Последнее обновление: 31.10.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.03.96 N 02-71 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ от 18.03.96 N 258)
Приложения
18 марта 1996 г. N 258
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОбщие положения1. Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации разработано в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" и действует до принятия Федерального закона "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
2. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и оценке объективных данных о деятельности кредитных организаций, а также по оказанию иных аудиторских услуг.
3. Основной целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и ее соответствия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе нормативным актам и указаниям Центрального банка Российской Федерации).
Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности кредитных организаций определяются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
4. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором), имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок.
5. Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Центральным банком Российской Федерации после подтверждения его достоверности аудиторской организацией, аудитором, работающим самостоятельно.
Кредитные организации самостоятельно выбирают аудиторскую фирму или аудитора, работающего самостоятельно, для проведения у них аудиторской проверки.
6. Аудиторские проверки не отменяют осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации.
7. Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, по правомерности формирования уставного фонда кредитной организации, по регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
8. Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторской фирмой (аудитором) с кредитной организацией. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода.
9. В соответствии с действующим банковским законодательством проверка деятельности кредитных организаций и их филиалов может быть осуществлена аудиторской фирмой по поручению Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудиторской фирме (аудитору) поручение о проведении аудиторской проверки кредитной организации при наличии в производстве указанного органа возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудиторской фирмой (аудитором) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить безопасность аудиторов и членов их семей.
Аудиторская проверка может проводиться с согласия аудитора по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудиторской фирмы (аудитора) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет кредитной организации по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации с учетом средней оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.
В случае отсутствия у кредитной организации достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудиторской фирмы (аудитора) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом).
В случае отказа или уклонения кредитной организации при наличии у нее достаточных средств от предварительной оплаты работы аудиторской фирмы (аудитора), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств федерального бюджета Российской Федерации аудиторская фирма (аудитор) либо по ее ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
Повторные аудиторские проверки кредитной организации по тем же основаниям по поручению государственных органов проводятся только за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и не могут быть осуществлены аудиторской фирмой (аудитором), проводившей первоначальную проверку.
Аудиторские фирмы и аудиторы10. Аудиторской деятельностью в области банковского аудита имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от формы собственности, на которой они основаны, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, получившие в установленном порядке от Центрального банка Российской Федерации лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.
11. Аудиторская фирма является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и своим Уставом.
Аудиторская фирма, действующая на территории Российской Федерации, может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, либо самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.
Аудиторские фирмы, а также аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита и включения в государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов.
Аудиторские фирмы (аудиторы) могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
12. Аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, что в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51 процента.
13. Руководителям аудиторских фирм не разрешается привлекать к аудиторским проверкам специалистов, работающих в кредитных организациях.
14. Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельностью.
15. Аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита, должны иметь свои фирменные бланки и печати.
16. Аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита, представляют годовые отчеты о своей деятельности в местные Главные управления (Национальные банки) Центрального банка Российской Федерации и в Управление лицензирования и аттестации банковского аудита Департамента банковского надзора Центрального банка Российской Федерации.
17. Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.
18. Аудиторы независимы от проверяемой кредитной организации при проведении аудиторской проверки и составлении заключения, а также от любой третьей стороны, в том числе государственных органов и Центрального банка Российской Федерации, поручивших им проведение аудиторской проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.
19. Аудиторская фирма, имеющая лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита, имеет право открывать на территории России и за ее пределами филиалы, представительства на основании законодательства, действующего на соответствующей территории.
Для открытия филиала аудиторская фирма представляет в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по месту своего нахождения и в Управление лицензирования и аттестации банковского аудита Департамента банковского надзора Банка России следующие документы:
- протокол общего собрания участников аудиторской фирмы об открытии филиала;
- положение о филиале, утвержденное аудиторской фирмой;
- сведения о руководителе филиала, его заместителях, аудиторах;
- справку, содержащую информацию о почтовых реквизитах филиала, номерах его телефонов, телефаксов.
Аудиторская фирма об открытии филиала в обязательном порядке сообщает в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по месту нахождения филиала с представлением копий вышеуказанных документов.
Справочно: филиалом, согласно действующему законодательству, является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Филиал аудиторской фирмы не является юридическим лицом, заключает договора и ведет иную деятельность от имени головной фирмы на основании Положения, утвержденного этой организацией. Печать, бланки филиала должны быть идентичны головной фирме и указывать место расположения филиала.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.
20. Аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемой кредитной организации, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
б) аудиторскими фирмами в отношении кредитных организаций, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
в) аудиторскими фирмами (аудиторами), оказывавшими данной кредитной организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности;
г) аудиторскими объединениями, которые имеют правовой статус общественной организации.
Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) от кредитной организации - заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудиторской фирмы (аудитора) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудиторской фирмой (аудитором). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.
21. Аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право:
- самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, а также конкретных условий договора с кредитными организациями, либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, Центрального банка Российской Федерации;
- проверять у кредитной организации в полном объеме управленческую документацию и документацию о финансовой деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
- получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
- привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, за исключением лиц, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 20 настоящего Положения;
- отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемой кредитной организацией необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
22. Аудиторские фирмы (аудиторы) обязаны:
- неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;
- немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, Центральному банку Российской Федерации, поручившему провести аудиторскую проверку:
а) о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данной кредитной организации вследствие обстоятельств, указанных в п. 20 настоящего Положения, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей провести аудиторскую проверку кредитной организации;
б) о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
- квалифицированно проводить аудиторские проверки кредитных организаций, а также оказывать иные аудиторские услуги;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия руководства кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в котором они признают это возможным.
23. Проверяемая кредитная организация имеет право получать от аудиторской фирмы (аудитора) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудиторской фирмы (аудитора) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской фирмы (аудитора). Аудиторская фирма (аудитор) обязана предоставлять кредитной организации такую информацию.
24. Руководство и иные должностные лица кредитной организации обязаны:
- создавать аудиторской фирме (аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
- оперативно устранять все выявленные аудиторской проверкой нарушения, в том числе по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.
Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Должностным лицам и работникам кредитных организаций запрещается оказывать воздействие на аудиторов с целью изменить обоснованные и подтвержденные нормативными документами выводы по результатам аудиторских проверок.
При возникновении указанных ситуаций аудиторские фирмы (аудиторы) обязаны сообщить о них в письменном виде в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации или в Департамент банковского надзора Банка России.
25. Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (далее именуется центральная комиссия) Банка России создана для проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.
Функции рабочего аппарата центральной комиссии Банка России возлагаются на Управление лицензирования и аттестации банковского аудита Департамента банковского надзора Центрального банка Российской Федерации.
В целях ускорения работы по проведению аттестации могут создаваться Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации межрегиональные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии, которые полностью или частично могут наделяться полномочиями центральной комиссии.
Состав центральной (межрегиональной) комиссии утверждается председателем Центрального банка Российской Федерации либо уполномоченным им должностным лицом и публикуется в средствах массовой информации.
Члены этих комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
Заседания центральной и межрегиональных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и являются правомочными. Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии, а при его отсутствии - заместителя руководителя комиссии.
26. С целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей проводится их аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Порядок аттестации следующий.
Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по
обучению и переподготовке аудиторов, определяемых по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно-методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территории которых они осуществляют свою деятельность.
27. Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью в области банковского аудита самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.
28. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в банковской системе в качестве аудитора, специалиста аудиторской фирмы, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
Лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке к аттестации не допускаются.
29. Для сдачи квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита претендент представляет в центральную комиссию Банка России следующие документы:
- заявление по форме согласно Приложению N 1;
- нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;
- две фотографии размером 4 x 6;
- квитанцию о внесении платы за проведение аттестации;
- сведения о почтовых реквизитах, телефонах, телефаксах.
30. Заявление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.
Решение о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендента не менее чем за 15 дней до намеченной даты его проведения.
31. Претендент допускается к квалификационному экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
32. Учебно-методический центр сообщает центральной комиссии Банка России результаты квалификационных экзаменов в течение трех дней после даты их проведения.
33. Центральная комиссия Банка России рассматривает результаты экзаменов в 2-недельный срок.
Квалификационный аттестат аудитора на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита выдается в течение месяца со дня принятия центральной комиссией Банка России решения о его выдаче по форме согласно Приложению N 2.
34. При выявлении фактов представления в центральную комиссию Банка России недостоверных сведений по ее решению претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.
35. За проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита взимается плата в 20-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда (на дату подачи заявления).
В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки на экзамен), а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.
36. Квалификационный аттестат аудитора на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита выдается сроком на три года. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
37. По истечении срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в центральную комиссию Банка России заявление о его продлении.
38. При получении от аудитора заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата центральная комиссия вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случае:
- наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторских фирм и аудиторов;
- существенного изменения банковского законодательства, законодательства Российской Федерации, применяемых при осуществлении аудиторской деятельности.
39. Центральная комиссия Банка России может продлить срок действия квалификационного аттестата аудитора на три года. За продление срока действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации.
40. Взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан новый аттестат с записью "взамен утерянного (утраченного)". За выдачу нового аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации. Об утерянном (утраченном) квалификационном аттестате центральная комиссия Банка России публикует в печати информацию о том, что указанный аттестат недействителен.
41. Решение центральной комиссии Банка России об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в суд.
Решение межрегиональной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в центральную комиссию Банка России или в суд. Центральная комиссия Банка России обязана в месячный срок принять решение по такой жалобе.
Центральная комиссия Банка России ведет государственный реестр выданных квалификационных аттестатов аудиторов.
42. Лицензирование аудиторской деятельности в области банковского аудита проводится с целью обеспечения контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности.
Порядок лицензирования следующий.
43. Для получения лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита в центральную комиссию Банка России представляются следующие документы:
а) аудитором, работающим самостоятельно:
- заявление о выдаче лицензии;
- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица;
- копия квалификационного аттестата;
- мнение Главного управления (Национального банка) Центрального банка Российской Федерации о целесообразности выдачи лицензии аудитору;
- квитанция (платежное поручение) об оплате сбора за выдачу лицензии;
- сведения, содержащие информацию о почтовых реквизитах, телефонах, телефаксах аудитора;
б) аудиторской фирмой:
- заявление о выдаче лицензии;
- нотариально заверенные копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, копия свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документы, подтверждающие оплату уставного капитала (уставного фонда) и его структуру;
- сведения о руководителе, его заместителях и работающих в фирме аудиторах, занимающихся банковским аудитом (нотариально заверенные копии трудовой книжки, диплома о высшем (среднем специальном) образовании, копии квалификационных аттестатов);
- квитанция (платежное поручение) об уплате сбора за выдачу лицензии;
в) мнение Главного управления (Национального банка) Центрального банка Российской Федерации о целесообразности выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита аудиторской фирме;
г) сведения, содержащие информацию о почтовых реквизитах фирмы, номерах ее телефонов, телефаксов.
На момент получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита фирма должна иметь не менее двух аттестованных штатных сотрудников.
44. Для получения мнения Главного управления (Национального банка) Центрального банка Российской Федерации о целесообразности выдачи лицензии аудиторская фирма, аудитор, работающий самостоятельно, представляют ему в обязательном порядке копии перечисленных выше документов по месту их нахождения.
45. Заявление о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита рассматривается центральной комиссией Банка России в течение 60 дней с даты представления аудиторской фирмой (аудитором) всех необходимых документов.
46. Решение о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита оформляется протоколом центральной комиссии Банка России и выдается аудиторской фирме или аудитору, работающему самостоятельно в течение недели со дня принятия решения по форме Приложения N 3.
47. Центральная комиссия Банка России может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям настоящего Положения. В этих случаях центральная комиссия доводит до сведения аудиторской фирмы (аудитора) мотивированный отказ в выдаче лицензии в письменном виде.
Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
48. В соответствии с заявлением аудиторской фирмы (аудитора) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита выдаются на срок от одного года до трех лет.
За выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита сроком на один год с аудиторской фирмы (аудитора) взимается сбор соответственно в 150-кратном и 30-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда (на дату подачи заявления). При выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора за ее выдачу пропорционально увеличивается.
При отказе центральной комиссией Банка России в выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита либо при отказе аудиторской фирмой (аудитором) от получения такой лицензии сбор за ее выдачу не возвращается.
49. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита могут быть аннулированы в следующих случаях:
- обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
- осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ей лицензией;
- предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных ей в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
- умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации;
- неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.
50. Аннулирование лицензии производится выдавшей ее центральной комиссией Банка России, которая в письменном виде сообщает о принятом решении аудиторской фирме (аудитору).
51. Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению руководителя аудиторской фирмы (аудитора) может быть выдана новая лицензия с записью "взамен утерянной (утраченной)". За выдачу новой лицензии взимается сбор в размере 50 процентов от сбора за выдачу лицензии. Об утерянной (утраченной) лицензии центральная комиссия Банка России публикует в печати информацию о том, что указанная лицензия недействительна.
52. Осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита юридическим или физическим лицом без получения в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
- полученных в результате незаконной деятельности доходов - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;
- штрафа в пределах от 500 - до 1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Кроме того, Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
53. Плата за проведение аттестации и сбор за выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита вносятся на специальный счет центральной комиссии Банка России, средства с которого используются исключительно на финансирование аттестационно-лицензионной и методологической работы в области банковского аудита.
54. Центральная комиссия Банка России ведет государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.
Аудиторские фирмы, аудиторы, работающие самостоятельно, обязаны в недельный срок сообщать центральной комиссии Банка России об изменениях в регистрационных данных для внесения уточнений в государственный реестр. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений.
55. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной; полной или выборочной.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных банковским законодательством Российской Федерации; инициативная - по решению кредитной организации.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов, определенных настоящим Положением.
Полнота проверки определяется аудиторской фирмой (аудитором).
56. Уклонение кредитной организации от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
штрафа с кредитной организации в сумме от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
штрафа с руководителя (руководителей) кредитной организации в сумме от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход федерального бюджета Российской Федерации.
57. Результатами аудиторской проверки кредитной организации являются:
заключение аудиторской фирмы (аудитора) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов (содержание аудиторского заключения изложено в Приложении N 4). Аудиторское заключение направляется в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации в трехмесячный срок со дня представления ему годовых отчетов кредитной организацией;
подробный акт проверки кредитной организации. Каждая страница акта - проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. В обязательном порядке должен быть прошит.
Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки кредитной организации, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
58. По заявлению кредитной организации, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора центральная комиссия Банка России может назначить проверку качества аудиторской проверки (перепроверку), проводимую собственными силами либо привлеченной аудиторской фирмой за счет средств заинтересованной кредитной организации либо за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Аудиторские фирмы (аудиторы) в необходимых случаях также имеют право обратиться в центральную комиссию Банка России с целью получения рецензии о квалификационном уровне аудиторской проверки.
Обнаружение неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам государства или кредитной организации, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору) мер ответственности, установленных Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (п. 15), утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
59. Аудиторские фирмы (аудиторы) несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности.
Имущественные споры кредитной организации и аудиторских фирм (аудиторов) разрешаются судом, арбитражным или третейским судом.
60. С введением в действие настоящего Положения утрачивает силу "Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 6 февраля 1991 г.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.К.ДУБИНИН
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ АУДИТОРА
\r\n В ______________________
\r\n ________________________
\r\n (наименование комиссии,
\r\n проводящей аттестацию)
\r\n от _____________________
\r\n (фамилия, имя,
\r\n отчество претендента)
\r\n
\r\n ЗАЯВЛЕНИЕ
\r\n
\r\n Прошу аттестовать меня для получения права на осуществление
\r\nаудиторской деятельности в области _______________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование вида аудиторской деятельности)
\r\n О себе сообщаю следующие сведения: ___________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (год рождения, число, месяц и место рождения, гражданство)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (паспортные данные: номер, серия, кем и когда выдан)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (образование, учебное заведение, год окончания,
\r\n__________________________________________________________________
\r\n специальность по диплому)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (домашний адрес)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (место работы и занимаемые должности в течение последних
\r\n пяти лет)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (лишался когда-либо приговором суда права занимать определенные
\r\n должности или заниматься определенной деятельностью в сфере
\r\n финансово-хозяйственных отношений (если да, то когда именно,
\r\n каким судом, снята или погашена судимость))
\r\n
\r\n Дата Личная подпись
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
\r\n ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
\r\n (БАНК РОССИИ)
\r\n
\r\n КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ АУДИТОРА
\r\n N ______
\r\n
\r\n Решением _____________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование комиссии, проводившей аттестацию)
\r\nот __________ 199_ г. (протокол N ____)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (фамилия, имя, отчество аудитора)
\r\nпредоставляется право осуществления аудиторской деятельности в
\r\nобласти __________________________________________________________
\r\n (наименование вида аудиторской деятельности)
\r\nс _____________ 199_ г. по ______ 199_ г. включительно.
\r\n
\r\n Руководитель комиссии (подпись)
\r\n
\r\n Печать
\r\n
\r\n Решением _____________________________________________________
\r\n (наименование комиссии, продлившей квалификационный
\r\n аттестат аудитора)
\r\nот _____ 199_ г. (протокол N _______) срок действия настоящего
\r\nКвалификационного аттестата продлен до ______________ 199_ г.
\r\nвключительно.
\r\n Внесено в государственный реестр ___________ 199_ года.
\r\n
\r\n Руководитель комиссии (подпись)
\r\n
\r\n Дата выдачи Печать
\r\n ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
\r\n (БАНК РОССИИ)
\r\n
\r\n ЛИЦЕНЗИЯ
\r\n НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
\r\n N ________
\r\n
\r\n Решением _____________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование комиссии, выдавшей лицензию)
\r\n__________________________ от ___________ 199_ г. N ______________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n(фамилия, имя, отчество аудитора, наименование аудиторской фирмы)
\r\n (разрешается осуществление аудиторской деятельности в области)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование вида аудиторской деятельности)
\r\nна срок ______ года (лет) с момента выдачи настоящей Лицензии.
\r\n Внесено в государственный реестр _____ 199_ года.
\r\n
\r\n Руководитель комиссии (подпись)
\r\n
Заключение аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте:
- об аудиторской фирме (название фирмы, юридический адрес и телефон; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации; номер расчетного счета; фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке; продолжительность аудиторской проверки, с указанием конкретных дат ее проведения); об аудиторе, работающем самостоятельно (фамилия, имя, отчество; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; номер расчетного счета; продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения); <*>
<*> Если аудиторская фирма для заключения использует фирменный бланк, то некоторые из сведений (например, юридический адрес, телефон, номер расчетного счета и т.п.) могут быть указаны на бланке.
- о проверяемом клиенте (наименование кредитной организации, ее организационно-правовая форма; номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций, количество филиалов).
2. Аналитическая часть включает следующую информацию:
2.1. Объем работы, выполненной в ходе аудита, а также типы аудиторской проверки (выборочная или сплошная), которые применялись в процессе аудита.
При этом, если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), то необходимо указать, какие объекты подвергались выборочной проверке, а какие сплошной.
2.2. Описание следующих основных вопросов:
- соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям;
- состояние бухгалтерского учета и отчетности, соответствие аналитического учета синтетическому;
- правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности;
- соблюдение установленных Банком России обязательных экономических нормативов;
- правомерность формирования уставного, резервного и других фондов;
- законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам);
- правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных, операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.);
- состояние кредитно-экономической работы;
- выполнение функций агента валютного контроля;
- своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг;
- выполнение предписаний, направленных Центральным банком Российской Федерации;
- обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;
- правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);
- качество управления кредитной организацией;
- состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство кредитной организации и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе аудита);
- выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.
3. Итоговая часть содержит следующую информацию:
3.1. Аудит проводился в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", и Временным положением об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации.
3.2. Бухгалтерская отчетность (сводный баланс и Отчет о прибылях и убытках) составлена кредитной организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, установленного Центральным банком Российской Федерации.
3.3. Распределение ответственности между клиентом и аудиторской фирмой должно быть определено при заключении договора между ними (клиент несет ответственность за достоверность представленных фирмой данных аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерских форм отчетности; аудиторская фирма несет ответственность за данное заключение о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведенного ею аудита).
3.4. Мнение аудиторской фирмы, аудитора, работающего самостоятельно, относительно достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации.
3.5. При неподтверждении аудиторской фирмой, аудитором, работающим самостоятельно, достоверности баланса и Отчета о прибылях и убытках кредитной организации об этом факте сообщается в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации с указанием причин неподтверждения.
3.6. По завершении проверки составленное аудиторской фирмой заключение подписывается руководителем фирмы или уполномоченным им лицом (заместителем руководителя или специалистом фирмы, имеющим квалификационный аттестат Банка России на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита), заверяется печатью аудиторской фирмы и датируется.
Аудиторское заключение подписывается аудитором (если аудитор работает самостоятельно и имеет лицензию Банка России), проводившим проверку, и заверяется его личной печатью и датируется.
Аудиторское заключение в обязательном порядке должно быть прошито. На последней странице делается запись "прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ... страниц".
Приложение N 5
Предлагается перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации.
1. Анализ учредительных документов: их соответствие законодательству, законность внесения в них изменений. Наличие решений Собрания пайщиков (акционеров), Совета и Правления Банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации. Правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и Уставу кредитной организации.
Оценка документов, регламентирующих деятельность филиалов.
2. Эффективность организационной структуры кредитной организации: ее соответствие утвержденному Советом штатному расписанию; наличие Положения о структурных подразделениях: должностных инструкций сотрудников управлений (отделов); Кредитном комитете; Положений о вкладах, порядке кредитования; формирования и использования фондов банка; наличие Положения о распределении прибыли (смета затрат); наличие порядка открытия и обслуживания счетов клиентов; внутренних тарифов кредитной организации и других документов.
Оценка внутренних Правил прохождения документооборота в кредитной организации, ее филиалах и отделениях.
Наличие работы внутреннего аудита в кредитной организации.
3. Своевременность, полнота и источники формирования уставного фонда кредитной организации, правильность отражения его в учете. Аудит процедуры эмиссии кредитной организацией ценных бумаг; правильности выплаты дивидендов.
4. Проверка правильности и своевременности осуществления операций по счетам клиентов; оценка юридического оформления "досье" клиентов; законность открытия и закрытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов).
5. Организация и состояние бухгалтерского учета и отчетности; оценка внутренней бухгалтерской политики; соответствие аналитического учета синтетическому.
5.1. Проверка расчетных операций.
5.2. Правильность оформления и ведения кассовых операций, отражения их в учете.
5.3. Учет основных средств, МБП, нематериальных активов.
5.4. Учет заработной платы.
5.5. Учет собственных средств кредитной организации.
5.6. Оформление и учет операций по совместной деятельности (сч. 825).
5.7. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности по рублевым и валютным операциям (учет расчетов с подотчетными лицами и т.д.).
5.8. Правильность совершения внутрибанковских операций по расчетам с филиалами, отделениями (представительствами).
5.9. Учет доходов кредитной организации.
5.10. Учет расходов кредитной организации.
5.11. Формирование и распределение прибыли.
5.12. Правильность исчисления и уплаты кредитной организацией налога на прибыль, НДС, спецналога и других налогов, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с действующим законодательством.
5.13. Отражение в учете операций по формированию прибыли и ее использованию, а также заключительных оборотов по счетам 944, 950, 969, 970, 979, 980 и др.
5.14. Правильность составления Отчета о прибылях и убытках, другой финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации (включая отчетность филиалов).
6. Анализ активно-пассивных операций кредитной организации.
6.1. Кредитование юридических и физических лиц. Межбанковские кредиты. Правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов). (Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положения ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем).
Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок.
Прежде всего, следует проанализировать следующие вопросы: производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и процентов; является ли финансовая информация, которую обязан предоставить должник, полной и не устарела ли она; как давно последний раз проводился анализ финансового состояния должника; есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или вообще не будут выплачены; какова должна быть сумма резервов на возможные потери по ссудам; является ли документация по ссуде полной и юридически действительной; правильно ли оформлены документы по обеспечению и гарантиям; является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформляющего ссуды работника банка, но и для других; как в дальнейшем строится работа информирования руководства тем работником, который оформлял ссуду; как применяются необходимые меры воздействия в отношении должника на основании заключений работника банка, оформляющего ссуды; является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля.
6.2. Операции с ценными бумагами. Учет операций (синтетический, аналитический и внебалансовый). Переоценка ценных бумаг.
6.3. Прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление, учет.
6.4. Депозитные операции в кредитной организации. Процентная политика. Учет движения привлеченных средств юридических и физических лиц; правильность начисления и выплаты процентов.
6.5. Привлечение централизованных кредитных ресурсов; отчетность по их использованию и учет.
6.6. Анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам. Полнота и своевременность ее отражения в учете.
7. Анализ правильности расчета и соблюдения экономических нормативов. Своевременность и полнота депонирования средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.
8. Операции кредитных организаций в иностранной валюте.
8.1. Активные и пассивные операции кредитной организации в иностранной валюте.
8.2. Проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте. Установление корреспондентских отношений с иностранными и российскими кредитными организациями.
8.3. Осуществление операций по купле - продаже иностранной валюты.
8.4. Валютное обслуживание граждан в соответствии с действующим законодательством.
8.5. Неторговые операции. Работа обменных пунктов, соответствие их оборудования требованиям Банка России.
8.6. Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.
8.7. Валютный контроль за поступлением товаров, услуг по импортным контрактам резидентов.
9. Административные и экономические санкции, наложенные на кредитную организацию (дата наложения санкции, орган, наложивший санкцию, причина наложения, вид и размер санкции, ее выполнение).
Кредитная организация, имеющая филиалы, представляет в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.
Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у кредитной организации, имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений кредитной организации.
При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего аудита кредитной организации. В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.
Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов:
1. Учредительные документы.
2. Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации.
3. Ежедневные бухгалтерские балансы.
4. Оборотно-сальдовые ведомости.
5. Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.
6. Лицевые счета.
7. Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.:
- по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы);
- по вкладам граждан;
- по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте;
- по операциям внутрибанковского значения (раздел 1, XXI - XXIV);
- кассовые документы.
8. Документы аналитического учета по всем операциям, подлежащим аналитическому учету.
9. Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки.
10. Книга учета бланков строгой отчетности.
11. Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям.
12. Платежно-расчетные документы.
13. Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.
14. Кредитные договора, договора залога, страхования и т.п.
15. Гарантийные обязательства кредитной организации.
16. Соглашения и договора по другим операциям кредитной организации.
17. Бухгалтерская и аналитическая отчетность кредитной организации.
18. Документация отдела кадров.
19. Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов.
- Главная
- ПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.03.96 N 02-71 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ от 18.03.96 N 258)