Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.07.98 N 815 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
Содержание проблемы, основные цели и задачи Программы
Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г. N Пр-952 по итогам его поездки в г. Санкт-Петербург 6 июля 1997 г.
Программа разработана Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Российской академией наук с привлечением отраслевых институтов.
Программа основывается на необходимости развития атомной энергетики как неотъемлемой части топливно-энергетического комплекса Российской Федерации с размещением АЭС в регионах, для которых получены соответствующие согласования на их строительство.
Программа охватывает период 1998-2010 годов и уточняет подпрограммы развития атомной энергетики, входящие в состав федеральной целевой программы "Топливо и энергия" на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 263, в части приведения графиков ввода энергоблоков АЭС в соответствие с уточненными сценариями производства первичных энергетических ресурсов, прогнозируемых в "Энергетической стратегии России (Основные положения)", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1006, а также динамики изменения установленных мощностей АЭС в рассматриваемый период с учетом продления срока эксплуатации действующих энергоблоков АЭС с соответствующей корректировкой затрат.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472 утверждены Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, которыми определены условия, приоритеты, задачи и пути реализации устойчивого обеспечения страны энергоносителями, проведения согласованной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях, стабильного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса страны за счет динамичного развития составляющих его подотраслей и решения проблем экономичности, экологичности и безопасности предприятий комплекса.
Решение указанных вопросов нашло свое отражение в "Энергетической стратегии России (Основные положения)" и в разработанной Министерством Российской Федерации по атомной энергии в 1994-1995 годах "Стратегии развития подотрасли атомной энергетики", охватывающей вопросы законодательного, научно-технического и социального характера, а также вопросы охраны окружающей среды, связанные с безопасным развитием атомной энергетики на период до 2010 года. Стратегия рассмотрена Государственным экспертным советом по экологии и природным ресурсам, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Российской академией наук и утверждена Министерством Российской Федерации по атомной энергии.
Программа исходит из того, что в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года определенная часть увеличения потребности в электроэнергии должна покрываться атомными станциями в экономически целесообразных масштабах при наличии экологического обоснования использования атомных энергоисточников.
Основными целями Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС, создание АЭС нового поколения повышенной безопасности, надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подготовка к созданию замкнутого топливного цикла и сжиганию долгоживущих радиоактивных продуктов отработавшего топлива, разработка качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к крупномасштабному развитию атомной энергетики.
Достижение основных целей Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздействия на окружающую среду, экономию органического топлива, развитие научно-технического потенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и международной кооперации в области атомной энергии.
В области обеспечения безопасности АЭС Программой предусматриваются:
модернизация и создание современных систем и оборудования для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации действующих АЭС ;
обеспечение эксплуатации и развития исследовательских реакторов и экспериментальной базы при проведении работ в обоснование безопасности действующих и вновь проектируемых АЭС;
совершенствование обращения с радиоактивными отходами на АЭС и площадках исследовательских реакторов;
создание комплекса теплофизических стендов для обоснования безопасности действующих и вновь проектируемых АЭС;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по обоснованию безопасности АЭС с реакторами нового поколения, в том числе анализ маловероятных тяжелых аварий.
В области технического перевооружения и реконструкции действующих АЭС необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности энергоблоков действующих АЭС и продление их срока службы, а также по выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавших свой ресурс.
В области завершения строительства АЭС предусматривается:
завершение начатого и расконсервированного строительства 3-го энергоблока Калининской АЭС, 5-го энергоблока Курской АЭС, 1-го и 2-го энергоблоков Ростовской АЭС, Воронежской АСТ, продолжение строительства Южно-Уральской АЭС с реактором БН-800;
формирование объективного общественного мнения по проблемам атомной энергетики на основе экономически и экологически обоснованной политики ее развития;
разработка и внедрение критериев экономического стимулирования регионов, в которых размещены АЭС, а также населения, проживающего в непосредственной близости от АЭС.
В области строительства новых АЭС предполагается:
разработка проектов перспективных атомных станций на основе новых технологий повышенной безопасности;
строительство энергоблоков АЭС нового поколения повышенной безопасности с реакторами ВВЭР-640 на площадках Северо-Западного научно-промышленного центра (г. Сосновый Бор) и Кольской АЭС-2, а также с реакторами ВВЭР-1000 на площадке Нововоронежской АЭС-2;
разработка технико-экономических обоснований строительства АЭС для замещения выбывающих мощностей на Курской АЭС, Смоленской АЭС, Ленинградской АЭС, а также строительства АЭС на новых площадках;
строительство объектов малой энергетики в Чукотском автономном округе (г. Певек) и в Приморском крае;
оказание технического содействия при сооружении АЭС за рубежом.
В области топливообеспечения АЭС предусматривается:
обеспечение действующих АЭС ядерным топливом с высокими показателями безопасности и эксплуатационной надежности;
совершенствование активных зон и топливных циклов действующих АЭС;
разработка активных зон и топливных циклов АЭС нового поколения, в том числе с использованием смешанного уран-плутониевого топлива;
разработка технологий обращения с отработавшим топливом АЭС и отходами его переработки.
Развитие атомной энергетики будет способствовать:
обеспечению энергетической составляющей национальной безопасности Российской Федерации за счет экономии органического топлива, снижения техногенного воздействия на окружающую среду, обеспечения конкурентоспособности российских АЭС на внутреннем и международных рынках;
обеспечению энергоснабжения энергодефицитных отдаленных и труднодоступных районов страны;
сохранению научного и производственного потенциала ядерно-энергетического комплекса и производственных мощностей атомного энергетического машиностроения, приборостроения и строительных мощностей;
решению экологических проблем техногенного воздействия энергетических технологий на окружающую среду и здоровье человека;
расширению возможностей передачи энергетических технологий на базе АЭС нового поколения за рубеж, а также экспорта электроэнергии от АЭС;
обеспечению формирования объективного общественного мнения на основе аргументированной и сформулированной политики развития атомной энергетики для решения стратегических задач энергетической безопасности Российской Федерации и перехода к крупномасштабному развитию атомной энергетики;
созданию правовой базы для безопасного и экономичного развития атомной энергетики;
поддержанию рациональной тарифной политики на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Наиболее перспективными регионами размещения АЭС по технико-экономическим показателям являются районы европейской части России (особенно Северо-Запад, Центр и Северный Кавказ) и Дальнего Востока.
Реализация целей и задач, определенных стратегией развития атомной энергетики, осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Топливо и энергия" на 1996-2000 годы в составе следующих подпрограмм развития атомной энергетики:
безопасность АЭС;
техническое перевооружение, реконструкция и строительство АЭС;
развитие электроэнергетики энергодефицитных регионов Дальнего Востока, Калининградской области и других территорий;
экологически чистая энергетика;
топливообеспечение атомной энергетики. Развитие ядерно-энергетического топливного цикла атомных электростанций.
Настоящая Программа уточняет комплекс первоочередных работ по подпрограммам развития атомной энергетики в составе указанной программы "Топливо и энергия" в части ввода новых генерирующих мощностей, продления срока эксплуатации действующих энергоблоков АЭС, снятия энергоблоков с эксплуатации, обеспечения их надежного топливообеспечения, создания предпосылок для крупномасштабного развития атомной энергетики исходя из возможностей Министерства Российской Федерации по атомной энергии и сложившихся ограничений по финансированию из федерального бюджета.
Предусматривается дальнейшее развитие и уточнение Программы в ходе ее реализации при составлении ежегодных прогнозов экономических и производственных показателей, а также решение вопросов стратегического развития крупномасштабной атомной энергетики.
Исходя из экономических прогнозов развития Российской Федерации, производство электроэнергии в стране может составить:
(млрд. кВт. ч) | ||||
1996 год (факт) | 1997 год (факт) | 2000 год | 2005 год | |
Производство электроэнергии - всего*) | 847,2 | 826,1 | 882-915 | 930-1030 |
в том числе на АЭС | 108,8 | 110 | 122-130 | 135-145 |
*) Масштабы производства электроэнергии (в том числе на АЭС) будут уточняться при составлении ежегодных прогнозов.
К 2010 году общее производство электроэнергии в Российской Федерации может достигнуть 1100-1150 млрд. кВт. ч, в том числе на АЭС при условии реализации настоящей Программы 150170 млрд. кВт. ч в зависимости от варианта развития атомной энергетики.
В Программе рассматриваются следующие варианты развития атомной энергетики:
минимальный вариант: доведение мощностей АЭС в 2000 году до 24,24 ГВт, в 2005 году - до 26,88 ГВт, в 2010 году - до 27,56 ГВт; вывод из эксплуатации 2,76 ГВт;
максимальный вариант: доведение мощностей АЭС в 2000 году до 24,24 ГВт, в 2005 году - до 26,88 ГВт, в 2010 году - до 29,2 ГВт; вывод из эксплуатации 2,76 ГВт.
График ввода и вывода из эксплуатации энергоблоков атомных станций до 2010 года (различные варианты развития атомной энергетики) представлен в таблице N 2, установленная мощность АЭС по объединенным энергетическим системам представлена в таблице N 3, доли энерговыработки АЭС по объединенным энергетическим системам - в таблице N 4.
Доля мощности АЭС в суммарной мощности электростанций страны составит в 2000 - 2005 годах около 14 процентов.
С учетом высокой инерционности развития производительных сил основная потребность в электроэнергии (65-70 процентов) сохранится в европейской части страны.
Смещение газодобывающих баз в северные районы Сибири, увеличение расстояния и стоимости транспортировки газа к основным центрам топливопотребления европейской части предопределяют концентрацию основных работ по развитию атомной энергетики именно на территории европейской части России. Тем не менее Программой предусматривается сооружение энергоисточников малой мощности на ядерном топливе для энергообеспечения удаленных районов Крайнего Севера (Чукотский автономный округ) и Дальнего Востока (Приморский край).
Топливообеспечение атомной энергетики в рассматриваемом периоде основывается:
на наличии развитой сырьевой базы, включающей производимый природный уран и его накопленные запасы, запасы обогащенного урана, реакторного сырья, урана, находящегося в отвалах разделительных заводов, а также сырья, производимого с использованием регенерированного урана из отработавшего ядерного топлива;
на реализации в основном открытого топливного цикла до 2010 года и подготовке к переходу на полный замкнутый топливный цикл при необходимом обеспечении соответствующего уровня ядерной безопасности всех переделов ядерного топливного цикла, включая возможное использование смешанного уран-плутониевого топлива.
Вопросы обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами АЭС и предприятий ядерного топливного цикла решаются в рамках федеральной целевой программы "Топливо и энергия" (подпрограмма "Топливообеспечение атомной энергетики. Развитие ядерно-энергетического топливного цикла атомных электростанций") и федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030.
ГРАФИК ВВОДА И ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОБЛОКОВ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ ДО 2010 ГОДА
*) Применяемый тип энергоблока уточняется по результатам технико-экономического обоснования.
**) Вводы на основе результатов технико-экономического обоснования.
***) Вводы по максимальному варианту.
****) Тепловая мощность.
Таблица N 3
УСТАНОВЛЕННАЯ МОЩНОСТЬ АЭС ПО ОБЪЕДИНЕННЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ ГВТ(ЭЛ)
__________________
* Числитель - минимальный вариант, знаменатель - максимальный вариант.
Таблица N 4
ДОЛИ ЭНЕРГОВЫРАБОТКИ АЭС ПО ОБЪЕДИНЕННЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ
(процентов)
* Диапазоны изменения доли энерговыработки определены установленными уровнями производства электроэнергии в период до 2010 года.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.07.98 N 815 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"