в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 25.10.2001 N 431 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИГОННОЙ СЛУЖБЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"
действует Редакция от 25.10.2001 Подробная информация
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 25.10.2001 N 431 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИГОННОЙ СЛУЖБЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"

Глава III. ОБОРУДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПОЛИГОНОВ

21. Оборудование авиационных полигонов должно обеспечивать:

выполнение авиационными экипажами, подразделениями, частями и соединениями задач боевого применения АСП по наземным, морским и воздушным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в обстановке, максимально приближенной к боевой;

проверку выучки авиационных подразделений и частей по боевому применению АСП с преодолением средств ПВО и в условиях радиоэлектронных помех;

безопасность полетов в районе авиационного полигона и боевого применения АСП на авиационном полигоне;

надежный контроль полетов, четкое управление авиационными экипажами, подразделениями и частями в воздухе, контроль и обработку результатов боевого применения АСП, средств РЭБ и действий экипажей при нанесении удара, своевременное доведение их до авиационных частей;

подготовку и запуск воздушных мишеней и надежное управление ими;

ремонт и восстановление мишенного оборудования;

охрану и рациональное использование природных ресурсов.

22. Границы районов авиационных полигонов определяются с учетом высоты и максимальной горизонтальной дальности полета снарядов, ракет, радиуса разлета их осколков и должны располагаться:

не ближе 10 км от крупных населенных пунктов (городов, железнодорожных узлов, электростанций, заводов) и не ближе 2000 м плюс радиус разлета осколков АСП от населенных пунктов сельского типа, шоссейных и железных дорог, судоходных рек, морских коммуникаций и рыболовных районов;

не ближе 10 км от воздушных трасс и аэродромов.

23. Для наиболее полного и планомерного использования оборудования наземного (морского) авиационного полигона, а также для обеспечения безопасности боевого применения АСП вся площадь авиационного полигона разбивается на рабочую зону и зону безопасности.

24. Рабочей зоной наземного (морского) авиационного полигона называется площадь, заключенная в границах возможных максимальных отклонений точек падения АСП при боевом применении.

В целях обеспечения безопасности боевого применения АСП границы рабочей зоны авиационного полигона устанавливаются на расстоянии не менее 200 м плюс радиус разлета осколков АСП, применяемых на авиационном полигоне, от границы авиационного полигона.

25. Зоной безопасности наземного авиационного полигона называется площадь, заключенная между границами авиационного полигона и его рабочей зоны.

В зоне безопасности располагаются пункты управления, наблюдательные пункты, специальные здания и сооружения, а также средства обеспечения полетов на авиационном полигоне. При расположении военного городка на территории авиационного полигона граница рабочей зоны должна быть удалена от городка не менее чем на 2000 м плюс радиус разлета осколков. Принципиальная схема определения границ авиационного полигона приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам.

26. Все оборудование авиационных полигонов подразделяется на мишенное, специальное и капитальное.

27. Мишенное оборудование авиационного полигона включает мишени и макеты, установленные на мишенных полях и находящиеся на хранении, а также запасные части и отдельные блоки к мишеням, приспособления для сборки, проверки и регулировки мишеней, вспомогательные маркеры, линии электропередач к мишеням и другое вспомогательное оборудование для эксплуатации мишеней.

Участок рабочей зоны авиационного полигона, на котором размещено мишенное оборудование, называется мишенным полем.

В целях повышения пропускной способности на авиационных полигонах может создаваться несколько мишенных полей. Их количество зависит от размера авиационного полигона, размера мишенных полей и определятся решением командующего, командира (начальника), в подчинении которого находится авиационный полигон.

28. На мишенном поле могут размещаться стрелковые, бомбардировочные, тактические мишени, мишени для доводки точностных характеристик прицельно - навигационных систем. Принципиальная схема размещения оборудования на авиационном полигоне приведена в приложении N 2 к настоящим Правилам.

Вне мишенных полей могут располагаться вспомогательные точки прицеливания (ВТП), маркеры радиолокационных мишеней и другие средства опознания мишеней и авиационного полигона.

29. Размеры мишенных полей устанавливаются:

для бомбометания практическими бомбами с простых видов маневра - не менее 2 х 2 км;

для бомбометания практическими бомбами со сложных видов маневра и боевыми бомбами - не менее 4 х 4 км;

для стрельбы неуправляемыми ракетами - не менее 1 х 1 км;

для стрельбы из пушек - не менее 4 х 4 км.

Пуски управляемых ракет по наземным целям разрешается выполнять на авиационных полигонах, по своему месту расположения и размерам обеспечивающих безопасность местного населения, личного состава авиационного полигона, строений и сооружений. Условия безопасного пуска управляемых ракет (УР) определяются вероятностью падения УР на населенные пункты, железные и автомобильные дороги, судоходные реки не более 1Е(-5).

30. Стрелковые мишени предназначены для обеспечения индивидуальных и групповых практических стрельб из пушек и пусков неуправляемых ракет при обучении курсантов ВУЗов, летчиков, штурманов и летного состава авиационных частей и соединений, восстановления и совершенствования навыков в полетах на боевое применение. Они должны обладать хорошей контрастностью и видимостью с воздуха во все периоды года. Дальность их видимости должна обеспечивать уверенное опознание и выполнение прицеливания по ним.

Стрелковые мишени представляют собой комплекс отдельных плоскостных (насыпных) и объемных макетов различной техники (автомобилей, самолетов, вертолетов, артиллерийских орудий, бронетранспортеров, радиолокационных станций и т.п.).

31. При выборе места расположения стрелковых мишеней на авиационном полигоне необходимо руководствоваться следующим:

максимальное отклонение рикошетирующих снарядов от направления стрельбы может достигать влево 25 град. и вправо 55 град. на расстояние до 3 - 4 км;

расстояние между мишенями по фронту и глубине должно быть не менее 100 м (не менее установленных интервалов боевого порядка при стрельбе парой).

Директриса стрельбы на авиационном полигоне выбирается в направлении лесных массивов, водных пространств, болот и возвышенностей, где за излетным пространством у границ авиационного полигона нет населенных пунктов и действующих дорог.

Схема разлета рикошетирующих снарядов при стрельбе по наземной мишени и схема определения сектора захода для стрельбы на авиационном полигоне приведены в приложении N 3 к настоящим Правилам.

32. Бомбардировочные мишени предназначены для обеспечения индивидуальных и групповых практических бомбометаний при обучении курсантов ВУЗов, летчиков, штурманов авиационных частей и соединений, восстановления и совершенствования навыков выполнения полетов на боевое применение.

Они подразделяются на визуальные дневные и ночные - для бомбометаний с помощью визуальных (телевизионных) прицелов и радиолокационные - для бомбометаний с помощью радиолокационных прицелов.

33. Бомбардировочные мишени в рабочей зоне размещаются от ее границы на удалении, обеспечивающем безопасность личного состава авиационного полигона и местного населения.

Удаление бомбардировочной мишени от границы рабочей зоны авиационного полигона должно быть не менее 5 среднеквадратичных отклонений плюс радиус разлета осколков применяемой авиабомбы.

Расстояние между мишенями выбирается исходя из условий четкого, раздельного наблюдения их с воздуха, но не менее 1 км.

В центре каждой мишени устанавливается столб привязки высотой не менее 5 м, окрашенный через каждый метр: летом - в белый и черный цвет, зимой - в белый и красный цвет.

34. Радиолокационные мишени могут обозначаться уголковыми отражателями, действующими радиолокационными станциями (РЛС), импульсными радиомаяками и другими техническими средствами.

35. Радиолокационная уголковая мишень обозначается треугольником со сторонами не менее 1,5 км, в вершинах которого устанавливаются уголковые отражатели; одна из вершин треугольника - точка прицеливания. На ней устанавливаются четыре уголковых отражателя, другие две вершины - маркеры, на них устанавливаются по три уголковых отражателя; расстояние между уголковыми отражателями в вершинах треугольника не более 15 м; маркеры располагаются за точкой прицеливания по направлению захода на цель в пределах рабочей зоны авиационного полигона.

36. С помощью уголковых отражателей могут создаваться и сложные радиолокационные цели, изображение которых на экране подобно изображению крупных промышленных объектов.

37. Для обеспечения видимости радиолокационных мишеней со всех высот и на всех углах визирования уголковые отражатели устанавливаются таким образом, чтобы их нижние грани имели различный наклон в направлении начала боевого пути. Уголковые отражатели в точке прицеливания устанавливаются на +10 град., + 25 град., -10 град., -25 град.; уголковые отражатели в маркерных точках - на +(20 - 25) град., 0 град. и -(20 - 25) град.

Более точно углы уголковых отражателей на каждом авиационном полигоне подбираются путем контрольных облетов радиолокационной мишени. На основании контрольных облетов дается заключение о готовности радиолокационной мишени к эксплуатации. Материалы контрольных облетов, на основании которых делается заключение, передаются на хранение командованию авиационного полигона.

Дальность уверенного обнаружения радиолокационной мишени должна быть не менее 45 - 50 км на высотах полета от 500 до 15 000 м при выдерживании экипажем заданного направления захода на мишень в пределах +/- 15 град.

38. ВТП оборудуется четырьмя уголковыми отражателями без маркеров. При необходимости ВТП может маркироваться дополнительными уголковыми отражателями. Маркировка ВТП должна отличаться от маркировки радиолокационной мишени. ВТП, как правило, устанавливается в начале рабочей зоны авиационного полигона, а мишень (репер) - в центре бомбардировочной мишени.

39. Начало боевого пути (НБП) для выполнения учебных бомбометаний может обозначаться приводными радиостанциями, светомаяками, уголковыми отражателями. Порядок использования этих средств определяется инструкцией по проведению полетов на авиационном полигоне.

40. Для выполнения учебных бомбометаний ночью на авиационном полигоне оборудуется ночная факельная или электрифицированная мишень. В целях обеспечения безопасности боевого применения АСП ночью и оказания помощи экипажам в пространственной ориентировке дополнительно устанавливаются факельные или электрифицированные:

курсовые огни - для выдерживания боевого курса во время пикирования на мишень;

боковые (вспомогательные) огни;

огни искусственного горизонта - для обеспечения пространственной ориентировки летчику при выводе из пикирования, на удалении 2 - 4 км за мишенью (по заходу) перпендикулярно линии боевого пути. Количество огней и расстояние между ними определяется инструкцией по проведению полетов на авиационном полигоне. Схема оборудования авиационного полигона для бомбометаний и стрельб в сумерках и ночью (для самолетов фронтовой авиации) приведена в приложении N 4 к настоящим Правилам, схема оборудования авиационного полигона для бомбометаний и стрельб в сумерках и ночью (для вертолетов) приведена в приложении N 5 к настоящим Правилам.

41. Тактические мишени предназначены для обеспечения стрельб, пусков ракет и бомбометаний, отработки приемов нанесения ударов по объектам вероятного противника на поле боя, в тактической и оперативной глубине. Размеры, количество элементов и конфигурация их должны соответствовать реальным объектам.

Тактические мишени на авиационном полигоне создаются в соответствии с решаемыми авиационными частями задачами и замыслом ЛТУ. В качестве элементов мишеней используется списанная автомобильная и военная техника, аналогичная образцам вероятного противника, которая поставляется на авиационные полигоны довольствующими органами округов (флотов) по заявкам объединений или централизованно, через центральные довольствующие органы федеральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации по заявкам полигонной службы.

42. Макеты, изготовляемые силами авиационных полигонов, должны иметь натуральную величину и окраску имитируемого объекта, расставляться на авиационном полигоне в соответствии с тактическим замыслом, с учетом особенностей боевых порядков вероятного противника и правил маскировки.

Мишени и макеты изготавливаются силами авиационных полигонов за счет средств, выделяемых на боевую подготовку.

43. Оборудование авиационного полигона недостающими мишенями для авиационных частей других объединений производится по взаимной договоренности с этими авиационными частями, которые обязаны представить обоснованную заявку на оборудование авиационного полигона мишенями с указанием, какие мишени необходимо оборудовать и к какому сроку. При том с заявкой должны быть представлены подробные схемы оборудования мишеней. К выполнению работ по указанным заявкам могут привлекаться силы и средства заинтересованных авиационных частей.

44. К специальному оборудованию авиационных полигонов относятся:

пункт управления полетами;

пункт управления авиационного наводчика;

наблюдательные пункты (вышки, блиндажи);

смотровые площадки;

площадки для размещения радиотехнических средств контроля и управления полетами, средства РЭБ и ПВО;

посадочные площадки для вертолетов или взлетно - посадочные полосы (ВПП) для самолетов связи;

оборудованные посты оцепления, указатели, знаки, сигналы и другие сооружения;

линии внутренней и внешней связи.

45. Пункты управления полетами авиационного полигона предназначены для управления и контроля за экипажами в районе авиационного полигона, обработки результатов боевого применения АСП, средств РЭБ и ПВО и управления всей работой авиационного полигона во время полетов. Пункты управления полетами авиационных полигонов могут быть постоянными и временными.

Выбор места расположения постоянного пункта управления полетами осуществляется с учетом безопасности его расположения, возможности свободного наблюдения за рабочей зоной авиационного полигона, наличия вблизи него необходимых площадок для размещения радиолокационных и радиотехнических средств обеспечения полетов, возможности оборудования линий связи со всеми подразделениями авиационного полигона, со штабом авиационного соединения (объединения) и с командными пунктами (КП) авиационных частей (объединений, соединений), наличия хороших подъездных путей, близости посадочной площадки для вертолетов, самолетов связи.

46. Временные пункты управления полетами развертываются на время проведения ЛТУ или исследований у одного из наблюдательных пунктов или вблизи мишенного поля на удалении не менее 1000 м от стрелковой мишени и не менее 5 среднеквадратичных отклонений плюс радиус разлета осколков применяемых АСП от других мишеней.

47. Пункт управления авиационного наводчика предназначен для целеуказания и визуального наведения экипажей воздушных судов (ВС) на наземные цели.

Пункты управления авиационного наводчика располагаются от мишенных полей на расстоянии, обеспечивающем безопасность личного состава расчета. Они могут быть открытого или закрытого (блиндажи) типа.

48. На пунктах управления полетами авиационного полигона оборудуются рабочие места:

руководителя полетами (далее - РП) на полигоне - с хорошим визуальным обзором воздушного пространства и возможностью непрерывного наблюдения за ВС на боевом курсе и пикировании;

помощника РП на полигоне;

командира (начальника) подразделения ПВО и РЭБ (если предусмотрен штатом);

хронометражиста;

дежурного по связи и радиотехнического обеспечения (РТО) полетов на авиационном полигоне;

дежурного синоптика (метеонаблюдателя);

вычислителя (для определения результатов боевого применения АСП);

старшего наблюдателя.

49. Пункт управления полетами оборудуется:

средствами контроля и обработки результатов боевого применения АСП (средств ПВО и РЭБ), в том числе вычислительной техникой, средствами объективного контроля радиообмена;

средствами наблюдения, управления и контроля за полетами и за действиями экипажей при их работе на авиационном полигоне (выносными индикаторами РЛС, радиолокационных систем посадки (РСП), автоматических радиопеленгаторов (АРП), радиостанциями);

планшетом общей воздушной обстановки района авиационного полигона;

аварийными средствами радиосвязи с химическим источником тока;

средствами телефонной (телеграфной) связи со штабом авиационного объединения (соединения), с КП авиационных частей, выполняющих полеты, другими взаимодействующими воинскими частями, с подразделениями авиационного полигона, с объектами связи и РТО авиационного полигона, с оператором вычислительной техники, наблюдательными пунктами, с постами оцепления;

рабочими местами офицеров по управлению радиоуправляемыми мишенями - на воздушных авиационных полигонах (если они не оборудованы в отдельном помещении);

указателем направления и скорости ветра у земли;

средствами дублирующей сигнализации разрешения или запрещения работы (ракетницами с ракетами, дымовыми шашками, пиротехническими факелами и др.);

приборами визуального наблюдения за мишенным полем, часами, навигационными и масштабными линейками.

Эксплуатация средств связи и РТО на авиационном полигоне и порядок их подготовки к обеспечению полетов организуется в соответствии с нормативными актами по техническому обеспечению связи, автоматизированных систем управления (АСУ) и РТО.

50. Наблюдательные пункты на авиационных полигонах служат для наблюдения и контроля за результатами боевого применения АСП. Они могут быть открытыми (наблюдательные вышки) и закрытыми (блиндажи). Количество наблюдательных пунктов зависит от размеров авиационного полигона, характера местности, количества мишеней и возможности одновременного наблюдения каждой мишени минимум с трех наблюдательных пунктов.

51. Открытые наблюдательные пункты располагаются на расстоянии не менее 1000 м от стрелковых мишеней и не менее 5 среднеквадратичных отклонений плюс радиус разлета осколков применяемых АСП от других мишеней.

Закрытые наблюдательные пункты (блиндажи) располагаются на расстоянии не менее 200 м от стрелковых мишеней и не менее 1000 м от бомбардировочных мишеней.

52. Взаимное расположение наблюдательных пунктов должно обеспечивать пересечение линий визирования на место падения АСП от двух наблюдательных пунктов под углом от 45 град. до 135 град. Высота вышек выбирается исходя из обеспечения видимости мишеней.

53. Смотровая площадка предназначена для контроля за результатами боевого применения АСП и непосредственного показа результатов действий авиации в период учений или при проведении исследовательских полетов. Она должна обеспечивать необходимый обзор воздушного пространства и мишенного поля. Удаление от мишенного поля должно обеспечивать надежную безопасность при применении АСП и составлять не менее 5 среднеквадратичных отклонений плюс радиус разлета осколков применяемых АСП.

54. Для надежного управления и контроля за полетами в районе авиационного полигона, обеспечения безопасности боевого применения АСП и отработки задач преодоления ПВО на авиационных полигонах оборудуются площадки для размещения радиотехнических средств, средств ПВО и РЭБ. Расположение площадок и расстановка на них средств осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации соответствующего радиотехнического средства. Точность и надежность работы средств необходимо проверять во время контрольных облетов авиационного полигона не реже одного раза в год.

В отдельных случаях контроль за полетами в районе авиационного полигона может осуществляться средствами взаимодействующих авиационных частей. В этом случае информация от радиотехнических средств этих частей должна передаваться на пункт управления полетами авиационного полигона (пункт наведения истребительной авиации) по каналам служебной связи.

55. Посадочные площадки (аэродромы) для вертолетов и самолетов связи располагаются в зонах безопасности авиационных полигонов. Размеры посадочных площадок и допустимые уклоны их поверхности должны соответствовать тактико - техническим требованиям и нормам на проектирование аэродромов.

Границы площадок, места приземления и стоянок самолетов (вертолетов) обозначаются каркасными пирамидами, окрашенными в красно - белый цвет, и укрепляются металлическими штырями. Площадки, если их несколько на авиационном полигоне, нумеруются и оборудуются конусами для определения направления ветра.

56. Посты оцепления оборудуются постовыми будками или грибками, средствами связи и сигнализации. На дорогах с интенсивным движением устанавливаются шлагбаумы. Удаленные посты оцепления могут оборудоваться жилыми домами на несколько человек.

Постовые будки и грибки окрашиваются в черный и белый цвет полосами шириной 15 - 20 см. Шлагбаум окрашивается в черно - белый (красно - белый) цвет полосами шириной до 1 м.

57. Предупредительный знак окрашивается в желтый цвет с нанесением надписей черного цвета.

Все знаки, указатели, шлагбаумы и другие специальные объекты авиационных полигонов сооружаются в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Знаки и указатели подлежат периодическому обновлению.

58. Каждый авиационный полигон должен быть оборудован внутренней и внешней связью.

К внутренней связи относятся линии связи, соединяющие РЛС, комплексы ПВО и станции помех, наблюдательные пункты, посты оцепления с пунктом управления и между собой. Внутренняя связь осуществляется с использованием проводных и радиосредств. Дублирующие средства (сигнальные флаги, ракеты, фонари, цветные дымовые шашки и т.п.) применяются в крайних случаях, только при нарушении телефонной или радиосвязи.

К внешней связи относятся связь штаба авиационного полигона, пункта управления полетами авиационного полигона со штабом, КП авиационной (взаимодействующей) части, соединения, объединения и с экипажами в воздухе. Схема управления и связи на авиационном полигоне приведена в приложении N 6 к настоящим Правилам.

59. Перечень мишеней и специальных объектов на авиационных полигонах и их условное обозначение приведены в приложении N 7 к настоящим Правилам.

60. К капитальному оборудованию авиационных полигонов относятся служебные, жилые, казарменные, культурно - бытовые и хозяйственные постройки, а также ограждение территории военного городка.

При выборе места расположения военного городка авиационных полигонов необходимо учитывать безопасность расположения, удобство обслуживания полетов личным составом, наличие и состояние подъездных путей и источников воды, близость населенных пунктов, больниц, отделений связи и других видов обеспечения населения.

После выбора места для военного городка составляется генеральный план его застройки, который утверждается должностным лицом в соответствии с приказом соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации, в зависимости от стоимости строительства.

61. Выполнение работ по текущему и капитальному ремонту зданий и коммунальных сооружений авиационных полигонов, а также капитальное строительство, выполняемое воинскими частями авиационных полигонов хозяйственным способом, осуществляется в установленном порядке. За правильность эксплуатации и сохранность зданий и сооружений авиационного полигона отвечает начальник авиационного полигона.

На авиационных полигонах два раза в год (весной и осенью) должны проводиться технические осмотры всех зданий и сооружений, по результатам которых составляются акты. Акты представляются в КЭЧ района (гарнизона) для определения потребных денежных средств и материалов на организацию и выполнение ремонта.

62. При эксплуатации объектов капитального оборудования начальник авиационного полигона руководствуется положениями об организации и эксплуатации зданий и сооружений.

63. Электропитание военных городков авиационного полигона, командного и наблюдательных пунктов, радиотехнических средств, электрифицированных мишеней может осуществляться от местных промышленных сетей или от подвижных электростанций.

За правильную эксплуатацию энергосетей и средств энергопитания отвечает начальник авиационного полигона.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 25.10.2001 N 431 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИГОННОЙ СЛУЖБЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"