Последнее обновление: 25.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (ред. от 19.03.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ"
Решение задач федерального значения
Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются:
обеспечение эффективного и устойчивого энергоснабжения;
развитие транспортной системы;
развитие минерально-сырьевого комплекса;
развитие горно-добывающего комплекса;
обеспечение занятости и закрепления населения в регионе;
развитие приграничного сотрудничества.
Начиная с 1997 года энергосистемы региона работают в условиях постоянного чрезвычайного режима, вызванного хроническим недостатком топлива и отсутствием оборотных средств у предприятий топливно-энергетического комплекса. При росте валового внутреннего продукта за 2000 год в среднем на 8,8 процента производство электрической энергии выросло только на 4,5 процента, тепловой - на 2,4 процента.
Энергосистемы имеют значительную кредиторскую задолженность за использованную энергию, почти равную годовой стоимости реализации продукции (около 15,1 млрд. рублей), более чем 7 млрд. рублей задолженности поставщикам топлива, дефицит твердого топлива в объеме 5,3 млн. тонн (более 17 процентов).
Особенно острая ситуация с энергоснабжением отмечается в Приморском крае, Сахалинской, Амурской и Камчатской областях.
Проблемой для всех регионов Дальнего Востока и Забайкалья является выработка эксплуатационного ресурса генерирующих мощностей. Износ основных фондов по выработке электроэнергии составляет 40 процентов, по тепловой - 55 процентов. На поддержку работоспособности энергетических мощностей в этом регионе ежегодно расходуется около 4,8 млрд. рублей.
В целях энергетической безопасности на Дальнем Востоке и в Забайкалье необходимо обеспечить:
энергетическую независимость территорий по поставкам топлива;
диверсификацию структуры энергетического баланса за счет развития гидроресурсов, других возобновляемых источников энергии;
введение в действие новых генерирующих мощностей, а также техническое перевооружение действующих тепловых электростанций.
Основными приоритетами в модернизации структуры электроэнергетики Дальнего Востока и Забайкалья в 2002-2010 годах должны стать:
строительство ГЭС с высокой степенью освоения капиталовложений, принимая во внимание огромный гидроэнергетический потенциал региона;
дальнейшее увеличение использования "малых" источников энергии (небольших модульных электростанций на местном топливе, возобновляемых источников энергии (ГеоТЭС, малых ГЭС, ветровых электростанций и солнечных коллекторов) прежде всего в удаленных и изолированных районах;
реконструкция, техническое перевооружение и расширение основных тепловых электростанций;
повышение безопасности действующей АЭС;
развитие электрических сетей, обеспечивающих надежную передачу электроэнергии потребителям.
Наиболее важными объектами электроэнергетики федерального уровня, строительство которых предусматривается на Дальнем Востоке и в Забайкалье, являются Бурейская ГЭС, Вилюйская ГЭС-3, Усть-Среднеканская ГЭС, Харанорская ГРЭС, реконструкция Якутской ГРЭС, системообразующие линии электропередачи напряжением 500 кВ, а также такие объекты межрегионального уровня, как Хабаровская ТЭЦ-3, Улан-Удэнская ТЭЦ-2, Мутновская ГеоТЭС, каскад ГЭС на р. Толмачева. Строительство этих объектов осуществляется за счет Российского акционерного общества "ЕЭС России" и потребует безотлагательных мер государственной поддержки.
Изучаются возможности совместной реализации крупного международного проекта по сооружению энергомоста для поставки электроэнергии из России в Японию после завершения строительства Бурейской ГЭС в Амурской области.
Основные показатели энергетического баланса Дальнего Востока и Забайкалья на программный период прогнозируются следующим образом:
потребность в электроэнергии (исходя из предпосылок макроэкономического прогноза социально-экономического развития региона) должна составить в 2005-2006 годах 55,7 млрд. кВт.ч, в 2010 году - 65-66 млрд. кВт.ч. Производство электроэнергии соответствует прогнозируемым потребностям региона, резервы для расширения ее экспорта в Китай и Монголию составляют до 1-2 млрд. кВт.ч;
гарантированное производство электроэнергии на не зависимых от топливной конъюнктуры гидростанциях, а также ГеоТЭС и Билибинской АЭС должно составить к 2005-2006 годам 12,2 млрд. кВт.ч (22 процента суммарного производства электроэнергии), к 2010 году - 18,2 млрд. кВт.ч (28,2 процента).
Программные мероприятия по развитию транспортной системы Дальнего Востока и Забайкалья тесно увязаны с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", ее ключевыми параметрами и приоритетными направлениями.
Регион имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет всего лишь 13,8 процента эксплуатационной длины железных дорог России, соответственно, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента, протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента.
Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. километров на Дальнем Востоке в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием соответственно - в 5,6 раза.
Железные дороги Дальнего Востока и Забайкалья (включая островную Сахалинскую железную дорогу) в совокупности могут обеспечить перевозку грузов до 100 млн. тонн в год, из которых более 50 процентов составляют экспортно-импортные перевозки.
В 90-е годы существенно снизилась пропускная способность элементов железнодорожной сети при общем ухудшении ее технического состояния и увеличении износа, в частности, значительном старении подвижного состава.
На протяжении 5,6 тыс. миль дальневосточного побережья расположены 32 морских порта, включая 22 торговых, 10 рыбных, а также около 300 небольших портов и портовых пунктов. Их доля в общем грузообороте российских портов составляет около 35 процентов. Однако технический уровень дальневосточных морских портов не отвечает современным требованиям. Всего 19 процентов общей длины причального фронта этих портов представляют собой специализированные причалы, и лишь 23 процента из них имеют глубину более 11 метров.
В настоящее время морским транспортом Дальнего Востока выполняется 85 процентов экспортных и 45 процентов импортных грузовых перевозок, железнодорожным транспортом - соответственно 13 и 45 процентов, речным - 2 и 5 процентов.
Перегрузочные мощности южных материковых портов и пропускная способность железнодорожных подходов к ним позволяют переработать не более 35 млн. тонн грузов в год, что настоятельно требует развития соответствующих транспортных систем.
Внутренний водный транспорт в регионе используется главным образом в бассейнах рек Амур и Лена. Большая глубина Нижнего Амура обеспечивает применение судов смешанного "река-море" плавания для осуществления внешнеторговых перевозок грузов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, общий объем которых в последние годы превышал 1 млн. тонн.
Количество автомобильных дорог с твердым покрытием на Дальнем Востоке и Забайкалье значительно меньше, чем в европейской части страны. Дальний Восток пока оторван от единой дорожной сети страны, поскольку еще не закончено строительство дорог федерального значения на трассе Чита - Хабаровск - Находка.
Основными проблемами воздушного транспорта региона являются эксплуатация морально и физически устаревшего самолетно-вертолетного парка (степень износа - около 80 процентов), несоответствие аэропортовых сооружений современным требованиям.
Развитие транспортного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья осуществляется в два этапа.
I этап - стабилизация работы транспортного комплекса в период до 2005 года. Главной задачей этапа является создание производственно-технической и организационно-экономической базы развития транспорта, направленной на повышение конкурентоспособности экспортной продукции и транспортной инфраструктуры региона на мировом и отечественном рынках транспортных услуг.
В этот период также необходимо осуществить научно-исследовательские и проектные работы, предусматривающие развитие транспортной системы региона на отдаленную перспективу, в том числе:
программы комплексного развития хозяйства и транспорта зон хозяйственного освоения Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных магистралей;
программы комплексного развития транспорта в регионах Дальнего Востока и Забайкалья на 2010-2015 годы;
разработку рациональной транспортной схемы завоза грузов в районы Крайнего Севера.
II этап - ускоренное развитие транспортного комплекса для вовлечения экономики России в мировой хозяйственный процесс Азиатско-Тихоокеанского региона в период до 2010 года. Одной из главных задач, требующих решения в этот период, является освоение растущих объемов экспортно-импортных перевозок, международного транзита Европа - страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
По оценкам, суммарные объемы грузооборота южных материковых портов региона составят в 2005 году 40 млн. тонн, в 2010 году - 45-65 млн. тонн. Для увеличения объемов грузовых перевозок потребуется обновление транспортного флота Дальневосточного бассейна, пополнение его сухогрузными и наливными судами для обслуживания портопунктов с рейдовой погрузкой-выгрузкой, судами усиленного ледового класса для плавания в замерзающих морях, специализированными судами для обслуживания экспортно-импортных перевозок. Требуется также обновление пассажирского флота для обслуживания жителей Сахалина, Курил, Камчатки, Чукотки, Республики Саха (Якутия).
Приоритетными направлениями развития транспортной системы региона являются:
завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (развитие Транссибирской магистрали, завершение строительства БАМа и АЯМа и соединительных линий, обеспечивающих маневренность сети);
создание эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока;
развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино;
развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускоренную технологическую и таможенную обработку, комфортные условия для пассажиров.
Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Потребуется завершить сооружение автомобильной дороги Чита - Хабаровск - Находка, осуществить реконструкцию автомобильных дорог вдоль БАМа и АЯМа, построить автомобильные дороги Зеленый Мыс - Билибино - Певек, Петропавловск-Камчатский - Палана, Якутск - Амга - Усть-Мая - Югоренок - граница с Хабаровским краем, соорудить автодорожные части совмещенных мостовых переходов через реку Амур у городов Хабаровска и Благовещенска.
Во всех административных центрах республик, краев, областей и автономных округов Дальнего Востока и Забайкалья необходимо провести реконструкцию аэропортов, пополнение их современным подвижным составом.
На речном транспорте главными задачами являются:
поддержание глубины в реках Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Алдан;
пополнение флота Ленского и Амурского бассейнов судами смешанного "река-море" плавания;
разработка и использование экономичных судов и аппаратов на воздушной подушке.
В рамках Программы предусматривается развитие важнейших объектов транспорта и транспортной инфраструктуры федерального значения, в том числе:
на железнодорожном транспорте:
строительство участка Беркакит - Томмот - Якутск;
строительство подъездного железнодорожного пути Улак - Эльга к Эльгинскому угольному месторождению;
на водном транспорте:
развитие и реконструкция мощностей порта Владивосток;
создание единой автоматизированной системы управления движением судов в заливе Петра Великого;
приобретение сухогрузного флота для Дальневосточного морского пароходства и наливного флота для Приморского морского пароходства;
на воздушном транспорте:
реконструкция аэропортов Владивосток, Якутск, Магадан, Южно-Сахалинск;
реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Благовещенск, Улан-Удэ, Чита;
обновление парка воздушных судов на основе финансового лизинга.
Строительство автомобильных дорог в регионе предусмотрено главным образом проектами, включенными в подпрограмму "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", в соответствии с которой будет осуществляться их финансирование за счет средств федерального бюджета.
Минерально-сырьевые ресурсы играют важную роль в экономике Дальнего Востока и Забайкалья. Разведанные запасы полезных ископаемых составляют сырьевую базу производства алмазов, золота, серебра, платины, олова, вольфрама и молибдена, полиметаллов, горно-химического сырья, топливно-энергетического комплекса, имеющую общероссийское значение. Кроме того, подготовлены сырьевые базы для черной металлургии, имеются геолого-экономические предпосылки создания сырьевых баз титана, алюминия, никеля, молибдена, меди, бериллия.
Важнейшее значение в минерально-сырьевом комплексе региона имеют предприятия по добыче цветных и благородных металлов, играющие основную роль в развитии экономики, формировании торгового и платежного балансов и занятости населения. Однако продолжающийся спад производства существенно снижает их влияние на развитие экономики региона и России.
Целями модернизации минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока и Забайкалья являются:
преодоление структурного кризиса воспроизводства минерально-сырьевой базы региона и переход к устойчивому развитию с увеличением влияния минерально-сырьевого сектора на региональную экономику и повышение уровня жизни населения;
расширение участия предприятий минерально-сырьевого комплекса региона в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Решение этих задач обеспечивают следующие программные мероприятия:
стабилизация финансового положения горно-добывающих предприятий, разработка и осуществление конкретных финансовых и инвестиционных программ, стимулирование и поддержка добычи полезных ископаемых государством, привлечение отечественного и иностранного капиталов;
углубление комплексности добычи и переработки минерального сырья (создание дополнительных переделов) вплоть до получения конечной продукции (металлов);
расширение геологоразведочных работ силами геологических служб горно-добывающих предприятий и государственных горно-геологических предприятий для восполнения либо существенного пополнения сырьевой базы разведанных запасов в связи с их отработкой;
концентрация ресурсов на поиске и оценке:
новых месторождений топливно-энергетических ресурсов в районах, тяготеющих к промышленным центрам и городским агломерациям;
легко осваиваемых месторождений в районах действующих предприятий и в районах, перспективных для подготовки новых сырьевых баз, а также на объектах, расположенных в благоприятных географо-экономических условиях;
россыпных и рудных месторождений для открытой разработки и применения прогрессивных технологий обогащения и извлечения полезных компонентов;
дефицитных видов сырья - меди, марганца, свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена;
освоение месторождений угля (разрезы Солнцевский, Раковский, Новопокровский, Ерковецкий, Харанорский, Тугнуйский, Нерюнгринский, объекты Ургальского месторождения, ряд других объектов);
освоение следующих месторождений дефицитных видов минерального сырья: Удоканское медное, Чинейское ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, Катугинское и Этыкинское (тантал, ниобий, цирконий, олово), Бугдаинское золотомолибденовое, Ново-Широкинское полиметаллическое, Жерекенское молибденовое - Читинская область, Правоурмийское и Фестивальное (олово) - Хабаровский край, Южно-Хинганское марганцево-рудное - Еврейская автономная область, серебряно-свинцово-цинковое "Сардана" и редкоземельных металлов "Томтор" - Республика Саха (Якутия), Николаевское и Партизанское свинцово-цинковые, вольфрамовые Лермонтовское и "Восток", "Искра" (олово) - Приморский край;
освоение месторождений золота и алмазов: отработка запасов глубинных горизонтов алмазной трубки "Удачная", Куранахского, Кючусского, Нежданинского, Бамского, Покровского золоторудных месторождений.
Специфика отраслевой структуры промышленного комплекса региона, ориентированной на преобладающее использование минерально-сырьевой базы, определяет сложность проблемы перехода промышленности на путь устойчивого развития ввиду:
повышенной капитало- и фондоемкости производства, обусловленной как трудностями освоения, так и спецификой самих добывающих производств, необходимости (в целях поддержки производственного потенциала) постоянного восполнения выбывающих мощностей, освоения новых районов и месторождений;
недостаточной глубины и комплексности использования и переработки сырья в рамках экстенсивного ведения хозяйства в целом, приводящих к большим потерям металлов и других ценных ресурсов и продуктов;
морального и физического старения производственно-технической базы горно-добывающей промышленности;
резкого сокращения объемов геологоразведочных работ в условиях смены механизма недропользования.
Необходимость решения выявленных проблем развития минерально-сырьевой базы в регионе диктуется постановкой долговременной задачи общефедерального уровня, направленной на развитие экспортно-ориентированных производств на территории региона.
Инвестиционная стратегия в развитии горно-добывающего и металлургического комплексов, относящихся к наиболее благоприятной группе отраслей промышленности Дальнего Востока и Забайкалья, должна исходить из того, что эти производства ориентированы как на внешний, так и на внутренний рынок и имеют потенциальные возможности развития за счет собственных или привлекаемых на коммерческой основе инвестиционных ресурсов.
На долю Дальнего Востока и Забайкалья приходится 42,7 процента площади лесов и 32,9 процента запаса древесины Российской Федерации. Лесные ресурсы региона составляют надежную основу для развития деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Почти половина лесов региона пригодна для промышленной рубки леса. В 2000 году на Дальнем Востоке были вырублены 10,5 млн. куб. метров леса, или только 11 процентов от расчетной лесосеки. Максимально возможный потенциал объема лесозаготовок в целом по региону составляет 95,5 млн. куб. метров леса, что превышает общий объем вывоза древесины по России в целом.
Определены следующие приоритетные задачи в развитии лесного хозяйства региона:
создание надежных систем контроля лесных пожаров;
обеспечение достоверной информации о лесных ресурсах;
повышение уровня использования лесных ресурсов на основе внедрения современных технологий лесозаготовок.
В структуре лесного комплекса региона значительно преобладают производства по выпуску продукции первичной переработки (вывоза) древесины, доля которой в общем физическом объеме выпуска продукции превышает 85 процентов.
Важнейшим условием развития рыночного регулирования производства в лесном комплексе является формирование инфраструктуры регионального оптового товарного рынка продукции, в том числе создание в регионе Товарной лесной биржи, что позволит упорядочить и рационализировать хозяйственные связи по сбыту продукции комплекса, регулировать пропорции внутрирегионального потребления, межрегионального обмена и экспорта, способствовать включению лесного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья в международные интеграционные процессы.
Проблема обеспечения занятости населения на Дальнем Востоке и в Забайкалье является весьма актуальной в условиях свертывания производства в обрабатывающей промышленности, кризисного состояния предприятий добывающих отраслей.
Численность безработных (по методологии Международной организации труда) в начале 2001 года составила в регионе 651 тыс. человек, при этом численность официально зарегистрированных безработных в конце марта 2001 года составила 109 тыс. человек.
Обеспечение занятости населения представляет собой комплекс мер, включающий в себя:
постоянный анализ ситуации на рынке труда;
организацию исследований структуры и динамики рынка профессий на территории Дальнего Востока и Забайкалья;
развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки занятых и безработных с учетом ситуации на местном рынке труда;
поддержку групп населения, наименее конкурентоспособных на рынке труда (молодежь, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста, инвалиды, вынужденные переселенцы и др.);
снижение напряженности на рынке труда путем поддержки ведущих и перспективных отраслей хозяйственного комплекса региона, определяющих основную занятость населения, введение протекционистских мер;
разработку специальных программ санации или ликвидации убыточных предприятий, развитие новых сфер приложения труда;
оказание помощи в районах, городах и поселках малому и среднему предпринимательству и самозанятости населения;
разработку программ содействия занятости населения (краевых, областных, городских, районных);
создание региональных информационных пунктов и центров по обучению кадров.
Стратегия закрепления населения на территории Дальнего Востока и Забайкалья должна исходить из того, что экономически целесообразно закреплять коренное население на южных территориях региона и не препятствовать миграции с северных территорий, где жизнеобеспечение жителей связано с большими затратами государства. Комплекс мер по закреплению населения на юге региона включает следующее:
создание системы льготного кредитования жилищного строительства для населения, проживающего в южных районах Дальнего Востока и Забайкалья;
улучшение жилищных условий населения путем переселения из ветхого и аварийного жилого фонда;
выделение ссуд и кредитов на льготных условиях лицам, организующим рабочие места в малом бизнесе.
Государственная политика содействия миграции с северных территорий Дальнего Востока должна предусматривать такие меры, как:
строительство жилья для переселенцев с северных территорий Дальнего Востока в новых местах жительства (в том числе за счет средств федерального бюджета);
стимулирование миграции населения из районов Крайнего Севера, не занятого в экономически эффективном производстве, и расширение использования вахтового метода в процессе освоения этих территорий.
Комплекс мер по закреплению населения на южных территориях региона предусмотрен федеральной целевой программой "Жилище".
Приграничное сотрудничество на Дальнем Востоке и в Забайкалье как комплексное взаимодействие (экономическое, экологическое, гуманитарное, технологическое, культурное) приграничных территорий должно обеспечиваться системой согласованных между сопредельными странами и субъектами Российской Федерации мер по организации и стимулированию взаимодействия по следующим направлениям:
установление и поддержание кооперационных связей и приграничной торговли между предприятиями и фирмами;
развитие транспортной сети, включая систему пограничных переходов;
охрана окружающей среды;
развитие международного туризма;
сотрудничество в сфере образования, науки и культуры;
сотрудничество в области использования природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Стратегия развития этого сотрудничества в 2002-2010 годах предусматривает развитие и углубление начатых преобразований по превращению территорий субъектов Российской Федерации в зону активного многоаспектного сотрудничества с приграничными регионами Монголии, Китая и Кореи. При этом стратегия сотрудничества должна быть ориентирована на:
углубление и расширение прежде всего производственно-экономических связей;
более жесткую увязку направлений сотрудничества со стратегическими целями Российской Федерации на востоке страны;
усиление инновационного значения приграничного сотрудничества.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (ред. от 19.03.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ"