в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.08.2022

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
не действует Редакция от 10.04.2000 Подробная информация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Раздел III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Подраздел 1. Общие направления развития системы образования

Основными направлениями развития системы образования являются:

реализация, совершенствование и развитие нормативной правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другими регламентирующими деятельность системы образования и принимаемыми в ходе реализации Программы законодательными и нормативными правовыми актами;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации;

разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов;

развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;

развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации, сохранения соответствующего мировому высокого уровня отечественной системы образования и ее научных достижений;

защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням - федеральному уровню, уровню субъектов Российской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню;

восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом;

совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, в том числе с учетом особенностей ее функционирования в сельской местности и местах компактного проживания коренных малочисленных народов, а также финансирования научно-исследовательской деятельности организаций системы образования;

расширение форм и методов сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств по поддержанию единого образовательного пространства;

расширение международного сотрудничества и международной деятельности Российской Федерации в области образования;

обеспечение психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз игр и игрушек для детей;

организация выполнения Программы органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Ожидаемыми результатами развития образования являются:

обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;

безусловное исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;

функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;

возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;

введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;

формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;

учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;

создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;

повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;

функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации:

повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций;

обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;

укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;

введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;

создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;

реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;

совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;

осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;

привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;

целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях - всех уровней профессионального образования;

реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;

функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;

реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;

расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации;

регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.

Подраздел 2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных и специальных)

1. Дошкольное образование

Основными направлениями развития дошкольного образования являются:

обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;

создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;

сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;

поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;

разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования;

содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений;

обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования;

совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;

реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;

обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;

расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений;

введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.

2. Общее образование

Основными направлениями развития общего образования являются:

сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири;

совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;

разработка преемственных типовых программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;

совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;

развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;

совершенствование системы профессиональной ориентации;

развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;

обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

вступление в силу федерального закона об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования и введение в действие полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе специальных;

качественное обновление содержания общего образования;

реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования, сокращение количества указанных образовательных учреждений, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;

увеличение количества образовательных учреждений общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.

3. Дополнительное образование детей

Основными направлениями развития дополнительного образования детей являются:

обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;

изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;

организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграция дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;

расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;

обеспечение целевого финансирования учреждений дополнительного образования детей согласно нормативам из бюджетов всех уровней;

развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;

подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей.

4. Начальное профессиональное образование

Основными направлениями развития начального профессионального образования являются:

обеспечение сохранения начального профессионального образования и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций;

осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;

разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;

сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности;

разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования;

обновление содержания начального профессионального образования, педагогических технологий в указанной области образования и профессиональной подготовки обучающихся;

научно-методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах с одновременным повышением их образовательного уровня, включение молодежи в полноценный производительный труд;

удовлетворение потребностей общества в воспроизводстве работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности;

введение в действие нового перечня профессий, преемственных государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и базисных учебных программ, в том числе специальных перечня, стандартов, планов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования на рынке труда:

реструктуризация системы образовательных учреждений начального профессионального образования;

создание на базе образовательных учреждений начального профессионального образования межрайонных консультационных пунктов для фермеров, других специалистов сельского хозяйства для подготовки по профессиям, необходимым в субъектах Российской Федерации;

расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования, и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождаемых работников;

создание благоприятных условий для осуществления подготовки рабочих кадров в процессе производительного труда;

оснащение образовательных учреждений начального профессионального образования средствами обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для начального профессионального образования и всех уровней общего образования;

расширение перечня профессий, предлагаемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях начального профессионального образования;

улучшение условий для качественного обучения, приобретения обучающимися практических умений и навыков, развития творческих и профессиональных способностей обучающихся;

усиление взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования с производством и сферой услуг по подготовке высококвалифицированных кадров.

5. Среднее профессиональное образование

Основными направлениями развития среднего профессионального образования являются:

обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;

совершенствование системы образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;

совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;

развитие нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;

формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;

формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональный и отраслевой, межрегиональный и межотраслевой принципы;

развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности среднего профессионального образования;

совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;

обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;

создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы средних специальных учебных заведений;

развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

улучшение удовлетворения потребностей граждан в получении среднего профессионального образования, общества в высококвалифицированных специалистах, имеющих среднее профессиональное образование;

обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование;

обеспечение динамичного и оптимального соотношения численности специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, в экономике и социальной сфере;

оптимизация размещения средних специальных учебных заведений в субъектах Российской Федерации;

расширение образовательных услуг, оказываемых средними специальными учебными заведениями;

обеспечение содержания среднего профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства;

повышение конкурентоспособности выпускников средних специальных учебных заведений на рынке труда;

развитие инновационных образовательных программ и технологий;

формирование нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;

расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями образования;

динамичная многоуровневая система управления средним профессиональным образованием;

развитие автономии средних специальных учебных заведений;

улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования педагогическими и руководящими кадрами;

улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;

совершенствование материально-технической базы средних специальных учебных заведений;

улучшение научного и научно-методического обеспечения среднего профессионального образования;

развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области среднего профессионального образования.

6. Высшее и послевузовское профессиональное образование

Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования являются:

разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;

сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профессионального образования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;

формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;

увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;

осуществление государственных мер, обеспечивающих восприимчивость производственной и социальной среды к расширению применения на практике наукоемких, технологичных, экологически безопасных, экономичных и прогрессивных научных и конструкторских разработок, выполненных в организациях системы образования;

развитие высших учебных заведений и других организаций системы как учебно-научно-производственных комплексов;

формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений, ассоциаций высших учебных заведений и других организаций системы образования;

совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы высшего и послевузовского профессионального образования;

создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;

формирование государственных заданий по кадровому обеспечению федеральных и региональных научно-технических и социальных программ развития;

проведение структурных и содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры;

обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники и необходимой для указанного развития инфраструктуры;

разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспечения приоритетных направлений научно-технического прогресса;

разработка и введение в действие механизма промежуточной аттестации негосударственных высших учебных заведений государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации;

выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;

гуманизация образования, разработка современной структуры учебных дисциплин общественного и социально-гуманитарного цикла и их содержания, подготовка соответствующей научной, учебной и методической литературы;

разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе;

развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей и другие организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;

совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельности;

развитие участия высших учебных заведений и других организаций системы образования в международной деятельности Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования на принципах эквивалентности и экономической целесообразности;

создание системы государственной поддержки обучения в иностранных государствах русскому языку как официальному рабочему языку Организации Объединенных Наций, других международных организациях - языку культуры мирового уровня.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;

повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;

повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда;

интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современных информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;

развитие системы дистанционного обучения;

активное участие субъектов Российской Федерации в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования;

совершенствование деятельности научно-педагогических работников;

создание и поддержка мониторинга высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;

сохранение и укрепление передовых педагогических, научных и проектно-конструкторских школ в высших учебных заведениях и других организациях системы образования;

совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования, развитие технополисов и технопарков, малых предприятий инновационного типа;

вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;

экономически и геополитически целесообразная система обучения иностранных граждан;

расширение участия российских ученых, работников высших учебных заведений в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;

реализация и совершенствование современных технологий изучения иностранных языков;

улучшение оснащенности образовательных программ учебной, научной и методической литературой, средствами обучения, пособиями и оборудованием в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс;

участие высших учебных заведений и других организаций системы образования в решении задач социального, научно-технического и экономического развития субъектов Российской Федерации;

создание системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в различных высших учебных заведениях и регионах.

Подраздел 3. Государственные и социальные гарантии обучающимся

Основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются:

обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей;

расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;

обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;

предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;

развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе;

разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;

обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;

разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;

совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

выполнение норм законодательства об образовании в части государственных и социальных гарантий обучающимся;

развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений и других организаций системы образования;

введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся;

введение в действие нормативных правовых актов, направленных на защиту личных и имущественных прав обучающихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;

создание условий для полноценного питания обучающихся;

защита обучающихся от игр и игрушек для детей, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье и не отвечающих психолого-педагогическим, морально-этическим и санитарно-экологическим требованиям;

обеспечение местами в школах-интернатах и общежитиях на льготных условиях оплаты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного лечения обучающихся, членов семей студентов, аспирантов с компенсацией части затрат из различных фондов образовательных учреждений и различных профессиональных объединений в соответствии с законодательством.

Подраздел 4. Научное сопровождение Программы

Разработка и реализация инновационных проектов Программы требует значительного научно-методического обеспечения, финансирование которого осуществляется целевым образом в пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, а также по сметам расходов Министерства науки и технологий Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. Размеры финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой за счет средств федерального бюджета, должны возрасти с 6 млн. рублей в 1999 году до 150 млн. рублей в 2005 году. Выполнение установленных Программой задач по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предполагает следующие основные направления деятельности:

организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработка инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем системы образования, основных направлений развития образования, утвержденных Программой, становление и функционирование системы образования как единого учебно-научно-производственного комплекса Российской Федерации;

разработка и реализация целевых государственных, отраслевых, межвузовских научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, обеспечивающих выполнение научно-исследовательских работ по основным направлениям развития образования и системы мероприятий Программы;

разработка и осуществление мер по приоритетному государственному обеспечению финансовыми и иными ресурсами фундаментальных и прикладных научных, научно-технических исследований, способствующих выполнению основных направлений развития образования и достижению определенных Программой ожидаемых результатов;

разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития системы образования, совершенствование системы и механизмов прогнозирования подготовки специалистов образовательными учреждениями системы образования с учетом потребностей личности, общества, государства на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации;

совершенствование и развитие федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

разработка региональных программ развития образования в соответствии с целями и задачами Программы;

научное и методическое обеспечение разработки преемственных государственных образовательных стандартов, содержащих федеральные и национально-региональные компоненты, примерных образовательных программ (основных и дополнительных), примерных учебных планов и программ курсов, учебных дисциплин и иных документов, определяемых потребностями системы образования, ходом реализации Программы;

разработка нормативной правовой базы, регулирующей научную и научно-практическую деятельность по проблемам образования;

сохранение, поддержка и развитие системы научных учреждений, научных центров и научных школ по основным направлениям педагогической науки на основе обеспечения их приоритетного финансирования и иных целевых форм государственной поддержки;

разработка информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы;

развитие взаимодействия российских ученых, осуществляющих исследования в области образования, с международными научными организациями;

улучшение финансирования научно-исследовательских организаций, выполняющих научные, научно-технические исследования и научно-методические разработки по проблемам образования.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

широкое внедрение результатов научных и научно-методических исследований в практическую деятельность образовательных учреждений, процессы воспитания, культурного и нравственного развития молодежи;

научные, научно-практические и инновационные программы и проекты по основным проблемам образования, обеспечивающие реализацию Программы;

среднесрочные, долгосрочные прогнозы развития системы образования, прогнозы спроса на специалистов с учетом интересов личности, общества и государства;

научное обоснование медицинских, педагогических, психологических, эргономических и иных требований к государственным образовательным стандартам, учебному процессу и разработка методик их реализации;

новые образовательные технологии и методы обучения, в том числе дистанционные;

приоритетная государственная поддержка, сохранение и развитие ведущих научных центров и научных школ, осуществляющих проведение научно-исследовательских работ по проблемам образования;

создание информационного банка российских и международных научных программ и проектов по проблемам образования;

реализация Программы во взаимодействии с реализацией федеральных целевых и государственных научно-технических программ, касающихся проблем системы образования в соответствии с целями и задачами Федеральной программы развития образования.

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"