в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 21.02.2000 N 56 (ред. от 15.10.2001) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
не действует Редакция от 15.10.2001 Подробная информация
ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 21.02.2000 N 56 (ред. от 15.10.2001) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

III. Порядок исчисления и уплаты земельного налога

11. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

12. Земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Если землепользование налогоплательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

13. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно Приложению N 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

При исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Для расчета ставок налога за земли водного фонда, лесного фонда (статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю") органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья по административным районам.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

14. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Земельный налог за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящего пункта) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 24, ст. 2287), от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1623) и Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1012) сумма земельного налога по названным платежам составила в 1995 г. 10 руб. (неденоминированных), в 1996 г. - 15 руб. (неденоминированных), в 1997 г. - 30 рублей (неденоминированных) за квадратный метр. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" ("Российская газета" от 5 августа 1997 г. N 149) размер земельного налога по названным платежам составил в 1998 г. 3 копейки за квадратный метр.

С учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ("Российская газета" от 25 февраля 1999 г. N 36), размер земельного налога по названным выше платежам составил в 1999 г. 6 копеек за квадратный метр.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" размер земельного налога за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящего пункта) целей, составит в 2000 году 7,2 копейки за квадратный метр.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим размер земельного налога за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта) целей, составит в 2001 году - 7,2 копейки за квадратный метр.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящем пункте, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

15. Налог на земли городов (поселков) устанавливается в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) Закона.

В Приложении N 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально - культурного потенциала и для городов, расположенных в пригородных зонах крупных городов (таблица 3).

Для земель, занятых жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, налог исчисляется в процентах (статья 8 Закона) от ставок, установленных для данной оценочной зоны города (поселка) по результатам дифференциации средней ставки земельного налога в соответствии с пунктом 16 настоящей Инструкции.

Для земель сельскохозяйственного использования, предоставленных для садоводства, огородничества, животноводства в пределах городской (поселковой) черты, налог устанавливается вне зависимости от среднегородских ставок в соответствии с пунктом 17 настоящей Инструкции.

Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления городов.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506).

Исчисление ставок налога для пользователей, владельцев, собственников земли (групп налогоплательщиков) города, поселка производится исходя из таблиц 1, 2, 3 Приложения N 2 к Закону в следующем порядке:

1. Базовым нормативом средней ставки являются показатели таблицы 1.

Коэффициенты увеличения ставок таблицы 2 применяются к средним ставкам налога населенных пунктов, отнесенных к курортным районам или зонам отдыха. Уровень коэффициента определяется в зависимости от установленной рекреационной ценности зоны.

Кроме коэффициентов таблицы 2 к средней ставке применяются также коэффициенты таблицы 3. Коэффициенты для пригородных зон используются только в городах, расположенных в этих зонах. При наличии учебных заведений, научно - исследовательских центров, театров, концертных залов и других объектов данные коэффициенты применяются для городов с численностью населения согласно таблице 3.

В том случае, если к населенному пункту (или его части) применены коэффициенты таблиц 2 и 3, то средняя ставка налога умножается последовательно на каждый из этих коэффициентов.

2. Рассчитываются дифференцированные ставки по зонам города (поселка) на базе средней ставки налога.

Основой для дифференциации средней ставки является экономическая оценка территории, генеральные планы городов и другая градостроительная документация.

Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов:

- местоположение;

- доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно - бытового обслуживания населения;

- уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;

- уровень развития сферы социального и культурно - бытового обслуживания населения;

- эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории;

- состояние окружающей среды;

- инженерно - геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- рекреационная ценность территории и другие.

Дифференциация средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности (в относительных или абсолютных показателях) территорий градостроительных зон.

Для оптимизации системы налогообложения земельных участков разница между ставками смежных зон не должна, как правило, составлять менее 5% от среднегородской ставки.

Расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из зональных ставок и площади оценочных зон, должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах (без вычета площади льготных категорий).

Изменение утвержденных ставок, границ зон различной градостроительной ценности производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в абзаце 10 пункта 16 настоящей Инструкции) взимается в двукратном размере.

Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

16. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" минимальная сумма земельного налога по этим платежам в 1995 году составила 20 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" минимальная сумма земельного налога по указанным выше платежам составила не менее 30 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" минимальная сумма земельного налога по названным выше платежам составила не менее 60 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" минимальный размер земельного налога по названным выше платежам составил в 1998 г. не менее 6 копеек за квадратный метр.

Минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 году не менее 12 копеек за один квадратный метр (с учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год").

Минимальный размер земельного налога за земли, занятые под личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 году не менее 6 копеек за квадратный метр.

С учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 14,4 копейки за один квадратный метр.

Минимальный размер земельного налога за земли, занятые под личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 7,2 копейки за один квадратный метр.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 копейки за один квадратный метр в 2001 году.

Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 7,2 копейки за один квадратный метр в 2001 году.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

17. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в размере 10 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" сумма земельного налога по названным платежам составила в 1995 г. 20 руб. (неденоминированных), в 1996 г. - 30 руб. (неденоминированных), в 1997 г. - 60 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" размер земельного налога по названным платежам составил в 1998 г. 6 копеек за квадратный метр.

В связи с тем, что статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" не предусмотрено применение повышающего коэффициента в 1999 году к ставкам земельного налога за земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, размер земельного налога по названным выше платежам составил в 1999 году 6 копеек за квадратный метр.

С учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", размер земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, составит в 2000 году 7,2 копейки за один квадратный метр.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в 2001 году в размере 7,2 копейки за квадратный метр.

Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РСФСР к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках относятся пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

18. В случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений либо передаются в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления или их территория включается в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок решается следующим образом:

при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений (например, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу либо рабочий поселок отнесен к городу) земельный налог в текущем году взимается с налогоплательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений;

при упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта (например, рабочий поселок, где земельный налог взимается по ставке 65 коп. за 1 кв. м, в августе включен в черту города - областного центра, где действует более повышенная ставка за счет его статуса), на территории упраздненного населенного пункта новая ставка должна применяться со следующего года.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

19. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек.

За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

20. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

21. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Налог определяется от суммы платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок, указанной в лесорубочном билете (ордере) по рубкам главного пользования и прочим рубкам, входит в состав этой платы и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета (ордера).

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

22. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.

В соответствии с этим пунктом налог взимается только за переданные в пользование другим организациям и физическим лицам сельскохозяйственные угодья.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

23. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (Приложение N 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю").

Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню.

24. Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями.

Организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы. (Форма сводной налоговой декларации по земельному налогу приведена в Приложении N 1 к настоящей Инструкции.)

По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента их предоставления.

Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному организации в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому.

Если объекты налогообложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц (Приложение N 1, таблицы формы N N 1 - 4) с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения налогоплательщиков, указанных в статье 4 Закона Российской Федерации "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

25. Централизованно представляют налоговые декларации налоговым органам отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления организации, объекты налогообложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы, например:

отделения железных дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;

органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие организации, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами;

акционерные общества энергетики и электрификации Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся электрические сети напряжением 0,38 - 1150 кВ, - за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями <*>;


<*> В соответствии с Нормами отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ N 14278 тм-т1, согласованными с Роскомземом и утвержденными Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго России 20.05.95 (глава 2, пункт 2.1), земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 1,0 кВ и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, в постоянное пользование не предоставляются.

предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;

государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;

организации жилищно - коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд всего города (в городах с районным делением), - за земли, обслуживающие эти строения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство топлива и энергетики Российской Федерации преобразовано в Министерство энергетики Российской Федерации, а часть функций упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике переданы Федеральной службе земельного кадастра России.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

26. До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражно - строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ (за исключением членов кооперативов и товариществ, получивших такие свидетельства).

Начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т.ч. и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования.

Когда члены жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражно - строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами.

Если члены указанных выше кооперативов и товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного кооператива и товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно. Возмещение каких бы то ни было расходов кооператива или товарищества их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога.

Таблица расчета по налогообложению дачно - строительных, гаражно - строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ приведена в Приложении N 1 к настоящей Инструкции (таблица 5).

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

27. Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

28. Учет налогоплательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.

Исчисление земельного налога физическим лицам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления на уплату земельного налога с физических лиц утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налоговое уведомление передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

29. Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае предоставления земельного участка в течение календарного года налогоплательщик обязан уплачивать налог по срокам, установленным законодательством, следующим за месяцем предоставления ему земельного участка.

В случае если законодательством субъекта Российской Федерации не установлено помесячных (поквартальных) сроков уплаты, а земельный участок предоставлен после истечения сроков уплаты, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю", то налогоплательщик обязан уплатить сумму налога по срокам, установленным законодательством, следующего года.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

30. При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налога по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля.

31. Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

32. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

33. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Налоговые органы ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков земельного налога, осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.

При исчислении земельного налога общая сумма каждого платежа округляется до полных копеек: сумма менее 0,5 коп. в расчет не включается, а 0,5 коп. и более округляется до целой копейки.

Налог за земли лесного фонда, включая и леса, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных организаций, на которых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

34. Учет площадей земельных участков, предоставленных физическим лицам, производится на основании данных следующих органов и организаций:

органов жилищно - коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), а также районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о размерах земельных участков, предоставленных физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а также для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих, курортных и дачных поселков. В качестве контрольных материалов могут использоваться данные отделов (управлений) по градостроительству и архитектуре городов о выделении земельных участков для указанного строительства;

сельских органов местного самоуправления о размерах земельных участков, предоставленных физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в границах сельских населенных пунктов и в сельской местности;

предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, о размерах служебных наделов, предоставленных отдельным категориям работников этих отраслей и ведомств на период их работы на указанных предприятиях, в учреждениях и организациях;

сельскохозяйственных организаций, а также и иных организаций о размерах земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального огородничества и садоводства, сенокошения и выпаса скота за счет земель, находящихся в пользовании этих организаций, и других органов.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

35. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю в соответствующий бюджет.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.

При аренде земель и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 18) с инвесторов - граждан Российской Федерации, иностранных граждан, юридических лиц и создаваемых на основе договора о совместной деятельности и не имеющих статуса юридического лица объединений юридических лиц, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющихся пользователями недр на условиях соглашения, взимание платы за пользование землей производится на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

36. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

37. За нарушение Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, а также от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

  • Главная
  • ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 21.02.2000 N 56 (ред. от 15.10.2001) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"