Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22.01.98 N 2134-II ГД (ред. от 17.11.2006) "О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Раздел I. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 6-IV ГД)
Статья 81. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 6-IV ГД)
2. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы.
3. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.
Статья 91. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
2. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем депутатского объединения, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство депутатским объединением.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 11-IV ГД)
3. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.
4. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
5. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 6-IV ГД)
6. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 6-IV ГД)
7. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.
8. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 6-IV ГД)
Статья 101. Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы.
2. Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования.
3. Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы депутатов Государственной Думы.
4. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены депутатскими объединениями и Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом.
5. Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность заместителя Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем депутатского объединения, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство депутатским объединением.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 11-IV ГД)
6. Решение об избрании первых заместителей, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 6-IV ГД)
Статья 111. Председатель Государственной Думы:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата - управляющего делами Государственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 11.02.2004 N 66-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее - профильный комитет);
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 21.05.2004 N 554-IV ГД)
и) подписывает постановления Государственной Думы;
к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.09.2002 N 3093-III ГД)
л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;
м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 13.02.2004 N 85-IV ГД)
о) направляет внесенный в Государственную Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления Государственной Думы к рассмотрению палатой;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 21.05.2004 N 554-IV ГД)
п) направляет запрос Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата) о предоставлении ей законопроекта, а также документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы, в профильный комитет либо в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 10.03.2006 N 2882-IV ГД)
р) направляет заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 10.03.2006 N 2882-IV ГД)
2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.
3. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы:
а) о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы;
б) о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы.
4. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.09.2002 N 3093-III ГД)
Статья 121. Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы.
2. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы издается Председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Государственной Думы вправе давать поручения руководителям структурных подразделений Аппарата Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
3. Деятельность Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом Председателя Государственной Думы, а деятельность первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами.
Глава 2. СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫСтатья 131. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
2. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы. Заседание Совета Государственной Думы ведет Председатель Государственной Думы. Председатель Государственной Думы вправе поручить вести заседание Совета Государственной Думы одному из своих заместителей. В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 11-IV ГД)
2.1. Если депутатское объединение имеет в Совете Государственной Думы не более одного представителя, то в отсутствие по уважительной причине такого представителя в заседании Совета Государственной Думы может принимать участие с правом решающего голоса руководитель указанного депутатского объединения. В случае отсутствия по уважительной причине и руководителя депутатского объединения по его письменному поручению в заседании Совета Государственной Думы может принимать участие с правом решающего голоса его заместитель.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 17.06.2005 N 2019-IV ГД)
3. Заседание Совета Государственной Думы правомочно, если число присутствующих на нем членов Совета Государственной Думы и лиц, наделенных правом решающего голоса в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, составляет более половины от общего числа членов Совета Государственной Думы. Решение Совета Государственной Думы принимается большинством голосов от числа членов Совета Государственной Думы и лиц, наделенных правом решающего голоса в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, присутствующих на заседании. В случае, если при принятии решения Совета Государственной Думы голоса разделились поровну, принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Государственной Думы или один из его заместителей, который ведет заседание Совета Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 11-IV ГД, от 17.06.2005 N 2019-IV ГД)
4. В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:
а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе;
б) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе;
в) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.
5. Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.
Статья 141. Совет Государственной Думы:
а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ни текущую сессию;
в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков (государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоров Российской Федерации) только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
д) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;
е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой, а в случае, если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого комитета Государственной Думы, назначает данный комитет соисполнителем по законопроекту (далее - комитет - соисполнитель), направляет законопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и устанавливает срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 20.09.2002 N 3040-III ГД, от 02.04.2004 N 336-IV ГД)
ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;
з) по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации или статьи 105 настоящего Регламента, а также в случае, установленном частью пятой статьи 108 настоящего Регламента;
(в ред. Постановлений ГД СФ РФ от 02.04.2003 N 3776-III ГД, от 02.04.2004 N 336-IV ГД)
и) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
к) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
к.1) утверждает планы международных связей Государственной Думы с парламентами других государств;
(в ред. Постановления ГД СФ РФ от 02.04.2004 N 328-IV ГД)
к.2) одобряет проект сметы расходов на содержание Государственной Думы на текущий финансовый год;
(в ред. Постановления ГД СФ РФ от 18.02.2005 N 1535-IV ГД)
к.3) рассматривает отчет Руководителя Аппарата Государственной Думы об исполнении сметы расходов на содержание Государственной Думы за истекший финансовый год;
(в ред. Постановления ГД СФ РФ от 18.02.2005 N 1535-IV ГД)
к.4) принимает решение о награждении почетным знаком Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма";
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
к.5) принимает решение по предложению профильного комитета о направлении представителей Государственной Думы для участия в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, ее комиссий и рабочих групп;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 10.03.2006 N 2882-IV ГД)
л) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы.
3. Материалы для рассмотрения на очередном заседании Совета Государственной Думы и проекты решений Совета Государственной Думы представляются в Секретариат Совета Государственной Думы, как правило, до 16 часов пятницы, предшествующей заседанию Совета Государственной Думы во вторник, и до 16 часов вторника, предшествующего заседанию Совета Государственной Думы в четверг. Повестка заседания Совета Государственной Думы и материалы к ней направляются Председателю Государственной Думы, руководителям депутатских объединений, заместителям Председателя Государственной Думы и председателям комитетов Государственной Думы в день, предшествующий дню заседания Совета Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 13.12.2001 N 2184-III ГД)
4. Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы.
Статья 151. На каждом очередном заседании Государственной Думы депутатам Государственной Думы раздается информация об основных вопросах, рассмотренных на состоявшемся накануне заседании Совета Государственной Думы, которая подготавливается Секретариатом Совета Государственной Думы.
2. Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, в депутатские объединения и комитеты Государственной Думы. Решения, документы, материалы и иная информация Совета Государственной Думы размещаются также в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
Глава 3. ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯСтатья 16(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 02.06.2000 N 439-III ГД)
1. Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы.
2. Фракции и депутатские группы обладают равными правами, определенными настоящим Регламентом.
3. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
3.1. Фракция, сформированная на основе политической партии, прошедшей в Государственную Думу в составе избирательного блока, подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 08.07.2005 2123-IV ГД)
4. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 11-IV ГД)
5. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.
6. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.
7. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.
Статья 17(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 02.06.2000 N 439-III ГД)
1. Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на основании:
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД)
а) сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующих политической партии или избирательного блока;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД)
б) письменного уведомления руководителя фракции об образовании фракции;
в) протокола организационного собрания фракции, включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;
г) письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию.
1.1. Фракция, сформированная на основе политической партии, прошедшей в Государственную Думу в составе избирательного блока, в случае использования в своем названии наименования данного избирательного блока обязана указать в названии также свои отличительные признаки.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 08.07.2005 2123-IV ГД)
2. Регистрацию депутатской группы осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на основании:
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД)
а) письменного уведомления руководителя депутатской группы об образовании депутатской группы;
б) протокола организационного собрания депутатской группы, включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;
в) письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в депутатскую группу.
3. Регистрация депутатских объединений производится не позднее двух рабочих дней со дня подачи во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы документов, перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи. Указанные документы, за исключением письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в соответствующее депутатское объединение, рассылаются Временной комиссией Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы во все депутатские объединения для сведения и в Аппарат Государственной Думы для внесения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
4. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы регистрацию вновь образуемых депутатских объединений, контроль за изменениями в составах депутатских объединений, а также принятие решения о прекращении деятельности депутатской группы в случае, предусмотренном частью третьей статьи 18 настоящего Регламента, осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД, от 08.07.2005 2123-IV ГД)
5. Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящей статьей, не пользуются правами депутатского объединения, определенными настоящим Регламентом.
6. Депутаты, входящие в депутатские объединения, и депутаты, не входящие ни в одно из депутатских объединений, размещаются в зале заседаний Государственной Думы отдельно и компактно. В случае выхода депутата из депутатского объединения в соответствии с частью первой статьи 18 настоящего Регламента местом его размещения в зале заседаний Государственной Думы является место компактного размещения депутатов, не входящих ни в одно из депутатских объединений.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 08.02.2002 N 2431-III ГД)
Статья 18(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 02.06.2000 N 439-III ГД)
1. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Депутат входит в состав депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения по его письменному заявлению. Депутат выводится из состава депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении его из депутатского объединения либо в случае подачи им во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы или в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменного заявления:
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
а) о выходе из депутатского объединения;
б) о переходе в другое зарегистрированное депутатское объединение;
в) о вхождении во вновь образуемую депутатскую группу.
Датой выхода депутата из депутатского объединения считается дата регистрации заявления депутата или соответствующего решения депутатского объединения во Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы или в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Датой вхождения депутата в депутатское объединение считается день, следующий за днем регистрации документов во Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы или в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы или Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
2. В случае досрочного выбытия депутата Государственной Думы, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных, блоков, Государственная Дума в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" принимает постановление о прекращении полномочий указанного депутата. Проект указанного постановления вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. На основании принятого постановления Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 28.06.2000 N 496-III ГД, от 11.02.2004 N 66-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
3. В случае, если число членов депутатской группы становится менее 55, то по истечении месяца со дня установления Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы этого факта деятельность соответствующей депутатской группы считается прекращенной, о чем Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы принимает решение, направляемое Председателю Государственной Думы, в Совет Государственной Думы, депутатские объединения для сведения и в Аппарат Государственной Думы для внесения соответствующих изменений в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 11-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
Глава 4. КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫСтатья 19(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты Государственной Думы (далее также - комитеты).
2. Комитеты Государственной Думы:
а) вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
д) рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;
е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
ж) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
з) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
и) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
к) проводят анализ практики применения законодательства;
л) вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;
м) решают вопросы организации своей деятельности.
Статья 20(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. Государственная Дума образует следующие комитеты:
а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;
б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
в) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 16.01.2004 N 14-IV ГД)
г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
д) Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;
е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;
ж) Комитет Государственной Думы по собственности;
з) Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
и) Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;
к) Комитет Государственной Думы по обороне;
л) Комитет Государственной Думы по безопасности;
м) Комитет Государственной Думы по международным делам;
н) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
о) Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
п) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
р) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
с) Комитет Государственной Думы по информационной политике;
т) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
у) Комитет Государственной Думы по образованию и науке;
ф) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
х) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
ц) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
ч) Комитет Государственной Думы по экологии;
ш) Комитет Государственной Думы по культуре;
щ) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
э) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
ю) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
я) Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
я.1) Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 16.01.2004 N 14-IV ГД)
2. Государственная Дума может образовывать и другие комитеты. Образование или ликвидация комитета Государственной Думы, а также изменение его названия производится путем принятия постановлений Государственной Думы о внесении соответствующих изменений в часть первую настоящей статьи.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
3. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.
Статья 21(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
2. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
3. Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.
4. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.
Статья 22(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы.
2. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению депутатских объединений. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты.
3. Общее число депутатов Государственной Думы, избранных по представлениям одного депутатского объединения на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 процентов от общего числа членов данного депутатского объединения.
4. Решения об освобождении председателей комитетов Государственной Думы и их заместителей от должности принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения об освобождении оформляются постановлениями палаты.
5. Состав комитета утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета производятся постановлением Государственной Думы.
6. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 19.03.2004 N 228-IV ГД)
7. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 19.03.2004 N 228-IV ГД)
8. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
Статья 23(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. Председатель комитета Государственной Думы:
а) представляет комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы. Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями, а также с Председателем Государственной Думы и его заместителями, Советом Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;
б) распределяет обязанности между своими заместителями;
в) вносит предложения о количестве и составах подкомитетов, рабочих групп и о порядке их работы;
г) направляет своим заместителям законопроекты и иные документы и материалы, поступившие в комитет, для рассмотрения и подготовки предложений;
д) уведомляет о месте и времени очередного заседания комитета не менее чем за двое суток членов данного комитета, а также заблаговременно информирует об этом других депутатов Государственной Думы и иных участников заседания;
е) созывает внеочередное заседание комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета;
ж) ведет заседания комитета, подписывает протоколы заседаний и решения комитета;
з) в случае своего отсутствия и отсутствия своего первого заместителя поручает исполнение обязанностей председателя комитета одному из своих заместителей;
и) координирует деятельность подкомитетов и рабочих групп, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности комитета в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между своими заместителями;
к) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата комитета;
л) представляет к назначению на должность и к освобождению от должности руководителя аппарата комитета и других федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы) в аппарате комитета, а также работников аппарата комитета в соответствии со структурой и штатами Аппарата Государственной Думы, определенными в порядке, установленном частью второй статьи 79 настоящего Регламента.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 17.11.2006 N 3751-4 ГД)
2. Первый заместитель председателя комитета замещает председателя комитета в его отсутствие.
Статья 24(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета.
2. Заседание проводит председатель комитета или его заместитель.
3. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
4. Информация о работе комитета для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.
5. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета.
6. Комитет своим решением вправе установить порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы - члену данного комитета в связи с отсутствием на заседании комитета по уважительной причине.
7. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного комитета, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета.
Статья 251. Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.
2. Депутат - представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.
Статья 261. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав.
2. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс - секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты, - члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты", дополнить предложением следующего содержания: "При этом количество членов Общественной палаты, принимающих участие в заседании комитета, комиссии, не может превышать пять человек.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 10.03.2006 N 2882-IV ГД)
3. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.
4. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.
5. Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, "круглые столы", семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в субъектах Российской Федерации командирование депутатов Государственной Думы, гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Аппарате Государственной Думы, и работников Аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком. Вопрос о проведении указанных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на дни заседаний Государственной Думы, решается Советом Государственной Думы по представлению комитета, комиссии.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД, от 17.11.2006 N 3751-4 ГД)
6. При проведении закрытого заседания комитета, комиссии Государственной Думы действуют правила, установленные частями шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой статьи 37 настоящего Регламента.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 04.12.98 N 3324-II ГД)
Статья 271. Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций.
2. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов.
3. Комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по законопроекту, обязан рассматривать заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта, поступившее в соответствии с пунктом "р" части первой статьи 11 настоящего Регламента. Информация о результатах рассмотрения комитетом указанного заключения доводится до сведения депутатов Государственной Думы в выступлении представителя комитета при обсуждении законопроекта на заседании Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 10.03.2006 N 2882-IV ГД)
Статья 28Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.
Статья 29Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.
Статья 30(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы (далее - комиссии).
2. Государственная Дума образует комиссии в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Регламентом.
3. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.
4. Решения об образовании комиссии, избрании председателя комиссии, его первого заместителя и заместителей, утверждении состава комиссии и положения о комиссии, определении задач комиссии, срока ее деятельности, о полномочиях, а также об установлении даты представления и формы отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты.
5. Председатель комиссии исполняет свои полномочия в соответствии с постановлением Государственной Думы о комиссии и положением о комиссии. Председатель комиссии осуществляет свою деятельность в порядке, установленном статьей 23 настоящего Регламента для председателя комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или настоящим Регламентом.
6. Первый заместитель председателя комиссии замещает председателя комиссии в его отсутствие.
7. Заседания комиссии проводятся в порядке, установленном статьей 24 настоящего Регламента для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или настоящим Регламентом.
Статья 31(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 12-IV ГД)
1. Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий Государственной Думы данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.
2. Комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы.
3. Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений.
4. Председатель Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, его первый заместитель и заместитель избираются в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы.
5. В состав Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22.01.98 N 2134-II ГД (ред. от 17.11.2006) "О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"