в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "УСТАВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СОЮЗА ССР" (ред. от 05.01.88)
отменен/утратил силу Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"УСТАВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СОЮЗА ССР" (ред. от 05.01.88)

Раздел IV. Планирование и организация перевозок грузов

53. Перевозка грузов и буксировка плотов и судов по внутренним водным путям осуществляются по планам, утвержденным в установленном порядке.

В годовых планах устанавливается общий объем перевозок грузов в тоннах с распределением по министерствам и ведомствам, с выделением перевозок грузов по установленной номенклатуре, а также объем грузооборота в тонно-километрах.

Порядок и сроки составления планов перевозок грузов устанавливаются Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утвержденными Советом Министров СССР, и Правилами планирования перевозок грузов.

(В ред. Постановлений Совета Министров СССР от 14 января 1959 г. N 59; от 20 сентября 1972 г. N 688)

54. На основании утвержденного годового плана Министр речного флота по согласованию с министерствами и ведомствами-грузоотправителями:

а) устанавливают годовые планы перевозок для каждого пароходства и других подведомственных организаций, осуществляющих речные перевозки;

сообщают в установленный срок министерствам и ведомствам - грузоотправителям, пароходствам и другим подведомственным организациям, осуществляющим речные перевозки, годовые планы перевозок по общему объему с распределением по министерствам и ведомствам, с выделением перевозок грузов по установленной номенклатуре;

б) утверждают согласованные в установленном порядке квартальные планы перевозок грузов по установленной номенклатуре в тоннах с распределением по месяцам и грузоотправителям, с указанием пароходства и других подведомственных организаций, осуществляющих речные перевозки, пунктов отправления и назначения грузов.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688)

55. При составлении и выполнении планов перевозок предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства - грузоотправители, а также Министерство речного флота РСФСР и органы управления речным транспортом других союзных республик обязаны строго соблюдать плановую дисциплину и государственные интересы, обеспечивая выполнение установленных планов в целом, по каждому пароходству и отправителю, по пунктам отправления и назначения, а также по всем родам грузов

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 14 января 1959 г. N 59)

56. Министерство речного флота РСФСР, органы управления речным транспортом других союзных республик, предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства - грузоотправители при планировании перевозок обязаны определять их размеры на основе планов производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, товарооборота, межреспубликанских поставок и поставок для общесоюзных нужд, обеспечивая:

а) полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках грузов по внутренним водным путям;

б) правильное распределение перевозок между различными видами транспорта и систематическое повышение удельного веса перевозок водным транспортом в грузообороте страны;

в) сокращение издержек народного хозяйства по перевозкам грузов путем предупреждения встречных и других нерациональных перевозок, максимального использования имеющихся резервов провозной способности судов, повышения скоростей движения и ускорения оборота судов, полного использования их грузоподъемности и вместимости и сокращения порожних пробегов, а также рациональное использование портово-пристанских устройств и погрузочно-разгрузочной механизации.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 14 января 1959 г. N 59)

57. Начальники пароходств имеют право по письменным заявлениям грузоотправителей:

а) до предъявления груза к перевозке изменять пункты отправления и назначения в направлении, предусмотренном планом;

б) допускать замену одного груза другим в пределах отдельных групп грузов, предусмотренных номенклатурой квартального плана.

58. Начальники пароходств, портов и пристаней могут предоставлять суда для перевозки грузов, не предусмотренных планом или предъявляемых сверх плана по декадным заявкам грузоотправителей, представляемым за 5 дней до начала декады, в пределах лимитов провозной способности флота, установленных Министерством речного флота, и при условии осуществления перевозок грузов по плану.

59. Прием к перевозке товаров народного потребления мелкими отправками и домашних вещей производится без ограничения по мере предъявления их к перевозке.

Заявки на выделение судов для перевозки сельскохозяйственных продуктов, предъявляемых колхозами и колхозниками, должны подаваться за два дня до погрузки.

60. Пароходства Министерства речного флота и органы управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик заключают с грузоотправителями и владельцами плотов и судов навигационные договоры на перевозку грузов и буксировку плотов и судов.

В этих договорах определяются условия перевозки и буксировки, не предусмотренные настоящим Уставом и заданными в его развитие Правилами, но вытекающие из местных условий и из специфических особенностей грузов.

Предусматриваемые в договорах объемы перевозок должны соответствовать утвержденному плану перевозок грузов.

61. Количество груза, предусмотренное в плане на данный месяц, а также согласованное пароходством к перевозке по заявке грузоотправителя сверх и вне плана, грузоотправитель должен предъявлять к отправке подекадно равными частями по пунктам отправления и по пунктам назначения (для обеспечения работы флота по расписанию и по графику движения) с подачей пароходству или соответственно органу управления речного транспорта при Совете Министров союзной республики не позднее, чем за пять дней до начала декады, заявки на погрузку грузов и буксировку судов и плотов.

В тех случаях, когда равномерное отправление грузов по декадам, исходя из грузоподъемности судов и рода груза, невозможно, пароходство и грузоотправитель согласовывают, в каких количествах по декадам должен быть предъявлен груз к перевозке.

В декадной заявке должны быть указаны точное наименование и количество груза, пункты отправления, пункты назначения и дни предъявления груза и плотов.

Министерство речного флота может устанавливать перечень отдельных грузов и направлений, по которым в планах перевозок и в декадных заявках не указываются порты (пристани) назначения.

Пароходство обязано подавать тоннаж и тягу, обеспечивая выполнение перевозок, установленных планом на данный месяц, равномерно по декадам. Не позднее, чем за двое суток до наступления декады, пароходство сообщает грузоотправителю о приемке к исполнению декадной заявки с указанием дней погрузки и грузоподъемности подаваемых судов. Количество предъявляемых к перевозке грузов по отдельным декадным заявкам отправителя и количество подаваемого пароходством тоннажа и тяги в итоге за месяц должны быть не менее количества грузов и тоннажа (тяги), предусмотренного планом на данный месяц.

Неподача грузоотправителем декадной заявки дает право пароходству использовать флот в течение данной декады для перевозки грузов других отправителей.

Предъявление плотов к буксировке и подача для этой цели тяги производятся по календарным графикам. По календарным графикам производятся также предъявление грузов, перевозимых в судах, и подача тоннажа под эти грузы, если это обусловлено соглашением сторон.

При перевозке и буксировке по графику пароходство за двое суток до наступления каждой декады или пятидневки составляет и согласовывает с грузоотправителем на основании заявки график погрузки судов и буксировки плотов на каждую декаду или пятидневку и сообщает его отправителю.

В графике указываются наименование и количество груза или количество древесины в плотах по пунктам отправления и назначения, дни и часы предъявления груза или плотов, подачи тоннажа или тяги. В графике должно быть предусмотрено равномерное предъявление груза по декадам в течение месяца по пунктам отправления и назначения.

Пароходство в случае неподачи по его вине тоннажа и тяги для выполнения месячного плана перевозок обязано по требованию грузоотправителя выделить тоннаж и тягу для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Тоннаж и тяга, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены в первом месяце следующего квартала. Восполнение недогруза производится в пределах навигационного периода.

Порядок выделения тоннажа и тяги для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между пароходством и грузоотправителем. При нарушении согласованного порядка пароходство за неподачу тоннажа и тяги и грузоотправитель за непредъявление груза к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571)

62. Пароходство имеет право при наличии груза у отправителя производить в пределах количества, предусмотренного планом на данный месяц (по пунктам отправления и назначения), сгущение подачи тоннажа для создания укрупненных буксируемых составов и загрузки отдельных судов, следующих в одном направлении, а также для восполнения недогрузов, имевших место в течение данного месяца.

Сгущение подачи тоннажа производится начальником пароходства с обязательным учетом перерабатывающей технической способности погрузочных пунктов. Сгущение допускается не более чем на 25% против нормы отправки груза, установленной на данную декаду.

Сгущение более чем на 25% против нормы, а также сгущение подачи тоннажа под погрузку скоропортящихся грузов производятся лишь по соглашению сторон.

Об общем объеме сгущения (в тоннах по каждому наименованию, сорту и марке груза), намеченном на каждую пятидневку плановой декады, пароходство предупреждает отправителя за сутки до начала пятидневки.

О дне подачи тоннажа в счет сгущенной нормы пароходство обязано уведомить грузоотправителя не позднее, чем за 24 ч до начала подачи тоннажа или тяги.

Тоннаж, поданный в порядке сгущения без уведомления грузоотправителя и последним незагруженный, не засчитывается в выполнение плана.

63. Перевозка грузов или буксировка плотов в определенных направлениях или назначением в определенные порты (пристани) может быть запрещена начальником пароходства или органа управления речного транспорта при Совете Министров союзной республики в случае явлений стихийного характера или происшествий, вызвавших перерыв движения, с немедленным уведомлением министра речного флота или соответственно начальника управления речного транспорта при Совете Министров союзной республики, которые устанавливают срок действия этого запрещения.

При чрезмерном скоплении судов и грузов в том или ином порту или пристани в связи с несвоевременной разгрузкой судов и вывозом грузов другим видом транспорта или грузополучателями, если вследствие этого создается угроза нарушения нормальной работы данного порта (пристани) перевалки или назначения, начальник пароходства может приостановить погрузку грузов назначением в данный порт (пристань) на срок не более двух суток. Приостановка погрузки при чрезмерном скоплении судов и грузов на срок более двух суток, но не более чем на пять суток, может производиться лишь с разрешения министра речного флота, а на срок свыше пяти суток - с разрешения Совета Министров СССР. О приостановлении или ограничении погрузки грузов начальники пароходств уведомляют заинтересованные предприятия и организации (отправителей грузов) в установленном порядке.

64. При сдаче груза отправителем и приеме его пароходством к перевозке обязательно должен быть определен и указан в накладной его вес.

Вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом общего веса сдаваемого груза, исходя из веса, указанного на грузовых местах, или из стандартного веса грузовых мест.

Вес отдельных грузов (минерально-строительные материалы, автомобили, живность, лесоматериалы, дрова и т.п.) может определяться расчетным путем - по обмеру, по осадке судна или по условному весу.

Опасные, негабаритные, тяжеловесные и другие специфические грузы, по установленному Министерством речного флота списку, принимаются к перевозке по весу, объявленному отправителем.

Взвешивание грузов производится на вагонных, автомобильных, товарных, элеваторных или автоматических весах.

На вагонных и автоматических весах взвешиваются грузы, перевозимые насыпью, навалом, а также грузы, взвешивание которых на товарных весах невозможно или нецелесообразно.

Проверка веса или объема груза в пунктах назначения производится тем же способом, которым вес или объем определен в пункте отправления.

65. Груз, погрузка которого производится со склада порта или пристани, взвешивается последним.

Вес груза, отправляемого с причалов, складов и погрузочных пунктов необщего пользования, а также общего пользования, но не находящихся в ведении пароходств, определяется грузоотправителем.

Определение веса груза расчетным путем - по обмеру или условно во всех случаях производится грузоотправителем. О таком способе определения веса грузоотправитель обязан указать в накладной. Пароходство имеет право проверить правильность определения грузоотправителем веса груза.

Тарные или штучные (без упаковки) грузы, вес которых указывается на каждом грузовом месте, а также грузовые места стандартного размера и веса при приеме к перевозке не взвешиваются.

Общий вес таких грузов определяется и указывается в накладной грузоотправителем исходя из стандартного веса или веса, указанного на грузовых местах.

Грузы в контейнерах принимаются пароходствами к перевозке за весом и пломбами грузоотправителей.

Домашние вещи в контейнерах перевозятся за пломбами пароходства.

66. При приеме к перевозке и сдаче грузополучателем зерновых хлебных грузов, соли и нефтеналивных грузов применяются следующие правила:

а) зерновые хлебные грузы подлежат обязательному взвешиванию при погрузке и выгрузке.

Вес зерновых хлебных грузов при погрузке в суда определяется весовщиком грузоотправителя при участии приемосдатчика (весовщика) порта или пристани и указывается в накладной за их подписями.

Взвешивание зерновых хлебных грузов производится: при перевозке в таре - на товарных или автомобильных весах, при перевозке насыпью - на элеваторных, автоматических или товарных весах, а в пунктах перевалки - на вагонных весах.

Трюмы судов, загруженные зерновыми хлебными грузами, опломбировываются пломбами отправителя и порта или пристани отправления;

б) соль принимается к перевозке со взвешиванием на весах грузоотправителя. При отсутствии весов на причале грузоотправителя соль принимается к перевозке по весу, определяемому по осадке судна.

При сдаче соли торгующим организациям, помимо проверки веса по осадке судна, вес сдаваемой партии соли уточняется на весах грузополучателя.

За выявленную в пункте назначения разницу в весе соли, определенном в пункте отправления без взвешивания, при отсутствии разницы в осадке судна в пунктах отправления и назначения ответственность перед грузополучателем несет грузоотправитель;

в) нефтеналивные грузы принимаются к перевозке и сдаются грузополучателям по замерам береговых резервуаров или мерников, имеющих калибровочные таблицы, утвержденные в установленном порядке.

При длине трубопровода от береговых резервуаров и мерников до судна более двух километров, при неисправности трубопроводов и нефтехранилищ, а также при отсутствии на береговых нефтехранилищах надлежаще оформленных и утвержденных калибровочных таблиц количество нефтеналивного груза при погрузке и выгрузке определяется по замерам судна, имеющего утвержденные пароходством грузовые таблицы и замерные стандартные метроштоки.

По замерам судна определяется также вес нефтегрузов, заливаемых в суда из береговых ям.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 18 апреля 1959 г. N 420)

67. Грузоотправитель обязан одновременно с предъявлением груза представить пароходству накладную. Накладная подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути его следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом.

На основании накладной порт или пристань отправления составляет дорожную ведомость, которая также следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства.

Форма накладной и правила ее заполнения устанавливаются Министерством речного флота.

В удостоверение приема груза к перевозке грузоотправителю выдается квитанция.

Дата приема груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем порта или пристани отправления на накладной, квитанции и дорожной ведомости.

Накладные и квитанции составляются на имя определенных грузополучателей.

68. Перевозка боеприпасов, взрывчатых, ядовитых и других опасных грузов производится по особым правилам.

Опасный груз, сданный к перевозке под неправильным наименованием, а также груз, при приемке которого пароходство не могло путем наружного осмотра удостовериться в его опасных свойствах, может быть во всякое время выгружен в любом пункте за счет грузоотправителя, а при невозможности выгрузки в случае необходимости уничтожен или обезврежен без возмещения его стоимости.

Плата за перевозку такого груза не возвращается. Если же плата при отправлении груза не была внесена, грузоотправитель обязан внести ее полностью, а также возместить пароходству все понесенные в связи с этим расходы.

69. Грузоотправитель должен одновременно с накладной передать пароходству все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными Правилами.

70. Пароходства принимают к перевозке отдельные грузы с объявленной ценностью.

Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласия между грузоотправителем и пароходством стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

Перечень грузов, объявление ценности которых является обязательным, а также грузов, объявление ценности которых не допускается, устанавливается Правилами.

71. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения от утраты и порчи при перевозке, должны предъявляться в исправной таре, соответствующей стандартам и техническим условиям, а грузы, на тару и упаковку которых стандартов и технических условий не установлено, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при перевозке и перевалке.

Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами, могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, но обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. N 13)

72. Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными местами (поштучно), должны быть замаркированы грузоотправителем (отправительская маркировка), а в соответствующих случаях и пароходством (транспортная маркировка). Порядок маркировки устанавливается Правилами.

73. К накладной на груз, влажность которого при перевозке изменяется (сахар, мука, зерно всех видов, рыба сушеная, вяленая, куреная и др.), грузоотправитель должен приложить удостоверение о качестве с указанием в нем процента влажности груза.

В удостоверении о качестве хлебных грузов, перевозимых насыпью, кроме процента влажности, должен быть указан процент сорности.

Представление удостоверений о качестве сельскохозяйственных продуктов, предъявляемых к перевозке совхозами, колхозами, колхозниками и органами потребительской кооперации, необязательно.

74. Загруженные трюмы судов, в том числе рефрижераторных и наливных, должны быть опломбированы:

а) пломбами пароходства, - когда груз взвешен и погружен средствами пароходства;

б) пломбами грузоотправителя, - когда груз погружен и вес определен средствами грузоотправителя.

Типы и грузоподъемность нефтеналивных судов, подлежащих обязательному пломбированию, устанавливаются Министерством речного флота по согласованию с Министерством нефтяной промышленности СССР.

Рыба и рыбопродукты, мясо и мясопродукты, сахар, животные жиры, молоко, сыр, брынза, молочные консервы и растительное масло, загружаемые в трюмы судов у причалов и складов грузоотправителей, взвешиваются весовщиком грузоотправителя в присутствии приемосдатчика (весовщика) пароходства, а трюмы судов, загруженные этими грузами, пломбируются пломбами грузоотправителя и пароходства.

При перевозке масла сливочного, маргарина фасованного, сыра плавленого фасованного, консервов в жестяной и стеклянной таре, рыбы охлажденной, переложенной льдом, рыбного филе мороженого, сахара-рафинада в пачках, упакованных в жесткую тару (ящики, коробы, бочки), со стандартным весом нетто, мешков с сахаром-песком со стандартным весом, а рыбы охлажденной, переложенной льдом, - с весом, указанным предприятием на грузовых местах, взвешивание не производится.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 12 сентября 1959 г. N 1063)

75. Перечень грузов, допускаемых к перевозке в трюмах судов без пломб, и порядок пломбирования трюмов судов и контейнеров устанавливаются Правилами.

76. Грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью или большой скоростью с оплатой последней по повышенному тарифу.

Для обеспечения перевозок и ускорения доставки грузов, принятых к перевозке большой скоростью, пароходства организуют перевозки этих грузов на грузовых самоходных и грузопассажирских судах, а также на грузовых несамоходных судах за специальной тягой с повышенными скоростями.

Грузоотправитель определяет и указывает в накладной скорость перевозки. Если же перевозка данного груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель должен указать в накладной только эту скорость.

77. Пароходства обязаны развивать перевозки грузов мелкими партиями в контейнерах, обеспечивающих возможность погрузки, выгрузки этих грузов при помощи кранов и значительного сокращения стоянок судов под погрузкой, разгрузкой.

78. Пароходства осуществляют транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций и отдельных лиц, пользующихся внутренним водным транспортом.

Для этой цели в пароходствах с разрешения Министерства речного флота могут быть организованы в установленном порядке транспортно-экспедиционные конторы и городские агентства.

79. Министерство речного флота устанавливает технические нормы загрузки судов исходя из необходимости максимального использования грузоподъемности и грузовместимости судов с учетом рациональных методов подготовки грузов к перевозке (прессовка, тарирование, разборка по узлам и т. п.) и размещения их в судне.

Грузоотправители обязаны загружать суда не ниже технических норм, для чего до погрузки следует привести груз в состояние, соответствующее условиям перевозки и обеспечивающее полное использование грузоподъемности или грузовместимости судна.

Грузы, для которых технические нормы загрузки судов не установлены, должны грузиться до полной грузоподъемности или грузовместимости судов.

Пароходство при обнаружении недогруза судна в месте погрузки имеет право потребовать догрузки судна, если грузоотправителем была подана заявка на соответствующее количество груза. Простой судна в этом случае оплачивается грузоотправителем.

При подаче под погрузку неисправного судна и при невозможности по этой причине или в связи с падением глубин загрузить судно до полной грузоподъемности, что оформляется соответствующим актом, плата за перевозку взыскивается из расчета фактического количества погруженного груза.

80. Суда должны подаваться под погрузку в чистом виде и в состоянии, пригодном для перевозки данного груза, а по окончании разгрузки, производимой средствами грузополучателя, должны быть им очищены, а в необходимых случаях, по требованию пароходства, вымыты и подвергнуты дегазации, дезинсекции и дезинфекции.

Дегазация, дезинсекция, дезинфекция, а также очистка судов могут производиться пароходствами по договору с грузополучателем. Время, затраченное судами на дегазацию, дезинсекцию или дезинфекцию, оплачивается по ставкам тарифа на аренду судов.

Зачистка судов после выгрузки грузов мелкими партиями на причалах портов и пристаней производится средствами пароходства и за его счет.

Нефтеналивные суда после разгрузки зачищаются только в том случае, если они предназначаются для перевозки в следующем рейсе других нефтепродуктов или наливных грузов. Порядок и условия зачистки этих судов устанавливаются в договорах.

81. Погрузка в суда должна производиться с соблюдением технических условий и правил погрузки, размещения и крепления грузов.

Наблюдение за правильностью погрузки и выгрузки, размещением и сепарацией грузов в судне лежит на обязанности администрации судна или порта (пристани) отправления.

В случае невыполнения указаний администрации судна или порта (пристани), касающихся производства грузовых работ, составляется акт, и работы приостанавливаются, со взысканием с грузоотправителя или грузополучателя штрафа за простой судна по этой причине.

82. Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов материалы и приспособления (прокладки, проволока, трос, гвозди, брезент, веревки, козлы, стойки, щитовые ограждения, временное оборудование для перевозки живности, спецгрузов и т. п.) предоставляются (по нормам, установленным Правилами), устанавливаются и снимаются средствами грузоотправителей и грузополучателей.

Об установленных приспособлениях и о материалах, следующих с грузом, грузоотправитель может указать в накладной.

При отправлении груза с перевалками, за исключением грузов, упакованных в ящики и мешки, грузоотправитель обязан передать пароходству сепарационный, прокладочный и крепежный материал для оборудования судов и вагонов в пунктах перевалки по нормам, устанавливаемым Министерством речного флота по согласованию с основными министерствами-грузоотправителями.

Все приспособления и материалы грузоотправителя, включенные в накладную, перевозятся как груз и выдаются в порту или пристани назначения грузополучателю вместе с грузом, за вычетом потерь, вызываемых перевалками.

83. Средствами пароходств производятся погрузка и выгрузка на причалах общего пользования, находящихся в ведении пароходств.

На пристанях, где нет грузовых причалов общего пользования, находящихся в ведении пароходств, а также на остановочных пунктах средствами пароходств производится погрузка и выгрузка грузов, перевозимых на грузопассажирских судах.

В тех случаях, когда завоз грузов в порты (пристани) и вывоз их из портов (пристаней) Министерства речного флота производятся автомобильным транспортом общего пользования, погрузо-разгрузочные работы на причалах общего пользования производятся средствами пароходства.

84. Средствами грузоотправителей и грузополучателей погрузка и выгрузка производятся:

а) на причалах необщего пользования, на пристанских участках общего пользования, находящихся в ведении соответствующих исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся, а также на пристанях, где нет грузовых причалов общего пользования, находящихся в ведении пароходств, и на остановочных пунктах;

б) при частичной выгрузке из одного судна в другое или на берег, если эта работа вызывается невозможностью подхода к причалам необщего пользования из-за недостаточных глубин или по другим причинам, зависящим от грузоотправителя или грузополучателя.

Налив в суда и слив из судов нефтегрузов на причалах необщего пользования производятся пароходствами по особым соглашениям с грузоотправителями или грузополучателями.

85. Погрузка и разгрузка судов, в том числе налив и слив нефтегрузов, производятся круглосуточно.

Нормы погрузки и разгрузки судов Министерства речного флота и правила применения этих норм устанавливаются Министерством речного флота.

Нормы погрузки и разгрузки судов, находящихся в ведении управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик, устанавливаются этими управлениями.

Нормы погрузки и разгрузки судов на механизированных причалах необщего пользования устанавливаются по согласованию пароходств и органов управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик с грузоотправителями и грузополучателями и утверждаются соответственно Министерством речного флота или управлением речного транспорта при Совете Министров союзной республики.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 18 февраля 1972 г. N 130)

86. Сроки погрузки и разгрузки судов исчисляются с момента подачи судна к причалу (ошвартовки). При невозможности подачи судна к причалу по вине грузоотправителя или грузополучателя время ожидания судном подачи к причалу включается в сроки погрузки или выгрузки.

Невозможность подачи судна к причалу устанавливается актом, подписываемым обеими сторонами.

О времени предстоящего прибытия судна в пункт погрузки или выгрузки пароходство извещает грузоотправителя или соответственно грузополучателя не позднее, чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под погрузку или разгрузку - не позднее, чем за 6 ч до подачи судна.

Грузоотправитель или грузополучатель, получивший извещение о предстоящем прибытии судна, обязан заблаговременно указать место (причал), к которому должно быть подано судно для погрузки или разгрузки.

Если судно подано без извещения о подаче под погрузку или разгрузку или с нарушением срока извещения, грузоотправителю или грузополучателю предоставляется на подготовку к работе срок до 4 ч, а в тех пунктах, где у грузоотправителя имеются постоянные причалы, оборудованные механизмами и укомплектованные грузчиками, - 2 ч. Министерство речного флота может увеличивать в отдельных случаях указанное время на подготовку к погрузке или разгрузке.

По истечении установленного по нормам срока погрузки судна, если грузоотправитель был предупрежден о сроке отправления судна за пять часов, пароходство имеет право начать рейс, а по окончании срока выгрузки произвести выгрузку за счет грузополучателя.

Пароходство выплачивает грузоотправителю или грузополучателю премии за досрочную погрузку или разгрузку судов в размере, устанавливаемом тарифом.

87. Суммы, причитающиеся пароходству за перевозку грузов, вносятся грузоотправителем в пункте отправления при сдаче груза к перевозке наличными деньгами или чеками Государственного банка СССР. Порядок оплаты чеками устанавливается Министерством речного флота по согласованию с Государственным банком СССР.

При невнесении грузоотправителем платы за перевозку при сдаче груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере одного процента неуплаченной суммы за каждый день просрочки с момента сдачи груза к перевозке до внесения платежей, а отправление груза может быть задержано с уплатой грузоотправителем, кроме штрафа за несвоевременный взнос платежей по перевозке, также и штрафа за допущенный в связи с этим простой тоннажа и тяги.

88. Пароходство назначения обязано в 15-дневный срок по выявлении перебора провозных платежей возвратить грузополучателю излишне полученную сумму за перевозки, не ожидая предъявления претензий.

Грузополучатели при обнаружении по накладным недобора платежей за перевозки или по получении от пароходства требования об уплате недобора обязаны в 15-дневный срок с момента получения накладных или требования перечислить сумму недобора на счет пароходства.

Пароходство имеет право погашать суммы недобора суммами перебора или другими суммами, причитающимися тому же грузополучателю.

89. Пароходство обязано доставить груз в пункт назначения в установленный срок.

Сроки доставки грузов пароходствами Министерства речного флота по магистральным путям и правила их определения устанавливаются Советом Министров СССР, а по остальным путям - министром речного флота.

Сроки доставки грузов по судоходным путям, подведомственным союзным республикам, и правила их определения устанавливаются Советами Министров союзных республик.

90. В случае замедления или прекращения движения, вызванного явлениями стихийного характера или происшествиями, более чем на сутки, пароходство обязано немедленно вывесить объявления об этом в соответствующих портах и на пристанях, с указанием причины и срока прекращения или замедления движения, а также известить основных грузоотправителей и грузополучателей, смежные пароходства и заинтересованные железные дороги. При замедлении или прекращении движения более чем на трое суток Министерство речного флота или управление речного транспорта при Совете Министров союзной республики публикует об этом в установленном порядке.

91. Грузоотправитель имеет право требовать выдачи груза не тому грузополучателю, который указан в накладной.

Заявления о таком изменении подаются начальнику порта (пристани) отправления с приложением квитанции.

Пароходство выполняет это распоряжение грузоотправителя, если груз еще не выдан грузополучателю, указанному в накладной.

92. Пароходство может в исключительных случаях по требованию грузоотправителя, грузополучателя или министерства (ведомства), в систему которого входит грузополучатель, изменить пункт назначения груза, принятого к перевозке (переадресовать груз) в направлении, предусмотренном планом.

Изменение пункта первоначального назначения производится с оформлением дальнейшей перевозки новой накладной. В новой накладной порт (пристань), производящий переадресовку, должен сделать отметку о переадресовке с указанием номера накладной, по которой груз был принят к перевозке.

Переадресовка нефтеналивных грузов производится без оформления новой накладной с начислением провозной платы за общее фактически пройденное расстояние.

Переадресовка производится после взыскания с организации, потребовавшей переадресовки, штрафа в размере 50 коп. с тонны переадресованного груза по грузам, перевозимым судовыми отправками, и 1 руб. с тонны - в остальных случаях.

При переадресовке грузов вследствие явлений стихийного характера или в целях предупреждения скопления и простоя судов на причалах пароходств и грузополучателей штраф не взыскивается.

Переадресовка скоропортящихся грузов допускается лишь в том случае, если груз в новый пункт назначения может быть доставлен в течение срока действия сертификата или удостоверения о качестве груза или после продления действия их соответствующей инспекцией или органом санитарного надзора.

Повторная переадресовка грузов и переадресовка их в обратных направлениях запрещаются.

Переадресовка домашних вещей граждан производится по их заявлениям на имя начальника порта (пристани) отправления или начальника порта (пристани) первоначального назначения без взыскания штрафа за переадресовку.

93. В случае изменения наименования грузополучателя или пункта назначения груза организация, по заявлению которой произведено изменение, является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.

94. Пароходство обязано уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза, выгруженного на причалах общего пользования, в день прибытия груза или не позднее 12 ч следующего дня. Порядок и способ уведомления устанавливаются начальником порта (пристани) по согласованию с грузополучателем.

При невозможности уведомить грузополучателя непосредственно порт (пристань) вывешивает в месте, доступном для клиентуры, объявление о прибывшем грузе.

95. Груз выдается в пункте назначения грузополучателю, указанному в накладной.

Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в получении груза с указанием сумм внесенных им платежей.

Пароходство вправе не выдавать груз до внесения грузополучателем всех платежей, причитающихся транспорту.

96. Грузополучатель обязан принять и вывезти из порта (пристани) груз, прибывший в его адрес. Сроки и порядок хранения, вывоза и выдачи грузов устанавливаются Правилами.

По прибытии груза, поставка которого грузополучателю не предусмотрена планом поставки (договором, заказом), грузополучатель обязан принять такой груз на ответственное хранение.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в тех случаях, когда качество груза, вследствие повреждения или порчи его, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному назначению, если это подтверждено соответствующей экспертизой.

97. Прибывший груз хранится в порту (пристани) назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза. Остальное время груз хранится за плату.

При задержке выдачи груза во вине пароходства плата за хранение груза не взыскивается.

98. При скоплении грузов в порту (пристани) в связи с несвоевременной выгрузкой и вывозом их грузополучателями:

а) начальник порта (пристани) имеет право использовать свободные склады других владельцев по соглашению с ними или по решению исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся;

б) начальник пароходства имеет право увеличивать плату за хранение грузов до пятикратного размера.

Повышенная плата за хранение грузов вводится в действие не ранее суток после того, как будет вручено письменное уведомление грузополучателю или вывешено объявление в порту (пристани) в местах, доступных для грузополучателей.

99. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складочные помещения.

При отсутствии такой возможности пароходство обязано немедленно уведомить по телеграфу грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от грузоотправителя указаний о том, как поступить с грузом.

За время ожидания судном выгрузки и приема груза, а также за время ожидания распоряжения грузоотправителя с него взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт - расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы по дополнительной перевозке и реализации груза.

100. Пароходство и грузополучатель обязаны совместно проверить в пункте назначения вес груза, прибывшего в неисправном судне или в судне с неисправными пломбами, а также вес груза, прибывшего с признаками утраты, порчи или повреждения при перевозке его на палубе судне или в беспалубном судне.

Проверка веса груза производится при выдаче его на складе порта (пристани) - на весах порта (пристани), а при выдаче на причале грузополучателя - на весах грузополучателя, приписанных к порту (пристани) и установленных у борта судна или в цепи механизации.

Если груз был сдан к перевозке по стандартному весу или по весу, указанному на грузовых местах, или принят по весу, указанному грузоотправителем, то в пункте назначения проверяется вес только поврежденных мест. При исправности тары груз выдается грузополучателю по количеству мест без проверки веса.

В случае прибытия груза в исправных судах с неповрежденными пломбами порта (пристани) отправления или грузоотправителя, а также в случае прибытия груза без следов утраты на палубах судов или в беспалубных судах, или в трюмах судов без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами, пароходство по требованию грузополучателя обязано проверить вес груза в пределах, предусмотренных Правилами. Вес груза считается правильным, если разница в его весе в порту (пристани) назначения, по сравнению с весом, определенным в порту (пристани) отправления, не превышает допускаемой нормы расхождения в показании весов, устанавливаемой Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР для весов данного типа.

Если при проверке веса груза оказалась недостача, не превышающая установленной нормы естественной убыли, порт (пристань) обязан указать на обороте накладной вес выданного груза.

В случаях, когда автотранспортная организация осуществляет централизованный вывоз груза из порта (пристани), пароходство обязано сдавать груз автотранспортной организации с проверкой веса или количества мест, а также состояния груза. Тарные и штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах.

При отсутствии вагонных, элеваторных или автоматических весов у грузополучателя и в порту (пристани) навалочный груз, прибывший без следов утраты, выдается без проверки веса.

Вскрытие грузовых мест и проверку груза по фактурам и счетам пароходство обязано производить по требованию грузополучателя в случае обнаружения повреждения тары, результатом чего могли быть повреждение, хищение или частичная утрата груза, или при наличии других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571)

101. Если недостача или повреждение (порча) груза будут обнаружены при проверке состояния груза в пункте назначения или если это установлено коммерческим актом, составленным в пути следования, порт (пристань) назначения обязан определить размер фактической недостачи или повреждения груза и сумму, на которую понизилась его стоимость. При необходимости экспертизы порт (пристань) по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает надлежащих экспертов.

102. В случае, если пароходство не имеет возможности доставить груз или выдать его грузополучателю, оно обязано передать этот груз другой организации в порядке, устанавливаемом Правилами.

Если груз принят к перевозке до наступления срока прекращения обязательного приема грузов к перевозке и задержан в пути в связи с длительным препятствием к продолжению рейса, пароходство обязано уведомить об этом в пятидневный срок грузоотправителя и грузополучателя и принять меры к отправлению груза в пункт назначения железнодорожным или автомобильным транспортом за счет грузополучателя или передать груз другой организации.

В тех случаях, когда груз, принятый к перевозке после наступления срока прекращения обязательного приема грузов к перевозке, будет задержан в пути в связи с длительным препятствием к продолжению начатого рейса, пароходство обязано сообщить об этом грузоотправителю и грузополучателю. При неполучении в десятидневный срок с момента извещения распоряжения грузоотправителя или грузополучателя о том, как поступить с грузом, пароходство может передать груз другой организации или выгрузить и оставить его у себя на хранении за счет грузополучателя до открытия навигации.

Если грузоотправитель или грузополучатель принял груз в пункте задержки рейса, провозная плата за непройденный путь возвращается.

Оценка груза, передаваемого другой организации, производится комиссией в составе представителя порта (пристани), представителя организации, получающей груз, и представителей местных финансовых органов и органов торговли.

103. Сумма, полученная пароходством за груз, не выданный грузополучателю и переданный другой организации, за вычетом сумм, причитающихся пароходству, перечисляется:

а) грузополучателю, указанному в накладной, - в случае представления им справки об оплате стоимости груза;

б) грузоотправителю - во всех остальных случаях. При

невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю или грузоотправителю эта сумма по истечении срока, установленного для предъявления претензий о возмещении стоимости груза, не доставленного по назначению, поступает в бюджет. В случае последующего возмещения в претензионном или судебном порядке грузоотправителю или грузополучателю стоимости переданного другой организации груза пароходство выплачивает эту сумму за счет очередных перечислений в бюджет.

Сумма, полученная пароходством за переданный другой организации бездокументный груз, поступает в доход пароходства на покрытие расходов по оплате претензий о возмещении стоимости не прибывших по назначению грузов.

  • Главная
  • "УСТАВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СОЮЗА ССР" (ред. от 05.01.88)