Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 125-ст)
Приложение И. ПРЕДПИСАНИЯ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
И.1. В настоящем приложении применяют следующие термины с соответствующими определениями.
И.1.1. напряжение контактной сети: Номинальное напряжение контактной сети питания троллейбусов:
600 В (рабочий диапазон 400-720 В);
750 В (рабочий диапазон 500-900 В;
И.1.2. электрические цепи троллейбуса:
- высоковольтные цепи: Цепи, в которые поступает ток из контактной сети,
- низковольтные цепи: Цепи, в которые поступает ток от аккумуляторной батареи и зарядного устройства с номинальным напряжением 24 В,
- трехфазные цепи: Цепи, в которые поступает ток от вторичного преобразователя, подающего трехфазный переменный ток напряжением не более 400 В.
И.1.3. рабочие климатические условия: Условия, при которых троллейбусы эффективно функционируют:
- температура воздуха - от минус 40 °С до плюс 40 °С;
- относительная влажность 98 % при температуре воздуха 25 °С и ниже;
- атмосферное давление - от 866 до 1066 кПа;
- высота над уровнем моря - не более 1000 м.
И.1.4. самозатухающий материал: Материал, горение которого прекращается при удалении источника пламени.
И.2. Требования к токосъему
И.2.1. Электропитание троллейбуса от проводов воздушной контактной сети осуществляется через токоприемники. Токоприемник состоит из штанги, токосъемной головки и сменной контактной вставки. Токоприемники устанавливаются на троллейбусах в шарнирных штангодержателях и могут перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях.
И.2.2. Штанги изготовляют из изоляционного материала или металла, покрытого изоляционным материалом, обладающим повышенной механической прочностью,
И.2.3. Токоприемники должны быть рассчитаны на обеспечение надлежащего эффективного контакта с проводами верхней контактной сети при высоте подвески проводов от 4 до 6 м и отклонении оси троллейбуса от оси контактных проводов не менее 4 м в любую сторону.
И.2.4. В случае схода токоприемника с контактного провода токосъемная(ые) головка(и) не должна(ы) подниматься более чем на 7,2 м над уровнем проезжей части или более чем на 1 м над проводами контактной сети и не должна(ы) опускаться ниже 0,5 м от поверхности крыши троллейбуса.
И.2.5. Каждый токоприемник должен быть снабжен механизмом автоматического опускания штанг при сходе головки токоприемника с контактного провода.
И.2.6. В случае вывинчивания из гнезда головка токоприемника должна оставаться соединенной со штангой и не должна падать вниз.
И.2.7. Сопротивление изоляции токоприемников на троллейбусах должно составлять не менее 10 МОм.
И.2.8. Токоприемники могут быть снабжены механизмом дистанционного управления из кабины водителя, по крайней мере на случай схода головки токоприемника с контактного провода.
И.2.9. Троллейбус должен быть укомплектован определенными средствами, позволяющими водителю при необходимости производить замену контактных вставок головок токоприемников на линии.
И.3. Требования к тяговым двигателям и вспомогательному оборудованию
И.3.1. Электрооборудование, установленное на троллейбусе, должно быть защищено от перегрузок и токов короткого замыкания. Оптимальную защиту для этих целей обеспечивают специальные средства отключения цепей от сети, предполагающие последующее автоматическое, дистанционное или ручное подключение соответствующих цепей.
И.3.2. Электрооборудование должно быть защищено от перегрузок, связанных с коммутацией электрических цепей или атмосферными явлениями.
И.3.3. Средства отключения цепей от сети должны обеспечивать возможность отключения конкретных поврежденных цепей.
И.3.4. Если какая-либо цепь имеет единственное средство отключения от сети, то последнее должно быть расположено на положительной линии цепи.
И.3.5. Все электрические цепи и ветви электрических цепей должны быть двухпроводными. Кузов троллейбуса может использоваться для заземления лишь в низковольтных электрических цепях.
И.3.6. Корпуса, крышки объединительные блоки аккумуляторных батарей должны быть изготовлены из невоспламеняющихся или самозатухающих материалов.
И.3.7. Электрооборудование, работающее на напряжении контактной сети, должно иметь дополнительную изоляцию от кузова и системы трансмиссии.
И.3.8. Электрооборудование, за исключением резисторов в цепях тяговых двигателей, должно быть защищено от попадания влаги и пыли внутрь корпуса, также на изолированные и токопроводящие части.
И.3.9. В рабочих климатических условиях сопротивление изоляции электрических цепей на сухом и чистом троллейбусе при полностью включенных вращающихся электрических машинах и электрических аппаратах должно быть не менее:
- между кузовом и высоковольтными электрическими целями и между высоковольтными электрическими цепями и низковольтными электрическими цепями - 5 МОм;
- между кузовом и положительным полюсом низковольтных электрических цепей - 1 МОм,
И.3.10. Требования к электропроводке и аппаратуре
И.3.10.1. В высоковольтных цепях должны использоваться только многожильные провода. Все провода высоковольтных цепей постоянного тока должны иметь изоляцию, рассчитанную на напряжение 3 000 В постоянного или переменного тока,
И.3.10.2. Смонтированные провода и кабели не должны подвергаться чрезмерным механическим нагрузкам.
И.3.10.3. Изоляция электропроводки не должна распространять горение.
И.3.10.4. Проводники токов разного напряжения должны монтироваться раздельно.
И.3.10.5. Кабелепроводы должны бы изготовлены из невоспламеняющегося материала.
И.3.10.6. Кабельные каналы, проходящие под полом троллейбуса должны исключать распространение влаги и пыли.
И.3.10.7. Кабели и провода, проходящие под полом троллейбуса, должны быть смонтированы в кабелепроводе, защищенном от попадания влаги и пыли.
И.3.10.8. Кабели и провода должны быть закреплены и уложены таким образом, чтобы была исключена возможность повреждения (истирания) изоляции.
Для исключения возможности повреждения изоляции в точках прохождения проводки через металлические части конструкции должны быть предусмотрены прокладки из упругого полимерного материала.
Радиус закругления оси кабелепровода должен быть не менее пятикратного внешнего диаметра самого кабелепровода.
И.3.10.9. Схема расположения проводов в средствах отключения цепей от сети должна исключать возможность короткого замыкания между проводами.
И.3.10.10. Должны быть приняты меры для предотвращения возможности повреждения проводки вследствие нагревания резисторов и других элементов электрических цепей. В зонах повышенного риска должны использоваться термостойкие провода.
И.3.10.11. Держатели, соединители и другие монтажные элементы системы проводки должны быть изготовлены из невоспламеняющихся или самозатухающих материалов. Элементы электрических цепей, изготовленные из трудносгораемых материалов, могут устанавливаться лишь вне пассажирского салона.
И.3.10.12. Для электрического оборудования и проводки высоковольтных цепей значение испытательного напряжения U_T, В, должно составлять
где U- номинальное напряжение контактной сети, В.
Испытательное напряжение для низковольтного оборудования U_T = 750 В.
Кривая испытательного напряжения при частоте 50 Гц должна иметь синусоидальную форму. Продолжительность применения испытательного напряжения составляет 1 мин.
И.3.11. Электрические машины, аппараты, приборы и проводка должны выдерживать следующие механические воздействия, прилагаемые в точках крепления:
- синусоидальную вибрацию частотой от 0,5 до 55,0 Гц с максимальной амплитудой 10 м/с2, с учетом возможного резонанса;
- разрозненные толчки в вертикальном направлении с максимальным ускорением 30 м/с2 и продолжительностью от 2 до 20 мс.
И.4. Электробезопасность пассажиров и обслуживающего персонала
И.4.1. В рабочих климатических условиях на сухом и чистом троллейбусе, оба токоприемника которого соединены с проводами положительного и отрицательного полюсов контактной сети, значение тока утечки с корпуса на заземленный контур должно составлять не более 0,2 мА (заземленная контактная система).
И.4.2. Троллейбус должен быть оснащен бортовым прибором постоянного контроля токов утечки или разности потенциалов между шасси и дорожным покрытием. Этот прибор должен отключать высоковольтные цепи от контактной цепи, если ток утечки превышает 3 мА при напряжении 600 В (постоянный ток) или разность потенциалов составляет более 40 В.
И.4.3. Стойки в дверных проходах должны быть изготовлены из изоляционного материала и либо покрыты изоляцией, обладающей повышенной механической прочностью, либо изолированы от корпуса троллейбуса. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 1,0 МОм на контактной поверхности площадью (100 ± 5) см2.
И.4.4. Первые ступеньки дверях должны быть изготовлены из изоляционного материала или покрыты изоляцией, обладающей повышенной механической прочностью. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 1,0 Мом на контактной поверхности площадью (300 ± 5) см2.
И.4.5. Панели дверей должны быть изготовлены из изоляционного материала или изолированы от корпуса троллейбуса. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 1,0 МОм на контактной поверхности площадью (300 ± 5) см2.
И.4.6. Боковые панели, прилегающие к дверным проемам, должны быть покрыты изоляционным материалом. Изоляция должна покрывать зону в пределах не менее 50 см в каждую сторону дверного проема и не менее 200 см от поверхности дороги. Сопротивление изоляции по отношению к корпусу троллейбуса должно составлять не менее 1,0 МОм на контактной поверхности площадью (200 ± 5) см2.
И.4.7. Если троллейбус оснащен преобразователями тока с двойной изоляцией, то нет необходимости в применении положений И.4.3-И.4.6.
И.5. Требования к кабине водителя
И.5.1. В кабине не должно быть высоковольтного оборудовании доступного для водителя.
И.5.2. Приборная панель должна содержать, по крайней мере:
- индикатор напряжения в контактной сети;
- индикатор отсутствия напряжения в контактной сети;
- индикатор состояния главного автоматического выключателя напряжения контактной сети;
- индикатор степени заряженности аккумуляторных батарей;
- индикатор опасного уровня потенциала на корпусе или тока утечки, превышающего допустимое значение.
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 125-ст)