Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 125-ст)
5. Технические требования
В качестве альтернативы требованиям, изложенным в настоящем разделе, предприятия - изготовители транспортных средств, выпускающие в обращение на рынок Российской Федерации не более 20 000 транспортных средств в год, могут получать сертификат соответствия на основании соответствующих технических требований, указанных в Директиве ЕС 2001/85 "Специальные предписания для транспортных средств для перевозки пассажиров и имеющих более восьми мест помимо места водителя" <1>
<1> Опубликовано в Official Journal N L 42 от 13.02.2002.
5.1. Распределение нагрузки по осям и условия нагрузки5.1.1. Распределение нагрузки неподвижно стоящего на ровной дороге транспортного средства должно определяться в двух положениях:
5.1.1.1. без нагрузки по 5.1.3;
5.1.1.2. с нагрузкой по 5.1.4.
5.1.2. На переднюю ось (оси) должно приходиться не менее указанной в таблице 5.1 доли массы (%).
Таблица 5.1
Условия | Доля массы, %, для транспортных средств классов | |||
I | II, III | |||
Одиночный | Сочлененный | Одиночный | Сочлененный | |
Без нагрузки | 20 | 20 | 25 | 20 |
С нагрузкой | 25 |
5.1.3. Под транспортным средством без нагрузки для 5.1 и 5.3 подразумевают транспортное средство в состоянии, определенном в 2.15.1.
5.1.4. Под транспортным средством с нагрузкой для 5.1 подразумевают транспортное средство без нагрузки по 5.1.3 с дополнительной массой Q на каждое пассажирское сиденье, массой Q в соответствии с разрешенным количеством стоящих пассажиров, равномерно распределенной по зоне S_1, массой В, равномерно распределенной по багажным отделениям, и в соответствующих случаях массой ВХ, равномерно распределенной по поверхности крыши, оборудованной для перевозки багажа.
5.1.5. Значения Q для транспортных средств различных классов приведены в 5.3.
5.1.6. Числовое значение В (кг) должно быть не менее 100 V (м3).
5.1.7. Значение ВХ должно соответствовать удельной нагрузке не менее 75 кг/м2 на поверхности крыши, предназначенной для размещения багажа.
5.2. Площадь, предназначенная для пассажиров5.2.1. Общую площадь S_0, предназначенную для пассажиров, рассчитывают путем вычитания из общей площади пола транспортного средства:
5.2.1.1. площади отделения водителя;
5.2.1.2. площади ступенек у дверей и площади любой ступеньки глубиной менее 30 см;
5.2.1.3. площади любой части, находящейся на высоте над уровнем пола менее 135 см (без учета выступов, допускаемых в соответствии с 5.7.8.6.2);
5.2.1.4. площади любой части поворотной секции (секций) сочлененного транспортного средства, которая ограждена поручнями и/или перегородками.
5.2.2. Площадь S_1, предназначенную для стоящих пассажиров (только в транспортных средствах классов I и II, в которых допускается перевозка стоящих пассажиров), рассчитывают путем вычитания из S_0:
5.2.2.1. для транспортных средств классов I и II:
5.2.2.1.1. площади всех частей пола, наклон которых превышает 8 %;
5.2.2.1.2. площади всех частей, которые не являются доступными для стоящего пассажира, при всех занятых сиденьях, за исключением складных сидений;
5.2.2.1.3. площади всех частей, находящихся на высоте над уровнем пола менее 190 см или 180 см для участка прохода, расположенного над задней осью и позади нее, и относящихся к ней частей (при этом жесткие или ременные поручни во внимание не принимают);
5.2.2.1.4. площади, расположенной перед вертикальной плоскостью, проходящей через центр поверхности подушки сиденья водителя (когда оно находится в своем крайнем заднем положении) и центр наружного зеркала заднего вида, расположенного на противоположной стороне транспортного средства;
5.2.2.1.5. площади в пределах 30 см перед каждым сиденьем, за исключением складных сидений;
5.2.2.1.6. любой поверхности, не исключаемой на основании положений 5.2.2.1.1-5.2.2.1.5, на которой нельзя разместить прямоугольник размером 400 х 300 мм;
5.2.2.1.7. для транспортных средств класса II - площади, не предназначенной для стоящих пассажиров.
5.3. Пассажировместимость5.3.1. В транспортном средстве должно быть указано определенное число (P_s) мест для сидения, не считая складных сидений, соответствующих требованиям 5.7.8. Спальные и другие места, предназначенные для временного использования вместо мест для сидения, не учитывают в качестве мест для сидения. Если транспортное средство относится к классу I или II, число P_s должно быть, по меньшей мере, равно числу квадратных метров пола, доступного для пассажиров и экипажа (если таковой имеется) S_0, округленному до ближайшего меньшего целого числа; в случае транспортных средств класса I требуемое число может быть уменьшено на 10 % (0,9 S_0),
5.3.2. Общее число N сидячих и стоячих мест в транспортных средствах рассчитывают таким образом, чтобы соблюдались следующие условия:
Где P_s- число мест для сидения (см. 5.3.1);
S_1- площадь для размещения стоящих пассажиров, м2 (см. 5.2.2);
S_sp - площадь, необходимая для одного стоящего пассажира, м2 (см. 5.3.2.2);
МТ- максимальная масса, кг (см. 2.17);
MV- снаряженная масса, кг (см. 2.16.1);
L- удельная нагрузка багажа в багажном отделении (отделениях), кг/м3;
V- общий объем багажных отделений, м3;
R- удельная масса багажа на крыше, кг/м2;
VX - общая площадь крыши, предназначенная для размещения багажа, м2;
Q- предполагаемая масса груза, приходящаяся на каждое сидячее и стоячее место, в случае наличия, кг (см. 5.3.2.2).
5.3.2.1. В случае транспортных средств класса III площадь, S_1 = 0.
5.3.2.2. Для транспортных средств каждого класса используют значения, приведенные в таблице 5.2
Таблица 5.2
Класс транспортного средства | Q, кг | S_sp, м2 | L, кг/м3 | R, кг/м2 |
I | 68 | 0,125 | 100 | 75 |
II | 71 <1> | 0,150 | ||
III | - | |||
<1> С учетом ручной клади (3 кг). |
5.3.2.3. Если транспортное средство класса II или III сертифицируют в качестве транспортного средства класса I, массу багажа, перевозимого в багажных отделениях, доступных только снаружи транспортного средства, не принимают во внимание.
5.3.3. При проведении расчетов согласно 5.3.2 масса, приходящаяся на каждую ось транспортного средства, не должна превышать соответствующих технически допустимых максимальных значений.
5.3.4. Внутри транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть нанесена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм и цифры высотой не менее 25 мм, указывающие:
5.3.4.1. число мест для сидения, на которое рассчитано транспортное средство (P_s);
5.3.4.2. общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство (N).
5.4. (Неопределен)5.5. Противопожарная защита5.5.1.1. В моторном отделении не должен использоваться никакой легко воспламеняющийся либо абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом.
5.5.1.2. Следует, по мере возможности, принимать меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения либо путем специальной конструкции моторного отделения, либо путем устройства дренажных отверстий.
5.5.1.3. Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким, как устройство, предназначенное для поглощения энергии, освобождаемой при движении транспортного средства по длинному спуску, например замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением любых устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.
5.6. Выходы5.6.1.1. Минимальное число служебных дверей должно соответствовать указанному в таблице 5.3.
Таблица 5.3
Число пассажиров | Число служебных дверей для транспортного средства класса | ||
I | II | III | |
23-45 | 1 | 1 | 1 |
46-70 | 2 | ||
71-100 | 3 | 2 | |
Св. 100 | 4 | 3 |
5.6.1.2. Минимальное число служебных дверей в каждой жесткой секции сочлененного транспортного средства должно равняться одному; исключение составляет передняя секция сочлененного транс портного средства класса I, минимальное число дверей которого должно равняться двум.
5.6.1.3. Минимальное число дверей транспортного средства должно равняться двум.
5.6.1.4. В целях настоящих предписаний служебные двери, оборудованные механизированной системой привода, рассматривают в данном контексте как выходы только в том случае, если они могут легко открываться вручную после приведения в действие, при необходимости, органа управления, указанного в 5.6.5.1.
5.6.1.5. Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанному в таблице 5.4.
Таблица 5.4
Число пассажиров | Минимальное общее число выходов | Число пассажиров | Минимальное общее число выходов |
23-30 | 4 | 61-75 | 7 |
31-45 | 5 | 76-90 | 8 |
46-60 | 6 | Св.90 | 9 |
Примечание - Аварийные люки считают только одним из указанного выше числа запасных выходов.
5.6.1.6. При определении минимального числа выходов каждую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство. Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции, причем соединяющий их проход не рассматривают в качестве выхода.
5.6.1.7. Если кабина водителя или специальное отделение для экипажа не сообщается с внутренней частью транспортного средства, они должны иметь два выхода, которые не должны располагаться с одной и той же боковой стороны; когда одним из этих выходов является окно, то оно должно соответствовать требованиям в отношении запасных окон, содержащимся в 5.6.8.
5.6.1.8. Сдвоенную служебную дверь считают как две двери, а двойное окно - как два запасных окна.
5.6.1.9. Кроме запасных дверей и окон, транспортные средства классов II и III должны иметь аварийные люки. Ими также могут оборудоваться транспортные средства класса I. В крыше троллейбусов любых типов не должно быть никаких аварийных люков. Минимальное число люков должно быть в соответствии с таблицей 5.5.
Таблица 5.5
5.7. Внутренняя планировка5.7.1.1. Через свободное пространство внутри транспортного средства у боковой стенки, в которой расположена дверь, должен свободно проходить в вертикальном положении шаблон толщиной 10 см , шириной 40 см и высотой 70 см от уровня пола, над которым симметрично расположен другой шаблон шириной 55 см, высота которого должна удовлетворять предписанной для транспортного средства соответствующего класса. Этот двойной шаблон должен оставаться параллельно дверному проему по мере его перемещения из исходного положения, в котором плоскость стороны, обращенной внутрь транспортного средства, направлена по касательной к внешнему краю дверного проема, в положение, при котором он касается первой ступеньки, после чего его следует расположить перпендикулярно к вероятному направлению движения пассажира, использующего этот вход.
5.7.1.2. Высота верхнего шаблона должна быть 10, 95 и 85 см для транспортных средств классов I, II и III соответственно.
В качестве альтернативы может быть использована трапециевидная секция высотой 50 см, образующая переход между шириной верхнего и нижнего шаблонов. В этом случае общая высота прямоугольной и трапециевидной секций должна составлять 110 см д транспортных средств всех классов.
5.7.1.3. Когда средняя линия этого двойного шаблона прошла расстояние 30 см от исходного положения и шаблон касается поверхности подножки, его следует удерживать в этом положении.
5.7.1.4. Затем цилиндрический шаблон (рисунок Г.3), используемый для измерения свободного прохода, перемещают от прохода вероятном направлении движения пассажира, выходящего из транспортного средства, до того момента, когда средняя линия цилиндрического шаблона достигнет вертикальной плоскости, проходящей через верхний край верхней ступеньки, или когда плоскость, проходящая по касательной к верхней части цилиндрического шаблона, коснется двойного шаблона, в зависимости от того, что происходит раньше и удерживается в этом положении (рисунок Г.9).
5.7.1.5. Между цилиндрическим шаблоном находящимся в положении, указанном в 5.7.1.4, и двойным шаблоном, пребывающим в положении согласно 5.7.1.3, должно быть свободное пространство, верхние и нижние границы которого показаны на рисунке Г.9. Это пространство должно обеспечивать свободное прохождение вертикального шаблона, форма и размеры которого аналогичны центральному сечению цилиндра (5.7.5.1) и толщина не превышает 2 см. Шаблон перемещают из положения касания цилиндрического шаблона до той точки, где его внешняя сторона касается внутренней стороны двойного шаблона, а также плоскости или плоскостей, проходящей(их) через верхние края ступенек в вероятном направлении движения пассажира, использующего данный вход (рисунок Г.9).
5.7.1.6. Свободный проход для цилиндрического шаблона не должен включать в себя никакое пространство в пределах 30 см перед несжатой подушкой любого сиденья на высоту до верха этой подушки.
5.7.1.7. В случае складных сидений это пространство должно определяться по отношению к сиденью в рабочем положении.
5.7.1.8. Однако складное сиденье предназначенное для члена экипажа, в рабочем положении может препятствовать свободному доступу к служебной двери, если:
5.7.1.8.1. четко указано как в самом транспортно средстве, так и в приложении к сертификату соответствия (приложение Б), что сиденье предназначено только для членов экипажа;
5.7.1.8.2. неиспользуемое сиденье автоматически складывается, что необходимо для выполнения требований 5.7.1.1 (или 5.7.1.2)-5.7.1.5;
5.7.1.8.3. в соответствии с 5.6.1.5 дверь необязательно рассматривают в качестве выхода;
5.7.1.8.4. сиденье оборудовано убирающимся пристяжным ремнем и
5.7.1.8.5. в рабочем и сложенном положении ни одна из частей сиденья не выступает за вертикальную плоскость, проходящую через центр поверхности подушки сиденья водителя, когда оно находится в своем крайнем заднем положении, и через центр наружного зеркала заднего вида, размещенного на противоположно стороне транспортного средства.
5.7.1.9. Максимальный наклон пола в входном проходе не должен превышать 5 %, когда снаряженное транспортное средство находится на ровной и горизонтальной поверхности при обычных условия движения (в частности, любое наклоняющее устройство должно быть отключено).
5.7.1.10. Проходы, в том числе входные, должны быть покрыты материалом, препятствующим скольжению.
5.8. Искусственное внутреннее освещение5.8.1. Электрический свет внутри салона должен обеспечивать освещение:
5.8.1.1. всех пассажирских делений и поворотной секции сочлененного городского и междугородного автобуса;
5.8.1.2. ступенек;
5.8.1.3. подходов ко всем выходам;
5.8.1.4. внутренних обозначений и надписей и внутренних органов управления всеми выходами;
5.8.1.5. всех мест, где имеются препятствия.
5.9. Поворотная секция сочлененных транспортных средств5.9.1. Поворотная секция, которая соединяет жесткие секции транспортного средства, должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы позволять вращательное движение вокруг горизонтальной и вертикальной оси.
5.9.2. Если сочлененное порожнее транспортное средство остановлено на ровной горизонтальной поверхности, то между полом любой из его жестких секций и полом вращающейся площадки или элемента, который ее заменяет, не должно быть неприкрытого зазора шириной более:
5.9.2.1. когда колеса транспортного средства расположены на одном уровне - 1 см;
5.9.2.2. когда колеса смежной поворотной секцией оси находятся на поверхности, расположенной на 15 см выше поверхности, на которую опираются колеса остальных осей, - 2 см.
5.9.3. Разность между уровнем пола жестких секций и уровнем пола вращающей площадки, измеренная в месте соединения, не должна превышать:
5.9.3.1. при условиях, описанных в 9.2.1, - 2 см;
5.9.3.2. при условиях, описанных в 9.2.2, - 3 см.
5.9.4. На сочлененных транспортных средствах должны быть предусмотрены поручни и/или перегородки, препятствующие доступу пассажиров в любой участок поворотной секции, где:
- в полу имеется неприкрытый зазор, размер которого не соответствует требованиям 5.9.2;
- пол не выдерживает массы пассажиров;
- передвижение стенок представляет опасность для пассажиров.
5.10. Маневренность5.10.1. При движении на поворотах транспортное средство должно полностью вписываться по наиболее выступающей точке в круг радиусом 12,5 м.
5.10.2. Если наиболее выступающие точки транспортного средства находятся в пределах круга поворота радиусом 12,5 м, транспортное средство должно вписываться на поворотах в полосу движения шириной 7,2 м (рисунки Д.1 и Д.2).
5.10.3. Когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии, на земле прочерчивается след вертикально плоскости, касающейся внешней по отношению к кругу поворота стороны транспортного средства. В случае сочлененного транспортного средства след этой плоскости прочерчивается, когда обе жесткие секции расположены на одной прямой. Когда транспортное средство, движущееся по прямой, совершает поворот, описанный в 5.10.1 и 5.10.2, ни один элемент его не должен выступать за эту вертикальную плоскость более чем на 0,8 м в случае одиночного транспортного средства (рисунок Д.1) или более чем на 1,2 м - в случае сочлененного транспортного средства (рисунок Д.2).
5.10.4. Если транспортное средство оснащено осью с разгрузочным устройством, оно должно соответствовать этим требованиям в любых наименее благоприятных условиях в отношении этой оси.
5.11. Движение сочлененных транспортных средств по прямо линииПри движении сочлененного автобуса по прямой линии вертикальные плоскости, проведенные через продольные оси его жестких секций, должны совпадать друг с другом и образовывать непрерывную плоскость без каких-либо отклонений.
5.12. Поручни и опоры для рук5.12.1.1. Поручни и опоры для рук должны иметь надлежащую прочность.
5.12.1.2. Они должны быть спроектированы и установлены таким образом, чтобы исключить возможность нанесения повреждений пассажирам.
5.12.1.3. Сечение поручней и опор для рук должно быть таким, чтобы пассажир мог легко ухватиться и крепко держаться за них. Длина любого поручня должна быть не менее 10 см, чтобы на нем могла поместиться кисть руки. Любой размер этого сечения должен быть не менее 2 см и не более 4,5 см, за исключением поручней на дверях и сиденьях и для автобусов классов II и III, установленных в проходах, обеспечивающих доступ дверям. В этих случаях допускаются поручни минимальным размером 1,5 см при условии, что другой размер будет по меньшей мере 2,5 см.
5.12.1.4. Свободное пространство между поручнями или опорами для рук и смежной частью потолка или стенок транспортного средства должно быть не менее 4 см. Однако в случае дверного поручня или поручня у сиденья или в проходе транспортного средства класса II или III разрешается минимальное свободное пространство 3,5 см.
5.12.1.5. Поверхности каждого поручня опоры для рук или стойки должны иметь контрастную окраску и быть нескользящими.
5.13. Ограждение проемов для ступенекВ случаях, когда пассажир, сидящий на каком-либо месте, может быть выброшен вперед в проем для ступенек в результате резкого торможения, должно быть предусмотрено соответствующее ограждение. Ограждение устанавливают а высоте не менее 80 см от пола, на котором расположены ноги пассажира, и простирают от стенки транспортного средства внутрь салона не менее чем на 10 см за продольную среднюю линию того же места для сиденья, на котором пассажир подвергается упомянутой выше опасности, или до начала первой ступеньки; причем берут меньшее из этих двух расстояний.
5.14. Багажные полки, защита водителяВодитель должен быть защищен от предметов, которые могут упасть с багажных полок в случае резкого торможения.
5.15. Крышки люковКрышка каждого люка в полу транспортного средства должна устанавливаться и закрепляться таким образом, чтобы исключить ее смещение или отрывание без использования инструментов или ключей. Не допускается выступание каких-либо подъемных или крепежных приспособлений над уровнем пола более чем на 8 мм. Края выступов должны быть закругленными.
5.16. ТроллейбусыДолжны соответствовать требованиям, содержащимся в приложении И.
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 125-ст)