в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 22.02.96 "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД"
действует Редакция от 22.02.1996 Подробная информация
ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 22.02.96 "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД"

II. Среднесрочная экономическая стратегия: цели и задачи политики

7. Среднесрочная стратегия имеет целью формирование основ устойчивого экономического роста посредством:

а) дальнейшего значительного снижения инфляции в течение нескольких последующих лет;

б) обеспечения свободного функционирования рынка товаров и факторов производства и создания необходимых для этого институциональных и законодательных структур;

в) достижения устойчивости платежного баланса в среднесрочной перспективе.

В то же время эта стратегия включает в себя меры по смягчению воздействия неизбежных издержек переходного периода на наиболее уязвимые слои населения, а также по формированию условий для того, чтобы экономический рост способствовал уменьшению масштабов бедности в России.

8. Проведение последовательной и уверенной политики реформ и стабилизации вызовет значительный рост уверенности в деловой сфере и увеличение общего объема инвестиций. Данная стратегия предусматривает ускорение роста ВВП в реальном выражении до 2 - 4 процентов в 1996 - 1997 гг. и до 6 процентов в год в течение последующего периода до 2000 года. Намечено постепенное снижение ежемесячной инфляции до уровня около 1 процента к концу 1996 г. и последующее ее небольшое уменьшение в 1997 и 1998 гг.

9. Платежный баланс по текущим операциям в течение нескольких ближайших лет, скорее всего, будет ухудшаться в связи с восстановлением объема инвестиций и падением регистрируемых статистикой частных сбережений (как доли текущих доходов), происходящих в условиях более низкой инфляции и более медленного обесценения реального богатства. Полная и окончательная реструктуризация российского долга наряду с возвращением вывезенных из страны капиталов и более значительным объемом прямых иностранных инвестиций способна обеспечить финансирование этого возросшего дефицита, позволяя тем не менее довести величину валовых официальных международных резервов до уровня обеспечения импорта товаров и нефакторных услуг в течение трех месяцев. В дальнейшем проведение разумной макроэкономической политики и восстановление внутренних сбережений позволят достичь большей внешнеэкономической устойчивости и поддерживать ее, а также профинансировать снизившийся дефицит баланса текущих операций, не прибегая к дополнительным мерам по облегчению долгового бремени.

10. В достижении указанных макроэкономических целей ключевым моментом следует считать снижение общего дефицита бюджета (расширенного правительства) с уровня примерно в 5 процентов ВВП в 1995 г. до 4 процентов ВВП в 1996 г. и 2 процентов ВВП к 1998 г. Поскольку ожидается бездефицитное исполнение местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, динамика дефицитов федерального бюджета и бюджета расширенного правительства будет идентичной. По нашему мнению, такой уровень дефицита будет в значительной степени финансироваться из неэмиссионных источников и без "вытеснения" кредитов банковской системы частному сектору. Не будет практиковаться предоставление прямых кредитов со стороны Центрального банка.

11. В более долгосрочной перспективе устойчивость осуществления предусматриваемой корректировки в налогово-бюджетной сфере будет зависеть от повышения уровня доходов бюджета. В этой области Правительство намерено принять меры по повышению в среднесрочной перспективе доходов бюджета расширенного правительства в чистом исчислении на 4 - 5 процентных пунктов от ВВП. В контексте укрепления налогово-бюджетной сферы повышение объема доходов позволит увеличить расходы, в том числе на пособия по безработице, меры социальной поддержки, восстановление инфраструктуры и другие направления, связанные с осуществлением структурной реформы.

12. Кредитная политика будет направлена на осуществление основной цели - запланированного снижения инфляции, в то же время при ее формировании следует учитывать необходимость предоставления кредитов частному сектору для поддержки экономического подъема и структурной перестройки. При этом по мере значительного повышения спроса на деньги и снижения инфляции должно произойти заметное уменьшение темпов роста чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования. Следствием более низкой инфляции станет также падение номинальных процентных ставок, хотя ожидается, что процентные ставки в реальном выражении некоторое время будут иметь высокие положительные значения.

13. Среднесрочная стратегия в области валютного регулирования, опираясь на успешное введение режима валютного коридора, будет иметь целью дальнейшее создание условий для стабилизации валютного курса рубля. Мы рассматриваем действующий в настоящее время режим валютного коридора в качестве меры, направленной на поддержание адекватной конкурентоспособности отечественной продукции и устойчивого платежного баланса, а также в качестве важного инструмента достижения стабильности цен. Тем не менее, будет продолжаться рассмотрение возможностей изменять параметры границ допустимых колебаний валютного курса или вносить иные изменения, укрепляющие роль валютной политики в процессе стабилизации.

Совершенствование механизмов реализации макроэкономической политики

14. Реализация описанной выше финансовой политики потребует разработки и внедрения соответствующих механизмов. Для этого будет осуществлен комплекс мер как в бюджетной, так и в денежно-кредитной сфере. В области налогово-бюджетной политики Правительство намерено осуществить комплекс мер для повышения доходов, совершенствования налоговой системы и ее регулирования, а также для оптимизации структуры расходов и управления ими.

15. Ключевым вопросом среднесрочной стратегии является формирование и внедрение в практику системы налогообложения, которая отвечает следующим требованиям: наличие широкой базы, отсутствие перекосов, справедливый и открытый характер, простота управления. Будут приняты меры, во-первых, по уменьшению различий в относительном распределении налоговых поступлений в бюджет от разных секторов экономики - особенно низких от энергетических отраслей - и, во-вторых, по переносу центра тяжести с налогов, взимаемых с предприятий, на налоги с физических лиц и налоги на потребление. В новой системе налогообложения не будет механизмов стимулирования или ограничения развития отдельных отраслей, предприятий или регионов. Будут также приняты меры к тому, чтобы уменьшить масштабы уклонения от уплаты налогов (эта проблема усугубилась в связи с быстрым ростом частного сектора, налогообложение которого сопряжено со значительными трудностями), сокращение целевого налогообложения, отмена льгот, а также введение более уместных строгих штрафных санкций для борьбы с нарушениями в налоговой сфере. Ликвидируются все возможности уплаты налогов в неденежной форме (включая зачет или освобождение); расчеты по всем налоговым обязательствам будут осуществляться в денежной форме. В более долгосрочной перспективе по мере достижения значительного прогресса в пополнении доходной части бюджета Правительство рассмотрит вопрос об уменьшении налогового бремени на предпринимательскую деятельность.

16. Меры по совершенствованию налоговой системы необходимо разрабатывать и осуществлять в контексте общей стратегии макроэкономической стабилизации, подразумевающей повышение доходов, в том числе для компенсации ожидаемого недолговременного снижения доходов бюджета вследствие запланированной на 1996 г. отмены отдельных налогов, таких, как экспортные пошлины на нефть и газ, специальный налог на добавленную стоимость и налог на превышение фонда оплаты труда. Как указано выше, ставится задача в среднесрочной перспективе значительно увеличить доходы бюджета как долю ВВП. Для решения этой задачи будут приняты меры по расширению базы налогообложения, совершенствованию системы расчета и сбора налогов и повышению ставок отдельных налогов.

17. В рамках среднесрочной стратегии особое внимание уделяется налогообложению энергетического сектора. Необходимо увеличить величину налоговых поступлений из данного сектора в государственный бюджет, для того чтобы она стала полностью адекватной его доле в ВВП. Наиболее актуальной задачей является увеличение налоговых поступлений путем повышения собираемости налогов, отмены налоговых льгот и укрепления системы их сбора. Существует значительный потенциал повышения доходов за счет акцизов на нефть, бензин, электроэнергию и в особенности на природный газ. Общее намерение Правительства в отношении налогообложения энергоносителей заключается в переходе к системе расчета налогов по методу начисления. Основные положения системы налогообложения новой нефтедобычи содержатся в недавно принятом Законе "О соглашениях по разделу продукции". Правительство предпримет усилия к тому, чтобы обеспечить принятие соответствующих нормативных актов и отдельных соглашений, обеспечивающих равное отношение ко всем производителям, как внешним, так и внутренним, и основанных на четко разработанных законодательных актах и порядке арбитража. Что касается существующего производства нефти, то мы пересмотрим систему его налогообложения с целью повышения ее действенности и экономической эффективности.

18. Задача совершенствования системы сбора налогов чрезвычайно многогранна. Предстоит безотлагательно осуществить решительные меры по повышению собираемости налогов, снижению уровня недоимок по налогам и совершенствованию способов работы с накопленным объемом недоимок. Значительно увеличена численность сотрудников Государственной налоговой службы (ГНС), однако ее деятельность нуждается в модернизации и в упрощении процедур. Для этого будет осуществлен ряд конкретных мер, разработанных с учетом международного опыта, в том числе в области бухгалтерского учета и аудита.

19. Правительство также намерено предпринять значительную структурную перестройку системы государственных расходов. Для этого мы начнем проведение анализа государственных расходов с целью выявления тех сфер, в которых перераспределение средств будет способствовать более эффективному предложению общественных благ (товаров и услуг). План работы по изменению структуры расходов включает в себя несколько принципиальных пунктов. Прежде всего увеличивается гласность в предоставлении бюджетных и внебюджетных дотаций и трансфертов, направляемых в основном сельскому хозяйству и угольной промышленности, а также северным регионам, и происходит уменьшение объема этой задолженности, что существенно облегчает их давление на бюджет. Снижению давления на бюджет будет способствовать также принятие окончательного плана по сокращению дотаций на жилье при одновременном сохранении существующих установок, направленных на содействие местным властям в получении с населения к 1998 г. полного объема коммунальных издержек и затрат на содержание жилья. В течение нескольких ближайших лет по мере рационализации цен на энергоносители и коммунальные услуги и выведения жилого фонда из ведения предприятий мы разработаем инструменты для активизации действий местных властей по стимулированию конкуренции в области предоставления коммунально-бытовых услуг, увеличению доли коммунальных издержек, взимаемых с населения, повышению эффективности использования энергоносителей, развитию конкурентных рынков жилья, более четкому определению прав собственности, а также по введению целевых дотаций на содержание жилья для социально уязвимых групп населения.

20. Постепенная отмена дотаций будет сопровождаться глубокими реформами системы социального обеспечения, направленными на повышение эффективности затрат и расширение сферы действия программ социальной защиты. Увеличатся минимальные пенсии, в среднесрочной перспективе произойдет рационализация правил их начисления, кроме того, повысится размер минимального пособия по безработице, расширится поддержка лиц, не имеющих работы в течение длительного времени. В целях уменьшения бедности получат дальнейшее развитие программы оказания помощи беднейшим гражданам, основанные на проверке личных доходов и имущества. Данные программы будут финансироваться в рамках существующих бюджетных ограничений. Если благодаря упомянутым выше усилиям по повышению объемов поступления доходов удастся превысить цель по доведению объема доходов до 13,5 процента ВВП в 1997 г. и 14,5 процента ВВП в 1998 г., будут предприняты дальнейшие шаги по защите наиболее уязвимых групп населения, т.е. престарелых, не имеющих работы в течение длительного времени, а также инвалидов. Эти меры будут осуществляться в соответствии с поставленными целями по сокращению дефицита бюджета.

21. Будут приняты меры по реформированию пенсионной системы. В настоящее время ее структура такова, что в недалеком будущем эта система может столкнуться с серьезными финансовыми трудностями. В ближайшей перспективе продолжится работа по повышению эффективности существующей системы, в том числе: усиление санкций в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность перед Пенсионным фондом; своевременное выполнение обязательств по осуществлению бюджетных платежей в Пенсионный фонд; освобождение Пенсионного фонда от всех расходов, не связанных с пенсионным страхованием. В среднесрочной перспективе будет осуществлена рационализация правил назначения пенсий гражданам по достижении общего пенсионного возраста. В целях обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых престарелых граждан увеличатся минимальные пенсионные выплаты и изменятся механизмы индексации в рамках имеющихся бюджетных ресурсов. В долгосрочной перспективе получит развитие трехступенчатая система пенсионного обеспечения, включающая:

1) государственную программу базовых пенсий;

2) обязательные пенсии, основанные на сбережениях граждан, финансируемые за счет личных трудовых доходов;

3) дополнительное пенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды.

Первоначальные усилия государства будут сосредоточены на разработке институциональной структуры, правовой основы и финансовых механизмов обязательной системы "второго уровня".

22. Меры по повышению эффективности Федеральной службы занятости, которые необходимо осуществить, включают: увеличение доли средств Фонда занятости, централизуемых на федеральном уровне; переход на бюджетные принципы управления Фондом занятости; пересмотр критериев назначения пособия по безработице; ликвидацию субсидий предприятиям на обеспечение занятости, за исключением программ субсидирования занятости инвалидов, профессиональной переподготовки персонала, профессиональной подготовки молодежи непосредственно на производстве, субсидирования занятости лиц, не имеющих работы дольше 6 месяцев.

23. Управление бюджетным процессом улучшится также за счет совершенствования бюджетных процедур, включая процедуры, связанные с планированием и исполнением бюджета, управлением кассовыми операциями и долгом, а также практикой государственных закупок. Подготовка бюджета станет более рациональной вследствие:

а) расширения границ бюджета за счет внебюджетных статей;

б) применения экономической классификации отчетности по расходам бюджета;

в) упорядочения бюджетного процесса и связанных с ним практических мер, в том числе прохождения бюджета в парламенте;

г) аудиторских проверок исполнения бюджета.

Для существенного повышения эффективности управления кассовыми операциями и контроля за расходами в регионах создается единая компьютеризованная система управления Федеральным казначейством, контролирующая все стадии процесса расходования бюджетных средств (начисление, проверку и осуществление платежей). Наконец, будут разработаны процедуры проведения конкурсов на право поставок продукции для государственных нужд, отвечающие требованиям открытости, недискриминационного характера и участия значительного количества претендентов.

24. Принципиально важным элементом среднесрочной стратегии создания сильной финансовой системы Российского государства является тщательно обоснованная схема отношений бюджетов различных уровней, то есть механизм распределения налоговых поступлений и полномочий в области политики расходов между органами управления на федеральном и региональном уровнях и в пределах регионов, осуществления межбюджетных трансфертов и заимствований на региональном и муниципальном уровнях - механизм, направленный на достижение максимальной эффективности функционирования финансовой системы, ее ясности и доступности для учета. Будут пересмотрены и, при необходимости, изменены полномочия властей каждого уровня по осуществлению расходов и существующая система распределения налоговых поступлений. Система межбюджетных трансфертов будет укреплена и упорядочена с целью уменьшения степени неравенства в отношении размеров платежей в бюджет как между различными регионами, так и внутри их, значительного снижения объема взаимных расчетов и развития системы целевых трансфертов, предоставляемых под определенные условия. И, наконец, усилятся регулирование и контроль со стороны федеральных органов за объемами заимствования на региональном и муниципальном уровнях.

25. Неотъемлемой частью усилий по укреплению налогово-бюджетной политики в среднесрочной перспективе станет улучшение показателей финансовой деятельности предприятий, в капитале которых принимает участие государство. Предусматриваются меры по совершенствованию управления предприятиями, подготовке к проведению приватизации / реорганизации и улучшению финансовой отчетности и проведению аудиторских проверок. Предприятия должны будут регулярно отчитываться по своим финансовым планам о результатах оперативной деятельности и заимствованиях. Эти меры должны привести к улучшению показателей их работы, что скажется на состоянии государственного бюджета в среднесрочной перспективе.

26. В тех случаях, когда предприятия извлекают выгоду из бюджетной поддержки в форме субсидий, льготных ссуд и государственных гарантий, контроль за их деятельностью будет особенно тщательным. Как правило, выделение государственных субсидий и других форм государственной поддержки таким предприятиям (например, в угольной промышленности) должно быть поставлено в зависимость от выполнения согласованных планов структурной перестройки, основанных на результатах аудиторских проверок. Отчеты об успехах в проведении структурной перестройки, а также об использовании государственных ресурсов должны быть представлены в приложении к бюджету.

27. Для повышения доверия к бюджетной политике Правительство предпримет шаги по нормализации операций по внутреннему государственному долгу, включая реорганизацию товарного долга, анализ возможности переоформления в ценные бумаги всего объема долга Правительства перед Центральным банком и отказ от использования нерыночных способов его финансирования. В то же время Правительство примет ряд дальнейших мер по совершенствованию управления внутренним долгом и последовательному развитию неэмиссионных инструментов финансирования, основанных на рыночных принципах. В этой связи основное внимание и в дальнейшем будет сосредоточено на привлечении сбережений населения.

28. Существует необходимость укрепления механизмов реализации экономической политики и в кредитно-денежной сфере. Среднесрочная стратегия включает в себя ряд мер, направленных на совершенствование возможностей управления этой сферой посредством повышения эффективности уже существующих кредитно-денежных инструментов, а также создания и развития новых инструментов кредитно-денежного контроля.

29. Среднесрочная стратегия будет также включать целостный комплекс мер по укреплению банковской системы, состоящий из 4 элементов. Во-первых, создание новых инструментов управления ликвидностью и планомерное совершенствование платежной системы (см. ниже), что позволит обеспечить способность финансовых рынков справляться с временной нехваткой ликвидности. Во-вторых, расширение полномочий Центрального банка в сфере банковского надзора. В-третьих, широкий спектр мер для более действенного "пруденциального" регулирования банковской деятельности. И, наконец, принимая во внимание необходимость структурных преобразований в банковском секторе и создания условий для работы с проблемными банками, мы разработаем специальное законодательство о банкротстве банков, направленное на ускорение ликвидации банков, а также проведем всесторонний анализ состояния банковской системы (в том числе специализированных банков). Правительство и Центральный банк безотлагательно займутся так называемыми проблемными банками. Работа с ними будет осуществляться либо путем содействия восстановлению нормального финансового положения банка, либо посредством ликвидации. В целом стратегическая линия по-прежнему направлена на то, чтобы избежать какого-либо льготного содействия банкам, имеющим проблемы, хотя Центральный банк готов предоставить экстренные краткосрочные кредиты банковскому сектору в случае возникновения системного риска.

30. Будет рассмотрена возможность введения в практику механизма страхования депозитов, допускающего возможность банкротств и ликвидации банков, испытывающих затруднения. Размер гарантированного возмещения потерянных сумм для каждого вкладчика будет ограничен, поскольку основной целью данного механизма являются защита мелких вкладчиков и поддержание стабильности банковской системы в целом. Все решения о дальнейшем развитии системы страхования депозитов будут приниматься только в контексте общего комплекса мер, проведение которых гарантирует, что включенные в эту систему коммерческие банки платежеспособны и обладают достаточным объемом капитала, в банковском законодательстве по этому вопросу отсутствуют пробелы, полностью соблюдается требование о предоставлении информации, за банками осуществляется эффективный надзор со стороны Центрального банка. Мы будет стремиться к обеспечению того, чтобы не был принят ни один закон, в том числе находящийся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы, если он не соответствует данным принципам. Центральный банк не будет осуществлять прямое финансирование страхового фонда. Финансирование будет производиться самими банками.

31. Мы также намерены осуществить меры по дальнейшему совершенствованию существующей платежной системы Центрального банка с учетом задачи обеспечения роста эффективности управления банковской ликвидностью и успешной реализации денежно-кредитной политики. Помимо ряда краткосрочных мер, Центральный банк завершит разработку плана развития платежной системы, включая определение роли Центрального банка и форм его взаимодействия с частными структурами.

32. Необходимым элементом среднесрочной стратегии является также дальнейшее совершенствование статистической отчетности, что улучшит качество макроэкономического анализа и возможности проведения соответствующей политики. Главные из существующих проблем статистической отчетности, которые мы намерены решать, связаны прежде всего с отсутствием экономической классификации расходов федерального Правительства и местных органов власти, неадекватностью данных о доходах, расходах и финансировании по основным внебюджетным фондам, способами расчета дефляторов национальных счетов, а также с необходимостью более четкого определения официальных финансовых требований России к иностранным должникам.

Меры структурной политики

33. Значительное место в среднесрочной стратегии займет аграрная реформа. В ближайшей перспективе бюджетные трансферты сельскому хозяйству будут сокращены и переориентированы с дотацией производству на целевую поддержку нуждающимся потребителям. Кроме того, незамедлительно начнется осуществление широкого круга мер, рассчитанных на несколько лет. В их числе:

а) содействие развитию более эффективных рынков для обеспечения возможности передачи прав собственности на землю на основе действующего законодательства;

б) юридическое оформление отношений между хозяйствующими субъектами и собственниками земли и имущества;

в) устранение ценовых диспропорций и торговых барьеров;

г) сокращение государственных закупок;

д) перевод всех государственных закупок на рыночную основу и внедрение практики получения государственного финансирования на конкурентной основе.

34. В настоящее время принимаются меры для ускоренного решения задач второго этапа программы приватизации (основным механизмом которого являются денежные аукционы) и для повышения эффективности этого процесса. При разработке ежегодных программ приватизации Правительство намерено устанавливать годовые индикативные целевые показатели по доходам, поступающим в бюджет от приватизации. Конкретные целевые показатели в отношении федеральной собственности будут определены для каждого региона, а также по отраслям. В целом следует стремиться к тому, чтобы целевые

показатели достигались за счет улучшения качественных параметров процесса приватизации (и вследствие этого увеличения стоимости), а не только путем увеличения количества приватизированных предприятий. Комплекс конкретных мер, направленных на улучшение качественных показателей, включает:

а) заблаговременное предоставление потенциальным покупателям более полной информации относительно каждого предприятия, выставляемого на продажу;

б) проведение более широкой рекламной кампании;

в) при наличии соответствующих условий осуществление органами, ответственными за проведение приватизации, организации продаж крупных пакетов акций конкретных предприятий, с тем чтобы облегчить возникновение и становление крупных инвесторов, которые окажут содействие в совершенствовании управления компаниями;

г) обеспечение гарантий соблюдения единых четких правил проведения всех сделок по приватизации и пресечение попыток создания особых условий для отдельных предприятий или инвесторов;

д) предоставление гарантированных возможностей иностранным инвесторам; но при этом у государства сохраняется право контроля за иностранным участием в ограниченном круге отраслей, имеющих стратегическое значение.

Правительство не будет осуществлять ренационализацию или увеличивать свою долю в капиталах предприятий или коммерческих банков.

35. Правительство и Центральный банк намерены и далее способствовать развитию эффективных рынков капитала в соответствии с международной практикой. Для этого они разработают действенную правовую основу для операций с ценными бумагами и действенные методы ликвидации и реорганизации неплатежеспособных предприятий, а также положение о защите интересов внешних инвесторов. В этом контексте они подготовят закон о ценных бумагах и поправки к Гражданскому кодексу и закону о банкротстве.

36. В области реформы городского землепользования и недвижимости Правительство намерено способствовать развитию более эффективных рынков для обеспечения возможности передачи прав собственности на землю на основе частной собственности и других существующих форм собственности. Кроме того, разрабатываются нормативные акты, в которых разъясняются права хозяйственного освоения и пользования землей в городе. Одновременно в Думу будет представлен законопроект об ипотеке и кондоминиумах и введены правовые и финансовые механизмы, облегчающие предоставление необходимого финансирования для развития частного сектора недвижимости.

37. В целях обеспечения условий для развития свободной и честной рыночной конкуренции Правительство будет уделять особое внимание соблюдению действующего антимонопольного законодательства. Правительство не будет заново вводить на федеральном уровне контроль за ценами и заработной платой. Мы также предпримем шаги по уменьшению использования на местах контроля за ценами и торговлей, а также иных мер нормативного характера, мешающих становлению действенной конкуренции между регионами. Правительство отменит неценовые дискриминационные механизмы, такие, например, как принудительное распределение произведенной продукции на местном уровне.

38. Одной из задач Правительства в этой сфере является адекватное регулирование деятельности естественных монополий. Для контроля за установлением цен и тарифов и обеспечения эффективности и конкуренции будут созданы полномочные регулирующие органы; при этом регулирующие функции официальных органов будут отделены от функций оперативного управления естественными монополиями, а также от процесса реализации роли государства как собственника и крупнейшего акционера. Помимо этого, для отраслей естественной монополии будут разработаны планы структурной перестройки и приватизации с целью отделения потенциально конкурентоспособных сегментов данных отраслей от тех, которым присущи особенности естественных монополий. Кроме того, из естественных монополий будут выделены потенциально конкурентоспособные виды неосновной деятельности и социальная сфера.

39. В 1996 г. начнется осуществление комплексной реформы системы здравоохранения. Эта реформа будет включать оценку эффективности предоставления и финансирования медицинских услуг и проведение аудиторской проверки Фонда медицинского страхования. В рамках системы обязательного медицинского страхования будет проведена конкретизация гарантированного минимума медицинских услуг и рассчитана его стоимость. Будут определены возможные альтернативные пути повышения эффективности расходов на здравоохранение. Реформа направлена на расширение самостоятельности учреждений здравоохранения и развитие конкуренции между ними при условии защиты прав пациентов и обеспечения гарантированного доступа всех граждан к получению гарантированного минимума медицинских услуг. Данный вид медицинского обеспечения населения будет финансироваться как за счет взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, так и за счет определенной поддержки из средств бюджета. В рамках системы обязательного медицинского страхования российские граждане получат право выбора страховых компаний и учреждений здравоохранения, а также возможность добровольного приобретения дополнительных услуг учреждений здравоохранения.

40. Для повышения общего качества образования в России и удовлетворения спроса на формирующемся рынке рабочей силы Правительство инициирует ряд реформ системы образования. Правительство разработает план действий с целью удовлетворения нужд учащихся, повышения конкурентоспособности учебных заведений, расширения спектра образовательных, исследовательских и иных услуг, способствующих повышению качества образовательного процесса. В него будут входить: (а) утверждение нормативного финансирования образовательных учреждений, использующего систему подушевого финансирования, а также плату со стороны пользователей; (б) разработка гласного и четкого механизма поддержки системы образования в депрессивных регионах; (в) реформирование программы учебного книгоиздательства; (г) разработка системы статистики образования в соответствии с мировой практикой в этой области; (д) дальнейшая разработка, апробация и введение образовательных стандартов с учетом принципов преемственности этапов образования и типов образовательных учреждений; (е) реформирование системы управления учебными заведениями с целью обеспечения их автономности и гласности и четкости процедур финансирования; (ж) внедрение четких и в то же время либеральных правил вступления новых образовательных учреждений в систему образования; (з) усиление адресного характера социальной поддержки студенчества.

Меры в области внешнеэкономической политики

41. Ключевой задачей программы является превращение России в полноправного участника открытой многосторонней платежной и торговой системы. В частности, к началу 1996 г. завершится заключительный этап либерализации режима экспорта, а режим импорта останется свободным с применением в среднесрочной перспективе низких и более унифицированных тарифов (с поправкой на обычные и принятые в международном сообществе исключения). Основным правилом регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации остается отказ от использования количественных ограничений на экспорт и импорт. Количественные ограничения в форме экспортных квот могут устанавливаться Правительством исключительно с целью выполнения Россией своих международных обязательств <*>. Если протекционистские меры необходимы для защиты внутренних производителей (товаров или их близких заменителей) от ущерба, наносимого импортом, то эти меры будут основаны на ценовом принципе, четко сформулированы, носить временный, недискриминационный характер и вводиться после осуществления соответствующих процедур, согласованных с Всемирной торговой организацией, а также с учетом затрат потребителей и пользователей. В этой связи одним из приоритетов внешнеэкономической политики России является вступление во Всемирную торговую организацию. Выполнению этой задачи будет способствовать превращение рубля в конвертируемую валюту для всех платежей и трансфертов по текущим международным операциям и достижение в среднесрочной перспективе устойчивости платежного баланса без возврата к методам "исключительного" финансирования. Важным элементом внешнеэкономической политики является урегулирование финансовых отношений как с кредиторами, так и с должниками. Мы признаем необходимость продолжения обоснованных внешних заимствований на государственном уровне; в то же время следует позволить зарождающемуся частному сектору в полной мере получить выгоду от доступа к мировому рынку для финансирования торговли и инвестиций.


<*> Прочие нетарифные ограничения на внешнюю торговлю, включая государственную монополию на торговлю, экспортные и импортные лицензии на отдельные типы товаров, а также запрещение экспорта и импорта могут быть введены исключительно с целью обеспечения законности и общественного порядка в стране, международной безопасности и охраны здоровья граждан, а также для защиты окружающей среды, культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации.

42. Правительство России обратится с просьбой о дополнительном переоформлении своих обязательств по погашению внешнего долга с целью достижения более долгосрочного решения данной проблемы и надеется, что неотъемлемой частью нормализации международных финансовых отношений России станет достижение в ближайшем будущем соглашений со всеми кредиторами. Облегчение долгового бремени, предусматриваемое данными соглашениями, откроет пути для более быстрого преобразования экономики и повышения уверенности внутренних и внешних экономических субъектов в способности российских властей выполнить свои финансовые обязательства. Более того, окончательное решение проблемы внешнего долга должно позволить России утвердить свою кредитоспособность на международной арене и принять на себя роль важного участника международной финансовой деятельности. Однако, являясь суверенным государством - заемщиком, мы будем стремиться к осуществлению взвешенного подхода к внешним обязательствам, включая обязательства, выданные под государственные гарантии.

43. В качестве одного из крупнейших в мире кредиторов Правительство Российской Федерации намерено предпринять определенные шаги по урегулированию своих требований к развивающимся странам, включая урегулирование этих требований с помощью использования механизмов международных организаций. В то же время, принимая во внимание исторически сложившиеся отношения с рядом стран, Правительство будет дифференцированно подходить к данной проблеме. Оно также будет максимально содействовать усилиям международных организаций в решении проблемы внешнего долга развивающихся стран, особенно тех бедных стран, долговое бремя которых очень велико.

  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 22.02.96 "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД"