Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.11.95 N 1085 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральная целевая программа "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. N 600 "О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 546), которым определен статус этой системы, обеспечивающей информационную поддержку (данные о текущей радиационной обстановке, рекомендации, прогнозы) управленческих решений на всех уровнях, принимаемых в интересах обеспечения радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды.
В результате реализации широкомасштабных программ использования атомной энергии в военных и народно-хозяйственных целях существенно возросло воздействие источников радиоактивного загрязнения на окружающую среду и население, увеличилась вероятность аварийных ситуаций на радиационно опасных объектах, а экологическая обстановка вблизи них в ряде случаев ухудшилась вследствие плановых сбросов и выбросов радиоактивных веществ и нештатных ситуаций с заметными утечками этих веществ. Существенное радиационное воздействие на население оказывают природные радионуклиды, накапливающиеся в окружающей среде в результате деятельности человека.
Создавшееся положение вызывает необходимость совершенствования контроля радиационного воздействия на объекты окружающей природной среды (атмосферу, почву, поверхностные и подземные воды), на человека и среду его обитания (питьевую воду, продукты питания, жилые помещения), а также техногенных источников радиоактивного загрязнения. Возникла необходимость обеспечения должного контроля за безопасностью применения технологий и методов с использованием радиоактивных веществ в промышленности, медицине и науке, за перевозками радиационно опасных грузов по территории страны.
В настоящее время контроль радиационной обстановки в стране осуществляется рядом министерств и ведомств без необходимого взаимодействия. Данные, получаемые различными системами и службами, частично дублируют друг друга, а совместное их использование для получения обобщенных и достоверных оценок затруднено из-за отсутствия единой методологии и метрологии измерений. Затрудняют работу соответствующих ведомственных систем и служб обсутствие средств автоматизированного контроля параметров радиационной обстановки и недостаточная оснащенность современной телекоммуникационной техникой для оперативной передачи информации в центры ее обработки и анализа.
Программа предусматривает автоматизацию процессов сбора, передачи и обработки информации, полученной в результате проведения радиационного контроля, повышение надежности этого контроля и обеспечение высокой достоверности информации.
Решение задачи организации государственного контроля радиационной обстановки на территории страны позволит повысить эффективность действий по защите населения и окружающей природной среды, по предупреждению и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.
Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (далее именуется - ЕГАСКРО) является комплексной научно-технической и организационно-правовой задачей государственного масштаба. Для ее решения необходимо скоординированное участие ряда министерств и ведомств на основе единого государственного планово-организующего документа - федеральной целевой программы.
Программа определяет последовательность проведения необходимых для создания ЕГАСКРО мероприятий (от завершения проектных разработок до сдачи системы в эксплуатацию), устанавливает сроки поэтапного создания системы, определяет порядок, объемы и источники финансирования проводимых в ее рамках работ.
2. ЦЕЛИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫГлавными целями Программы являются:
совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации для приведения в соответствие с современными требованиями;
оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, других пользователей и населения достоверной информацией о состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения, а также прогнозами в этой области;
информационное обеспечение Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в части, касающейся радиационной обстановки;
информационная поддержка действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению радиационной безопасности населения страны, защиты окружающей природной среды и устойчивости функционирования промышленного и аграрного комплексов при возникновении радиационных аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций;
создание банков данных о радиационной обстановке.
Создание ЕГАСКРО осуществляется на основе:
построения организационно-технической структуры на базе действующих и создаваемых ведомственных (отраслевых) подсистем и служб и проектируемых региональных подсистем радиационного контроля. Указанные подсистемы и службы объединяются в единую государственную систему на основе организационно-технической и информационной совместимости с учетом достаточности предоставляемой ими совокупной информации, необходимой для выполнения функциональных задач в условиях различных состояний радиационной обстановки;
создания единого организационного, нормативно-правового, методического, программно-математического, метрологического и базового информационного обеспечения всех уровней системы;
биомедицинского обоснования рекомендаций для оказания информационной поддержки управленческих решений по обеспечению радиационной безопасности населения с учетом основных факторов, определяющих формирование дозовых нагрузок на население в зонах влияния аварийных выбросов радионуклидов, с соответствующей адаптацией уровней вмешательства и типа контрмер для конкретных регионов;
определения перечня контролируемых радионуклидов, экологических и трофических звеньев их распространения, регламентов контроля, темпов сбора и передачи информации;
поэтапного наращивания информационных, функциональных и технических возможностей для обеспечения многовидового контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации с опережающим созданием фрагментов подсистемы, опытных зон и участков на территориях наиболее вероятного радиационного загрязнения и дальнейшего развития системы контроля химических и биологических загрязнений окружающей природной среды;
максимального использования научно-технического задела, накопленного в ведомственных (отраслевых) подсистемах контроля, готовых технических средств и сооружений, а также типовых (базовых) технических и программных средств сбора, передачи, обработки и хранения информации во всех звеньях системы;
использования на начальном этапе организационных и функциональных структур, работающих в неавтоматизированном режиме, последующей их автоматизации и отработки на фрагментах подсистем в опытных зонах и на участках.
ЕГАСКРО функционирует в двух основных режимах:
в нормальном (повседневном) - сбор информации о радиационной обстановке производится с заданной периодичностью в соответствии с регламентом контроля;
в аварийном - сбор информации о состоянии и динамике радиационной обстановки при возникновении аварийных ситуаций на контролируемых объектах осуществляется в соответствии с аварийным регламентом в целях обеспечения информационной поддержки действий создаваемых в этих случаях органов управления.
Технико-экономическая и социальная эффективность функционирования ЕГАСКРО определяется:
повышением достоверности и полнотой информации в области контроля радиационной обстановки, а также оперативностью ее получения потребителями;
упорядочением информационных потоков, циркулирующих в системе, и повышением эффективности использования первичных данных и обобщенной информации на различных уровнях системы;
повышением качества, эффективности и обоснованности управленческих решений при использовании целенаправленно организованной информационной поддержки;
предотвращением или снижением возможного ущерба от вредных воздействий на население и окружающую природную среду в результате проведения оперативных действий по локализации и ликвидации последствий ухудшения радиационной обстановки;
снижением психологической напряженности в районах ухудшения радиационной обстановки при оперативном обеспечении необходимыми сведениями средств массовой информации и общественных организаций;
повышением доверия населения к государственным гарантиям обеспечения высокого уровня радиационной безопасности в районах функционирующих и создаваемых атомных электростанций и других ядерных объектов.
Технико-экономическая эффективность системы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов в рамках Программы и их минимизацией за счет развития существующих систем и служб контроля радиационной обстановки и их информационного объединения при условии создания ограниченного числа дополнительных подсистем и служб.
Оценка экономической эффективности создания ЕГАСКРО по критерию предотвращенного возможного ущерба на примере аварии на Чернобыльской АЭС показывает, что функционирование подобной системы в предшествующий аварии период позволило бы снизить ущерб на 280-300 млрд. рублей (в ценах 1986 года).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫПрограмму предполагается осуществить в 2 этапа.
Первый этап (1997-1999 годы) - создание первой очереди ЕГАСКРО, которая должна обеспечить автоматизированный оперативный контроль радиационной обстановки на основных радиационно опасных объектах и в зонах их размещения, включая контроль окружающей природной среды и радиационных нагрузок на организм человека в объемах, необходимых для определения уровней радиационного воздействия на население, проживающее на прилегающих к этим объектам территориях. Основу первой очереди системы составит развитие существующих ведомственных подсистем и служб радиационного контроля. При этом будет обеспечена их общесистемная адаптация и информационная интеграция.
Второй этап (2000-2002 годы) - создание ЕГАСКРО в полном составе в целях реализации всех предусмотренных Программой функций, завершение создания подсистем и служб, включая региональные (территориальные), а также обеспечение информационного обмена с зарубежными системами аналогичного назначения и соответствующими международными организациями.
Программа структурно состоит из 6 подпрограмм:
создание, развитие и обеспечение функционирования подсистем и служб;
развитие и обеспечение функционирования подсистемы радиационной разведки Росгидромета для оперативной оценки параметров радиационной обстановки в аварийных ситуациях;
усовершенствование и метрологическое обеспечение базовых средств измерения ионизирующих излучений;
методическое, математическое и программное обеспечение инфраструктуры ЕГАСКРО;
нормативно-правовое и организационное обеспечение создания и функционирования ЕГАСКРО;
создание и обеспечение функционирования региональных подсистем контроля радиационной обстановки.
Базовый состав функциональных подсистем и служб ЕГАСКРО определен исходя из необходимости обеспечения 3 видов радиационного мониторинга:
мониторинг загрязнения радиоактивного загрязнения - осуществляется базовой объективной подсистемой Минатома России, подсистемами Минобороны России и Госкомоборонпрома России (судостроительная промышленность), подсистемой Минприроды России, а также службами радиационного контроля Минтранса России, МПС России, Минтопэнерго России, Роскомметаллургии и ГТК России;
мониторинг окружающей природной среды - осуществляется базовой территориальной подсистемой Росгидромета, службами радиационного контроля Минсельхозпрода России и Рослесхоза;
мониторинг радиационного воздействия на человека - осуществляется подсистемой Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России.
Организационно-техническое объединение указанных подсистем и служб, а также информационное сопряжение со взаимодействующими системами - автоматизированной информационно-управляющей системой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, Единой государственной системой экологического мониторинга и специальной системой "Верея" Минобороны России осуществляются автоматизированной информационно-управляющей подсистемой ЕГАСКРО.
В рамках ЕГАСКРО обеспечивается информационный обмен с системами аналогичного назначения государств - участников Содружества Независимых Государств, других государств и международными организациями - МАГАТЭ, Всемирной метеорологической организацией и другими.
Кроме того, ЕГАСКРО взаимодействует с медико-дозиметрическими регистрами Минздравмедпрома России, Госкомсанэпиднадзора России и Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук.
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫМинистерства и ведомства - государственные заказчики Программы осуществляют непосредственное руководство органами по созданию, обеспечению функционирования и развития соответствующих подсистем и служб ЕГАСКРО согласно приложению. В части, касающейся соответствующих подсистем и служб, государственные заказчики определяют, в том числе путем конкурсного отбора, исполнителей работ в рамках Программы, планируют совместно с государственным заказчиком-координатором и осуществляют финансирование работ на контрактной основе в объемах, предусмотренных в их бюджетах, и за счет привлеченных из внебюджетных источников финансовых средств, контролируют ход выполнения работ и осуществляют их приемку, включая проведение в установленном порядке государственных испытаний.
Минприроды России в качестве государственного заказчика-координатора также:
обеспечивает взаимодействие между государственными заказчиками по выполнению программных мероприятий;
осуществляет общее руководство деятельностью, связанной с созданием, функционированием и дальнейшим развитием ЕГАСКРО, определяя для этого эффективные формы и методы управления реализацией Программы;
осуществляет разработку нормативно-правовой основы для обеспечения функционирования системы и принятия решений при угрозе возникновения радиационно опасных ситуаций;
обеспечивает организационно-методическую, программно-математическую, информационную и метрологическую совместимость технических решений, реализуемых в различных подсистемах и службах ЕГАСКРО, а также совместимость ЕГАСКРО со взаимодействующими государственными системами;
совместно с другими государственными заказчиками Программы осуществляет планирование мероприятий и подготовку предложений по объемам их финансирования, вносит в Минэкономики России, Миннауки России и Минфин России предложения по корректировке основных показателей Программы с учетом ранее выполненных работ и утвержденных на очередной год объемов финансирования;
организует государственную приемку выполненных работ;
участвует в организации и проведении экспертных проверок хода реализации Программы государственными заказчиками;
организует подготовку и направляет в соответствующие государственные органы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы.
Создание региональных (территориальных) подсистем ЕГАСКРО осуществляется по отдельным программам, разрабатываемым органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Минприроды России и Росгидрометом.
Финансирование работ в рамках Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников согласно приложению.
За счет средств федерального бюджета финансируются:
нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение создания и функционирования ЕГАСКРО, работа по медико-биологическому обоснованию тактико-технических требований к системе, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию технических средств системы и программно-математического обеспечения;
разработка технических проектов ЕГАСКРО, ведомственных (отраслевых) подсистем, служб и автоматизированной информационно-управляющей подсистемы их сопряжения, а также разработка общесистемной документации;
разработка конструкторской документации на базовые измерительные средства, технические и программные комплексы сбора, передачи, обработки информации и сопряжения подсистем;
изготовление базовых технических средств, оснащение ими федерального звена ЕГАСКРО и ее ведомственных (отраслевых) подсистем и служб, их комплектация вычислительной техникой и оргтехникой общего применения, включая проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Средства на обеспечение создания, развития и функционирования базовых ведомственных (отраслевых) подсистем и служб ЕГАСКРО выделяются из федерального бюджета целевым назначением соответствующим государственным заказчикам Программы по согласованию с государственным заказчиком-координатором.
Финансирование работ по созданию региональных (территориальных) подсистем ЕГАСКРО осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с привлечением средств негосударственных организаций, заинтересованных в получении информации о радиационной обстановке, и экологических фондов.
Объемы финансового обеспечения Программы ежегодно уточняются в соответствии с инфляционными показателями и бюджетными ассигнованиями.
В результате выполнения в 1997-2002 годах мероприятий, предусмотренных Программой, будет обеспечено:
завершение работы по созданию современной единой автоматизированной системы государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
осуществление непрерывного автоматизированного контроля радиационной обстановки на функционирующих радиационно опасных объектах, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения этих объектов;
осуществление регулярного контроля уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды;
осуществление регулярного контроля радиационного воздействия на население и среду обитания человека;
осуществление систематического контроля изменения радиационной обстановки на территориях, ранее подвергшихся радиоактивному загрязнению;
выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии, принятой Генеральной конференцией МАГАТЭ на специальной сессии 24-26 сентября 1986 года.
Создание ЕГАСКРО позволит обеспечить органы государственной власти, а также население оперативной и достоверной информацией о радиационной обстановке на территории страны для принятия своевременных и адекватных мер в условиях возникновения радиационной опасности.
Приложение
к федеральной целевой программе "Создание
Единой государственной автоматизированной
системы контроля радиационной обстановки
на территории Российской Федерации"
** Б - бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты.
*** В - внебюджетные средства.
Примечания:
1. Выделение финансовых ресурсов на обеспечение создания, развития и функционирования подсистем и служб, входящих в ЕГАСКРО, предусматривается в федеральном бюджете по соответствующим министерствам и ведомствам.
2. Конкретные объемы финансирования по позициям Б и В будут определяться на основе региональных программ.
Продолжение таблицы к приложению
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.11.95 N 1085 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"