Последнее обновление: 31.10.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.03.96 N 02-71 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ от 18.03.96 N 258)
Общие положения
1. Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации разработано в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" и действует до принятия Федерального закона "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
2. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и оценке объективных данных о деятельности кредитных организаций, а также по оказанию иных аудиторских услуг.
3. Основной целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и ее соответствия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе нормативным актам и указаниям Центрального банка Российской Федерации).
Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности кредитных организаций определяются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
4. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором), имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок.
5. Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Центральным банком Российской Федерации после подтверждения его достоверности аудиторской организацией, аудитором, работающим самостоятельно.
Кредитные организации самостоятельно выбирают аудиторскую фирму или аудитора, работающего самостоятельно, для проведения у них аудиторской проверки.
6. Аудиторские проверки не отменяют осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации.
7. Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, по правомерности формирования уставного фонда кредитной организации, по регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
8. Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторской фирмой (аудитором) с кредитной организацией. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода.
9. В соответствии с действующим банковским законодательством проверка деятельности кредитных организаций и их филиалов может быть осуществлена аудиторской фирмой по поручению Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудиторской фирме (аудитору) поручение о проведении аудиторской проверки кредитной организации при наличии в производстве указанного органа возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудиторской фирмой (аудитором) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить безопасность аудиторов и членов их семей.
Аудиторская проверка может проводиться с согласия аудитора по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудиторской фирмы (аудитора) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет кредитной организации по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации с учетом средней оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.
В случае отсутствия у кредитной организации достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудиторской фирмы (аудитора) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом).
В случае отказа или уклонения кредитной организации при наличии у нее достаточных средств от предварительной оплаты работы аудиторской фирмы (аудитора), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств федерального бюджета Российской Федерации аудиторская фирма (аудитор) либо по ее ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
Повторные аудиторские проверки кредитной организации по тем же основаниям по поручению государственных органов проводятся только за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и не могут быть осуществлены аудиторской фирмой (аудитором), проводившей первоначальную проверку.
- Главная
- ПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.03.96 N 02-71 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ от 18.03.96 N 258)