в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.09.2001 N 690 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 ГОДЫ)"
действует Редакция от 25.09.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.09.2001 N 690 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 ГОДЫ)"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 годы)

: С 01.01.2007 реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) завершена - Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2006 N 1546-р

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 ГОДЫ)
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы)
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. N 424-р
Государственный заказчик Программы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Основной разработчик Программы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Цели и задачи Программы - целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, уменьшение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов, других населенных пунктов, транспортных, энергетических и иных объектов и магистралей к сильным землетрясениям.
Основными задачами Программы являются:
осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее ответственных и несейсмостойких сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
создание и развитие научно-методической базы в области оценки сейсмической опасности территорий путем развития общего сейсмического районирования, сейсмического микрорайонирования территорий городов и других населенных пунктов, уточнения моделей сейсмических воздействий на здания и сооружения;
формирование нормативной базы для осуществления работы по обеспечению сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических, транспортных сооружений;
создание научно-методической базы для осуществления деятельности по снижению сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений во время сильных землетрясений;
развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и смягчением последствий сильных землетрясений;
совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям
Сроки и этапы реализации Программы - 2002-2010 годы, в том числе:
I этап - 2002-2005 годы;
II этап - 2006-2010 годы
Основные программные мероприятия - усиление недостаточно сейсмостойких сооружений в сейсмоопасных районах; создание и реализация научно-методической и правовой базы Программы
Объем и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы составляет 28783,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3535,1 млн. рублей (включая капитальные вложения - 3443,1 млн. рублей и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 92 млн. рублей) и за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников - 25248,7 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - уточнение характеристик сейсмической опасности и сейсмического риска для наиболее опасных в сейсмическом отношении территорий, включая уточнение риска от вторичного воздействия природного и техногенного характера;
усиление существующих несейсмостойких сооружений;
разработка нормативной правовой базы в области проектирования, строительства, усиления конструкций зданий и сооружений;
формирование экономических механизмов повышения уровня сейсмической безопасности населения и снижения сейсмического риска;
развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском;
развитие системы подготовки специалистов и населения к действиям в условиях сильного землетрясения; снижение затрат на ликвидацию последствий землетрясений
Управление реализацией и контроль за исполнением Программы - организация управления и контроль за исполнением Программы возлагаются на Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального и местных бюджетов представляются исполнителями в установленном порядке.
1. Введение

Федеральная целевая программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. N 424-р.

Целями Программы являются повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического и экологического риска в сейсмически опасных районах России, снижение ущерба от разрушительных землетрясений.

Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:

обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;

формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;

внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;

совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

При разработке Программы учитывались результаты выполнения федеральных целевых программ "Сейсмобезопасность Республики Бурятия на 1999-2000 годы и на период до 2010 года", комплексной программы работ по обеспечению сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской области на 1995-1999 годы "Сейсмозащита", продленной до 2005 года, а также программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:

более 50 процентов территории России подвержены влиянию землетрясений, вызывающих катастрофический или серьезный ущерб;

напряженность в обеспечении населения жильем с соответствующей инфраструктурой особенно велика на сейсмоопасных территориях - Камчатке, Сахалине, в Бурятии, Прибайкалье и особенно на Северном Кавказе, где сильные землетрясения, как правило, вызывали не только миллиардные ущербы, ранения и гибель людей, но и социальные потрясения;

катастрофические землетрясения ведут к нищете, болезням, безработице, ставят под угрозу социальные программы, реализуемые в стране;

на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации страны (транспорт, газовые и нефтяные магистрали), находятся гидростанции, атомные электростанции и другие объекты, разрушение которых ведет к экологической деградации территорий и гибели людей;

за все годы истории СССР и Российской Федерации в стране не были реализованы общегосударственные программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки миллионов человек на сейсмоопасных территориях живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2-3 балла. В стране нет системы страхования от последствий землетрясений.

В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска.

Вместе с тем существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по уточнению региональной сейсмичности, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию с целью использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Российской Федерации.

Детальное сейсмическое районирование имеет своей задачей выявление или уточнение сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в которых представляют опасность для конкретных объектов (городов, населенных пунктов, крупных промышленных и энергетических объектов и т. д.). Такие карты для крупных территорий разрабатываются редко, поскольку эти работы в полном объеме требуют больших затрат и длительного времени. Значительно чаще выполняется объектное детальное сейсмическое районирование или уточнение исходной сейсмичности для конкретных объектов. В настоящее время эти важные виды работ по оценке сейсмической опасности имеют слабую нормативно-методическую базу.

Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Карты сейсмического микрорайонирования служат основой для оценки сейсмической опасности строительной площадки и должны содержать всю необходимую информацию для проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Существующая нормативно-методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении.

Поскольку значительная часть территории Российской Федерации характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по регионам Российской Федерации.

Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.

В ряде субъектов Российской Федерации, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.

Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т. д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.

Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.

Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.

Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно-технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.

3. Цели и основные задачи Программы

Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям.

Основными задачами Программы являются:

1) осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;

2) проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;

3) создание и развитие научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;

4) формирование нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;

5) разработка научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;

6) разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;

7) создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений;

8) развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;

9) совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.

4. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Предусмотрено, что Программа будет реализована в течение 9 лет в 2 этапа.

На первом этапе (2002-2005 годы) в наиболее сейсмоопасных регионах предусматриваются проведение обследований и паспортизация таких объектов, как школы, больницы, гидросооружения и т. д., а также будут усилены сооружения, имеющие наибольший дефицит сейсмостойкости, наиболее важные в социальном отношении и с точки зрения ликвидации последствий землетрясений. Предусматривается осуществить мероприятия, которые дадут результаты в ближайшей перспективе. Будет систематизирована и получит дальнейшее развитие нормативно-техническая и правовая база, воссоздана и обновлена экспериментальная основа исследований по сейсмостойкости сооружений. Будут разработаны методические, экономические и организационные основы и механизмы для реализации программных мероприятий в полном объеме.

На втором этапе (2006-2010 годы) планируются полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, массовая паспортизация объектов и усиление зданий и сооружений. При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач.

5. Система программных мероприятий

Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных регионах

В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных регионах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территориях субъектов Российской Федерации представлены в таблице.

Таблица

Индекс сейсмического риска*
Группа I
1. Краснодарский край 9
2. Камчатская область 8
3. Сахалинская область 8
4. Республика Дагестан 7
5. Республика Бурятия 5
6. Республика Северная Осетия - Алания 3,5
7. Иркутская область 2,5
8. Кабардино-Балкарская Республика 2
9. Ингушская Республика 1,8
10. Карачаево-Черкесская Республика 1,8
11. Республика Тыва 1,8
Группа II
12. Ставропольский край 1,6
13. Красноярский край 1,5
14. Кемеровская область 1,45
15. Алтайский край 1,4
16. Приморский край 1,4
17. Хабаровский край 1,3
18. Читинская область 1,25
19. Чеченская Республика 1,15
20. Республика Саха (Якутия) 1
21. Амурская область 0,9
22. Республика Адыгея 0,8
23. Республика Хакасия 0,75
24. Республика Алтай 0,65
25. Еврейская автономная область 0,6
26. Магаданская область 0,59
27. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 0,25
28. Чукотский автономный округ 0,1
29. Корякский автономный округ 0,08


* Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов.

Субъекты Российской Федерации классифицированы в зависимости от индекса сейсмического риска и подразделяются на 2 группы. При определении регионов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами являются сейсмическая опасность и плотность населения. Учитывались также степень фактической сейсмической уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории.

Группа I включает 11 субъектов Российской Федерации - регионы наиболее высокой сейсмической опасности и сейсмического риска. Многие города и крупные населенные пункты этих регионов расположены на территориях с сейсмичностью 9 и 10 баллов.

Краснодарский край занимает площадь 76 тыс. кв. км, численность населения составляет 5006,7 тыс. человек, в том числе городского - 2663,9 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 1600 объектов, в первую очередь в городах Новороссийск, Туапсе, Сочи, Тамань, Анапа, Геленджик.

Особенностью региона является высокая плотность населения Черноморского побережья Кавказа (с многократным увеличением населения в районе Большого Сочи в летний период).

Камчатская область занимает площадь 472,3 тыс. кв. км, численность населения составляет 389,1 тыс. человек, в том числе городского - 315,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить примерно 270 объектов, в первую очередь в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Ключи.

Особенностями региона являются сложное геологическое строение полуострова, а также наличие опасных природных процессов и явлений (кроме землетрясений): вулканы, цунами, морские приливы, наводнения.

Сахалинская область занимает площадь 87,1 тыс. кв. км, численность населения составляет 598,6 тыс. человек, в том числе городского - 518,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 460 объектов, в первую очередь в городах Южно-Сахалинск, Александровск-Сахалинский, Невельск, Оха, Поронайск, Углегорск, Холмск, Курильск, Макаров, Северо-Курильск, Красногорск, Чехов.

Особенностями региона являются его островной характер, непосредственная близость островов к разрывам и разломам краевой зоны Тихого океана с большой и постоянной сейсмической и вулканической активностью, а также открытость для тропических циклонов и северных холодных ветров.

Республика Дагестан занимает площадь 50,3 тыс. кв. км, численность населения составляет 2142,7 тыс. человек, в том числе городского - 860,3 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 690 объектов, в первую очередь в городах Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр.

Особенностью региона является наличие морского побережья и горных районов.

Республика Бурятия занимает площадь 351,3 тыс. кв. км, численность населения составляет 1031,9 тыс. человек, в том числе городского - 616,8 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 485 объектов, в первую очередь в городах Улан-Удэ, Северобайкальск, Бабушкин.

Особенностью региона является наличие зоны озера Байкал и развитой промышленной инфраструктуры, а также наличие горных районов.

Северная Осетия - Алания занимает площадь 8 тыс. кв. км, численность населения составляет 670,1 тыс. человек, в том числе городского - 452,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 400 объектов, в первую очередь в городах Владикавказ, Алагир, Ардон, Дигора, Беслан.

Особенностью региона является горный характер местности при высокой плотности населения.

Иркутская область занимает площадь 767,9 тыс. кв. км, численность населения составляет 2742,1 тыс. человек, в том числе городского - 2183,6 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 860 объектов, в первую очередь в городах Иркутск, Шелехов, Байкальск, Слюдянка, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Тулун.

Особенностями региона являются обширная береговая зона озера Байкал, а также каскад гидроэлектростанций и развитая промышленная инфраструктура области.

Кабардино-Балкарская Республика занимает площадь 12,5 тыс. кв. км, численность населения составляет 785,5 тыс. человек, в том числе городского - 448 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 330 объектов, в первую очередь в городах Нальчик, Прохладный, Терек, Нарткала, Тырныауз.

Особенностью региона является горный рельеф местности.

Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс. кв. км (вместе с Чеченской Республикой), численность населения составляет 314,9 тыс. человек, в том числе городского - 133,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 125 объектов, в первую очередь в городах Назрань, Малгобек, Карабулак.

Особенностью региона является горный рельеф местности.

Карачаево-Черкесская Республика занимает площадь 14,1 тыс. кв. км, численность населения составляет 431,3 тыс. человек, в том числе городского - 189,7 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 20 объектов, в первую очередь в городах Черкесск, Теберда.

Особенностью региона является горный рельеф местности.

Республика Тыва занимает площадь 170,5 тыс. кв. км, численность населения составляет 310,9 тыс. человек, в том числе городского - 149 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 145 объектов, в первую очередь в городах Кызыл, Ак-Довурак, Чадан, Шагонар.

Особенностью региона является значительная урбанизация сейсмоактивных территорий.

Группа II регионов имеет прогнозируемую сейсмическую интенсивность 7-8 баллов и ниже. В эту же группу входит несколько регионов, где могут происходить и более сильные землетрясения, но либо с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения сравнительно невысока.

Программой предусмотрено, что средства из федерального бюджета используются для проведения первоочередных работ по сейсмоусилению объектов в регионах Российской Федерации, начиная с наиболее сейсмоопасных (группа I).

Средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников используются для сейсмоусиления объектов 29 субъектов Российской Федерации.

При проектировании и реализации проектов сейсмоусиления предусматривается экспертиза проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".

Проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание научно-методической базы

Создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий включает в себя:

научное сопровождение карт общего сейсмического районирования;

уточнение исходной информации по сейсмичности для крупных городов, ответственных промышленных, энергетических и транспортных объектов;

разработку карт сейсмического микрорайонирования для городов, урбанизированных территорий, площадок размещения крупных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включая крупные плотины, аэропорты, морские порты и т. п.; развитие методов инженерных изысканий;

разработку расчетных моделей сейсмических воздействий.

Предполагается осуществить:

разработку нормативных документов по проектированию новых, усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений;

разработку эффективных систем сейсмозащиты гражданских и промышленных сооружений, инновационных технологий, системы сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска;

уточнение научно обоснованных методов оценки сейсмической уязвимости и сейсмостойкости существующих сооружений;

разработку методики паспортизации зданий и сооружений;

разработку эффективных методов усиления и восстановления существующих зданий и сооружений;

создание на федеральном уровне экспериментальной базы, включая крупные сейсмические платформы, вибростенды, для исследований сейсмостойкости крупных моделей и фрагментов натурных сооружений, в том числе на базе конверсии оборонных отраслей; создание федерального экспериментального центра для исследований сейсмостойкости сооружений на базе экспериментальных стендов Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;

создание региональных экспериментальных центров (камчатского, северокавказского, сахалинского) для исследования сейсмостойкости зданий и иных сооружений, в том числе зданий из местных строительных материалов;

разработку и реализацию новых высокосейсмостойких, энергосберегающих конструкций гражданских и промышленных зданий с применением местных строительных материалов;

разработку новых конструкций и нормативных документов по сейсмостойким фундаментам и основаниям, по транспортным сооружениям (аэропорты, морские порты, мосты, дороги, трубопроводы), усилению и реконструкции эксплуатируемых транспортных сооружений, по энергетическим сооружениям (гидростанции, тепловые станции, плотины, трансформаторные подстанции, сети), по инженерным сетям в сейсмически опасных районах;

разработку и реализацию системы сейсмометрического мониторинга для оперативной оценки состояния сооружений при землетрясении и для уточнения методов расчета сооружений, в том числе путем установки на зданиях и сооружениях инженерно-сейсмометрических станций, включающихся в автоматическом режиме при землетрясении;

разработку нормативных документов по сертификации и лицензированию в области сейсмостойкого строительства;

паспортизацию существующих сооружений;

научно-техническое сопровождение работ по усилению существующих сооружений.

Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов включает в себя:

разработку и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риски, и технологий их снижения;

разработку нормативных документов по подготовке населенных пунктов к землетрясениям, по снижению сейсмической уязвимости урбанизированных территорий;

разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф;

разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, а также экономического, социального и экологического риска.

Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:

формирование и совершенствование законодательной базы по сейсмической безопасности;

разработку нормативных правовых документов по страховой деятельности.

При реализации Программы необходимо осуществлять координацию работ с исполнителями других федеральных программ, а также международное сотрудничество в области сейсмостойкого строительства.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

За счет средств федерального бюджета планируется финансировать:

осуществление первоочередных мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в наиболее сейсмоопасных районах (9-10 баллов), в том числе усиление наиболее сейсмически уязвимых сооружений;

проведение наиболее важных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

разработку государственных стандартов, нормативных правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности;

создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности;

подготовка специалистов для обеспечения деятельности органов управления и контроля единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности.

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать:

осуществление мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7 баллов и более), в том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений;

разработку и реализацию мер по снижению рисков, наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;

осуществление выборочной (по представителям) и сплошной паспортизации зданий и сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

разработку и реализацию планов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясений;

подготовку населения к действиям при землетрясениях;

создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в субъектах Российской Федерации.

Мероприятия Программы с указанием источников финансирования представлены в приложениях N 1, 2, 3 и 4.

7. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров).

Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе из числа строительных, проектных и научно-исследовательских организаций федерального и регионального уровней. При этом отбор объектов и реализация проектов производятся в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", и утвержденными в его развитие нормативными правовыми актами.

Вопросы, имеющие межведомственный характер и важное общегосударственное значение, рассматриваются Межведомственной комиссией по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству по представлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Выполнение Программы в регионах планируется осуществлять посредством:

формирования (начиная с наиболее сейсмоопасных регионов) комплексных групп специалистов местных и центральных административных и строительных организаций для реализации Программы с использованием существующей нормативной правовой базы;

развертывания скоординированных по срокам и ресурсам программных мероприятий;

создания системы отработки, учета и отчетности на региональном и федеральном уровнях;

формирования предложений по нормативному правовому обеспечению программных мероприятий.

8. Организация управления и контроль за реализацией Программы

Государственный заказчик осуществляет управление выполнением Программы, обеспечение необходимого научно-технического уровня ее основных мероприятий и контроль за реализацией Программы в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Осуществление работы в регионах (начиная с наиболее сейсмоопасных) планируется и реализуется через соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Определение организаций и предприятий, ответственных за выполнение программных мероприятий, их документальное и техническое оснащение осуществляются с привлечением специалистов центральных институтов, предприятий и учреждений строительного направления уже на первом этапе реализации Программы. Полномасштабное развертывание в регионах работ по Программе планируется в начале второго этапа.

Государственный заказчик осуществляет координацию и взаимодействие с исполнителями других федеральных программ, а также организует рациональное использование международного обмена по Программе.

9. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы. Создание новых рабочих мест

Уроки землетрясений в Турции, на Тайване и в Индии еще раз показывают, что сильное землетрясение может стать социальной и экономической катастрофой в масштабе целой страны.

Около 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям 7 баллов и выше. В районах Северного Кавказа, Сахалина, Камчатки, Курильских островов и Прибайкалья прогнозируются землетрясения интенсивностью 9 баллов и более. Площадь сейсмоопасных районов от 6 до 10 баллов составляет в Российской Федерации 6,4 млн. кв. км. В сейсмически опасных районах России расположено 330 населенных пунктов.

В районе гг. Сочи, Грозный, Петропавловск-Камчатский, в Прибайкалье и на других густонаселенных территориях Российской Федерации согласно сейсмологическим прогнозам может произойти землетрясение интенсивностью 9 баллов и выше, то есть сопоставимое по масштабам с землетрясением в г. Спитак (Армения, 7 декабря 1988 г.), когда погибло 35 тыс. человек, а материальный ущерб превысил 10 млрд. долларов США.

Растут ожидаемые потери от землетрясений в связи с происходящей урбанизацией территории России, строительством крупных инженерных сооружений (атомные станции, химические комбинаты, высотные плотины и т. п.), разрушение которых может привести к возникновению экологических катастроф. Возрастающую опасность представляют собой землетрясения, вызванные техногенными воздействиями на земную кору, созданием водохранилищ, добычей нефти, газа и твердых полезных ископаемых, закачкой жидких промышленных отходов и так далее.

Реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 40-50 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе от вторичных эффектов землетрясений.

Затраты на антисейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены.

Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5-4 года.

Реализация Программы позволит сохранить и создать около 20-30 тыс. рабочих мест.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.09.2001 N 690 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 ГОДЫ)"