Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.98 N 762 "О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ"
7. Социальная политика
7.1. Погашение задолженности по заработной плате
Ключевой проблемой социальной сферы остается задолженность по заработной плате, которая с начала 1998 года вновь стала расти. По состоянию на 1 июня 1998 г. просроченная задолженность по оплате труда составила 66,9 млрд. рублей, что на 6,7 процента больше по сравнению с предыдущим месяцем. Из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней задолженность составила 11 млрд. рублей, или 16,5 процента от общей задолженности.
Правительство Российской Федерации считает одной из приоритетных задач погашение задолженности по заработной плате, прежде всего в бюджетной сфере.
Расходы из федерального бюджета по текущей выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим по состоянию на 1 июня 1998 г. осуществлены в сумме 33,7 млрд. рублей. Это 24 процента всех расходов бюджета. В бюджеты субъектов Российской Федерации перечислено трансфертов в сумме 12,2 млрд рублей.
В целях решения этой задачи:
принят Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов", которым предусмотрено заключение соглашений с субъектами Российской Федерации об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания им финансовой помощи за счет средств федерального бюджета. Во исполнение этого Указа принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 555, которым одобрена форма соглашения, утвержден график подписания этих соглашений (24 июня - 4 июля 1998 г.);
принят Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 г. N 499 "О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах", во исполнение этого Указа - постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 1998 г. N 451.
Правительством Российской Федерации определен комплекс мер по обеспечению оплаты угля и погашения задолженности бюджетов всех уровней перед предприятиями угольной промышленности, а также по нормализации ситуации на рынке угля, включая упорядочение взаимоотношений между угольными компаниями. организациями-посредниками и организациями-потребителями угля;
подготовлен проект указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению выплаты начисленной заработной платы", направленный на стабилизацию ситуации во внебюджетной сфере, и проект указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы", распространяющийся на бюджетные организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
7.2. Приведение обязательств государства в социальной сфере в соответствие с реальными бюджетными возможностями для обеспечения минимальных социальных гарантий
Решение задачи недопущения задолженности по заработной плате предполагает прежде всего приведение обязательств государства в соответствие с реальными возможностями бюджета.
Для выполнения этой важной задачи:
принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1998 г. N 438 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины", предусматривающее подготовку и исполнение только тех мер, которые обеспечены реальным бюджетным финансированием;
принято решение рассмотреть порядок повышения минимального размера оплаты труда и индексации заработной платы работникам бюджетной сферы при формировании проекта федерального бюджета на 1999 год.
Предлагается стимулировать скорейшее принятие решений по максимальному уменьшению числа социальных льгот, выплат и пособий, устанавливаемых на уровне федерального законодательства, с целью замены их ограниченным числом адресных пособий. Сохранение существующей системы социальных льгот и выплат ведет к обострению социальной несправедливости, так как распределяются эти льготы в ущерб малоимущим и в пользу наиболее обеспеченных групп населения: только 15-20 процентов льгот предоставляется тем, кто в них действительно нуждается.
Правительство Российской Федерации подтверждает свою позицию о необходимости скорейшего принятия закона об адресном предоставлении всех социальных выплат, и в первую очередь о выплате пособия на ребенка на основе заявительного принципа семьям, в которых доход на члена семьи меньше прожиточного минимума. Безадресная выплата пособий на ребенка привела к тому, что в условиях, когда в целом по стране в 1997 году плановая потребность в финансировании детских пособий составила 27,2 млрд. деноминированных рублей, задолженность по их выплате к настоящему времени составила 16 млрд. рублей. В результате свыше 60 процентов семей с доходом ниже прожиточного минимума вообще не получают пособий на ребенка, в то время как 60 процентов всех выплачиваемых пособий направляется обеспеченным и наиболее обеспеченным семьям.
Назрела необходимость формирования единой информационной базы данных о получателях социальных льгот и выплат. На основе изучения и распространения опыта тех регионов, где такие базы данных уже созданы, будет введен персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат.
В области занятости населения необходимо введение принципа участия в общественных работах в качестве обязательного условия получения статуса безработного, а в сельской местности - введение обязательной проверки доходов от аренды и использования земельных участков для получения статуса безработного.
В случае значительной задолженности по выплате пособия по безработице будет рекомендовано в первоочередном порядке выплачивать эти пособия безработным из семей с доходом ниже прожиточного минимума на основе проверки их доходов.
В здравоохранении необходим переход к финансированию за лечение каждого больного. Это позволит сосредоточить финансирование на предоставлении качественных лечебных услуг, в которых действительно нуждаются пациенты, а также сбалансировать государственные гарантии с финансовыми возможностями государства. Существующая система финансирования в здравоохранении приводит к распылению средств среди учреждений, услуги которых не нужны населению, но которые государство вынуждено финансировать, при одновременной острой нехватке средств в учреждениях, оказывающих действительно качественные услуги, пользующиеся повышенным спросом у населения, что приводит также к нарастанию задолженности по выплате заработной платы медицинским работникам.
В образовании сокращение числа преподавателей должно сопровождаться повышением качества учебного процесса, созданием условий для привлечения образовательными учреждениями дополнительных внебюджетных средств.
7.3. Стабилизация финансового положения Пенсионного фонда Российской Федерации
Основным направлением деятельности Правительства Российской Федерации является обеспечение своевременной выплаты пенсий. Для этого уже предпринимаются следующие меры по повышению доходов Пенсионного фонда Российской Федерации:
рассмотрены на заседании Правительства Российской Федерации и внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов "О
внесении дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации" и "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"
Правительством Российской Федерации принимаются меры по погашению задолженности Пенсионному фонду Российской Федерации РАО "ЕЭС России", ОАО "Тюменская нефтяная компания", АО "АвтоВАЗ", РАО "Газпром", МПС России;
разрабатываются меры по ускорению внедрения системы персонифицированного учета страховых пенсионных взносов, которая будет способствовать росту собираемости отчислений на пенсионное обеспечение, что позволит в перспективе стабилизировать финансовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации и избежать накопления его дефицита.
Однако необходимость обеспечить своевременную выплату пенсий в условиях нынешнего дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации вынуждает приступить и к реализации мер по сокращению его расходов. В этой связи:
необходимо финансировать из федерального бюджета расходы, не связанные непосредственно с выплатой трудовых пенсий;
следует отказаться от предусмотренной пенсионным законодательством индексации трудовых пенсий в связи с ростом среднемесячной заработной платы по стране вплоть до полного устранения дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации;
целесообразно отменить надбавки и повышения к пенсиям работающим пенсионерам, за исключением тех случаев, когда работающие пенсионеры получают минимальную пенсию.
7.4. Справедливое распределение доходов и налоговой нагрузки
Политика Правительства Российской Федерации будет направлена на повышение адресности социальной поддержки, на повышение доли выплат наиболее социально уязвимым группам населения в общем объеме социальных трансфертов, на снижение чрезмерной дифференциации граждан по доходам и материальной обеспеченности.
В 1997 году в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов населения с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам.
Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога - высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.
Сходная ситуация отмечается со взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие государственные внебюджетные фонды.
В нынешней кризисной ситуации предполагается:
усилить контроль за уплатой налогов с населения и взносов в государственные внебюджетные фонды;
внести изменения в законодательство Российской Федерации, повышающие ответственность юридических и физических лиц за уклонение от уплаты налогов;
вернуться к рассмотрению проекта закона о государственном контроле за соответствием м крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам;
внести поправки в налоговое законодательство по подоходному налогу, имея в виду повышение порога освобождения от налога и распространение налогообложения на вид денежных доходов, включая кредиты и страховые полисы;
снизить уровень взносов за счет фонда оплаты труда во внебюджетные социальные фонды до 30-35 процентов и одновременно включить в состав фонда оплаты труда организаций расходы потребительского характера.
Предусмотренный комплекс мер способен стать одним из ключевых факторов в финансировании социальной сферы и пенсионного обеспечения.
Сохранение социального мира в период реализации программы - приоритетная задача Правительства Российской Федерации.
Большое значение в рамках этой задачи придается налаживанию диалога между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации сделает все возможное, чтобы свести бремя трудностей к минимуму. Для этого придется действовать жестко, но именно жесткости и решительности в наведении порядка, в укреплении российского государства нам более всего не хватало в последние годы.
Осуществление программы позволит:
к осени 1998 г. восстановить равновесие на финансовых рынках и снизить процентные ставки. Острая фаза финансового кризиса останется позади;
к концу 1998 года возобновить, хотя и в пределах показателей прошлого года, рост ВВП и промышленной продукции, увеличить объем экспорта, повысить уровень монетизации экономики, снизить неплатежи;
в 1999 году существенно улучшить сбор налогов, сократить расходы по обслуживанию внутреннего долга, увеличить кредитные вложения в экономику и снизить процентные ставки, что является основой для повышения темпов экономического роста и улучшения показателей уровня жизни населения.
Выполнение настоящей программы не означает решения всех проблем российской экономики. Но финансовый кризис будет преодолен, и Россия окажется менее чувствительной к новым колебаниям мировой финансовой конъюнктуры, сможет вплотную заняться решением задач реконструкции экономики с целью достижения современных критериев развитой индустриальной страны.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 1998 г.
N 762
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.98 N 762 "О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ"