Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ" (Извлечения) (утв. МПС СССР 09.08.65) (ред. от 19.02.87)
Раздел 37. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АКТОВ
(статья 168 Устава железных дорог Союза ССР)
§ 1. При железнодорожных перевозках в зависимости от обстоятельств составляются коммерческие акты (Приложение 1) и акты общей формы (Приложение 2).
Кроме того, в необходимых случаях могут составляться акты о техническом состоянии вагона или контейнера (Приложение 3), акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра (Приложение 4), акты о повреждении вагона или контейнера (Приложения 5 и 6), акты о недосливе цистерн или бункерных полувагонов (Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах - раздел 41, Приложения 2 и 4) и другие акты в случаях, предусмотренных Правилами перевозок отдельных видов грузов.
§ 2. Коммерческие акты составляются для удостоверения следующих обстоятельств (ст. 168 Устава железных дорог Союза ССР):
а) несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
б) порчи и повреждения груза или багажа;
в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа;
г) возвращения железной дороге похищенного груза или багажа;
д) непередачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 ч. после оформления в товарной конторе (кассе) выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, отвесов, книги перевески на вагонных весах и др.
В тех случаях, когда разница в массе груза не превышает норму естественной убыли массы груза и норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза, коммерческий акт не составляется, а оформление выдачи груза производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов (см. раздел 4).
§ 3. Акты общей формы составляются для удостоверения следующих обстоятельств:
а) утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной;
б) простоя вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя (ст. 156 Устава железных дорог Союза ССР);
в) неочистки вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя.
При выявлении цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками составляется акт, предусмотренный Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41);
г) неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;
д) подачи железной дорогой неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани (ст. 161 Устава железных дорог Союза ССР);
е) отсутствия пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб на вагон, повреждения или смены пломб, если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты, а также обнаружения в пути следования или на станции назначения при приеме от главного кондуктора пломб на вагонах с неясными или срезанными оттисками без следов насильственного повреждения, если читаемые знаки соответствуют данным вагонного листа и на пломбе можно прочитать наименование станции и дороги;
ж) повреждения вагона (контейнера), повреждения или утраты предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений (ст. 162 Устава железных дорог Союза ССР);
з) просрочки в доставке багажа (составляется по требованию грузополучателя);
и) отказа или уклонения от подписи в учетной карточке выполнения плана перевозок грузов;
к) самовольного занятия железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, учреждениям или арендованных ими (при наличии возможности);
л) использования без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок;
м) в других случаях для удостоверения обстоятельств, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составления коммерческого акта или акта другой специальной формы.
Акт общей формы должен быть подписан лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем двумя лицами.
§ 4. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписи актов. При несогласии с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.
§ 5. Коммерческие акты составляются:
а) при выгрузке груза на местах общего пользования - в день разгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю;
б) при выгрузке на местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки.
В случае проверки массы тары вагона не тем приемосдатчиком, который участвовал при взвешивании груза в день его выгрузки, в разделе "Д" акта указывается, какой приемосдатчик участвовал при взвешивании груза и какой при проверке тары вагона. Акт подписывает приемосдатчик, проверявший тару вагона;
в) в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческие акты в указанные сроки акты должны быть составлены во всех случаях не позднее следующих суток.
§ 6. При выдаче однородного груза, перевозимого навалом и насыпью, прибывшего от одного отправителя в адрес одного получателя, недостачи, превышающие норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза, и излишки, превышающие норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза, обнаруженные по отдельным отправкам при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом. В акт включаются только отправки, прибывшие в исправных вагонах с неповрежденными пломбами пункта отправления или без следов утраты на открытом подвижном составе и в вагонах без пломб (когда такая перевозка допускается Правилами), по которым обнаружены недостачи или излишки.
В акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество пломб и оттиски на них, число мест и масса груза, значащиеся по документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы на вагонных весах указывается масса брутто, тары вагона (с бруса или проверенный) и нетто.
При необходимости эти сведения указываются в перечне, являющемся продолжением коммерческого акта. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.
§ 7. Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывшего в исправных вагонах без признаков утраты в пути, определяется по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза и оформляется одним коммерческим актом.
§ 8. Коммерческие акты составляются в трех экземплярах только на бланках установленной формы и заполняются на пишущей машинке или чернилами четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. На каждом акте проставляется строчный штемпель станции. Первый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию, а третий хранится в делах станции.
Порядок пересылки актов между станциями одной дороги устанавливается управлением дороги.
Если коммерческий акт составляется на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр акта прикладывается к накладной или багажной дорожной ведомости и следует до станции назначения. О составленном коммерческом акте делается отметка на оборотной стороне накладной и дорожной ведомости в порядке, предусмотренном разделами 4 и 6 Правил.
§ 9. В коммерческом акте должно быть точное и подробное описание состояния груза или багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность. В акте должны быть указаны также обнаруженные при проверке груза или багажа обстоятельства, которые могли явиться причиной возникновения выявленной недостачи, порчи или повреждения груза или багажа. Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки или виновности грузоотправителя и железной дороги в акт вносить не допускается.
На все вопросы, помещенные в графах бланка акта, должны даваться точные ответы. Не допускается прочеркивание, а также проставление кавычек вместо повторения требующихся данных.
В коммерческом акте должно быть указано, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При неправильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается, какое нарушение было допущено.
