в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР"
отменен/утратил силу Редакция от 03.07.1991 Подробная информация
ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР"

I. Общие положения

Статья 1. Понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий

Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.

Статья 2. Законодательство РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Законодательство РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов РСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов РСФСР и республик в составе Российской Федерации.

2. Приватизация государственных предприятий, находящихся в общей собственности РСФСР и СССР, других союзных республик, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами РСФСР и соглашениями с Союзом ССР и союзными республиками.

3. Приватизация долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами РСФСР, республик в составе РСФСР, а также соглашениями с иностранными государствами.

4. Настоящий Закон не регламентирует восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.

5. Приобретение государственных и муниципальных предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируется настоящим Законом, законодательством РСФСР об иностранных инвестициях, другими законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

6. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

Статья 3. Государственная программа приватизации

1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РСФСР устанавливаются Государственной программой приватизации.

Программа вносится Советом Министров РСФСР и утверждается Верховным Советом РСФСР не позже чем за месяц до обсуждения в первом чтении закона о республиканском бюджете РСФСР.

Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.

2. Программа содержит:

- перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;

- требования к местным программам приватизации;

- задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;

- определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;

- величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан РСФСР в планируемом периоде, и размер вклада на одного получателя;

- условия использования при приватизации иностранных инвестиций;

- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РСФСР, бюджеты республик в составе РСФСР, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;

- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;

- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионах РСФСР, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды и других целей.

3. В программе устанавливается перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Указанный перечень согласовывается с республиками в составе РСФСР, краями, областями, автономными областями, автономными округами, городами Москвой и Ленинградом и ежегодно утверждается Верховным Советом РСФСР.

4. Совет Министров РСФСР для оперативного регулирования приватизации без утверждения Верховным Советом РСФСР вправе изменять нормативы, перечень которых предусматривается Государственной программой приватизации.

5. В развитие Государственной программы приватизации Верховными Советами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов принимаются республиканские и местные программы приватизации и нормативные акты, регулирующие порядок их выполнения. Введение республиканскими и местными программами дополнительных ограничений на приватизацию государственных и муниципальных предприятий допускается только в пределах и порядке, установленных Государственной программой приватизации.

Статья 4. Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом

1. Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Госкомимущество РСФСР).

Председатель Госкомимущества РСФСР входит в состав Совета Министров РСФСР и является заместителем председателя Совета Министров РСФСР по должности.

В республиках в составе РСФСР, краях, областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве и Ленинграде, городах с населением свыше одного миллиона человек Госкомимущество РСФСР создает, совместно с соответствующими Советами народных депутатов, свои территориальные агентства и устанавливает их полномочия. К работе территориальных агентств привлекаются представители общесоюзных органов, в управлении которых находится имущество, являющееся собственностью РСФСР.

Деятельность Госкомимущества РСФСР финансируется за счет средств республиканского бюджета РСФСР.

2. Для проведения единой государственной политики приватизации Госкомимущество РСФСР:

- разрабатывает и представляет Совету Министров РСФСР проект Государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;

- организует и контролирует реализацию указанной программы;

- ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным Советом РСФСР;

- обобщает предложения по приватизации, поступившие от местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), министерств и ведомств;

- устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации;

- осуществляет через свои территориальные агентства методическое руководство и контроль за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательства РСФСР о приватизации и Государственной программы приватизации возбуждает в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

- создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности РСФСР;

- принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности РСФСР, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них для продажи Российскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей 15 настоящего Закона. По решению Совета Министров РСФСР указанные предприятия могут быть переданы Госкомимуществом РСФСР фондам имущества республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения);

- содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Госкомимущество РСФСР готовит предложения по разграничению государственной собственности на собственность РСФСР, республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов и муниципальную собственность районов, городов и входящих в них административно-территориальных образований. Решения о разграничении собственности принимает Верховный Совет РСФСР, Верховные Советы республик в составе РСФСР, местные Советы народных депутатов в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

При отсутствии решения (свидетельства), удостоверяющего право собственности республики в составе РСФСР, края, области, автономной области, автономного округа, города, района или входящих в них административно-территориальных образований на объекты приватизации, они приватизируются Госкомимуществом РСФСР как собственность РСФСР.

4. Решения Госкомимущества РСФСР, принятые во исполнение Государственной программы приватизации в отношении предприятий, находящихся в собственности РСФСР и в ведении органов государственного управления СССР, РСФСР, республик в составе РСФСР, местной администрации, являются обязательными.

Статья 5. Комитеты по управлению имуществом республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения)

1. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований).

Председатель комитета по должности является заместителем высшего должностного лица соответствующего органа управления.

Положение о комитете по управлению имуществом утверждается соответствующим Советом народных депутатов.

Деятельность комитетов финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

2. Для проведения приватизации комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований:

- разрабатывают с учетом требований Государственной программы приватизации и представляют соответствующим Советам народных депутатов проекты республиканских и местных программ приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ним, а также проекты нормативных актов по приватизации;

- организуют и контролируют реализацию Государственной, республиканских и местных программ приватизации и ежегодно отчитываются об их выполнении перед соответствующими Советами народных депутатов;

- устанавливают систему премирования работников Советов народных депутатов, органов государственного управления и местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении программ приватизации;

- создают комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований;

- принимают решения о приватизации этих предприятий, осуществляют преобразования их организационно-правовой формы и передают свидетельства о собственности на них для продажи соответствующим фондам имущества. По решению соответствующих Советов народных депутатов указанные объекты приватизации могут быть переданы Российскому фонду федерального имущества;

- содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

- направляют своих представителей в состав создаваемых Госкомимуществом РСФСР комиссий по приватизации объектов собственности РСФСР.

3. Решения указанных комитетов, принятые во исполнение Государственной, республиканских и местных программ приватизации в отношении предприятий, находящихся в собственности национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований и в ведении органов государственного управления СССР, РСФСР, республик в составе РСФСР, местной администрации, являются обязательными.

4. По поручению Госкомимущества РСФСР комитеты вправе проводить приватизацию предприятий, находящихся в собственности РСФСР.

Статья 6. Российский фонд федерального имущества

1. Продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности РСФСР, а также принадлежащих РСФСР долей (паев, акций) в капитале предприятий признаются только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители.

Фонд создается по решению Президиума Верховного Совета РСФСР и подотчетен ему и Верховному Совету РСФСР. Положение о фонде утверждается Верховным Советом РСФСР.

Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных предприятий, находящихся в собственности РСФСР.

Фонд создает на местах свои отделения.

2. Российский фонд федерального имущества выполняет следующие функции:

- временно владеет принадлежащими РСФСР свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданных ему Госкомимуществом РСФСР;

- осуществляет полномочия РСФСР как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;

- продает указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;

- выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении;

- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов республиканского бюджета РСФСР и Государственной программой приватизации;

- обменивает принадлежащие РСФСР акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными с фиксированным дивидендом в размере учетной ставки банковского процента. При продаже фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.

Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

4. Верховный Совет РСФСР ежегодно рассматривает и утверждает отчет о деятельности Российского фонда федерального имущества за прошедший год.

Статья 7. Фонды имущества республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения)

1. Продавцами государственных и муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения) являются соответствующие фонды имущества (далее по тексту - фонды имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований) и назначенные ими представители.

Фонды создаются по решению Президиумов Верховных Советов республик в составе РСФСР или Президиумов соответствующих местных Советов народных депутатов и подотчетны им и Советам. Положение о фонде утверждает соответствующий Совет народных депутатов.

Деятельность фондов финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

2. Фонды имущества выполняют следующие функции:

- временно владеют принадлежащими республикам в составе РСФСР, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам и городам свидетельствами о собственности на государственные (муниципальные) предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными им соответствующими комитетами по управлению имуществом;

- осуществляют полномочия соответствующих собственников на собраниях акционеров (пайщиков), несут риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся во владении фондов доли в капитале предприятий;

- продают указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;

- выступают учредителями акционерных обществ и товариществ, покупают паи и акции акционерных обществ и товариществ, развитие которых диктуется интересами местного населения;

- получают и перечисляют дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов соответствующих бюджетов, Государственной, республиканскими и местными программами приватизации;

- обменивают находящиеся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет тот или иной фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные акции, принадлежащие фонду, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными с фиксированным дивидендом в размере учетной ставки банковского процента. При продаже фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.

Фонды не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

4. Верховные Советы республик в составе РСФСР, местные Советы народных депутатов ежегодно рассматривают и утверждают отчеты о деятельности соответствующих фондов имущества за прошедший год.

Статья 8. Инвестиционные фонды и холдинговые компании

1. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение об инвестиционных фондах утверждается Советом Министров РСФСР.

2. Инвестиционный фонд вправе владеть не более чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов.

3. Инвестиционный фонд обязан публиковать свои квартальные, полугодовые и годовые отчеты по форме, определенной Министерством финансов РСФСР. Деятельность фонда ежегодно подвергается обязательной аудиторской проверке.

4. На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продуктов (работ), оказания услуг.

Положение о порядке образования холдинговых компаний на основе объединений, ассоциаций, концернов, министерств и ведомств утверждается Верховным Советом РСФСР.

Статья 9. Покупатели

1. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов.

2. Обязательность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели - юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством РСФСР.

3. Члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию, и лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.

Статья 10. Представители и посредники

При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Статья 11. Источники средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий

1. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий используются личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады, собственные средства юридических лиц, определенных в п. 1 статьи 9 настоящего Закона, а также заемные средства.

Порядок безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности путем перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета и использования этих вкладов в процессе приватизации устанавливается Законом РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах".

Средства из фондов экономического стимулирования приватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми коллективами в порядке и размерах, установленных Государственной программой приватизации.

2. При приобретении приватизируемых государственных и муниципальных предприятий используются законные платежные средства СССР, включая именные приватизационные вклады граждан.

3. При приобретении приватизируемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) граждане обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает 10 тысяч рублей.

Статья 12. Использование средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются по нормативам, установленным Государственной, республиканскими и местными программами приватизации.

2. Направления расходования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах, установленных п. 1 настоящей статьи, определяются Верховным Советом РСФСР, Верховными Советами республик в составе РСФСР и местными Советами народных депутатов.

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР"