в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "УСТАВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СОЮЗА ССР" (ред. от 05.01.88)
отменен/утратил силу Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"УСТАВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СОЮЗА ССР" (ред. от 05.01.88)

Раздел II. Внутренние водные пути. Флот

11. Регулирование пользования судоходными путями, за изъятиями, устанавливаемыми Советом Министров СССР, осуществляется соответственно Министерством речного флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик.

Регулирование пользования сплавными путями осуществляется Министерством лесной промышленности СССР.

Перечни внутренних водных путей, открытых для судоходства, устанавливаются и объявляются соответственно Министерством речного флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик. Перечень сплавных путей устанавливается и объявляется Министерством лесной промышленности СССР по согласованию с Министерством речного флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик.

Движение судов внутреннего плавания в районах морских торговых портов, расположенных в устьях рек, за исключением портов, в отношении которых устанавливаются специальные соглашения между Министерством речного флота и Министерством морского флота, регулируется Правилами предупреждения столкновений судов в море, обязательными постановлениями начальников морских торговых портов и другими правилами, действующими в морских портах.

Плавание морских судов по внутренним водным путям за пределами морских портов, расположенных в устьях рек, регулируется Правилами плавания по внутренним водным путям СССР.

Порядок и условия обслуживания морских судов в речных портах и судов внутреннего плавания в морских портах устанавливаются Правилами, утверждаемыми совместно Министерством речного флота и Министерством морского флота.

12. Приказы и инструкции министерств, ведомств и решения других организаций, затрагивающие интересы судоходства и сплава, могут издаваться лишь по согласованию с органами Министерства речного флота, управлений речного транспорта при Советах Министров соответствующих союзных республик и Министерства лесной промышленности СССР по принадлежности.

13. Все внутренние водные пути являются путями общего пользования.

В местах расположения на водных путях крепостей, военно-морских баз и укрепленных районов и постоянной дислокации войсковых частей пользование внутренними водными путями осуществляется по согласованию с военным командованием.

Органы, регулирующие судоходство и сплав (ст. 11), могут передавать затоны и рейды в исключительное пользование другим ведомствам и организациям и разрешать им устройство новых затонов и рейдов для своих нужд.

14. Проведение дноуглубительных работ, очистка русел судоходных путей, акваторий затонов, рейдов и у причалов общего пользования, а также устройство навигационной обстановки и ее содержание осуществляются органами Министерства речного флота и управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик, а акваторий затонов, рейдов и у причалов необщего пользования - организациями и предприятиями, в пользовании которых находятся эти затоны, рейды или причалы.

Дноуглубительные работы и очистка акваторий затонов, рейдов и у причалов необщего пользования при отсутствии у их владельцев технических средств, а также на подходах к этим затонам, рейдам и причалам производятся органами Министерства речного флота и управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик по особым договорам с владельцами затонов, рейдов, причалов и за их счет.

На сооружениях, возводимых на судоходных путях, знаки ограждения устанавливаются организациями или предприятиями, которым принадлежат эти сооружения.

15. Сплав леса молем или в плотах без судовой тяги по судоходным путям воспрещается.

На путях, по которым судоходство осуществляется только в полноводный период, порядок и сроки проведения плотового и молевого сплава определяются на основании разрешения, полученного в установленном порядке, Министерством речного флота или управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик по согласованию с органами Министерства лесной промышленности СССР.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. N 500)

16. Сплав леса в каждом сплавном районе проводится только одной лесосплавляющей организацией.

По окончании сплава лесосплавляющая организация обязана немедленно начать и закончить до начала судоходства очистку судоходного пути от затонувшей древесины, а берегов и островов - от остатков древесины (бревен, коры, сучьев и т. п.).

17. Возведение сооружений (мостов, плотин, воздушных проводов, подводных кабелей, трубопроводов, водоприемных колодцев, запаней, причалов, причальных устройств и т. п.) на внутренних водных путях допускается только (ст. 11) по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав (ст. 11), и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1979 г. N 591)

18. Все организации, в ведении которых находятся гидроэлектростанции, плотины и другие водоподъемные сооружения, обязаны:

а) поддерживать согласованный соответственно с Министерством речного флота, Министерством лесной промышленности СССР и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик уровень воды на участках рек ниже и выше сооружений, необходимый для беспрепятственного и безопасного судоходства и сплава в течение всей навигации;

б) обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск судов, плотов, а на сплавных реках и молевой древесины;

в) производить в сроки, устанавливаемые органами, регулирующими судоходство или сплав, пропуски воды из водохранилищ без взимания за это какой-либо платы или сбора.

19. Владельцы мостов обязаны:

а) изготовлять и содержать за свой счет приспособления, необходимые для безопасного и беспрепятственного прохода под мостами судов, плотов, а на сплавных реках и молевой древесины;

б) производить дноуглубительные и дноочистительные работы после постройки и ремонта мостов;

в) разводить и поднимать пролеты наплавных и подъемных мостов в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям СССР.

20. На внутренних водных путях вне городских поселений предоставляется в общее бесплатное пользование для работ, связанных с судоходством и сплавом, полоса земли шириной в 20 метров от уреза воды или от бровки берега (на крутых берегах) в глубь материка или острова, являющаяся береговой полосой внутренних водных путей.

На береговой полосе внутренних водных путей разрешается:

а) устройство приспособлений для причала судов и плотов, погрузка и выгрузка грузов (без устройства постоянных сооружений), установка временных устройств для швартовки судов, плотов и наплавных сооружений, а также временное хранение грузов;

б) хранение твердого топлива для судов, предприятий и организаций водного транспорта, а на сплавных путях и для лесосплавляющих организаций, а также временное хранение рыболовных снастей, судовых и плотовых принадлежностей;

в) устройство временных зимовочных помещений и производство других работ, вызванных случайной зимовкой или аварией судна или плота;

г) устройство механической тяги судов и плотов;

д) хранение и сплотка в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.

Пользование береговой полосой для нужд рыболовства в тех местах, где она используется для нужд судоходства, допускается по согласованию соответственно с органами Министерства речного флота и управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик.

Огни на береговой полосе, кроме огней навигационной обстановки, должны быть ограждены от стороны судового хода щитами.

21. Право общего пользования береговой полосой внутренних водных путей для нужд судоходства и сплава не распространяется на участки, занятые гидротехническими и мелиоративными сооружениями, строениями, садами, виноградниками и другими ценными насаждениями, на усадебные участки, а также на участки, укрепленные специальными сооружениями и насаждениями, и на полосу отвода железных дорог.

22. В целях предохранения берегов судоходных рек и находящихся на них искусственных насаждений от порчи и разрушения органы, регулирующие судоходство (ст. 11), могут запрещать на отдельных участках береговой полосы распашку земли, корчевку леса и проведение других работ.

23. Возведение строений и сооружений в пределах береговой полосы внутренних водных путей допускается только с разрешения соответствующих исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Это разрешение должно быть согласовано с органами, регулирующими судоходство и сплав, и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Организации, производящие в пределах береговой полосы разработку ископаемых, рубку леса, постройку мостов и другие работы, должны обеспечивать сохранность расположенных на этой полосе сооружений, предназначенных для нужд судоходства и сплава, и своевременно исправлять происшедшие при проведении работ повреждения этих сооружений.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1979 г. N 591)

24. Организации, использующие береговую полосу внутренних водных путей для хранения и сплотки древесины, обязаны производить очистку затопляемых участков полосы от остатков древесины до начала паводка.

25. Органам, регулирующим пользование судоходными и сплавными путями, предоставляется право:

а) бесплатно пользоваться береговой полосой внутренних водных путей для производства работ по охране, поддержанию и улучшению судоходства и сплава и возведения строений и сооружений для этих целей;

б) бесплатно использовать для указанных в пункте "а" работ грунт, камень, гравий, а также в соответствии с установленными правилами береговые заросли кустарника и мелкого леса (диаметром до 8 см), находящиеся в пределах береговой полосы внутренних водных путей;

в) производить вырубку деревьев и кустарников для обеспечения видимости знаков судоходной обстановки, а также вырубку деревьев, создающих опасность для судоходства и сплава.

Установка знаков и вырубка просек для обеспечения видимости знаков судоходной обстановки могут производиться также за пределами береговой полосы внутренних водных путей со взносом в этом случае попенной платы на общих основаниях.

26. Эксплуатируемые на внутренних судоходных путях самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн, кроме военных судов, спортивных судов и судов, принадлежащих гражданам, подлежат внесению в судовой реестр бассейновых судоходных инспекций Министерства речного флота РСФСР и органов управления речным транспортом других союзных республик (приписке).

Другие суда (в том числе эксплуатируемые на внутренних водных путях, не вошедших в перечень внутренних судоходных путей), находящиеся в ведении Министерства речного флота РСФСР и органов управления речным транспортом других союзных республик, регистрируются в судовых книгах указанных бассейновых судоходных инспекций.

Всем судам, подлежащим внесению в судовой реестр и судовые книги, присваиваются названия или номера.

Правила приписки судов и ведения судового реестра и судовых книг утверждаются Министерством речного флота РСФСР и органами управления речным транспортом других союзных республик.

Спортивные суда регистрируются в судовых книгах спортивных организаций в порядке, установленном Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Прочие суда, в том числе эксплуатируемые на внутренних водных путях, не вошедших в перечень внутренних судоходных путей, а также суда, принадлежащие гражданам, регистрируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 16 июля 1982 г. N 667)

27. После приписки судна владельцу его выдается судовое свидетельство, которое удостоверяет право плавания под флагами СССР и союзной республики и право собственности на судно или право пользования им.

28. За приписку судов взимается особый сбор в размере, устанавливаемом Министерством речного флота по согласованию с Министерством финансов СССР.

29. Передача судна в ведение другой организации, переход права собственности на судно или сдача в аренду на срок свыше одного года отражаются в судовом реестре и в судовом свидетельстве.

Установление новых правоотношений по судну обязательно для третьих лиц с момента внесения соответствующей отметки в судовой реестр.

30. Удостоверения на право выхода в море судов внутреннего плавания выдаются Речным Регистром СССР в порядке, устанавливаемом Министерством речного флота по согласованию с Министерством морского флота.

31. Экипаж самоходных судов состоит из капитана, прочих старших лиц судового экипажа и судовой команды.

Условия, которым должны удовлетворять лица, допускаемые к управлению судами и судовыми механизмами, а также порядок выдачи этим лицам дипломов и свидетельств определяются правилами, утверждаемыми министром речного флота.

32. Капитан судна управляет судном, руководит судовождением и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности плавания, к поддержанию порядка на судне, охране жизни и здоровья находящихся на судне людей и сохранности судна и перевозимых на нем грузов.

Все распоряжения капитана, в пределах его полномочий, должны беспрекословно выполняться всеми лицами экипажа судна, а также пассажирами и другими находящимися на судне лицами.

Капитан имеет право в случае необходимости отстранять от исполнения обязанностей лиц судового экипажа.

Если поведение находящегося на судне лица будет угрожать его безопасности, а также безопасности судна или находящихся на нем других лиц и имущества, капитан после предупреждения вправе применить задержание его в особом помещении и в первом порту или пристани по пути следования передать надлежащим властям.

За незаконное задержание капитан несет дисциплинарную, а в соответствующих случаях уголовную ответственность.

33. Если на судне кто-либо совершит преступление, капитан обязан:

а) принять меры, чтобы не дать лицу, совершившему преступление, уклониться от ответственности;

б) составить акт о случившемся за своей подписью и за подписью не менее чем двух лиц экипажа, с подробным изложением всех сведений и свидетельских показаний;

в) передать лицо, совершившее преступление, вместе с подлинным актом надлежащим властям в ближайшем порту (пристани).

34. О каждом случае рождения или смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача или фельдшера, если они имеются на судне. К акту о смерти присоединяется опись находящегося на судне имущества умершего. Капитан принимает меры к охране документов и имущества умершего, а по прибытии в ближайший порт (пристань) передает документы и имущество начальнику порта (пристани) или родственнику умершего. Труп умершего немедленно изолируется на судне и передается родственникам или ближайшему порту (пристани) для погребения.

Капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание и принять его на хранение.

В случае исчезновения члена судового экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, капитан составляет акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передает акт и имущество надлежащим властям в ближайшем порту (пристани).

35. Если судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасению пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Сам капитан оставляет судно последним.

36. Капитан, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водном пути находящегося в опасности человека, судно или плот, обязан оказать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно.

37. За оказание помощи подвергшемуся опасности судну или плоту, в результате которой была обеспечена полная или частичная сохранность судна, плота или находившихся на них грузов или других материальных ценностей, выплачивается вознаграждение.

В сумму вознаграждения за оказанную помощь входят как оплата услуг, так и все издержки, произведенные в целях оказания помощи.

Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - судом.

Вознаграждение за оказание помощи не может превышать стоимость спасенного имущества.

38. Спасенные люди не обязаны выплачивать вознаграждения за свое спасение. Однако лица, участвовавшие в спасении людей, имеют право на долю в общем вознаграждении за спасенное имущество наравне с лицами, спасавшими имущество.

39. Правом на вознаграждение за оказание помощи (ст. 37) не пользуются:

а) экипаж судна или плота, подвергшегося опасности, а также буксирующего его или буксируемого им судна;

б) лица, оказавшие услуги вопреки разумному воспрещению капитана судна или бригадира (агента, лоцмана) плота, подвергшегося опасности.

40. Контроль за безопасностью плавания по внутренним судоходным путям осуществляется главным ревизором по безопасности судоходства Министерства речного флота и подчиненными ему судоходными инспекциями, которые обязаны:

а) производить осмотр судов, плотов и сооружений, находящихся на судоходных путях, и давать указания их владельцам, судоводителям и бригадирам (агентам, лоцманам) плотов об устранении недостатков, обнаруженных при осмотре;

б) приостанавливать движение судов и плотов, которые не укомплектованы экипажем и не оборудованы в соответствии с действующими правилами и нормами или состояние которых угрожает безопасности их и находящихся на них людей и имущества, а также безопасности движения других судов и плотов;

в) приостанавливать движение судов, не имеющих удостоверений о годности к плаванию и других установленных судовых документов;

г) запрещать движение судов и плотов на определенных участках пути при наличии угрозы безопасности плавания.

  • Главная
  • "УСТАВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СОЮЗА ССР" (ред. от 05.01.88)