Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
Подраздел 1. Общие направления развития системы образования
Основными направлениями развития системы образования являются:
реализация, совершенствование и развитие нормативной правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другими регламентирующими деятельность системы образования и принимаемыми в ходе реализации Программы законодательными и нормативными правовыми актами;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации;
разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов;
развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;
развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации, сохранения соответствующего мировому высокого уровня отечественной системы образования и ее научных достижений;
защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням - федеральному уровню, уровню субъектов Российской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню;
восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом;
совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, в том числе с учетом особенностей ее функционирования в сельской местности и местах компактного проживания коренных малочисленных народов, а также финансирования научно-исследовательской деятельности организаций системы образования;
расширение форм и методов сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств по поддержанию единого образовательного пространства;
расширение международного сотрудничества и международной деятельности Российской Федерации в области образования;
обеспечение психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз игр и игрушек для детей;
организация выполнения Программы органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Ожидаемыми результатами развития образования являются:
обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
безусловное исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;
функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;
возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;
введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;
формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;
создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;
функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации:
повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций;
обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;
укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;
введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;
создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;
реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;
привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях - всех уровней профессионального образования;
реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;
функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;
реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;
расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации;
регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"