Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 14.07.92 N 231 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ИНСПЕКТОРА МИЛИЦИИ"
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ИНСПЕКТОРА МИЛИЦИИ
1.1. Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции <*> определяет задачи, основные направления организации работы, обязанности и права участкового инспектора (старшего участкового инспектора) милиции <**> в системе органов внутренних дел МВД России.
<**> Далее - участковый инспектор.
1.2. Участковый инспектор является представителем милиции общественной безопасности (местной милиции) районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел <*> на обслуживаемом участке.
<*> Далее - орган внутренних дел.
1.3. Основными задачами участкового инспектора являются:
1.3.1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.
1.3.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
1.3.3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
1.3.4. Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.
1.3.5. Оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
1.4. Правовую основу деятельности участкового инспектора составляют Конституция РСФСР, Закон РСФСР "О милиции", другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты республик, входящих в состав Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящая Инструкция, нормативные акты министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, акты местных органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий.
1.5. Назначение на должность участкового инспектора и освобождение от нее, перевод на другой участок осуществляются приказом начальника органа внутренних дел по согласованию с соответствующим местным органом исполнительной власти. В соответствии с Законом РСФСР "О местном самоуправлении" в поселках и сельской местности участковый инспектор утверждается в должности поселковой, сельской администрацией.
Должность участкового инспектора подлежит замещению сотрудником, имеющим высшее или среднее специальное образование.
1.6. Использование участкового инспектора на работе, не связанной непосредственно с обслуживанием закрепленного за ним участка, допускается в исключительных случаях по указанию начальника органа внутренних дел либо начальника милиции общественной безопасности (местной милиции) <*> при условии осложнения оперативной обстановки.
<*> Далее - начальник милиции общественной безопасности.
1.7. Участковый инспектор в служебное время носит установленную форму одежды. При выполнении специальных заданий с разрешения начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности он может находиться в гражданской одежде. Согласно установленным МВД России нормам участковый инспектор обеспечивается табельным огнестрельным оружием, специальными средствами, служебным автотранспортом и средствами связи.
1.8. В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" участковому инспектору на территории обслуживаемого участка местными Советами народных депутатов, администрациями районов, городов предоставляется помещение для работы, оборудованное средствами связи и мебелью.
1.9. Организация работы участковых инспекторов возлагается на начальника органа внутренних дел, его заместителя (начальника милиции общественной безопасности), руководителей подразделений по руководству участковыми инспекторами. Организационно - методическое обеспечение деятельности участковых инспекторов осуществляют соответствующие подразделения милиции общественной безопасности МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.
2. Организация работы участкового инспектора2.1. За участковым инспектором приказом начальника органа внутренних дел закрепляется участок, которому присваивается порядковый номер. Его размеры и границы определяются и при необходимости пересматриваются начальником органа внутренних дел по представлению начальника милиции общественной безопасности с учетом численности населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории и административного деления района, города.
2.2. Прием участка производится под контролем начальника милиции общественной безопасности с участием старшего участкового инспектора и в присутствии участкового инспектора, сдающего участок. Принимающего участкового инспектора знакомят с особенностями участка и оперативной обстановкой на нем, представляют должностным лицам местных государственных органов, учреждений, организаций и иных объектов обслуживания. О приеме и сдаче участка делается соответствующая запись в паспорте на участок (Приложение N 1).
2.3. Участковый инспектор работает по личному плану, составляемому в рабочей тетради (Приложение N 2) на месяц. План утверждается начальником милиции общественной безопасности. При необходимости с учетом складывающейся оперативной обстановки участковый инспектор планирует работу на каждый день и учитывает ее в рабочей тетради.
2.4. Участковый инспектор в своей работе взаимодействует с сотрудниками других служб и подразделений органа внутренних дел путем обмена информацией, участия в планировании и реализации совместных мероприятий, проводимых по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности.
2.5. На каждые три - четыре должности участковых инспекторов вводится должность старшего участкового инспектора, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых инспекторов и имеющим высшее или среднее специальное юридическое образование. За старшим участковым инспектором закрепляется участок с проживающим на нем населением не более одной тысячи человек.
Наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка старший участковый инспектор:
2.5.1. Организует работу участковых инспекторов по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, координирует их взаимодействие с сотрудниками криминальной милиции и следственных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, а также обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно - розыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона (зоны), обслуживаемой группой участковых инспекторов.
2.5.2. Оказывает помощь участковым инспекторам в вопросах повышения их профессионального мастерства, подбора и организации работы внештатных сотрудников милиции, укрепления взаимодействия с общественностью, проведения индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, рассмотрения писем и заявлений граждан, выполнения других обязанностей по службе.
2.5.3. Обобщает и оценивает результаты работы группы участковых инспекторов по итогам за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соответствующими предложениями начальнику милиции общественной безопасности.
