Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 12.02.99 N 500-У (ред. от 17.09.2001) "ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
УКАЗАНИЕ
(в ред. - Указаний ЦБ РФ от 23.08.99 N 629-У, от 17.09.2001 N 1034-У)
В целях пресечения нарушений валютного законодательства, совершаемых резидентами Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности; усиления контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями юридических лиц - резидентов, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; сокращения утечки капитала за рубеж, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением уполномоченными банками функций агентов валютного контроля; установления порядка применения мер воздействия к кредитным организациям, не исполняющим требования валютного законодательства Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации на основании статей 9, 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" устанавливает следующее.
1. Порядок предоставления информации уполномоченными банками о некоторых валютных операциях юридических лиц - резидентов1.1. Уполномоченный банк, через который юридическим лицом - резидентом (далее - "клиент") осуществляются валютные операции, обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция.
Клиенты уполномоченного банка обязаны представить в уполномоченный банк необходимые документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено Банком России.
1.2. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в Банк России информацию о валютных операциях, проводимых клиентом на основании договоров, имеющих любой из следующих признаков:
а) в договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами - нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей / поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств;
б) в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), перечень которых установлен в Приложении 1 к настоящему Указанию;
в) в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов США;
г) в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);
д) по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса);
е) получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
ж) договоры (контракты) заключены от имени резидента - юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает 3 месяцев.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 23.08.99 N 629-У)
1.3. Уполномоченный банк обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства и о проводимых клиентом валютных операциях, обладающих признаками, указанными в пункте 1.2 настоящего Указания, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения или представления клиентом в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, обладающих признаками, указанными в пункте 1.2 настоящего Указания.
Указанная информация направляется уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации (Управление (Отдел) валютного регулирования и валютного контроля), осуществляющее надзор за уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка), и должна содержать сведения, установленные в Приложении 2 к настоящему Указанию.
1.4. К клиентам, не представившим в уполномоченный банк необходимые документы в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Указания, органы валютного контроля вправе применить ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
2. Порядок применения мер воздействия к уполномоченным банкам2.1. В случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, за проведение валютных операций клиентов без обосновывающих документов, за ненаправление в установленный срок информации в Банк России в случае, предусмотренном пунктом 1.3 настоящего Указания, за продажу иностранной валюты клиенту либо приобретение иностранной валюты по поручению клиента в нарушение требований Указания Банка России "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 383-У от 20.10.98, к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
2.2. Ограничение проведения уполномоченным банком операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах может состоять из ограничений на следующие операции, применяемых как по отдельности, так и вместе:
а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет;
б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет;
в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации);
г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).
2.3. Ограничение проведения операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком.
2.4. Ограничение проведения операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах вводится предписанием Банка России либо территориального учреждения Банка России.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 17.09.2001 N 1034-У)
2.5. В случае неоднократного применения к уполномоченному банку мер, установленных настоящим Указанием, Банк России вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление банковских операций.
2.6. Применение к уполномоченному банку меры воздействия в виде ограничения проведения операции купли - продажи иностранной валюты является основанием для перевода Паспортов сделок клиентов в другие уполномоченные банки в порядке, установленном Банком России.
3. Настоящее Указание вступает в силу со дня его опубликования в "Вестнике Банка России".
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
В.В.ГЕРАЩЕНКО
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 12.02.99 N 500-У (ред. от 17.09.2001) "ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"