в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 22.02.96 "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД"
действует Редакция от 22.02.1996 Подробная информация
ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 22.02.96 "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД"

III. Программа на 1996 год. Бюджетная политика

44. В соответствии с приведенным выше пунктом 10 настоящего Заявления Правительства и Центрального банка Российской Федерации дефицит бюджета расширенного правительства <**> в 1996 г. ограничен величиной, приблизительно равной 4 процентам от объема ВВП, и для него утверждаются ежемесячные предельные величины (см. Приложение). В соответствии с этим показателем Правительство установило на 1996 г. предельную величину дефицита федерального бюджета в размере около 4 процентов от объема ВВП, что было утверждено Президентом 31 декабря 1995 г. Особое внимание обращается на консолидированную финансовую позицию местных органов власти и внебюджетных фондов с целью удержать дефициты их бюджетов в рамках лимитов программы. В связи с этим Правительство будет внимательно следить за динамикой долга местных органов власти.


<**> Данные параметры, так же, как и прочие целевые показатели и обязательства, конкретизированы в Приложении, которое является неотъемлемой частью настоящего Заявления. Макроэкономические термины, используемые в данном Заявлении и Приложении, приведены в Меморандуме определений, разработанном Министерством финансов и Банком России во взаимодействии с сотрудниками МВФ.

45. Чтобы обеспечить соблюдение приведенных выше целевых бюджетных показателей, федеральное Правительство внедрит меры по повышению доходов федерального бюджета 1996 г. примерно на 1 процентный пункт от объема ВВП по сравнению с уровнем доходов, зафиксированным в 1995 г. Помимо этого, для обеспечения фактического поступления доходов на запланированном уровне Правительство будет уделять особенно пристальное внимание соблюдению графика поступлений. Кроме того, в начале 1996 г. Правительство определит шаги, которые могут оказаться необходимыми для достижения напряженных целевых показателей по уровню доходов, поставленных в рамках среднесрочной программы. Конкретные меры по повышению доходов в 1996 г. подробно описаны в Приложении.

46. В соответствии со среднесрочной задачей увеличения доходов бюджета за счет энергетического сектора в 1996 г. будет осуществлен комплекс мер. Сокращение доходов в результате отмены экспортной пошлины на нефть будет компенсироваться за счет повышения акциза на данный вид энергоносителей и изменения уровней сборов за транспортировку нефти и газа. Прирост доходных поступлений будет зависеть от повышения объема собираемых недоимок и увеличения собираемости налогов, а также от установления более высоких акцизных ставок на нефть, бензин, электроэнергию и в особенности на газ (см. Приложение). Как и все прочие налогоплательщики, корпорации энергетического сектора станут погашать свои налоговые обязательства путем кассовых расчетов. Любые операции, проводимые этими корпорациями от имени Правительства (например, предоставление субсидий населению, обслуживание долга от имени Правительства или поставки нефти сельскому хозяйству), получат четкое отражение в бюджете и будут осуществляться путем кассовых расчетов по рыночным ценам и ставкам. Конкретные рекомендации краткосрочного характера и принимаемые в течение переходного периода меры по увеличению доходов бюджета за счет энергетического сектора представлены в Приложении. Дополнительные мероприятия, проведение которых предусмотрено в среднесрочный период, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам <***>.


<***> Меморандум о взаимопонимании по структурным вопросам является составной частью настоящего Заявления.

47. Правительство также примет особые меры для повышения эффективности системы сбора налогов и перехода к системе расчета налоговых обязательств по методу начисления. Для достижения этих целей Государственная налоговая служба:

а) введет обязательное использование счетов - фактур по налогу на добавленную стоимость;

б) пример конкретные меры для расширения сферы применения метода счетов - фактур (который в настоящее время используется в обрабатывающей промышленности и оптовой торговле) для определения НДС во всех отраслях промышленности и сферы услуг;

в) ускорит реализацию реформы системы налогообложения, скоординированно используя предоставляемую техническую помощь;

г) создаст группу экспертов - аудиторов в центральном аппарате Государственной налоговой службы при одновременном укреплении потенциала местных отделений ГНС, разработает пособия по проведению аудиторских проверок для сотрудников, которые будут вести эту работу, и внедрит более эффективные аудиторские процедуры;

д) начнет подготовку специалистов по аудиту.

