в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.08.97 N 1112 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
действует Редакция от 28.08.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.08.97 N 1112 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"

I. Основные положения концепции Программы

Концепция Программы разработана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службой лесного хозяйства России, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Российской академией наук и Российской научной комиссией по радиационной защите с учетом и в развитие положений концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, рекомендованной Правительством Российской Федерации к использованию при разработке нормативных правовых актов и целевых программ в области социальной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся аварийному облучению.

Целью концепции является формирование принципов и критериев и обоснование выбора комплекса приоритетных мер, направленных на защиту и реабилитацию населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, на 1998-2000 и последующие годы.

При разработке концепции учитывались:

имеющиеся данные о радиационно-гигиенической и ветеринарно-санитарной ситуации в радиоактивно загрязненных районах и дозах облучения населения;

состояние сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях;

результаты реализации мер по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы;

данные о медико-демографической ситуации в радиоактивно загрязненных районах и состоянии здоровья населения и ликвидаторов;

социально-психологическая обстановка в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы;

нормативная правовая база, регулирующая защитные мероприятия, рекомендации по уровням вмешательства в послеаварийных ситуациях.

Концепция предусматривает переход к дозовому критерию планирования защитных и реабилитационных мероприятий на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. При невозможности решения проблемы до 2000 года констатируется возможность перехода населения к нормальной жизнедеятельности на большей части радиоактивно загрязненных территорий без каких-либо ограничений по радиационному фактору в связи с нормализацией радиационной обстановки.

Основными принципами и критериями концепции являются:

доза облучения - величина, характеризующая уровень радиационного воздействия на население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях. Она является основным критерием для планирования и осуществления мероприятий по защите населения;

плотность загрязнения радионуклидами - величина, характеризующая радиоактивное загрязнение почв долгоживущими радионуклидами, выпавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Плотность радиоактивного загрязнения почв и уровень содержания радионуклидов в сельскохозяйственной и лесной продукции являются основными критериями планирования и осуществления мероприятий в агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве.

Основным показателем для принятия решений о необходимости проведения защитных мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях, их характере и масштабах является средняя годовая эффективная доза облучения населения.

Облучение населения от радиоактивных выпадений в результате аварии на Чернобыльской АЭС, не превышающее 1 мЗв/год, является допустимым и не требует каких-либо дополнительных вмешательств. Проживание и хозяйственная деятельность населения на таких территориях по радиационному фактору не ограничиваются. Здесь проводится радиационно-гигиенический и ветеринарно-санитарный мониторинг в установленном для всей территории Российской Федерации порядке. По результатам мониторинга оцениваются дозы облучения населения.

При величине средней годовой эффективной дозы облучения от 1 мЗв до 5 мЗв проводится дополнительный целевой мониторинг объектов окружающей среды и сельскохозяйственных и лесных угодий, продукции, полученной на них, а также определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения. Осуществляются дополнительные меры по снижению доз облучения на основе принципа оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения.

Комплекс защитных мер должен быть направлен на снижение дозовой нагрузки при одновременном ослаблении ограничений, нарушающих обычный образ жизни.

При величине средней годовой эффективной дозы облучения от 5 мЗв до 20 мЗв осуществляются необходимые меры радиационно-гигиенического мониторинга и радиационной защиты населения, включая контроль доз внешнего и внутреннего облучения населения. Жителям и лицам, въезжающим на указанную территорию, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации, нежелательность въезда с детьми на постоянное жительство. Оказывается помощь в добровольном переселении граждан из этой зоны на другое место жительства.

Радиационный фактор воздействия на здоровье человека (населения) и связанные с этим защитные и реабилитационные меры рассматриваются в комплексе с другими факторами риска естественной и техногенной природы.

Все лица, проживающие на территории с годовой эффективной дозой более 1 мЗв, подлежат ежегодному медицинскому обследованию. По результатам медицинского обследования и радиационного контроля на этой территории формируются группы повышенного риска, которые подлежат ежегодной диспансеризации и лечению.

Основным показателем для принятия решений о необходимости осуществления мер медицинской защиты населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, является эффективная доза острого облучения, превышающая 50 мЗв, или накопленная эффективная доза хронического облучения более 70 мЗв. Оценка эффективных доз осуществляется с учетом всех источников внешнего и внутреннего аварийного облучения организма.

Для обеспечения долговременного автоматизированного персонального учета лиц из групп повышенного риска, оценки состояния их здоровья, выработки и проведения необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий, изучения структуры и динамики заболеваемости и ее исходов формируется и ведется Российский государственный медико-дозиметрический регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Медицинская помощь и оздоровление граждан, включенных в регистр, проводятся по показаниям на всех уровнях лечебно-профилактических учреждений, в санаториях и специализированных центрах.

Одной из наиболее актуальных задач является социально-психологическая реабилитация участников работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях. При ее решении необходимо учесть, что природа постчернобыльского стресса во многом обусловлена низким уровнем радиологических знаний у затронутых аварией лиц.

Стратегической задачей следует считать переработку нормативной правовой базы в области защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы путем перехода на дозовые критерии.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.08.97 N 1112 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"