в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ (РД 04-354-00)" (утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 N 50) (ред. от 17.07.2001)
действует Редакция от 17.07.2001 Подробная информация
"ПОЛОЖЕНИЕ О НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ (РД 04-354-00)" (утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 N 50) (ред. от 17.07.2001)

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

В практике надзорной работы применяются три вида контрольных обследований:

оперативное - плановая или внеплановая проверка состояния промышленной безопасности и охраны недр, проводимая инспектором по намеченному маршруту;

целевое - плановая или внеплановая проверка по одному из вопросов обеспечения промышленной безопасности и (или) охраны недр, проводимая инспектором или группой инспекторов в одной или нескольких подконтрольных организациях;

комплексное - плановая или внеплановая проверка деятельности подконтрольной организации по всему комплексу вопросов обеспечения промышленной безопасности и охраны недр, проводимая группой инспекторов.

В организации, где произошел несчастный случай на производстве со смертельным исходом или авария, последствия которой могли вызвать гибель людей, территориальный орган или его отдел организует внеочередное комплексное или целевое обследование состояния промышленной безопасности с учетом результатов проведенного технического расследования и установленных при этом причин происшедших несчастного случая или аварии.

5.1. Подготовка к обследованию

5.1.1. Перед любым контрольным обследованием инспектор Госгортехнадзора России должен проанализировать имеющуюся информацию о данном производстве.

Задачей такого анализа является определение круга вопросов, подлежащих рассмотрению при обследовании, уточнение маршрута обследования, предварительное изучение технического состояния производственного объекта с учетом направленности намечаемой проверки.

Соответствующая информация об объектах надзора должна накапливаться в территориальных органах и его подразделениях, отраслевых управлениях (отделах) центрального аппарата <*> на основе:


<*> Накопление и анализ указанной информации, а также обмен ею между органами Госгортехнадзора России предполагается организовать с использованием государственной автоматизированной информационно - управляющей системы регулирования промышленной безопасности (АИСПБ). До ввода в действие указанной системы в отделах территориального органа обеспечивается накопление и анализ информации с использованием картотеки, досье или иной простой формы, в том числе с использованием имеющейся компьютерной техники.

результатов ранее проведенных обследований;

лицензий органов Госгортехнадзора России;

деклараций промышленной безопасности;

сертификатов и разрешений Госгортехнадзора России на право применения (изготовления) технических устройств;

заключений экспертизы промышленной безопасности;

отчетов, уведомлений и иных документов подконтрольных организаций;

анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр.

При необходимости инспектор должен составить перечень законодательных и нормативных актов, соблюдение требований которых намечено к проверке, а также с имеющейся в его распоряжении технической документацией. При проведении контрольного обследования инспектор должен располагать вышеперечисленными документами.

5.1.2. Инспектор должен быть обеспечен необходимыми средствами и материалами для установки пломб в целях приостановки работ в условиях, опасных для жизни людей или способных привести к аварии. При опломбировании должен быть обеспечен оттиск на пломбе четко различимой маркировки, установленной Госгортехнадзором России.

Инспекторский состав территориальных органов обеспечивается пломбирами и соответствующими материалами в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

5.2. Оперативные обследования

5.2.1. Оперативные обследования являются основной формой по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в подконтрольных организациях. Оперативные обследования проводятся в течение одного дня в разное время суток (с учетом режима работы предприятия).

При оперативном обследовании должны проверяться все вопросы состояния промышленной безопасности по маршруту, намеченному инспектором.

5.2.2. Прибыв в подконтрольную организацию, инспектор должен:

представиться ее руководителю, сообщить о целях проверки и маршруте;

решить с руководителем подконтрольной организации вопрос об обеспечении сопровождения при проведении обследования по намеченному маршруту в лице представителя руководства организации и лиц, необходимых для проверки отдельных технических устройств, оборудования, аппаратуры и приборов.

Перед проверкой по намеченному маршруту инспектор должен ознакомиться с технической и иной документацией, отражающей состояние проверяемых вопросов, уровень организации работ, эффективность производственного контроля, управления промышленной безопасностью.

5.2.3. При следовании по маршруту инспектор должен выявлять вес имеющиеся нарушения правил, норм и инструкций по промышленной безопасности, давать указания об их устранении, проверять выполнение на местах работ предписаний, ранее выданных должностными лицами органов Госгортехнадзора России.

При обследовании инспектор может выборочно проверять у специалистов и работников подконтрольной организации знания правил и норм промышленной безопасности.

5.2.4. В случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые создают угрозу для жизни людей или могут привести к возникновению аварии, инспектор обязан произвести приостановку работ, принять меры к выводу людей в безопасное место, опломбировать аппараты (агрегаты) и объяснить работающим причины своих действий.

Пломба устанавливается на таком аппарате, агрегате, машине и т.д., чтобы технологический процесс не мог продолжаться, но работы по ликвидации выявленных нарушений могли проводиться.

Все случаи и места (аппараты, агрегаты, машины и т.д.) установки пломб должны быть указаны в предписании, выдаваемом по результатам проверки.

Если инспектор находит, что выявленное нарушение не представляет серьезной угрозы для жизни и здоровья людей и может быть устранено в процессе ведения работы участка (предприятия, оборудования), а также в случаях, когда немедленная остановка не может быть осуществлена по условиям технологии, то он должен установить контрольный срок устранения нарушения и потребовать от руководителей проверяемой организации принятия дополнительных мер по обеспечению промышленной безопасности.

5.2.5. В период забастовок и акций протеста в подконтрольных организациях инспектор в первую очередь должен проводить обследования тех цехов и участков, которые обеспечивают жизнедеятельность и безопасность опасного производственного объекта, уделяя особое внимание контролю за опасными факторами производств и выявлению обстоятельств, способствующих возможному возникновению аварийных ситуаций.

По результатам таких контрольных обследований инспектор в установленном порядке выдает предписания руководителям подконтрольной организации и вносит письменные предложения профсоюзным (забастовочным) комитетам по обеспечению промышленной безопасности опасного производственного объекта.

5.3. Целевые обследования

5.3.1. Проведение целевых обследований планируется на основании результатов анализа производственного травматизма и аварийности на подконтрольных производствах и объектах, выявленных нарушений правил и норм промышленной безопасности, а также указаний Госгортехнадзора России или его территориальных органов. Целевые обследования, как правило, проводятся в соответствии с планами работы Госгортехнадзора России или его территориальных органов для углубленного изучения состояния отдельных вопросов промышленной безопасности.

По указанию Госгортехнадзора России или его территориального органа может проводиться внеочередное целевое обследование отдельной или нескольких подконтрольных организаций или опасного производственного объекта, где имел место несчастный случай на производстве со смертельным исходом или авария, которая могла привести к гибели людей.

Проведение целевого обследования не должно исключать выявления нарушений и по другим вопросам промышленной безопасности.

5.3.2. Целевое обследование проводится группой инспекторов с участием соответствующих специалистов и, как правило, под руководством начальника подразделения территориального органа, его заместителя или специально назначенного работника территориального органа. Продолжительность целевого обследования одного предприятия или производственного объекта, как правило, не должна превышать 2 - 3 дней.

5.3.3. Подготовка к проведению целевого обследования осуществляется территориальным органом Госгортехнадзора России. В отдельных случаях такую подготовку осуществляют отраслевые управления (отделы) центрального аппарата Госгортехнадзора России совместно с территориальными органами.

5.3.4. При подготовке к целевой проверке следует:

определить цели и задачи целевого обследования;

определить подконтрольные организации, где предполагается проведение целевого обследования;

провести анализ результатов предыдущих целевых, комплексных и оперативных обследований, проведенных территориальным органом Госгортехнадзора России в подконтрольных организациях в течение предыдущих 12 месяцев, выделить среди них проблемы, относящиеся к тематике целевого обследования;

разработать методику целевого обследования или перечень вопросов, намечаемых к проверке;

определить руководителя и персональный состав группы инспекторов;

распределить маршруты обследования и (или) перечень проверяемых вопросов между членами группы;

определить необходимые для целевого обследования технические средства и материалы (транспорт, множительная техника и пр.) и порядок их предоставления;

определить время проведения обследования.

Результаты подготовки оформляются в виде плана проведения целевой проверки, который утверждается руководителем территориального органа или местного отдела.

5.3.5. При целевых обследованиях должны проверяться и оцениваться:

соответствие технологических процессов, проводимых работ утвержденным проектным решениям и техническим требованиям;

соответствие технического состояния производственного объекта требованиям правил и норм по промышленной безопасности;

выполнение предыдущих предписаний по результатам комплексных и целевых обследований, а также последних предписаний, выданных должностными лицами органов Госгортехнадзора России при оперативных обследованиях;

эффективность осуществления производственного контроля или функционирования системы управления промышленной безопасностью;

обеспечение подготовки и аттестации руководителей и специалистов подконтрольной организации, обучения и инструктажа других ее работников;

выполнение запланированных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

полнота и качество выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию аварий и несчастных случаев на производстве;

выполнение условий действия лицензий Госгортехнадзора России;

достоверность информации, приведенной в декларации промышленной безопасности производственного объекта.

5.3.6. Перед началом обследования руководитель группы инспекторов должен:

ознакомить участвующих в проверке сотрудников с планом проверки, провести их инструктаж и поставить задачи;

довести цели и задачи обследования до сведения руководителей проверяемой организации и согласовать с ними порядок работы группы инспекторов.

В процессе проверки руководитель группы организует ее работу, делает необходимые замечания и дает рекомендации инспекторам, решает в пределах своей компетенции вопросы, появляющиеся в процессе обследования.

5.3.7. В ходе целевой проверки инспекторы Госгортехнадзора России могут самостоятельно выдавать предписания об устранении выявленных нарушений правил и норм промышленной безопасности.

По окончании целевого обследования выдается обобщенное предписание или акт - предписание за подписью руководителя проверки.

5.3.8. Результаты целевой проверки обсуждаются на совещании с руководителями и специалистами подконтрольной организации.

5.4. Комплексные обследования

5.4.1. Комплексные обследования, как правило, проводятся в соответствии с планом работы (графиком) территориального органа Госгортехнадзора России для детальной проверки состояния промышленной безопасности в подконтрольной организации (на опасном производственном объекте) и фактического выполнения необходимых мероприятий по обеспечению безопасных условий ведения работ, а также оценки эффективности осуществления производственного контроля или функционирования системы управления промышленной безопасностью.

Комплексные обследования планируются на основании результатов анализа выявленных нарушений правил и норм промышленной безопасности, производственного травматизма и аварийности, а также решений Госгортехнадзора России или его территориальных органов.

Периодичность проведения комплексных проверок устанавливается отраслевыми методическими указаниями по организации и осуществлению надзорной и контрольной деятельности.

По указанию Госгортехнадзора России или его территориального органа может проводиться внеочередное комплексное обследование отдельной подконтрольной организации или опасного производственного объекта, где имел место несчастный случай на производстве или авария, которая могла привести к гибели людей.

В ходе комплексного обследования особое внимание должно уделяться выявлению наиболее сложных проблем и нерешенных вопросов промышленной безопасности в проверяемой организации (на производственном объекте). Такое обследование организуется как система целевых проверок, проводимых одновременно по разным направлениям промышленной безопасности.

5.4.2. Комплексное обследование проводится комиссией, состоящей из инспекторов одного или нескольких отделов территориального органа, как правило, с привлечением по согласованию специалистов, работников других государственных надзорных органов, специалистов организации, которая по отношению к проверяемой является вышестоящей (если таковая имеется), представителей профсоюзных организаций.

Руководителем комиссии назначается один из руководителей территориального органа Госгортехнадзора России или его подразделения. В необходимых случаях руководителем комплексной проверки может быть начальник отраслевого управления или отдела центрального аппарата Госгортехнадзора России.

По усмотрению руководителя комиссии в ее состав могут включаться по согласованию специалисты других организаций, в том числе экспертных, проектных, научно - исследовательских и др.

Для работы в составе комиссии не могут привлекаться руководители и специалисты проверяемой организации.

5.4.3. Подготовка к проведению комплексного обследования осуществляется территориальным органом. При подготовке должны выполняться следующие мероприятия:

анализ результатов предыдущих комплексных, целевых и оперативных обследований, проведенных органами Госгортехнадзора России в данной организации (на предприятии, производственном объекте);

определение целей и задач комплексного обследования;

разработка перечня основных вопросов (направлений), намечаемых к проверке;

определение времени проведения обследования;

определение руководителя и персонального состава комиссии, проведение необходимых согласований с организациями, специалисты которых участвуют в проверке;

распределение маршрутов обследования и (или) перечня проверяемых вопросов (направлений) между членами комиссии;

определение необходимых технических средств и материалов (транспорт, множительная техника и пр.) и порядка их предоставления.

5.4.4. Как правило, продолжительность комплексного обследования не должна превышать 7 - 10 дней и определяется в зависимости от технической сложности проверяемого производства и его состояния промышленной безопасности.

Перед началом обследования руководитель комиссии должен:

ознакомить ее членов с планом обследования, провести их инструктаж и поставить задачи;

довести цели и задачи обследования до сведения руководителей проверяемой организации и согласовать с ними порядок работы комиссии.

В процессе проверки руководитель комиссии организует ее работу, делает необходимые выводы, дает замечания и рекомендации инспекторам, решает в пределах своей компетенции вопросы, возникающие в процессе обследования.

5.4.5. В ходе комплексного обследования проверяются, как правило, следующие вопросы:

соблюдение требований законодательства Российской Федерации, контроль за которыми возложен на органы Госгортехнадзора России;

выполнение постановлений Госгортехнадзора России и других его решений, а также предписаний должностных лиц Госгортехнадзора России, относящихся к сфере деятельности организации;

состояние проектной и технологической документации, ее соответствие требованиям правил и норм промышленной безопасности;

соответствие фактического состояния производства и работ утвержденным проектным решениям и техническим требованиям;

эффективность осуществления производственного контроля или работы системы управления промышленной безопасностью, включая деятельность отдельных цехов, участков (отделов, служб) и должностных лиц;

правильность организации учета и расследования аварий и несчастных случаев на производстве;

полнота и качество выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию аварий и несчастных случаев на производстве;

обеспечение подготовки и аттестации руководителей и специалистов проверяемой организации, обучения, инструктажа и допуска к самостоятельной работе персонала;

правильность проведенной идентификации опасных производственных объектов;

выполнение работ по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре;

проведение страхования ответственности организации за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

достоверность информации, приведенной в декларации промышленной безопасности;

выполнение условий действия лицензий, выданных органами Госгортехнадзора России;

полнота и качество устранения нарушений, выявленных предыдущими обследованиями, и причин этих нарушений.

5.4.6. В ходе комплексного обследования инспекторы Госгортехнадзора России могут самостоятельно выдавать предписания об устранении выявленных нарушений правил и норм промышленной безопасности.

Обобщенные результаты комплексной проверки и предложения по устранению выявленных недостатков промышленной безопасности оформляются актом - предписанием, который обсуждается на совещании в проверяемой организации.

При необходимости органы Госгортехнадзора России направляют информационные письма о результатах комплексного обследования в заинтересованные организации, включая другие органы государственного надзора и контроля, органы местного самоуправления.

5.4.7. Участие инспекторов Госгортехнадзора России в проверках, организуемых и проводимых другими органами государственного надзора и контроля или общественного контроля, не может исключать проведения запланированных ранее комплексных проверок этих же организаций.

5.4.8. Результаты комплексных обследований должны рассматриваться на производственных совещаниях с руководителями и инженерно - техническими работниками подконтрольной организации, а также представителями ее профсоюза.

Результаты комплексной проверки, как правило, рассматриваются на заседании совета территориального органа.

5.5. Контроль эффективности функционирования систем производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью

5.5.1. Контроль эффективности функционирования систем производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью осуществляется органами Госгортехнадзора России систематически, на основании анализа результатов надзорной деятельности и фактического состояния промышленной безопасности в подконтрольных организациях.

5.5.2. Контроль, осуществляемый органами Госгортехнадзора России, состоит в периодической укрупненной оценке эффективности основных элементов системы производственного контроля или системы управления промышленной безопасностью, в том числе:

участия руководства в организации и осуществлении производственного контроля и обеспечении промышленной безопасности;

наличия организационной структуры производственного контроля или системы управления промышленной безопасностью;

проведения анализа состояния промышленной безопасности руководством эксплуатирующей организации, а также службой производственного контроля и другими структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации;

планирования и осуществления мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

обеспеченности службы производственного контроля и других подразделений эксплуатирующей организации необходимыми правовыми и нормативными документами в области промышленной безопасности;

регистрации и учета данных о состоянии промышленной безопасности и результатах производственного контроля;

разработки и реализации мер по предупреждению нарушений требований промышленной безопасности на основании результатов производственного контроля;

технического расследования причин аварий и несчастных случаев на производстве;

обеспечения противоаварийной готовности;

системы подготовки кадров;

своевременности и качества работ по ремонту и обслуживанию технических устройств.

Такая оценка выполняется на основании количества и характера нарушений, выявляемых в ходе надзорной деятельности, а также причин аварий и несчастных случаев на производстве. По ее результатам делаются выводы об эффективности или неэффективности работы отдельного элемента системы управления.

5.5.3. Выявленные факты недостаточной эффективности производственного контроля, системы управления промышленной безопасностью или ее отдельных элементов должны отражаться в предписаниях.

5.6. Контроль за соблюдением условий действия лицензий Госгортехнадзора России

5.6.1. При проведении обследований подконтрольных организаций проверяется наличие необходимых лицензий, выдаваемых органами Госгортехнадзора России, по всем видам деятельности, подлежащим лицензированию.

5.6.2. Контроль за соблюдением условий действия лицензий, выданных органами Госгортехнадзора России, должен осуществляться систематически в ходе надзорной деятельности, а также при анализе информации, характеризующей состояние промышленной безопасности в подконтрольных организациях.

Целью такого контроля является обеспечение эффективного применения органами Госгортехнадзора России лицензирования отдельных видов деятельности в рамках системы государственного регулирования промышленной безопасности.

Задачами контроля являются:

оценка полноты соблюдения условий действия лицензий в подконтрольных организациях. Указанная оценка выполняется, как правило, по результатам обследования подконтрольной организации или мест ведения работ;

приостановка деятельности подконтрольной организации или граждан при нарушении условий действия лицензий или принятие мер по приостановлению действия или аннулированию лицензии в установленном порядке;

незамедлительная корректировка в установленном порядке условий действия лицензий при организационно - технических и технологических изменениях в подконтрольной организации, которые оказывают негативное влияние на состояние промышленной безопасности и не были учтены ранее при выдаче лицензий.

5.6.3. Организация и осуществление надзорной деятельности должны обеспечивать подготовку решений органов Госгортехнадзора России о выдаче подконтрольным организациям соответствующих лицензий, продлении их срока действия или приостановке.

Для этого в предписаниях (актах - предписаниях), выдаваемых по результатам контрольных обследований, должны приводиться выводы о соблюдении подконтрольными организациями условий действия лицензий, выданных органами Госгортехнадзора России.

Такие выводы должны анализироваться в территориальных органах Госгортехнадзора России.

5.6.4. Проверка условий действия лицензий, устанавливаемых для конкретных видов производств и объектов, производится в соответствии с требованиями нормативных актов по организации и осуществлению лицензионной деятельности в органах Госгортехнадзора России.

5.6.5. В случае выявления факта невыполнения условий действия лицензии органы Госгортехнадзора России в пределах предоставленных им прав могут применять соответствующие санкции для пресечения таких нарушений и воздействия на руководителей подконтрольной организации.

Вопрос о приостановке действия лицензии решается выдавшим ее органом Госгортехнадзора России на основании информации о выявленных фактах нарушения условий действия лицензии или их несоответствия фактическим условиям производственной деятельности.

5.7. Контроль за правильностью идентификации опасных производственных объектов и их регистрацией в государственном реестре

5.7.1. В ходе надзорной деятельности органы Госгортехнадзора России осуществляют контроль за правильностью идентификации опасных производственных объектов в соответствии с учетом их технологических особенностей и общих принципов идентификации, которые устанавливаются Госгортехнадзором России.

Обеспечение правильности идентификации опасных производственных объектов является важнейшим условием обеспечения государственного регулирования промышленной безопасности и определяет эффективность и правильность формирования государственного реестра опасных производственных объектов, страхования ответственности подконтрольных организаций, декларирования и экспертизы промышленной безопасности.

5.7.2. В случае выявления фактов неправильной идентификации опасных производственных объектов органы Госгортехнадзора России должны выдать руководителю подконтрольной организации указание о проведении перерегистрации таких объектов в государственном реестре.

5.7.3. Контроль за регистрацией (перерегистрацией) опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется органами Госгортехнадзора России в части соблюдения подконтрольными организациями порядка такой регистрации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" от 24.11.98 N 1371, а также другими нормативными документами.

5.8. Контроль за ходом декларирования промышленной безопасности

5.8.1. Органы Госгортехнадзора России в ходе надзорной деятельности осуществляют контроль за ходом декларирования промышленной безопасности.

При этом в подконтрольных организациях проверяется обеспечение:

соблюдения установленных сроков (графиков) разработки деклараций промышленной безопасности;

соблюдения правил и порядка разработки, оформления и представления в органы Госгортехнадзора России для регистрации;

соответствия сведений, изложенных в декларации, фактически имеющимся опасным факторам и адекватность предусмотренных мер безопасности;

объективности экспертизы деклараций промышленной безопасности, что предполагает исключение фактов разработки и экспертизы деклараций промышленной безопасности одними и теми же организациями;

порядка проведения экспертизы деклараций промышленной безопасности.

5.8.2. По результатам контроля органы Госгортехнадзора России должны в пределах предоставленных им прав применять соответствующие санкции к руководителям подконтрольных предприятий, не обеспечивающим выполнение требований в области декларирования промышленной безопасности.

5.9. Контроль за объективностью и качеством экспертизы промышленной безопасности

5.9.1. Контроль за объективностью и качеством экспертизы промышленной безопасности осуществляется органами Госгортехнадзора России в ходе надзорной деятельности.

Экспертиза промышленной безопасности является одним из элементов государственного регулирования промышленной безопасности. Экспертные работы выполняются в рамках Системы экспертизы промышленной безопасности, функционирующей при Госгортехнадзоре России, в целях научно обоснованной оценки соответствия требованиям промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

5.9.2. Контроль за объективностью и качеством экспертных работ осуществляется путем:

проверки наличия у экспертных организаций соответствующих лицензий Госгортехнадзора России;

оценки соответствия выводов экспертизы промышленной безопасности, содержащихся в экспертных заключениях, результатам надзорной деятельности органов Госгортехнадзора России в отношении одних и тех же опасных производственных объектов и объектов экспертизы;

проверки выполнения экспертными организациями установленных Госгортехнадзором России правил проведения экспертизы промышленной безопасности.

Информация о деятельности организаций, выполняющих работы по экспертизе промышленной безопасности, должна учитываться и анализироваться в органах Госгортехнадзора России <*>.


<*> В дальнейшем предполагается использование АИСПБ для этих целей.

5.10. Контроль за подготовкой и аттестацией руководителей и специалистов опасных производственных объектов

5.10.1. При проведении обследований подконтрольных организаций органы Госгортехнадзора России должны обеспечивать осуществление контроля за подготовкой и аттестацией руководителей и специалистов, а также обучением и инструктажем других работников подконтрольных организаций в области промышленной безопасности.

Основанием для внеочередного обследования, проводимого с этой целью, может в том числе служить информация, поступившая из центральной или территориальной аттестационной комиссии, о неудовлетворительном обеспечении подготовки и аттестации руководителей и специалистов в конкретных подконтрольных организациях.

5.10.2. В ходе контроля органы Госгортехнадзора России проверяют в подконтрольных организациях:

обеспечение подготовки и аттестации руководителей и специалистов в установленные сроки и по соответствующим программам обучения, утвержденным Госгортехнадзором России;

организацию и сроки проведения обучения и инструктажа работников подконтрольных организаций в соответствии с нормативными требованиями промышленной безопасности.

Фактические знания специалистами и работниками требований промышленной безопасности должны выборочно проверяться в ходе обследований подконтрольных организаций.

5.10.3. В случае выявления фактов незнания специалистами или работниками требований промышленной безопасности органы Госгортехнадзора России применяют предоставленные им права в целях недопущения неподготовленных лиц к работе на опасных производственных объектах и воздействия на руководителей подконтрольных организаций, не обеспечивающих их обучение. Как правило, результаты проверки знаний указываются в выдаваемом предписании.

5.10.4. Органы Госгортехнадзора России осуществляют контроль за соответствием деятельности не входящих в систему образовательных учреждений по подготовке кадров для предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, условиям действия соответствующих лицензий Госгортехнадзора России.

Одной из задач такого контроля является пресечение указанной деятельности организациями, не имеющими соответствующей лицензии Госгортехнадзора России.

5.10.5. Результаты контроля должны учитываться и анализироваться органами Госгортехнадзора России в целях выявления учебных организаций, не обеспечивающих надлежащее качество подготовки специалистов и работников опасных производственных объектов, а также организаций, эксплуатирующих такие объекты и не обеспечивающих своевременное проведение обучения и аттестации работников этих организаций.

5.11. Контроль за ходом страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов

5.11.1. Процесс страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта должен контролироваться органами Госгортехнадзора России.

5.11.2. Органы Госгортехнадзора России проверяют:

наличие в подконтрольных организациях действующих договоров страхования;

обеспечение страхования ответственности подконтрольных организаций на весь период эксплуатации опасных производственных объектов;

соответствие размера страховых сумм по каждому застрахованному объекту с учетом требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

5.11.3. В ходе надзорной деятельности органы Госгортехнадзора России накапливают информацию о компаниях, осуществляющих страхование, и выполнении ими своих обязательств по договорам страхования.

Обо всех выявленных фактах заключения договоров страхования со страховыми компаниями, не имеющими соответствующую лицензию Минфина России, органы Госгортехнадзора России информируют органы Росстрахнадзора и предлагают руководителям подконтрольных организаций заключить договор страхования с компаниями, имеющими такую лицензию.

О случаях необоснованного отказа страховых компаний в выполнении их обязательств по договорам страхования органы Госгортехнадзора России информируют органы Росстрахнадзора.

5.11.4. Органы Госгортехнадзора России должны учитывать и анализировать информацию о ходе страхования и деятельности страховых компаний, а также о фактическом выполнении ими обязательств, предусмотренных договорами страхования.

Эта информация должна использоваться при решении Госгортехнадзором России вопросов государственного регулирования промышленной безопасности, в том числе при выдаче лицензий подконтрольным организациям.

5.12. Контроль за соблюдением правил применения технических устройств на опасных производственных объектах

5.12.1. Органы Госгортехнадзора России осуществляют надзор и контроль за выполнением подконтрольными организациями Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах <*> и нормативных документов Госгортехнадзора России, устанавливающих требования по безопасности эксплуатации технических устройств.


<*> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540.

Проверке подлежат следующие вопросы:

наличие сертификатов соответствия технических устройств, входящих в Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации;

наличие разрешений Госгортехнадзора России на изготовление и (или) производство технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

соответствие условий применения технических устройств (материалов) условиям, определенным соответствующими сертификатами и (или) разрешениями Госгортехнадзора России;

качество монтажа технических устройств;

обеспечение своевременного и качественного ремонта, обслуживания и диагностирования технических устройств в целях их безопасного применения;

наличие технической документации и документации по обучению и проверке знаний обслуживающего персонала.

5.12.2. Участвуя в работе комиссии по приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта (технических устройств), представители органов Госгортехнадзора России проверяют наличие у организаций, осуществлявших проектирование, строительство и монтаж оборудования, соответствующих лицензий Госгортехнадзора России. Также проверяется наличие необходимых заключений экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, а также сертификатов соответствия и разрешений Госгортехнадзора России на изготовление и (или) применение технических устройств.

5.12.3. Выявление фактов нарушений требований документов, указанных в п. 5.12.1, является основанием для применения органами Госгортехнадзора России соответствующих санкций.

5.13. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных комиссиями по техническому расследованию причин аварий и несчастных случаев на производстве

5.13.1. Участие в техническом расследовании причин аварий и несчастных случаев на производстве является одной из важнейших функций органов Госгортехнадзора России, реализуемых в рамках системы государственного регулирования промышленной безопасности. Результаты таких расследований являются основанием для совершенствования работы всех элементов этой системы (приложение), в том числе и надзорной деятельности.

По результатам расследования комиссия разрабатывает мероприятия по предупреждению аварийности и травматизма. Такие мероприятия являются обязательными для выполнения подконтрольными организациями.

5.13.2. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных комиссиями по техническому расследованию аварий и несчастных случаев на производстве, осуществляют органы Госгортехнадзора России.

Контролю подлежат следующие вопросы:

своевременность выполнения предложенных комиссией мер по предотвращению аварий и несчастных случаев;

качество и полнота выполнения таких мероприятий и работ;

применение необходимых дополнительных мер по предотвращению аварий и несчастных случаев, аналогичных происшедшим, в период выполнения мероприятий и работ, предложенных комиссиями по техническому расследованию.

5.13.3. Работы по осуществлению контроля за выполнением профилактических мероприятий, предложенных комиссиями по техническому расследованию аварий и несчастных случаев на производстве, включаются в планы работы органов Госгортехнадзора России и инспекторского состава.

  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ (РД 04-354-00)" (утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 N 50) (ред. от 17.07.2001)