При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся грузов к первому экземпляру акта прикладываются:
при перевозке в вагонах - ледниках с охлаждением - контрольные сведения;
при перевозке в рефрижераторных вагонах с машинным охлаждением и электрическим отоплением - выписка из журнала температур.
При этом в коммерческий акт должны быть внесены данные льдосолеснабжения в вагонах - ледниках или о температурном режиме в рефрижераторных вагонах в пути следования.
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт или акт общей формы, содержащий данные, не соответствующие действительности, несут установленную законом ответственность.
§ 10. Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель), заведующий грузовым двором (заведующий пакгаузом, старший приемосдатчик) и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Кроме того, при необходимости к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены и другие работники железной дороги.
При отсутствии на станции заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика) к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены другие работники железной дороги (дежурный по станции, товарный кассир). В этом случае в коммерческом акте делается оговорка об отсутствии в штатном расписании заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика).
§ 11. В случаях составления коммерческих актов, в том числе и на несколько отправок, с участием грузополучателей при перевозке грузов, прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами пункта погрузки, пломбы, снятые с вагонов, после подписания акта грузополучателем погашаются путем обрезания концов проволоки и оставляются в распоряжении железной дороги.
В случае составления коммерческих актов при перевозке грузов, прибывших за пломбами иностранных дорог и отправителей, а также актов на порчу импортных грузов пломбы прикладываются во всех случаях к актам.
§ 12. Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза или багажа на станции назначения, то станция обязана, не составляя нового акта, сделать на акте попутной станции отметку следующего содержания: "При проверке груза (багажа) разницы против настоящего акта не оказалось". Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции и подписями лиц, указанных в § 10 настоящих Правил. Этот акт выдается грузополучателю по его требованию.
В случае несоответствия сведений, имеющихся в акте попутной станции, данным, оказавшимся при проверке груза или багажа, составляется новый коммерческий акт.
§ 13. Экспертиза грузов производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи груза (см. раздел 4, § 25). О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в разделе "Е" коммерческого акта.
§ 14. По требованию получателя станция обязана в трехдневный срок выдать коммерческий акт, составленный по данной отправке.
Выдача актов получателям производится под расписку на экземпляре акта, хранящегося в делах станции. Требования о выдаче актов от имени организаций и предприятий может предъявлять лицо, имеющее доверенность грузополучателя на право получения коммерческих актов или на право получения груза.
Если в пути следования или при выгрузке груза в склад станции был составлен акт о несохранности груза, обнаруженной в вагоне за пломбами грузоотправителя, то станция назначения обязана выдать грузополучателю копию такого акта, независимо от выдачи акта, составленного ею при выдаче груза.
Требования о выдаче составленных актов могут предъявляться в течение шестимесячного срока со дня выдачи груза.
§ 15. В случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза вследствие неисправного технического состояния (контейнера), кроме коммерческого акта, составляется акт о техническом состоянии вагона (контейнера) согласно Приложению 3.
Акт о техническом состоянии вагона (контейнера) должен составляться обязательно в день обнаружения неисправности вагона (контейнера) и не позднее дня составления коммерческого акта.
Первый экземпляр акта о техническом состоянии вагона (контейнера) прилагается к первому экземпляру коммерческого акта, второй оставляется в делах станции.
§ 16. В случае отказа начальника станции в составлении коммерческого акта или оформления акта с нарушением Правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке на местах необщего пользования - в течение 24 ч. с момента проверки груза подать об этом письменное заявление начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции.
При подаче заявления через начальника станции грузополучателю выдается расписка в приеме жалобы с указанием приложенных документов.
Разногласия, возникающие при заключении временных соглашений, рассматриваются органами арбитража по установленной подведомственности.
(в ред. Указания МПС СССР от 19.02.87 N Г-910у)
§ 17. Начальник отделения дороги на жалобу об отказе в составлении или о неправильном оформлении коммерческого акта обязан дать мотивированный ответ по существу заявления: по скоропортящимся грузам - в суточный срок, а по остальным грузам не позднее трехдневного срока по получении заявления. При обоснованности жалобы грузополучателя начальник отделения дороги дает распоряжение начальнику станции о составлении коммерческого акта или о замене неправильно оформленного акта. В этом случае сбор за хранение груза за время задержки составления акта с получателя не взыскивается.
§ 18. Составление коммерческих актов по международным перевозкам производится в соответствии с соглашениями о международных прямых железнодорожных сообщениях и служебными инструкциями к ним.
§ 19. Вскрытие на пограничных станциях груженых вагонов (контейнеров) со снятием пломб для таможенного и пограничного досмотра по требованию представителя таможни или контрольно-пропускного пункта оформляется актами вскрытия (Приложение 4), которые подписывают представители железнодорожной станции, таможни и контрольно-пропускного пункта.
Наложение новых пломб производится железной дорогой в присутствии представителей таможни и контрольно-пропускного пункта, по требованию которых производилось вскрытие вагона (контейнера). Сведения о снятых и вновь навешенных пломбах вписываются в акт вскрытия.
Акт вскрытия составляется в двух экземплярах, из которых первый направляется в управление пограничной дороги, а второй оставляется в делах станции.
Снятые с вагонов (контейнеров) с экспортными грузами свинцовые пломбы после подписания акта вскрытия погашаются путем обрезания концов проволоки.
УТВЕРЖДЕНЫ
МПС СССР
1 сентября 1965 г.
СОГЛАСОВАНЫ
с СНХ СССР и Госарбитражем СССР
- Главная
- "ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ" (Извлечения) (утв. МПС СССР 09.08.65) (ред. от 19.02.87)