Совместно с Министерством финансов Государственная налоговая служба:

а) обяжет налогоплательщиков вести отдельные журналы покупок и продаж в качестве бухгалтерских книг;

б) разработает новое пособие по системе бухгалтерских счетов;

в) до 1 марта 1996 г. обеспечит фактическое прекращение действия правила "30/70".

48. Специальная оперативная группа, созданная в 1995 г. для осуществления сбора недоимок по налогам, продолжит свою деятельность в течение 1996 г. Совместно с Государственной налоговой службой и иными соответствующими ведомствами она проведет оценку объема задолженности по уплате налогов и начисленных, но не погашенных штрафов и разработает план действий, способствующий их погашению, в том числе в соответствии с Указом N 65 Президента Российской Федерации от 18 января 1996 г., предусматривающим отсрочку по уплате недоимок на определенных условиях. В случае неуплаты текущих налоговых платежей предприятиями, которым в соответствии с данным Указом была предоставлена отсрочка по уплате задолженности по налоговым платежам, предоставленная отсрочка автоматически подлежит отмене. Правительство воздержится от предоставления новых налоговых льгот и отсрочек. Будет пересмотрена система штрафных санкций и уплаты процентов по начисленной задолженности; вносимые в нее изменения станут стимулировать уплату налогов налогоплательщиками.

49. Кроме того, до 1 апреля 1996 г. инспекционные группы по проверке уплаты налогов в составе сотрудников Государственной налоговой службы, работающих на полной ставке и имеющих подготовку в соответствии с официальными стандартами аудиторов, будут направлены для подготовки налоговых деклараций, сбора комплексной финансовой информации и проведения аудиторских проверок (начиная с 1 июля 1996 г., но не реже одного раза в квартал) на 20 предприятий, имеющих наибольшую задолженность перед государством (как указано в пункте 8 Приложения).

50. Для улучшения сбора таможенных пошлин будут укреплены таможни. Сбор акцизов на импортируемые товары, не являющиеся энергоносителями, а также акцизов на экспортируемые нефть и газ мог бы осуществляться на таможнях. Для более точного определения налоговых обязательств еще до конца 1996 г. вводится использование эффективного метода оценки стоимости импорта и экспорта (включая соглашения о бартере и о трансфертных ценах) на основе мировых цен.

51. Госкомимущество (ГКИ), Министерство экономики и Министерство финансов будут нести основную ответственность (по сравнению с отраслевыми министерствами) за разработку государственной финансовой политики в отношении предприятий, полностью находящихся в государственной собственности, и предприятий, в которых контрольный пакет акций (т.е. более 50 процентов) принадлежит государству. Правительство предпримет ряд независимых аудиторских проверок данных предприятий, которые будут осуществлены специалистами, имеющими официально подтвержденную квалификацию. В срок до 30 июня 1996 г. начнется проведение аудиторских проверок пяти крупнейших государственных предприятий (указанных в пункте 9 Приложения). Суммарное количество крупных государственных предприятий, на которых осуществляются аудиторские проверки, будет увеличиваться от квартала к кварталу и достигнет не менее чем пятнадцати к концу 1996 г.

Начиная с 1 июля 1996 г. все государственные предприятия, полностью находящиеся в государственной собственности, обязаны представлять ежеквартальные отчеты о своих финансовых планах, результатах оперативной деятельности, размере задолженности и новых заимствованиях. По отношению к предприятиям, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, данный порядок начнет применяться с 1 января 1997 г. Меры экономической политики, касающиеся угольной промышленности, приведены в пункте 10 Приложения, а касающиеся естественных монополий - указаны ниже.

