секции расположены на одной прямой. Когда транспортное средство, движущееся по прямой, совершает поворот, описанный в 5.10.1 и 5.10.2, ни один элемент его не должен выступать за эту вертикальную плоскость более чем на 0,8 м в случае одиночного транспортного средства (рисунок Д.1) или более чем на 1,2 м - в случае сочлененного транспортного средства (рисунок Д.2).

5.10.4. Если транспортное средство оснащено осью с разгрузочным устройством, оно должно соответствовать этим требованиям в любых наименее благоприятных условиях в отношении этой оси.

5.11. Движение сочлененных транспортных средств по прямо линии

При движении сочлененного автобуса по прямой линии вертикальные плоскости, проведенные через продольные оси его жестких секций, должны совпадать друг с другом и образовывать непрерывную плоскость без каких-либо отклонений.

5.12. Поручни и опоры для рук

5.12.1.1. Поручни и опоры для рук должны иметь надлежащую прочность.

5.12.1.2. Они должны быть спроектированы и установлены таким образом, чтобы исключить возможность нанесения повреждений пассажирам.

5.12.1.3. Сечение поручней и опор для рук должно быть таким, чтобы пассажир мог легко ухватиться и крепко держаться за них. Длина любого поручня должна быть не менее 10 см, чтобы на нем могла поместиться кисть руки. Любой размер этого сечения должен быть не менее 2 см и не более 4,5 см, за исключением поручней на дверях и сиденьях и для автобусов классов II и III, установленных в проходах, обеспечивающих доступ дверям. В этих случаях допускаются поручни минимальным размером 1,5 см при условии, что другой размер будет по меньшей мере 2,5 см.

5.12.1.4. Свободное пространство между поручнями или опорами для рук и смежной частью потолка или стенок транспортного средства должно быть не менее 4 см. Однако в случае дверного поручня или поручня у сиденья или в проходе транспортного средства класса II или III разрешается минимальное свободное пространство 3,5 см.

5.12.1.5. Поверхности каждого поручня опоры для рук или стойки должны иметь контрастную окраску и быть нескользящими.

5.13. Ограждение проемов для ступенек

В случаях, когда пассажир, сидящий на каком-либо месте, может быть выброшен вперед в проем для ступенек в результате резкого торможения, должно быть предусмотрено соответствующее ограждение. Ограждение устанавливают а высоте не менее 80 см от пола, на котором расположены ноги пассажира, и простирают от стенки транспортного средства внутрь салона не менее чем на 10 см за продольную среднюю линию того же места для сиденья, на котором пассажир подвергается упомянутой выше опасности, или до начала первой ступеньки; причем берут меньшее из этих двух расстояний.

5.14. Багажные полки, защита водителя

Водитель должен быть защищен от предметов, которые могут упасть с багажных полок в случае резкого торможения.

5.15. Крышки люков

Крышка каждого люка в полу транспортного средства должна устанавливаться и закрепляться таким образом, чтобы исключить ее смещение или отрывание без использования инструментов или ключей. Не допускается выступание каких-либо подъемных или крепежных приспособлений над уровнем пола более чем на 8 мм. Края выступов должны быть закругленными.

5.16. Троллейбусы

Должны соответствовать требованиям, содержащимся в приложении И.

6. Изменение типа транспортного средства

6.1. Любое изменение типа транспортного средства доводят до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия данному типу транспортного средства. Этот орган может:

6.1.1. либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и данное транспортное средство продолжает удовлетворять требованиям настоящего стандарта;

6.1.2. либо потребовать дополнительный протокол испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.

6.2. Процедура подтверждения или отказа в предоставлении сертификата соответствия типа транспортного средства с внесенными изменениями должна удовлетворять "Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации" <1>


<1> Принят Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 и зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 5 апреля 1995 г. N 856.

7. Соответствие производства

7.1. Каждое транспортное средство, имеющее сертификат соответствия на основании настоящего стандарта, должно удовлетворять сертифицированному типу транспортного средства.

7.2. Для проверки требований 7.1 проводят достаточное число выборочных проверок транспортных средств серийного производства, имеющих сертификат соответствия на основании настоящего стандарта.

8. Меры, принимаемые при выявлении несоответствия производства

8.1. Сертификат соответствия типа транспортного средства, предоставленный на основании настоящего стандарта, может быть отменен, если не соблюдаются требования 7.1.

8.2. Отмену сертификата соответствия типа транспортного средства проводят согласно процедурам, установленным в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации" <1>.

9. Окончательное прекращение производства

Если владелец сертификата соответствия, предоставленного на основании настоящего стандарта, полностью прекращает производство сертифицированного транспортного средства , он должен информировать об этом орган, предоставивший сертификат соответствия. По получении этого сообщения орган по сертификации направляет в Государственный реестр копию сертификата соответствия, на которой внизу крупными буквами делает отметку "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставляет подпись и дату.

Приложения

Приложение А
(обязательное)

Приложение А. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАЯВЛЯЕМЫХ НА СЕРТИФИКАЦИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

0 ОБЩЕЕ

0.1 Марка (торговое название изготовителя)

0.2 Тип

0.2.0.1 Шасси

0.2.0.2 Кузов/комплектное транспортное средство

0.2.1 Коммерческое название (при наличии)

0.3 Средства идентификации типа в том случае, если они обозначены а транспортном средстве <1>

0.3.0.1 Шасси

0.3.0.2 Кузов/комплектное транспортное средство

0.3.1 Расположение этих обозначений

0.3.0.1 Шасси

0.3.0.2 Кузов/комплектное транспортное средство

0.4 Категория транспортного средства <2>

0.5 Название и адрес изготовителя

0.8 Адрес(а) сборочных заводов

1 ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ

1.1 Фотографии и/или чертежи репрезентативного транспортного средства

1.2 Чертеж общего вида с указанием габаритных размеров

1.3 Число осей и колес

1.3.1 Число и расположение осей со сдвоенными колесами

1.4 Шасси (при наличии) - общий чертеж

1.5 Материал, используемый для лонжеронов рамы <3>

1.6 Расположение двигателя

1.7 Кабина водителя (кабина над двигателем или капотная)<4>

2 МАССА И РАЗМЕРЫ (кг, мм) - в соответствующих случаях со ссылками на чертежи

2.1 Колесная база(зы) - при полной нагрузке <5>

2.4 Диапазон габаритных размеров транспортного средства

2.4.1 Для шасси без кузова

2.4.1.1 Длина<5>

2.4.1.2 Ширина<5>

2.4.1.2.1 Максимальная ширина

2.4.1.3 Высота (в порожнем состоянии) <5> - для подвесок с изменяемой высотой указать нормальное положение в движении


<1> Если средства идентификации типа содержат символы, требующиеся для идентификации транспортного средства, компонента или отдельного технического узла, охватываемого данным информационным документом, то такие символы должны быть представлены в документации знаком "?" (например, АВС??123??).

<2> Классификация в соответствии с определениями, приведенными в ГОСТ Р 52051.

<3> Указать:

- марку материала,

- предел прочности на разрыв,

- удлинение (%),

- твердость по Бринеллю.

<4> "Кабина над двигателем" означает компоновку, при которой более чем половина длины двигателя находится сзади от основания ветрового стекла и рулевое колесо находится в передней четверти длины транспортного средства.

<5> в соответствии с ИСО 612 [1].

2.4.2 Для шасси с кузовом

2.4.2.1 Длина <1>

2.4.2.2 Ширина <1>

2.4.2.3 Высота (в снаряженном состоянии) <1> - для подвесок с изменяемой высотой указать нормальное положение в движении

2.4.2.9 Координаты центра тяжести транспортного средства с максимально допустимой массой

2.6 Масса транспортного средства с кузовом, в том числе сцепного устройства в случае тягача иного, чем категории M_1, в снаряженном состоянии, или масса шасси/шасси с кабиной без кузова и/или сцепного устройства в случае, если изготовитель не устанавливает кузов и/или сцепное устройство (в том числе жидкости, инструменты, запасное колесо, массу водителя и сопровождающего (75 кг) при наличии сиденья сопровождающего в салоне) <2> - максимальное и минимальное значения для каждой модификации

2.6.1 Распределение этой массы между осями и, в случае полуприцепа или одноосного прицепа, нагрузка на сцепное устройство (максимальное и минимальное значения для каждой модификации)

2.8. Технически допустимая масса транспортного средства с нагрузкой, указанная изготовителем (максимальное и минимальное значения для каждой модификации)

2.8.1 Распределение этой массы между осями и, в случае полуприцепа или одноосного прицепа, нагрузка на сцепное устройство (максимальное и минимальное значения для каждой модификации)

2.9 Максимальная технически допустимая нагрузка на каждую ось

9 КУЗОВ

9.1 Тип кузова

9.2 Используемые материалы и метод изготовления

13 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ИМЕЮЩИХ БОЛЕЕ ВОСЬМИ МЕСТ ПОМИМО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

13.1 Класс транспортного средства

13.2 Площадь для пассажиров (м2)

13.2.1 Суммарная (S_0)

13.2.4 Для стоящих пассажиров (S_1)

13.3 Число мест для пассажиров (сидящих и стоящих)

13.3.1 Суммарное (N)

13.4 Число мест для сидящих пассажиров

13.4.1 Суммарное (P_s)

13.5 Число служебных дверей

13.6 Число аварийных выходов двери, окна, люки в крыше, ступеньки между первым и вторым этажом и т.д.)

13.6.1 Суммарное.

13.7 Объем багажного помещения (м3):

13.8 Площадь для багажа, перевозимого на крыше (м2):

13.9 Технические устройства, облегчающие вход в транспортные средства (подножки, поднимающиеся платформы, регулируемая подвеска), при наличии

13.10 Прочность кузова

13.10.1 Номер сертификата соответствия при наличии

13.10.2 Для кузова, пока не имеющего сертификата

13.10.2.1 Подробное описание кузова типа транспортного средства, в том числе его размеры, конфигурация, составляющие его материалы и его крепление к любым видам рамы шасси

13.10.2.2 Чертежи транспортного средства и тех частей его интерьера, которые имеют влияние на прочность кузова или на жизненное пространство

13.10.2.3 Расположение центра тяжести транспортного средства в снаряженном состоянии в вертикальном, горизонтальном и поперечном направлениях.

13.10.2.4 Максимальное расстояние между центрами сидений, наиболее близких к наружным габаритам.


<1> в соответствии ИСО 612 [1].

<2> Массу водителя принимают равной 75 кг (в том числе 68 кг масса человека и 7 кг - личных вещей в соответствии с ИСО 2416 [2], топливный бак считается заполненным на 90 %, а другие емкости, содержащие жидкости (за исключением использованной воды), - на 100 % от емкости, определенной изготовителем.

Приложение Б
(обязательное)

Приложение Б. ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ К СЕРТИФИКАТУ СООТВЕТСТВИЯ ТИПА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ НА ОСНОВАНИИ ГОСТ Р 41.36 (03)

1 Марка

2 Тип

3 Максимальная масса транспортного средства при испытании, кг:

- на переднюю ось

- на среднюю ось

- на заднюю ось

- общая (РТ)

4 Снаряженная масса транспортного средства (МV), кг

5 Перевозка багажа или груза:

- общий объем багажных или грузовых отделений (V), м3

- общая масса багажа или груза, который можно перевозить в этих отделениях (В), кг

- перевозка на крыше : предусматривается /не предусматривается <2>

- общая площадь крыши, предназначенная для перевозки багажа или груза (VX), м2

- общая масса багажа или груза, допускаемая для перевозки на выделенной для этого площади крыши (ВХ), кг

6 Площадь, предназначенная для пассажиров, м2:

- общая (S_0)

- в т.ч. для стоящих пассажиров (S_1)

7 Число сидячих и стоячих мест в соответствии с 5.3.2 настоящего стандарта:

- всего (N = P_s + P_st)

- сидячих (P_s)

- стоячих (P_st)

8 Масса в соответствии с 5.3.3 настоящего стандарта, кг:

- общая транспортного средства

- приходящаяся на первую ось

- приходящаяся на вторую ось

- приходящаяся на третью ось (если имеется)

- приходящаяся на четвертую ось (если имеется)

Руководитель органа
подпись инициалы, фамилия
Эксперт
подпись инициалы, фамилия


<1> Номер сертификата соответствия по Госреестру, присвоенный согласно Постановлению Госстандарта России от 24.10.2000 г. N 71.

<2> Ненужное зачеркнуть.

Приложение В
(обязательное)

Приложение В. МАРКИРОВКА

В.1. Маркировка включает в себя знак соответствия по ГОСТ Р 50460 с обозначением стандарта, на соответствие которому предоставлен сертификат соответствия. Схема маркировки представлена на рисунках В.1 и В.2.

Рисунок В.1

В.2. Маркировка, изображенная на рисунке В.1, указывает, что данное транспортное средство большой вместимости III класса с проставленным на нем знаком соответствия и обозначением стандарта сертифицировано в отношении общей конструкции на соответствие требованиям ГОСТ Р 41.36. На дату сертификации стандарт включал в себя поправки серии 03

Рисунок В.2

В.З. Маркировка, изображенная на рисунке В.2, указывает, что данное транспортное средство большой вместимости III класса с проставленным на нем знаком соответствия и обозначением стандарта сертифицировано в отношении общей конструкции на соответствие требованиям ГОСТ Р 41.36 и в отношении прочности верхней части конструкции - на соответствие требованиям ГОСТ Р 41.66 <1>.

На дату предоставления сертификата соответствия настоящий стандарт включал в себя поправки серии 03, ГОСТ Р 41.66 содержал поправки серии 01.


<1> ссылка на ГОСТ Р 41.66 приведена в качестве примера.

Приложение Г
(обязательное)

Приложение Г. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ

Рисунок Г.1 -Доступ к служебным дверям (см 5.7.1)

Таблица Г.1

Альтернативный шаблон

В сантиметрах

Класс транспортного средства А Альтернативный шаблон
I 110 110
II 95
III 85

Рисунок Г.2 - Доступ к запасным дверям (см. 5,7,2)

Таблица Г.2

В сантиметрах

Класс транспортного средства B C
I 55 45
II 45 35
III 30 (22 в случае, если сиденья могут перемещаться в боковом направлении)

Рисунок Г.3 - Проходы (см. 5.7.5)

Таблица Г.3

В сантиметрах

Класс транспортного средства D <1>,<3>, не более E <1>,<2>
не менее не более
I 36 12 25 <4>
II, III 40 35
т ч. механической подвеской 43


<1> В случае сдвоенных дверей ступеньки в каждой половине прохода должны рассматриваться отдельно.

<2> Может не быть одинаковым для каждой ступеньки.

<3> 70 см для запасной двери,

<4> 30 см для ступеньки у двери, расположенной за самой задней осью.

Рисунок Г.4 - Ступеньки для пассажиров (см. 7.7)

Таблица Г.4

В сантиметрах

Класс транспортного средства F, не менее G, не менее
Сплошное сиденье Индивидуальное сиденье
I, II 20,0 22,5 25
III 22,5

Рисунок Г.5 - Ширина пассажирских сидений м. 5.7.8.1)

Таблица Г.5

В сантиметрах

Класс транспортного средства Н, не менее I, не менее
I 65 40-50 (35 над колесными кожухами и моторным отделением)
II, III 68

Рисунок 6 - Расстояние между сиденьями и высота подушки сиденья (см. 5.7.8.3 и 5.7.8.4)

Таблица Г.6

Класс транспортного средства К см, не менее
I 35
II, III 40

Рисунок Г.7 - Глубина подушки сиденья (см. 5.7.8.2)

Таблица Г.7

Класс транспортного средства I, см, не менее
I - III 40-50 (для классов I и II - 35 см над колесными кожухами и моторным отделением)

Рисунок Г.8 - Пространство для сидящих пассажиров (см. 5.7.8.5)

1 - цилиндрический шаблон; 2 - вертикальный шаблон; 3 - двойной шаблон

Рисунок Г.9 - Доступ к служебным дверям (см. 5 )

Рисунок Г.10 -Допустимый выступ элемента конструкции (см. 5.7.8.6.2.2) Рисунок 11 - Допустимый выступ трубопровода (см. 5.7.8.6.2.3)

Рисунок Г. 12 - Проем служебной двери. Сдвоенная дверь (см. 5.6.3.1)

Рисунок Г.13- Проем служебной двери. Одинарная дверь (см. 5.6.3.1)

Приложение Д
(обязательное)

Приложение Д. МАНЕВРЕННОСТЬ

Рисунок Д.1

Рисунок Д.2

Приложение Е
(обязательное)

Приложение Е. ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОРУЧНЕЙ И ОПОР ДЛЯ РУК

Рисунок Е.1

Приложение Ж
(обязательное)

Приложение Ж. Основные положения, КАСАЮЩИЕСЯ ИЗМЕРЕНИЯ УСИЛИЯ ЗАЖИМА ДВЕРЕЙ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Закрывание двери с механическим приводом представляет собой динамический процесс. Когда движущаяся дверь наносит удар по препятствию, результатом этого является динамическое противодействующее усилие, характеристики которого (во времени) зависят от нескольких факторов (например, массы двери, ускорения, габаритов).

Приложение И. ПРЕДПИСАНИЯ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

И.1. В настоящем приложении применяют следующие термины с соответствующими определениями.

И.1.1. напряжение контактной сети: Номинальное напряжение контактной сети питания троллейбусов:

600 В (рабочий диапазон 400-720 В);

750 В (рабочий диапазон 500-900 В;

И.1.2. электрические цепи троллейбуса:

- высоковольтные цепи: Цепи, в которые поступает ток из контактной сети,

- низковольтные цепи: Цепи, в которые поступает ток от аккумуляторной батареи и зарядного устройства с номинальным напряжением 24 В,

- трехфазные цепи: Цепи, в которые поступает ток от вторичного преобразователя, подающего трехфазный переменный ток напряжением не более 400 В.

И.1.3. рабочие климатические условия: Условия, при которых троллейбусы эффективно функционируют:

- температура воздуха - от минус 40 °С до плюс 40 °С;

- относительная влажность 98 % при температуре воздуха 25 °С и ниже;

- атмосферное давление - от 866 до 1066 кПа;

- высота над уровнем моря - не более 1000 м.

И.1.4. самозатухающий материал: Материал, горение которого прекращается при удалении источника пламени.

И.2. Требования к токосъему

И.2.1. Электропитание троллейбуса от проводов воздушной контактной сети осуществляется через токоприемники. Токоприемник состоит из штанги, токосъемной головки и сменной контактной вставки. Токоприемники устанавливаются на троллейбусах в шарнирных штангодержателях и могут перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях.

И.2.2. Штанги изготовляют из изоляционного материала или металла, покрытого изоляционным материалом, обладающим повышенной механической прочностью,

И.2.3. Токоприемники должны быть рассчитаны на обеспечение надлежащего эффективного контакта с проводами верхней контактной сети при высоте подвески проводов от 4 до 6 м и отклонении оси троллейбуса от оси контактных проводов не менее 4 м в любую сторону.

И.2.4. В случае схода токоприемника с контактного провода токосъемная(ые) головка(и) не должна(ы) подниматься более чем на 7,2 м над уровнем проезжей части или более чем на 1 м над проводами контактной сети и не должна(ы) опускаться ниже 0,5 м от поверхности крыши троллейбуса.

И.2.5. Каждый токоприемник должен быть снабжен механизмом автоматического опускания штанг при сходе головки токоприемника с контактного провода.

И.2.6. В случае вывинчивания из гнезда головка токоприемника должна оставаться соединенной со штангой и не должна падать вниз.

И.2.7. Сопротивление изоляции токоприемников на троллейбусах должно составлять не менее 10 МОм.

И.2.8. Токоприемники могут быть снабжены механизмом дистанционного управления из кабины водителя, по крайней мере на случай схода головки токоприемника с контактного провода.

И.2.9. Троллейбус должен быть укомплектован определенными средствами, позволяющими водителю при необходимости производить замену контактных вставок головок токоприемников на линии.

И.3. Требования к тяговым двигателям и вспомогательному оборудованию

И.3.1. Электрооборудование, установленное на троллейбусе, должно быть защищено от перегрузок и токов короткого замыкания. Оптимальную защиту для этих целей обеспечивают специальные средства отключения цепей от сети, предполагающие последующее автоматическое, дистанционное или ручное подключение соответствующих цепей.

И.3.2. Электрооборудование должно быть защищено от перегрузок, связанных с коммутацией электрических цепей или атмосферными явлениями.

И.3.3. Средства отключения цепей от сети должны обеспечивать возможность отключения конкретных поврежденных цепей.

И.3.4. Если какая-либо цепь имеет единственное средство отключения от сети, то последнее должно быть расположено на положительной линии цепи.

И.3.5. Все электрические цепи и ветви электрических цепей должны быть двухпроводными. Кузов троллейбуса может использоваться для заземления лишь в низковольтных электрических цепях.

И.3.6. Корпуса, крышки объединительные блоки аккумуляторных батарей должны быть изготовлены из невоспламеняющихся или самозатухающих материалов.

И.3.7. Электрооборудование, работающее на напряжении контактной сети, должно иметь дополнительную изоляцию от кузова и системы трансмиссии.

И.3.8. Электрооборудование, за исключением резисторов в цепях тяговых двигателей, должно быть защищено от попадания влаги и пыли внутрь корпуса, также на изолированные и токопроводящие части.

И.3.9. В рабочих климатических условиях сопротивление изоляции электрических цепей на сухом и чистом троллейбусе при полностью включенных вращающихся электрических машинах и электрических аппаратах должно быть не менее:

- между кузовом и высоковольтными электрическими целями и между высоковольтными электрическими цепями и низковольтными электрическими цепями - 5 МОм;

- между кузовом и положительным полюсом низковольтных электрических цепей - 1 МОм,

И.3.10. Требования к электропроводке и аппаратуре

И.3.10.1. В высоковольтных цепях должны использоваться только многожильные провода. Все провода высоковольтных цепей постоянного тока должны иметь изоляцию, рассчитанную на напряжение 3 000 В постоянного или переменного тока,

И.3.10.2. Смонтированные провода и кабели не должны подвергаться чрезмерным механическим нагрузкам.

И.3.10.3. Изоляция электропроводки не должна распространять горение.

И.3.10.4. Проводники токов разного напряжения должны монтироваться раздельно.

И.3.10.5. Кабелепроводы должны бы изготовлены из невоспламеняющегося материала.

И.3.10.6. Кабельные каналы, проходящие под полом троллейбуса должны исключать распространение влаги и пыли.

И.3.10.7. Кабели и провода, проходящие под полом троллейбуса, должны быть смонтированы в кабелепроводе, защищенном от попадания влаги и пыли.

И.3.10.8. Кабели и провода должны быть закреплены и уложены таким образом, чтобы была исключена возможность повреждения (истирания) изоляции.

Для исключения возможности повреждения изоляции в точках прохождения проводки через металлические части конструкции должны быть предусмотрены прокладки из упругого полимерного материала.

Радиус закругления оси кабелепровода должен быть не менее пятикратного внешнего диаметра самого кабелепровода.

И.3.10.9. Схема расположения проводов в средствах отключения цепей от сети должна исключать возможность короткого замыкания между проводами.

И.3.10.10. Должны быть приняты меры для предотвращения возможности повреждения проводки вследствие нагревания резисторов и других элементов электрических цепей. В зонах повышенного риска должны использоваться термостойкие провода.

И.3.10.11. Держатели, соединители и другие монтажные элементы системы проводки должны быть изготовлены из невоспламеняющихся или самозатухающих материалов. Элементы электрических цепей, изготовленные из трудносгораемых материалов, могут устанавливаться лишь вне пассажирского салона.

И.3.10.12. Для электрического оборудования и проводки высоковольтных цепей значение испытательного напряжения U_T, В, должно составлять

U_T = 2,5U + 2000 В (переменный ток), (И.1)

где U- номинальное напряжение контактной сети, В.

Испытательное напряжение для низковольтного оборудования U_T = 750 В.

Кривая испытательного напряжения при частоте 50 Гц должна иметь синусоидальную форму. Продолжительность применения испытательного напряжения составляет 1 мин.

И.3.11. Электрические машины, аппараты, приборы и проводка должны выдерживать следующие механические воздействия, прилагаемые в точках крепления:

- синусоидальную вибрацию частотой от 0,5 до 55,0 Гц с максимальной амплитудой 10 м/с2, с учетом возможного резонанса;

- разрозненные толчки в вертикальном направлении с максимальным ускорением 30 м/с2 и продолжительностью от 2 до 20 мс.

И.4. Электробезопасность пассажиров и обслуживающего персонала

И.4.1. В рабочих климатических условиях на сухом и чистом троллейбусе, оба токоприемника которого соединены с проводами положительного и отрицательного полюсов контактной сети, значение тока утечки с корпуса на заземленный контур должно составлять не более 0,2 мА (заземленная контактная система).

И.4.2. Троллейбус должен быть оснащен бортовым прибором постоянного контроля токов утечки или разности потенциалов между шасси и дорожным покрытием. Этот прибор должен отключать высоковольтные цепи от контактной цепи, если ток утечки превышает 3 мА при напряжении 600 В (постоянный ток) или разность потенциалов составляет более 40 В.

И.4.3. Стойки в дверных проходах должны быть изготовлены из изоляционного материала и либо покрыты изоляцией, обладающей повышенной механической прочностью, либо изолированы от корпуса троллейбуса. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 1,0 МОм на контактной поверхности площадью (100 ± 5) см2.

И.4.4. Первые ступеньки дверях должны быть изготовлены из изоляционного материала или покрыты изоляцией, обладающей повышенной механической прочностью. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 1,0 Мом на контактной поверхности площадью (300 ± 5) см2.

И.4.5. Панели дверей должны быть изготовлены из изоляционного материала или изолированы от корпуса троллейбуса. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 1,0 МОм на контактной поверхности площадью (300 ± 5) см2.

И.4.6. Боковые панели, прилегающие к дверным проемам, должны быть покрыты изоляционным материалом. Изоляция должна покрывать зону в пределах не менее 50 см в каждую сторону дверного проема и не менее 200 см от поверхности дороги. Сопротивление изоляции по отношению к корпусу троллейбуса должно составлять не менее 1,0 МОм на контактной поверхности площадью (200 ± 5) см2.

И.4.7. Если троллейбус оснащен преобразователями тока с двойной изоляцией, то нет необходимости в применении положений И.4.3-И.4.6.

И.5. Требования к кабине водителя

И.5.1. В кабине не должно быть высоковольтного оборудовании доступного для водителя.

И.5.2. Приборная панель должна содержать, по крайней мере:

- индикатор напряжения в контактной сети;

- индикатор отсутствия напряжения в контактной сети;

- индикатор состояния главного автоматического выключателя напряжения контактной сети;

- индикатор степени заряженности аккумуляторных батарей;

- индикатор опасного уровня потенциала на корпусе или тока утечки, превышающего допустимое значение.

БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Международный стандарт ИСО 612:1978 Транспорт дорожный. Размеры автомобилей и тягачей с прицепами. Термины и определения. (Road vehicles; Demensions of motor vehicles and towed vehicles; Terms and definitions)
[2] Международный стандарт ИСО 2416:1992 Автомобили легковые. Распределение масс (Passenger cars; mass distribution)