в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.09.99 N 1030 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1999-2001 ГОДЫ"
не действует Редакция от 09.09.1999 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.09.99 N 1030 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1999-2001 ГОДЫ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1999-2001 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1999-2001 ГОДЫ"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы"
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1128-р
Государственные заказчики Программы - Министерство внутренних дел Российской Федерации - координатор, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба геодезии и картографии России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Российская академия сельскохозяйственных наук
Основные разработчики и исполнители Программы - Министерство внутренних дел Российской Федерации координатор, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба геодезии и картографии России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Российская академия сельскохозяйственных наук
Цели и задачи, важнейшие целевые показатели Программы - обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота; поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Задачи Программы:
обновление правовой базы по проблемам противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача; совершенствование системы правоохранительных органов;
развитие международного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
Сроки и этапы реализации Программы - первый этап (1999-2000 годы) - совершенствование нормативно-правовой базы и антинаркотической пропаганды, обеспечивающих условия реализации Программы; расширение межведомственного и международного сотрудничества; определение фактических масштабов распространения наркомании; активная разработка концепций, методов и средств противодействия; совершенствование системы профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией
- второй этап (2001 год) - завершение проводимых научных разработок; апробация методов и средств противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, их экологическая экспертиза; переподготовка личного состава и материально-техническое оснащение органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков
Объемы и источники финансирования Программы - объем ассигнований для финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет:
всего в 1999-2001 гг. - 516,27 млн. рублей (из них НИОКР - 37,07 млн. рублей)
в том числе:
в 1999 г. - 142,45 млн. рублей (из них НИОКР - 4,15 млн. рублей)
в 2000 г. - 245,37 млн. рублей (из них НИОКР - 25,92 млн. рублей)
в 2001 г. - 128,45 млн. рублей (из них НИОКР - 7 млн. рублей)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества;
обеспечение своевременной коррекции списков наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ с целью приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
повышение антинаркотической ориентации общества, способствующей моральному и физическому оздоровлению нации;
совершенствование методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией; оснащение наркологических диспансеров субъектов Российской Федерации современным оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека; создание:
а) опорных межрегиональных учебно-методических центров (в гг. Москве, Краснодаре, Перми, Томске и Калининграде), обеспечивающих внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией;
б) двух межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждений (на 50 мест каждое) в Республике Северная Осетия Алания и Московской области для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией;
в) единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных, отражающих состояние борьбы с их распространением (с перспективой ее интеграции в международную систему);
г) международного межведомственного центра по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и правоохранительных органов государств - участников СНГ на базе Российского института повышения квалификации Министерства внутренних дел Российской Федерации;
д) межведомственного центра по повышению квалификации специалистов руководящего звена по проблемам противодействия незаконному распространению наркотиков и профилактики наркомании на базе Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации;
увеличение штатной численности: органов внутренних дел - на 7000 штатных единиц (оперативный состав, следователи, эксперты-криминалисты, кинологи); пограничных войск - на 120 штатных единиц оперативного состава; судов - на 49 штатных единиц судей; таможенных органов - на 300 штатных единиц;
углубление международного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Система организации контроля за исполнением Программы - управление и контроль за исполнением Программы осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации - государственным заказчиком-координатором, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
запрашивает министерства, ведомства, организации и учреждения, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе исполнения Программы;
ежегодно, до 1 февраля, представляет обобщенную информацию (доклад) в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации ежегодно, до 1 марта, представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы" (далее именуется - Программа) разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1128-р совместными усилиями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с положениями Концепции государственной политики по контролю за наркотиками.

Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются - наркотики) в России характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. По экспертным оценкам, количество потребителей наркотиков превышает 2 млн. человек, а уровень немедицинского потребления наркотиков возрос в 20 раз за последние годы.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в 10 раз, достигнув в 1998 году 190 тысяч. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку, так как, по оценке российских и международных экспертов, выявляется не более 10-15 процентов таких преступлений. Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер, стали нормой жизни отдельных слоев населения.

Наиболее опасной тенденцией является стремительный рост контрабанды наркотиков на территорию России. Более половины всех изымаемых наркотиков имеют иностранное происхождение.

В стране происходит интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, кокаин, героин, синтетические наркотики вытесняют традиционные для России маковую соломку и марихуану.

Стремительно развивается нелегальное производство наркотиков, причем в преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний, производящие в подпольных лабораториях на высокотехнологичном оборудовании синтетические наркотики. Не снижается уровень поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил производства, приобретения и хранения наркотиков.

По данным здравоохранения, на начало 1998 года почти 230 тыс. граждан России состояло на специальном диспансерном учете как лица, потребляющие наркотики без назначения врача. На 100 тыс. человек приходится в среднем 158 лиц такой категории - это один из самых высоких показателей в Европе. Поскольку коммерческая стоимость 2-недельного курса лечения в России одного больного наркоманией составляет примерно 2 тыс. долларов США, большое значение приобретают профилактика и антинаркотическая пропаганда.

В этих условиях Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляли меры по обеспечению реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы", принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 542. Программа включала широкий комплекс мер, направленных на стабилизацию наркоситуации, в том числе на предупреждение распространения наркомании в молодежной среде. Несмотря на исключительную социальную значимость, эта программа не была профинансирована из государственного бюджета, в связи с чем многие запланированные мероприятия остались не выполненными.

Эффективность этой программы связана также с рядом объективных и субъективных факторов, к которым относятся высокая латентность незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими, которая не позволяет определить масштабность и значимость решаемой проблемы, ее тесную связь с организованной и уголовной преступностью, проституцией, порнобизнесом, социальным паразитизмом, а также формализм, отсутствие должной заинтересованности и финансовой поддержки органов исполнительной власти регионов в решении проблемы борьбы с наркоманией.

Сложившееся положение явилось следствием:

отставания правовой базы от потребностей правоохранительной практики;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения;

открытости значительной части государственной границы с государствами, ранее входившими в состав СССР, способствующей включению России в сферу интересов международной наркомафии;

разрушения системы профилактики преступлений.

Все эти факторы сохраняют свое воздействие, что дает основания для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

В ближайшей перспективе возможны:

дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе и переделе территории страны и отраслей преступного наркобизнеса на сферы влияния, в результате чего может быть установлен контроль криминальных структур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России для расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;

расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях знаний специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числе экономических последствий противоправного употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.

Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля за законным оборотом наркотиков в стране имеется, поскольку предыдущая федеральная программа в определенной мере была выполнена.

Правоохранительная система накопила опыт функционирования в новых социально-экономических условиях. Завершается сбор и начата реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных формирований в сфере наркобизнеса, а также об их коррумпированных связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом.

Программа нацелена на проблемы, которые могут быть решены исключительно на федеральном уровне. К ним относятся разработка и повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечения и реабилитации больных наркоманией, организации подготовки кадров в медицинской и правоохранительной сферах, разработка методов обнаружения наркотиков, технологий картирования и уничтожения наркотикосодержащих растений и ряд других проблем.

Программа подготовлена с учетом отечественного и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, на основе предложений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, ведущих учебных заведений и научных учреждений, известных ученых и специалистов. Мероприятия Программы увязаны с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другими нормативными правовыми актами.

В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы. Учтены ресурсные ограничения.

Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий федеральных, региональных и местных органов власти, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода либо решения на федеральном уровне. Предполагается, что мероприятия узковедомственного и регионального уровня будут включены в соответствующие ведомственные и региональные программы и планы.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главной целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. В последующем поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений.

Программа рассчитана на 1999-2001 годы и будет реализовываться в два этапа.

На первом этапе (1999-2000 годы) Программа предполагает решение следующих задач:

обновление нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в связи с принятием Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";

совершенствование антинаркотической пропаганды;

коррекция списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;

проведение комплексных профилактических операций "Мак" и "Допинг";

расширение межведомственного и международного сотрудничества;

определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков;

формирование негативного общественного отношения к незаконному потреблению наркотиков;

совершенствование системы правоохранительных органов за счет оптимизации их организационного построения, повышения эффективности управленческой деятельности, улучшения кадровой и материально-технической оснащенности, укрепления взаимодействия структурных подразделений, в том числе межведомственного взаимодействия, развития международного сотрудничества, внедрения передового опыта;

сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечение правовых, социальных, материальных и морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников этой службы и членов их семей;

оснащение наркологических диспансеров необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;

совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;

совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

создание в гг. Москве и Перми опорных межрегиональных учебно-методических центров, обеспечивающих внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией;

создание в порядке эксперимента в Московской области межрегионального специального учебно-воспитательного учреждения на 50 мест для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией.

На втором этапе (2001 г.) Программа предполагает:

завершение разработки методологии и методики проведения антинаркотической профилактической работы;

обеспечение функционирования молодежных клубов антинаркотической направленности по месту жительства;

широкое внедрение в практику новых концепции и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;

завершение переподготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;

завершение разработки методов уничтожения наркотикосодержащих растений, а также предназначенных для этого соответствующих образцов технических средств; проведение их экологической экспертизы;

создание в порядке эксперимента в Республике Северная Осетия - Алания межрегионального специального учебно-воспитательного учреждения на 50 мест для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией;

создание в гг. Краснодаре, Томске и Калининграде опорных межрегиональных учебно-методических центров, обеспечивающих внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией.

III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:

организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

профилактика злоупотребления наркотиками;

лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков;

пресечение незаконного оборота наркотиков;

международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Указанные программные мероприятия рекомендованы Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

1. Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту

Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в определении фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь.

Предполагается провести комплексные исследования и осуществить оценку:

масштабов потребления в России наркотиков без назначения врача;

уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности;

материальных потерь от распространения наркомании в сфере:

производства (аварии, прогулы, травматизм, нетрудоспособность и другие негативные факторы экономического порядка, связанные с потреблением наркотиков);

медицины (затраты на лечение больных наркоманией, реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т. д.);

правопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессуальную деятельность правоохранительных органов, проведение специальных мероприятий и т. д.).

Предусматривается разработать:

проект федерального закона "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией";

проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях";

проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР";

соответствующие новому законодательству правовые акты и контрольно-технические правила, регламентирующие производство, хранение, транспортировку, законное использование, списание, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наркотиков, а также оборудования, химических веществ и прекурсоров, с помощью которых или из которых возможно изготовление наркотиков;

правовые и организационные основы выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, потребляющих наркотики без назначения врача.

Планируется подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по утверждению перечня профессий, допуск к работе по которым должен осуществляться после проведения наркологического контроля.

2. Профилактика злоупотребления наркотиками

Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в предупреждении и сокращении незаконного спроса на наркотики.

В связи с этим планируется разработать и внедрить в практику:

методологию и методику проведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и дошкольников (издать рекомендации);

учебные программы для проведения в образовательных учреждениях антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни, внедрить их в учебно-воспитательный процесс.

Предусматривается:

включить в учебные планы в средних специальных и высших учебных заведениях по подготовке и переподготовке специалистов, работающих с подростками и молодежью, дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании;

разработать пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, социальных работников по формированию у подростков негативного отношения к потреблению наркотиков, по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков;

подготовить пробные образцы телематериалов антинаркотической направленности и разработать научно обоснованные методы оценки их эффективности.

Предстоит продолжить работу по созданию в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психолого-педагогической службы. По мере создания условий в штаты дошкольных и учебных заведений будут вводиться психологи.

В порядке эксперимента в Республике Северная Осетия - Алания и Московской области планируется создать два межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждения (на 50 мест каждое) для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией, организовать их лечение, общеобразовательное и профессиональное обучение и социальную адаптацию.

3. Лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача

Основной целью этого направления деятельности является продолжение разработки и внедрения в практику:

современной концепции лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, а также организационно-методические модели ее реализации;

методов психологической защиты, препятствующих потреблению наркотиков в экстремальных условиях;

лекарственных средств, отличающихся меньшим наркотическим воздействием при высоком болеутоляющем эффекте;

переносных и стационарных приборов (комплексов) различных принципов действия для определения наркотического опьянения.

Планируется обеспечить подготовку и переподготовку специалистов в области профилактики и лечения наркомании (наркологических учреждений здравоохранения, медсанчастей предприятий и учреждений, медицинского персонала учебных заведений).

Предполагается:

создать в гг. Москве, Краснодаре, Перми, Томске и Калининграде межрегиональные учебно-методические центры, обеспечивающие внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией;

оснастить областные (республиканские, краевые) наркологические диспансеры необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека;

разработать меры по повышению эффективности лечения лиц, потребляющих наркотики и осужденных за совершение преступлений.

4. Обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков

Основная цель данной деятельности - своевременная коррекция списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с целью приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, выдача лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков, а также осуществление контроля за выполнением лицензионных требований к производству, хранению и реализации наркотиков.

Предполагается:

продолжить работу по выведению сортов однодомной конопли без содержания каннабиноидных соединений и разработать приемы сохранения этих свойств в новых сортах;

провести научно-изыскательские работы по созданию высокопродуктивных и высокомасличных сортов и гибридов снотворного мака с низким содержанием опийных алкалоидов.

Планируется разработать:

новые образцы сельскохозяйственной техники по уборке наркотикосодержащих культур с целью сокращения потерь урожая, сроков уборочных работ, уменьшения доли ручного труда;

новые и адаптировать существующие экологически безопасные препараты для уничтожения наркотикосодержащих растений;

методы доставки и диспергирования созданных и адаптированных химических препаратов для уничтожения наркотикосодержащих растений;

методы и соответствующие технические средства для уничтожения наркотикосодержащих растений;

методы использования в борьбе с дикорастущей коноплей и маком вредителей и патогенов;

агротехнические мероприятия по уничтожению наркотикосодержащих растений в посевах сельскохозяйственных культур.

Ожидается проведение экологической экспертизы разработанных методов уничтожения наркотикосодержащих растений.

5. Пресечение незаконного оборота наркотиков

Приоритетными направлениями данного раздела будут являться следующие:

создание на базе химических терминалов (системы бывшего Госснаба СССР, химзаводов и т. д.) специализированных таможенных складов и складов временного хранения наркотиков, а также химических веществ, используемых для их изготовления;

создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных по борьбе с их распространением (с перспективой ее интеграции в международную систему);

создание геоинформационной системы по борьбе с наркотиками (ГИС "Наркотики");

разработка и внедрение в практику:

усовершенствованной системы экспресс-диагностики наркотиков во внелабораторных условиях на основе химических тестов;

инструментальных методов установления вредных привычек и заболеваний личности с целью ее криминалистической идентификации по исследованию следов биологических выделений;

комплекса методов по установлению остатков наркотиков в организме человека спустя продолжительные сроки после окончания их приема;

иммунохимических методов обнаружения наркотиков;

методов установления региона производства наркотиков и общности способа синтеза синтетических наркотиков;

аппаратуры дистанционного обнаружения наркотиков на одорологическом принципе;

аппаратуры дистанционного обнаружения наркотиков на принципе лазерной флуоресценции;

технологии проведения инвентаризации земель, засоренных дикорастущей коноплей, с использованием материалов земельно-кадастровых съемок и инвентаризация указанных земель;

оснащение бортового авиационного технического комплекса для оперативного поиска незаконных посевов и дикорастущих наркотикосодержащих растений.

В целях выявления источников и перекрытия каналов нелегального поступления наркотиков ежегодно планируется проводить комплексную операцию "Допинг" по проверке аптек, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотики, а в целях уничтожения и пресечения нелегального поступления наркотиков растительного происхождения - ежегодно проводить комплексные профилактические операции "Мак" ("Конопля").

Для успешной реализации мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков планируется увеличить штатную численность соответствующих правоохранительных органов.

В том числе:

органов внутренних дел на 7000 штатных единиц (оперативный состав, следователи, эксперты-криминалисты, кинологи);

пограничных войск на 120 штатных единиц оперативного состава;

судов - на 49 штатных единиц судей;

таможенных органов на 300 штатных единиц.

Для подготовки необходимых специалистов предполагается:

создать на базе Российского института повышения квалификации Министерства внутренних дел Российской Федерации международный межведомственный центр по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и правоохранительных органов государств - участников СНГ;

создать на базе Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации межведомственный центр по повышению квалификации специалистов руководящего звена по проблемам противодействия незаконному распространению наркотиков и профилактики наркомании.

Предполагается также:

продолжить осуществление мер по укреплению материальной базы и приобретению необходимых технических средств, прежде всего специального назначения, для подразделений органов внутренних дел, безопасности, пограничных войск, таможенных учреждений, специализирующихся на борьбе с распространением наркотиков;

продолжить обеспечение экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел России образцами (стандартами) чистых наркотиков, необходимых для проведения экспертиз и исследований.

6. Международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков

Основные усилия в данном направлении будут сосредоточены на решении следующих приоритетных задач:

продолжение практики заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами, и прежде всего с государствами - участниками СНГ, в области контроля наркотиков и борьбы с распространением наркомании;

расширение сотрудничества с международными региональными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с "Группой Треви" Европейского союза и "Группой Помпиду" Совета Европы;

продолжение работы по укреплению сотрудничества в рамках Программы ООН по международному контролю наркотиков;

дальнейшее расширение сотрудничества с различными странами (прежде всего США, Италией, Германией, Англией, Швейцарией) с целью практического взаимодействия по вопросам пресечения "отмывания" наркодоходов, содействия их конфискации, постановки этого направления сотрудничества на договорно-правовую основу;

поддержание на постоянной основе контактов с правоохранительными органами и специальными службами зарубежных стран по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков;

участие в международных семинарах-совещаниях по данной проблеме.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации первоочередных мероприятий Программы необходимо 516,27 млн. рублей, в том числе в 1999 году - 142,45 млн. рублей, в 2000 году - 245,37 млн. рублей, в 2001 году - 128,45 млн. рублей. Из общего объема финансирования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее именуются - НИОКР) требуется 37,07 млн. рублей, на прочие текущие расходы - 479,2 млн. рублей.

Часть мероприятий Программы финансируется целевым назначением из федерального бюджета, в том числе в рамках государственного оборонного заказа. Частично - за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующих федеральных министерств и ведомств. Создание межрегиональных центров обеспечивается централизованно без капитальных вложений.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на финансирование мероприятий Программы может быть направлена часть средств, поступивших в федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими.

Ассигнования на капитальные вложения Программой не предусматриваются.

(млн. рублей)

1999-2001 годы - всего 1999 год 2000 год 2001 год Источники финансирования
516,27 142,45 245,37 128,45 федеральный бюджет
1. НИОКР 37,07 4,15 25,92 7 федеральный бюджет
2. Прочие текущие расходы, 479,2 138,3 219,45 121,45 федеральный
в том числе: бюджет
на создание межрегионального специального учебно-воспитательного учреждения в Республике Северная Осетия - Алания 35 -20 15 федеральный бюджет
на создание межрегионального специального учебно-воспитательного учреждения в Московской области 35 -20 15 федеральный бюджет
на создание межрегиональных учебно-методических центров в гг. Москве, Краснодаре, Перми, Томске, Калининграде 20 -15 5 федеральный бюджет

Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы по НИОКР и текущим расходам подлежат уточнению при формировании федерального бюджета на очередной год.

Планируется следующее распределение выделяемых ассигнований министерствам и ведомствам, участвующим в реализации Программы:

(млн. рублей)

Наименование министерства, ведомства Планируемые ассигнования на 1999-2001 годы НИОКР Прочие текущие расходы
516,27 - всего 37,07 - всего 479,2 - всего
в том числе в том числе в том числе
МВД России 224,74 3,94 220,8
ФСБ России 19,1 1,65 17,45
ГТК России 14,8 -14,8
ФПС России 18,1 -18,1
Минздрав России 93,56 2,46 91,1
Российская академия сельскохозяйственных наук 20 20 -
Госкомзем России 9,6 5 4,6
Роскартография 27,7 -27,7
Минобразование России 80,5 1,75 78,75
Госкомэкология России 0,8 -0,8
Верховный Суд Российской Федерации 2,1 -2,1
Минтруд России 0,07 0,07 -
Госкоммолодежи России 3 -3
МПР России 2,2 2,2 -

Предполагается, что субъекты Российской Федерации с учетом возможностей региональных и местных бюджетов, а также привлечения внебюджетных средств негосударственных структур, общественных организаций, пожертвований граждан предусмотрят возможность реализации соответствующих мероприятий в региональных целевых программах "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы".

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

После утверждения Программы Правительством Российской Федерации и открытия финансирования из федерального бюджета для реализации ее мероприятий разработчики-исполнители организуют предконтрактную (преддоговорную) проработку размещения заказов для федеральных государственных нужд на конкурсной основе и последующее размещение заказов с заключением договоров на выполнение конкретных пунктов Программы. Государственные заказчики через разработчиков-исполнителей контролируют ход выполнения договорных обязательств непосредственными исполнителями.

С учетом реализации системы программных мероприятий государственные заказчики Программы уточняют объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляют проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для включения в перечень федеральных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год.

При необходимости Министерство внутренних дел Российской Федерации вносит предложения в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации о продлении срока реализации Программы.

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации - государственный заказчик-координатор, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей, запрашивает министерства и ведомства, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе исполнения Программы.

Ежегодно, до 1 февраля, Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет обобщенную информацию (доклад) в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.

Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации ежегодно, до 1 марта, представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.

При отсутствии финансирования мероприятий Программы государственные заказчики и исполнители по согласованию с государственным заказчиком-координатором вносят в Правительство Российской Федерации предложения об изменении сроков их реализации либо снятии с контроля.

По решению Председателя Правительства Российской Федерации ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства Российской Федерации и его Президиума с заслушиванием отчетов руководителей министерств и ведомств - государственных заказчиков и исполнителей Программы.

Реализация Программы будет широко освещаться в средствах массовой информации.

VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предполагается, что в результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты:

определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества;

приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества;

уменьшение темпов роста потерь общества от преступности, связанной с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику и реабилитацию наркоманов, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью, снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в наркобизнес, а также степени негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в стране;

обеспечение своевременной коррекции списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с целью приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

повышение антинаркотической ориентации общества, что повлечет в перспективе моральное и физическое оздоровление нации;

сокращение незаконного спроса на наркотики;

совершенствование методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;

создание в гг. Москве, Краснодаре, Перми, Томске и Калининграде опорных межрегиональных учебно-методических центров, обеспечивающих внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией;

создание в Республике Северная Осетия - Алания и Московской области двух межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждений (на 50 мест каждое) для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией;

разработка методик обнаружения наркотиков, технологий картирования и уничтожения наркотикосодержащих растений;

создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных по борьбе с их распространением (с перспективой ее интеграции в международную систему);

переподготовка кадров в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

создание на базе Российского института повышения квалификации Министерства внутренних дел Российской Федерации международного межведомственного центра по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и правоохранительных органов государств - участников СНГ;

создание на базе Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации межведомственного центра по повышению квалификации специалистов руководящего звена по проблемам противодействия незаконному распространению наркотиков и профилактики наркомании;

углубление международного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Кроме того, будет сформирована необходимая для эффективной борьбы с преступностью нормативная правовая база, закрепится тенденция общей стабилизации криминальной ситуации, снизится доля тяжких преступлений, уменьшатся темпы прироста наркопреступности в целом; будет реализована информация о лидерах и активных членах организованных преступных групп и сообществ в сфере наркобизнеса, улучшится обстановка на улицах и в других общественных местах.

VIII. ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

(млн. рублей)

N п/п Перечень мероприятий Источники финансирования Программы Финансовые затраты на реализацию Срок выполнения Головные исполнители Ожидаемые конечные результаты
всего в том числе
1999 год 2000 год 2001 год
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
1.1. В целях определения фактических масштабов распространения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее - наркотики) и связанных с этим потерь общества провести комплексные исследования и осуществить оценку:
1.1.1. масштабов потребления в России наркотиков без назначения врача федеральный бюджет 0,09* 0,09 2000 год Минздрав России справочно-аналитические материалы
1.1.2. уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,07** 0,07 2000 год МВД России справочно-аналитические материалы
1.1.3. материальных потерь от распространения наркомании в сфере:
1.1.3.1. производства (аварии, прогулы, травматизм, нетрудоспособность и другие негативные факторы экономического порядка, связанные с потреблением наркотиков) федеральный бюджет 0,07* 0,07 2000 год Минтруд России справочно-аналитические материалы
1.1.3.2. медицины (затраты на лечение больных наркоманией, реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т. д.) федеральный бюджет 0,07* 0,07 2000 год Минздрав России справочно-аналитические материалы
1.1.3.3. правопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессуальную деятельность правоохранительных органов, проведение специальных мероприятий и т. д.) федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,07** 0,07 2000 год МВД России справочно-аналитические материалы
1.2. Разработать:
закона "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией" финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999 год России МВД федерального закона проект
1.2.2. проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия России федерального закона
1.2.3. проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2000 годы МВД России проект федерального закона
1.2.4. соответствующие новому законодательству правовые акты и контрольно-технические правила, регламентирующие производство, хранение, транспортировку, законное использование, списание, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наркотиков, а также оборудования, химических веществ и прекурсоров, с помощью которых или из которых возможно изготовление наркотиков средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2000 годы МВД России проекты нормативных правовых актов
1.2.5. правовые и организационные основы выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, потребляющих наркотики без назначения врача средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999 год Минздрав России проект нормативного правового акта
1.3. Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по утверждению перечня профессий, допуск к работе по которым должен осуществляться после проведения наркологического контроля средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999 год Минтруд России проект нормативного правового акта
2. ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКАМИ
2.1. В целях предупреждения и сокращения незаконного спроса на наркотики разработать:
2.1.1. методологию и методику проведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и дошкольников; издать рекомендации федеральный бюджет 2* 1 1 2000-2001 годы Минобразование России методические рекомендации по проведению антинаркотической профилактической работы среди молодежи
2.1.2. учебные программы для проведения в образовательных учреждениях антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни, внедрить их в учебно-воспитательный процесс федеральный бюджет 1,5* 0,75 0,75 2000-2001 годы Минобразование России учебные программы
2.2. В целях предупреждения и сокращения незаконного спроса на наркотики подготовить:
2.2.1. и включить в учебные планы в средних специальных и высших учебных заведениях по подготовке и переподготовке специалистов, работающих с подростками и молодежью, дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании федеральный бюджет 2 1,2 0,8 2000-2001 годы Минобразование России дополнительные темы (курсы)
2.2.2. и издать пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, социальных работников по формированию у подростков негативного отношения к потреблению наркотиков, по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков федеральный бюджет 2 1 1 2000-2001 годы Минобразование России издание пособий
2.2.3. пробные образцы телематериалов антинаркотической направленности и научно обоснованные методы оценки их эффективности федеральный бюджет 2,8 1,5 1,3 2000-2001 годы Минздрав России пробные образцы телематериалов
2.3. Продолжить работу по созданию в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психолого-педагогической службы. По мере создания условий вводить психологов в штаты дошкольных и учебных заведений средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2000 годы Минобразование России создание в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психологической службы
2.4. В порядке эксперимента в Республике Северная Осетия - Алания и Московской области создать два межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждения (на 50 мест каждое) для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией, организовать их лечение, общеобразовательное и профессиональное обучение и социальную адаптацию федеральный бюджет 70 40 30 2000-2001 годы Минобразование России создание в Республике Северная Осетия-Алания и Московской области двух межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждений
2.5. Обеспечить:
2.5.1. поддержку опорно-экспериментальных центров Госкоммолодежи России в реализации инновационных программ и проектов по профилактике наркомании среди молодежи федеральный бюджет 2 1 1 2000-2001 годы Госкоммолодежи России реализация инновационных программ и проектов первичной и вторичной профилактики среди молодежи
2.5.2. функционирование клубов по месту жительства, работа которых направлена на профилактику злоупотребления наркотиками федеральный бюджет 1 0,5 0,5 2000-2001 годы Госкоммолодежи России привлечение молодежи в клубные учреждения и досуговые центры
3. ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИКИ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА
3.1. Продолжить разработку и внедрение в практику:
3.1.1. современной концепции лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, а также организационно - методических моделей ее реализации федеральный бюджет 2* 2 2000 год Минздрав России создание системы лечения и реабилитации больных наркоманией
3.1.2. методов психологической защиты, препятствующих потреблению наркотиков в экстремальных условиях федеральный бюджет 0,3* 0,3 2000 год Минздрав России наличие методов психологической защиты от употребления наркотиков в экстремальных ситуациях
3.1.3. лекарственных средств, отличающихся меньшим наркотическим воздействием при высоком болеутоляющем эффекте федеральный бюджет 1,2 1,2 2000 год Минздрав России уменьшение количества лекарственных наркотических средств в легальном обороте
3.1.4. переносных и стационарных приборов (комплексов) различных принципов действия для определения наркотического опьянения федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,4** 0,4 2000 год МВД России наличие соответствующих переносных и стационарных приборов (комплексов)
3.2. Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов в области профилактики и лечения наркомании (наркологических учреждений здравоохранения, медсанчастей предприятий и учреждений, медицинского персонала учебных заведений) федеральный бюджет 0,3 0,2 0,1 2000-2001 годы Минздрав России подготовка и переподготовка специалистов
3.3. Создать в гг. Москве, Краснодаре, Перми, Томске и Калининграде опорные межрегиональные учебно-методические центры, обеспечивающие внедрение научно обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитацию больных наркоманией федеральный бюджет 20 15 5 2000-2001 годы Минздрав России создание опорных межрегиональных учебно-методических центров
3.4. Оснастить областные (республиканские, краевые) наркологические диспансеры необходимым лабораторно - диагностическим оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека федеральный бюджет 66,8 46,8 20 2000-2001 годы Минздрав России соответствующее оснащение областных (республиканских, краевых) наркологических диспансеров указанным оборудованием
3.5. Продолжить работу по созданию региональных центров медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, склонных к потреблению наркотиков. Разработать методические рекомендации федеральный бюджет 3 2 1 2000-2001 годы Минобразование России осуществление мер по созданию региональных центров
3.6. Разработать методику по повышению эффективности лечения лиц, потребляющих наркотики и осужденных за совершение преступлений средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2000 годы Минздрав России повышение эффективности лечения больных наркоманией, осужденных за преступления
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ НАРКОТИКОВ
4.1. Обеспечить своевременную коррекцию списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с целью приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 год Минздрав России своевременная коррекция списков
4.2. Продолжить работу по выведению сортов однодомной конопли без содержания каннабиноидных соединений и разработать приемы сохранения этих свойств в новых сортах федеральный бюджет 0,8* 0,8 2000 год Российская академия сельскохозяйственных наук выведение сортов
4.3. Провести научно-изыскательские работы по созданию высокопродуктивных и высокомасличных сортов и гибридов снотворного мака с низким содержанием опийных алкалоидов федеральный бюджет 1,7* 1,7 2000 год Российская академия сельскохозяйственных наук создание высокопродуктивных и высокомасличных сортов и гибридов
4.4. Разработать:
4.4.1. новые образцы сельскохозяйственной техники по уборке наркотикосодержащих культур с целью сокращения потерь урожая, сроков уборочных работ, уменьшения доли ручного труда федеральный бюджет 0,4* 0,4 2000 год Российская академия сельскохозяйственных наук наличие образцов сельскохозяйственной техники
4.4.2. новые и адаптировать существующие экологически безопасные препараты для уничтожения наркотикосодержащих растений федеральный бюджет 2,2* 2,2 2000 год МПР России наличие препаратов
4.4.3. методы доставки и диспергирования созданных и адаптированных химических препаратов для уничтожения наркотикосодержащих растений федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 2,2** 1,3 0,9 1999-2000 годы МВД России наличие методов доставки и диспергирования
4.4.4. методы и соответствующие технические средства для уничтожения наркотикосодержащих растений федеральный бюджет 14,8* 8,4 6,4 2000-2001 годы Российская академия сельскохозяйственных наук наличие методов и соответствующих технических средств
4.4.5. методы использования в борьбе с дикорастущей коноплей и маком узкоспециализированных вредителей и патогенов федеральный бюджет 2* 1,4 0,6 2000-2001 годы Российская академия сельскохозяйственных наук наличие соответствующих методов
4.4.6. агротехнические мероприятия по уничтожению наркотикосодержащих растений в посевах сельскохозяйственных культур федеральный бюджет 0,3* 0,3 2000 год Российская академия сельскохозяйственных наук наличие агротехнических мероприятий
4.5. Провести экологическую экспертизу разработанных методов уничтожения наркотикосодержащих растений федеральный бюджет 0,8 0,8 2000 год Госкомэкология России экологическая экспертиза
5. Пресечение незаконного оборота наркотиков
5.1. Создать:
5.1.1. на базе химических терминалов (системы бывшего Госснаба СССР, химзаводов и т. д.) специализированные таможенные склады и склады временного хранения наркотиков, а также химических веществ, используемых для их изготовления средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2000 годы ГТК России создание специализированных таможенных складов и складов временного хранения
5.1.2. на основе компьютерной техники единую межведомственную автоматизированную систему сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных по борьбе с их распространением (с перспективой ее интеграции в международную систему) средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2000 годы МВД России создание единой межведомственной автоматизированной системы
5.2. Разработать и внедрить в практику:
5.2.1. усовершенствованную систему экспресс-диагностики наркотиков во внелабораторных условиях на основе химических тестов федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 1** 0,5 0,5 1999-2000 годы ФСБ России наличие усовершенствованной системы экспрессдиагностики
5.2.2. инструментальные методы установления вредных привычек и заболеваний личности с целью ее криминалистической идентификации по исследованию следов биологических выделений федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,5** 0,25 0,25 1999-2000 годы ФСБ России наличие соответствующих инструментальных методов
5.2.3. комплекс методов по установлению остатков наркотиков в организме человека спустя продолжительные сроки после окончания их приема федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,4** 0,3 0,1 1999-2000 годы ФСБ России наличие соответствующего комплекса методов
5.2.4. иммунохимические методы обнаружения наркотиков федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,6** 0,3 0,3 1999-2000 годы ФСБ России наличие соответствующих иммунохимических методов
5.2.5. методы установления региона производства наркотиков и общности способа синтеза синтетических наркотиков федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,6** 0,3 0,3 1999-2000 годы ФСБ России наличие соответствующих методов
5.2.6. аппаратуру дистанционного обнаружения наркотиков на одорологическом принципе федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 1** 0,5 0,5 1999-2000 годы МВД России наличие соответствующей аппаратуры
5.2.7. аппаратуру дистанционного обнаружения наркотиков на принципе лазерной флуоресценции федеральный бюджет (в рамках выделенных средств на оборонный заказ) 0,9** 0,7 0,2 1999-2000 годы МВД России наличие соответствующей аппаратуры
5.3. Разработать технологию проведения инвентаризации земель, засоренных дикорастущей коноплей, с использованием материалов земельно-кадастровых съемок и провести инвентаризацию указанных земель федеральный бюджет 9,6 4,6 и 5* 2000 год Госкомзем России наличие технологии и завершение проведения инвентаризации
5.4. Создать геоинформационную систему по борьбе с наркотиками (ГИС "Наркотики") федеральный бюджет 6,5 6,5 2000 год Роскартография наличие геоинформационной системы
5.5. Провести оснащение бортового авиационного технического комплекса для оперативного поиска незаконных посевов и дикорастущих наркотикосодержащих растений федеральный бюджет 21,2 16,2 5 2000-2001 годы Роскартография оснащение бортового авиационного технического комплекса
5.6. В целях уничтожения и пресечения поступления в незаконный оборот наркотиков растительного происхождения ежегодно проводить комплексные профилактические операции "Мак" ("Конопля") средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 годы МВД России ежегодное проведение комплексной операции "Мак" ("Конопля")
5.7. В целях выявления источников и перекрытия каналов нелегального поступления наркотиков ежегодно проводить комплексную операцию "Допинг" по проверке аптек, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотики средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 годы МВД России ежегодное проведение комплексной операции "Допинг"
5.8. Осуществить меры по увеличению штатной численности органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков федеральный бюджет 181*** 90,5 48,5 42 1999-2001 годы увеличение штатной численности
в том числе:
5.8.1. органов внутренних дел - на 7000 штатных единиц (оперативный состав, следователи, эксперты-криминалисты, кинологи) федеральный бюджет (за счет перераспределения численности 168*** (7000 ед.) 84 42 42 1999-2001 годы МВД России увеличение штатной численности
5.8.2. пограничных войск - на 120 штатных единиц оперативного состава федеральный бюджет (за счет перераспределения численности 3,1*** (120 ед.) 1,6 1,5 1999-2000 годы ФПС России увеличение штатной численности
5.8.3. судов - на 49 штатных единиц судей федеральный бюджет (за счет перераспределения численности 2,1*** (49 ед.) 1 1,1 1999-2000 годы Верховный Суд Российской Федерации увеличение штатной численности
5.8.4. таможенных органов - на 300 штатных единиц федеральный бюджет (за счет перераспределения численности 7,8*** (300 ед.) 3,9 3,9 1999-2000 годы ГТК России увеличение штатной численности
5.9. Создать:
5.9.1. на базе Российского института повышения квалификации МВД России международный межведомственный центр по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России и правоохранительных органов государств-участников СНГ федеральный бюджет (техническое оснащение - в рамках утвержденного оборонного заказа) 2,6 1,3** 1,3 1999-2000 годы МВД России создание международного межведомственного центра
5.9.2. на базе Академии управления МВД России межведомственный центр по повышению квалификации специалистов руководящего звена по проблемам противодействия незаконному распространению наркотиков и профилактики наркомании федеральный бюджет (техническое оснащение - в рамках утвержденного оборонного заказа) 6,5 2,5** 2 2 1999-2001 годы МВД России создание межведомственного центра по повышению квалификации специалистов руководящего звена
5.10. Продолжить:
5.10.1. осуществление мер по укреплению материальной базы и приобретению необходимых технических средств, прежде всего специального назначения, для подразделений органов внутренних дел, безопасности, пограничных войск, таможенных учреждений, специализирующихся на борьбе с распространением наркотиков федеральный бюджет (в том числе в рамках утвержденного оборонного заказа) 80,7** 43,7 27 10 1999-2001 годы укрепление материальной базы, приобретение необходимых технических средств
в том числе: 42,7** 22,7 10 10 МВД России
16** 9 7 1999-2000 ФСБ России
15** 8 7 годы ФПС России
7 4 3 ГТК России
5.10.2. обеспечение экспертно - криминалистических подразделений органов внутренних дел России образцами (стандартами) чистых наркотиков, необходимых для проведения экспертиз и исследований федеральный бюджет (в рамках утвержденного оборонного заказа) 0,3** 0,3 1999 год МВД России обеспечение экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел России образцами (стандартами) чистых наркотиков
6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
6.1. Продолжить практику заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами, и прежде всего с государствами-участниками СНГ, в области контроля наркотиков и борьбы с распространением наркомании средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 годы МИД России продолжение практики заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений
6.2. Расширить сотрудничество с международными региональными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с "Группой Треви" Европейского союза и "Группой Помпиду" Совета Европы средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 годы МИД России расширение сотрудничества с международными региональным и организациями
6.3. Продолжить работу по укреплению сотрудничества в рамках Программы ООН по международному контролю наркотиков средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 годы МИД России осуществление мер по укреплению сотрудничества в рамках Программы ООН
6.4. Продолжить работу по дальнейшему расширению сотрудничества с различными странами (прежде всего США, Италией, Германией, Англией, Швейцарией) с целью практического взаимодействия по вопросам пресечения "отмывания" наркодоходов, содействия их конфискации, постановки этого направления сотрудничества на договорно-правовую основу средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 годы МИД России осуществление мер по дальнейшему расширению сотрудничества
6.5. Поддерживать на постоянной основе контакты с правоохранительными органами и специальными службами зарубежных стран по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков. Принимать участие в международных семинарах-совещаниях по данной проблеме средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия 1999-2001 годы МВД России поддержание на постоянной основе контактов; участие в международных семинарах-совещаниях по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков
ИТОГО 516,27 142,45 245,37 128,45


* Финансовые затраты, связанные с НИОКР (кроме МВД России, ФСБ России).

** Финансовые затраты, предусмотренные МВД России, ФСБ России, ФПС России в рамках утвержденного государственного оборонного заказа, в том числе и на проведение НИОКР.

*** Финансовые затраты на увеличение численности подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и судов (за счет ее перераспределения).

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.09.99 N 1030 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1999-2001 ГОДЫ"