2.6. На время отсутствия старшего участкового инспектора (учеба, отпуск, болезнь и другое) его обязанности по распоряжению начальника милиции общественной безопасности исполняет наиболее опытный участковый инспектор из микрорайона (зоны) обслуживания.
2.7. Для рационального использования служебного времени и повышения эффективности труда участковый инспектор должен владеть оперативной обстановкой на обслуживаемом участке и хорошо знать:
2.7.1. Территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и режим работы предприятий, в т.ч. акционерных обществ, организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения товарно - материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, аптек, других мест, где хранятся, перерабатываются либо применяются наркотические средства, порядок и состояние их охраны, места стоянки автотранспорта, а в сельской местности, кроме того, - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания дикорастущих и культурных наркотикосодержащих растений.
2.7.2. Характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения обслуживаемой территории.
2.7.3. Количество и характер раскрытых и нераскрытых преступлений, совершенных на территории участка, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых контролируется милицией в соответствии с законом и установленными в отношении них ограничениями; приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших, похищенных вещах.
2.7.4. Места концентрации антиобщественных элементов, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления; обстоятельства, способствующие данным криминальным проявлениям.
2.7.5. Силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления правопорядка.
3. Основные обязанности участкового инспектора3.1. По обеспечению личной безопасности граждан:
3.1.1. Защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
3.1.2. Оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.
3.1.3. Принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, своевременному информированию об этом руководства органа внутренних дел, населения, общественности, руководителей соответствующих учреждений, предприятий, организаций.
3.2. По охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности:
3.2.1. Отвечать за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке.
3.2.2. Контролировать несение службы патрульно - постовыми нарядами на участке. Информировать их об оперативной обстановке на территории обслуживания. Осуществлять совместно с патрульно - постовыми нарядами патрулирование, обход мест возможного появления антиобщественного элемента. Обучать милиционеров во время несения службы формам и методам этой работы.
3.2.3. Докладывать начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки; вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории участка.
3.2.4. Осуществлять при необходимости, по согласованию с руководителями органа внутренних дел, а в их отсутствие - с дежурным по органу внутренних дел, маневрирование патрульно - постовыми нарядами на территории участка.
3.2.5. Взаимодействовать при патрулировании участка с общественными объединениями по охране правопорядка.
3.2.6. Оказывать содействие работникам конвойной службы милиции, другим подразделениям милиции в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
3.2.7. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
3.2.8. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также контролировать соблюдение законодательства о занятии частной детективной и охранной деятельностью.
3.2.9. Участвовать в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за соблюдением установленных правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения, принимать необходимые меры к пресечению нарушений этих правил.
3.3. По предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений:
3.3.1. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. Постоянно взаимодействовать с сотрудниками криминальной милиции и следственных подразделений в предупреждении преступлений против жизни и здоровья граждан, хозяйственных и должностных преступлений, а также преступных посягательств против собственности.
3.3.2. Устанавливать среди проживающих на обслуживаемом участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перевозящих, пересылающих и сбывающих наркотические средства, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих культур.
3.3.3. Проверять в медицинских учреждениях и на иных объектах обслуживания состояние хранения, учета и отпуска наркотикосодержащих средств, наличие и состояние охранно - пожарной сигнализации и других специальных защитных средств. При необходимости проводить эти мероприятия совместно с сотрудниками криминальной милиции, службы противопожарных и аварийно - спасательных работ, органов здравоохранения. О выявленных недостатках докладывать начальнику милиции общественной безопасности.
3.3.4. Выявлять лиц, нарушающих установленные правила торговли винно - водочными изделиями, изготовляющих и хранящих с целью сбыта без специального разрешения (лицензии) спиртные напитки, а также пиво. Принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности.
3.3.5. Устанавливать притоны и лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков, занятия токсикоманией, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, наркоманию и преступную деятельность; принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности.
3.3.6. Оформлять материалы для решения вопроса о направлении в лечебно - трудовые профилактории и специальные наркологические отделения наркоманов и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок либо ущемляющих права других лиц на почве пьянства и наркомании <*>.
<*> Указанные обязанности участковый инспектор продолжает выполнять до их передачи в ведение других органов.
3.3.7. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений.
Участвовать в предусмотренных законом случаях и порядке в контроле за поведением лиц, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора <*>.
<*> На лиц, подлежащих контролю, заводится контрольная карточка (Приложение N 3).
3.3.8. Поддерживать постоянную связь с населением, трудовыми коллективами. Не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка и один раз в квартал - перед начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности.
3.4. По раскрытию преступлений:
3.4.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и других событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, незамедлительно сообщать об их получении дежурному по органу внутренних дел; своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.
3.4.2. При обнаружении на участке преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, самостоятельно проводить комплекс предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством неотложных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
3.4.3. Проводить в соответствии с нормами уголовно - процессуального законодательства расследование преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции общественной безопасности.
3.4.4. При обнаружении на участке преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, принимать меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно - оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции в соответствии со статьей 119 УПК РСФСР самостоятельно проводить предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством неотложные следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
3.4.5. Оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления; розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
3.4.6. Постоянно взаимодействовать со службами криминальной милиции и следствия по раскрытию преступлений, по которым не установлены лица, их совершившие; принимать предусмотренные законом меры по выявлению, задержанию таких лиц и информированию о них сотрудников уголовного розыска, следствия и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.
3.5. По оказанию помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов:
3.5.1. Оказывать помощь народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, представителям общественных объединений в осуществлении на обслуживаемом участке их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.
3.5.2. Оказывать необходимое содействие работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей; принимать предусмотренные законодательством меры по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
3.5.3. Обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности охрану общественного порядка при выселении граждан из жилых помещений с санкции прокурора или по решению народного суда <*>.
<*> Вскрытие запертых помещений, вынос имущества, его хранение, составление документов, связанных с выселением, в обязанности участкового инспектора не входят и осуществляются представителями заинтересованных сторон.
3.5.4. По указанию непосредственного начальника и в пределах своей компетенции исполнять в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством определения судов, постановления судей и письменные поручения прокуроров, следователей по делам и материалам, находящимся в их производстве, оказывать содействие при производстве ими отдельных процессуальных действий <*>.
<*> Исполнение определений судов, следователей и дознавателей о принудительном приводе свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых за пределы района (города), в административные границы которого входит участок, участковому инспектору поручать запрещается.
4. Основные права участкового инспектора4.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности народных депутатов, кандидатов в народные депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений.
4.2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
4.3. Получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы, копии с них, необходимые в связи с исполнением служебных обязанностей участкового инспектора.
4.4. Вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в его производстве; осуществлять привод в случаях и порядке, предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.
4.5. Составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять в случаях, предусмотренных законодательством, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие оружия, а также вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре вещей.
4.6. Производить предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством действия по делам, находящимся в его производстве, а также по отдельным письменным поручениям прокуроров, следователей, органов дознания, постановлениям судей и определениям судов.
4.7. Осуществлять в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации" оперативно - розыскные действия в пределах, определенных нормативными актами МВД России.
4.8. Вносить предложения начальнику милиции общественной безопасности о поощрении граждан, оказавших помощь в раскрытии преступлений и выполнении других обязанностей, возложенных на милицию общественной безопасности.
4.9. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан, на территорию, а также в помещения предприятий, учреждений, организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также в целях обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
О всех случаях вхождения в жилище против воли проживающих в нем лиц немедленно докладывать непосредственному начальнику для уведомления прокурора.
4.10. Задерживать и доставлять в милицию в соответствии с законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу.
4.11. Проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения либо объективного рассмотрения дела о правонарушении.
4.12. Доставлять в медицинские учреждения либо в дежурную часть милиции с улиц и из других общественных мест лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в обстановке, либо могущих принести вред окружающим или себе, а из жилищ - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их жизни, здоровья и имущества.
4.13. Отстранять от управления транспортным средством водителей и иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством.
4.14. Останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.
4.15. Осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов. При выявлении нарушений установленных правил делать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об их устранении, изымать указанные предметы и применять иные меры в соответствии с действующим законодательством.
4.16. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, вещи, предметы и вещества, запрещенные в гражданском обороте, находящиеся у граждан без специального разрешения, и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности.
4.17. Использовать любые транспортные средства (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для проезда к месту стихийного бедствия, при сборе личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования и доставления в милицию лиц, совершивших преступления, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.
4.18. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам.
4.19. Хранить и носить табельное огнестрельное оружие и специальные средства, при несении службы использовать служебную собаку.
4.20. Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом РСФСР "О милиции".
4.21. При выполнении своих обязанностей участковый инспектор может пользоваться и другими правами, предоставленными милиции общественной безопасности законодательными актами Российской Федерации.
4.22. Участковый инспектор пользуется гарантиями правовой и социальной защиты, предусмотренными Законом РСФСР "О милиции", а также гарантиями, установленными Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, местными Советами народных депутатов.
5. Оценка работы участкового инспектора5.1. Основным критерием оценки работы участкового инспектора является его авторитет и уважение со стороны населения.
5.2. Результаты работы участкового инспектора оцениваются по:
- мнению граждан, проживающих на территории участка;
- реальному состоянию общественного порядка на участке;
- его личному вкладу в предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений;
- своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан;
- уровню личной исполнительской дисциплины и состоянию законности в его оперативно - служебной деятельности.
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 14.07.92 N 231 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ИНСПЕКТОРА МИЛИЦИИ"