52. В соответствии с целями бюджетной политики федеральное Правительство ограничит свои расходы суммой фактически полученных доходов и величиной целевого показателя дефицита бюджета, приведенного выше. Будут также предприняты шаги для улучшения структуры и эффективности государственных расходов. Для этого в течение первого полугодия 1996 г. Правительство инициирует анализ состояния некоторых категорий государственных расходов для разработки мер экономической политики, на основе которой будут сформированы бюджет 1997 г. и бюджеты последующих лет. Одновременно в рамках исполнения бюджета 1996 г. Правительство примет решительные меры для прояснения ситуации в области предоставления бюджетных и внебюджетных субсидий и трансфертов, в частности, тех, которые выдаются сельскому хозяйству, угольной промышленности и северным территориям (см. Приложение), а также значительного их сокращения. Начиная с 1 марта 1996 г. Правительство примет меры по подготовке к тому, чтобы в 1997 г. осуществление трансфертов из бюджета федерального Правительства местным органам власти зависело от их усилий, направленных на сокращение объема выдаваемых ими субсидий, в частности, на жилищное строительство, и от хода выполнения конкретных планов по увеличению доли коммунальных затрат, покрываемой за счет населения, по росту эффективности использования энергии, развитию конкурентных рынков услуг по содержанию жилья, разграничению прав собственности и выделению целевых жилищных субсидий незащищенным слоям населения.

53. Правительство предпримет согласованные с субъектами Федерации шаги, которые гарантируют наибольшую эффективность с точки зрения затрат и нацеленность на экономически не защищенные группы населения расходов на социальную защиту (через внебюджетные фонды, пособия на детей и местные ценовые субсидии). До конца 1996 г. в Государственную Думу будет представлен законопроект о реорганизации Фонда социального страхования, предусматривающий передачу выплат нестрахового характера, в настоящее время находящихся в ведении фонда, в федеральный бюджет, местные бюджеты или в бюджеты предприятий, при одновременной ликвидации выплат, которые не могут считаться целесообразными при оказании государственной или обязательной поддержки (например, на санаторно-курортное лечение). Доля поступлений от налога на заработную плату в Фонд социального страхования существенно сократится; она будет производиться из бюджетов соответствующего уровня и учитываться при подготовке бюджета на 1997 г.

54. Необходимо предпринять срочные шаги для обеспечения более надежной основы реформы пенсионной системы. До конца 1996 г. будут внесены изменения в пенсионное законодательство, в том числе с целью преобразования структуры выплат с ориентацией на более бедных пенсионеров. Соответственно для увеличения доходов Пенсионного фонда Правительство расширит базу начисления пенсионных взносов, с тем чтобы включить в нее все трудовые доходы, в том числе не относящиеся к заработной плате. В течение 1996 г. Правительство начнет предпринимать шаги, направленные на повышение заинтересованности работников в более позднем выходе на пенсию. До 31 мая 1996 г. Правительство представит в Государственную Думу проект закона о совершенствовании действующей системы установления минимальной пенсии и пенсионных льгот. Повышение пенсий различным категориям граждан будет осуществляться в рамках бюджетных ресурсов Пенсионного фонда.

55. Для того чтобы облегчить незащищенным слоям населения бремя переходного периода, необходимо оказывать целевую поддержку безработным, обеспечив при этом укрепление финансовой стабильности Фонда занятости. В первом полугодии 1996 г. Правительство рассмотрит поправки к действующему законодательству, предусматривающие изменения схем исчисления минимальных пособий по безработице (в пределах бюджетных ограничений), а также исключающие использование средств Фонда занятости для предоставления дотаций предприятиям при сохранении в то же время программ обеспечения занятости для различных категорий лиц.

56. Для внесения большей определенности в бюджетную систему и бюджетный процесс и обеспечения их эффективности Правительство:

а) к концу 1996 г. создаст компьютеризованную систему управления Казначейством, учитывающую все стадии процесса расходования бюджетных средств;

б) пересмотрит основной закон о бюджете в целях обеспечения полного охвата бюджетных процедур и их упорядочения и представит его на утверждение в Государственную Думу к июню 1996 г.;

в) разработает проект нового закона о порядке осуществления государственных закупок, направленный на увеличение гласности и внедрение конкурсных начал, и представит его в Государственную Думу до 30 июня 1996 г.

В дополнение к этому роль Счетной палаты предполагается строго ограничить проведением аудиторских проверок; до 30 июня 1996 г. в Думу будет представлено соответствующее законодательство. Правительство также намерено в течение 1996 г. значительно продвинуться в реформировании системы финансовых операций Казначейства. Конкретные рекомендации на краткосрочную перспективу по вопросам бюджетной системы и бюджетного процесса представлены в Приложении. Дополнительные шаги, которые предполагается осуществить в течение среднесрочного периода, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

57. В области межбюджетных отношений Правительство до 31 марта 1996 г. пересмотрит существующую систему распределения полномочий по осуществлению расходов с целью подробного определения политики, источников финансирования и распределения ответственности каждого уровня власти по каждой из расходных статей. В случае необходимости одновременно с бюджетом на 1997 г. на рассмотрение Думы будет представлен законопроект о порядке корректировки системы распределения полномочий по осуществлению расходов в будущем. Что касается распределения налоговых поступлений, то Правительство будет стремиться увеличить направляемую в федеральный бюджет долю поступлений от подоходного налога с физических лиц, составляющую в настоящее время 10 процентов. С этой целью Правительство подготовит предложения по переработке существующего механизма распределения налоговых поступлений и до 30 июня 1996 г. представит соответствующий законопроект на рассмотрение Думы для включения в бюджет 1997 г. Что касается межбюджетных трансфертов, то Правительство и в дальнейшем будет воздерживаться от практики предоставления федеральных трансфертов регионам на основе зачета налоговых платежей. Оно также начнет проведение анализа системы выравнивающих трансфертов и целевых субсидий для внесения соответствующих изменений в бюджет 1997 г. Будет усилен контроль за финансовыми операциями местных органов власти, а также ужесточен надзор за заимствованиями на региональном и муниципальном уровнях. В течение 1996 г. и в последующие годы федеральное Правительство не станет давать гарантии по заимствованиям местных органов управления и внесет на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, стимулирующий местные органы власти проводить взвешенную политику в сфере заимствований.

58. Правительство продолжит осуществление мер по расширению использования рыночных способов неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита в 1996 г. Для этой цели Правительство прекратило выпуск казначейских обязательств (КО); оно примет решительные меры по нормализации внутренних долговых операций, включая реорганизацию долгов в товарной форме; как указано выше, Правительство откажется от практики прямых заимствований у Центрального банка. Однако в соответствии с положениями, содержащимися в Приложении, относительно возможной интервенции на первичном рынке Центральный банк может увеличить объем своих требований к Правительству путем покупки ценных бумаг федерального Правительства на вторичном рынке. Поскольку ожидается, что в 1996 г. уровень чистого внешнего финансирования останется низким, большая часть бюджетного дефицита должна быть покрыта посредством размещения государственных краткосрочных облигаций. Соответственно будут приняты меры для расширения рынка ГКО, включая облегчение доступа граждан России на рынок ГКО и ликвидацию определенных ограничений, влияющих на деятельность инвесторов - нерезидентов на данном рынке, распространение рынка ГКО на основные отечественные финансовые центры, помимо Москвы, развитие новых и более разнообразных долговых инструментов, углубление вторичного рынка государственных ценных бумаг через развитие системы первичных дилеров.

59. В течение 1996 г. Правительство внесет на утверждение в Федеральное Собрание новый налоговый кодекс, который призван укрепить правовую основу существующей налоговой системы, с целью его полного внедрения в 1997 г.

Кредитно-денежная политика

60. Правительство и Центральный банк намерены принять меры, необходимые для сокращения темпов роста совокупных кредитно-денежных показателей в 1996 г. до уровня, соответствующего приведенному выше целевому индикатору инфляции на 1996 г. Рост денежной базы и денежной массы будет определяться политикой Центрального банка в отношении предоставления чистого кредита коммерческим банкам, операций Центрального банка с государственными ценными бумагами на вторичном рынке, а также его интервенций (продажи или покупки иностранной валюты) на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы органы денежно-кредитного регулирования установят максимальные показатели объема своих чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному и расширенному правительствам (последнее, по определению, включает консолидированные федеральное Правительство и местные органы власти, а также бюджеты всех государственных внебюджетных фондов). Месячные целевые показатели будут установлены также в отношении объема официальных валовых и чистых международных резервов. Изменения в институциональной и нормативной структуре финансового сектора будут по возможности в максимальной степени нейтральными по отношению к приросту широкого показателя рублевой денежной массы и станут осуществляться только после технических консультаций с сотрудниками МВФ.

