в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 06.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ МОРСКИХ СУДОВ" (утв. Приказом Минморфлота СССР от 12.02.57 N 143)
действует Редакция от 12.02.1957 Подробная информация
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ МОРСКИХ СУДОВ" (утв. Приказом Минморфлота СССР от 12.02.57 N 143)

V. Расследование и учет аварийных случаев

18. Капитан (шкипер, старшина) судна, на котором произошел аварийный случай, составляет судовой технический акт о случившемся.

19. По прибытии аварийного судна либо его команды (в случае гибели судна) в советский порт капитан судна обязан немедленно представить капитану порта письменное заявление об аварийном случае и технический акт. На основе этих документов капитан порта регистрирует аварийный случай и принимает решение о классификации данного аварийного случая в соответствии с настоящим Положением.

Для обеспечения правильной классификации аварийного случая капитан порта вправе потребовать представления капитаном аварийного судна дополнительных документов.

Примечание. Подача капитану порта заявления об аварийном случае не освобождает капитана судна от обязанности оформить в соответствии с Кодексом торгового мореплавания СССР морской протест.

20. Если аварийный случай подлежит расследованию капитаном порта, капитан судна обязан представить ему для производства дальнейшего расследования следующие материалы (в одном экземпляре):

а) подробное донесение с изложением обстоятельств причин, последствий аварийного случая и виновных лиц;

б) выписки из судового и машинного журнала (при необходимости также из других журналов) за время, устанавливаемое капитаном порта;

в) при необходимости эскиз или фотографию поврежденных деталей, выкопировку с карты с обозначением места аварии и последовательным расположением судов (в случае столкновений, навалов, посадки на медь и др.);

г) справку о размере убытков по аварийному случаю;

д) документальные и вещественные доказательства, относящиеся к аварийному случаю (по требованию капитана порта).

21. Если аварийный случай подлежит расследованию судовладельцем, капитан судна передает все необходимые для расследования материалы непосредственно владельцу судна.

22. Для участия в расследовании аварийного случая могут привлекаться соответствующие специалисты, в том числе капитаны и механики судов, стоящих в порту.

23. При расследовании аварийного случая должны быть установлены причины, вызвавшие его, правильность технической эксплуатации, организации и несения вахтенной службы; правильность загрузки судна и достаточность снабжения всем необходимым для плавания.

При расследовании в необходимых случаях должны производиться лабораторные анализы.

Расходы, связанные с производством лабораторных анализов и экспертизой, оплачиваются владельцем судна.

24. В результате расследования аварийного случая должно быть составлено заключение, которое должно содержать:

а) подробное описание обстоятельств и условий, при которых он произошел;

б) указание причин случая (нарушение основ судовождения, трудовой дисциплины, недоброкачественность ремонта и др.);

в) перечень лиц, виновных в аварийном случае (конкретно, кто и в чем виновен).

При наличии нарушений Устава службы на судах морского флота, Правил технической эксплуатации и других правил в заключении по аварийному случаю должны быть указаны статьи правил и положений, которые были нарушены, или должно быть указано - нарушение каких общепринятых практических приемов привело к аварийному случаю;

г) описание последствий аварийного случая с подробным перечнем повреждений и потерь.

Объем повреждений, указанный в техническом акте, представляемом капитаном судна, уточняется при необходимости лицом, ведущим расследование, или создаваемой им специальной технической комиссией из представителей заинтересованных организаций и судоремонтных предприятий с участием, если потребуется, представителя инспекции Регистра СССР.

При расследовании случаев, связанных с посадкой на грунт, выброской на берег или касанием грунта, обязателен водолазный или доковый осмотр судна;

д) данные о размерах убытков.

Определению и учету подлежат следующие убытки (на основании сведений, представляемых владельцем судна):

1. Стоимость исправлений аварийных повреждений.

2. Стоимость производства спасательных операций.

3. В случае гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на 1-е число предшествовавшего аварии месяца;

е) предложения о необходимых мероприятиях для предупреждения аналогичных аварийных случаев в будущем.

25. Срок расследования аварийных случаев не должен превышать 15 суток:

а) со дня прибытия судна в ближайший порт;

б) со дня аварийного случая, если судно погибло или утратило плавучесть и не может быть доставлено в порт.

В исключительных случаях срок расследования аварийного случая может быть продлен до одного месяца с разрешения Главного ревизора по безопасности мореплавания Министерства морского флота <*>, либо Инспекции безопасности мореплавания Министерства рыбной промышленности СССР <**>.


<*> Функции Главного ревизора по безопасности мореплавания ММФ перешли к председателю В/О "Мореплавание".

<**> В настоящее время - Главная государственная инспекция безопасности мореплавания и портового надзора Министерства рыбного хозяйства СССР.

26. В случае возбуждения уголовного дела прокурором или установления лицом, производящим расследование, признаков преступления, дальнейшее расследование аварийного случая, если на то последует указание прокурора, прекращается и материалы расследования и заключение, если расследование закончено, направляются прокурору.

27. Материалы и заключение по аварийным случаям, расследованным капитаном порта, направляются владельцу судна.

В случае несогласия владельца судна с заключением капитана порта он обязан в пятидневный срок направить свои обоснованные возражения Главному ревизору по безопасности мореплавания Министерства морского флота* или в соответствующие органы других министерств и ведомств, которым подчинены капитаны портов. Копия возражений должна быть одновременно направлена капитану порта, расследовавшему данный аварийный случай.

Главный ревизор по безопасности мореплавания Министерства морского флота или соответствующее ему должностное лицо других министерств и ведомств, рассмотрев заключение капитана порта и возражения судовладельца, выносит окончательное заключение по данному аварийному случаю, произведя в необходимых случаях дополнительное расследование.

28. Начальник морского пароходства, начальник порта, начальник Управления морских путей, руководитель рыбохозяйственной организации и другие владельцы судов по получении заключения и материалов расследования аварийного случая с судном от капитана порта или после окончания расследования, произведенного самостоятельно, обязаны в десятидневный срок издать приказ с указанием обстоятельств, причин и последствий аварийного случая, наказать виновных лиц, разработать и провести в жизнь конкретные мероприятия по предупреждению аналогичных аварийных случаев в будущем.

По всем ледовым аварийным случаям и всем случаям повреждения судов, происшедшим в течение гарантийного срока или во время проведения экспериментальных работ с ними не по вине экипажа - по окончании расследования должны быть приняты необходимые меры предотвращения подобных аварийных случаев в будущем, с соответствующим оформлением этих мероприятий приказами, отдельными распоряжениями, предъявлением рекламаций и т.п.

29. О результатах расследования кораблекрушения, аварийного случая с человеческими жертвами или аварии с судном вместимостью 500 бр.р.т и выше, либо имеющим двигатель мощностью 500 л.с. и выше, а по судам рыбной промышленности, имеющим двигатели мощностью 80 л.с. и выше, и принятых по результатам расследования мерах, владелец судна обязан в декадный срок доложить министерству (ведомству) по принадлежности.

30. Контроль за правильностью решений, принимаемых владельцами судов по результатам расследования аварийных случаев, осуществляется соответственно Главным ревизором по безопасности мореплавания Министерства морского флота или соответствующими ему должностными лицами других министерств и ведомств.

31. Решение по аварийному случаю, принятое владельцем судна, может быть обжаловано лицами, которых это решение касается в 5-дневный срок Министру (руководителю ведомства) по подчиненности. Подача жалобы не приостанавливает приведения решений в исполнение.

32. Все аварийные случаи, расследуемые в соответствии с настоящим Положением, учитываются судовладельцами. Учет аварийных случаев ведется с подразделением на две основные группы:

1) кораблекрушения с судами вне зависимости от их тоннажа и мощности; все аварийные случаи с человеческими жертвами; аварии с судами вместимостью 500 бр.р. т и более или мощностью 500 л.с. и более, а по судам рыбной промышленности 80 л.с. и более;

2) аварии с судами вместимостью менее 500 бр.р. т и мощностью менее 500 л.с., а по судам рыбной промышленности менее 80 л.с.; аварийные происшествия со всеми судами.

Ледовые аварийные случаи и все случаи повреждения судов, происшедшие на них в течение гарантийного срока или во время проведения экспериментальных работ с судами не по вине экипажа, в общий учет аварийных случаев не включается.

33. Формы документов о расследовании аварийных случаев, отчетов по ним и инструкции по их заполнению разрабатываются Министерством морского флота по согласованию с Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР <*>. Эти формы и инструкции являются обязательными для всех министерств и ведомств, эксплуатирующих морские суда.


<*> В настоящее время - Центральное статистическое управление СССР.

  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ МОРСКИХ СУДОВ" (утв. Приказом Минморфлота СССР от 12.02.57 N 143)