N п/п | Перечень мероприятий | Источники финансирования Программы | Финансовые затраты на реализацию | Срок выполнения | Головные исполнители | Ожидаемые конечные результаты |
всего | в том числе |
1999 год | 2000 год | 2001 год |
| 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ | | |
1.1. | В целях определения фактических масштабов распространения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее - наркотики) и связанных с этим потерь общества провести комплексные исследования и осуществить оценку: | | | | | | | | |
1.1.1. | масштабов потребления в России наркотиков без назначения врача | федеральный бюджет | 0,09* | | 0,09 | | 2000 год | Минздрав России | справочно-аналитические материалы |
1.1.2. | уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,07** | | 0,07 | | 2000 год | МВД России | справочно-аналитические материалы |
1.1.3. | материальных потерь от распространения наркомании в сфере: | | | | | | | | |
1.1.3.1. | производства (аварии, прогулы, травматизм, нетрудоспособность и другие негативные факторы экономического порядка, связанные с потреблением наркотиков) | федеральный бюджет | 0,07* | | 0,07 | | 2000 год | Минтруд России | справочно-аналитические материалы |
1.1.3.2. | медицины (затраты на лечение больных наркоманией, реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т. д.) | федеральный бюджет | 0,07* | | 0,07 | | 2000 год | Минздрав России | справочно-аналитические материалы |
1.1.3.3. | правопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессуальную деятельность правоохранительных органов, проведение специальных мероприятий и т. д.) | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,07** | | 0,07 | | 2000 год | МВД России | справочно-аналитические материалы |
1.2. | Разработать: | | | | | | | | |
| закона "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией" | финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999 год | России МВД | федерального закона проект | |
1.2.2. | проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | | России | федерального закона | |
1.2.3. | проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2000 годы | МВД России | проект федерального закона | |
1.2.4. | соответствующие новому законодательству правовые акты и контрольно-технические правила, регламентирующие производство, хранение, транспортировку, законное использование, списание, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наркотиков, а также оборудования, химических веществ и прекурсоров, с помощью которых или из которых возможно изготовление наркотиков | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2000 годы | МВД России | проекты нормативных правовых актов | |
1.2.5. | правовые и организационные основы выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, потребляющих наркотики без назначения врача | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999 год | Минздрав России | проект нормативного правового акта | |
1.3. | Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по утверждению перечня профессий, допуск к работе по которым должен осуществляться после проведения наркологического контроля | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999 год | Минтруд России | проект нормативного правового акта | |
| | 2. ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКАМИ | | |
2.1. | В целях предупреждения и сокращения незаконного спроса на наркотики разработать: | | | | | | | | |
2.1.1. | методологию и методику проведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и дошкольников; издать рекомендации | федеральный бюджет | 2* | | 1 | 1 | 2000-2001 годы | Минобразование России | методические рекомендации по проведению антинаркотической профилактической работы среди молодежи |
2.1.2. | учебные программы для проведения в образовательных учреждениях антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни, внедрить их в учебно-воспитательный процесс | федеральный бюджет | 1,5* | | 0,75 | 0,75 | 2000-2001 годы | Минобразование России | учебные программы |
2.2. | В целях предупреждения и сокращения незаконного спроса на наркотики подготовить: | | | | | | | | |
2.2.1. | и включить в учебные планы в средних специальных и высших учебных заведениях по подготовке и переподготовке специалистов, работающих с подростками и молодежью, дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании | федеральный бюджет | 2 | | 1,2 | 0,8 | 2000-2001 годы | Минобразование России | дополнительные темы (курсы) |
2.2.2. | и издать пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, социальных работников по формированию у подростков негативного отношения к потреблению наркотиков, по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков | федеральный бюджет | 2 | | 1 | 1 | 2000-2001 годы | Минобразование России | издание пособий |
2.2.3. | пробные образцы телематериалов антинаркотической направленности и научно обоснованные методы оценки их эффективности | федеральный бюджет | 2,8 | | 1,5 | 1,3 | 2000-2001 годы | Минздрав России | пробные образцы телематериалов |
2.3. | Продолжить работу по созданию в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психолого-педагогической службы. По мере создания условий вводить психологов в штаты дошкольных и учебных заведений | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2000 годы | Минобразование России | создание в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психологической службы |
2.4. | В порядке эксперимента в Республике Северная Осетия - Алания и Московской области создать два межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждения (на 50 мест каждое) для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией, организовать их лечение, общеобразовательное и профессиональное обучение и социальную адаптацию | федеральный бюджет | 70 | | 40 | 30 | 2000-2001 годы | Минобразование России | создание в Республике Северная Осетия-Алания и Московской области двух межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждений |
2.5. | Обеспечить: | | | | | | | | |
2.5.1. | поддержку опорно-экспериментальных центров Госкоммолодежи России в реализации инновационных программ и проектов по профилактике наркомании среди молодежи | федеральный бюджет | 2 | | 1 | 1 | 2000-2001 годы | Госкоммолодежи России | реализация инновационных программ и проектов первичной и вторичной профилактики среди молодежи |
2.5.2. | функционирование клубов по месту жительства, работа которых направлена на профилактику злоупотребления наркотиками | федеральный бюджет | 1 | | 0,5 | 0,5 | 2000-2001 годы | Госкоммолодежи России | привлечение молодежи в клубные учреждения и досуговые центры |
| | 3. ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИКИ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА | | |
3.1. | Продолжить разработку и внедрение в практику: | | | | | | | | |
3.1.1. | современной концепции лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, а также организационно - методических моделей ее реализации | федеральный бюджет | 2* | | 2 | | 2000 год | Минздрав России | создание системы лечения и реабилитации больных наркоманией |
3.1.2. | методов психологической защиты, препятствующих потреблению наркотиков в экстремальных условиях | федеральный бюджет | 0,3* | | 0,3 | | 2000 год | Минздрав России | наличие методов психологической защиты от употребления наркотиков в экстремальных ситуациях |
3.1.3. | лекарственных средств, отличающихся меньшим наркотическим воздействием при высоком болеутоляющем эффекте | федеральный бюджет | 1,2 | | 1,2 | | 2000 год | Минздрав России | уменьшение количества лекарственных наркотических средств в легальном обороте |
3.1.4. | переносных и стационарных приборов (комплексов) различных принципов действия для определения наркотического опьянения | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,4** | | 0,4 | | 2000 год | МВД России | наличие соответствующих переносных и стационарных приборов (комплексов) |
3.2. | Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов в области профилактики и лечения наркомании (наркологических учреждений здравоохранения, медсанчастей предприятий и учреждений, медицинского персонала учебных заведений) | федеральный бюджет | 0,3 | | 0,2 | 0,1 | 2000-2001 годы | Минздрав России | подготовка и переподготовка специалистов |
3.3. | Создать в гг. Москве, Краснодаре, Перми, Томске и Калининграде опорные межрегиональные учебно-методические центры, обеспечивающие внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией | федеральный бюджет | 20 | | 15 | 5 | 2000-2001 годы | Минздрав России | создание опорных межрегиональных учебно-методических центров |
3.4. | Оснастить областные (республиканские, краевые) наркологические диспансеры необходимым лабораторно - диагностическим оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека | федеральный бюджет | 66,8 | | 46,8 | 20 | 2000-2001 годы | Минздрав России | соответствующее оснащение областных (республиканских, краевых) наркологических диспансеров указанным оборудованием |
3.5. | Продолжить работу по созданию региональных центров медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, склонных к потреблению наркотиков. Разработать методические рекомендации | федеральный бюджет | 3 | | 2 | 1 | 2000-2001 годы | Минобразование России | осуществление мер по созданию региональных центров |
3.6. | Разработать методику по повышению эффективности лечения лиц, потребляющих наркотики и осужденных за совершение преступлений | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2000 годы | Минздрав России | повышение эффективности лечения больных наркоманией, осужденных за преступления | |
| | 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ НАРКОТИКОВ | | | |
4.1. | Обеспечить своевременную коррекцию списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с целью приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 год | Минздрав России | своевременная коррекция списков |
4.2. | Продолжить работу по выведению сортов однодомной конопли без содержания каннабиноидных соединений и разработать приемы сохранения этих свойств в новых сортах | федеральный бюджет | 0,8* | | 0,8 | | 2000 год | Российская академия сельскохозяйственных наук | выведение сортов |
4.3. | Провести научно-изыскательские работы по созданию высокопродуктивных и высокомасличных сортов и гибридов снотворного мака с низким содержанием опийных алкалоидов | федеральный бюджет | 1,7* | | 1,7 | | 2000 год | Российская академия сельскохозяйственных наук | создание высокопродуктивных и высокомасличных сортов и гибридов |
4.4. | Разработать: | | | | | | | | |
4.4.1. | новые образцы сельскохозяйственной техники по уборке наркотикосодержащих культур с целью сокращения потерь урожая, сроков уборочных работ, уменьшения доли ручного труда | федеральный бюджет | 0,4* | | 0,4 | | 2000 год | Российская академия сельскохозяйственных наук | наличие образцов сельскохозяйственной техники |
4.4.2. | новые и адаптировать существующие экологически безопасные препараты для уничтожения наркотикосодержащих растений | федеральный бюджет | 2,2* | | 2,2 | | 2000 год | МПР России | наличие препаратов |
4.4.3. | методы доставки и диспергирования созданных и адаптированных химических препаратов для уничтожения наркотикосодержащих растений | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 2,2** | 1,3 | 0,9 | | 1999-2000 годы | МВД России | наличие методов доставки и диспергирования |
4.4.4. | методы и соответствующие технические средства для уничтожения наркотикосодержащих растений | федеральный бюджет | 14,8* | | 8,4 | 6,4 | 2000-2001 годы | Российская академия сельскохозяйственных наук | наличие методов и соответствующих технических средств |
4.4.5. | методы использования в борьбе с дикорастущей коноплей и маком узкоспециализированных вредителей и патогенов | федеральный бюджет | 2* | | 1,4 | 0,6 | 2000-2001 годы | Российская академия сельскохозяйственных наук | наличие соответствующих методов |
4.4.6. | агротехнические мероприятия по уничтожению наркотикосодержащих растений в посевах сельскохозяйственных культур | федеральный бюджет | 0,3* | | 0,3 | | 2000 год | Российская академия сельскохозяйственных наук | наличие агротехнических мероприятий |
4.5. | Провести экологическую экспертизу разработанных методов уничтожения наркотикосодержащих растений | федеральный бюджет | 0,8 | | 0,8 | | 2000 год | Госкомэкология России | экологическая экспертиза |
5. | Пресечение незаконного оборота наркотиков | | | | | | | | |
5.1. | Создать: | | | | | | | | |
5.1.1. | на базе химических терминалов (системы бывшего Госснаба СССР, химзаводов и т. д.) специализированные таможенные склады и склады временного хранения наркотиков, а также химических веществ, используемых для их изготовления | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2000 годы | ГТК России | создание специализированных таможенных складов и складов временного хранения |
5.1.2. | на основе компьютерной техники единую межведомственную автоматизированную систему сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных по борьбе с их распространением (с перспективой ее интеграции в международную систему) | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2000 годы | МВД России | создание единой межведомственной автоматизированной системы |
5.2. | Разработать и внедрить в практику: | | | | | | | | |
5.2.1. | усовершенствованную систему экспресс-диагностики наркотиков во внелабораторных условиях на основе химических тестов | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 1** | 0,5 | 0,5 | | 1999-2000 годы | ФСБ России | наличие усовершенствованной системы экспрессдиагностики |
5.2.2. | инструментальные методы установления вредных привычек и заболеваний личности с целью ее криминалистической идентификации по исследованию следов биологических выделений | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,5** | 0,25 | 0,25 | | 1999-2000 годы | ФСБ России | наличие соответствующих инструментальных методов |
5.2.3. | комплекс методов по установлению остатков наркотиков в организме человека спустя продолжительные сроки после окончания их приема | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,4** | 0,3 | 0,1 | | 1999-2000 годы | ФСБ России | наличие соответствующего комплекса методов |
5.2.4. | иммунохимические методы обнаружения наркотиков | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,6** | 0,3 | 0,3 | | 1999-2000 годы | ФСБ России | наличие соответствующих иммунохимических методов |
5.2.5. | методы установления региона производства наркотиков и общности способа синтеза синтетических наркотиков | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,6** | 0,3 | 0,3 | | 1999-2000 годы | ФСБ России | наличие соответствующих методов |
5.2.6. | аппаратуру дистанционного обнаружения наркотиков на одорологическом принципе | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 1** | 0,5 | 0,5 | | 1999-2000 годы | МВД России | наличие соответствующей аппаратуры |
5.2.7. | аппаратуру дистанционного обнаружения наркотиков на принципе лазерной флуоресценции | федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) | 0,9** | 0,7 | 0,2 | | 1999-2000 годы | МВД России | наличие соответствующей аппаратуры |
5.3. | Разработать технологию проведения инвентаризации земель, засоренных дикорастущей коноплей, с использованием материалов земельно-кадастровых съемок и провести инвентаризацию указанных земель | федеральный бюджет | 9,6 | | 4,6 и 5* | | 2000 год | Госкомзем России | наличие технологии и завершение проведения инвентаризации |
5.4. | Создать геоинформационную систему по борьбе с наркотиками (ГИС "Наркотики") | федеральный бюджет | 6,5 | | 6,5 | | 2000 год | Роскартография | наличие геоинформационной системы |
5.5. | Провести оснащение бортового авиационного технического комплекса для оперативного поиска незаконных посевов и дикорастущих наркотикосодержащих растений | федеральный бюджет | 21,2 | | 16,2 | 5 | 2000-2001 годы | Роскартография | оснащение бортового авиационного технического комплекса |
5.6. | В целях уничтожения и пресечения поступления в незаконный оборот наркотиков растительного происхождения ежегодно проводить комплексные профилактические операции "Мак" ("Конопля") | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 годы | МВД России | ежегодное проведение комплексной операции "Мак" ("Конопля") |
5.7. | В целях выявления источников и перекрытия каналов нелегального поступления наркотиков ежегодно проводить комплексную операцию "Допинг" по проверке аптек, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотики | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 годы | МВД России | ежегодное проведение комплексной операции "Допинг" |
5.8. | Осуществить меры по увеличению штатной численности органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков | федеральный бюджет | 181*** | 90,5 | 48,5 | 42 | 1999-2001 годы | | увеличение штатной численности |
| в том числе: | | | | | | | | |
5.8.1. | органов внутренних дел - на 7000 штатных единиц (оперативный состав, следователи, эксперты-криминалисты, кинологи) | федеральный бюджет (за счет перераспределения численности | 168*** (7000 ед.) | 84 | 42 | 42 | 1999-2001 годы | МВД России | увеличение штатной численности |
5.8.2. | пограничных войск - на 120 штатных единиц оперативного состава | федеральный бюджет (за счет перераспределения численности | 3,1*** (120 ед.) | 1,6 | 1,5 | | 1999-2000 годы | ФПС России | увеличение штатной численности |
5.8.3. | судов - на 49 штатных единиц судей | федеральный бюджет (за счет перераспределения численности | 2,1*** (49 ед.) | 1 | 1,1 | | 1999-2000 годы | Верховный Суд Российской Федерации | увеличение штатной численности |
5.8.4. | таможенных органов - на 300 штатных единиц | федеральный бюджет (за счет перераспределения численности | 7,8*** (300 ед.) | 3,9 | 3,9 | | 1999-2000 годы | ГТК России | увеличение штатной численности |
5.9. | Создать: | | | | | | | | |
5.9.1. | на базе Российского института повышения квалификации МВД России международный межведомственный центр по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России и правоохранительных органов государств-участников СНГ | федеральный бюджет (техническое оснащение - в рамках утвержденного оборонного заказа) | 2,6 | 1,3** | 1,3 | | 1999-2000 годы | МВД России | создание международного межведомственного центра |
5.9.2. | на базе Академии управления МВД России межведомственный центр по повышению квалификации специалистов руководящего звена по проблемам противодействия незаконному распространению наркотиков и профилактики наркомании | федеральный бюджет (техническое оснащение - в рамках утвержденного оборонного заказа) | 6,5 | 2,5** | 2 | 2 | 1999-2001 годы | МВД России | создание межведомственного центра по повышению квалификации специалистов руководящего звена |
5.10. | Продолжить: | | | | | | | | |
5.10.1. | осуществление мер по укреплению материальной базы и приобретению необходимых технических средств, прежде всего специального назначения, для подразделений органов внутренних дел, безопасности, пограничных войск, таможенных учреждений, специализирующихся на борьбе с распространением наркотиков | федеральный бюджет (в том числе в рамках утвержденного оборонного заказа) | 80,7** | 43,7 | 27 | 10 | 1999-2001 годы | | укрепление материальной базы, приобретение необходимых технических средств |
в том числе: | 42,7** | 22,7 | 10 | 10 | | МВД России | |
16** | 9 | 7 | | 1999-2000 | ФСБ России | |
15** | 8 | 7 | | годы | ФПС России | |
7 | 4 | 3 | | | ГТК России | |
5.10.2. | обеспечение экспертно - криминалистических подразделений органов внутренних дел России образцами (стандартами) чистых наркотиков, необходимых для проведения экспертиз и исследований | федеральный бюджет (в рамках утвержденного оборонного заказа) | 0,3** | 0,3 | | | 1999 год | МВД России | обеспечение экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел России образцами (стандартами) чистых наркотиков |
| | 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ | | |
6.1. | Продолжить практику заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами, и прежде всего с государствами-участниками СНГ, в области контроля наркотиков и борьбы с распространением наркомании | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 годы | МИД России | продолжение практики заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений |
6.2. | Расширить сотрудничество с международными региональными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с "Группой Треви" Европейского союза и "Группой Помпиду" Совета Европы | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 годы | МИД России | расширение сотрудничества с международными региональным и организациями |
6.3. | Продолжить работу по укреплению сотрудничества в рамках Программы ООН по международному контролю наркотиков | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 годы | МИД России | осуществление мер по укреплению сотрудничества в рамках Программы ООН |
6.4. | Продолжить работу по дальнейшему расширению сотрудничества с различными странами (прежде всего США, Италией, Германией, Англией, Швейцарией) с целью практического взаимодействия по вопросам пресечения "отмывания" наркодоходов, содействия их конфискации, постановки этого направления сотрудничества на договорно-правовую основу | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 годы | МИД России | осуществление мер по дальнейшему расширению сотрудничества |
6.5. | Поддерживать на постоянной основе контакты с правоохранительными органами и специальными службами зарубежных стран по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков. Принимать участие в международных семинарах-совещаниях по данной проблеме | средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия | | | 1999-2001 годы | МВД России | поддержание на постоянной основе контактов; участие в международных семинарах-совещаниях по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков |
| | ИТОГО | 516,27 | 142,45 | 245,37 | 128,45 | | | |