в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.97 N 1561 "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА"
действует Редакция от 18.12.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.97 N 1561 "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА"

III. Основные направления стратегии преобразований

Факторы стратегии преобразований

Стратегия преобразований в сфере кинематографии опирается на следующие факторы:

российский кинематограф на данном этапе обладает энергией позитивного движения и может развиваться самостоятельно при условии сохранения общественного интереса к киноискусству;

введение в действие механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", будет способствовать привлечению в кинематографию внебюджетных средств;

разработка дополнительных законодательных и нормативных актов, регулирующих взаимоотношения производителей фильмов с теле-, кино-, и видеокомпаниями;

обеспечение перехода от государственного финансирования организаций кинематографии к многоканальной системе их финансирования на возвратной основе.

Существующие и возможные финансовые потоки, направляемые в сферу кинематографии, складываются из следующих источников.

От потребителя:

продажа кинобилетов;

проданные или взятые напрокат видеокассеты;

абонентная плата за пользование платными телеканалами;

продажа рекламного времени при кинопоказах (расходы на рекламу косвенно финансируются зрителями - потенциальными покупателями товара);

продажа кинолитературы и сопутствующих товаров;

продажа услуг (обслуживание зрителей в кинотеатрах).

От реализации фильмов и услуг:

отечественные телеканалы (государственные и частные);

зарубежные телеканалы;

зарубежные дистрибьюторы и реализаторы;

зарубежные кинопроизводители.

Государственное финансирование:

средства из федерального бюджета, выделяемые через Госкино России;

государственные заказы по линии министерств и ведомств (заказные фильмы, тематические конкурсы и программы, учебные циклы и т.п.);

средства субъектов Российской Федерации, направляемые на содержание киносети, приобретение фильмов и проведение кинематографических мероприятий.

Частные инвестиции:

финансирование кинопроизводства;

финансирование киносети (строительство и переоборудование кинотеатров);

финансирование дистрибьюторской деятельности;

кредиты, направляемые на кинопредпринимательскую деятельность;

спонсорство и меценатство.

Участие зарубежных источников:

копродукция с зарубежными фирмами;

поддержка зарубежными фондами, общественными и иными организациями, субсидирующими культурные проекты;

привлечение частных инвестиций в российские кино-, видео-, телепроекты;

строительство и реконструкция кинотеатров за счет зарубежных фирм;

кредиты зарубежных финансовых организаций.

Совместная деятельность с телеканалами:

копродукция;

предоставление услуг;

использование фильмов прошлых лет.

Развитие кинематографии Российской Федерации предусматривается осуществить по следующим приоритетным направлениям.

В области кинопроизводства

К концу срока реализации Концепции ежегодный показатель производства отечественных фильмов должен составить не менее 100 игровых фильмов, предназначенных для кино и телевидения, 24 часов анимации (в том числе сериалов), 150 часов документальных, научно-популярных фильмов и кинолетописей.

Для этого в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" необходимо реформировать прежде всего порядок распределения государственной финансовой поддержки производства фильмов.

Объемы и порядок распределения в сфере кинематографии выделяемых бюджетных средств необходимо существенно изменить. Так, в конкурсе кинопроектов возрастет значение их предварительной экономической оценки, анализа и составления прогноза по частичному или полному возврату расходов по производству конкретного фильма.

Продюсерам будут предоставляться средства из федерального бюджета на конкурсной основе, однако их доля будет постепенно снижаться и к началу второго этапа реализации Концепции должна составить не более 30 процентов сметной стоимости фильма. Это позволит перейти на систему фиксированных государственных дотаций. Конкурсная система распределения государственных дотаций будет базироваться на тематических и эстетических приоритетах с выделением проектов, адресованных детям и юношеству. В то же время предполагается сохранить полное финансирование фильмов-дебютов (исходя из острой потребности кинематографии в пополнении творческими кадрами) и кинолетописей (регулярных съемок документальных и научных сюжетов).

Дальнейшее наращивание производства неигровых фильмов и кинолетописных материалов диктуется возрастающим спросом на документальную аудиовизуальную информацию. Координация деятельности организаций, осуществляющих производство и хранение кинолетописных материалов, а также создание на основе современных технологий единого банка данных позволят удовлетворить спрос на эту информацию.

Учитывая культурно-просветительское значение аудиовизуальной информации, расширяющиеся возможности ее коммерческого использования, предполагается рассмотреть возможность создания специальной структуры - центра аудиовизуальной информации, позволяющего решить эти задачи и включиться в мировое информационное пространство.

В области анимационного производства потребуется организационная поддержка государством процесса кооперирования деятельности российских (по преимуществу мелких) мультипликационных студий и включения их в кооперацию с мировой анимационной индустрией.

В целях реформирования анимационного производства предполагается направлять государственную финансовую поддержку не только на финансирование авторских короткометражных фильмов, но и на создание крупных проектов (мультипликационных сериалов и полнометражных фильмов) с высоким художественным и коммерческим потенциалом.

Помимо совершенствования системы распределения выделяемых из федерального бюджета средств, привлечения внебюджетных инвестиций необходимо разработать и внедрить систему государственных гарантий под предоставление организациям кинематографии кредитов на производство и прокат национальных фильмов, создание современной системы гарантий на конкурсной основе для осуществления кинопредпринимательской деятельности при обязательном соблюдении принципа возврата затраченных на кинопроизводство средств.

Возможности расширения отечественного кинопроизводства основываются также на складывающихся принципиально новых отношениях между организациями кинематографии и телевизионными компаниями, развивающемся опыте долевого участия в финансировании фильмов на основе договоров с телевизионными компаниями с учетом соблюдения обоюдных интересов при реализации продукции.

В области проката и показа фильмов

Совершенная система проката и показа фильмов создает возможности для возврата средств, затраченных производителями на их создание и основывается на следующем:

малобюджетный фильм может окупиться за счет его выпуска на кассетах, продажи права показа телевизионным каналам, реализации права показа в кинотеатрах или за счет передачи права показа отдельным кинозалам преимущественно в крупных городах России на основе процентных отчислений со сборов в пользу владельца;

среднебюджетный фильм может окупиться для его производителя при использовании всех механизмов по его реализации, применяемых для малобюджетного фильма, а также при частичной государственной поддержке и реализации прав его показа за рубежом;

высокобюджетный фильм остается большей частью дотационным, и его производители могут рассчитывать преимущественно на государственную поддержку.

Одним из факторов повышения окупаемой доли производства отечественного фильма может стать расширение легального контролируемого кино-, теле- и видеорынка. Для этого необходимо совершенствовать правовые и экономические меры по борьбе с кино-, видео- и телепиратством, серьезно ослабляющим материальную базу кинематографии, подрывающим ее международные связи.

Формами возврата средств в сферу кинематографии являются расширение и совершенствование форм сотрудничества между организациями кинематографии и телевидением, а также возрождение кинотеатрального проката и показа. Во всем мире именно это стало основным источником возврата средств, вложенных в производство и продвижение кинопродукции.

Ныне существующая киносеть России по своим объемам значительно уступает киносетям Европы и США, и в Концепции не содержится предложений по механическому увеличению числа залов в стране. Вместе с тем создание механизма возврата средств от кинотеатрального проката и показа фильмов невозможно без строительства новых кинотеатров или капитального переоборудования действующих кинотеатров в привлекательные для зрителей и престижные кинозалы, отвечающие последним мировым технологическим требованиям.

Важными направлениями преобразований в сфере кинематографии призваны стать разработка и реализация межрегиональной программы реконструкции кинозалов, включающей модернизацию 120-125 кинотеатров, действующих на базе центров российской кинематографии, и строительство концептуально новых кинотеатральных комплексов - "мультиплексов".

Цель этой программы - увеличение посещаемости кинотеатров, повышение их доходности.

Указанную программу можно реализовать, привлекая финансовые средства федерального и местного бюджетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1037 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения", а также за счет внебюджетных инвестиций.

Кинотеатральный прокат и показ фильмов в целом могут стать рентабельными при условии формирования межрегиональных прокатных сетей, включающих в себя модернизированные кинозалы. В зависимости от источников финансирования работ по реконструкции и обновлению кинозалов кинотеатры могут быть как государственными, так и акционированными.

Процесс акционирования кинотеатров будет осуществляться параллельно с реализацией указанной программы.

Осуществление государственной политики по формированию возвратных механизмов в сфере кинотеатрального проката и показа фильмов затрагивает интересы сельского населения страны.

Недостаточность финансирования, невозможность приобретения новых копий фильмов, неудовлетворительная обеспеченность автотранспортом привели к сокращению числа сельских киноустановок за последние годы на 45-50 процентов.

Дальнейшее функционирование сельской киносети без осуществления преобразований невозможно. Модернизацию сельской киносети необходимо провести путем перевода сельских киноустановок на видеопоказ, осуществляя его в первую очередь в крупных населенных пунктах, что позволит в дальнейшем восстановить деятельность закрытых ранее сельских киноустановок.

Требуют решения вопросы финансирования системы кинопроката в Вооруженных Силах Российской Федерации, связанные с возможностью приобретения в необходимом количестве отечественных кино- и видеофильмов, укреплением материально-технической базы.

В области региональной политики

Реализация государственной политики по формированию возвратного механизма в сфере кинотеатрального проката и показа во многом зависит от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим очень важна координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, призванных дополнять друг друга в вопросах регулирования и осуществления протекционистской деятельности.

Вопросы развития кинематографии должны решаться в субъектах Российской Федерации с учетом местных особенностей и предусматривать, в частности:

создание структур, ответственных за состояние и развитие кинодела в каждом регионе;

модернизацию региональных сетей кинопоказа;

создание информационно-статистической базы;

обновление и пополнение кинофонда;

взаимодействие с региональным телевидением.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1037 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения" существенно повлияло на развитие кинодела в субъектах Российской Федерации. Однако сегодня необходимы новые усилия для полной реализации основных его положений.

Возникла настоятельная потребность в разработке и подписании соглашения о партнерстве в реализации межрегиональной программы реконструкции кинозалов между Госкино России, администрациями субъектов Российской Федерации и инвесторами.

В области технической политики

Техническая политика в сфере кинематографии до 2005 года (независимо от формы собственности предприятий и источников их финансирования) определяется задачей модернизации материально-производственной базы организаций кинематографии.

Предстоит изменить систему использования бюджетных средств, выделяемых кинематографии на развитие науки и техники, изучение международных технологий, выработку рекомендаций по их использованию, определение возможностей внутреннего производства комплектующих компонентов кинооборудования и киноматериалов. Эти меры могут привести к сокращению валютных расходов. При этом государственные средства целесообразно выделять лишь на цели совершенствования и развития тех направлений, которые на экспертно-конкурсной основе будут признаны перспективными и конкурентоспособными.

Модернизация технической базы кинематографии предполагает активное финансовое участие заинтересованных кинопредприятий, опирающееся на различные формы государственной поддержки, и в частности на:

таможенный протекционизм для предприятий, самостоятельно производящих модернизацию собственной базы путем приобретения оборудования и технологий за рубежом;

специальные проекты поставок кинооборудования из государств - участников СНГ (в рамках межгосударственных отношений);

содействие распространению мирового опыта и малозатратного использования технологий съемки, проката и показа фильмов.

С этой целью необходимо стимулировать процесс создания базовых предприятий, сдающих в аренду основное кинооборудование производителям фильмов, что избавит в первую очередь студии от необходимости тратить значительные средства на обзаведение различными видами кинотехники. На первых порах таким предприятиям потребуется финансовая помощь в виде прямых бюджетных инвестиций и кредитов.

В основу технической политики в период до 2005 года ставится задача максимального обеспечения техническими средствами кинозалов при их реконструкции, результатом чего должно стать существенное повышение качества изображения и звука при демонстрации фильмов в кинотеатрах.

Указанная задача будет решаться путем модернизации производственных мощностей организаций кинематографии с целью обеспечения выпуска современных кинопроекционных комплексов, узлов, блоков для модернизации кинооборудования, находящегося в эксплуатации в киносети, а также путем реконструкции и технического перевооружения кинотеатров и киноустановок. При этом государство не должно идти на безвозвратные инвестиции, которые нужно заменить целевым кредитованием программ технического перевооружения.

С целью повышения качества фильмокопий предстоит внедрить прогрессивные технологии на всех этапах фильмопроизводства, обработки печати, реставрации, демонстрации фильмов и обеспечить перевод нормативно-технической базы кинематографа на стандарты, соответствующие международному уровню.

В условиях интеграции в мировой кинематографический процесс, предусматривающий свободный обмен фильмами и исходными материалами стандартного уровня качества, необходимо обеспечить регулярное участие российских организаций кинематографии в работе международных организаций по стандартизации, а также международных кинотехнических обществ и ассоциаций.

В области международной и внешнеэкономической деятельности

Международная и внешнеэкономическая деятельность в сфере кинематографии должна строиться на активизации продвижения российских фильмов на зарубежный экран путем проведения недель российского кино, премьер и ретроспектив фильмов, участия в наиболее престижных международных кинофестивалях и кинорынках.

Важную роль в этом будет играть развитие сотрудничества с международными кинематографическими и аудиовизуальными организациями: в общеевропейских межправительственных организациях "Аудиовизуальная Эврика" и "Европейская аудиовизуальная обсерватория", Международная федерация киноархивов, Международный центр связи школ кино и телевидения, Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров. При этом необходимо содействовать российскому представительству в руководящих органах этих организаций, что позволит наиболее эффективно отстаивать интересы производителей и распространителей отечественной киновидеопродукции.

Следует также всемерно содействовать развитию совместного кинопроизводства с зарубежными партнерами. Благоприятная правовая основа для этого возникла в связи с присоединением России к Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве. Следующий шаг - вступление России в международную организацию "Евримаж", которая осуществляет финансирование производства совместных европейских кинофильмов.

Приоритетным направлением международной и внешнеполитической деятельности в сфере кинематографии остается восстановление и укрепление связей российской кинематографии с кинематографиями государств - участников СНГ и Балтии.

Важной задачей является организация и проведение Московского международного кинофестиваля.

В целях сохранения присутствия российской кинематографии в культурном пространстве за рубежом планируется продолжить работу, направленную на возобновление регулярного общественного некоммерческого проката российских фильмов, в основном на базе российских центров науки и культуры.

В области подготовки кадров

Развитие кинематографии Российской Федерации тесно связано с решением одной из самых острых проблем российского кино - проблемы подготовки и эффективного использования организациями кинематографии специалистов различных профессий.

Сложность ситуации подтверждают цифры: за минувшие 5 лет в России состоялся 21 режиссерский дебют, что составляет менее одной десятой общего числа выпускников ВГИКа.

При этом проблема не ограничивается трудоустройством выпускников кинематографических вузов, так как наиболее способные из них востребованы, в частности, телевидением.

Главная проблема кинематографического образования заключается в стремительной потере его качества: будущие специалисты, связанные с профессиональной кинотехникой, обучаются владеть аппаратурой вчерашнего дня. Это относится и к кинотехникумам, ориентированным на подготовку специалистов кинопоказа. В связи с этим в федеральном бюджете на 1999 год и последующие годы следует предусматривать вложения в коренное обновление технической базы основных кинематографических учебных заведений.

Создание прогрессивной технологической базы обучения поможет изменить и усовершенствовать методы обучения, позволит перейти от привычных форм к более современным - разнообразным и мобильным. Такие формы в экспериментальном порядке отрабатываются на базе Высших курсов сценаристов и режиссеров Госкино России.

Сохранение и дальнейшее развитие многовариантности обучения творческим профессиям могут быть обеспечены также путем преобразования учебной киностудии ВГИКа в отраслевой творческо-производственный центр по обучению на основе новейших технологий как студентов, так и лиц, повышающих квалификацию и проходящих переподготовку.

Решению комплекса задач по совершенствованию содержательного аспекта подготовки кадров должно способствовать создание на базе кинематографических учебных заведений киноакадемии с центром методического обеспечения подготовки и переподготовки кадров на основе традиций отечественной и зарубежных киношкол.

В области приватизации

Существенным источником пополнения средств, направляемых в кинематографию, может стать реализация части находящегося в государственной собственности имущества. Необходимы решения, согласно которым определенная доля поступлений от приватизации объектов кинематографии, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, направлялась бы на реконструкцию материально-технической базы организаций и предприятий кинематографии.

Приватизация объектов и организаций кинематографии будет осуществляться на основе федеральных законов и законов Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Указанные законодательные акты обеспечивают правовую базу для приватизации объектов и организаций кинематографии, в первую очередь находящихся в федеральной собственности.

В связи с тем, что в данный момент большинство объектов и организаций кинематографии находятся в сложном финансово-экономическом положении, поспешная их приватизация может привести к распродаже помещений и оборудования и перепрофилированию.

В настоящее время выявилась нецелесообразность акционирования региональных предприятий по прокату фильмов, являющихся собирателями фонда фильмов, значительная часть которого представляет собой культурное достояние России.

Предстоит рассмотреть вопросы приватизации, решаемые на уровне органов местного самоуправления, с целью предотвращения необдуманного сокращения киносети.

В связи с этим предстоит объективно оценить имеющиеся ресурсы в сфере кинематографии и предложить дифференцированные схемы приватизации.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.97 N 1561 "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА"