Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.07.99 N 737 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОТ ОПАСНЫХ И ОСОБО ОПАСНЫХ ПАТОГЕНОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В 1999-2005 ГОДАХ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОТ ОПАСНЫХ И ОСОБО ОПАСНЫХ ПАТОГЕНОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В 1999-2005 ГОДАХ"
Разработке федеральной целевой программы "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах" (далее именуется - Программа) предшествовал всесторонний анализ санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановки, сложившейся в Российской Федерации в 90-х годах.
В эти годы на территории России зафиксирован значительный рост заразных болезней человека и животных, в том числе опасных и особо опасных, завезенных из зарубежных стран. Так, за 9 месяцев 1998 года зарегистрировано 11 случаев заболевания холерой, 125 случаев заболевания туляремией, 5 случаев группового заболевания сибирской язвой (пострадали 24 человека, 2 человека умерли). Ситуация с заболеваемостью опасными парентеральными вирусными гепатитами В и С характеризуется как эпидемия, поражающая ежегодно свыше 100 тыс. человек. Остается серьезной проблемой здравоохранения клещевой энцефалит, число больных которым стабильно растет. В 1997 году зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом - 20921 человек, из которых 81 человек умер. В 1998 году площадь эпизоотий в природных очагах чумы возросла по сравнению с 1997 годом в 2,3 раза и составила 170 тыс. гектаров. В результате сокращения объема мероприятий по профилактике зооантропонозных и природно-очаговых инфекций экономический ущерб от них в 1997 году составил 87,7 млн. рублей. Значительно увеличилось количество заболеваний бешенством, малярией. Для локализации завезенных болезней и проведения мер, предотвращающих их распространение на территории страны, потребовались многомиллионные средства.
Указанное изменение санитарно-эпидемической обстановки в значительной мере было обусловлено прозрачностью государственных границ для мигрирующего населения и беженцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, возросшим импортом продовольствия, кормов для сельского хозяйства, а также резким сокращением финансирования учреждений санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора. Положение усугубилось также тем, что с начала 90-х годов во всем мире активизировались природные очаги особо опасных инфекций, появился ряд новых опасных болезней.
Существующая система защиты гражданского населения, личного состава войск и территории страны от возбудителей опасных и особо опасных инфекционных болезней (далее именуются - патогены) и опасных биологических агентов, вызывающих повреждение (порчу) физических объектов окружающей среды (далее именуются - экопатогены), нуждается в значительной модернизации, так как для ее обеспечения используются созданные еще до 80-х годов средства индикации, диагностические и лечебно-профилактические препараты, дезинфектанты и биоциды, которые не соответствуют современным критериям чувствительности, скорости действия и эффективности. Разработка же высокоэффективных диагностических и лечебно-профилактических средств нового поколения стала почти невозможной из-за крайне малых объемов финансирования научных исследований в важнейших для национальной безопасности областях, пришедшей в упадок материально-технической базы научно-исследовательских институтов, утечки умов, изобретений и технологий из России. Освоение новейших биотехнологий получения иммунобиологических препаратов, иммуномодуляторов, антибиотиков и других лекарственных средств против патогенов идет очень медленно, в том числе из-за несоответствия условий опытного и промышленного производства этой продукции Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94.
В то же время за рубежом в области молекулярной биологии, генетики, генной инженерии, иммунологии проводятся интенсивные фундаментальные и прикладные исследования, дающие глубокие знания о природе многих патогенов и экопатогенов. Результаты этих исследований сразу же становятся достоянием биотехнологических организаций, разрабатывающих новые диагностикумы, медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, лекарственные средства, дезинфектанты и биоциды.
Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом меры по недопущению распространения оружия массового поражения, ряд зарубежных стран использует достижения в познании живой природы для получения в военных целях патогенов и экопатогенов, в том числе генетически измененных. Из-за отсутствия эффективного механизма контроля за выполнением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 год) и с учетом большой вероятности применения патогенов и экопатогенов террористическими и экстремистскими группировками практически все развитые страны мира имеют государственные программы по созданию и производству средств защиты гражданского населения, личного состава войск и среды обитания от патогенов и экопатогенов.
Таким образом, проблема биологической и экологической безопасности, которая, как правило, усугубляется при чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями и техногенными причинами, является одной из актуальных мировых проблем.
Для решения указанной проблемы в Российской Федерации по инициативе Российской академии наук и Российского акционерного общества "Биопрепарат" и во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 апреля 1997 г. N 2728, 5961нс и от 14 июля 1997 г. N 4921, 5059, поручения Правительства Российской Федерации от 20 июля 1997 г. N ВЧ-П7-4498 разработана настоящая Программа. За основу для разработки Программы были взяты Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О ветеринарии", федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300.
В Программе предусматривается выполнение большого объема научных исследований и разработок, развитие новейших технологий и производственной базы биотехнологической промышленности, в результате чего организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, смогут оснащаться новыми эффективными средствами защиты от патогенов и экопатогенов. Особое внимание будет уделено средствам защиты от неэндемичных для России патогенов и экопатогенов, которые при попадании на ее территорию могут вызвать крупные вспышки неуправляемых инфекционных болезней, порчу запасов продовольствия, сельскохозяйственной продукции, иных объектов среды обитания.
К выполнению Программы привлекаются специализированные научно-исследовательские институты и организации биотехнологического профиля, не только имеющие большой опыт и условия безопасной работы с патогенами и экопатогенами, но и длительное время разрабатывающие средства защиты от патогенов и экопатогенов.
2. Цель и задачи ПрограммыГлавной целью Программы является создание эффективного наукоемкого производства средств защиты гражданского населения, личного состава войск и территории Российской Федерации от патогенов и экопатогенов, необходимых для устойчивой и надежной работы соответствующих территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для достижения этой цели в Программе определен ряд следующих основных задач:
восстановление и развитие научного и материально-технического потенциала научно-исследовательских организаций и предприятий биологического и биотехнологического профиля, в том числе путем реконструкции, технического и технологического перевооружения их опытно-производственной и производственной базы в соответствии с Санитарными правилами СП 3.3.2.015-94;
проведение ориентированных фундаментальных научно-исследовательских работ в области микробиологии, вирусологии, биоорганической химии, клеточной биологии, иммунологии, генной инженерии, биогеоэкологии с последующим использованием их результатов в прикладных работах по совершенствованию существующих и созданию новых средств защиты от патогенов и экопатогенов;
выпуск и поставка для федеральных государственных нужд медицинских и ветеринарных иммунобиологических и лечебных препаратов, приборов и технических средств индикации и диагностики патогенов и экопатогенов;
обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ информационно-аналитическими материалами;
подготовка для федеральных органов исполнительной власти прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных с патогенами и экопатогенами, а также предложений по их предупреждению и ликвидации.
Достижение главной цели Программы даст возможность ведения на территории Российской Федерации постоянного и эффективного мониторинга патогенов и экопатогенов, являющегося обязательным условием своевременного принятия профилактических и экстренных мер защиты от патогенов и экопатогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3. Сроки и основные этапы выполнения ПрограммыПрограмма рассчитана на 7 лет. С учетом экономической ситуации в стране и состояния материально-технической базы привлекаемых к работам по Программе научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий Программа условно разделена на 2 этапа, органически связанных между собой.
На первом этапе (1999-2001 годы) будут приняты меры по восстановлению материально-технической базы ведущих организаций - исполнителей работ по Программе, а также начаты работы по реконструкции и модернизации их опытно-производственной базы. Особое внимание будет уделено отбору научно-исследовательских коллективов, которые сохранили научный и научно-технический потенциал, необходимый для проведения исследований фундаментального и поискового характера, ориентированных на решение проблемы борьбы с патогенами и экопатогенами. Одновременно будут привлечены отобранные по конкурсу специализированные исследовательские и научно-производственные организации различных форм собственности, способные вести разработки индикационных и диагностических систем, медицинских и ветеринарных иммунобиологических и лечебных препаратов, дезинфектантов и биоцидов, технических средств защиты от патогенов и экопатогенов.
На втором этапе (2002-2005 годы) Программой предусматривается:
продолжить работы по реконструкции, модернизации и технологическому перевооружению производственной базы организаций - исполнителей Программы;
интенсифицировать исследования и разработки, целью которых являются создание и организация производства средств защиты населения и территории Российской Федерации от патогенов и экопатогенов;
достичь максимально возможного обеспечения страны высококачественными средствами защиты от патогенов и экопатогенов, необходимыми для поддержания высокого уровня безопасности населения и среды обитания.
Средства защиты от патогенов и экопатогенов будут поставляться государственным заказчикам в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
4. Система программных мероприятийВ рамках Программы будет выполняться ряд взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий, конечным результатом которых должно быть создание научной, технической и технологической базы промышленного производства жизненно необходимых средств защиты населения и среды обитания от патогенов и экопатогенов. Программой предусматривается:
восстановление научно-исследовательского и материально-технического потенциала научно-исследовательских институтов биологического и биотехнологического профиля, необходимого для обеспечения высокого уровня проведению актуальных фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ;
реконструкция и техническое перевооружение опытно-производственной базы ведущих научно-исследовательских институтов и предприятий биотехнологического профиля с целью создания условий, соответствующих Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94;
подготовка и представление государственным заказчикам Программы рекомендаций и предложений по использованию результатов фундаментальных и поисковых исследований для разработки новых средств защиты от патогенов и экопатогенов;
обеспечение техническими средствами организаций, осуществляющих постоянный мониторинг патогенов и экопатогенов на территории Российской Федерации, для своевременного принятия профилактических и экстренных мер, в том числе в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
осуществление в соответствии с заявками государственных заказчиков изготовления и поставки для федеральных государственных нужд специальных и технических средств защиты населения и среды его обитания от патогенов и экопатогенов;
привлечение коммерческих организаций к использованию результатов программных исследований и разработок для внедрения в промышленное производство;
реализация на рынках зарубежных стран товарной продукции, полученной в ходе выполнения Программы;
развитие системы информирования населения о средствах и способах защиты от патогенов;
информационно-аналитическое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в рамках Программы, включая сбор и обработку зарубежной информации об организациях и о масштабах работ в области изучения патогенов и экопатогенов, создания и производства средств защиты от них;
подготовка предложений по принятию государственных мер по дальнейшему развитию биотехнологического научно-производственного потенциала страны, необходимого для обеспечения национальной безопасности страны;
подготовка для федеральных органов исполнительной власти прогнозов и предложений по совершенствованию работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по снижению размеров ущерба и потерь от патогенов и экопатогенов;
развитие международного сотрудничества, в том числе со Всемирной организацией здравоохранения, по вопросам защиты от патогенов и экопатогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Приоритетные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также мероприятия по реализации в промышленности результатов этих работ, включая техническое перевооружение, реконструкцию и строительство экспериментально-производственной базы организаций, представлены в приложениях N 4 и 5.
В ходе выполнения фундаментальных научно-исследовательских работ, связанных с проблемой биобезопасности, государственными заказчиками планируется:
получить новые знания о генетических механизмах и молекулярных основах патогенности возбудителей инфекций, о геноме и об иммунитете человека и животных;
разработать эффективные способы и методы индукции и усиления специфического иммунитета;
освоить генную диагностику болезней, вызываемых патогенами;
изучить свойства новых патогенов, представляющих большую опасность для здоровья человека и животных;
продолжить изучение известных экопатогенов и выявить новые экопатогены;
подготовить предложения по способам и методам создания новых высокоэффективных средств защиты от патогенов и экопатогенов.
Объектами этих ориентированных исследований в основном являются:
симбиотические микроорганизмы человека и животных;
возбудители управляемых и неуправляемых инфекционных болезней человека и животных, в том числе возбудители опасных и особо опасных инфекций;
трансгенные организмы;
геномы человека и животных;
геномы бактерий, вирусов, грибов;
внегеномные генетические структуры (плазмиды), транспозоны, фаги, рекомбинантные ДНК;
антисмысловые нуклеотиды, РНК и пептиды;
бесклеточные трансляционные системы, белковая инженерия и комбинаторные библиотеки физиологически активных веществ;
иммунные системы человека и животных;
каталитические антитела (абзимы);
биовещества, обладающие регуляторным действием на гомеостаз, специфический иммунитет и поведение человека и животных;
биологические токсичные вещества;
микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, вызывающие опасную контаминацию среды обитания, биодеструкцию и биокоррозию физических объектов окружающей среды.
В ходе выполнения приоритетных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государственными заказчиками планируется:
разработать математические программы, моделирующие сценарии вспышек инфекционных заболеваний, развития эпидемий и эпизоотий;
создать математические программы оценки последствий воздействия патогенов на человека и животных в чрезвычайных ситуациях;
создать математические программы оценки экономического и экологического ущерба, который могут нанести экопатогены при попадании в окружающую среду;
разработать новые технические средства и методы мониторинга патогенов и экопатогенов в окружающей среде;
разработать прописи питательных сред для быстрого обнаружения и индикации патогенов;
разработать новые высокочувствительные и быстродействующие тест-системы для идентификации патогенов и диагностики вызываемых ими болезней;
создать различные формы вакцин и других иммунобиологических препаратов, обеспечивающих экстренную профилактику и длительный иммунитет к инфекционным болезням, вызываемым патогенами;
разработать новые эффективные схемы иммунизации человека и животных живыми вакцинами с одновременным использованием антибиотиков, антимикробных и противовирусных препаратов;
разработать новые индукторы и иммуномодуляторы, способные потенцировать сильные иммунные реакции в ответ на попадание в организм человека и животных патогенов и их токсинов;
разработать комплекс мероприятий и рекомендаций по недопущению попадания патогенов и их токсинов в продукты питания и корма при их производстве и хранении в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
усовершенствовать существующие и создать новые дезинфектанты и биоциды, а также способы и методы их применения, имея в виду обеспечение быстроты и надежности уничтожения патогенов и экопатогенов в окружающей среде;
усовершенствовать технические средства обнаружения и защиты от патогенов и экопатогенов для обеспечения работы карантинной службы на государственной границе страны;
разработать новые промышленные технологии получения указанных средств защиты от патогенов и экопатогенов.
Для каждого государственного заказчика определен перечень обязательных конкурсных работ (проектов). Так, Министерство здравоохранения Российской Федерации заказывает разработку:
быстродействующих и высокочувствительных диагностических препаратов и тест-систем нового поколения для экспресс-индикации и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний (чумы, холеры, сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, бешенства, риккетсиозов, вирусных геморрагических лихорадок, вирусных гепатитов, прионовых болезней и других), а также технологических процессов их получения;
современных вакцин, иммуноглобулинов и иммуномодуляторов против холеры, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, риккетсиозов, вирусных гепатитов, геморрагических лихорадок и других опасных болезней, а также технологических процессов их получения;
схем лечения больных опасными и особо опасными инфекционными заболеваниями с использованием иммуноглобулинов (бешенство, клещевые энцефалиты, геморрагические лихорадки, парентеральные гепатиты и др.), а также новых антимикробных и противовирусных препаратов, их сочетаний с природными иммуномодуляторами;
высокоэффективных дезинфицирующих средств с широким спектром действия, а также технологических процессов их получения;
новых и усовершенствованных средств и способов отбора, доставки и подготовки проб для проведения бактериологических и вирусологических исследований, а также комплектующих для обеспечения мониторинга патогенов на территории страны.
Одновременно Министерство здравоохранения Российской Федерации заказывает реконструкцию и техническое перевооружение производственной базы по выпуску медицинских иммунобиологических препаратов, лекарственных средств, дезинфектантов и биоцидов для борьбы с патогенами.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации заказывает разработку:
диагностикумов и тест-систем нового поколения для проведения экспресс-диагностики, индикации и идентификации патогенов (ящура, африканской и классической чумы свиней, чумы и контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота, оспы овец и коз, катаральной лихорадки овец, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, бешенства, сибирской язвы, сапа, мелиоидоза и др.), а также технологических процессов их получения;
методов и средств специфической групповой и экстренной профилактики, которые при сочетании с химиотерапевтическими средствами и иммуномодуляторами обеспечивают защиту 85-95 процентов привитых животных;
новых технических средств, приборов и оборудования для экспресс-диагностики и индикации патогенов, проведения массовой групповой вакцинации животных, а также дезинфекции объектов окружающей среды в чрезвычайных ситуациях;
методов и средств защиты продуктов питания, другой сельско-хозяйственной продукции и фуража от патогенов и экопатогенов;
математических прикладных программ, моделирующих сценарии развития эпизоотических вспышек опасных и особо опасных болезней животных.
Одновременно Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации выступает заказчиком реконструкции и технического перевооружения производственной базы по выпуску ветеринарных иммунобиологических препаратов.
Министерство обороны Российской Федерации заказывает разработку:
математических моделей возникновения и распространения вспышек опасных инфекционных заболеваний человека в местах дислокаций воинских частей в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
диагностических препаратов, тест-систем, укладок, приборов, систем дистанционного определения, автоматической сигнализации и специфической индикации для осуществления экстренной индикации и идентификации патогенов, в том числе неэндемичных для Российской Федерации, а также экопатогенов, вызывающих повреждение оборудования, вооружения, военной техники и материалов;
новых лечебно-профилактических препаратов против сапа, мелиоидоза, вирусных геморрагических лихорадок, энцефалитов, парентеральных гепатитов и других инфекций человека, в том числе экзотических для Российской Федерации, технологий производства этих препаратов, а также схем лечения больных, пораженных патогенами;
высокоэффективных дезинфицирующих средств со сниженными коррозийными свойствами для осуществления обеззараживания оборудования, вооружения, военной техники и местности от патогенов и экопатогенов, а также технологий производства этих средств;
усовершенствованных и новых средств отбора и анализа проб грунта, воды и воздуха на наличие патогенов и экопатогенов.
Одновременно Министерство обороны Российской Федерации готовит предложения по созданию производственных мощностей для организации серийного выпуска средств защиты личного состава войск от патогенов, а также средств защиты оборудования, вооружения, военной техники и материалов от экопатогенов.
Все работы по Программе проводятся в мирных целях с учетом всех аспектов транспарентности (открытости) для граждан Российской Федерации и мировой общественности.
5. Ресурсное обеспечение ПрограммыГлубокая проработка финансово-экономических и организационных мер проведена на основе развернутого тематического перечня заданий заказчиков Программы по всем ее проблемам. Объемы ассигнований по каждому заданию оценены исходя из сложившихся затрат на содержание конкретных лабораторий и временных коллективов научно-исследовательских институтов, привлекаемых к выполнению Программы.
Ввиду того, что Программа выполняется для обеспечения потребностей Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, ее финансирование будет вестись в основном за счет средств федерального бюджета. При этом министерствам - государственным заказчикам Программы для ее выполнения в 1999-2005 годах потребуется 1217 млн. рублей из федерального бюджета.
Из внебюджетных источников организации - исполнители работ по Программе, входящие в Российское акционерное общество "Биопрепарат", намерены привлечь не менее 153 млн. рублей на создание современной производственной базы для выпуска средств защиты от патогенов и экопатогенов.
Источниками финансирования программных проектов могут быть инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты отечественных и зарубежных банков и кредитных организаций, предоставленные под государственные гарантии в рамках Бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год.
Всего на Программу в 1999-2005 годах планируется истратить 1370 млн. рублей (приложение N 1), в том числе:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (проекты), включая работы по созданию новых технологий, - 887 млн. рублей из средств федерального бюджета (приложения N 2, 3, 4);
на проекты по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению производственной базы организаций - исполнителей работ по Программе (проекты капитального строительства) - 483 млн. рублей, в том числе 330 млн. рублей из средств федерального бюджета (приложение N 5).
На первом этапе выполнения Программы (1999-2001 годы) на научные исследования и разработки потребуется выделить из федерального бюджета 439,1 млн. рублей, на втором этапе (2002-2005 годы) - 447,9 млн. рублей.
На фундаментальные, поисковые и прикладные научно-исследовательские работы (проекты), выполняемые по заказам министерств - государственных заказчиков в научно-исследовательских институтах и организациях Российской академии наук, планируется выделить 161 млн. рублей, в том числе по заказам Министерства здравоохранения Российской Федерации - 140 млн. рублей, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 21 млн. рублей.
На проекты, выполняемые по заказам министерств - государственных заказчиков в научно-исследовательских институтах и организациях, входящих в Российское акционерное общество "Биопрепарат", планируется выделить 253 млн. рублей, в том числе по заказам Министерства здравоохранения Российской Федерации - 110 млн. рублей, Министерства обороны Российской Федерации - 129 млн. рублей и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 14 млн. рублей.
Затраты бюджетных средств на капитальное строительство на первом этапе выполнения Программы предусматриваются в объеме 181 млн. рублей, на втором этапе - 149 млн. рублей. Министерством, осуществляющим управление реализацией проектов капитального строительства объектов, отобранных по согласованию с министерствами - государственными заказчиками Программы, а также контроль за целевым использованием указанных средств, является Министерство экономики Российской Федерации - государственный заказчик-координатор.
В соответствии с порядком финансирования объектов строительства для федеральных государственных нужд:
бюджетное финансирование инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и строительству объектов федеральной собственности, предусмотренных в приложении N 5, осуществляется на безвозвратной основе при наличии экономического обоснования и необходимой проектно-сметной документации;
выделение бюджетных средств на выполнение предусмотренных в приложении N 5 инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и строительству объектов негосударственных коммерческих организаций осуществляется только при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли собственности Российской Федерации в уставных капиталах таких организаций путем увеличения размера их уставных капиталов и передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительных пакетов акций (паев) на сумму предоставленных средств, а также при наличии экономического обоснования и необходимой проектно-сметной документации.
Целевые показатели и объемы бюджетного финансирования программных мероприятий подлежат уточнению государственными заказчиками Программы при формировании проектов федерального бюджета с учетом привлечения финансовых средств из внебюджетных источников организациями - исполнителями работ по Программе.
Распределение бюджетных средств, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с рекомендациями ее государственного заказчика-координатора - Министерства экономики Российской Федерации.
6. Механизм реализации ПрограммыГосударственным заказчиком - координатором Программы является Министерство экономики Российской Федерации, государственными заказчиками по отдельным проектам Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
К участию в Программе привлекаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специализированные научные и научно-производственные организации и промышленные предприятия различных форм собственности.
Механизм реализации Программы определяется Министерством экономики Российской Федерации. При этом все проекты в рамках Программы реализуются на конкурсной основе и в соответствии с Типовым положением о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 1997 года N 94/130/74н.
Государственные заказчики Программы открывают финансирование проектов Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с объемами бюджетного финансирования, предусмотренными на реализацию Программы на соответствующий год, после заключения государственных контрактов (договоров) с исполнителями проектов Программы.
По мероприятиям, предусматривающим финансирование проектов Программы с использованием внебюджетных источников, государственные заказчики Программы подписывают с предприятиями и организациями соответствующие соглашения (договоры) о намерениях.
Проекты капитального строительства должны пройти государственную экологическую экспертизу.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализацииТекущее управление, координацию работ и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет дирекция Программы, создаваемая в качестве некоммерческой организации государственными заказчиками Программы. Дирекция Программы возглавляется первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации - главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Дирекция Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости дирекция Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации Программы ведется на основе периодической отчетности исполнителей программных мероприятий, государственной статистической отчетности, проверки выполнения договоров, контрактов, соглашений. При этом основное внимание уделяется выполнению заданий государственных заказчиков Программы, контролю за соблюдением сроков выполнения государственных договоров (контрактов), за целевым и эффективным использованием выделяемых средств, за эффективностью и качеством продукции, полученной в ходе выполнения проектов и других программных мероприятий.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении проектов и программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственными заказчиками.
Дирекция Программы проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и ежеквартально направляет в Министерство экономики Российской Федерации статистическую и справочно-аналитическую информацию.
Ежегодно, до 15 февраля, государственные заказчики направляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Для обеспечения научного руководства Программой Министерство экономики Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы создает при дирекции Программы экспертный научный совет с привлечением внештатных экспертов, работа которых оплачивается на договорной основе дирекцией Программы.
Положения о дирекции Программы и экспертном научном совете при ней утверждаются государственным заказчиком - координатором Программы по согласованию с другими государственными заказчиками Программы.
8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации ПрограммыПрограммные мероприятия имеют большое социальное, оборонное и экономическое значение. Реализация Программы позволит:
повысить эффективность работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет внедрения в практику здравоохранения и ветеринарии новых высокоэффективных средств диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней человека и животных, вызванных патогенами;
организовать на базе реконструированных и модернизированных предприятий и опытно-производственных подразделений научно-исследовательских институтов биотехнологического профиля серийный выпуск для государственных нужд высокоэффективных средств защиты населения, личного состава войск и среды обитания от патогенов и экопатогенов, обеспечив к 2005 году прирост мощностей по выпуску диагностикумов на 20 млн. анализов, вакцинных препаратов - более чем на 80 млн. доз, других жизненно важных препаратов - на 1 млрд. доз, средств индивидуальной защиты - на 5 тыс. комплектов;
эффективно вести на территории Российской Федерации мониторинг патогенов и экопатогенов с использованием новых и усовершенствованных приборов индикации, обеспечивающих быстрый отбор и подготовку проб в условиях чрезвычайных ситуаций;
своевременно принимать профилактические и экстренные меры защиты от патогенов при их случайном или умышленном завозе на территорию страны;
разработать биогеотехнологические системы защиты физических объектов среды обитания от экопатогенов и продуктов их жизнедеятельности, создать высокоэффективные дезинфицирующие средства и биоциды с широким спектром действия против патогенов и экопатогенов, удобные для использования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
повысить устойчивость системы сохранения продовольственных ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Дополнительный выпуск вновь разработанных и освоенных в производстве рекомбинантных, комплексных и терапевтических вакцин, других иммунобиологических препаратов против ранее неуправляемых инфекций, разработка новых схем лечения больных опасными инфекционными заболеваниями за счет применения в них новых антимикробных и противовирусных средств, а также использования этих средств в сочетании с иммуномодуляторами даст возможность снизить заболеваемость и смертность от патогенов, а это, в свою очередь, позволит сократить на 500-700 млн. рублей в год экономический ущерб, наносимый экономике страны инфекционными заболеваниями. Реализация проектов Программы по диагностике, профилактике и лечению болезней сельскохозяйственных животных позволит повысить эффективность противоэпизоотических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и уменьшит экономический ущерб, наносимый животноводству опасными патогенами, не менее чем на 25 процентов.
Увеличение объемов выпуска и организация производства новой продукции позволят создать более 10000 новых рабочих мест.
Средства, затраченные на реализацию настоящей Программы, окупятся за счет повышения иммунитета населения и сельскохозяйственных животных к патогенам, снижения заболеваемости и преждевременной смертности, быстрой локализации патогенов и экопатогенов во внешней среде, предотвращения массовых вспышек инфекционных болезней людей и сельскохозяйственных животных, эпидемий и эпизоотий, сохранения продуктов питания и фуража в чрезвычайных ситуациях, недопущения биодеструкции объектов внешней среды, вызываемой экопатогенами, сокращения расходов на ликвидацию последствий от патогенов и экопатогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Министерства - государственные заказчики Программы в ходе и по итогам ее выполнения получат предложения по дальнейшему развитию биотехнологических производств, продукция которых жизненно необходима для развития социально-экономического и оборонного потенциала Российской Федерации, для защиты ее территории от патогенов и экопатогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.07.99 N 737 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОТ ОПАСНЫХ И ОСОБО ОПАСНЫХ ПАТОГЕНОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В 1999-2005 ГОДАХ"