в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР"
отменен/утратил силу Редакция от 03.07.1991 Подробная информация
ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР"

II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья 13. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от Госкомимущества РСФСР, его территориальных агентств, комитетов по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в статье 9 настоящего Закона, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.

Заявка на приватизацию предприятия подается в территориальное агентство Госкомимущества РСФСР или в комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Форму заявки и размер госпошлины, уплачиваемой при ее подаче, устанавливает Совет Министров РСФСР.

2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15 и 32 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.

Статья 14. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию

1. Заявки на приватизацию государственных и муниципальных предприятий должны быть рассмотрены Госкомимуществом РСФСР или его территориальным агентством, комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в течение месяца с момента их поступления в соответствующий комитет. Решение в письменной форме доводится до граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших заявки.

2. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:

- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;

- предприятие включено в установленный Государственной, республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации.

3. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня подачи заявки.

4. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Госкомимущества РСФСР, его территориального агентства или соответствующего комитета по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования, Совета народных депутатов по месту расположения предприятия, работники финансовых органов, администрации и совета трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.

5. Комиссия составляет план приватизации предприятия, согласовывает его с местным Советом народных депутатов, трудовым коллективом предприятия. План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению имуществом.

6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.

7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатов.

8. В случае отклонения местным Советом народных депутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственности РСФСР, комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимает Госкомимущество РСФСР.

9. В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования.

10. По требованию Российского фонда федерального имущества, его отделений, фондов имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований комиссия обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию.

Статья 15. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.

Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Советом Министров РСФСР.

2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:

- договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу настоящего Закона;

- арендатор, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 настоящего Закона.

3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:

- мнение трудового коллектива предприятия;

- предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;

- отраслевые особенности объекта приватизации;

- оценку его капитала;

- социально-экономическое значение предприятия для территории;

- мнение представителя фонда имущества.

4. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимают Госкомимущество РСФСР, его территориальные агентства или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

5. После завершения работы комиссии по приватизации Госкомимущество РСФСР, его территориальное агентство или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя либо оформляет и передает свидетельство о собственности на приватизируемое предприятие, либо передает активы ликвидированного предприятия для продажи Российскому фонду федерального имущества или соответствующему фонду имущества республики в составе РСФСР, края, области, автономной области, автономного округа, района, города.

Статья 16. Подготовка предприятия к приватизации

1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).

2. В ходе реорганизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.

Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства РСФСР, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.

Статья 17. Определение начальной цены приватизируемого предприятия

Определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества производится комиссией по приватизации на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Методические указания по оценке стоимости объектов приватизации разрабатываются и утверждаются Госкомимуществом РСФСР.

Статья 18. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях

1. Информация о предполагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества (для предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млн. рублей, - в бюллетене Российского фонда федерального имущества) не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу.

2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:

- площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

- перечень основных фондов по группам;

- начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и произведенные затраты;

- запасы материальных ценностей;

- состояние денежных средств;

- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;

- нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);

- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

- балансы предприятия за три последних года;

- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке.

Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество РСФСР.

3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.

Статья 19. Формы платежа

1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.

2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.

Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.

3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.

Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу

1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.

При этом право собственности передается покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.

2. Общий порядок проведения конкурса регулируется Положением, которое утверждается Советом Министров РСФСР. В Положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.

Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная комиссия, формируемая Российским фондом федерального имущества, его отделениями на местах и фондами имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований при участии трудовых коллективов, местных Советов народных депутатов и Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также привлекаемых ими экспертов.

4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки проведения конкурса.

5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже, чем на 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано, оно снимается с конкурса и свидетельство о праве собственности на него возвращается Госкомимуществу РСФСР, его территориальному агентству или соответствующему комитету по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.

6. Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел народностей Севера и малочисленных народов пользуются коренные жители. Приватизация таких предприятий производится по их остаточной стоимости.

Статья 21. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе

1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.

При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируются Положением, которое утверждается Советом Министров РСФСР.

3. Аукционы проводят Российский фонд федерального имущества, его отделения на местах, фонды имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований или назначаемые ими представители.

4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона, свидетельство о праве собственности на него возвращается Госкомимуществу РСФСР, его территориальному агентству или соответствующему комитету по управлению имуществом для пересмотра плана приватизации и начальной цены.

Статья 22. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ

1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, являются Госкомимущество РСФСР, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины.

2. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.

3. Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 25 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов. После этого 10 процентов от общего числа акций продается на аукционе. Остальные акции предлагаются на рынке ценных бумаг ежемесячно равными частями в течение шести последующих месяцев или более продолжительного срока.

4. Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

Статья 23. Льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций

1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой Государственной программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.

Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20 процентов номинальной стоимости акций.

2. Акции, приобретенные работниками предприятия на льготных условиях, продаже и отчуждению в иной форме не подлежат в течение трех лет с момента регистрации покупки, о чем на ценных бумагах делается запись. Эти акции банками, биржами и брокерскими конторами до истечения указанного срока к продаже не принимаются.

3. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию, и лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии.

4. Совет Министров РСФСР в рамках Государственной программы приватизации, утвержденной Верховным Советом РСФСР, может предоставлять при приватизации дополнительные льготы работникам отдельных предприятий (отраслей), вплоть до передачи им части активов этих предприятий безвозмездно.

Статья 24. Приобретение государственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе)

1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" должны учредить товарищество (акционерное общество).

2. Если товарищество (акционерное общество), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет право при покупке предприятия (подразделения) на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество).

3. Указанное товарищество (акционерное общество) при приобретении государственного или муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Рассрочка не может превышать трех лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 30 процентов цены, за которую приобретено предприятие.

Данное положение действительно в отношении договоров купли-продажи или аренды, заключенных до введения в действие настоящего Закона.

4. В случае, если указанное товарищество (акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество (акционерное общество).

Статья 25. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятий

1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия.

2. ФАРП формируется за счет вклада Российского фонда федерального имущества или вкладов имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований.

Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.

Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного капитала предприятия.

При продаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.

3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества или назначенный им представитель. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.

Статья 26. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий

1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.

2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.

3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.

4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР о труде и занятости.

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР"