в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК" (принята ВС СССР 07.10.77) (ред. от 26.12.90)
отменен/утратил силу Редакция от 26.12.1990 Подробная информация
"КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК" (принята ВС СССР 07.10.77) (ред. от 26.12.90)

V. Высшие органы государственной власти и управления СССР

Глава 15. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР

(в ред. Закона СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1988 г., N 49, ст. 727)

Статья 108.

Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР.

Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относится:

1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

2) принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

3) определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР; (пункт 6 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

7) утверждение Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Председателя Высшего Арбитражного Суда СССР (пункт 7 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

8) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР; (пункт 8 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

9) отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

10) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР принимает законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР (часть четвертая в ред. Закона СССР от 20 декабря 1989 г. N 961 -I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989 г., N 28, ст. 538)

Статья 109.

Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке:

750 депутатов - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;

750 депутатов - от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа;

750 депутатов - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.

Статья 110.

Статья 110. Съезд народных депутатов СССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.

По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Съезд народных депутатов СССР созывается Верховным Советом СССР.

Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.

Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета СССР. (часть четвертая в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 111.

Статья 111. Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР. (часть первая в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Верховный Совет СССР избирается тайным голосованием из числа народных депутатов СССР Съездом народных депутатов СССР и ему подотчетен.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Союза и Совета Национальностей. (часть пятая в ред. Закона СССР от 20 декабря 1989 г. N 961 -I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989 г., N 28, ст. 538)

Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей (часть седьмая в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 112.

Статья 112. Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая.

Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР. (часть первая и вторая в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранных Съездом народных депутатов СССР нового состава Верховного Совета СССР.

Статья 113.

Статья 113. Верховный Совет СССР:

1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР;

2) по предложению Президента СССР образует и упраздняет министерства СССР и другие центральные органы государственного управления СССР;

3) по представлению Президента СССР утверждает Премьер-министра, дает согласие на сессии либо отклоняет кандидатуры членов Кабинета Министров СССР и членов Совета безопасности СССР, дает согласие на освобождение от должности указанных лиц;

4) избирает Верховный Суд СССР, Высший арбитражный суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР, назначает Председателя Контрольной палаты СССР; (пункт 2, 3, 4 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений; (пункт 7 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

8) дает толкование законов СССР;

9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;

10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности; (пункт 13, 14 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;

17) издает общесоюзные акты об амнистии;

18) имеет право отменять акты Кабинета Министров СССР в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР; (пункт 18 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

20) в период между Съездами народных депутатов СССР принимает решение о проведении всенародного голосования (референдума); (пункт 20 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

21) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. (пункт 20 считать пунктом 21 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР.

Статья 114.

Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Федерации, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Высшему Арбитражному Суду СССР. (последнее в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР. (статья 114 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 115.

Статья 115. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных заседаниях.

Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство членов палаты.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР, принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 116.

Статья 116. Каждая палата Верховного Совета СССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежат вопросы Социально-экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулирующего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.

Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета СССР.

Статья 117.

Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. (статья 117 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 118.

Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР. (статья 118 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Решение Президиума Верховного Совета СССР оформляются в виде постановлений (часть четвертая в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 119.

Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.

Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий

Верховного Совета СССР, по другим вопросам - распоряжения (статья 119 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 120.

Статья 120. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета СССР, других народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В этих же целях палаты Верховного Совета СССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. (статья 120 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 121.

Статья 121. Законы и другие решения Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета СССР.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок. (статья 121 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 122.

Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Кабинету Министров (заменено - Закон СССР от 26.12.90 г.) СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок (статья 122 и 123 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 123.

Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совета СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 124.

Статья 124. Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.

Срок полномочий лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР, - десять лет.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР.

Комитет конституционного надзора СССР:

1) по поручению Съезда народных депутатов СССР представляет ему заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.

По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;

3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;

4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Кабинета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Кабинета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Контрольной палаты СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор. (пункт 2, 3, 4, 5 в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР.

При выявлении несоответствия акта или его отдельных положений Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного надзора СССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного несоответствия. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает действие не соответствующего Конституции СССР или закону СССР акта или его отдельных положений, за исключением законов СССР, принятых Съездом народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения.

Орган, издавший акт, приводит его в соответствие с Конституцией СССР или законом СССР. Если несоответствие не будет устранено, Комитет конституционного надзора СССР входит с представлением соответственно на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР, к Президенту СССР, в Кабинет Министров СССР об отмене не соответствующих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.

Заключение Комитета может быть отклонено лишь решением Съезда народных депутатов СССР, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора СССР определяются Законом о конституционном надзоре в СССР.

Статья 125.

Статья 125. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляет контроль за всеми подотчетными им государственными органами. (часть первая в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Верховный Совет СССР руководит деятельностью Контрольной палаты СССР, периодически заслушивает ее отчеты о результатах контроля за поступлением и расходованием средств союзного бюджета и использованием общесоюзной собственности.

Организация и порядок деятельности Контрольной палаты СССР определяются законом СССР. (части вторая и третья в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-IВедомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 126.

Статья 126. Порядок деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов определяется Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР.

Глава 15.1. Президент СССР.

(в ред. Закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., N 12, ст. 189)

Статья 127.

Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 127.1.

Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР на ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.

Порядок выборов Президента СССР определяется Законом СССР.

Президент СССР не может быть народным депутатом.

Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

Статья 127.2.

Статья 127.2. При вступлении в должность Президент СССР приносит присягу на заседании Съезда народных депутатов СССР.

Статья 127.3.

Статья 127.3. Президент СССР:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР;

3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;

4) возглавляет систему органов государственного управления и обеспечивает их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР; (пункт 4 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6) с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР формирует Кабинет Министров СССР, вносит в его состав изменения, представляет Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождает от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР; (пункт 7 считается пунктом 6 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

7) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Верховного Совета СССР, Генерального прокурора СССР, Председателя Высшего арбитражного суда СССР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР; (пункт 7 считается пунктом 6 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;

9) вправе отменять постановления и распоряжения Кабинета Министров СССР, акты министерств СССР, других подведомственных ему органов; имеет право по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР, приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров республик в случаях нарушения ими Конституции СССР и законов СССР; (пункт 9 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

9.1) возглавляет Совет безопасности СССР, на который возлагается выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе. Члены Совета безопасности СССР назначаются Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР (пункт 9.1 введен дополнительно в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР, присваивает высшие воинские звания; назначает судей военных трибуналов;

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;

13) решает вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

14) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях. Порядок введения и режим военного положения определяются законом;

15) в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

В случаях, указанных в части первой данного пункта, может вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.

Режим чрезвычайного положения, а также президентского правления устанавливается законом;

16) в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 Конституции СССР, Президент СССР рассматривает спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения.

Если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, Президент может внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

Статья 127.4.

Статья 127.4. По предложению кандидата в Президенты СССР и вместе с ним избирается Вице-президент СССР. Вице-президент СССР выполняет по поручению Президента СССР отдельные его полномочия и замещает Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.

Вице-президент СССР не может быть народным депутатом. (статья 127.4 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 127.5.

Статья 127.5. Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издает указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны. (статья 127.7 считается статьей 127.5 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 127.6.

Статья 127.6. Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР. Такое решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР. (статья 127.8 считается статьей 127.6 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 127.7.

Статья 127.7. Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Вице-президенту СССР, а если это невозможно - к Председателю Верховного Совета СССР. Выборы нового Президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок (статья 127.10 считается статьей 127.7 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Глава 15.2. Совет Федерации

(в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 127.8.

Статья 127.8. Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят Вице-президент СССР, президенты (высшие государственные должностные лица) республик. В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных областей и автономных округов с правом решающего голоса по вопросам, затрагивающим их интересы.

Совет Федерации на основе определенных Съездом народных депутатов СССР направлений внутренней и внешней политики Союза ССР осуществляет координацию деятельности высших органов государственного управления Союза и республик, следит за соблюдением Союзного Договора, определяет меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, обеспечивает участие республик в решении вопросов общесоюзного значения, принимает рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях.

Вопросы, затрагивающие интересы народов, не имеющих своих национально-государственных образований, рассматриваются в Совете Федерации с участием представителей этих народов.

Статья 127.9.

Статья 127.9. Член Совета Федерации - высшее государственное должностное лицо республики, представляя и защищая ее суверенитет и законные интересы, участвует в решении всех вопросов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации.

Член Совета Федерации обеспечивает проведение в жизнь решений Совета Федерации в соответствующей республике; контролирует исполнение этих решений; получает от союзных органов и должностных лиц всю необходимую информацию; может опротестовывать решения союзных органов государственного управления, нарушающие установленные законом права республики; по поручению Президента СССР представляет Союз ССР за рубежом и осуществляет иные полномочия.

Статья 127.10.

Статья 127.10. Решения Совета Федерации принимаются большинством не менее чем две трети голосов и оформляются указами Президента СССР.

В заседаниях Совета Федерации может участвовать Председатель Верховного Совета СССР.

Глава 16. Кабинет Министров СССР

(в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 128.

Статья 128. Кабинет Министров СССР является исполнительно-распорядительным органом Союза ССР и подчиняется Президенту СССР.

Статья 129.

Статья 129. Кабинет Министров СССР состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров СССР.

Структура Кабинета Министров СССР определяется по предложению Президента СССР Верховным Советом СССР.

В работе Кабинета Министров СССР могут участвовать с правом решающего голоса главы правительств республик. (статья 128 и статья 129 в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 130.

Статья 130. Кабинет Министров СССР несет ответственность перед Президентом СССР и Верховным Советом СССР.

Вновь образованный Кабинет Министров СССР представляет на рассмотрение Верховного Совета СССР программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.

Кабинет Министров СССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР.

Верховный Совет СССР может выразить недоверие Кабинету Министров СССР, что влечет его отставку. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов не менее двух третей от общего числа членов Верховного Совета СССР. (в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 131.

Статья 131. Кабинет Министров СССР правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции СССР, в компетенцию Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Совета Федерации. (в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 132.

Статья 132. Кабинет Министров СССР обеспечивает:

проведение совместно с республиками единой финансовой, кредитной и денежной политики, основанной на общей валюте; составление и исполнение союзного бюджета; осуществление общесоюзных экономических программ; создание межреспубликанских фондов развития, фондов для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;

управление совместно с республиками единой топливно-энергетической и транспортной системами страны; управление оборонными предприятиями, космическими исследованиями, союзными системами связи и информации, метеорологии, геодезии, картографии, геологии, метрологии и стандартизации; проведение согласованной политики в области охраны природы, экологической безопасности и природопользования;

осуществление совместно с республиками общесоюзных программ продовольствия, охраны здоровья, социального обеспечения, занятости населения, заботы о материнстве и детстве, культуры и образования, фундаментальных научных исследований и стимулирования научно-технического прогресса;

принятие мер по обеспечению обороны страны и государственной безопасности;

реализацию внешней политики Союза ССР, регулирование внешнеэкономической деятельности Союза ССР, координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности республик, таможенное дело;

осуществление согласованных с республиками мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. (в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 133.

Статья 133. Кабинет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, указов Президента СССР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР. (в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 134.

Статья 134. (Исключена - Закон СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 135.

Статья 135. Кабинет Министров СССР объединяет и направляет работу министерств СССР и других подведомственных ему органов.

Для согласования решения вопросов государственного управления в министерствах и других центральных органах государственного управления СССР создаются коллегии, в состав которых входят по должности руководители соответствующих органов республик.

(в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

Статья 136.

Статья 136. Компетенция Кабинета Министров СССР, порядок его деятельности, отношения с другими государственными органами, а также перечень министерств и других центральных органов государственного управления СССР определяются законом СССР. (в ред. Закона СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-I - Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., N 1, ст. 3)

  • Главная
  • "КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК" (принята ВС СССР 07.10.77) (ред. от 26.12.90)