61. Правительство и Центральный банк при проведении кредитной политики в 1996 г. будут руководствоваться следующими принципами:

а) отказ от использования в любой период прямых кредитов Центрального банка для финансирования дефицита бюджета расширенного правительства или федерального бюджета;

б) предоставление кредитов коммерческим банкам только через аукционы и другие рыночные механизмы. Для этой цели с 31 марта 1996 г. Центральный банк начнет проводить операции по ломбардному кредитованию, а операции РЕПО с использованием государственных ценных бумаг, выпущенных на рыночных условиях, начнутся до 30 июня 1996 г.;

в) продолжение использования операций на открытом рынке для контроля за приростом чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования в соответствии с целями денежно-кредитной программы и в рамках установленных в ней предельных показателей. Как указано в Приложении, в 1996 г. будут также приняты меры по повышению эффективности других имеющихся инструментов денежно-кредитного контроля, включая рационализацию системы обязательных резервов, а также совершенствование технического механизма проведения кредитных и депозитных аукционов.

62. Центральный банк будет устанавливать свою справочную ставку на уровне или выше действующей ставки по ГКО (см. Приложение). Ставка ломбардного кредита будет устанавливаться выше справочной ставки, а разница между ними определяться Центральным банком в административном порядке.

63. В первом полугодии 1996 г. Правительство представит в Государственную Думу законопроект о полном переоформлении подлежащего погашению объема просроченных требований Центрального банка в отношении целевых кредитов, выданных в 1992 - 1994 гг. В то же время Правительство в 1996 г. не будет выдавать бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки, а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты, полученные из других источников, за возможным исключением авансовых кассовых платежей по федеральным трансфертам регионам, но с условием, что при наступлении срока погашения данных авансовых платежей соответствующие бюджетные ассигнования уменьшатся на величину субсидирования процентных ставок. Правительство не будет давать гарантий по кредитам, предоставляемым коммерческими банками, если данные суммы не включены в утвержденный бюджет, при этом срок действия любых выданных гарантий ограничивается текущим финансовым годом.

64. Правительство и Центральный банк отказываются от предоставления кредитов или государственных ссуд для решения проблем взаимных неплатежей предприятий.

65. В ходе реализации политики финансовых ограничений Правительство и Центральный банк осуществят комплекс мер по укреплению банковской системы. В их число входят:

а) совершенствование функционирования денежных рынков. Для решения этой задачи будет облегчено управление банковской ликвидностью через предоставление доступа к кредитным ресурсам Центрального банка (что описано выше) и в течение первого полугодия 1996 г. приняты решительные меры по оптимизации системы платежей. Основные шаги в этом направлении включают: скорейший ввод в действие системы расчетов в режиме реального времени для перевода крупных платежей, содействие эффективному функционированию клиринговых центров, а также разработку и внедрение системы сборов за услуги Центрального банка по осуществлению платежей;

б) повышение эффективности банковского надзора: до июля 1996 г. Центральный банк определит приоритеты по пересмотру штатного расписания и повышения квалификации сотрудников в целях улучшения качества надзора;

в) обеспечение действенного соблюдения обязательных экономических нормативов: в отношении всех банков должны действовать одни и те же нормативные требования. Центральный банк также пересмотрит свои обязательные экономические нормативы с целью приведения их в соответствие с международными стандартами. Первоначальный анализ финансового положения отдельных банков и всей банковской системы в целом по плану должен быть завершен не позднее 30 сентября 1996 г. Будут ужесточены требования к претендентам на получение лицензии на банковскую деятельность (минимальный размер капитала, наличие плана управления и бизнес-плана) и усилятся дисциплинарные полномочия Центрального банка; в течение 1996 г. будут приниматься меры по дальнейшему совершенствованию банковской отчетности на основе международных стандартов бухгалтерского учета;

г) в 1996 г. Центральный банк продолжит осуществление первоочередных мер по отношению к проблемным банкам. На основе анализа сложившейся ситуации по каждому конкретному банку будет принято решение о целесообразности его санации или ликвидации.

