Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ИНСТРУКЦИЯ Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 (ред. от 15.12.97) "ПО КАССОВОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР"
Операции по приему и учету платежей в бюджет
9. Платежи в Государственный бюджет СССР от государственных предприятий и организаций, колхозов, других кооперативных и иных общественных организаций, межхозяйственных предприятий и организаций <*> и населения принимаются всеми учреждениями Госбанка СССР.
<*> В дальнейшем в пунктах 9 - 23 настоящей Инструкции для сокращения текста "государственные предприятия и организации, колхозы, другие кооперативные и иные общественные организации, межхозяйственные предприятия и организации" будут именоваться "плательщиками".
Налоги и другие платежи в бюджет, уплачиваемые населением, принимают в городах и поселках городского типа, как правило, сберегательные кассы, а в сельских местностях - сельские Советы народных депутатов.
Отдельные виды платежей, поступающих в Государственный бюджет СССР, по разрешению финансовых органов, принимаются учреждениями и организациями, администрирующими эти доходы.
Платежи в бюджет, принятые сберегательными кассами, а также учреждениями и организациями, администрирующими отдельные виды доходов, полностью сдаются в установленные для них сроки учреждениям Госбанка СССР и последними зачисляются в доходы соответствующих бюджетов.
Сельские Советы народных депутатов принятые ими платежи в бюджет сдают для зачисления в доходы соответствующих бюджетов в сберегательные кассы, переводят в учреждения Госбанка СССР через предприятия Министерства связи СССР или сдают их непосредственно в учреждения Госбанка СССР.
Плательщики перечисляют платежи в бюджет на суммы от 5 рублей с расчетных, текущих и бюджетных счетов.
Прием платежей в бюджет от плательщиков на сумму до 10 рублей допускается наличными деньгами.
Граждане уплачивают причитающиеся с нане уплачивают причитающиеся с них налоги и другие платежи в бюджет как наличными деньгами, так и в безналичном порядке независимо от суммы платежа.
10. Платежи в бюджет зачисляются учреждениями Госбанка СССР соответственно в союзный бюджет, республиканские и местные бюджеты, как правило, по месту нахождения плательщика.
Суммы налога с оборотов в отдельных случаях, предусмотренных в инструкции Госбанка СССР "О безналичных расчетах в народном хозяйстве", выделяются поставщиками в платежных требованиях, сдаваемых в учреждения Госбанка СССР на инкассо, в платежных поручениях, а также в реестрах чеков и в реестрах счетов на получение средств с аккредитивов и перечисляются учреждениями Госбанка СССР в бюджет в зависимости от установленного порядка, по месту нахождения плательщика или поставщика.
11. В районах, на территории которых имеются, кроме районного отделения Госбанка СССР, где открыт основной текущий счет районного бюджета, другие отделения и агентства Госбанка СССР, платежи в бюджет зачисляются учреждениями Госбанка СССР, как правило, по месту их поступления и учитываются по администрирующим эти доходы финансовым органам.
Отчисления от налогов и доходов в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты производятся в порядке, изложенном в п. 111 настоящей Инструкции <*>.
<*> В дальнейшем для сокращения текста при ссылках на пункты и приложения настоящей Инструкции будут указываться лишь номера пунктов и приложений без слов "настоящей Инструкции".
При небольшом объеме операций по доходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик конторами Госбанка СССР, по договоренности с краевыми, областными, автономной области и автономного округа <**> финансовыми отделами <***>, устанавливается порядок, при котором поступившие суммы налогов и доходов отделениями и агентствами Госбанка СССР ежедневно перечисляются в районные отделения Госбанка СССР, где открыты основные текущие счета районных бюджетов.
<**> В дальнейшем для сокращения текста "края, области, автономные области и автономные округа", их финансовые отделы (органы) и бюджеты будут именоваться соответственно "края, области, округа", "финансовые отделы (органы) края, области, округа" и "бюджеты края, области, округа".
<***> Здесь и в дальнейшем под "финансовыми отделами" понимаются и "финансовые отделы (управления)".
При перечислении платежей в бюджет в районное отделение Госбанка СССР к сводному авизо по МФО прилагается экземпляр расчетно-денежного документа. В перечне документов к сводному авизо в графе "Номер счета получателя" проставляется номер счета по учету доходов. В том случае, если номер счета по учету доходов неизвестен, указываются подразделения классификации доходов <****> и символ отчетности Госбанка СССР.
<****> Здесь и в дальнейшем под "классификацией доходов" а также "классификацией расходов" понимается классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик Министерства финансов СССР.
При перечислении, в отдельных случаях, сумм платежей в бюджет по телеграфу в телеграмме указывается вид дохода, номер счета по учету доходов и наименование плательщика. Телеграфные расходы относятся учреждениями Госбанка СССР на расходы республиканского бюджета союзной республики без открытия кредитов по разделу "Прочие расходы", параграфу "Почтовые расходы по переводу налоговых платежей".
Принятые суммы платежей в бюджет, подлежащие зачислению непосредственно в районный бюджет, включаются в сводное авизо по МФО и ежедневно перечисляются в районное отделение Госбанка СССР для зачисления на основной текущий счет районного бюджета. К сводному авизо прилагаются копии расчетно-денежных документов и один экземпляр перечня этих документов.
При таком порядке учет платежей в бюджет, отчисление сумм в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты производятся районным отделением Госбанка СССР.
Отчисленные от государственных налогов и доходов суммы в городские (городов районного подчинения), поселковые и сельские бюджеты в день, когда производят отчисления, перечисляются районным отделением Госбанка СССР в учреждения Госбанка СССР, в которых открыты основные текущие счета этих бюджетов.
12. Все платежи, поступившие в бюджет в течение года, зачисляются учреждениями Госбанка СССР в доходы соответствующих бюджетов текущего года.
Платежи в бюджет, принятые в истекшем году сберегательными кассами, сельскими Советами народных депутатов и другими учреждениями и организациями, администрирующими доходы, и поступившие в учреждения Госбанка СССР в новом году до истечения срока заключительных оборотов, зачисляются в доходы соответствующего бюджета истекшего года заключительными оборотами. Эти же платежи, поступившие в учреждения Госбанка СССР после истечения срока заключительных оборотов, зачисляются в доходы бюджета нового года.
В таком же порядке зачисляются в бюджет доходы, поступившие в учреждения Госбанка СССР в истекшем году для перевода в другие учреждения Госбанка СССР и поступившие в последние в новом году.
13. В поручениях, представляемых учреждениям Госбанка СССР, за исключением поручений по перечислению налогов, удержанных из заработной платы рабочих и служащих, плательщики обязаны указывать наименование бюджета, раздел, главу, параграф классификации доходов и наименование платежа.
При перечислении платежей в бюджет непосредственно в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты указываются наименование бюджета и наименование платежа.
В поручениях по перечислению платежей в бюджет, в том числе при перечислении налогов, удержанных из заработной платы рабочих и служащих, указывается номер счета по учету доходов, на который должна быть зачислена перечисленная сумма. Плательщикам налогов номера счетов должны быть сообщены учреждениями Госбанка СССР.
Ответственный исполнитель учреждения Госбанка СССР при зачислении платежей в бюджет проверяет правильность данных, указанных в платежных поручениях, и, в необходимых случаях, исправляет их в соответствии с наименованием дохода, руководствуясь схемой ежемесячного отчета Госбанка СССР о кассовом исполнении союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик.
В случае отсутствия в платежных поручениях подразделений классификации доходов при зачислении платежей в бюджет следует руководствоваться номером лицевого счета и наименованием дохода. При отсутствии в платежных поручениях номера лицевого счета ответственный исполнитель проставляет его в соответствии с наименованием налога или дохода и подразделениями классификации доходов.
14. Предприятия , учреждения и организации, осуществляющие платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды (далее по тексту плательщик), в соответствии с налоговым законодательством обязаны не позднее дня, предшествующего наступлению срока платежа, если иное не предусмотрено законом, сдать в кредитную организацию или учреждение Центрального банка Российской Федерации по месту нахождения их расчетного (текущего), бюджетного или другого счета платежные поручения на перечисление платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по форме N 0401002, заполненные в соответствии с требованиями Центрального банка Российской Федерации.
При представлении в кредитную организацию или учреждение Центрального банка Российской Федерации платежного поручения на перечисление платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования) при отсутствии или недостаточности средств на счете в правой стороне в специально отведенной графе плательщик проставляет третью очередность платежа, в соответствии с очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При заполнении платежного поручения в строке "плательщик" и "получатель" указывается идентификационный номер, присвоенный плательщику или получателю при постановке его на учет в налоговом органе.
Указанные платежные поручения принимаются от плательщика кредитными организациями и учреждениями Центрального банка Российской Федерации независимо от состояния счета предприятий, находящихся в федеральной собственности, в государственной, кроме федеральной, собственности и негосударственных предприятий), бюджетного или другого счета, а также корреспондентского счета кредитной организации.
При наличии на счетах предприятий, находящихся в федеральной собственности, в государственной, кроме федеральной, собственности и негосударственных предприятий), бюджетных и других счетах плательщика денежных средств, сумма которых достаточна для оплаты всех платежных документов, предъявленных к соответствующему счету, списание средств со счета по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется кредитными организациями и учреждениями Центрального банка Российской Федерации в порядке поступления платежных поручений плательщика на списание средств (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При этом платежные поручения исполняются не позднее дня, следующего за днем поступления платежного поручения в кредитную организацию или учреждения Центрального банка Российской Федерации, и независимо от заполнения графы "срок платежа".
При недостаточности денежных средств на счетах предприятий, находящихся в федеральной собственности, в государственной, кроме федеральной, собственности и негосударственных предприятий), бюджетных или других счетах плательщика для оплаты всех платежных документов, предъявленных к соответствующему счету, платежные поручения по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды помещаются в картотеку к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и оплачиваются в третьей группе очередности, согласно статье 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в случае недостаточности средств на счете плательщика для полного удовлетворения его требований может производится частичная оплата платежных поручений в порядке, указанном в пункте 79 Правил ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР от 30 сентября 1987 г. N 7.
Платежные поручения по перечислению средств в бюджеты, находящиеся в картотеке к внебалансовому счету N 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", могут быть отозваны плательщиками только по письменному разрешению налогового органа, а в случаях, предусмотренных законодательством - таможенными органами, органами Пенсионного фонда Российской Федерации и другими органами, на которые возложены функции по контролю за платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Порядок проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций осуществляется в соответствии с письмом Центрального банка Российской Федерации от 1 марта 1996 г. N 244 и дополнениями к нему.
(в ред. Письма ЦБ РФ от 05.07.96 N 298; Указания ЦБ РФ от 01.12.97 N 46-У)
15. За несвоевременное выполнение учреждениями Госбанка СССР платежных поручений плательщиков по перечислению платежей в бюджет учреждения Госбанка СССР по требованиям финансовых органов уплачивают пеню за каждый день просрочки платежа в размере 0,05 процента с суммы несвоевременно перечисленных платежей. Такую же пеню учреждения Госбанка СССР уплачивают в случаях несвоевременного выполнения распоряжений финансовых органов о бесспорном взыскании недоимок по платежам в бюджет, а также за несвоевременное зачисление в бюджет сумм налога с оборота, причитающихся по тем оплаченным платежным документам, по которым выделенная сумма налога с оборота зачисляется в доходы бюджета самостоятельно учреждениями Госбанка СССР.
Суммы пени учреждения Госбанка СССР относят в дебет балансового счета "Расходы на содержание аппарата управления" по лицевому счету "Штрафы за нарушение правил совершения расчетных операций" с возмещением в установленном порядке причиненного ущерба с виновных лиц.
16. При уплате налогов и других платежей в бюджет и при их возврате или зачете применяются следующие документы.
При безналичных перечислениях:
а) платежные поручения 0401002, 0401003;
б) платежные требования 0401001, аккредитивы, расчетные чеки;
в) платежные поручения 0401003 предприятий Министерства связи СССР на поступившие переводы с приложением к ним талонов почтовых переводов;
г) распоряжения финансовых и других соответствующих органов на принудительное взыскание платежей в бюджет с предприятий, учреждений и организаций 0401010, 0401001, 0401011;
д) расчетные чеки финансовых органов на возврат платежей в бюджет.
При платежах наличными деньгами:
а) квитанции, ордера и уведомления 0402005;
б) квитанции в приеме наличных денег 0402004;
в) денежные именные чеки финансовых органов и организаций, администрирующих доходы, на возврат платежей в бюджет отдельным гражданам.
17. Учреждения Госбанка СССР за месяц до наступления нового года обязаны получить от соответствующих финансовых органов списки плательщиков по каждому району (городу) с перечнем взимаемых с них платежей (кроме местных налогов и доходов) и указанием, в какой бюджет и по каким подразделениям классификации доходов и символам отчетности Госбанка СССР должны зачисляться эти платежи, а также номеров счетов по учету доходов.
По местным налогам и доходам в списках должно быть указано наименование налогов и доходов, в какой местный бюджет подлежат зачислению платежи и номер текущего счета соответствующего местного бюджета.
В тех случаях, когда в течение года в составе плательщиков произошли изменения, финансовые органы обязаны письменно сообщить об этом учреждениям Госбанка СССР.
Конторы Госбанка СССР по согласованию с финансовыми органами могут устанавливать порядок представления списков плательщиков с перечнем уплачиваемых ими платежей в бюджет один раз в два - три года с обязательным представлением соответствующих изменений и дополнений. Форма списка приведена в Приложении N 1.
18. Для учета доходов союзного бюджета, доходов республиканских бюджетов союзных республик и доходов, распределяемых между бюджетами, в учреждениях Госбанка СССР открываются лицевые счета для каждого вида платежа согласно схеме ежемесячного отчета Госбанка СССР отдельно по каждому финансовому органу и по каждому учреждению, администрирующему соответствующий вид дохода.
Налог с оборота учитывается по главам и параграфам классификации доходов на отдельных лицевых счетах, открываемых соответственно на балансовых счетах "Доходы, распределяемые между бюджетами" и "Налог с оборота, уплачиваемый предприятиями отдельных министерств".
Суммы налога с оборота, после их распределения между союзным бюджетом и республиканским бюджетом союзной республики, учитываются на лицевых счетах по балансовым счетам "Доходы союзного бюджета" и "Доходы республиканских бюджетов союзных республик" без подразделения по главам и параграфам.
Аналитический учет доходов союзного бюджета, республиканских и местных бюджетов в учреждениях Госбанка СССР ведется в лицевых счетах на бланках 0407001.
В городах, имеющих районное деление, учет доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, не администрируемых районными финансовыми или другими органами, целесообразно вести в городском управлении конторы или, в отдельных случаях, в одном из отделений Госбанка СССР в городе, обслуживаемом ВЦ или ИВС.
Доходы, поступающие в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты, зачисляются на основные текущие счета соответствующих бюджетов. Учреждения Госбанка СССР доходы указанных бюджетов по подразделениям классификации доходов не учитывают.
19. Записи в лицевые счета поступивших платежей в бюджет производятся в следующем порядке:
а) суммы платежей в бюджет, перечисленные с расчетных, текущих и бюджетных счетов, записываются в лицевые счета по каждому документу в отдельности;
б) платежи, принятые наличными деньгами, записываются в лицевые счета общими суммами на основании сводного приходного кассового ордера или контрольной ленты подсчета, используемой в качестве кассового ордера, а при незначительном количестве платежей - по каждому документу;
в) суммы доходов, распределенные между союзным бюджетом и республиканским бюджетом союзной республики, записываются в лицевые счета на основании ведомости распределения доходов 0482414;
г) суммы доходов, отчисленные в соответствующие местные бюджеты, записываются в лицевые счета этих бюджетов общими суммами на основании ведомости отчислений в местные бюджеты 0482416, 0482417.
(в ред. Письма Госбанка СССР от 11.08.87 N 1010)
20. Выписки из лицевых счетов по платежам в бюджет и приложения к ним (уведомления, копии платежных поручений и других документов) выдаются или высылаются финансовым органам и организациям, администрирующим соответствующие доходы, ежедневно или в сроки по согласованию с ними, с обязательной выдачей или высылкой выписок за последний рабочий день месяца, в котором было движение по лицевому счету.
21. При обнаружении финансовыми органами и другими учреждениями, администрирующими доходы, ошибок в зачислении платежей в бюджет последние обязаны письменно сообщить об этом учреждению Госбанка СССР.
Исправления записей в лицевых счетах учреждениями Госбанка СССР производятся на основании исправительных ордеров.
Неполучение учреждениями Госбанка СССР письменных замечаний в течение 10 дней после выдачи выписок из лицевых счетов рассматривается как подтверждение выписок.
22. Ошибки, допущенные работниками учреждений Госбанка СССР при зачислении и списании сумм, поступивших в бюджет, и обнаруженные учреждениями Госбанка СССР в том же году, в котором они были допущены, исправляются учреждениями Госбанка СССР самостоятельно путем составления исправительных ордеров.
Копия ордера по таким исправлениям направляется при выписке из лицевого счета соответствующему финансовому органу или организации, администрирующей доходы.
По счетам поселковых и сельских Советов народных депутатов исправление ошибок без согласия исполкома поселкового (сельского) Совета народных депутатов допускается только в случаях неправильного зачисления учреждениями Госбанка СССР в доходы поселкового (сельского) бюджета сумм, принадлежащих другим бюджетам. В других случаях исправление ошибок производится учреждениями Госбанка СССР только по поручениям поселковых (сельских) Советов народных депутатов.
23. По балансовым счетам "Доходы, распределяемые между бюджетами", "Налог с оборота, уплачиваемый предприятиями отдельных министерств", "Доходы союзного бюджета" и "Доходы республиканских бюджетов союзных республик" составляются проверочные ведомости на 1 число каждого месяца. В проверочных ведомостях проставляются номера лицевых счетов и суммы остатков по лицевым счетам.
Перед составлением ведомостей лицевые счета подбираются в последовательном порядке символов ежемесячного отчета Госбанка СССР и в этих ведомостях выводятся частные итоги по каждому символу.
По разделам классификации доходов, указанным в дополнении N 2 к ежемесячному отчету Госбанка СССР о кассовом исполнении доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, лицевые счета подбираются вначале по символам, присвоенным разделам, а затем по символам, присвоенным соответственно главам и параграфам. Итоги выводятся как по частным, так и по общим символам.
Выведенные в проверочных ведомостях общие итоги остатков по балансовым счетам должны соответствовать остаткам этих счетов по балансу учреждения Госбанка СССР на 1 число месяца.
Проверочные ведомости подписываются ответственным исполнителем или контролером и главным бухгалтером учреждения Госбанка СССР.
Проверочные ведомости по балансовым счетам N N 130 - 134 составляются в порядке, предусмотренном в п. 275.
- Главная
- ИНСТРУКЦИЯ Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 (ред. от 15.12.97) "ПО КАССОВОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР"