7.1. | Системы, оборудование и компоненты | |
| Примечание. Для автопилотов подводных аппаратов смотрите Категорию 8, для РЛС смотрите Категорию 6 | |
7.1.1. | Акселерометры, предназначенные для использования в инерциальных системах навигации или наведения и имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: | 901420900; 903289 |
| а) стабильность смещения менее (лучше) 130 микро g относительно фиксированной калиброванной величины на протяжении периода в 1 год; | |
| б) стабильность масштабного коэффициента менее (лучше) 130 долей на миллион относительно фиксированной калиброванной величины на протяжении периода в 1 год; или | |
| в) специфицируемые для функционирования при уровнях линейных ускорений, превышающих 100 g | |
7.1.2. | Гироскопы, имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: | 901420990; 903289 |
| а) стабильность скорости дрейфа, измеренную в условиях воздействия 1 g на протяжении периода в 3 месяца относительно фиксированной калиброванной величины: | |
| 1) менее (лучше) 0,1 град. в час, когда паспортные (номинальные) данные приведены для функционирования при уровнях линейных ускорений ниже 10 g; или | |
| 2) менее (лучше) 0,5 град. в час, когда приведены паспортные (номинальные) данные для функционирования при уровнях линейных ускорений от 10 до 100 g включительно; или | |
| б) специфицируемые для функционирования при линейных ускорениях с уровнем, превышающем 100 g | |
7.1.3. | Инерциальные навигационные системы (платформенные карданные и бесплатформенные бескарданные) и инерциальное оборудование, разработанное для летательных аппаратов, наземных средств передвижения или космических аппаратов для определения местоположения, наведения или управления, имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: | 901410900; 901420900 |
| а) навигационную ошибку (чисто инерциальную) после нормальной выставки от 0,8 морской мили в час (50-процентная круговая вероятная ошибка -КВО) или менее (лучше); или | |
| б) специфицируемые для функционирования при уровнях линейных ускорений свыше 10 g | |
| Примечания. 1. Параметры, указанные в подпункте "а" пункта 7.1.3, применимы для любого из следующих условий среды: | |
| а) входная случайная вибрация на предельном уровне величиной корень квадратный из 7,7 g в первые полчаса и общие испытания в течение полутора часов вдоль каждой из осей по трем перпендикулярным направлениям, когда может иметь место следующая случайная вибрация: | |
| 1) постоянная спектральная плотность мощности от 0,04 g2/Гц в частотном интервале от 15 до 1000 Гц; и | |
| 2) спектральная плотность мощности спадает в зависимости от частоты от 0,04 g2/Гц до 0,01 g2/Гц в частотном интервале от 1000 до 2000 Гц; или | |
| б) вращение и рыскание равны или более +2,62 рад/с (150 град/с); или | |
| в) условий, указанных в национальных стандартах, положения которых эквивалентны пунктам "а" и "б" настоящего примечания | |
| 2. По пункту 7.1.3 не контролируются инерциальные навигационные системы, сертифицированные для применения на гражданских летательных аппаратах гражданской администрацией государства - участника соглашений | |
7.1.4. | Гироастрокомпасы и другие устройства, которые обеспечивают определение местоположения или ориентацию посредством автоматического слежения небесных тел или спутников с точностью по азимуту, равной или менее (лучше) 5 угловых секунд | 901420900; 901480000 |
7.1.5. | Приемная аппаратура глобальных навигационных спутниковых систем (GPS или ГЛОНАСС), имеющая одну из следующих характеристик, и специально разработанные для нее компоненты: | 901420900; 901480000 |
| а) использующая дешифровку; или | |
| б) использующая антенны с управляемой диаграммой направленности ("провал" в диаграмме направленности) | |
7.1.6. | Бортовые альтиметры, действующие на частотах, отличных от 4,2 до 4,4 ГГц включительно, имеющие одну из следующих характеристик: | 852610110; 852691900 |
| а) управление мощностью; или | |
| б) использующие амплитудную модуляцию с переменной фазой | |
7.1.7. | Радиопеленгаторное оборудование, действующее на частотах свыше 30 МГц и имеющее все следующие характеристики, и специально разработанные для него компоненты: | 852691900 |
| а) мгновенное значение ширины полосы пропускания 1 МГц или более; | |
| б) параллельную работу на более чем 100 частотных каналах; и | |
| в) производительность более 1000 пеленгований в секунду на частотный канал | |
7.2. | Испытательное, контрольное и производственное оборудование | |
7.2.1. | Оборудование для испытаний, калибровки, выставки, специально разработанное для оборудования, контролируемого по пункту 7.1 | 903110000; 903120000; 903180 |
| Примечание. По пункту 7.2.1 не контролируется оборудование для испытаний, калибровки, выставки для технического обслуживания по первому и второму уровням | |
| Технические примечания. | |
| 1. Техническое обслуживание по первому уровню Повреждение инерциального навигационного устройства на летательном аппарате обнаруживается по показаниям управляемого и дисплейного устройства или по сообщению сигнализации от соответствующей подсистемы. Впоследствии вызванное повреждение может быть устранено фирмой - изготовителем путем замены неисправного устройства. Оператор удаляет это устройство и заменяет его запасным | |
| 2. Техническое обслуживание по второму уровню Неисправное устройство посылается для ремонта в производственный цех фирмы или оператору, ответственному за техническое обслуживание по второму уровню. В производственном цехе неисправное устройство испытывается различными соответствующими средствами, чтобы проверить и локализовать неисправный модуль устройства, подлежащий замене в цехе. Этот поврежденный модуль устройства удаляется и заменяется действующим запасным. Поврежденный модуль устройства (или по возможности устройство) затем возвращается изготовителю | |
| Особое примечание. Техническое обслуживание по второму уровню не включает извлечение подпадающих под контроль акселерометров и гироскопических датчиков из заменяемого в заводских условиях модуля устройства | |
7.2.2. | Оборудование, специально разработанное для оценки характеристик зеркал кольцевых лазерных гироскопов, такое как: | |
7.2.2.1. | Рефлектометры, имеющие точность измерений в 10 миллионных долей или менее (лучше) | 903180 |
7.2.2.2. | Профилометры, имеющие точность измерений в 0,5 нм (5 ангстрем) или менее (лучше) | 903180 |
7.2.3. | Оборудование, специально разработанное для производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 | 8413; 842119910; 842119990; |
| Примечание. Пункт 7.2.3 включает: | 903110000; |
| а) испытательные установки для регулирования гироскопов; | 903120000; 903180 |
| б) установки для динамической балансировки гироскопов; | |
| в) установки для испытания гиромотора; | |
| г) установки для наполнения и откачки рабочего вещества гироскопа; | |
| д) центрифуги для гироподшипников; | |
| е) установки для выравнивания осей акселерометра | |
7.3. | Материалы - нет | |
7.4. | Программное обеспечение | |
7.4.1. | Программное обеспечение, специально созданное или модифицированное для разработки или производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 или 7.2 | |
7.4.2. | Текст программы для использования в любом инерциальном навигационном оборудовании или в системах определения курсового направления в воздухе, включая инерциальное оборудование, не контролируемое по пункту 7.1.3 или 7.1.4 | |
| Примечание. По пункту 7.4.2 не контролируются тексты программ для использования в платформенных системах определения положения в воздухе | |
| Техническое примечание. Система определения положения (курсового направления) летательного аппарата в воздухе, как правило, отличается от инерциальной навигационной системы (ИНС) тем, что система определения углового (курсового) положения летательного аппарата в воздухе обеспечивает информацией о положении самолета в воздухе и направлении и обычно не обеспечивает информацией об ускорении, скорости и положении (координате), снимаемой с ИНС | |
7.4.3. | Другое программное обеспечение, такое как: | |
7.4.3.1. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для улучшения действующих характеристик или уменьшения навигационной ошибки систем до уровней, указанных в пунктах 7.1.3 и 7.1.4; | |
7.4.3.2. | Текст программы для гибридных комплексированных систем, которые улучшают действующие характеристики или уменьшают навигационную ошибку систем до уровней, указанных в пункте 7.1.3, при комплексировании инерциальных данных с любыми из навигационных данных, получаемых от: | |
| а) допплеровского определителя скорости; | |
| б) глобальной навигационной спутниковой системы (GPS или ГЛОНАСС); или | |
| в) базы данных о рельефе местности; | |
7.4.3.3. | Текст программы для комплексированных авиационных или космических систем, которые объединяют данные измерительных датчиков и используют экспертные системы; | |
7.4.3.4. | Текст программы для разработки любого из следующих видов оборудования: | |
7.4.3.4.1. | Цифровых систем управления полетом для общего управления полетом; | |
7.4.3.4.2. | Комплексированных систем управления полетом и двигателей; | |
7.4.3.4.3. | Систем управления по проводам или по сигнальным огням; | |
7.4.3.4.4. | Отказоустойчивых и самоперестраиваемых активных систем управления полетом; | |
7.4.3.4.5. | Бортового автоматического оборудования, управляющего ориентацией; | |
7.4.3.4.6. | Воздушно-информационных систем, основанных на сведениях о поверхностных помехах; или | |
7.4.3.4.7. | Проекционных дисплеев с головками растрового типа или трехмерных дисплеев | |
7.4.3.5. | Программное обеспечение системы автоматизированного проектирования, специально разработанное для создания активных систем управления полетом, систем многокоординатного управления вертолетом по проводам или сигнальным огням или вертолетных систем контроля направления или противовращения с контролируемой циркуляцией, технологии которых контролируются по пунктам 7.5.4.2, 7.5.4.3.1 или 7.5.4.3.2 | |
7.5. | Технология | |
7.5.1. | Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для разработки оборудования или программного обеспечения, контролируемых по пунктам 7.1, 7.2 или 7.4 | |
7.5.2. | Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 или 7.2 | |
7.5.3. | Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для ремонта, капитального ремонта и восстановления оборудования, контролируемого по пунктам 7.1.1 - 7.1.4 | |
| Примечание. По пункту 7.5.3 не контролируются технологии технического обслуживания, непосредственно связанного с калибровкой, демонтажем или заменой неисправных или непригодных к эксплуатации типовых заменяемых элементов и местоположением специализированного ремонта летательных аппаратов гражданского применения, которые указаны в описании технического обслуживания по первому и второму уровням | |
| Особое примечание. Для целей пункта 7.5.3 см. техническое примечание к пункту 7.2.1 | |
7.5.4. | Другие технологии, такие как: | |
7.5.4.1. | Технология для разработки или производства: | |
7.5.4.1.1. | Бортового автоматически управляемого оборудования, работающего на частотах, превосходящих 5 мГц; | |
7.5.4.1.2. | Воздушно-информационных систем, основанных только на поверхностных статических данных, то есть систем, которые обходятся без стандартных воздушных проб; | |
7.5.4.1.3. | Проекционных дисплеев с головками растрового типа или трехмерных дисплеев для летательных аппаратов; | |
7.5.4.1.4. | Инерциальных навигационных систем или гироастрокомпасов, содержащих в себе акселерометры или гироскопы, контролируемые по пункту 7.1.1 или 7.1.2; | |
7.5.4.1.5. | Электрических исполнительных механизмов (то есть электромеханических, электрогидростатических и интегрированных исполнительных блоков), специально разработанных для прямого управления полетом; | |
7.5.4.1.6. | Групп оптических датчиков системы управления полетом, специально разработанных для применения в активных системах управления полетом | |
7.5.4.2. | Технологии разработки активных систем управления полетом (включающих полет с управлением по проводам или сигнальным огням), включая: | |
7.5.4.2.1. | Конфигурацию, разработанную для связи множества микроэлектронных вычислительных элементов (бортовых компьютеров), позволяющую реализовать законы управления в реальном масштабе времени; | |
7.5.4.2.2. | Компенсацию зависимости управления от расположения измерительного датчика или динамических нагрузок каркаса летательного аппарата, например, компенсацию вибрационного фона датчика или вариацию размещения датчиков относительно центра тяжести; | |
7.5.4.2.3. | Электронное управление избыточными данными или системами резервирования для определения ошибки, допустимого отклонения ошибки, локализации ошибки или ее реконфигурации | |
| Примечание. По пункту 7.5.4.2.3 не контролируется технология проектирования физической избыточности; | |
7.5.4.2.4. | Управление летательным аппаратом, которое позволяет автономно изменять структуру сил и моментов в полете в реальном масштабе времени; | |
7.5.4.2.5. | Комплексирование цифровой системы управления полетом, системы навигации и данных системы управления двигателем в цифровую систему общего управления полетом | |
| Примечание. По пункту 7.5.4.2.5 не контролируются: | |
| а) технологии проектирования комплексированных цифровых систем управления полетом, навигации и контроля данных двигателя, объединенных в цифровую систему управления полетом для оптимизации траектории полета; | |
| б) технологии проектирования авиационных средств навигации, предназначенных исключительно для курсового всенаправленного радиомаяка СВЧ-диапазона, дальномерной аппаратуры, системы "слепой" посадки, системы посадки СВЧ-диапазона или системы захода на посадку; | |
7.5.4.2.6. | Полную государственную систему цифрового управления полетом или многодатчиковую систему организации работы управляющих систем, использующих экспертные системы | |
| Особое примечание. Для технологий полностью автономной электронно - цифровой системы управления двигателями (FADEC) см. пункт 9.5.3.1.9 | |
7.5.4.3. | Технология для разработки следующих вертолетных систем: | |
7.5.4.3.1. | Многокоординатных средств управления по проводам или сигнальным огням, которые объединяют по крайней мере две из следующих функций в один управляющий элемент: | |
| а) управление несущим винтом; | |
| б) управление вращением; | |
| в) управление рысканием | |
7.5.4.3.2. | Системы управления моментом вращения и скручивающим усилием при вращательном движении; | |
7.5.4.3.3. | Вращающихся лопастей с переменной геометрией аэродинамического профиля для систем с управляемыми лопастями | |