66. В 1996 г. Правительство и Центральный банк намерены активно добиваться утверждения Государственной Думой существующих законопроектов, регулирующих деятельность коммерческих банков, разработать и представить в парламент законопроекты о процедурах банкротства банков, электронных платежах, а также нормативные требования, регулирующие систему корреспондентских отношений между банками.

Отношения между Центральным банком и Министерством финансов Российской Федерации

67. Центральный банк и Министерство финансов продолжат тесное сотрудничество в разработке и осуществлении кредитной, денежной и бюджетной политики и наблюдении за результатами ее реализации, в управлении государственным долгом, а также проведении валютной политики - посредством проведения регулярных совещаний и обмена информацией. Центральный банк перейдет к использованию таких систем бухгалтерского учета, которые соответствуют современным условиям и применяются в работе центральных банков других стран, а также разработает порядок получения на регулярной основе достоверных оперативных данных о результатах своей деятельности.

Валютная политика и управление международными резервами

68. Правительство и Центральный банк будут придерживаться принципов единого валютного курса и намерены в течение 1996 г. ликвидировать все оставшиеся ограничения на платежи и переводы по текущим международным операциям. После отмены этих мер Правительство уведомит МВФ о принятии обязательств по разделам 2, 3 и 4 статьи VIII Статей соглашения фонда. В период действия программы ни Правительство, ни Центральный банк не будут вводить или ужесточать ограничения, касающиеся платежей и трансфертов по текущим международным операциям, вводить или изменять практику в отношении множественности валютных курсов и связанных с этим ограничений, заключать двусторонние платежные соглашения, противоречащие статье VIII Статей соглашений МВФ, либо вводить или ужесточать меры по ограничению импорта в целях поддержания платежного баланса.

69. Опираясь на успешную практику установления и поддержания валютного коридора в течение второго полугодия 1995 г., Правительство и Центральный банк объявили о продлении режима валютного коридора на первое полугодие 1996 г. В настоящее время границы колебаний обменного курса установлены в диапазоне 4550 - 5150 руб. за 1 доллар США. Меры финансовой политики, которые должны осуществляться в соответствии с данной программой, будут направлены на укрепление уверенности в сохранении валютного курса в границах коридора. При возникновении давления в сторону снижения курса рубля будут применяться в основном меры денежно-кредитной политики. В случае возникновения давления в сторону повышения курса рубля будут использоваться такие меры, как валютная интервенция, стерилизация и корректировка валютного курса. Политика в области валютного курса на второе полугодие 1996 г. и далее будет определена до июня 1996 г. на основе анализа опыта проведения политики валютного коридора и нацелена на то, чтобы способствовать снижению инфляции.

70. Как указано в Приложении, будут установлены минимальные лимиты объема чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Предусмотрено, что к концу 1996 г. валовые международные резервы органов денежно-кредитного регулирования достигнут уровня приблизительно 20 миллиардов долларов США.

Политика в области внешнеэкономической деятельности

71. Что касается внешнего долга России, то ожидается, что окончательное соглашение с коммерческими банками - кредиторами по реструктуризации долга будет достигнуто к 30 июня 1996 г., а вопросы относительно просроченной задолженности перед другими частными кредиторами разрешены в течение 1996 г. путем выпуска простых векселей, срок обращения и условия выпуска которых будут объявлены к 30 июня 1996 г. Правительство Российской Федерации обратилось к официальным кредиторам с просьбой о всеобъемлющей и окончательной реструктуризации своих обязательств по обслуживанию долга, который должен быть выплачен официальным двусторонним кредиторам, которые должны завершить реструктуризацию обязательств по выплате внешнего долга бывшего Советского Союза (за исключением части долга в форме облигаций). Как указывается в Приложении, мы твердо намерены избегать появления новой просроченной задолженности по платежам, которые не являются предметом переговоров о реструктуризации. Помимо этого, Правительство планирует в среднесрочной перспективе постепенно сократить использование двусторонних связанных кредитов, а начиная с 1998 г. отказаться принимать на себя новые контрактные обязательства.

Будет также усовершенствована система наблюдений за заимствованиями частного сектора за рубежом и другими источниками притока капитала.

72. Что касается обязательств развивающихся стран перед Россией, то первоочередной задачей в этой области является разрешение вопросов, связанных с различиями в методах оценки величин долга российской стороной и дебиторами, и объявление к середине 1996 г. общего направления подхода России к этим вопросам. Окончательный подход, который будет применяться к проблеме обязательств развивающихся стран перед Россией, должен быть объявлен к концу 1996 г. Будут также предприняты более значительные усилия по разрешению неурегулированных финансовых и торговых вопросов в отношениях со странами СНГ.

Структурные реформы

73. В 1996 г. будут приняты меры, направленные на подготовку комплексной аграрной реформы (см. Приложение). До принятия земельного кодекса, адекватного современным условиям, Правительство предпримет шаги, направленные на внедрение процедур регистрации права собственности на землю и обеспечение возможности передачи прав собственности на землю, а также внедрение механизмов и инструментов ипотечного кредитования. Государственные закупки через парагосударственные организации постепенно прекратятся; они будут осуществляться через организации, отобранные в ходе открытых конкурсов. Доступ к любому финансированию государственных закупок будет осуществляться на конкурсной основе; субсидируемое снабжение будет отделено от системы госзакупок. Дополнительные меры подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

74. В течение 1996 г. Правительство намерено принять ряд конкретных мер, направленных на ускорение приватизации. В частности, к 30 июня 1996 г. Правительство продаст как минимум 1000 остающихся в государственной собственности предприятий, приватизированных по ваучерной схеме. К концу года количество проданных предприятий увеличится. Кроме того, до конца 1996 г. Правительство намерено приватизировать не менее пяти принадлежащих государству крупных объектов, включая, возможно, объекты недвижимости. Такие торги будут открыты для международных инвесторов. Для их подготовки и проведения предполагается пригласить квалифицированных финансовых советников. Как подробно изложено в Приложении, доля поступлений от денежной приватизации в бюджет, причитающаяся предприятиям, будет снижена и использована в первую очередь для погашения их недоимок по налоговым платежам в бюджет. Дополнительные меры, рассчитанные на среднесрочную перспективу, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

75. В 1996 г. усилия Правительства по проведению реформ в области городского землепользования и городской недвижимости будут направлены на то, чтобы до конца года обеспечить принятие законов, определяющих право полной частной собственности на землю, устанавливающих правила ее освоения и использования в качестве залога. В перечень дополнительных мер в этой области, намеченных на 1996 г., входят: обеспечение регистрации земли, поощрение местных властей к продаже земли, сданной в настоящее время в аренду, принятие закона о зонировании территорий и создание федерального агентства для поддержки рынка жилищной ипотеки.

76. Помимо принятия твердого обязательства, ввести в действие законодательство, поддерживающее конкуренцию, Правительство в 1996 г. примет ряд ключевых мер в целях поощрения конкуренции. В частности, для развития действенной конкуренции между регионами предоставление трансфертов из федерального бюджета в местные бюджеты будет зависеть от того, отменен ли на местах контроль за ценами и торговлей и ликвидированы ли принудительные механизмы распределения произведенной продукции на местном уровне. Для этого к 31 марта 1996 г. Правительство проведет анализ ситуации в отдельных регионах по следующим ключевым пунктам: цены на основные товары, торговые барьеры и закупочные методы. Такое исследование будет проводиться каждые полгода, а число охваченных им регионов с каждым разом увеличиваться. Дополнительные меры, которые следует осуществить в течение среднесрочного периода, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

77. Правительство предпримет конкретные шаги по регулированию деятельности естественных монополий. В соответствии с Законом "О естественных монополиях" до 15 февраля 1996 г. будут созданы независимые федеральные органы по регулированию естественных монополий в отраслях топливно-энергетического комплекса, связи и транспорта (подробное описание см. в Приложении). Эти органы разработают принципы формирования цен и тарифов и развития конкуренции, включая доступ к сети, проникновение новых предприятий на рынок, лицензирование. Будут приняты меры по улучшению акционерно-корпоративного управления естественных монополий, и, в частности, по укреплению роли официальных представителей в реализации ими прав Правительства как акционера. Будет создан соответствующий порядок, чтобы обеспечить разработку планов структурной реформы и приватизации по каждой отрасли для представления в Правительство до 30 сентября 1996 г. Сокращение субсидирования убыточных видов деятельности всех естественных монополий за счет прибыльных видов их деятельности будет начато в 1996 г. и продолжено в 1997 г. Дополнительные меры, направленные на повышение конкуренции в отраслях естественных монополий, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

78. В 1996 г. Правительство примет дополнительные меры по дальнейшей либерализации внешнеторгового режима. До 15 марта 1996 г. все существующие экспортные пошлины будут отменены, и этот порядок вступит в действие с 1 апреля 1996 г., за исключением нефти. Экспортные пошлины на нефть будут снижены на 50 процентов с 1 апреля 1996 г. и полностью отменены с 1 июля 1996 г. Для того чтобы обеспечить проведение остающихся закупок по государственным заказам (в особенности нефти) на рыночных принципах, будут изданы особые распоряжения. К 30 июня 1996 г. будут также приняты меры к тому, чтобы снизить средний уровень импортных пошлин, сократить разброс тарифных ставок и значительно уменьшить количество льгот и исключений, позволяющих оплачивать таможенные пошлины не по максимальной ставке. Осуществление данных шагов, несомненно, приведет к снижению бюджетных доходов, не предусмотренному во время подготовки бюджета. Для компенсации этого снижения Правительство примет соответствующие меры, включая замену импортных пошлин на внутренние акцизные налоги. Дополнительные меры подробно изложены в Приложении.

79. Правительство принимает на себя обязательство в 1996 г. повысить уровень предоставления услуг в области здравоохранения и образования, в том числе принять меры по более четкому разграничению полномочий между федеральными и региональными органами, разработать стабильную нормативную базу для предоставления медицинских услуг и устранить ограничения для участия частного сектора в оказании услуг здравоохранения и образования. Конкретные меры подробно изложены в Приложении и Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

Реализация экономической политики, предоставление финансовой информации, наблюдение за ходом реализации программы.

80. Правительство и Центральный банк Российской Федерации будут предоставлять МВФ информацию, необходимую для наблюдения за исполнением программы, в соответствии с графиком, приведенным в Меморандуме определений. Функция наблюдения за реализацией программы войдет в число обязанностей Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Созданная в 1995 г. Рабочая группа по наблюдению за реализацией программы продолжит свою деятельность в 1996 г. Представители Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка и сотрудники МВФ останутся членами Рабочей группы по должности. Рабочая группа на своих регулярных заседаниях будет проводить анализ состояния денежно-кредитного и финансового рынков, а также исполнения бюджета в предшествующий период и обсуждать влияние этих факторов на достижение установленных в программе целевых показателей. Ежемесячно будут проводиться дополнительные специальные заседания Рабочей группы с целью оценить успехи и своевременность осуществления структурных преобразований, предусмотренных в программе. Сотрудники Всемирного банка будут принимать участие в специальных заседаниях Рабочей группы в качестве ее членов по должности.

81. Начиная с 1 мая 1996 г. Правительство и Центральный банк станут регулярно публиковать сводный отчет об исполнении бюджета и денежной программы, а также ряд основных макроэкономических показателей (как указано в Приложении). Правительство и Центральный банк принимают на себя обязательство немедленно, но не позднее чем с 1 июля 1996 г., начать публикацию ежемесячной информации о внешнеторговых потоках (на основе таможенных данных), совокупных денежно-кредитных показателях, официальных резервах и ежеквартальную информацию об исполнении местных и региональных бюджетов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
С.ДУБИНИН

  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 22.02.96 "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД"