Последнее обновление: 26.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 08.06.99 N 410 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ИНСПЕКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
II. Осуществление контрольных и надзорных функций службы ДИиОД
8. Контроль за соблюдением строительных норм, правил, стандартов при проектировании дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта и иных объектов.
8.1. Контроль за соблюдением строительных норм, правил, стандартов при проектировании осуществляется при проверке проектной документации на строительство (реконструкцию) и ремонт:
дорог общего пользования, а также дорожных сооружений на них;
ведомственных и частных автомобильных дорог, а также дорожных сооружений на них при наличии перспективы осуществления движения маршрутных транспортных средств;
улиц и дорожных сооружений на них;
линий городского электрического транспорта.
8.2. Контроль за проектированием автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется на стадиях разработки экономического обоснования, технико - экономического обоснования и рабочей документации или инженерного проекта.
8.3. Контроль за проектированием объектов производственного и жилищно - гражданского назначения осуществляется на основании утвержденных в установленном порядке генеральных планов городов, поселков и сельских поселений, схем и проектов районной планировки и разработанных на их основе проектах застройки и проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон.
8.4. Дополнительное внимание с учетом состава и содержания проектной документации следует уделять:
увязке проектируемой и существующей улично - дорожной сети, применению транспортных пересечений в разных уровнях;
возможности внедрения современных методов организации движения, в том числе автоматизированных систем управления дорожным движением и систем маршрутного ориентирования на последующих стадиях проектирования;
соответствию выбора категории проектируемой автомобильной дороги перспективной интенсивности движения;
наличию нескольких вариантов строительства и проложения обходов автомобильными дорогами населенных пунктов;
соответствию геометрических параметров автомобильных дорог и улиц принятой категории;
обоснованности строительства пересечений автомобильных дорог и улиц в одном уровне;
расположению и выбору типа транспортных развязок и схем организации движения, в том числе в местах пересечения улиц и автомобильных и железных дорог;
обеспечению транспортной связи разобщенных территорий между собой;
расположению постов дорожно - патрульной службы <1>, контрольных постов милиции <2> и контрольно - пропускных пунктов <3>, пунктов весового контроля <4> и контрольных пунктов для осуществления транспортного контроля <5>;
<1> Далее - ДПС.
<2> Далее - КПМ.
<3> Далее - КПП.
<5> Далее - ПТК.
наличию и размещению остановок маршрутного транспорта, стоянок, площадок отдыха, автозаправочных станций, станций технического обслуживания, других объектов сервиса, подходов и подъездов к ним.
8.5. Вывод об обоснованности принятия основных планировочных решений, выбора видов транспорта, мероприятий по благоустройству территории, решений по организации дорожного движения, расположению инженерных сетей и коммуникаций, автостоянок, коллективных гаражей общего пользования, остановок общественного транспорта делается на основании изучения разделов проектной документации "Общая пояснительная записка" и "Генеральный план и транспорт" с ситуационным планом (для линейных объектов планом трассы) в масштабе 1:5000 или 1:10000 и схемой генерального плана в масштабе 1:500 или 1:1000.
8.6. Рассматривая рабочую документацию (инженерный проект), осуществляется контроль за:
выделением пусковых комплексов и их составом;
правильностью назначения параметров геометрических элементов плана, поперечного и продольного профиля дорог, улиц и дорожных сооружений;
выбором типа покрытия проезжей части;
наличием на кривых малого радиуса в плане дорог и улиц виража или переходных кривых, а также необходимых уширений проезжей части;
обеспечением видимости на кривых в плане и профиле дорог и улиц, их пересечениях и на железнодорожных переездах;
крутизной откосов насыпей земляного полотна автомобильных дорог;
соответствием принятым на стадии экономического обоснования решениям в части размещения остановок маршрутного транспорта, стоянок, площадок отдыха, автозаправочных станций, станций технического обслуживания, других объектов сервиса и подъездов к ним, постов ДПС, КПМ, КПП, ПВК, ПТК и их обустройством;
устройством переходно - скоростных полос, дополнительных полос на подъемах;
выбором группы, типа, конструкции и мест установки дорожных ограждений и направляющих устройств;
шириной проезжей части дорог, мостов, путепроводов, съездов, переходно - скоростных, разделительных полос и обочин;
конструкцией обочин;
наличием тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек и их стационарным электрическим освещением;
оборудованием пешеходных переходов, устройством остановочных и посадочных площадок на остановках маршрутного транспорта;
наличием устройств аварийной связи;
схемами разметки проезжей части и установки дорожных знаков;
наличием проектов организации движения или схем организации движения.
8.7. В процессе рассмотрения проектов организации движения осуществляется контроль:
обоснованности использования проезжей части, тротуаров, пешеходных дорожек и т.п. для проведения работ;
соответствия пропускной способности оставшейся проезжей части, тротуара, пешеходной дорожки и т.п. существующим (перспективным) транспортным и пешеходным потокам;
правильности применения технических средств организации дорожного движения.
8.8. В целях совершенствования условий дорожного движения проекты организации движения разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги (улицы).
При этом осуществляется контроль:
соответствия технических параметров улиц, дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов перспективной интенсивности и составу дорожного движения;
введения наиболее эффективной организации дорожного движения (одностороннее, приоритетное, грузовое, светофорное, реверсивное, координированное);
решения вопросов организации транзитного движения автомобильного транспорта;
очередности строительства (реконструкции) магистральных дорог и улиц, дорог I и II категорий, дорожных сооружений и пересечений с железными дорогами в разных уровнях;
полноты и правильности использования средств обеспечения системы маршрутного ориентирования (применения указателей направлений, расстояний, знаков сервиса, номеров маршрута, информационных табло и т.д.);
правильности использования средств для ограждения мест работ.
8.9. Документация по проектированию дислокаций дорожных знаков, аппаратуры регулирования дорожным движением, автоматизированных систем управления дорожным движением, схем дорожной разметки, комплексных схем организации дорожного движения, линий связи, иных технических средств и оборудования, применяемых в организации дорожного движения, рассматривается при наличии у ее разработчика соответствующей лицензии.
8.10. Проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями строительных норм, правил, стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, удостоверяется соответствующей записью ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом и других).
8.11. Отступления от требований строительных норм, правил, стандартов допускаются только при наличии соответствующего обоснования, с разрешения органов, которые утвердили и (или) ввели в действие эти документы.
8.12. Проектная документация рассматривается:
на строительство (реконструкцию) и проекты организации движения магистральных федеральных автомобильных дорог - службой ДИиОД ГУГИБДД МВД России, после предварительного рассмотрения службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
на строительство (реконструкцию) и проекты организации движения прочих федеральных автомобильных дорог - службой ДИиОД ГУГИБДД МВД России, после предварительного рассмотрения службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; или по поручению ГУГИБДД МВД России службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
на строительство (реконструкцию) и проекты организации движения автомобильных дорог I, II и III категорий субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения (в городах) и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;
на строительство (реконструкцию) и проекты организации движения автомобильных дорог ниже III категории субъектов Российской Федерации, а также ведомственных и частных автомобильных дорог, магистральных дорог регулируемого движения, магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения - службой ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а при ее отсутствии - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД.
8.13. Заключение по рассмотрению подписывается руководителями управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации или отдела (отделения) ГИБДД управления (отдела) внутренних дел района, города, округа и района в городе или руководителями службы ДИиОД.
8.14. Результаты рассмотрения проектной документации заносятся в журнал согласования проектной документации (приложение 1 - не приводится).
8.15. В случае возникновения разногласий с проектной организацией при рассмотрении проектной документации нижестоящий орган управления (подразделение) ГИБДД информирует в письменной форме вышестоящий орган управления ГИБДД и заказчика проектной документации о причинах отказа в выдаче положительного заключения.
8.16. При выявлении в пределах своей компетенции нарушений лицензионных требований и условий готовится сообщение лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
8.17. В случае выявления или получения от других лицензирующих органов, государственных надзорных и контрольных органов сведений о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий при выполнении проектных работ по установке, монтажу и внедрению светофорных объектов, дислокации дорожных знаков, аппаратуры регулирования дорожным движением, автоматизированных систем управления дорожным движением, схем дорожной разметки, комплексных схем организации дорожного движения, линий связи, иных технических средств и оборудования, применяемых в организации дорожного движения, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, правам и интересам юридических лиц, готовится предложение главному государственному инспектору безопасности дорожного движения о приостановлении действия лицензии.
9. Контроль за строительством и реконструкцией дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта.
9.1. Контроль за строительством и реконструкцией дорог (улиц), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта осуществляется путем согласования проектов, схем организации движения при производстве дорожных работ на автомобильных дорогах и улицах, проведения контрольных проверок, участия в рабочих комиссиях по приемке строящихся объектов в эксплуатацию и государственных комиссиях.
9.2. Рассмотрение проектов организации движения осуществляется в порядке, установленном п. 8.12 настоящего Наставления.
9.3. Согласование схем организации движения проводится при выполнении всех видов работ в пределах полосы отвода или "красных линий", за исключением работ по содержанию автомобильных дорог.
9.4. При согласовании схем организации движения осуществляется контроль:
соответствия геометрических параметров ремонтируемого участка (дорожного сооружения) существующему (перспективному) транспортному или пешеходному потоку;
расположения бытовых городков, мест складирования строительных материалов и временного хранения техники;
наличия эскиза информационного щита с наименованием организации, фамилии ответственного лица, руководящего работами, и номера его служебного телефона;
назначения сроков начала и окончания работ;
организации маршрутов объездов;
правильности применения технических средств организации дорожного движения;
использования средств ограждения работ.
9.5. Схемы организации движения рассматриваются:
при строительстве (реконструкции) федеральных автомобильных дорог и автомобильных дорог I категории субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения (в городах) и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения и объектов на них - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;
при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог II и III категорий субъектов Российской Федерации и объектов на них - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах или по их поручению службой ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах;
при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог ниже III категории субъектов Российской Федерации, а также ведомственных и частных автомобильных дорог, магистральных дорог регулируемого движения, магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения и объектов на них - службой ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а при ее отсутствии - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
9.6. Результаты рассмотрения проектов и схем организации движения заносятся в журнал согласования проектной документации (приложение 1 - не приводится).
При необходимости разграничения сведений о результатах рассмотрения экономических обоснований, рабочей документации, проектов и схем организации движения на период строительства (реконструкции) дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, иных строящихся объектов и линий городского электрического транспорта может заводиться отдельный журнал по аналогичной форме.
9.7. Контроль за выполнением организациями и должностными лицами требований по выделению пусковых комплексов и их составом, обеспечением безопасности дорожного движения в зоне производства строительных работ, наличием у подрядчика лицензии на осуществление работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, а также разрешения - ордера на проведение долговременных (более 1 суток) работ в условиях городского дорожного движения обеспечивается контрольными проверками строящихся объектов и в ходе повседневного надзора.
9.8. При участии в рабочих и государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию строящихся объектов осуществляется проверка:
наличия заключения ГИБДД по рассмотрению проектной документации на строящийся объект, выданного в порядке, установленном п. 8.12 настоящего Наставления;
соответствия строящегося объекта проектной документации;
журналов производства работ и авторского надзора;
материалов диагностики строящейся автомобильной дороги и испытаний мостов;
наличия у подрядчика лицензии на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения.
9.9. При оценке соответствия строящегося объекта проектной документации обращается внимание на:
геометрические параметры дороги (ширину проезжей части, обочин, разделительной полосы, уклоны элементов поперечного и продольного профиля автомобильных дорог, величину радиусов кривых в плане и продольном профиле, устройство виражей, длину переходно - скоростных и остановочных полос);
ровность и сцепные качества покрытий;
расстояние видимости в плане и продольном профиле дорог;
наличие уширений проезжей части дороги в местах, предусмотренных проектом, укрепительных полос на обочинах и разделительной полосе, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, укрепления обочин;
правильность выбора группы, типа, конструкции, а также установки и крепления дорожных ограждений и направляющих устройств (направляющих столбиков, тумб с искусственным освещением, направляющих островков и островков безопасности);
оборудование пешеходных переходов;
правильность применения технических средств организации дорожного движения;
размещение и оборудование конструктивными элементами остановок общественного транспорта;
наличие и оборудование стоянок, площадок отдыха, а также подъездных автомобильных дорог к ним;
эксплуатационные параметры дорожных сооружений;
наличие стационарного электрического освещения и средств связи, предусмотренных проектом.
9.10. Все выявленные отступления от проекта и перечень невыполненных работ, влияющих на безопасность дорожного движения, излагаются в акте рабочей комиссии либо учитываются в ведомостях недоделок и дефектов.
9.11. В процессе работы государственной комиссии проверяется устранение недоделок и дефектов, выявленных рабочей комиссией, и готовность объекта к вводу в эксплуатацию.
9.12. При наличии неустраненных недоделок и дефектов, связанных с обеспечением сцепных качеств и ровности дорожных покрытий, прямой и боковой видимости, установкой дорожных знаков, обеспечивающих функционирование принятой схемы организации дорожного движения, установкой дорожных ограждений и направляющих устройств, искусственного освещения, устройством переходно - скоростных и остановочных полос и препятствующих обеспечению безопасного движения по автомобильной дороге, должностное лицо ГИБДД акт государственной комиссии не подписывает, а имеющиеся замечания излагает письменно в виде особого мнения, которое прилагает к данному акту.
9.13. В состав рабочих комиссий по приемке строящихся или реконструируемых (законченных строительством или реконструкцией) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) и государственных комиссий должны включаться:
магистральных федеральных дорог, а также пересечений других дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог с магистральными федеральными дорогами - сотрудники службы ДИиОД ГУГИБДД МВД России или по поручению ГУГИБДД МВД России - сотрудники службы ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
прочих федеральных дорог, а также дорог I, II и III категорий субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения (в городах) и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения - сотрудники службы ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;
дорог ниже III категории субъектов Российской Федерации, а также ведомственных и частных автомобильных дорог - сотрудники службы ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах или по поручению этих органов - сотрудники отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел в районах, городах, округах и районах в городах;
магистральных дорог регулируемого движения, магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения - сотрудники службы ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел в городах, округах и районах в городах, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а при отсутствии службы ДИиОД в этих подразделениях - сотрудники службы ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
9.14. Приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) пересечений дорог и улиц различной категории (класса) осуществляется должностным лицом ГИБДД, контролирующим соответствие строительным нормам, правилам, стандартам дороги (улицы) высшей категории (класса) из предъявленных к сдаче в эксплуатацию.
10. Контроль за ремонтом, эксплуатацией дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения.
10.1. Контроль за ремонтом автомобильных дорог осуществляется путем согласования проектов и схем организации движения, в порядке, установленном п. п. 8 и 9 настоящего Наставления, проведением контрольных проверок выполнения условий согласования в местах производства работ, оценки их соответствия сложившейся обстановке.
10.1.1. При выполнении неотложных работ по устранению случайных повреждений дорог и дорожных сооружений, нарушающих безопасность дорожного движения, а также аварийных работ осуществляется контроль за соблюдением срока их выполнения.
В случае если эти работы не будут закончены в течение суток, необходимо принимать меры к оперативному представлению производителями работ проектов и схем организации движения на согласование в установленном порядке.
10.1.2. Копия согласованной схемы организации движения заносится в контрольно - наблюдательное дело и направляется в соответствующее подразделение ДПС для организации повседневного надзора.
10.1.3. При выполнении краткосрочных работ (ликвидация выбоин, проломов, просадок, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и т.д.) проекты и схемы организации движения принимаются на рассмотрение без конкретной привязки к местности, только с указанием границ участков работ.
10.1.4. При выполнении работ по содержанию дорог и улиц (уборка мусора, мойка знаков, дорожных ограждений, направляющих устройств, светофоров) проекты и схемы организации движения не затребываются.
Организуется контроль за своевременностью представления сведений о проведении таких работ дорожно - эксплуатационными организациями в соответствующие подразделения ГИБДД.
10.1.5. Повседневный надзор за выполнением дорожно - строительными, дорожно - эксплуатационными и другими организациями условий согласования и сроков выполнения работ на дорогах и улицах осуществляется сотрудниками ДПС и службы ДИиОД.
10.1.6. До полного обустройства участка работ временными дорожными знаками и средствами ограждения, обеспечивающими безопасность дорожного движения, принимаются меры к недопущению размещения на автомобильных дорогах и улицах дорожных машин, инвентаря и материалов для ремонта.
10.1.7. Согласование проектов и схем организации движения при проведении ремонта дорог и дорожных сооружений проводят:
магистральных федеральных дорог, прочих федеральных дорог, дорог I, II категории субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения (в городах) и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;
дорог ниже II категории субъектов Российской Федерации, а также ведомственных и частных автомобильных дорог - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах или по ее поручению службой ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах;
магистральных дорог регулируемого движения, магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения - службой ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а при ее отсутствии - службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
10.1.8. Отступления от проектов и схем организации движения допускаются только при наличии письменного разрешения должностных лиц, утвердивших и согласовавших их.
10.2. Контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения:
комплексной проверки дорог и улиц;
специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов);
контрольных проверок;
повседневного надзора.
10.2.1. Комплексная проверка дорог и улиц <1>.
<1> Далее - комплексная проверка.
10.2.1.1. Комплексная проверка проводится один раз в год в весенне - летний период с 1 апреля по 1 июля.
Конкретные сроки начала проверки зависят от климатических условий субъекта Российской Федерации. Продолжительность проверки дорог (включая подготовку акта проверки) не должна превышать тридцати суток.
10.2.1.2. Комплексная проверка проводится комиссией, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по инициативе и на основании предложений управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах в соответствии с их компетенцией.
10.2.1.3. В комплексной проверке участвуют:
федеральных дорог и дорог I, II категории субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения (в городах) и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения - служба ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;
дорог ниже II категории субъектов Российской Федерации, а также ведомственных и частных автомобильных дорог - служба ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах или по ее поручению - служба ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах;
магистральных дорог регулируемого движения, магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения - служба ДИиОД отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а при ее отсутствии - служба ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
10.2.1.4. При проведении комплексной проверки используются данные контрольно - наблюдательного дела на проверяемую дорогу, в том числе:
дислокация дорожных знаков, схемы разметки, паспорта светофорных объектов;
статистика аварийности;
акты предыдущих проверок;
планы работ дорожных и коммунальных организаций в части обеспечения безопасности движения;
проекты (схемы) организации дорожного движения.
10.2.1.5. При проведении комплексной проверки дорог основное внимание уделяется:
состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек;
обеспечению видимости на кривых в плане и продольном профиле, пересечениях и примыканиях;
состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств;
состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виадуков, подземных и надземных пешеходных переходов);
обозначению и оборудованию пешеходных переходов;
ограждению мест производства работ на проезжей части, организации и состоянию их объездов;
искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, на остановках общественного транспорта;
состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров;
соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации;
системе информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта;
состоянию стоянок и площадок отдыха.
10.2.1.6. При комплексной проверке улиц наряду с вопросами, указанными в п. 10.2.1.5 настоящего Наставления, проверяется также эксплуатационное состояние:
люков смотровых колодцев и решеток дождеприемников;
наружного освещения в зоне расположения школ, общественно - культурных организаций;
оборудованных стоянок около культурных, торговых и спортивных центров, административных зданий;
оборудования и обустройства маршрутов транспорта общего пользования (автобусов, троллейбусов, трамваев);
проезжей части в местах пересечения с трамвайными путями.
10.2.1.7. По результатам комплексной проверки службой ДИиОД готовятся:
акт (примерная форма приведена в приложении 2 к настоящему Наставлению), в котором определяются виды и объемы работ по совершенствованию дорожных условий и устранению отмеченных недостатков, сроки их проведения, конкретные исполнители;
предложения по внесению изменений в дислокации дорожных знаков и схемы разметки.
10.2.1.8. Результаты комплексной проверки доводятся до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, назначивших комиссию по их проведению, а также других заинтересованных ведомств.
10.2.1.9. В крупнейших и крупных городах, по решению соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, комплексная проверка может проводиться по стадиям (проверка состояния дорог, технических средств организации дорожного движения, стационарного электрического освещения).
При этом акты проверок готовятся по завершении каждой проверки, а общая продолжительность проверки не должна превышать сроки, установленные п. 10.2.1.1 настоящего Наставления.
10.2.1.10. При выявлении в процессе проведения комплексных проверок отступлений от требований к эксплуатационному состоянию улиц и дорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения готовится предписание (приложение 3) и устанавливаются сроки устранения недостатков, определенные государственным стандартом.
10.2.2. Специальная проверка готовности дорожных и коммунальных организаций к эксплуатации дорог и улиц в зимний период.
10.2.2.1. Специальная проверка готовности дорожных и коммунальных организаций к эксплуатации дорог и улиц в зимний период проводится с 1 сентября по 15 ноября, в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации, с участием представителей организаций коммунального и дорожного хозяйства.
10.2.2.2. Результаты проверки отмечаются в акте (приложение 4), который направляется для принятия мер в соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организаций коммунального и дорожного хозяйства.
10.2.3. Специальная проверка железнодорожных переездов.
10.2.3.1. Специальная проверка железнодорожных переездов проводится с 1 апреля по 1 июля и совмещаться с ежегодным комиссионным обследованием переездов.
10.2.3.2. При проверке состояния железнодорожных переездов основное внимание уделяется:
соответствию его категории условиям движения;
геометрическим элементам дороги на подходах к переезду;
обеспечению видимости переезда и железнодорожного полотна, приближающегося поезда с места водителя;
оборудованию переезда дорожными знаками, световой и звуковой сигнализацией, светофорами, шлагбаумами, искусственным освещением, ограждениями, габаритными воротами;
наличию пешеходных дорожек;
состоянию проезжей части на переезде и подходах, настила;
наличию разметки проезжей части дороги на подходах к переезду и вертикальной разметки на дорожных сооружениях.
10.2.3.3. По результатам проверки готовятся:
акт (приложение 5);
информация ГИБДД, направляемая в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, отделения железной дороги, владельцам железнодорожных переездов и другим заинтересованным ведомствам.
10.2.3.4. При наличии недостатков в содержании переезда и подходов к нему готовится предписание.
10.2.3.5. На каждый железнодорожный переезд должна быть заведена карточка (приложение 6), которая заносится в контрольно - наблюдательное дело.
Наряду с обычной формой учета железнодорожных переездов допускается ведение учета на магнитных, электронных и других носителях, при условии возможности совмещения таких учетных баз данных с базой данных ГУГИБДД МВД России.
10.2.4. Специальная проверка действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов).
10.2.4.1. Специальная проверка действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) проводится комиссионно.
В комиссию, назначаемую соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, включаются представители дорожных и коммунальных служб, автотранспортных организаций, службы ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций.
10.2.4.2. В случае несоответствия действующих маршрутов требованиям безопасности дорожного движения готовятся и направляются предложения комиссии в органы исполнительной власти для принятия решения о временном прекращении движения маршрутных транспортных средств или закрытии маршрута.
10.2.4.3. В случае принятия решения о временном прекращении движения или закрытии маршрута принимаются меры к информированию владельцев маршрутного транспорта, осуществляющего перевозки на соответствующем маршруте, и населения.
10.2.5. Специальная проверка ледовых переправ через реки и другие водные преграды.
10.2.5.1. Специальная проверка ледовых переправ через реки и другие водные преграды проводится не реже одного раза в месяц, в том числе перед их открытием и при оценке необходимости закрытия движения по ним во время оттепелей.
При этом основное внимание уделяется:
наличию разрешения органов исполнительной власти для открытия ледовой переправы;
ведению контроля за толщиной льда и определению грузоподъемности ледяного покрова соответствующими службами;
наличию и размещению дорожных знаков, определяющих порядок, грузоподъемность и скорость движения;
расстоянию до пути встречного движения;
толщине снегового покрова на поверхности льда;
расстоянию от продольной оси до промоин, проруба, площадок заготовки льда, выхода грунтовых вод, мест сбора отработанных теплых вод электростанций, нагромождений торосов;
сопряжению ледового покрова с берегом;
состоянию деревянно - колейного настила и его использованию для усиления ледяного покрова и настила на сопряжении с берегом;
наличию трещин в пределах проезжей части, вблизи от нее;
обозначению границ переправы;
наличию шлагбаумов при въезде на переправу;
наличию запасов песка и других материалов для сооружения переправы;
наличию спасательных средств;
зависанию льда.
10.2.5.2. По выявленным недостаткам, угрожающим безопасности дорожного движения, готовится предписание, информируются соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
10.2.6. Контрольные проверки.
10.2.6.1. При проведении контрольных проверок проверяется выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными и специальными проверками, выполнение ранее выданных предписаний, текущее эксплуатационное состояние дорог и улиц, дорожных сооружений, иных объектов и железнодорожных переездов, а также соблюдение требований технических норм при их строительстве, реконструкции или ремонте.
10.2.6.2. По результатам контрольных проверок должностным лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТу Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" <1>. В случае невыполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 134.1 КоАП.
<1> Далее - ГОСТ Р 50597-93.
При выявлении нарушений правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, по которым ГОСТом Р 50597-93 не установлен срок устранения выявленных недостатков, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 134 КоАП.
10.2.7. Повседневный надзор.
10.2.7.1. Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.
10.2.7.2. В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно - строительных и других работ на дорогах.
10.2.7.3. При выявлении фактов повреждения дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений или технических средств организации дорожного движения, а также умышленного создания помех для дорожного движения, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 131 КоАП.
10.2.7.4. При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД и действует по его указанию.
Дежурный фиксирует сообщения в журнале установленного образца (журнал находится в дежурной части строевого подразделения ДПС, а при ее отсутствии - у руководителя подразделения ГИБДД), информирует о них командира строевого подразделения ДПС, руководителя подразделения ГИБДД управлений, отделов, отделений внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах; доводит его решение о необходимости ограничения или запрещения движения до нарядов ДПС, а также до должностных лиц дорожных, коммунальных и других заинтересованных организаций.
10.3. Материалы комплексных, специальных и контрольных проверок заносятся в контрольно - наблюдательное дело.
10.4. В соответствии с установленным уровнем содержания автомобильных дорог контроль эксплуатационного состояния осуществляется с использованием Каталога типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог <1>.
<1> Утвержден руководителем Федеральной дорожной службы России и согласован с ГУГИБДД МВД России 19 мая 1998 г.
11. Порядок использования специальных технических и транспортных средств для контроля за состоянием дорог и улиц.
11.1. При осуществлении контроля за состоянием дорог и улиц с целью точной оценки параметров должны применятся измерительные приборы, лаборатория контроля за дорожными условиями, измерительные приборы, фото- и видеотехника <1>.
<1> Далее - специальные технические средства.
11.2. Специальные технические средства применяются в соответствии с методикой контроля транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог, изложенной в методическом пособии для сотрудников ДИиОД "Методика и приборы контроля транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог".
11.3. Запрещается применение специальных технических средств, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке.
11.4. К работе со специальными техническими средствами допускаются сотрудники ГИБДД, изучившие инструкции по эксплуатации и сдавшие зачеты по правилам их применения.
12. Порядок выявления и устранения мест концентрации ДТП.
12.1. Местом концентрации ДТП в населенном пункте является участок улицы, протяженность которого не превышает 400 м и на котором в течение года произошло три и более ДТП (суммарно с пострадавшими и материальным ущербом).
Местом концентрации ДТП вне населенных пунктов является участок дороги, не превышающий 1000 м, на котором в течение года произошло два и более ДТП или три и более ДТП за последние два года.
12.2. Выявление мест концентрации ДТП и разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения на них осуществляется на основе статистических данных аварийности, по мере их накопления, но не реже одного раза в год.
12.3. Мероприятия по ликвидации мест концентрации ДТП должны носить комплексный характер и включать меры, проводимые ГИБДД, дорожно - эксплуатационными, коммунальными и автотранспортными организациями. Реализация мероприятий в зависимости от характера работ согласовывается с заинтересованными организациями.
12.4. Для выявления мест концентрации ДТП должен проводитьсџ топографический анализ, который учитывает:
состояние проезжей части и обочин;
параметры плана, продольного и поперечного профиля дороги и улицы;
конструкцию элементов дорожных сооружений;
погодные условия и метеорологическую видимость;
особенности схем организации движения;
взаимное влияние транспортных и пешеходных потоков.
12.5. На основе проведенного топографического анализа разрабатываются первоочередные и перспективные мероприятия по ликвидации мест концентрации дорожно - транспортных происшествий.
К первоочередным мероприятиям по организации движения относятся:
предупреждение об опасности, введение ограничения или приоритета в движении;
организация пешеходного движения;
разделение (канализирование) транспортных потоков;
нанесение линий разметки, установка дорожных знаков.
К перспективным относятся мероприятия по обеспечению безопасности движения, включающие:
установку светофорных объектов;
повышение коэффициента сцепления и ровности;
строительство тротуаров или их расширение;
устройство искусственного освещения;
изменение геометрических параметров плана, продольного и поперечного профиля дороги, в том числе увеличение ширины проезжей части, разделительной полосы, обочины.
12.6. Места концентрации ДТП находятся на учете в течение года.
По истечении этого срока принимается решение о снятии данного места концентрации ДТП с учета.
12.7. Результаты работы по выявлению и устранению мест концентрации ДТП заносятся в контрольно - наблюдательное дело.
13. Контроль за обеспечением безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы и объектов дорожного сервиса.
13.1. Контроль за обеспечением безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях ведется при проведении проверок эксплуатационного состояния дорог и улиц.
13.2. Контроль за размещением объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода и придорожных полосах федеральных автомобильных дорог, а также объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей) <1>, осуществляется на основании Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования <2>.
<1> Далее - объектов дорожного сервиса.
<2> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1420 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6059).
13.3. Контроль за размещением объектов дорожного сервиса в придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации, ведомственных и частных автомобильных дорог и "красных линиях" улиц и дорог населенных пунктов проводится на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
13.4. При размещении наружной рекламы или объекта дорожного сервиса без разрешения органа местного самоуправления (решения уполномоченных на то органов) сообщение о действиях рекламораспространителя или рекламодателя направляется управлениями (отделами, отделениями) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в территориальный антимонопольный орган, а в отношении собственника или владельца объекта дорожного сервиса - в орган, уполномоченный решать вопросы предоставления земельных участков.
13.5. В случае если разрешение органа местного самоуправления на распространение наружной рекламы или решение уполномоченного органа о размещении объекта дорожного сервиса получено без проведения необходимого согласования с ГИБДД, управлениями (отделами, отделениями) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, готовится информация в органы прокуратуры.
14. Порядок запроса и получения сведений о соблюдении нормативных правовых актов и технических норм, а также объяснений по фактам их нарушений.
14.1. Руководитель подразделения ГИБДД на основании полученных данных о лицах, действия или бездействие которых повлекли отступление от требований нормативных правовых актов и (или) технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, назначает сроки, место и способ представления информации о принимаемых мерах по его выполнению.
14.2. Сроки представления информации о выполнении предписания не должны превышать сроков устранения недостатков, послуживших основанием к выдаче предписания, и соответствовать нормативным срокам их ликвидации, установленным ГОСТ Р 50597-93.
В одном предписании допускается устанавливать сроки представления соответствующей информации конкретно для каждого вида нарушения.
14.3. По получению объяснений по факту неправомерных действий или бездействия принимается решение о привлечении виновного лица к административной ответственности.
14.4. Направление информации о соблюдении нормативных правовых актов, строительных норм, правил, стандартов федеральными органами исполнительной власти и получение от них сведений о мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется через ГУГИБДД МВД России.
15. Порядок ведения контрольно - наблюдательного дела.
15.1. Контрольно - наблюдательное дело является информационно - аналитическим сборником данных, на основе которых проводится анализ состояния безопасности дорожного движения, уровня проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов и эффективности деятельности службы ДИиОД.
15.2. Контрольно - наблюдательные дела ведутся службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно - территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах.
15.3. Контрольно - наблюдательные дела формируются на дороги и улицы по мере составления, разработки и поступления информации, относящейся к конкретной дороге или улице.
15.4. Допускается ведение одного контрольно - наблюдательного дела на несколько дорог и улиц, в случае если они не выходят за административные границы одного района, города, округа и района в городе.
15.5. Поступающая информация заносится в контрольно - наблюдательные дела по разделам:
I. "Параметры и обустройство дороги (улицы)";
II. "Эксплуатационные организации";
III. "Транспортные и пешеходные потоки";
IV. "Технические средства организации дорожного движения";
V. "Дорожно - транспортные происшествия";
VI. "Контроль за проектированием";
VII. "Контроль за строительством, реконструкцией и ремонтом";
VIII. "Контроль за эксплуатацией";
IX. "Контроль за зимним содержанием";
X. "Железнодорожные переезды";
15.6. Разделы контрольно - наблюдательного дела должны содержать следующие сведения:
15.6.1. "Параметры и обустройство дороги":
категория и назначение дороги или улицы;
основные геометрические параметры плана, продольного и поперечного профиля дороги или улицы;
состояние проезжей части, обочин, пересечений (тип покрытия, коэффициент сцепления, ровность покрытия, видимость, наличие освещения);
местонахождение зданий и сооружений службы автосервиса (км, адрес, номер телефона и время работы), остановок общественного транспорта, павильонов;
расположение дорожных сооружений, сведения о контрольных промерах высоты, в том числе линий городского электрического транспорта.
15.6.2. "Эксплуатационные организации":
структура управления, должностные обязанности руководителей;
границы зон обслуживания;
номера телефонов, сведения о других способах связи с эксплуатационными органами и подразделениями.
15.6.3. "Транспортные и пешеходные потоки":
интенсивность, состав и направление движения транспортных, пешеходных потоков на дорогах, улицах, в транспортных узлах;
сведения о местоположении и типе пешеходных переходов;
копии схем маршрутов перевозки опасных грузов;
схемы организации движения для изучения условий и состояния дорожного движения.
15.6.4. "Технические средства организации дорожного движения":
дислокации дорожных знаков;
схемы организации дорожного движения;
схемы разметки;
сведения о местах расположения и режимах работы светофорных объектов.
15.6.5. "Дорожно - транспортные происшествия":
сведения о ДТП, повлекших гибель либо телесные повреждения участников движения;
копии писем в заинтересованные органы и организации по вопросам снижения аварийности и тяжести последствий дорожно - транспортных происшествий.
15.6.6. "Контроль за проектированием":
копии заключений по рассмотрению проектной документации;
копии согласований размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода и придорожных полосах дорог и "красных линиях" улиц.
15.6.7. "Контроль за строительством, реконструкцией и ремонтом":
копии предписаний, протоколов об административных правонарушениях;
копии актов рабочих и государственных комиссий по приемке в эксплуатацию строящихся (реконструируемых) дорог, улиц, их участков.
15.6.8. "Контроль за эксплуатацией":
копии актов комплексной и специальных проверок улиц и дорог;
копии писем, предписаний и протоколов, относящихся к контролю за эксплуатацией.
15.6.9. "Контроль за зимним содержанием":
копии акта готовности дорожных организаций к эксплуатации в зимний период;
копии писем, предписаний и протоколов, связанных с эксплуатационным состоянием дорог и улиц в зимний период.
15.6.10. "Железнодорожные переезды":
карточки на железнодорожные переезды;
копии актов проверки железнодорожных переездов;
копии писем, предписаний и протоколов, связанных с содержанием и оборудованием железнодорожных переездов.
15.7. Наряду с обычной формой ведения контрольно - наблюдательного дела допускается использование магнитных, электронных и других носителей информации, при условии возможности совмещения учетных баз данных с базой данных ГУГИБДД МВД России.
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 08.06.99 N 410 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ИНСПЕКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"